Finkurier.ru

Журнал про Деньги
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пбу валютные операции 2020

ВЭД-2020: учет, налогообложение. Новое в регулировании и контроле валютных операций

Образец удостоверения

Лекторы (2)

Тарасова Наталья Александровна

к.э.н., доцент кафедры учета, анализа и аудита экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, аудитор, преподаватель Центра переподготовки бухгалтеров и аудиторов МГУ им. М.В. Ломоносова

Чамкина Надежда Степановна

заслуженный экономист Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации 2-го класса

Программа семинара

  1. Последние обновления законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, новые документы регуляторов: комментарии экспертов
    • Изменения в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»: разъясняем новые нормы
    • Последние регулирующие и инструктивные документы Банка России, Минфина России и ФНС России по вопросам ВЭД и валютного регулирования: экспертный комментарий
    • Перспективы поэтапной отмены обязательной репатриации экспортной выручки в валюте РФ при внешнеторговых расчетах между резидентами и нерезидентами: новое с 01.01.2020 (265-ФЗ от 02.08.2019)
    • Перспективы масштабного обновления в 2020 году законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, о налогообложении операций по экспорту и импорту
  2. Новое в валютном регулировании и контроле внешнеэкономической деятельности
    • Нормативно-правовая база валютного регулирования в РФ. Новые полномочия органов и агентов валютного контроля
    • Новые правила оформления сделок по договорам в валюте
    • Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И и разъясняющие документы: новый порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением. Сложные ситуации, позиция Банка России (с примерами из практики)
    • Порядок постановки на учет контрактов по ВЭД (с присвоением каждому контракту уникального номера). Какие документы нужно подавать в банк для постановки контракта на учет. Особенности валютного контроля для договоров на сумму менее 200 тыс. руб.
    • Валютные резиденты и нерезиденты: особенности проведения валютных операций резидентами и нерезидентами; новое в понятии валютного резидентства для физлиц; перспективы введения переводных аккредитивов при совершении валютных операций резидентов с нерезидентами через посредников
    • Счета резидентов за пределами территории РФ: порядок открытия и ведения. Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций. Представление документов и информации при зачислении / списании денежных средств от нерезидента / нерезиденту на счет / со счета
    • Новое об ответственности за нарушения валютного законодательства: новые основания, по которым банки имеют право блокировать счета по внешнеэкономическим операциям; новые административные штрафы в отношении должностных лиц организации. Уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства
    • Наиболее частые нарушения обязательных требований в сфере валютного контроля (по данным ФНС)
    • Арбитражная практика по спорам, касающимся применения валютного законодательства
  3. Документальное оформление внешнеторговых сделок: что важно знать бухгалтеру
    • Основные правовые документы, регулирующие ВЭД. Структура и содержание внешнеэкономических договоров
    • Базисные условия поставки. Влияние условий поставки ИНКОТЕРМС на налоговые последствия при экспорте и импорте
    • Что изменилось в правилах оформления документации по внешнеэкономической сделке и как это влияет на учет и налогообложение
    • Экспортные сделки (при вывозе за пределы таможенной территории ТС; по операциям внутри ТС): особенности оформления, учетные и налоговые аспекты
    • Импортные сделки (при ввозе товаров на таможенную территорию ТС; по операциям внутри ТС): особенности оформления, таможенные процедуры, учетные и налоговые аспекты
    • Способы минимизации валютных и операционных рисков по внешнеэкономическим контрактам
  4. Учет и отчетность в организациях, осуществляющих ВЭД
    • Особенности составления бухгалтерской отчетности компаний, занимающихся проведением внешнеэкономических операций (в свете требований Минфина)
    • Новые требования к представлению информации об активах и пассивах в связи с вступлением в силу с 01.01.2019 уточненной редакции ПБУ 3 / 2006
    • Бухгалтерская и налоговая оценка основных средств, материалов и товаров, приобретенных по импортным контрактам
    • Отражение в ОДДС информации о движении денежных средств и операций в иностранной валюте
    • Практика применения ФСБУ (ПБУ) при отражении операций по экспорту и импорту товаров и услуг
    • Первичная учетная документация по ВЭД: сложные вопросы. График документооборота. Особенности учета валютных ценностей
    • Типичные ошибки отражения в учете и отчетности операций по ВЭД и как их избежать
  5. НДС и налог на прибыль у экспортеров и импортеров: новые правила, сложные вопросы
    • Обязанности российской организации как налогового агента по НДС. Электронные услуги иностранных компаний – новые требования НК РФ и как получить вычет. Ответственность налогового агента за нарушение ст. 123 НК РФ
    • Определение места реализации работ (услуг) для целей НДС. Возможность вычета входного налога при выполнении работ и услуг, местом реализации которых не является РФ с 01.07.2019
    • Исчисление и уплата НДС при ввозе товаров на территорию РФ и особенности вычета НДС при ввозе. Корректировка налоговых обязательств при возврате товаров
    • НДС при экспорте, в т. ч. в страны ЕАЭС: возможность отказа от ставки 0%; новые требования к документальному подтверждению; особенности формирования и ведения НДС-документов, счетов-фактур; проблемы вычетов и корректировки налоговой базы
    • Сокращение перечня «сырьевых товаров». Особый порядок вычетов НДС при экспорте сырьевых товаров, выполнении «экспортных» работ и оказании «экспортных» услуг
    • Особенности возмещения НДС при экспорте
    • Налоговая декларация по НДС: что важно учитывать экспортерам. Налоговая декларация по косвенным налогам при импорте товаров с территорий государств – членов ЕАЭС
    • Формирование налоговой стоимости амортизируемых ОС, сырья, материалов и товаров, приобретенных по импортным контрактам
    • Налогообложение по налогу на прибыль у экспортера, получающего доход в иностранной валюте
    • Налог на доход иностранного юридического лица, получающего доход у российского лица – источника выплаты. Документы, которые обязано предоставить налоговому агенту иностранное юридическое лицо, получающее доход у российского источника выплаты. Обязанности налогового агента по налогу на доход иностранного юридического лица
    • Бенефициарный собственник: понятие, новые инструменты налогового контроля
  6. Ответы на вопросы, практические рекомендации

Учебно-методические материалы

Все слушатели образовательных мероприятий ИРСОТ дополнительно обеспечиваются учебно-методическими материалами в электронном виде.

Материалы размещаются в электронном виде на учебном портале АНО ДПО ИРСОТ. Перечень материалов определяется экспертами ИРСОТ и лекторско-преподавательским составом и может включать в себя:

  • презентации к выступлениям;
  • нормативно-правовые документы;
  • материалы судебной практики;
  • статьи экспертов по теме;
  • дополнительные материалы базового уровня для самостоятельного изучения (для слушателей программ продолжительностью 72 часа и более).

Для просмотра материалов вам необходимо указать пароль, выданный сразу после оплаты и подтверждения регистрации на мероприятии.

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.

В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.

На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.

Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г. № 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.

В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.

1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.

Читать еще:  Прогноз валют последние новости

В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам. В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них. И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  • с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара. Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.

Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.

В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.

2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.

Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.

  • Ч. 6 ст. 19 Закона признано обоснованным зачисление выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченного банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.
  • Ч. 7 ст. 19 Закона резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового контракта за переданные нерезиденту товары, признается исполнившим обязанность, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким контрактом, получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств — резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств.

Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.

В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.

Особенности бухгалтерского учета валютных операций

Операции с иностранной валютой имеют определенную учетную специфику. Она может представлять сложность для бухгалтера, особенно если подобные операции осуществляются редко или впервые. Мы постараемся доступно рассказать, как, кем, с помощью каких проводок ведется такой учет, в чем его сложность, на что стоит обратить внимание при формировании учетных данных.

Нормативная база по учету валюты в РФ достаточно обширна. В первую очередь бухгалтеру следует обратить внимание на три документа: ФЗ-402 от 06/12/11 «О бухучете», ФЗ-173 от 10/12/03 «О валютном регулировании и контроле» и ПБУ 3/2006 о правилах учета объектов БУ, оцененных в иностранной валюте.

Читать еще:  Покупка валюты условия

Кто ведет учет валюты?

Учет валюты ведут участники валютных операций, по закону имеющие на них право. Валютные операции между резидентами и нерезидентами могут проводиться неограниченное количество раз, а между резидентами они запрещены.

Существуют, однако, и исключения из этого правила. К примеру, разрешены:

  • переводы валюты от резидента к резиденту или на счетах одного и того же резидента, если они открыты за границей;
  • с участием резидентов и уполномоченных банков;
  • расчеты и оплата услуг в валюте при международных перевозках;
  • операций с внешними ценными бумагами на торгах;
  • расходы по командировкам за пределы РФ и др.

Об этом говорится в ст. 6, 9 ФЗ-173.

Как определить дату?

В ФЗ-402 (ст.12) говорится, что все объекты БУ в учете и отчетности должны выражаться исключительно в рублях, а активы, рассчитанные в иностранной валюте, должны пересчитываться в рубли. Согласно ПБУ, такой пересчет осуществляется по курсу Центробанка либо по соглашению сторон сделки.

Валютный курс любой денежной единицы постоянно колеблется, следовательно, определить правильную дату пересчета – одна из главных задач бухгалтера.

ПБУ устанавливает дату в зависимости от характера операции:

  • кассовые, банковские объемы валюты – в момент совершения операций и на отчетную дату, а также вслед за изменением курса (при необходимости);
  • для составления отчетности всю валюту: безналичную, наличную, пересчитывают на отчетную дату;
  • НМА, ОС, МПЗ, иные неденежные активы – на дату операции и постановки их на учет;
  • валютные доходы и расходы – на дату признания (командировочные расходы в валюте пересчитываются по дате подписания авансового отчета);
  • затраты на ВНА – на дату признания затрат, определяющих эти активы, их стоимость.

Кроме того, при получении валютной предоплаты или задатка сумма учитывается по курсу на момент ее получения, а при уплате – на дату, когда прошел платеж.

Согласно ПБУ, п. 10, внеоборотные и иные активы, кроме денежных, а также авансы, предоплаты после отражения в учете пересчету в связи с курсовыми колебаниями не подлежат.

Важно! Если официальный курс валюты меняется несущественно и имеет место большое количество однородных валютных операций, можно применять для пересчета усредненный курс за месяц или за меньший период (п. 6 ПБУ 3/2006).

Учет и проводки

Одним из важных понятий валютного учета выступает курсовая разница. Она появляется при пересчете стоимостной величины активов в валюте, на разные даты, в рубли. По итогам года она относится в доходы (расходы) фирмы. Курсовая разница по вкладам учредителей влияет на объем добавочного капитала и не относится к финансовым результатам. Аналогично учитываются разницы по активам организации, расположенным за рубежом, – в добавочном капитале, если согласно законодательству страны нахождения, был произведен их пересчет. Берется в расчет курс ЦБ на момент пересчета.

Курсовая разница по задолженности (как дебиторской, так и кредиторской) возникает обычно за счет временного интервала, когда долг зафиксирован в учете и когда он оплачен. Кроме того, она имеет место при пересчете денежных средств в инвалюте по кассе, на банковском счете, согласно нормам валютного законодательства, в рубли.

При составлении отчетности по валютным активам используется рублевый измеритель. Если в стране, где российская организация ведет свою деятельность, требуется сдавать отчетность в валюте, ее также дублируют в валюте.

Бухгалтерский учет валюты предполагает прежде всего наличие счета 52 «Валютный счет», по смыслу аналогичного расчетному рублевому. Субсчета по нему открываются с учетом данных счета: внутри страны и за рубежом. Кроме того, субучет следующего порядка может учитывать активы в зависимости от наименования валюты либо разделять операции на:

  • текущем;
  • транзитном;
  • специальном транзитном счетах.

Текущий счет предполагает учет выручки в валюте, процентов банка, прочих обычных валютных операций, разрешенных законом. Транзитный счет специального назначения открывается уполномоченным банковским учреждением самостоятельно, для клиента. На нем учитывается покупка и продажа валюты.

Обычный транзитный счет в валюте ведется в настоящее время для отражения на нем средств, по которым в банк еще не поступила информация, подтверждающая их «происхождение», отношение к определенному законному соглашению.

В валютных операциях изредка может участвовать счет 55, если речь идет о валюте на аккредитивах, депозитах, других формах платежа, кроме векселя. На счете 57 законодатель позволяет отражать валютные суммы для продажи, рубли для покупки валюты до момента приобретения и пр.

Наиболее часто употребляются в валютном учете такие проводки:

  • Д50 (52) К52 (50) – получение валюты в кассу и возврат ее в банк.
  • Д71 (50) К50 (71) – получение «подотчетником» валюты из кассы и возврат неиспользованного остатка.
  • Д52 К62, 66, 67, 76 и др. – получение валюты на счет от покупателей, в виде займа, прочие поступления.
  • Д57 К52, Д51 К57 – перевод валюты и выручка от продажи валюты, зачисленная на расчетный счет.
  • Д57 К51, Д52 К57 – «обратная» операция по покупке валюты за рубли и перечисление ее на валютный счет.
  • Д91(57) К57(91) – фин. результат от операций с валютой.
  • Д60, 66, 67, 76 и др. К52 – оплата валютой поставщикам, платежи по займам, прочим операциям с контрагентами.

Рассмотрим сказанное на условном примере. Юрлицо продает 1100 долл. США банку по курсу 63 руб./долл. На момент продажи курс 64 руб./долл.
Комиссия банковского учреждения составляет 1300 руб.

  • 1100 * 63=69300 руб.
  • 1100 * 64=70400 руб.
  • Д57 К52 — 70400,00 — списаны средства с валютного счета.
  • Д51 К57 — 69300,00 — зачислены средства за проданную валюту.
  • 64 — 63 = 1
  • 1 * 1100 = 1100 руб.
  • Д91 К57 — 1100,00 — минусовая курсовая разница по продаже.
  • Д91 К51 — 1300,00 — оплачена банковская комиссия.

Таблица ПБУ 2020 года в последней редакции

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2019 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2019 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Таблица действующих в 2019 году ПБУ

№ 106н от 06.10.2008

№ 69н от 28.04.2017

№ 116н от 24.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 154н от 27.11.2006

№ 180н от 09.11.2017

№ 43н от 06.07.1999

№ 142н от 08.11.2010

№ 44н от 09.06.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 26н от 30.03.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 56н от 25.11.1998

№ 57н от 06.04.2015

№ 167н от 13.12.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 32н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 33н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 48н от 29.04.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 143н от 08.11.2010

№ 143н от 08.11.2010

№ 92н от 16.10.2000

№ 115н от 18.09.2006

№ 153н от 27.12.2007

№ 64н от 16.05.2016

№ 107н от 06.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 66н от 02.07.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 115н от 19.11.2002

№ 64н от 16.05.2016

№ 114н от 19.11.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 126н от 10.12.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 105н от 24.11.2003

№ 116н от 18.09.2006

№ 106н от 06.10.2008

№ 132н от 25.10.2010

№ 63н от 28.06.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 11н от 02.02.2011

№ 11н от 02.02.2011

Читать еще:  Пересчет валютных остатков

№ 125н от 06.10.2011

№ 125н от 06.10.2011

В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень – федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Также право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, другим ведомствам. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Третий (методологический) уровень — инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень — документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету – учетная политика организации. Цель этого уровня – определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

Бухгалтерский учет валютных операций

Ведение бухгалтерского учета компании осуществляют в соответствии требованиями действующего законодательства в области бухгалтерского учета.

Данное законодательство состоит из следующих законодательных актов:

  • Федерального закона «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г.,
  • других Федеральных законов,
  • Указов Президента РФ,
  • Постановлений Правительства,
  • Приказов Минфина (в т.ч. – ПБУ),
  • Прочих нормативно-правовых документов.

В соответствии с требованиями п.1 ст.8 закона 129-ФЗ, бухгалтерский учет:

  • имущества,
  • обязательств,
  • хозяйственных операций,

организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Однако, в случае осуществления организацией предпринимательской деятельности с привлечением иностранных партнеров, компания не может обойтись без валютных операций.

Такой организации необходимо покупать и продавать валюту, а так же оформлять паспорта сделок в целях соблюдения процедур валютного контроля.

Осуществление операций в иностранной валюте регулируется Федеральным законом от 10.12.2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

При этом, согласно п.2. ст.11 закона 129-ФЗ, бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на дату совершения операции.

Таким образом, для правильной организации бухгалтерского учета валютных операций, весьма важное значение имеет момент определения даты совершения операции.

Именно дата совершения хозяйственной операции в валюте определяет курс иностранной валюты, на основании которого бухгалтер компании будет пересчитывать иностранную валюту в рубли РФ.

В данной статье будут рассмотрены положения действующего законодательства, определяющего порядок регулирования валютных расчетов, а так же актуальный порядок бухгалтерского учета валютных операций.

ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ

В соответствии с п.1 ст.6 закона №173-ФЗ, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений.

При этом необходимо отметить, что в соответствии с положениями ст.9 закона №173-ФЗ, запрещены операции в иностранной валюте между резидентами РФ.

Из этого правила существуют исключения, перечень которых приведен в той же статье.

Так, в соответствии с пп.1 ст.9 закона №173-ФЗ, данный запрет не распространяется на валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:

  • с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
  • с внесением и получением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок);
  • с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  • с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам;
  • с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
  • с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, данный запрет не распространяется так же на юридических лиц – резидентов, которые вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с законом №173-ФЗ на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ (п.6 ст.12 закона №173-ФЗ), за исключением валютных операций между резидентами.

При этом некоторые валютные операции между резидентами все таки разрешены (п.6.1 ст.12 закона 173-ФЗ):

Так, со средствами, указанными в п.6 ст.12, между резидентами без ограничений осуществляются следующие валютные операции:

1. Операции по выплате заработной платы сотрудникам:

  • дипломатических представительств,
  • консульских учреждений РФ,
  • иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ,
  • постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

2. Операции по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица — резидента, находящегося за пределами территории РФ.

3. Операции по оплате или возмещению расходов, связанных с командированием вышеуказанных сотрудников на территорию страны местонахождения представительств, учреждений и организаций и за ее пределы, за исключением территории РФ.

ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (утверждено Приказом Минфина от 27.11.2006г. №154н).

ПБУ 3/2006 устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях.

Данное ПБУ распространяется на организации, являющимися юридическими лицами по законодательству РФ.

Обратите внимание:Положения ПБУ 3/2006 не распространяются на кредитные организации и государственные (муниципальные) учреждения.

ПБУ 3/2006 применяется организациями во всех случаях, за исключением двух. Данное ПБУ не применяется:

  1. При пересчете показателей бухгалтерской отчетности, составленной в рублях, в иностранные валюты в случаях требования таких пересчетов учредительными документами, при заключении кредитных договоров с иностранными юридическими лицами и т.п.
  2. При включении данных бухгалтерской отчетности дочерних (зависимых) обществ, находящихся за пределами РФ, в сводную бухгалтерскую отчетность, составляемую головной организацией.

В соответствии с п.5 ПБУ 3/2006, пересчет стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому Центральным банком РФ.

При этом, если для пересчета такой стоимости актива или обязательства, подлежащей оплате в рублях, установлен другой курс:

  • законом,
  • соглашением сторон,

то пересчет производится по такому курсу.

Это означает, что стороны сделки могут договориться и закрепить в договоре любой курс, по которому будут производиться расчеты между этими сторонами. Такой курс обычно называют «договорным курсом».

Положениями п.6 ПБУ 3/2006 предусмотрен момент, когда необходимо пересчитать стоимость актива или обязательства, выраженного в иностранной валюте в рубли.

Для целей бухгалтерского учета указанный пересчет в рубли производится по курсу, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте.

Согласно Приложению к ПБУ 3/2006, установлен следующий

ПЕРЕЧЕНЬ ДАТ СОВЕРШЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×