Вопросы по валютному контролю - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вопросы по валютному контролю

Валютный контроль, его цели, функции и роль в совершении валютных сделок

В 2019 году в России процедура валютного контроля проводится по новым правилам. Во-первых, с 1 марта 2018 года применяется Инструкция Центрального банка Российской Федерации №181-И от 16 августа 2017 года. Во-вторых, 14 мая 2018 года начали действовать поправки в базовый Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, регламентирующий проведение валютного контроля. В результате был несколько изменен порядок прохождения валютного контроля, упразднены некоторые документы и скорректированы суммы штрафов.

Для чего нужен валютный контроль

Специалисты определяют валютный контроль как некий комплекс определенных действий, благодаря которым государство обеспечивает соблюдение и выполнение правил и законов, связанных с валютными расчетами, а кроме того, ограничивает отток капитала.

Для нерезидентов РФ российское законодательство предусматривает возможность свободного осуществления валютных переводов без каких-либо ограничений. Более того, такие переводы разрешены между резидентами и нерезидентами РФ. А вот между резидентами РФ переводы в валюте запрещены за исключением нескольких оговоренных законом случаев [1] .

Валютному контролю в обязательном порядке подлежат сделки, для которых в качестве основной используется иностранная валюта. То есть в том случае, если валюта используется российской компанией, например, для расчетов с зарубежными партнерами, сделка обязательно должна пройти валютный контроль, и при этом неважно, импортом или экспортом занимается организация.

Валютный контроль в нашей стране осуществляет Правительство РФ, а кроме него, также органы и агенты валютного контроля. Для начала выясним, что же такое органы валютного контроля. Главный из них — это Центробанк РФ, но такую функцию может выполнять и федеральная исполнительная власть, наделенная соответствующими полномочиями от Правительства РФ. Центробанк России контролирует все валютные операции, которые проводятся кредитными и финансовыми организациями, и соответствие этих операций российскому законодательству. Деятельность федеральных органов власти в рамках валютного контроля и их взаимодействие по этому вопросу с Центробанком координирует также Правительство РФ.

В функционал органов валютного контроля входит:

  • издание нормативных актов;
  • контроль над исполнением положений законодательства;
  • надзор в сфере валютных операций;
  • проведение соответствующих проверок.

В свою очередь, обязанность контроля над резидентами и нерезидентами РФ, которые кредитными или финансовыми организациями не являются, ложится на агентов валютного контроля — так принято называть банки, обладающие соответствующими полномочиями и подчиняющиеся ЦБ РФ. Однако агентами могут быть и некоторые другие организации, среди которых Федеральная налоговая служба и «Внешэкономбанк». Агенты валютного контроля ведут и регулируют на территории РФ любые валютные операции с оформлением всех требуемых документов.

При осуществлении валютного контроля должно исключаться неоправданное вмешательство в операции государства и при этом обеспечиваться единство системы валютного урегулирования и контроля. Права любых участников валютных сделок защищены на государственном уровне.

Важно!

Согласно статье 15.25 КоАП РФ, нарушение валютного законодательства чревато для компаний последствиями в виде наложения крупных штрафов.

Этапы валютного контроля

Предполагается, что компания, ведущая расчеты в валюте, по умолчанию заранее открыла валютный счет, в противном случае для начала потребуется его открыть. На обычных рублевых счетах операции в иностранной валюте не производятся. Если валютный счет открывается в том же банке, где уже открыт счет в российских рублях (а обычно так и происходит), то потребуется всего лишь подать заявление, поскольку банк может использовать ранее предоставленные документы.

При открытии первого счета в большинстве случаев от клиента потребуют:

  • заявление по форме банка;
  • учредительные документы;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке с образцами подписей и оттиска печатей;
  • копии паспортов лиц, которые будут распоряжаться денежными средствами по счету.

После необходимых формальностей валютный счет будет открыт, и с этого момента компания при каждом поступлении на него средств должна добровольно проходить валютный контроль, иначе пользоваться деньгами на счете будет просто невозможно.

Процедура валютного контроля с учетом внесенных в 2018 году изменений стала выглядеть для ее участников несколько проще. В первую очередь это касается тех компаний, которые проводят сделки с относительно небольшими суммами — до 200 000 рублей. В таком случае организации достаточно только сообщить код валютной операции банку, отметив его в специальной форме. В большинстве банков валютный контроль ведется в электронном виде, так что эту форму можно найти на сайте. В некоторых случаях банк может запросить у компании дополнительные документы по конкретному валютному переводу.

Если сумма контракта окажется больше 200 000 рублей, то придется направить в банк целый пакет документов (о них мы поговорим позже) или поставить контракт на учет — это следующий этап валютного контроля. В его ходе банк откроет специальную ведомость банковского контроля, внесет в нее контракт, присвоит ему индивидуальный номер и направит этот номер клиенту. По новым правилам постановка контракта на учет должна осуществляться банком за один рабочий день, все эти процедуры производятся в электронном виде.

После присвоения сделке номера и после ее проведения, компания обязана предоставить в банк справку о подтверждающих документах и сам пакет подтверждающих документов, которые необходимо подать в банк, в течение определенного времени:

  • не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска;
  • или не позднее 15 рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Обычно такая справка также подается в электронном виде, ее проверку банк выполняет в течение трех рабочих дней, а затем снова направляет клиенту. Если же в подтверждающие документы вносились изменения, справку придется заполнить заново и в течение 15 дней со всеми нужными корректировками отправить в банк.

Заключительный шаг — подготовка отчетности и отражение информации о сделке в отчетных документах.

Какие документы нужно подавать в банк для контроля

С 2018 года пакет документов, которые необходимо предоставлять в банк для валютного контроля, также значительно изменился.

Во-первых , был отменен такой важный документ. как паспорт сделки, на оформление которого ранее требовалось не менее трех дней. С 2018 года организациям при совершении сделок в валюте необходимо только поставить контракт на учет. Это делается в двух случаях:

  1. если сумма контракта по экспорту составляет более шести млн рублей или эквивалентную сумму в валюте;
  2. если сумма контракта по импорту составляет более трех млн рублей или эквивалентную сумму в валюте.

Если сумма контракта не достигает 200 000 рублей, то такой контракт на учет не ставится. Если же она превышает 200 000 рублей, но при этом ее размер менее шести млн рублей для импорта или трех млн рублей для экспорта, то также можно обойтись без постановки на учет, однако потребуется предоставить банку дополнительные документы, объясняющие сделку, — сам контракт, счета, накладные и так далее.

Во-вторых , в банк больше не нужно направлять справку о валютных операциях. При совершении сделки на сумму, превышающую 100 000 долларов, до 2018 года в банк необходимо было подавать документы, подтверждающие необходимость осуществления такой сделки. Теперь при выполнении сделки на крупную сумму достаточно оформить и направить в банк только справку о подтверждающих документах, являющуюся основным отчетным документом для компаний. В банках таким документом, согласно новой инструкции, является ведомость банковского контроля.

Сами подтверждающие документы, список которых определяется особенностями проведения валютной операции, необходимо подавать одновременно со справкой. Например, при импорте или экспорте в качестве возможного подтверждающего документа предоставляется таможенная декларация и прочие товаросопроводительные, коммерческие или перевозочные документы.

Счета-фактуры, акты приема-передачи и прочие бумаги подаются в банк при расчетах за выполненные работы или услуги. Заполняется и подается справка обычно через банк-клиент или интернет-банк.

Согласно инструкции, компания может заключить с обслуживающим организацию банком соглашение, по которому обязанность по оформлению справки будет возложена на этот банк. В таком случае достаточно направить ему только необходимые документы и соответствующее заявление.

Агентам валютного контроля законодательство также разрешает требовать у компании дополнительные документы, касающиеся проведения валютных операций. Однако, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ, агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции. Все они не являются обязательными при каждой сделке и направляются в банк только по особому запросу.

Услуги банка, осуществляющего валютный контроль

За помощью при совершении валютных операций клиент может обратиться в банк-агент валютного контроля. Одной из таких кредитных организаций является «ЮниКредит Банк», работающий с 1989 года и выполняющий функции агента в полном соответствии с требованиями отечественного валютного законодательства. При этом он является крупнейшим российским банком с иностранным капиталом и находится на одной из лидирующих позиций на рынке корпоративных услуг.

Своим клиентам «ЮниКредит Банк» готов оказать следующие услуги в области валютного контроля:

  1. Консультации по вопросам валютного законодательства РФ.
  2. Анализ контрактов на их соответствие требованиям законодательства, содействие в подготовке новых контрактов.
  3. Консультирование по проведению валютных операций с применением различных форм расчета, включая аккредитивную, инкассовую, а также расчет путем банковского перевода.
  4. Консультирование по поводу изменений в валютном законодательстве, разъяснение специфики его применения на практике.
  5. Общее осуществление валютного контроля: помощь в составлении документов, постановка контрактов на учет, оформление справки о подтверждающих документах и прочее.

Тарифы на услуги кредитной организации можно узнать на сайте.

P. S. В 2018 году «ЮниКредит Банк» занял восьмое место по объему активов в рейтинге «Интерфакс-100». Финансово-кредитная организация имеет Генеральную лицензию на осуществление банковской деятельности №1 Банка России.

Контрольные тесты. Занятие 16. Валютное регулирование и валютный контроль;

Занятие 16. Валютное регулирование и валютный контроль.

На занятии предлагается обсудить следующие вопросы:

1. Валюта и деньги, соотношение понятий. Национальная и иностранная валюта и валютные ценности.

2. Валютные операции: понятие, классификация валютных операций резидентов и нерезидентов в законодательстве РФ. Юридические аспекты разделения валютных операций на текущие и капитальные. Валютные операции внутри страны.

3. Понятие валютного регулирования, его цели и задачи. Валютные ограничения и валютный контроль.

4. Виды валютных ограничений. Репатриация валютной выручки. Запрет на расчеты в иностранной валюте между резидентами.

5. Понятие валютного контроля. Методы валютного контроля. Паспорт сделки.

6. Органы валютного контроля, их полномочия.

7. Агенты валютного контроля: виды, полномочия.

Выберите правильный или наиболее полный ответ.

1.Термин «валюта» обозначает:

б) Евро и доллар США,

в) денежные знаки иностранных государств.

2. По действующему законодательству ценные бумаги российских эмитентов:

а) не признаются валютными ценностями,

б) признаются внутренними ценными бумагами и валютными ценностями,

в) признаются внутренними ценными бумагами, но не признаются валютными ценностями.

