Торговля со странами таможенного союза - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Торговля со странами таможенного союза

Движение товаров между странами ЕАЭС — на что стоит обратить внимание?

На сегодняшний день странами-участницами ЕАЭС являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Сам союз как международная организация был создан с целью развития и стимуляции национальных экономик, облегчения движения товаров, рабочей силы и инвестиций. Основной документ, регулирующий работу данного объединения, «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014 г.

Рассмотрим основные моменты, на которые стоит обратить внимание предпринимателям при совершении сделок с товарами внутри ЕАЭС.

Пошлины и таможенное оформление

В целях создания эффективно работающего внутреннего рынка союза страны-участницы при экспорте/импорте между государствами не применяют таможенные пошлины, систему нетарифного регулирования и прочие запреты и ограничения (ст.28 Договора о ЕАЭС). Это относится не только к товарам, страной происхождения которых является одно из государств Союза, но и к товарам, импортированным в ЕАЭС и выпущенным в свободное обращение (т.е. полностью очищенным с точки зрения таможни).

Казалось бы, требования к оформлению экспорта/импорта сведены к минимуму, пошлин нет. При чем здесь таможня? Однако данные послабления не отменяют полностью таможенный контроль. Кроме того, одной из важнейших функций таможенных служб является ведение статистики по движению грузов. Поэтому участники сделки заполняют специальный документ — статистическую форму учета перемещения товаров (ст.278 ФЗ-289 «О таможенном регулировании»).

Срок предоставления информации — не позднее 8 рабочих дней по окончании отчетного месяца (месяца, в течении которого была проведена сделка и отгрузка товара). Структура документа утверждена постановлением
Правительства РФ №1329 от 07.12.2015 г. (приложение 1). Статформа подается в электронном виде через личный кабинет участника ВЭД, либо на бумажном носителе. С наиболее подробной инструкцией по внесению информации в данный документ можно ознакомиться на официальном сайте ФТС РФ.

Следует отметить, что по ряду товаров Правительство РФ принимает отдельные решения, отменяющие упрощения и требующие оформлять грузы по классической схеме декларирования. Например, общий порядок таможенного оформления действует при экспорте из России нефти и нефтепродуктов товарных позиций, указанных в постановлении № 529 от 01.07.2011 г. Поэтому участникам сделки следует заранее удостовериться в том, попадает их груз в исключения или нет.

НДС и возмещение налогов

В соответствии с Приложением №18 к Договору о ЕАЭС, при осуществлении сделки между компаниями из разных стран союза и экспорте товара в рамках стран-участниц применяется нулевая ставка НДС, а также предоставляется освобождение от уплаты акцизов.

Возникнет ли необходимость у покупателя уплачивать НДС? Да. В случае сделки между двумя юридическими лицами двух государств-членов ЕАЭС, налог на добавленную стоимость взимается уполномоченным органом той страны, на территорию которой был импортирован товар, по месту налоговой регистрации собственника груза. В России такой структурой является Федеральная налоговая служба. База для исчисления платежа определяется на день постановки продукции на учет, в соответствии с ее стоимостью в контракте. Напомним, ставка налога в РФ составляет 18%, в Казахстане и Киргизии — 12%, в Белоруссии и Армении — 20%.

Для подтверждения правомерности применения нулевого НДС в налоговые органы необходимо предоставить ряд документов:
— договор купли-продажи, в котором покупателем значится компания другой страны-участника ЕАЭС;
— подтверждение из банка о получении продавцом денег за проданный товар;
— транспортные документы, подтверждающие доставку груза;
— заявление о ввозе товара и уплате покупателем НДС в стране импортера (с отметкой налогового органа).
Срок подачи документов — 180 дней с момента отгрузки.

При совершении сделок между предпринимателями разных стран-участниц ЕАЭС часто возникает вопрос: возможно ли в данной ситуации возмещение НДС экспортеру? Особенно актуальна эта проблема в случае, если осуществляется перепродажа товара, ранее ввезенного на территорию Союза из-за границы.

Например, первоначальный покупатель — фирма, зарегистрированная в Казахстане, — уплачивает пошлины и налоги за импортируемый из Евросоюза товар при таможенном оформлении в полном объеме. В результате иностранный груз приобретает статус товара Союза. Далее казахская фирма заключает договор купли-продажи с клиентом из РФ, в котором выступает как экспортер. При этом в контракте указывается стоимость товара без налога на добавленную стоимость. Получается, что участник сделки из Казахстана теряет уплаченную при растаможке сумму НДС. Можно ли ее возместить, аналогично возмещению при экспорте за границу Союза?

Возмещение экспортеру налога возможно в случае предоставления документов, указанных выше, которые одновременно подтверждают применение нулевого НДС. Главным документом для фискальных органов в данном случае будет подтверждение об уплате НДС в стране-импортере, предоставленное на бумажном носителе или в электронном виде. В результате экспортеру производится возврат уплаченных ранее на таможне платежей.

Разочаруем начинающих участников ВЭД, зарегистрированных в России, — осуществить схему таможенного оформления в стране с более низким, чем в РФ, НДС и в дальнейшем ввезти груз в Россию не получится. Согласно ст.83 Таможенного кодекса ЕАЭС, декларантом иностранных товаров, пересекающих границу Союза, могут выступать только зарегистрированные в определенном порядке лица того государства, на территорию которого товар импортируется. Принцип территориальной принадлежности относится и к работе таможенных представителей, участвующих в процессе импорта груза.

Отметим, что основная масса таможенных брокеров не работает со статформами, и вопросы оформления и возмещения НДС решаются участниками сделки самостоятельно. Однако для правильного и беспроблемного проведения подобного рода сделок с товарами, страной происхождения которых не является ЕАЭС, необходим полный, правильно оформленный пакет документов по растаможке. Опытные специалисты нашей компании могут помочь вам в данном вопросе, а также проконсультировать в случае перепродажи оформленного товара в другую страну ЕАЭС.

Торговля со странами Евразийского союза. Ведение статистики и новая ответственность

Важной сферой, формирующей структуру, динамику и устойчивость национальной экономики, является внешнеторговая деятельность, на которую в настоящее время значительное влияние оказывают операции, осуществляемые в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Напомним, что порядок осуществления внешнеторговой деятельности российскими и иностранными лицами регламентирован Федеральным законом от 8.12.03 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон № 164-ФЗ).

Внешнеторговой является деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (п. 4 ст. 2 Закона № 164-ФЗ).

ЕАЭС — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным в г. Астане 29.05.14 г. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов союза. Участники Евразийского экономического союза: Рес­пуб­лика Армения; Республика Беларусь; Республика Казахстан; Кыргызская Республика и РФ.

Статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС ведется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7.12.15 г. № 1329 (далее — Правила № 1329). Статистика касается товаров, ввозимых в Россию с территорий государств — членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств — членов ЕАЭС.

Предусматривается, что статистика обеспечивается Феде­ральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств — членов Таможенного союза, утвержденной решением комиссии Таможенного союза от 28.01.11 г. № 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров, обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами — членами ЕАЭС.

Официальная статистическая информация о взаимной торговле РФ с государствами — членами ЕАЭС формируется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.

Под иными источниками информации понимаются сведения, содержащиеся в декларациях на товары, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с нормативными правовыми актами ЕАЭС и Российской Федерации, и в документах, представляемых юридическими и физическими лицами в таможенные органы согласно таможенному законодательству ЕАЭС и России, а также оценочные данные сопоставительного анализа результатов взаимной торговли.

В п. 5 Правил № 1329 установлено, что российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в РФ с территорий государств — членов ЕАЭС или вывозятся из РФ на территории государств — членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

О ведении статистики взаимной торговли РФ с ЕАЭС

заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем; представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе, не позднее восьмого рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад; формируется на официальном интернет-сайте Федеральной таможенной службы (www.customs.ru) в разделе «Представление статистической формы» и представляется в таможенный орган в соответствии с графиком, размещенным в разделе «Подача статистических форм с электронной подписью».

Читать еще:  Грузовая таможенная декларация гтд

При наличии у заявителя квалифицированной электронной подписи, выданной для подачи сведений в таможенные органы, статистическая форма представляется только в виде электронного документа. Датой ее представления в этом случае считается дата отправки электронного документа (формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Подробные инструкции о порядке заполнения и отправки статистических форм, в том числе о преимуществах применения электронной подписи, размещены на официальном интернет-сайте Федеральной таможенной службы: http://edata.customs.ru (раздел «Статистическое декларирование»).

В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления указанной формы считается дата отправки письма либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Данная форма заполняется на русском языке согласно приложению № 1 и Правилам заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренным приложением № 2.

Регистрация статистической формы и аннулирование зарегистрированной формы осуществляются в порядке, устанавливаемом Федеральной таможенной службой.

Как следует из п. 10 Правил № 1329, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ об административных правонарушениях.

29 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.16 г. № 510-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 104 Федерального закона „О таможенном регулировании в Российской Федерации“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 510-ФЗ).

Согласно данному Закону № 510-ФЗ на Федеральную таможенную службу возложены полномочия по ведению статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Евразийского экономического союза и специальной таможенной статистики (п.п. 3 части 1 ст. 12 Федерального закона от 27.11.10 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Закон № 311-ФЗ).

В соответствии с принятыми изменениями законодательно была закреплена обязанность представления статистической формы в таможенный орган российского лица, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозятся из РФ на территории государств — членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки российского лица, которое обладает на момент получения или отгрузки товаров правом владения, пользования или распоряжения ими (п. 2 ст. 104 Закона № 311-ФЗ).

Ответственность за непредставление формы

Согласно данной статье административной ответственности подлежат лица, не представившие или несвоевременно представившие в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, а также представившие указанную форму, которая содержит недостоверные сведения, начиная с отчетного периода с января 2017 г.

За такие деяния, совершенные впервые, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

на должностных лиц — в размере от 10 000 до 15 000 руб.; на юридических лиц — в размере от 20 000 до 50 000 руб.

За повторное нарушение сумма штрафа составит: для должностных лиц от 20 000 до 30 000 руб.; для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

При этом, как следует из примечания к новой статье, индивидуальные предприниматели несут такую же ответственность, как и юридические лица.

Административной ответственности за указанные правонарушения можно избежать, если лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическое лицо, которое совершило ошибку в отчете, добровольно представит в таможенный орган заявление об аннулировании неверной статистической формы учета перемещения товаров с одновременным представлением новой формы, содержащей достоверные сведения.

Отметим, что ст. 19.7.13 КоАП РФ добавлена в текст ст. 23.8 КоАП РФ в части полномочий таможенных органов рассматривать дела о подобных административных правонарушениях. В текст ст. 4.5 КоАП РФ добавлена новая ст. 14.9.1, а также что давность привлечения к ответственности за правонарушения такого рода составляет два года с момента совершения правонарушения.

Экспорт товаров в страны ЕАЭС: что нужно знать бухгалтеру

В последние годы многие российские предприятия начали продавать свои товары на территории наших ближайших соседей — Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии. Причем, заниматься экспортом стали не только крупные и средние, но и небольшие организации и даже предприниматели. Что надо знать бухгалтеру о такой торговле? Какие налоги, по каким ставкам и в какие сроки нужно платить? Какие документы необходимо оформлять? Давайте разбираться.

Вводная информация

Все перечисленные выше страны наряду с Россией, являются участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого установлены единые правила налогообложения «трансграничных» операций. При реализации товаров из РФ в Белоруссию, Казахстан, Армению, или Киргизию, такие правила касаются исключительно НДС. Остальные налоги по данной операции уплачиваются в том же порядке, что и при продаже товаров российским контрагентам.

НДС при УСН

С налоговой точки зрения экспорт товаров в страны-участницы ЕАЭС практически не отличается от «обычного» экспорта в другие страны. В этом случае тоже применяется ставка НДС 0 процентов. И ее также нужно подтвердить путем подачи в налоговый орган пакета документов.

Купить сервис «Контур.Декларант» для формирования и отправки таможенных деклараций

Обратите внимание: эти обязанности возникают только у организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения (ОСНО). Ведь в списке исключений, установленных вст. 346.11 НК РФ для плательщиков УСН, «экспортного» НДС (в отличие от «ввозного») нет. Это означает, что для организации-«упрощенщика» выход на зарубежные рынки сбыта вообще каких-либо особенностей в части налогообложения не принесет: никаких дополнительных обязанностей по сбору документов, составлению «нулевых» счетов-фактур, оформлению заявлений и специальных деклараций в данном случае у них не возникает. Все как обычно, словно товар продан российскому контрагенту.

НДС при ОСНО

А вот налогоплательщики на ОСНО должны помнить, что ставка НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕЭАС применяется всегда. В том числе и в случае отгрузки товаров, которые в РФ налогом не облагаются на основании ст. 149 НК РФ (например, медицинское оборудование, оправы для очков). Связано это с тем, что порядок налогообложения экспортных операций в данном случае регулируется не Налоговым кодексом, а нормами международного договора. Причем, в силу прямого указания в ст. 7 НК РФ, нормы таких договоров имеют приоритет над правилами НК РФ.

Правила уплаты налогов по товарам, вывозимым из РФ в страны ЕАЭС, установлены в п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года; далее — Договор о ЕАЭС), а также в п. 3 «Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол). Указанными нормами международного права не предусмотрено освобождение от применения ставки НДС 0 процентов в отношении реализации товаров, поименованных в ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Так что реализация на экспорт в страны ЕАЭС любых товаров облагается НДС по ставке 0 процентов (см. также письма Минфина России от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40). Этот факт, в свою очередь, означает, что при отгрузке товаров нужно будет выставить покупателю счет-фактуру с указанием ставки 0 процентов и кода видов товара по ТН ВЭД ЕАЭС (пп. 15 п. 5 ст. 169 НК РФ). Счет-фактура составляется и при вывозе товаров, указанных в ст. 149 НК РФ. На это прямо указывает пп. 1.1. п. 3 ст. 169 НК РФ

Какими документами подтвердить нулевую ставку НДС

Чтобы подтвердить право на нулевую ставку НДС российский поставщик на ОСНО должен собрать и представить в налоговую инспекцию по месту своего учета пакет документов, перечень которых приведен в п. 4 Протокола. В этот пакет традиционно входит договор (контракт), являющийся основанием для отгрузки. При этом покупателем по этому договору может выступать и лицо, не являющееся налогоплательщиком страны, входящей в ЕАЭС. Главное, чтобы грузополучатель находился в стране-участнице ЕАЭС.

Кроме того, в состав подтверждающих документов включаются транспортные, товаросопроводительные или иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию другого государства ЕАЭС. Здесь надо учитывать, что если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС, то подтверждения права на нулевую ставку такие документы представлять не нужно.

Как видим, тот факт, что при перемещении товаров и транспортных средств между странами ЕАЭС таможенный досмотр может не производиться, вроде бы учтен. Однако на практике все равно возникают проблемы. Так, налоговые органы, зачастую требуют представить для подтверждения права на нулевую ставку талоны о прохождении пограничного контроля в автомобильных пунктах пропуска через границу. Является ли такое требование правомерным? В п. 4 Протокола, как мы помним, речь идет не только о товаросопроводительных и транспортных, но и об иных документах, подтверждающих перемещение товаров, которые предусмотрены законодательством стран-участниц договора. При этом таможенник в месте убытия на лицевой стороне талона контроля при выезде проставляет дату и время окончания таможенного контроля, подписывает, заверяет запись оттиском ЛНП и передает талон контроля перевозчику для прохождения пограничного контроля (п. 59 инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, утв. Приказом ФТС России от 26.05.11 № 1067). Получается, что талон о прохождении пограничного контроля действительно может быть использован для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕАЭС и его истребование не противоречит п. 4 Протокола.

Читать еще:  Растаможка товаров из белоруссии в россию

Трудности с документами, которые подтверждают пересечение границы, также могут возникать у налогоплательщиков, отправляющих товар через службу доставки (DHL, Fedex, UPS и т.п.), либо обычной почтой. В этой ситуации для ответа на вопрос о необходимых документах придется обратиться к достаточно старому, но сохраняющему силу постановлению Президиума ВАС РФ от 06.07.04 № 1200/04. В нем сделан вывод о том, что под «иными документами» для целей применения нулевой ставки НДС имеются в виду те, которые равнозначны транспортным и товаросопроводительным документам по своему содержанию и включают сведения о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или особенностей груза (например, багажные и почтовые квитанции, ведомость перевозимых по одной накладной вагонов, документы к перевозке отправлений службой спецсвязи и т.п.).

На наш взгляд, это означает следующее. Если перевозка осуществляется службой доставки (перевозчиком), то для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров из России в страны ЕАЭС необходимо представить товаросопроводительные документы, составленные перевозчиком, и содержащие сведения о способе доставки и маршруте следования, из которых было бы ясно, что товары перемещены с территории РФ на территорию другой страны — члена Договора. А если товары отправляются почтой, то таким документом может быть также квитанция, содержащая реквизиты отправителя и получателя.

Идем дальше. Третьим документом, который Протокол требует представить для подтверждения нулевой ставки, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства — члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Форму этого заявления можно найти в другом международном документе — Протоколе от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов».

Наконец, в Протоколе в качестве документа, который необходим для подтверждения «права на ноль» указана выписка банка. Но при этом сделана оговорка, что она требуется, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС. Т.е. в данном случае российские экспортеры получают возможность воспользоваться правилами п. 1 ст. 165 НК РФ, который такой выписки как раз не требует.

Подведем итог. В комплект подтверждающих документов при экспорте в страны ЕАЭС в обязательном порядке входят всего два документа: заявление и договор (контракт). Если же перемещение товаров через границу фиксируется каким-либо документом, этот документ также включается в «подтверждающий пакет».

Как подтвердить нулевую ставку

Следующий момент, на котором нужно остановиться, — процедурный. Как именно и когда собранные подтверждающие документы надо передать в налоговую инспекцию?

Срок предусмотрен в п. 5 Протокола. На сбор документов экспортерам отводится 180 календарных дней с даты отгрузки товара. Если в этот срок документы не собраны, операция будет облагаться НДС в обычном порядке, т.е. по ставке 20 (10) процентов по итогам того налогового периода, в котором произошла отгрузка. При этом налог уплачивается с пенями, которые начисляются начиная со 181-го дня после отгрузки (постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.06 № 15326/05 и от 11.03.08 № 15079/07 по делу № А56-7714/2006).

Если в дальнейшем подтверждающие документы все же будут собраны и представлены в инспекцию, уплаченный налог можно будет зачесть или вернуть в обычном порядке (т.е. по правилам ст. 78 НК РФ), о чем также прямо сказано в п. 5 Протокола. Ну а если документы собрать не получается, то уплаченный НДС можно учесть в составе расходов при налогообложении прибыли. Дело в том, что такой НДС не подпадает под запрет, установленный поп. 19 ст. 270 НК РФ, поскольку покупателям налог не предъявлялся, а был уплачен продавцом за счет собственных средств. (письма ФНС России от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфина России от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045, от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961). Что касается правил представления документов, то они урегулированы в Порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). В данном документе говорится, что при реализации товаров, в страны ЕАЭС в налоговой декларации заполняется раздел 4. Обратите внимание: по операциям, в отношении которых документы за 180 дней собрать не удалось, придется подать уточненную декларацию за период отгрузки. А к заполненной таким образом декларации в качестве приложения идут рассмотренные нами выше подтверждающие документы.

Товары, ввозимые из стран – участниц ТС ЕАЭС, не считаются импортными в целях налогообложения НДС

Минфин России в ответ на обращение организации разъяснил, что товары, произведенные в странах, не являющихся участниками Таможенного союза Евразийского экономического союза ( ТС ЕАЭС), если они были ввезены с территории стран – участниц данного международного объединения, не считаются импортными. На таможне на них не оформляется государственная таможенная декларация, а в счет-фактуре, соответственно, не проставляется ее номер и не указывается страна происхождения товара (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 сентября 2016 г. № 03-07-13/1/53940 «Об оформлении счетов-фактур при реализации на территории РФ приобретенных у хозяйствующего субъекта государства — члена ЕАЭС товаров, произведенных на территории государства, не являющегося государством — членом ЕАЭС, и выпущенных в свободное обращение на территории государства — члена ЕАЭС»).

Обращение к финансистам организация обосновала тем, что в ее практической деятельности участились случаи отказа поставщиков продукции указывать страну происхождения товара и, соответственно, номера грузовой таможенной декларации с устным объяснением отказа тем, что товар ввезен через Республику Беларусь. По российскому законодательству товары, происходящие с территории государств – членов ТС ЕАЭС, и товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на территории государств – членов ТС ЕАЭС, признаются товарами Таможенного союза. А с учетом того, что при ввозе товаров на территорию РФ с территории Таможенного союза таможенная декларация не оформляется, в счетах-фактурах, выставляемых при реализации на территории РФ товаров, ввезенных с территории Республики Беларусь, в графах 10 и 11 следует проставлять прочерк (письмо Минфина РФ от 25 июля 2012 г. № 03-07-13/01-43 «Об оформлении счетов-фактур при реализации на территории РФ товаров, произведенных на территории Республики Беларусь и ввезенных в РФ»). В данной ситуации получается, что товар, произведенный в Китае, обретает страну происхождения ТС ЕАЭС. Вместе с тем, российские госкомпании – заказчики товаров требуют обоснования подтверждения страны происхождения, как это предписано в законе о госзакупках, в частности, при подаче заявки на участие в электронном аукционе (абз. «б», п. 3 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В каких случаях не взимаются косвенные налоги при импорте на территорию государства-члена ЕАЭС? Узнайте из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Финансисты, в свою очередь, уточнили, что поставщики данной организации действуют правильно. Дело в том, что страна происхождения товара и номер таможенной декларации проставляются в в графах 10 и 11 счета – фактуры в отношении товаров, страной происхождения которых не является РФ (подп. «к» — «л» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС).

В то же время таможенное декларирование и таможенное оформление на внутренних границах РФ с государствами – членами ТС ЕАЭС отменено, а товары, происходящие с территории государств – членов ТС ЕАЭС, и товары, происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на их территории, признаются товарами ТС ЕАЭС (Решение Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 335 «О проблемных вопросах, связанных с функционированием единой таможенной территории, и практике реализации механизмов Таможенного союза»).

При ввозе товаров на территорию РФ с территории государств – членов ТС ЕАЭС таможенная декларация не оформляется. Счета-фактуры, выставляемые при реализации на территории РФ приобретенных у хозяйствующего субъекта государства – члена ТС ЕАЭС товаров, соответствуют российскому законодательству о налогах и сборах. Следовательно, графы 10 и 11 в них остаются незаполненными.

Напомним, что в Таможенный союз Евразийского экономического союза входит пять стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия (Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.)

Экспорт и импорт товаров в Таможенном союзе

Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана

Что же подразумевается под благозвучным и намекающим на неплохие перспективы словом «союз», когда идет речь об упрощении товарно-денежных отношений между государствами? По сути, это единая таможенная территория, которая на основе международного договора заменяет две или несколько таможенных территорий. В пределах официально оговоренных просторов отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли в отношении практически всех товаров. При этом каждый участник соглашения применяет единые таможенные пошлины и другие инструменты регулирования с третьими странами.

Читать еще:  Корректировка таможенной декларации после выпуска

Создание Таможенного союза трех государств — России, Беларуси и Казахстана (ТС) — идея 15-летней давности. Сперва 6 января 1995 г. в Минске было подписано историческое Соглашение между Россией и Республикой Беларусь, которое, по сути, является фундаментом создания современного трехстороннего партнерства.

Новой ступенью в формировании ТС стал Договор от 6 октября 2007 г. «О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза», в результате которого к действовавшему Таможенному союзу присоединился Казахстан. Кроме того, было принято решение о создании единой таможенной территории и устранении процедур таможенного оформления и контроля между тремя странами.

Примечание. Образование Таможенного союза трех стран должно исключить процедуры таможенного контроля и администрирования внутри соответствующей территории, а также установить действие единого таможенного тарифа на территории союза.

Преимущества создания ТС очевидны. Восстановление и укрепление экономических связей между организациями трех стран благоприятно повлияют на экономическую обстановку — появятся новые рынки для сбыта продукции, а себестоимость товаров значительно снизится ввиду упрощения условий пересечения границы.

Однако теплые отношения между государствами не отменяют возникновения налоговых последствий у участников внешнеэкономических отношений.

Что с экспортом?

С точки зрения косвенного налогообложения порядок исчисления платежей не меняется, за исключением некоторых особенностей. В соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» основным принципом налогообложения при экспорте товаров в рамках Союза является применение нулевой ставки НДС. Само собой, факт экспорта должен быть документального подтвержден участниками сделки. Кроме того, при экспорте товаров в пределах «дружественных» государств налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном законодательством государства-экспортера.

Примечание. Нормативно-правовое регулирование

На межгосударственном уровне порядок взимания косвенных налогов при торговле товарами регулируется нормативно-правовыми актами:

— Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;

— Протоколом от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе».

Процедурой подтверждения факта экспорта является представление вместе с декларацией в налоговые органы следующих документов или их копий:

— договора, на основании которого производится экспорт товаров, с учетом изменений, приложений и дополнений к ним;

— выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера;

— заявления о ввозе товаров и уплате необходимой суммы косвенных налогов, составленного по форме Приложения 1 к Протоколу от 11 декабря 2009 г. На заявлении должна стоять отметка структурного подразделения, ответственного за проведение камеральных проверок, налогового органа государства, на территорию которого импортированы товары;

— транспортных документов предусмотренных законодательством государства-экспортера, подтверждающих перемещение товаров с территории одной страны на другую;

— иных документов, предусмотренных законодательством страны — участника Таможенного союза, с территории которого осуществляется экспорт товаров, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС.

Документы, которые подтверждают факт экспорта, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров. Стоит отметить, что в отличие от пока действующего порядка косвенного налогообложения с Белоруссией новый срок подачи указанных выше документов должен составлять 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Сейчас налогоплательщики по-прежнему обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации и подтверждающие документы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

Одно из значимых новшеств в рамках Соглашения от 25 января 2008 г. составляет тот факт, что его положения распространяются как на все товары, производимые в России, Белоруссии, Казахстане, так и на товары, произведенные в других странах и выпущенные в свободное обращение на территории тройственного союза.

Что с импортом?

Основные положения по уплате таможенного НДС при импорте товаров остались прежними по сравнению с положениями Соглашения между Россией и Белоруссией от 15 сентября 2004 г., за исключением следующих моментов:

— введены новые правила определения налоговой базы;

— комплект документов, представляемых в налоговый орган, дополнен информационным сообщением;

— отсутствуют положения об особенностях уплаты обязательных платежей при транзите товара и освобождении от уплаты НДС при ввозе товаров для переработки с целью последующего вывоза продуктов переработки за пределы Таможенного союза.

Общим принципом обложения НДС является исчисление и уплата налога покупателем в бюджет государства, на территорию которого товары были импортированы.

Важно помнить, что если товары приобретаются на основании договора между резидентом государства — члена Таможенного союза и организацией, не имеющей отношения к тройственному союзу, но при этом товары импортируются с территории России, Беларуси или Казахстана, косвенные налоги уплачиваются тем участником сделки, на чью территорию импортированы товары.

В соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров. Исчисленный НДС уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров либо за месяцем, когда должен пройти платеж, предусмотренный договором.

При импорте Протокол от 11 декабря 2009 г. предусматривает обязанность представления вместе с налоговой декларацией комплекта документов:

— заявления на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

— выписки банка, подтверждающей фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иного документа, подтверждающего исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза;

— транспортных документов, предусмотренных законодательством государства — члена ТС, подтверждающих перемещение товаров на территорию другого государства — члена ТС. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства;

— счетов-фактур, оформленных в соответствии с законодательством государства — члена ТС при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства — члена ТС;

— договоров, на основании которых приобретены или произведены импортированные товары;

— если товары были отгружены с территории одного государства, а контракт был заключен с компанией другого государства, не входящего в тройственный союз, необходимо представить информационное сообщение поставщика товаров о лице, у которого они были приобретены (пп. 6 п. 8 ст. 2 Протокола об экспорте и импорте товаров);

— договора комиссии, поручения или агентского договора в случаях их заключения.

Проблемы воплощения идей

Уже сейчас возникает ряд организационных вопросов, с которыми столкнутся заинтересованные налогоплательщики. Согласно Решению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), принятому 21 мая 2010 г., нормативно-правовые документы, регулирующие сотрудничество трех стран, должны вступить в силу с 1 июля 2010 г. В этот же день должен заработать и отдельный Таможенный кодекс для Казахстана, Беларуси и России. Но на момент выпуска июльского журнала «Расчет» указанный документ не был ратифицирован Республикой Беларусь. Несмотря на то что платформа для сотрудничества готовится «на троих», Беларусь несколько отстала от процесса вхождения в ТС.

Примечание. До сих пор нет определенности в вопросах создания и деятельности Таможенного союза, который вступил в силу полгода назад.

Согласно заявлениям Игоря Шувалова, первого вице-премьера РФ, на Петербургском международном экономическом форуме только 5 июля представители двух государств попытаются разрешить вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений. Что же касается Казахстана, то в отношении этой страны положения нового Таможенного кодекса должны заработать с июля. Но и здесь без оговорок не обошлось. На том же экономическом форуме вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев заявил, что существующий таможенный контроль на границе Россия — Казахстан еще год останется неизменным.

Примечание. 5 июля представители России и Беларуси попытаются разрешить вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений в рамках тройственного Таможенного союза.

Нет четкости в действиях на пути к сближению — нет и конкретики в документальном оформлении сделок, которые подпадут под новое таможенное регулирование. Так, форма декларации по НДС, которую необходимо будет представить российскому покупателю импортного товара в свою налоговую, пока не опубликована. А открытый перечень документов может привести к спорам с инспекторами в части необходимости и достаточности представляемых документов.

Бухгалтерам нашей страны не привыкать работать в неведении. Усугубляется ситуация тем, что международные отношения нет-нет да требуют более серьезной подготовки, начиная с согласования условий контракта с иностранным партнером и заканчивая оформлением всех необходимых для сделки документов. И как, интересно, внутри компании можно стремиться к четкому и законному учету операций, когда «в верхах» устные соглашения и обсуждения не успевают за уже изданными нормативно-правовыми трактатами? Остается разводить руками.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector