Валютный контроль ип
ВЭД: документы валютного контроля для банка
Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом
Банковский валютный контроль — неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Если вы заключили, например, внешнеторговый контракт с иностранной организацией, подписали с нерезидентом договор на оказание услуг, аренды (лизинга), то вам не избежать общения с банком в рамках валютного контроля. Но вот насколько оно будет тесным, зависит от целого ряда факторов. Эта статья поможет вам разобраться, какие документы и в какие сроки нужно будет подать в банк в отношении контракта с нерезидентом.
Нерезиденты для целей валютного контроля — это, в частност и п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — Закон № 173-ФЗ) :
- организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами нашей страны;
- филиалы (постоянные представительства) этих организаций, находящиеся на территории России;
- физические лица, не являющиеся гражданами нашей страны (за исключением постоянно проживающих у нас иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих вид на жительство);
- граждане России, которые в иностранном государстве не менее 1 года:
- постоянно проживают;
- временно пребывают на основании как минимум годовой рабочей или учебной визы (их совокупности с общим сроком действия не менее 1 года).
Паспорт сделки
Как только вы заключили контракт с нерезидентом, первое, что вам нужно сделать в рамках банковского валютного контроля, — определить, надо оформлять паспорт сделки или нет.
Если сумма вашего контракта с нерезидентом равна в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, или превышает эту величину, вам необходимо оформить паспорт сделки в уполномоченном банке, через который будут проходить расчеты по контракт у пп. 5.2, 6.1 Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И (далее — Инструкция № 138-И) . А в ситуации, когда все расчеты пойдут через счета в зарубежных банках, оформлять паспорт сделки вам придется в территориальном отделении Центробанка по вашему юридическому адрес у п. 11.1 Инструкции № 138-И . Забегая вперед, скажем, что в последующем туда же необходимо будет подавать и справки валютного контрол я п. 11.5 Инструкции № 138-И . Если же расчеты лишь частично пойдут через зарубежные счета, то паспорт сделки нужно открывать в уполномоченном банке и отчитываться перед ним же пп. 11.2, 11.10 Инструкции № 138-И .
Случается, что на дату заключения контракта паспорт сделки не требуется, поскольку сумма обязательств меньше 50 тыс. долл. США в эквиваленте. Однако в дальнейшем обязательства увеличиваются (их общая сумма становится равна 50 тыс. долл. в эквиваленте или больше). И вам уже нужно оформить паспорт сделки. Сделать это необходимо не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит указанную выше сумм у п. 6.5.3 Инструкции № 138-И . Поэтому если вы предполагаете такое развитие событий, то можете подать в банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки, заране е п. 1 Информационного письма ЦБ от 07.05.2014 № 44 .
Предельный срок, в который должен быть оформлен паспорт сделки, зависит от того, какая операция будет первой по контракту. В общих случаях оформить паспорт сделки нужно в сроки, указанные в таблице.
Может ли ИП открыть валютный счет в банке
Индивидуальные предприниматели открывают валютный счет, чтобы работать с иностранными компаниями. Без валютного счета нельзя проводить и принимать оплаты в валюте.
Документы, чтобы открыть валютный счет
Если ИП открывает валютный счет в том же банке, в котором у него открыт рублевый счет, то он заполняет заявление и подписывает договор. Остальные документы у банка уже есть. Подобрать банк
Когда предприниматель открывает валютный счет в другом банке, то приносит набор документов:
- паспорт;
- свидетельство о государственной регистрации (ОГРИП);
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- выписку из государственного реестра предпринимателей (ЕГРИП).
Из чего состоит валютный счет
Валютный счет состоит из двух: транзитного и текущего. Деньги от зарубежных контрагентов попадают на транзитный счет, пока предприниматель не подтвердит их легальность — пройдет валютный контроль.
После валютного контроля деньги переходят на текущий счет. Оттуда предприниматель переводит их другим клиентам или отправляет на обычный расчетный счет, обменивая на рубли по курсу ЦБ.
Когда предприниматель делает перевод иностранному контрагенту с текущего счета, деньги идут минуя транзитный.
Что такое валютный контроль
Когда на валютный счет приходят деньги, ИП подтверждает, что получил их законно. Для этого он в течение 15 дней, с того момента, как деньги поступили на счет, предоставляет документы:
- распоряжение о списании валюты с транзитного счета;
- договор с контрагентом;
- справку о валютных операциях.
Если пришло больше 50 000 долларов, то к этому списку добавляются справка о подтверждающих документах и паспорт сделки.
Штрафы для ИП при прохождении валютного контроля
Главные подводные камни валютного счета — это штрафы на этапе валютного контроля. ИП платят их за опоздания, ошибки и недобросовестность контрагентов.
За опоздание ИП платит 500–5000 рублей. Чем больше опоздание, тем больше штраф.
Если контрагент нарушает сроки оплаты или оплачивает не полную сумму, ИП платит 1/150 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день опоздания или 75–100% суммы по договору с иностранным партнером.
За ошибки в документах предприниматели выплачивают:
- 4000–5000 рублей за первую ошибку;
- 10 000 рублей за повторную ошибку.
Например, предприниматель в документах назвал контрагента «Bournemoute» вместо «Bournemouth». Банк вернет документы, а ИП выплатит 4000–5000 рублей.
Чтобы не получать штрафы, предприниматели следят в личном кабинете банка, когда поступает оплата, прописывают сроки расчета с запасом или работают по предоплате.
Как платить налоги по валюте
Чтобы заплатить налог с доходов в валюте, предприниматели пересчитывают их в рубли по курсу. Для расчетов используют курс Центробанка на день, когда деньги пришли на транзитный счет.
Предприниматели на УСН «Доходы минус расходы», ОСН и ЕНВД пересчитывают расходы в валюте в рубли по курсу на самую позднюю из дат:
- оплата контрагенту;
- выполнение обязательств контрагентом;
- отгрузка товара конечному клиенту.
Если предприниматель получил деньги по одному курсу в один день, а на другой — перевел контрагенту, то заносит в налоговую декларацию прибыль или расход по курсовой разнице.
Например, 15 февраля на транзитный счет ИП пришло 10 000 долларов. Курс ЦБ был равен 57,59 рублей. При пересчете на рубли получилось 575 900.
16 февраля предприниматель заплатил контрагенту 10 000 долларов. Курс доллара — 56,59 рублей. В рублях оплата равна 565 900.
В налоговую декларацию ИП внесет доход 10 000 рублей.
А другой ИП 1 февраля получил 15 000 долларов. В этот день курс составил 56,18 рублей. В пересчете на рубли получилось 842 700.
15 февраля он оплатил счет на 15 000 долларов по курсу 57,59 рублей за доллар — 863 850 рублей. На курсовой разнице он потерял 21 150 рублей — эта сумма пойдет как расход в налоговую декларацию.
Если предприниматели пользуются расчетным счетом невнимательно, то теряют деньги — вплоть до полной суммы сделки. Поэтому, чтобы проводить сделки в валюте, они изучают правила или нанимают специалиста.