Finkurier.ru

Журнал про Деньги
73 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Валютный контроль в днр

Организация финансового контроля в ДНР

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции ДНР, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны Главы ДНР, Народного Совета ДНР и Совета Министров ДНР. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов республиканского и местных бюджетов, республиканского и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов на сегодняшний день созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Народного Совета ДНР и департаменты Совета Министров ДНР.

Например, решением Народного Совета ДНР 12 декабря 2014 года был образован Комитет Народного Совета по бюджету, финансам экономической политике. В компетенцию Комитета входит подготовка проектов Законов и Постановлений Народного Совета по вопросам:

разработки и принятия Республиканского бюджета;

рассмотрения сметы расходов на очередной финансовый год;

налогового и таможенного законодательства;

бухгалтерского учета и отчетности, аудита и налогового учета;

государственной денежно-кредитной политики;

назначения на должность и отстранения от должности председателя Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики;

ратификации международных договоров об избегании двойного налогообложения;

внешнеэкономической деятельности и валютного контроля;

банковской деятельности, кредитных организаций.

Контроль за финансами со стороны Главы ДНР осуществляется в соответствии с Конституцией ДНР путем издания указов по финансовым вопросам, подписания законов; назначения и освобождения от должности министра финансов ДНР; министра доходов и сборов ДНР.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольно-ревизионное Управление, созданное Указом Главы ДНР как структурное подразделение Администрации Главы ДНР, оно подчиняется непосредственно Главе ДНР, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций – осуществление государственного финансового контроля над использованием и сохранением государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов, правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятия обязательств; осуществление государственного финансового контроля над эффективным использованием средств и имущества, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в министерствах и других органах исполнительной власти, в государственных фондах, бюджетных учреждениях и у субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

Контрольно-ревизионное Управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Главы ДНР предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов ДНР, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Прежде всего, Минфин ДНР осуществляет финансовый контроль в процессе разработки республиканского бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств республиканских внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля.

По результатам контроля Минфин ДНР вправе: требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из республиканского бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Все структурные подразделения Минфина ДНР в той или иной форме контролируют финансовые отношения.

На сегодняшний день создан Департамент финансового и бюджетного контроля Министерства финансов Донецкой Народной Республики, который реализует функции по осуществлению финансового, бюджетного контроля в министерствах и других органах исполнительной власти, республиканских фондах, бюджетных учреждениях и субъектах хозяйствования республиканского сектора экономики, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней, используют (использовали в проверяемом периоде) республиканское или коммунальное имущество.

Департамент казначейства Министерства финансов Донецкой Народной Республики призван осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения республиканского бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложен контроль за:

доходной и расходной частью республиканского бюджета в процессе его исполнения;

состоянием государственных финансов в целом и представлением высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства ДНР и состоянии бюджетной системы.

Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в ДНР существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, в частности налогообложение.

Советом Министров ДНР 06 октября 2014 года было принято Постановление №37-8 «Об утверждении Временного Положения и Временной организационной структуры Министерства доходов и сборов». Министерство обеспечивает контроль за соблюдением налогового законодательства; осуществляет контроль за полнотой и своевременностью перечисления в республиканский и местные бюджеты и целевые фонды налогов, сборов, таможенных и других обязательных платежей, единого взноса.

Дальнейшее развитие финансового контроля в ДНР и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, с учетом осуществления Правительством ДНР мер по стабилизации и улучшению социально-экономического положения в республике.

Вывод: В результате изучения данной темы уставлено, что контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает, так как он является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет его назначение и содержание.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Следует отметить, что важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учета – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля.

1. Объяснить, для чего необходим финансовый контроль? Охарактеризовать его содержание.

2. Указать, по каким критериям можно классифицировать финансовый контроль.

3. Охарактеризовать формы и методы проведения финансового контроля.

4. Указать, в чем различие между предварительным, текущим и последующим финансовыми контролями.

5. Объяснить, в чем заключаются задачи государственного финансового контроля.

6. Охарактеризовать задачи и функции органов финансового контроля ДНР.

Организация финансового контроля в ДНР

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции ДНР, предусматривает контроль за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со стороны Главы ДНР, Народного Совета ДНР и Совета Министров ДНР. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов республиканского и местных бюджетов, республиканского и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов на сегодняшний день созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Народного Совета ДНР и департаменты Совета Министров ДНР.

Читать еще:  Займы в валюте нерезиденту

Например, решением Народного Совета ДНР 12 декабря 2014 года был образован Комитет Народного Совета по бюджету, финансам экономической политике. В компетенцию Комитета входит подготовка проектов Законов и Постановлений Народного Совета по вопросам:

разработки и принятия Республиканского бюджета;

рассмотрения сметы расходов на очередной финансовый год;

налогового и таможенного законодательства;

бухгалтерского учета и отчетности, аудита и налогового учета;

государственной денежно-кредитной политики;

назначения на должность и отстранения от должности председателя Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики;

ратификации международных договоров об избегании двойного налогообложения;

внешнеэкономической деятельности и валютного контроля;

банковской деятельности, кредитных организаций.

Контроль за финансами со стороны Главы ДНР осуществляется в соответствии с Конституцией ДНР путем издания указов по финансовым вопросам, подписания законов; назначения и освобождения от должности министра финансов ДНР; министра доходов и сборов ДНР.

Определенные функции финансового контроля выполняет Контрольно-ревизионное Управление, созданное Указом Главы ДНР как структурное подразделение Администрации Главы ДНР, оно подчиняется непосредственно Главе ДНР, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций – осуществление государственного финансового контроля над использованием и сохранением государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов, правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятия обязательств; осуществление государственного финансового контроля над эффективным использованием средств и имущества, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в министерствах и других органах исполнительной власти, в государственных фондах, бюджетных учреждениях и у субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

Контрольно-ревизионное Управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Главы ДНР предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов ДНР, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Прежде всего, Минфин ДНР осуществляет финансовый контроль в процессе разработки республиканского бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств республиканских внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля.

По результатам контроля Минфин ДНР вправе: требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из республиканского бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Все структурные подразделения Минфина ДНР в той или иной форме контролируют финансовые отношения.

На сегодняшний день создан Департамент финансового и бюджетного контроля Министерства финансов Донецкой Народной Республики, который реализует функции по осуществлению финансового, бюджетного контроля в министерствах и других органах исполнительной власти, республиканских фондах, бюджетных учреждениях и субъектах хозяйствования республиканского сектора экономики, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней, используют (использовали в проверяемом периоде) республиканское или коммунальное имущество.

Департамент казначейства Министерства финансов Донецкой Народной Республики призван осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения республиканского бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложен контроль за:

доходной и расходной частью республиканского бюджета в процессе его исполнения;

состоянием государственных финансов в целом и представлением высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства ДНР и состоянии бюджетной системы.

Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в ДНР существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, в частности налогообложение.

Советом Министров ДНР 06 октября 2014 года было принято Постановление №37-8 «Об утверждении Временного Положения и Временной организационной структуры Министерства доходов и сборов». Министерство обеспечивает контроль за соблюдением налогового законодательства; осуществляет контроль за полнотой и своевременностью перечисления в республиканский и местные бюджеты и целевые фонды налогов, сборов, таможенных и других обязательных платежей, единого взноса.

Дальнейшее развитие финансового контроля в ДНР и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, с учетом осуществления Правительством ДНР мер по стабилизации и улучшению социально-экономического положения в республике.

Вывод: В результате изучения данной темы уставлено, что контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает, так как он является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет его назначение и содержание.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Следует отметить, что важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учета – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля.

1. Объяснить, для чего необходим финансовый контроль? Охарактеризовать его содержание.

2. Указать, по каким критериям можно классифицировать финансовый контроль.

3. Охарактеризовать формы и методы проведения финансового контроля.

4. Указать, в чем различие между предварительным, текущим и последующим финансовыми контролями.

5. Объяснить, в чем заключаются задачи государственного финансового контроля.

6. Охарактеризовать задачи и функции органов финансового контроля ДНР.

Экспорт в ДНР

СДЕЛКИ С ДНР: КАК ПРАВИЛЬНО ОФОРМИТЬ

Компания «РТА» занимается оформлением экспортных сделок с Донецкой Народной Республикой с 2015 года. Нами накоплен огромный опыт работы с этим регионом. Мы понимаем все нюансы экспорта в ДНР, с соблюдением российского таможенного законодательства и таможенных правил ДНР.

Экспорт в ДНР (Донецкую Народную Республику) затруднителен для многих компаний-экспортеров, в том числе из-за сложностей таможенного оформления грузов. Компания «РТА» оказывает услуги по документальному оформлению экспорта в ДНР из России, а также весь спектр сопутствующих услуг таможенного представителя. Вместе с тем мы предоставляем возможность оформить сделку с минимальным участием компании-экспортера.

Эффективно сотрудничаем с торговыми компаниями обоих государств, а также оказываем услуги физическим лицам — резидентам ДНР при необходимости оформления грузов по упрощенной схеме, с ОДНИМ документом.

Богатый практический опыт сотрудников компании «РТА» позволяет нашим клиентам получить качественный сервис по оформлению экспорта из России в Донецкую Народную Республику, избежать задержек на таможне из-за неправильно оформленной таможенной декларации или отсутствия нужных документов.

Мы несем полную ответственность перед таможней и клиентом за качество оказываемых услуг

Читать еще:  Купля продажа иностранной валюты производится

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТА В ДНР

Налогообложение экспорта в ДНР из России применяется, как и для других международных сделок. В частности ставка НДС составляет 0%, однако требует предоставления определенного пакета документов в налоговую инспекцию, для подтверждения соблюдения условий применения нулевой ставки НДС. Один раз в квартал налоговая инспекция проводит камеральную проверку фирмы-экспортера. Наша компания проконсультирует во вопросам формирования необходимого комплекта документов для налоговой службы, разъяснит порядок взаимодействия с таможенными органами для получения необходимых сведений на всех этапах сделки.

Основная сложность при проведении внешнеторговых сделок с ДНР, это отсутствие полноценной банковской связи между Россией и Донецкой Народной Республикой. Для получения экспортной выручки от донецких партнеров российским компаниям придется открывать счет в специализированном банке — ЦМРБанке (Банк «Центр Международных Расчетов»). Либо пользоваться услугами компаний-посредников, имеющих счет в этом кредитном учреждении.

Наша компания-экспортер имеет все импортные и экспортные разрешения, безупречную репутацию в таможне и налоговой инспекции. У компании открыты счета во всех основных валютах, включая счета в банке «Центр Международных Расчетов» (ООО ЦМРБанк). Поставка и таможенное оформление под контракт с ООО «Интер Бизнес Партнер» существенно сократит административные процедуры для наших клиентов.

Стоимость

Узнать стоимость наших услуг вы можете у наших специалистов оставив заявку на сайте или позвоните нам по телефону:

ВОЗМОЖНОСТИ ЭКСПОРТА В ДНР

  • для Российские юридических лиц
  • для Донецких юридических лиц
  • для Донецких физических лиц

Выгода для резидентов России от сотрудничества с нашей компанией по оформлению экспорта в ДНР в том, что с них снимаются все заботы по правильному оформлению большого количества необходимых документов и разрешений, отпадает основание для валютного контроля со стороны банка и камеральных проверок со стороны налоговой службы.

Выгода для резидентов ДНР состоит в том, что нет необходимости искать поставщика занимающегося экспортом в непризнанные республики (а таких на рынке немного), не нужно самостоятельно приезжать в Россию и заниматься оформлением сделки. Наша компания все сделает самостоятельно. Для компаний, осуществляющих импорт в ДНР из России, мы станем единственным контрагентом по сделке, при этом мы можем закупить необходимый перечень товаров от разных поставщиков и укомплектовать его в единую партию.

  • Разработаем новый или проверим существующий внешнеэкономический контракт.
  • Подберем верный код ТН ВЭД ЕАЭС, на его основании определим документы, необходимые для экспортного контроля.
  • Рассчитаем и произведем оплату всех таможенных платежей и сборов в случае необходимости.
  • Получим необходимые разрешения и согласования, в том числе заключение ФСТЭК (о том, что товар не подлежит лицензированию при экспорте в ДНР).
  • Проведем регистрацию фирмы-экспортера в таможенном органе Российской Федерации.
  • Осуществляем выпуск таможенной декларации в электронном виде на наименее загруженном Центре Электронного Декларирования (Ростовском, Астраханском, Смоленском и еще более 15 таможенных постов).
  • При необходимости проведем таможенный досмотр (осмотр) грузов, идентификацию товаров, фотосъемку, отбор образцов по запросу таможни.
  • Бесплатно доставим документы водителю, не имеющему возможности передвигаться по городу на большегрузном автомобиле, на стоянку.

ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ С НАМИ

УДОБНО

Персональный кабинет дает возможность осуществлять подавляющее большинство процедур в электронном виде, от выгрузки документов и сведений до отслеживания статуса таможенного оформления. Декларация отправляется в таможенный орган по безопасному каналу с применением технологии Электронного Декларирования (ЭД-2).

БЫСТРО

Благодаря огромному опыту работы с таможенной службой, мы сформировали четкий регламент взаимодействия, который позволяет проходить процедуру таможенного оформления достаточно быстро.

ЗАКОННО

Таможенное оформление проводится в строгом соответствии с текущим таможенным законодательством, что сводит к минимуму возможности задержек, необоснованных взысканий в бюджет, пеней и штрафов.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО

Ваши экспортные сделки выполняются опытными профессионалами в сфере внешнеэкономической деятельности. Все наши сотрудники имеют аттестаты Таможенной Службы и практический опыт не менее 7 лет.

Валютный контроль-2019: важные изменения и новшества

Ольга Целуйко, шеф-редактор изданий «Баланс», «Библиотека-Баланс», эксперт по учету и налогообложению Общественной организации «Всеукраинский бухгалтерский клуб».

Валютный контроль в Украине традиционно строг и зарегулирован. Что изменится с введением в действие Закона о валюте?

Нацбанк постановлением Правления от 02.01.19 г. № 7 утвердил новую Инструкцию о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям экспорта, импорта товаров (далее – Инструкция № 7). Старая Инструкция, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136 (далее – Инструкция № 136), пока не отменена. А новая инструкция начинает действовать с 5 января 2019 года, кроме п. 1–3, которые начнут действовать с 7 февраля 2019 года.

Обратите внимание: в названии новой инструкции слово «контроль» заменено на слово «надзор». Формулировка более мягкая, но изменилась ли суть? Давайте проанализируем, что реально стоит за либеральной вывеской и насколько принципиально новый порядок валютного надзора отличается от ныне действующих мер валютного контроля.

Срок расчетов за экспорт/импорт товаров. Переходящие операции

С 07.02.19 г. предельный срок расчетов по операциям экспорта и импорта товаров составит 365 календарных дней (п. 21 Инструкции № 7). Превысить этот срок разрешается на основании заключения Минэкономразвития (пп. 3 п. 3, п. 4 Инструкции № 7).

Данное ограничение не распространяется на экспорт, импорт товаров (включая незавершенные расчеты по сделке) в незначительном размере, кроме:

дробления операций по экспорту товаров (определение этого «процесса» дано в пп. 5 п. 3 Инструкции № 7);

дробления валютных операций (определение приведено в пп. 2 п. 2 Положения о порядке осуществления уполномоченными банками анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 8 (далее – Положение № 8).

Под незначительным размером валютной операции (п. 7 разд. I Положения о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденного постановлением Правления НБУ от 02.01.19 г. № 5, далее – Положение № 5), подразумевается размер операции в гривневом эквиваленте по курсу НБУ на дату ее осуществления, меньший размера, установленного для финансовых операций, подпадающих под обязательный финансовый мониторинг согласно законодательству в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения. В общем случае к операции незначительного размера относится операция, сумма которой меньше 150 000 грн. (ч. 1 ст. 15 Закона от 14.10.14 г. № 1702-VII, далее – Закон № 1702).

Важные новшества! НБУ может устанавливать ограничения по срокам рас­четов не на все, а только на отдельные виды товаров и/или отрасли экономики по пред­ставлению Кабмина (такого сейчас нет) и на операции, сумма которых больше не­которой минимальной суммы. Это позволит вывести из-под контроля мелкие операции.

А вот пеня в размере 0,3 % за нарушение сроков расчетов в инвалюте никуда не делась (она есть сейчас и сохраняется в качестве меры воздействия и в новом Законе от 21.06.18 г. № 2473-VIII «О валюте и валютных операциях», далее – Закон № 2473). Пеню взимает ГФС по результатам проверки нарушителя-резидента (п. 1, 8 ст. 13 Закона № 2473). Проект постановления КМУ о применении штрафных санкций за валютные нарушения также не обещает никаких послаблений (в настощее время опубликован для обсуждения).

В какие сроки надо закончить расчеты по операциям, не завершенным до 07.02.19 г.?

Читать еще:  Операции с валютой на территории рф

Ясно, что по состоянию на 07.02.19 г. у отдельных субъектов ВЭД могут остаться незавершенные операции, подпадающие под валютный контроль. Новые предельные сроки расчетов (365 дней) распространяются на незавершенные операции в сфере ВЭД, по которым до 07.02.19 г. не установлено нарушения 180-дневного срока расчетов. То есть дальше такие операции контролируются на соблюдение нового срока расчетов в 365 дней (п. 2, 3 Инструкции № 7). Конечно, с учетом срока, прошедшего до 7 февраля.

К сведению! До 06.02.19 г. банки должны передать контролирующим органам инфор­мацию о выявленных в отчетном месяце фактах нарушения срока расчетов (180 дней) (п. 4 Инструкции № 7, п. 5.9 Инструкции № 136).

Какие операции подпадают под валютный контроль

Отметим, что Инструкции № 7 не присуща детализация мер валютного контроля по каждой валютной операции: многое здесь описано общими формулировками. Видимо, для упрощения. Назовем основные моменты в части валютного контроля ВЭД-операций.

Экспортная операция подпадает под валютный контроль, если оплата не поступила:

на дату таможенного оформления товаров;

на дату выполнения работ, оказания услуг, экспорта прав интеллектуальной собственности, прочих неимущественных прав, предназначенных для продажи.

В общем случае отсчет срока для расчетов начинается на следующий календарный день после даты оформления таможенной декларации (далее – ТД) типа ЕК-10, ЕК-11, акта или другого документа, подтверждающего поставку.

Важное напоминание! На сегодня контроль за поступлением экспортной выручки распространяется только на экспорт продукции и работ. Не контролируется срок поступления выручки от экспорта услуг (кроме транспортных и страховых), прав интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав (ст. 1 Закона от 23.09.94 г. № 185/94-ВР). Но эта норма теряет силу с 07.02.19 г.

Как видим, подход к валютному надзору (по-старому – контролю) принципиально изменился: если раньше из-под контроля выводились отдельные операции (сумма не имела значения), то теперь все наоборот. Контролироваться будут все экспортные операции, не вписывающиеся в незначительный размер (до 150 тыс. грн.), независимо от их характера.

Импортная операция подпадает под валютный контроль, если на дату оплаты товара нет информации:

о ввозе товара в Украину;

о завершении импортной операции без ввоза товара в Украину.

Напомним! Термин «товар» употребляется в значении, которое приведено в ст. 1 За­ко­на от 16.04.91 г. № 959-XII «О внешнеэкономической деятельности». А именно: под то­ва­ром подразумевается любая продукция, услуги, работы, права интеллектуальной собст­венности и другие неимущественные права, предназначенные для продажи (возмездной передачи).

Условия завершения валютного надзора за ВЭД-операцией

Основные условия завершения банком валютного надзора таковы (разд. III Инструкции № 7):

незавершенная операция по экспорту или импорту не превышает незначительного размера – при условии, что банк не заподозрил клиента в дроблении операции в целях выведения ее из-под контроля. Размер незавершенной операции для целей контроля определяется по курсу НБУ на дату последней операции: платежа или поставки, зачета встречных однородных требований;

Как и сейчас, датой поступления инвалютной выручки для целей валютного контроля является дата зачисления инвалюты на текущий валютный счет резидента.

  • по импортной (товарной) операции банк получил информацию из реестра ТД о поставке, оформленной ТД типов ІМ-40 (в тексте Инструкции сказано ГМ-40, но, скорее всего, это опечатка), ІМ-41, ІМ-51, ІМ-72, ІМ-75, ІМ-76 или другим подтверждающим документом, когда по закону не требуется оформления ТД. При импорте работ, услуг, прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав, предназначенных для продажи, документом, подтверждающим поставку, служит акт, счет (инвойс) или другой документ, определенный в ВЭД-контракте.

Как и раньше, в случае пересмотра цены, возврата товаров, порчи товаров, возврата предоплаты и в других случаях возможно уменьшение валютной суммы, подпадающей под контроль (п. 12 Инструкции № 7).

Зачет встречных однородных требований

Общие условия проведения зачета встречных однородных требований не изменились. Они прописаны в п. 5 п. 10 Инструкции № 7 (ранее – в п. 1.11 Инструкции № 136).

Однако действующий сегодня запрет на зачет встречных однородных требований для экспортных операций остался в силе. Никакой либерализации с принятием новых нормативных документов в этом вопросе не произошло. Почему?

НБУ четко указал, что в случае введения такой защитной меры, как обязательная продажа части инвалютных поступлений, банк не может снять с контроля экспортную операцию на основании документов о зачете встречных однородных требований в инвалюте 1-й группы Классификатора № 34 и российских рублях – вне зависимости от суммы операции, а в других валютах – в случае, если общая сумма зачтенных обязательств в рамках одного договора превышает эквивалент 500 тыс. евро по курсу на дату проведения зачета (пп. 5 п. 10 Инструкции № 7). Видимо, НБУ считает, что в результате зачета в таких условиях нивелируется эффект от введения обязательной продажи инвалюты.

Поэтому зачет встречных однородных требований может быть разрешен только после отмены данной защитной меры.

Как осуществляется валютный контроль в случае, если валюта платежа отличается от валюты контракта?

Как известно, цена товара в ВЭД-контракте может быть выражена в любой валюте (так называемая валюта цены). Расплатиться за товар можно также любой валютой, указанной сторонами в контракте (так называемая валюта платежа). Если валюта контракта (валюта цены) не совпадает с валютой платежа, то стороны фиксируют в контракте условия пересчета валюты цены в валюту платежа (так называемый кросс-курс) (п. 2 раздела «Дополнительные рекомендации к типовым платежным условиям внешнеэкономических договоров (контрактов)» приложения 1 к совместному постановлению КМУ и НБУ от 21.06.95 г. № 444). Причем в этом вопросе стороны вправе исходить из собственных коммерческих интересов.

Анализируя подобные контракты, регулятор уже давно обнаружил, что курсы пересчета валют зачастую существенно отличаются от рыночных.

Например, при импорте курс искусственно завышается и происходит необоснованный отток валюты за рубеж (по всей видимости, она уходит к не чужому для импортера контрагенту).

А при экспорте курс пересчета искусственно занижается, из-за чего валютной выручки поступает меньше (так как экспортер не заинтересован в ее обязательной продаже).

Ранее НБУ высказывал жесткую позицию по данной проблеме: за ухищрения клиентов могло достаться банкам, пропускающим такие операции без должного контроля (см., например, письмо НБУ от 08.02.17 г. № 25-0008/9995).

Теперь данная проблема урегулирована прямо в нормативном документе – Инструкции № 7. Как и раньше, банк по умолчанию будет использовать тот курс пересчета, который прописан в контракте. Но! Если банк посчитает, что такой способ пересчета приведет к недополучению экспортной выручки (или завышению суммы поставки импортных товаров), то данное правило не сработает. Тогда банк сделает пересчет на дату платежа по курсу НБУ к соответствующей инвалюте – без вариантов, ранее предусмотренных п. 1.5 Инструкции № 136 (п. 17 Инструкции № 7).

Резюме

  • Большинство норм валютного контроля и ограничений в сфере валютного регулирования перекочевало из старых нормативно-правовых актов в новые.
  • Отдельные нормы были обобщены, сокращены. Может, что-то важное и упустили – это покажет время.
  • Некоторые улучшения (действительно значимые) все-таки не изменили общей картины зарегулированности данной сферы, как ни старался регулятор. Ограничений много, и они все те же. Надо полагать, что пока в Украине не наступит экономическая и прочая стабильность, нечего ждать и реальной либерализации валютных правил.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×