3. Устав МВФ ограничивает право стран-участниц вводить ограничения на:

а) производство платежей и переводов по текущим международным операциям,

Читать еще:  Какой криптовалютой торговать

б) операции, связанные с вывозом капитала,

в) неторговые валютные операции частных лиц (перевод пенсий, пособий, алиментов и т.п.).

4. По законодательству РФ валютные ограничения:

а) полностью отменены,

б) отменены частично,

в) полностью отменены с 01.07.2007 г. и заменены мерами противодействия легализации средств, нажитых преступным путем.

5. Цель валютного регулирования – это:

а) защита национальной валюты,

б) защита государственного суверенитета,

в) накопление золотовалютных (международных) резервов Банка России.

6. Валютные операции – это:

а) сделки с валютой,

б) валютные сделки и сделки с валютой,

в) сделки и фактические действия, законодательно отнесенные к валютным операциям.

7. Физическое лицо признается резидентом для целей валютного регулирования, если оно:

а) постоянно проживает на территории РФ,

б) проживает на территории РФ более 183 дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате совершения валютной операции,

в) проживает на территории РФ более 180 дней в календарном году.

8. Требование репатриации экспортной выручки выполнено, если:

а) выручка получена в течение 180 дней со дня экспорта,

б) выручка получена в срок, установленный внешнеторговым контрактом,

в) выручка получена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.

9. Валютный контроль – это:

а) элемент валютного регулирования как правового режима,

б) вид внешнеторгового контроля,

в) метод финансового контроля.

10. Органами валютного контроля являются:

а) Банк России и Росфиннадзор,

б) Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба,

в) Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовому мониторингу.

11. Агенты валютного контроля – это:

а) оперативные работники органов валютного контроля,

б) уполномоченные банки, Внешэкономбанк и профессиональные участники рынка ценных бумаг,

в) Сберегательный Банк и Внешэкономбанк.

12. Физически лица – резиденты вправе единовременно ввозить в РФ наличную иностранную валюту:

а) без ограничения суммы,

б) в пределах 10 000 долларов США,

в) в пределах ранее вывезенных сумм плюс 10 000 долларов США.

13. Физическим лицам – резидентам разрешен единовременный вывоз из РФ иностранной валюты на сумму:

а) до 3 000 долларов США,

б) до 10 000 долларов США,

в) до 100 000 долларов США.

14. Резиденты РФ вправе открывать счета за рубежом:

а) в банках стран – членов ФАТФ,

б) в банках стран – членов ФАТФ и ОЭСР,

в) в любых зарубежных банках.

15. Уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства в РФ:

б) отменена, за исключением ответственности за невозвращение экспортной выручки из-за рубежа,

в) отменена, за исключением ответственности за невозвращение экспортной выручки из-за рубежа и контрабанду валюты.

Задания

1. Поясните особенности употребления термина «валюта» для обозначения денег, участвующих в экономических отношениях с иностранным элементом.

2. Является ли рубль свободно конвертируемой валютой? Обоснуйте ответ.

3. Что служит причиной распространения норм валютного регулирования на операции с ценными бумагами?

4. Что такое валютная монополия, в каких странах она применялась? В какой период времени валютная монополия действовала в СССР?

5. Что такое мораторий на выплату долгов нерезидентам? Применялся ли он в РФ?

6. Какие валютные виды валютных ограничений применялись в РФ и за рубежом? Какие из них сохранили свое действие в нашей стране?

7. Как соотносится валютное регулирование и борьба с «отмыванием денег»?

8. Является ли установление Банком России официального курса рубля к доллару валютным ограничением? Каковы правовые последствия установления официального курса?

9. Что такое множественность валютных курсов?

10. Что означает выражение «привязка курса национальной валюты к доллару», чем она отличается от плавающего курса?

11. Могут ли жители нашей страны рассчитываться иностранной валютой друг с другом, например, при продаже недвижимости или транспортных средств?

12. Физическое лицо, гражданин Сидоров В. И., начальник цеха сборки дизелей завода «Уралдизель», открыл в местном отделении Сбербанка России рублевый счет для зачисления заработной платы и получил пластиковую карту VISA. Спустя полгода гражданин Сидоров В.И. собрался в туристическую поездку за рубеж. Беседуя об этом с коллегами по работе, он упомянул, что не планирует брать наличные доллары, а рассчитываться за рубежом будет карточкой. Коллеги стали отговаривать его везти карту через границу, утверждая, что, если картой можно расплатиться за рубежом, то она «валютная» и ее надо «на таможне декларировать». Верны ли их опасения?

13. Дознавателем отдела дознания Шереметьевской таможни в отношении гражданки М.А. было возбуждено уголовное дело по факту перемещения ею через таможенную границу при въезде в РФ незадекларированной валюты в сумме 9550 евро и 5130 рублей, равной в эквиваленте 328 685 рублям по официальному курсу, установленному Центральным Банком РФ. При установлении такого признака деяния, как крупный размер, из всей суммы ввезенной гражданкой М.А. наличной валюты не вычиталась та ее часть, которая законодательством о валютном регулировании и валютном контроле разрешена к ввозу без подачи письменной таможенной декларации. Обоснованно ли привлечение к уголовной ответственности при таких обстоятельствах?

14. Главным государственным инспектором Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве составлен протокол об административном правонарушении.

По мнению инспектора, нарушение заключалось в следующем. ЗАО «Позитив Студия» (далее – Общество) заключило договор, по которому оказало рекламные услуги московскому представительству фирмы «МК ГмбХ». Общая сумма контракта договором оговорена не была, стоимость услуг согласно акту сдачи-приемки составила 60 000 рублей. В установленный договором срок оплата получена не была. Таким образом, нарушитель не обеспечил своевременное поступление денежных средств на свои счета в уполномоченном банке, нарушил ст. 19 Закона о валютном регулировании и подлежит ответственности на основании ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

При рассмотрении дела представитель общества пояснил, что сразу после составления протокола Общество заключило с контрагентом дополнительное соглашение о продлении сроков оплаты, распространив действие соглашения на отношения сторон, возникшие до его подписания. Тем самым, нарушение срока устранено. Кроме того, представитель указал, что ст. 19 Закона о валютном регулировании, устанавливающая требование репатриации валютной выручки, по своему смыслу направлена на обеспечение возврата валюты из-за рубежа. К расчетам на территории РФ она применяться не может, т.к. требование «репатриировать» рубли со счета нерезидента на счет резидента в одной стране, в одном городе и в одном банке не имеет никакого экономического основания.

Какое решение по делу следует принять?

15. ЗАО «Табаки Ямайки» (далее – Общество) было привлечено к ответственности Территориальным Управлением Росфиннадзора в г. Москве на основании ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ за несвоевременное поступление денежных средств на счета в уполномоченном банке. Штраф в размере одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках, составил $ 1 000 000.

При вынесении постановления были отклонены ссылки Общества на малозначительный характер деяния, заключавшийся в нарушении срока зачисления средств на 3 дня, так как состав ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ не предусматривает освобождения от ответственности или дифференциации размера штрафа в зависимости от длительности просрочки.

Также не были приняты во внимание доказательства заключения сторонами соглашения о продлении сроков оплаты по контракту, поскольку изменение условий обязательства, в том числе и о сроке, возможно только в отношении еще не исполненных обязательств.

Правомерно ли наложение штрафа на Общество в указанных обстоятельствах?

16. ОАО «Интерпечать» (далее – Общество) произвело поставку печатной продукции за рубеж. Одновременно Общество направило иностранному контрагенту письмо, которым просило произвести платеж по контракту в сумме 750 000 евро произвести в пользу третьего лица — Европейского Банка Реконструкции и Развития, для погашения обязательств по кредиту Общества. Данная просьба Общества была выполнена его контрагентом.

Соответствуют ли действия Общества валютному законодательству?

7. Статьи Соглашения Международного валютного фонда (приняты 22.07.1944 г.).

8. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // СЗ РФ. 2003. № 50. (С последующими изменениями и дополнениями).

9. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790. (С последующими изменениями и дополнениями).

10. Федеральный закон от 08 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850. (С последующими изменениями и дополнениями).

11. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2561.

12. КоАП РФ. Ст. 15.25.

13. «Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», утв. ЦБ РФ 01.06.2004 № 258-П // Вестник Банка России. 2004. № 35.

14. Инструкция ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» // Вестник Банка России. 2004. № 36.

15. Указание ЦБ РФ от10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж» // Вестник Банка России. 2008. № 1.

16. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 февраля 2008г. № 14520/07 //Вестник ВАС РФ. 2008. №5.

1. Финансовое право: Учебник для ВУЗов – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Грачевой Е.Ю. — М.: Проспект, 2009.

2. Валютное право: учебник для вузов / Ю.А. Крохина, Ю. Л. Смирникова, Ю.В. Тютина. – М.: Высшее образование, 2007.

3. Валютное право: учебное пособие / [Д.Г. Алексеева, С.В. Пыхтин, Н.В. Сапожников, Я.М. Фальковская]. – М.: Норма, 2007.

4. Буторина О.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М.: Издательский Дом «Деловая Литература», 2003.

5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2000.

6. Валютный рынок и валютное регулирование: Учебное пособие. / Под ред. И.Н. Платоновой. — М.: Издательство «БЕК», 1996.

7. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения / Пер. с фр.; общ. ред. Н. С. Бабинцевой. М.: Прогресс: Универс, 1994.

8. Альтшулер А.Б. Международное валютное право. — М.: ИМО, 1984.

9. Лисовский В.И. Валютное законодательство капиталистических стран. М., 1973.

10. Фрей Л.И. Валютные и финансовые расчеты. М., 1969.

11. Фрей Л.И. Валютные ограничения и клиринги. М., 1940.

12. Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации. — М.: ИД ФБК-Пресс, 2001.

13. Шумилов В.М. Международное финансовое право: учебник. — М.: Международные отношения, 2005.

валютный контроль

О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ с 01.01.20 г.

    • 06 октября 2019, 19:02
    • |
    • Alesa
  • Изменения 173-ФЗ в основном касаются в части режима использования резидентами зарубежных счетов, теперь нет разногласий по поводу каких счетов говорилось в законе. Счета-не только открытые в банках, но и счета, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ. Иные счета финансового рынка- не поименованы, но есть на этот счет мнение ФНС. Основные изменения вступают в силу с 01.01.2020 года.

    Организации финансового рынка.

    Есть мнение ФНС России, согласованное с Минфином России и Банком России. Перечень некоторых видов организаций, которые следует относить к организациям финансового рынка для целей исполнения главы 20.1 Налогового кодекса Российской Федерации https://legalacts.ru/doc/perechen-nekotorykh-vidov-organizatsii-kotorye-sleduet-otnosit-k-organizatsijam/

    В силу прямого указания в пункте 2 статьи 142.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организациями финансового рынка признаются: кредитная организация, страховщик, осуществляющий деятельность по добровольному страхованию жизни, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, и (или) депозитарную деятельность, управляющий по договору доверительного управления имуществом, негосударственный пенсионный фонд, акционерный инвестиционный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, центральный контрагент, управляющий товарищ инвестиционного товарищества.

    • спасибо ₽
    • хорошо
    • +100
    • спецраздел:
    • брокеры
    • комментировать
    • ★41
    • Комментарии ( 42 )

    Новый законопроект о валютном контроле

      • 19 июня 2019, 23:37
      • |
      • Нувот Вчеранов
    • Вчера был внесен законопроект 733447-7: sozd.duma.gov.ru/bill/733447-7
      О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств

      б) в части 1 слова «в иностранной валюте и валюте Российской
      Федерации в банках, расположенных за пределами территории
      Российской Федерации» заменить словами «в расположенных за
      пределами территории Российской Федерации банках и иных
      организациях финансового рынка, в соответствии с их личным законом
      имеющих право оказывать услуги, связанные с привлечением от
      резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых
      активов для хранения, управления, инвестирования и (или)
      осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или
      косвенно за счет резидента (далее — иные организации финансового рынка)»

      • спасибо ₽
      • хорошо
      • +76
      • спецраздел:
      • банки,
      • брокеры
      • комментировать
      • ★14
      • Комментарии ( 28 )

      Валютный контроль становится жестче, несмотря на обещание либерализации. Есть ли проблемы у физлиц?

        • 05 июня 2019, 17:18
        • |
        • Lumumba
      • В конце мая первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов говорил, что в весеннюю сессию Госдума примет законопроект о смягчении валютного контроля для бизнеса: штрафы за нарушения валютного законодательства будут снижены в 20 раз — до 3–5%, требование возврата валютной выручки, если контракт заключен в рублях, будет отменено с 2020 года, а с 2024 года власти вовсе откажутся от требования ее репатриации, независимо от валюты.

        Однако, из-за того, что с 2016 года часть функций валютного контроля перешла от упраздненного Росфиннадзора к Федеральной налоговой службе (ФНС), одному из самых эффективных российских контролеров, валютный контроль только ужесточился. Возможностей у ФНС гораздо больше — налоговики могут получать информацию от российских банков, компании-нерезиденты обязаны перед ними отчитываться, и с прошлого года заработал обмен налоговой информацией с 86 юрисдикциями. Россия с тех пор получила данные из 58 стран.

        Сейчас список операций, которые можно проводить через зарубежные счета, сильно ограничен, большую часть операций резиденты обязаны проводить через российские банки. Теперь власти стали гораздо внимательнее к зарубежным транзакциям резидентов еще на этапе проверки. Ужесточился и надзор за репатриацией валютной выручки: компании штрафуют даже при незначительной просрочке, а с прошлого года возвращать требуют не только выручку, но и займы. Чтобы избежать разбирательств с налоговиками, российские компании вынужденно регистрируют иностранные юрлица и почти не открывают счета в зарубежных банках — операций, которые разрешено через них проводить, все равно слишком мало.

        Я собираюсь перейти на обслуживание к зарубежному брокеру, пока думаю к какому. Поскажите, пожалуйста, кто торгует через западных брокеров, есть у физических лиц проблемы с валютным контролем?

        • спасибо ₽
        • хорошо
        • +50
        • спецраздел:
        • банки
        • комментировать
        • ★4
        • Комментарии ( 27 )

        Тинькофф начинает кошмарить валютных вкладчиков

          • 30 ноября 2018, 17:59
          • |
          • FT
        • Все уже в курсе что ЦБ ужесточает правила продажи валюты физ. лицам?
          Ну так вот, сегодня получил такое письмо от Тинькофф Банка:


          Это при том, что после каждого перевода мне звонили из их валютного контроля и я отвечал на все вопросы.

          Как вы считаете, какие документы по ценным бумагам им нужны? Я не очень представляю что они хотят.

          Валютный контроль: полезная информация для участников ВЭД

          Валютный контроль в РФ ведется государством в обязательном порядке. Этот процесс влияет на экономику, предназначен для обеспечения прозрачности валютного рынка, он же способен порождать теневой сегмент экономики вследствие ошибочных действий регулятора.

          Валютный контроль — это комплекс мер, предпринимаемых государственными органами для соблюдения законодательства, которое регламентирует процесс обращения в стране валюты иностранных государств, расчетов по международным сделкам и иных операций.

          Валютный контроль в банке для «чайников»

          Работая на внутреннем рынке, достаточно создать конкурентоспособный продукт, найти покупателя, заключить договор и получить доход на банковский счет в рублях.

          Выход на международные рынки выводит компанию на новый уровень, вместе с тем требует знаний соответствующего законодательства, ведения валютного контроля в бухгалтерии на предприятии. Для российских компаний, которые сотрудничают с иностранными контрагентами, подобные вопросы всегда «на карандаше».

          Государственный валютный контроль (ВК) в РФ осуществляется:

          • Правительством РФ;
          • органами ВК — Центробанком, Федеральными налоговой и таможенной службами;
          • агентами ВК — коммерческими банками, участниками рынка ценных бумаг.

          Таким образом экспортеры, импортеры проходят как минимум двухэтапную проверку: со стороны таможни и обслуживающего банка. Схема взаимодействия с банком выглядит так:

          • участник ВЭД ставит на учет международный контракт (подробнее это разберем ниже);
          • банк регистрирует договор и присваивает ему уникальный номер, который в дальнейшем вы сообщаете таможенному органу при оформлении экспортной или импортной декларации на товар;
          • после исполнения обязательств контрактодержатель отчитывается банку о поступлениях или списаниях средств со счета — предоставляет справку утвержденной формы и сопровождающие документы;
          • по заявлению клиента контракт снимается с учета.

          Осуществление валютного контроля в 2019 году происходит по новым правилам

          Новая инструкция Банка России внесла существенные изменения в процедуру прохождения валютного контроля:

          • отменены паспорта сделок;
          • введен учет контрактов подразделением уполномоченной финансовой организации;
          • обновлены правила подачи и перечень необходимых документов, в обязанности банков включено оказание помощи клиентам в этом вопросе;
          • определены различия в пакете документов в зависимости от стоимости контракта;
          • исключена необходимость передачи в фин. организацию оригинала внешнеэкономического договора и предоставления справки о валютных операциях.

          Процедура банковского валютного контроля зависит от стоимости контракта.

          Для сделок с суммарной стоимостью по договору до 200 тыс. руб. применяется упрощенный вариант. Требование предоставлять документы по таким сделкам отсутствует. Указанная сумма — это стоимость контракта в целом, а не одного платежа по договору. Участник ВЭД вправе заключать на каждую сделку отдельный контракт до 200 000 руб., чтобы проходить упрощенную процедуру контроля.

          Для договоров, стоимостью выше 200 тыс. руб. и ниже 3 млн руб. для импортных и 6 млн руб. для экспортных контрактов, действует стандартная процедура без постановки на учет.

          Договоры, превышающие установленные лимиты, подлежат обязательной регистрации в уполномоченном финансовом учреждении с присвоением уникального номера контракта. В течение 15 дней со дня зачисления валюты необходимо предоставить справку о подтверждающих документах (СПД). Процесс регистрации в подразделении валютного контроля банка занимает 1 день, в то время как ранее оформление паспорта сделки длилось 3 рабочих дня.

          СПД — единая форма учета по операциям, связанным с внешнеэкономической деятельностью резидентов. СПД представляет собой описание параметров сделки, подлежащей валютному контролю:

          • декларация на товары;
          • статистика;
          • акты приема и передачи;
          • информация по счетам, участвующим в сделке;
          • другие справки, оформленные в соответствии с международными правилами.

          Документы для осуществления валютного контроля в банке

          Перечень документации утвержден Законом №173-ФЗ с поправками:

          • удостоверение личности физлица, свидетельства, подтверждающие родство;
          • свидетельство о регистрации ИП, юрлица;
          • справки из налоговой: о постановке на учет, уведомление об открытии банковского счета;
          • правовая документация на недвижимость;
          • договоры, выписки из протоколов, акты о выполнении обязательств;
          • банковские выписки;
          • декларации;
          • другие справки, обеспечивающие систему доказательной базой.

          Обновленное законодательство в отношении валютного контроля облегчает подтверждение легальности сделки, ускоряет проведение расчетов. Например, если ранее при обнаружении ошибки в поданных документах банк возвращал собранный пакет без комментариев, то теперь обязан указать на недочеты и помочь их устранить.

          Массовые ошибки, которые чаще всего выявляет служба валютного контроля банка
          Соответствие поданной отчетной документации действующему законодательству ускоряет проведение валютных платежей. Опечатки, орфографические несоответствия правилам русского языка, которые не искажают смысла написанного, не дают основания для отказа в приеме подтверждающих документов.

          • товар или услуга не описаны или описаны некорректно;
          • отсутствует сумма или валюта контракта;
          • не указаны даты выполнения обязательств контрагентами;
          • реквизиты сторон не прописаны или прописаны не в полном объеме.

          Штрафные санкции предусмотрены за нарушения норм валютного контроля:

          • проведение незаконной операции в инвалюте;
          • несвоевременное поступление денег на банковский счет;
          • нарушение срока возврата аванса, уплаченного за непредоставленные товары или услуги.

          Как упростить валютный контроль

          Стоит отметить положительную динамику в законодательстве по упрощению процедуры валютного контроля банком при экспортно-импортных операциях участниками ВЭД. Компании получили экономию времени. Для сокращения финансовых издержек, нивелирования рисков штрафных санкций необходимо определиться с обслуживающей кредитной организацией.

          Рассмотрите коммерческие предложения по открытию и ведению валютных счетов ведущими банками, выберите подходящий вариант тарифов Подобрать банк

          Учитывайте условия приема банком документации клиента. Работает ли банк со скан-копиями или требует передачи оригиналов на бумажном носителе. Электронный документооборот — комфортный, менее затратный для клиента.

          Обратите внимание на финансовое учреждение, где за клиентом закрепляется консультант по валютным операциям, оказывается помощь в заполнении документов.

          Все о валютном контроле простым языком рассказывают специалисты Тинькофф . Банк демонстрирует лояльное отношение к клиентам со счетами в инвалюте, идет в ногу со временем — предлагает электронный документооборот, обеспечивает экономию времени и денег на поездки. Сотрудники оказывают помощь в заполнении установленных форм, писем и справок.

          Валютный контроль

          Обслуживание в иностранной валюте

          Бесплатная линия поддержки клиентов по валютному контролю

          Проверка форм отчетности по валютному контролю

          Структурирование сделок и предварительный анализ документации

          «Онлайн» статус платежей и документов, электронные формы валютного контроля

          • Проведение любых форм расчетов (документарные аккредитивы, документарные и чистые инкассо).
          • Проведение гарантийных операций.
          • Помощь в структурировании расчетов по внешнеторговым контрактам и контрактам между резидентами на территории РФ.
          • Проведение расчётов с использованием инструментов кредитования и торгового финансирования.
          • Консультация на любом этапе совершения сделки.

          Порядок заполнения документов валютного контроля

          Новости ВТБ

          Изменения валютного законодательства Российской Федерации

          Информационное сообщение о проведении платежей в китайских юанях

          Информационное сообщение об Указании № 4855-У

          Актуальные вопросы по исполнению требований Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — Инструкция № 181-И)

          Какую информацию нужно сообщить уполномоченному банку при платеже в пользу нерезидента по контракту без требования о его постановке на учет в соответствии с Инструкцией № 181-И?

          В соответствии с требованиями Инструкции № 181-И при совершении операции (в валюте РФ или в иностранной валюте) по контракту, сумма которого в эквиваленте более 200 тыс. руб., но менее «пороговой» суммы для постановки контракта на учет, резидент должен предоставить в уполномоченный банк документы, связанные с проводимой операцией. При этом для проведения платежа в валюте РФ предоставляется расчетный документ по операции, заполненный в соответствии с п. 2.13 Инструкции № 181-И и содержащий информацию о коде вида операции согласно Приложению 1 к Инструкции. Для проведения операции в иностранной валюте рекомендуем также дополнительно предоставить заполненную форму «Сведения о валютной операции». Данная форма размещена на сайте Банка и в системах дистанционного обслуживания.

          Никаких действий по контрактам, на которые ранее были оформлены ПС, от резидентов не требуется. Все такие контракты/кредитные договоры с 01.03.2018 г. считаются поставленными на учет в уполномоченном банке. Номер ПС становится уникальным номером контракта/кредитного договора (УНК).

          Инструкция № 181-И не предусматривает предоставление резидентами в Банк документов по зачислениям валюты РФ по контрактам, не требующим их постановки на учет. Исключение: в случае несогласия резидента с кодом вида операции, указанным в расчетном документе, либо в случае отсутствия кода в расчетном документе резидент вправе представить в Банк информацию о соответствующем коде вида операции с приложением документов для его обоснования.

          Согласно пункта 2) части 1.1 Статьи 19 Федерального закона 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять в уполномоченный банк информацию не только о сроках возврата аванса в соответствии с условиями контракта в случае неисполнения обязательств, но и о сроках исполнения основных обязательств нерезидента по контракту в счет ранее уплаченного аванса. В Пункте 1.1. Приложения 3 к Инструкции № 181-И указан порядок определения (расчета) каждого из этих сроков.

          Согласно пункту 8.7 Инструкции 181-И при изменении сведений, содержащихся в принятой банком УК справке о подтверждающих документах (СПД) , в т.ч. сведений об ожидаемом сроке, резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих такие изменения, должен представить в банк УК новую СПД, содержащую скорректированные сведения, с приложением документов, подтверждающих такие изменения.

          Для перевода в Банк на обслуживание контракта (кредитного договора), ранее поставленного на учет в другом уполномоченном банке, резиденту необходимо предоставить информацию об уникальном номере контракта/кредитного договора (УНК), а также контракт (кредитный договор) либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для заполнения I раздела Ведомости банковского контроля по контракту/кредитному договору.

          Для направления «новым» банком запроса в Банк России требуется наличие информации о дате и основании снятия с учета контракта/кредитного договора в «прежнем» банке.

          В случае изменения сведений о резиденте, поставившем на учет контракт (кредитный договор), резидент должен представить в Банк заявление о внесении изменений в раздел I ведомости банковского контроля, оформленное в соответствии с требованиями п. 7.2 Инструкции № 181-И, с указанием тех реквизитов, которые требуют изменения в ведомости банковского контроля.

          Рекомендованная Банком форма заявления размещена на сайте Банка и реализована в системах дистанционного обслуживания.

          Заявление представляется резидентом не позднее тридцати рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, либо в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

          Банк разработал и предлагает к использованию следующие документы для целей валютного контроля, в рамках исполнения требований Инструкции № 181-И: — Заявление о постановке контракта на учет; — Заявление о постановке кредитного договора на учет; — Заявление о внесении изменений в раздел I Ведомости банковского контроля; — Заявление о снятии контракта (кредитного договора) с учета; — Сведения о валютной операции. Формы документов, а также порядок их заполнения размещены на сайте www.vtb.ru -> Средний бизнес -> Расчеты —> Валютный контроль. В разделах «Малый бизнес» и «Крупный бизнес» данная информация также присутствует.

          Для клиентов экс-ВТБ24 — на сайте www.vtb24.ru -> Бизнесу -> Расчетное обслуживание —> ВЭД и валютный контроль —> Валютный контроль.

          На тех же ресурсах размещены форма справки о подтверждающих документах (установленная Приложением 6 к Инструкции № 181-И) и порядок ее заполнения.

          Также обновленные формы документов для целей валютного контроля реализованы в системах дистанционного обслуживания (они могут отличаться от форм, размещенных на сайте).

          Согласно главе 4 Инструкции № 181-И контракт (кредитный договор), заключенный между резидентом и нерезидентом, ставится на учет в следующих случаях: Экспортный (Импортный) контракт, предусматривающий вывоз (ввоз) из РФ (в РФ) товаров, выполнение резидентом (нерезидентом) работ, оказание резидентом (нерезидентом) услуг, передачу резидентом (нерезидентом) информации и результатов интеллектуальной деятельности, оказание резидентом (нерезидентом) услуг, связанных с продажей ГСМ и материально-технических запасов для обеспечения эксплуатации транспортных средств, передачу резидентом (нерезидентом) движимого или недвижимого имущества в аренду, финансовую аренду — если сумма обязательств равна или превышает в эквиваленте по курсу Банка России на дату заключения контракта, либо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих изменение суммы контракта, по Экспортному контракту — 6 млн. российских рублей или по Импортному контракту — 3 млн. российских рублей.

          Кредитный договор (договор займа) — если сумма предоставляемых (получаемых) резидентом заемных средств равна или превышает в эквиваленте 3 млн. российских рублей по курсу Банка России на дату заключения кредитного договора, либо на дату заключения последних изменений (дополнений), предусматривающих изменения суммы кредитного договора.

          Резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), должен осуществить его постановку на учет в следующие сроки (п. 5.7 Инструкции № 181-И):

          1. При списании денежных средств (далее — ДС) в пользу нерезидента — не позднее даты представления распоряжения о списании средств.
          2. При зачислении ДС от нерезидента — не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления средств на счет резидента.
          3. При совершении расчетов с нерезидентом через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте — не позднее 30 рабочих дней после окончания месяца, в котором была осуществлена указанная операция.
          4. При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза в РФ (вывоза из РФ) товаров и при наличии требования о таможенном декларировании товаров — не позднее даты подачи ДТ, документа, используемого в качестве ДТ, заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара).
          5. При исполнении обязательств по контракту посредством ввоза в РФ (вывоза из РФ) товаров и при отсутствии требования о таможенном декларировании — не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы (далее — ПД).
          6. При исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, — не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены ПД.
          7. При исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в пунктах 1 — 6 — не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены ПД.

          В случае если контрактом (кредитным договором) не определена сумма обязательств:

          • Не позднее срока для представления резидентом документов, связанных с проведением операций, не позднее даты подачи документов для таможенного оформления товара или срока для представления справки о ПД в случае иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) при проведении той операции, таможенном оформлении той партии товара, ином исполнении обязательств, в результате которого сумма расчетов по контракту (кредитному договору), стоимость товара по контракту, сумма обязательств по контракту (кредитному договору) будет равна или превысит пороговое значение для постановки контракта (кредитного договора) на учет.

          С 01.03.2018 г. номер ранее оформленного по контракту (кредитному договору) паспорта сделки (ПС) становится уникальным номером контракта/кредитного договора (УНК).

          Справка о подтверждающих документах (далее СПД) продолжает использоваться в условиях действия Инструкции № 181-И и является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов (п. 1.3 гл. 1). Случаи, порядок и сроки предоставления СПД регламентируются гл. 8 Инструкции № 181-И. Форма и порядок заполнения СПД установлены Приложением 6 к Инструкции № 181-И.

          Обращаем внимание, что статьей 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение сроков предоставления СПД.

          С 01.03.2018 отменено требование о представлении резидентами в уполномоченный банк справки о валютных операциях.

          В соответствии с Инструкцией № 181-И резидент обязан или вправе предоставить документы, связанные с проводимой операцией.

          При наличии требования о предоставлении информации об операции (УНК, код вида операции, ожидаемый срок) данная информация может быть предоставлена как в произвольном формате, так и по форме «Сведения о валютной операции», рекомендованной Банком (для оперативности контроля на стороне Банка).

          Рекомендованная Банком форма размещена на сайте Банка и реализована в системах дистанционного обслуживания.

          Нет, такого заявления на перевод недостаточно.

          Согласно пункту 2.7 Инструкции № 181-И при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте резидент в рассматриваемой ситуации должен предоставить в уполномоченный банк информацию о коде вида операции, соответствующем наименованию операции из Приложения 1 к Инструкции № 181-И.

          Резидент может использовать для предоставления в Банк ВТБ (ПАО) форму «Сведения о валютной операции» или предоставить информацию в произвольной форме на бумажном носителе или по системе ДБО. В любом случае сведения о валютной операции или иное сообщение клиента должно содержать указание на то, что сумма договора с нерезидентом не превышает в эквиваленте 200000 рублей, в связи с чем документы, связанные с проводимой операцией, не предоставляются.

          По нашему мнению, наличия срока действия договора недостаточно.

          Согласно части 1.1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в договорах, заключенных между резидентами и нерезидентами в целях осуществления внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам. Срок действия договора может включать также, например, гарантийный период, срок для предъявления возможных претензий после исполнения обязательств или иные дополнительные сроки, не относящиеся к контролю за сроком репатриации средств по внешнеторговым контрактам.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector