Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Импорт таможенный союз

Экспорт и импорт товаров в Таможенном союзе

Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана

Что же подразумевается под благозвучным и намекающим на неплохие перспективы словом «союз», когда идет речь об упрощении товарно-денежных отношений между государствами? По сути, это единая таможенная территория, которая на основе международного договора заменяет две или несколько таможенных территорий. В пределах официально оговоренных просторов отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли в отношении практически всех товаров. При этом каждый участник соглашения применяет единые таможенные пошлины и другие инструменты регулирования с третьими странами.

Создание Таможенного союза трех государств — России, Беларуси и Казахстана (ТС) — идея 15-летней давности. Сперва 6 января 1995 г. в Минске было подписано историческое Соглашение между Россией и Республикой Беларусь, которое, по сути, является фундаментом создания современного трехстороннего партнерства.

Новой ступенью в формировании ТС стал Договор от 6 октября 2007 г. «О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза», в результате которого к действовавшему Таможенному союзу присоединился Казахстан. Кроме того, было принято решение о создании единой таможенной территории и устранении процедур таможенного оформления и контроля между тремя странами.

Примечание. Образование Таможенного союза трех стран должно исключить процедуры таможенного контроля и администрирования внутри соответствующей территории, а также установить действие единого таможенного тарифа на территории союза.

Преимущества создания ТС очевидны. Восстановление и укрепление экономических связей между организациями трех стран благоприятно повлияют на экономическую обстановку — появятся новые рынки для сбыта продукции, а себестоимость товаров значительно снизится ввиду упрощения условий пересечения границы.

Однако теплые отношения между государствами не отменяют возникновения налоговых последствий у участников внешнеэкономических отношений.

Что с экспортом?

С точки зрения косвенного налогообложения порядок исчисления платежей не меняется, за исключением некоторых особенностей. В соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» основным принципом налогообложения при экспорте товаров в рамках Союза является применение нулевой ставки НДС. Само собой, факт экспорта должен быть документального подтвержден участниками сделки. Кроме того, при экспорте товаров в пределах «дружественных» государств налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном законодательством государства-экспортера.

Примечание. Нормативно-правовое регулирование

На межгосударственном уровне порядок взимания косвенных налогов при торговле товарами регулируется нормативно-правовыми актами:

— Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;

— Протоколом от 11 декабря 2009 г. «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе».

Процедурой подтверждения факта экспорта является представление вместе с декларацией в налоговые органы следующих документов или их копий:

— договора, на основании которого производится экспорт товаров, с учетом изменений, приложений и дополнений к ним;

— выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера;

— заявления о ввозе товаров и уплате необходимой суммы косвенных налогов, составленного по форме Приложения 1 к Протоколу от 11 декабря 2009 г. На заявлении должна стоять отметка структурного подразделения, ответственного за проведение камеральных проверок, налогового органа государства, на территорию которого импортированы товары;

— транспортных документов предусмотренных законодательством государства-экспортера, подтверждающих перемещение товаров с территории одной страны на другую;

— иных документов, предусмотренных законодательством страны — участника Таможенного союза, с территории которого осуществляется экспорт товаров, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС.

Документы, которые подтверждают факт экспорта, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров. Стоит отметить, что в отличие от пока действующего порядка косвенного налогообложения с Белоруссией новый срок подачи указанных выше документов должен составлять 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Сейчас налогоплательщики по-прежнему обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации и подтверждающие документы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

Одно из значимых новшеств в рамках Соглашения от 25 января 2008 г. составляет тот факт, что его положения распространяются как на все товары, производимые в России, Белоруссии, Казахстане, так и на товары, произведенные в других странах и выпущенные в свободное обращение на территории тройственного союза.

Что с импортом?

Основные положения по уплате таможенного НДС при импорте товаров остались прежними по сравнению с положениями Соглашения между Россией и Белоруссией от 15 сентября 2004 г., за исключением следующих моментов:

— введены новые правила определения налоговой базы;

— комплект документов, представляемых в налоговый орган, дополнен информационным сообщением;

— отсутствуют положения об особенностях уплаты обязательных платежей при транзите товара и освобождении от уплаты НДС при ввозе товаров для переработки с целью последующего вывоза продуктов переработки за пределы Таможенного союза.

Общим принципом обложения НДС является исчисление и уплата налога покупателем в бюджет государства, на территорию которого товары были импортированы.

Важно помнить, что если товары приобретаются на основании договора между резидентом государства — члена Таможенного союза и организацией, не имеющей отношения к тройственному союзу, но при этом товары импортируются с территории России, Беларуси или Казахстана, косвенные налоги уплачиваются тем участником сделки, на чью территорию импортированы товары.

В соответствии с Протоколом от 11 декабря 2009 г. налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров. Исчисленный НДС уплачивается не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров либо за месяцем, когда должен пройти платеж, предусмотренный договором.

При импорте Протокол от 11 декабря 2009 г. предусматривает обязанность представления вместе с налоговой декларацией комплекта документов:

— заявления на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

— выписки банка, подтверждающей фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иного документа, подтверждающего исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза;

— транспортных документов, предусмотренных законодательством государства — члена ТС, подтверждающих перемещение товаров на территорию другого государства — члена ТС. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства;

— счетов-фактур, оформленных в соответствии с законодательством государства — члена ТС при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства — члена ТС;

— договоров, на основании которых приобретены или произведены импортированные товары;

— если товары были отгружены с территории одного государства, а контракт был заключен с компанией другого государства, не входящего в тройственный союз, необходимо представить информационное сообщение поставщика товаров о лице, у которого они были приобретены (пп. 6 п. 8 ст. 2 Протокола об экспорте и импорте товаров);

— договора комиссии, поручения или агентского договора в случаях их заключения.

Проблемы воплощения идей

Уже сейчас возникает ряд организационных вопросов, с которыми столкнутся заинтересованные налогоплательщики. Согласно Решению Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), принятому 21 мая 2010 г., нормативно-правовые документы, регулирующие сотрудничество трех стран, должны вступить в силу с 1 июля 2010 г. В этот же день должен заработать и отдельный Таможенный кодекс для Казахстана, Беларуси и России. Но на момент выпуска июльского журнала «Расчет» указанный документ не был ратифицирован Республикой Беларусь. Несмотря на то что платформа для сотрудничества готовится «на троих», Беларусь несколько отстала от процесса вхождения в ТС.

Примечание. До сих пор нет определенности в вопросах создания и деятельности Таможенного союза, который вступил в силу полгода назад.

Согласно заявлениям Игоря Шувалова, первого вице-премьера РФ, на Петербургском международном экономическом форуме только 5 июля представители двух государств попытаются разрешить вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений. Что же касается Казахстана, то в отношении этой страны положения нового Таможенного кодекса должны заработать с июля. Но и здесь без оговорок не обошлось. На том же экономическом форуме вице-премьер Казахстана Умирзак Шукеев заявил, что существующий таможенный контроль на границе Россия — Казахстан еще год останется неизменным.

Примечание. 5 июля представители России и Беларуси попытаются разрешить вопрос о дальнейшем развитии экономических отношений в рамках тройственного Таможенного союза.

Нет четкости в действиях на пути к сближению — нет и конкретики в документальном оформлении сделок, которые подпадут под новое таможенное регулирование. Так, форма декларации по НДС, которую необходимо будет представить российскому покупателю импортного товара в свою налоговую, пока не опубликована. А открытый перечень документов может привести к спорам с инспекторами в части необходимости и достаточности представляемых документов.

Бухгалтерам нашей страны не привыкать работать в неведении. Усугубляется ситуация тем, что международные отношения нет-нет да требуют более серьезной подготовки, начиная с согласования условий контракта с иностранным партнером и заканчивая оформлением всех необходимых для сделки документов. И как, интересно, внутри компании можно стремиться к четкому и законному учету операций, когда «в верхах» устные соглашения и обсуждения не успевают за уже изданными нормативно-правовыми трактатами? Остается разводить руками.

Юридическая консультация. Телефон: +7 920-985-9888.

Импорт товаров из стран таможенного союза.

При ввозе товаров из третьих стран на территорию Российской Федерации возникает объект для налогообложения по НДС. Импорт товаров из стран Таможенного союза имеет ряд особенностей, о которых мы и поговорим в данной статье.

Таможенный союз предусматривает образование «единой таможенной территории». В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС) единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

При осуществлении сделок, связанных с импортом товаров из стран Таможенного союза необходимо руководствоваться, в частности:

– Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе» (далее – Соглашение);

– Протоколом от 11 декабря 2009 года «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее – Протокол о товарах).

Порядок взимания НДС при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государства – члена Таможенного Союза установлен статьей 2 Протокола о товарах.

Чтобы статья была более удобной для восприятия, мы построим ее на примере ввоза товара на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь.

Читать еще:  Реестр таможенных деклараций в электронном виде

Из пункта 1 статьи 2 Протокола о товарах следует, что взимание НДС по товарам, ввозимым с территории Белоруссии, осуществляется налоговым органом Российской Федерации по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров. При этом собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь НДС обязан уплачивать российский налогоплательщик в следующих случаях:

– если товары приобретаются на основании договора (контракта) между российской и белорусской сторонами (пункт 1.1 статьи 2 Протокола о товарах);

– если товары приобретаются на основании договора (контракта) между российским налогоплательщиком и белорусским налогоплательщиком и при этом товары импортируются с территории третьего государства – члена Таможенного Союза – Казахстана (пункт 1.2 статьи 2 Протокола о товарах);

– если товары реализуются белорусской стороной российской стороне на основании договора (контракта) комиссии, поручения или агентского договора (контракта) и импортируются с территории третьего государства – члена Таможенного Союза – Казахстана (пункт 1.3 статьи 2 Протокола о товарах);

– если российское предприятие приобретает товары, ранее импортированные на территорию Российской Федерации налогоплательщиком Белоруссии или Казахстана, НДС по которым не был уплачен (пункт 1.4 статьи 2 Протокола о товарах);

– если товары приобретаются на основании договора (контракта) между российской организацией и налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного Союза, и при этом товары импортируются с территории Республики Беларусь (пункт 1.5 статьи 2 Протокола о товарах).

Согласно пункту 2 статьи 2 Протокола о товарах налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством Российской Федерации) на основе стоимости приобретенных товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

Стоимостью приобретенных товаров, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении, является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта).

Обратите внимание!

У многих российских налогоплательщиков возникает закономерный вопрос, должна ли сегодня включаться в налоговую базу стоимость транспортировки и доставки по территории Российской Федерации? Прежний порядок, действующий до 1 июля 2010 года в отношениях с Белоруссией, обязывал включать в налоговую базу стоимость услуг по транспортировке товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, как по белорусской, так и по российской территории, осуществляемых белорусскими и (или) российскими перевозчиками.

Сегодня ситуация изменилась. По разъяснениям Минфина Российской Федерации, приведенным в Письме от 14 апреля 2011 года № 03-07-14/33 по товарам, ввозимым с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, расходы по транспортировке в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются!

Согласно разъяснениям налоговиков, приведенным в Письме УФНС Российской Федерации по городу Москве от 1 октября 2010 года № 16–15/103084@ стоимость услуг по транспортировке товаров включается в налоговую базу только в случае, если стоимость таких услуг учитывается в цене сделки по условиям договора поставки.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Протокола о товарах, сумма НДС, подлежащая уплате по товарам, импортированным на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, исчисляется налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным российским законодательством:

– 10 % – пункт 2 статьи 164 Налогового Кодекса Российской Федерации;

– 18 % – пункт 3 статьи 164 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 2 Протокола о товарах, НДС уплачивается в российский бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

Обратите внимание!

Если товары ввезены по договору лизинга, то, уплата налога производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок лизингового платежа, на это указывает пункт 7 статьи 2 Протоколах о товарах.

Причем уплату налога российский импортер должен произвести до срока подачи налоговой декларации в свою налоговую инспекцию.

Форма и Порядок заполнения налоговой декларации по косвенным налогам, утверждены Приказом Минфина Российской Федерации от 7 июля 2010 года № 69н «Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов таможенного союза и Порядка ее заполнения».

Обратите внимание!

Статьей 7 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, российская организация при ввозе товаров с территории Республики Беларусь должна подать налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга).

Что же касается «обычного» НДС, то по общему правилу, закрепленному в пункте 5 статьи 174 НК РФ декларацию нужно подать в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налоговый период для налогоплательщиков НДС, статьей 163 НК РФ, установлен как квартал.

Одновременно с декларацией, согласно пункту 8 статьи 2 Протокола о товарах, представляются в налоговый орган следующие документы:

– заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде. Порядок заполнения заявления представлен в письме Федеральной налоговой службы от 10 мая 2011 года №АС-4-2/7439@;

– выписка банка, подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства – члена таможенного союза;

– транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие ввоз товаров;

– счет-фактура, оформленный в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства – члена таможенного союза;

– договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства – члена таможенного союза с территории другого государства – члена таможенного союза;

– информационное сообщение (в случаях, предусмотренных пунктами 1.2–1.5 статьи 2 Протокола о товарах), представленное налогоплательщику одного государства – члена Таможенного Союза налогоплательщиком другого государства – члена Таможенного Союза либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного Союза, реализующим товары, импортированные с территории третьего государства – члена Таможенного Союза. В информационном сообщении отражаются следующие сведения о налогоплательщике третьего государства – члена Таможенного Союза и договоре (контракте), заключенном с ним на приобретение импортированных товаров: ИНН, полное наименование налогоплательщика, место нахождения (жительства), номер и дата договора (контракта), номер и дата спецификации. При представлении информационного сообщения на иностранном языке обязательно наличие перевода на русский язык.

Данное сообщение должно быть подписано руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверено печатью организации. Если же сведения содержатся в договоре, то информационное сообщение не представляется.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Протокола о товарах, в случае если налогоплательщик, у которого приобретаются товары, не является их собственником (является комиссионером, поверенным, агентом), вышеперечисленные сведения представляются также в отношении собственника.

В случаях неуплаты, неполной уплаты НДС по импортированным товарам, либо уплаты в более поздний срок, чем установлено Протоколом о товарах, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока, установленного пунктом 8 статьи 2 Протокола о товарах, либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств – членов таможенного союза, налоговый орган взыскивает НДС и пени в порядке и размере, установленном российским законодательством.

Пример (цифры условные).

Российская организация 10 мая 2011 года импортировала из Белоруссии партию товара. Контрактная стоимость, которой составила 50 000 евро. По условиям контакта с белорусской фирмой отсрочка по оплате за товар составляет 14 календарных дней с момента отгрузки (24 мая 2011 года).

Предположим, что официальный курс евро составил:

– 10 мая 2011 года (на дату отгрузки) – 45 руб./евро;

– 24 мая 2011 года (на дату оплаты) – 44 руб./евро.

В бухгалтерском учете российской организации были сделаны следующие записи:

10 мая 2011 года.

Дебет счета 41 «Товары» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – 2 250 000 рублей (50 000 евро х 45 руб./евро) – принят к учету товар, приобретенный у белорусского поставщика.

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» 405 000 рублей (2 250 000 рублей х 18 %) – начислен «ввозной» НДС к уплате в бюджет.

24 мая 2011 года.

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счета 52 «Валютные счета» – 2 200 000 рублей (50 000 евро х 44 руб./евро) – оплачен товар поставщику.

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит счета 91 – 1 «Прочие доходы» – 50 000 рублей (2 250 000 рублей – 2 200 000 рублей) – отражена положительная курсовая разница.

17 июня 2011 года.

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит счета 51 «Расчетный счет» – 405 000 рублей – уплачен «ввозной» НДС.

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 405 000 рублей – принят НДС к вычету.

НДС при импорте товаров из стран Таможенного союза

Государства – участники Таможенного союза, в число которых входит и Россия, ратифицировали специальный протокол. Согласно ему, при импорте товаров с территорий стран-участниц налог на добавленную стоимость уплачивается по особым правилам. Отметим, что порядок уплаты налога разъяснили и финансисты в письме от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260.

— соглашением от 25 января 2008 года, которое введено в действие решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 21 мая 2010 г. № 36 (далее — Соглашение);

— протоколом, ратифицированным Федеральным законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ (далее — Протокол).

Обратите внимание: «ввозной» налог обязаны платить все импортеры, в том числе:

— применяющие специальные налоговые режимы («упрощенку» или «вмененку»);

— получившие освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном статьей 145 Налогового кодекса РФ.

Основание — пункт 2 статьи 346.11, пункт 4 статьи 346.26, пункт 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Исключение сделано лишь для тех, кто ввозит товары, освобожденные от налогообложения по статье 150 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 8 сентября 2010 г. № 03-07-08/260).

Читать еще:  Для чего нужна таможенная стоимость

В зависимости от вида ввозимых товаров налог составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 2 Протокола, п. 5 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Причем ставка НДС на товары, импортируемые из стран — участниц Таможенного союза, не может превышать ставку налога, которая применяется к аналогичным товарам, произведенным в Российской Федерации. Основание — статья 3 Соглашения.

Пример 1.
В ноябре 2010 года оптовая компания ЗАО «Интер Шуз» импортировала в Россию из Республики Беларусь партию товаров (обуви). Стоимость партии по договору поставки — 44 000 долл. США.

11 ноября фирма приняла товары на учет, а 17 ноября оплатила их.

Предположим, что курс доллара на даты совершения операций составляет:

— 11 ноября — 31 руб. за долл. США;

— 17 ноября — 30 руб. за долл. США.

Бухгалтер фирмы записал:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

— 1 364 000 руб. (44 000 USD х 31 руб/USD) — приняты на учет товары;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 52

— 1 320 000 руб. (44 000 USD х 30 руб/USD) — оплачены товары поставщику;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 91

— 44 000 руб. (1 364 000 — 1 320 000) — отражена положительная курсовая разница;

ДЕБЕТ 19
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

— 245 520 руб. (1 364 000 руб. х 18 %) — начислен «ввозной» НДС к уплате в бюджет;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 51

— 245 520 руб. — перечислен «ввозной» НДС в бюджет.

Обратите внимание: если компания импортирует товары из стран — участниц Таможенного союза, но не платит (несвоевременно платит) НДС или не сдает (сдает с нарушениями) налоговые декларации, то инспекция вправе принудительно взыскать налог. Кроме того, фирме могут быть начислены пени и штрафы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 9 ст. 2 Протокола).

— заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

— выписку банка, подтверждающую уплату налога в бюджет;

— транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие перемещение товаров в Россию (по формам, установленным в соответствующих государствах);

— счета-фактуры на отгрузку товаров (если их оформление предусмотрено законодательством государств — членов Таможенного союза);

— договор (контракт), на основании которого товар ввозится в Россию.

Такой порядок установлен пунктом 8 статьи 2 Протокола.

— товары куплены для операций, облагаемых НДС (для перепродажи);

— товары приняты на учет, что подтверждается документально.

Есть еще ряд дополнительных требований. Обратимся к пункту 11 статьи 2 Протокола и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ. Из этих норм следует, что принять «ввозной» налог к вычету фирма вправе, если в дополнение к общим требованиям соблюдаются еще и такие условия:

— сумма налога перечислена в бюджет и отражена в специальной декларации по косвенным налогам;

— факт уплаты налога подтвержден соответствующими документами.

Бумаги, подтверждающие факт уплаты налога, — это платежное поручение, выписка банка и заявление о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции. Реквизиты заявления о ввозе и платежного поручения на перечисление налога необходимо зафиксировать в книге покупок. Зачесть налог, уплаченный при ввозе товаров из стран Таможенного союза, импортер вправе не ранее того налогового периода, в котором все перечисленные условия будут выполнены.

Пример 2.
Оптовая компания ввозит обувь с территории Республики Беларусь. Фирма импортировала партию товаров стоимостью 1 500 000 руб.

Сумма «ввозного» НДС равна 270 000 руб. (1 500 000 руб. Ч 18%).

Вариант 1. Товары приняты на учет (отражены на счете 41) 20 августа 2010 года.

Налог в бюджет импортер перечислил 20 сентября. В этот же день он представил в инспекцию специальную декларацию по косвенным налогам и пакет необходимых документов.

Инспекторы проставили соответствующие отметки на заявлении о ввозе товаров. В сентябре бухгалтер зарегистрировал заявление о ввозе и платежное поручение на перечисление налога в книге покупок. Следовательно, сумму «ввозного» налога (270 000 руб.) фирма вправе принять к вычету в сентябре 2010 года.

20 октября компания подала общую декларацию по НДС за III квартал, в которой в разделе 3 по строке 190 (где отражаются вычеты «ввозного» налога по импорту из Республики Беларусь) была указана сумма 270 000 руб.

Вариант 2. Товары приняты на учет 20 сентября.

Налог в бюджет импортер перечислил 20 октября 2010 года. В этот же день он представил в инспекцию специальную декларацию, пакет необходимых документов и общую декларацию по НДС за III квартал. Соответственно заявление о ввозе (с отметками инспекторов) и «платежку» на уплату налога зарегистрировали в книге покупок в октябре.

Таким образом, сумму «ввозного» налога фирма может принять к вычету только в октябре 2010 года. Эта сумма (270 000 руб.) будет отражена в общей декларации по НДС за IV квартал.

— либо на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (суммы НДС по оплаченным приобретенным товарам, стоимость которых включается в состав расходов);

— либо в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию России).

А вот при «упрощенке» с объектом «доходы» уплаченный «ввозной» НДС в налоговом учете не отражается.

В бухгалтерском учете сумму «импортного» налога включают в стоимость приобретенных товаров.

Импорт товаров из стран ЕАЭС: что нужно знать бухгалтеру

В последние годы многие российские предприятия установили устойчивые экономические связи со странами, которые входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией. Причем, заниматься экспортом/импортом в эти страны стали даже небольшие организации и предприниматели. В предыдущей статье «Экспорт товаров в страны ЕАЭС: что нужно знать бухгалтеру» мы ответили на некоторые вопросы, которые возникают у бухгалтера при экспорте. А что нужно знать бухгалтеру об импорте? Как его оформлять? Какие налоги, по каким ставкам и в какие сроки нужно платить? Давайте разбираться.

Вводная информация

Как и в случае с экспортом товаров из России в страны ЕАЭС, налогообложение обратной операции регулируется нормами международного законодательства, которое имеет приоритет перед правилами Налогового кодекса (ст. 7 НК РФ). Основополагающими документами, которые регулируют вопросы уплаты налогов при покупке товаров в Белоруссии, Казахстане, Армении или Киргизии, будут «Договор о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.14; далее — Договор о ЕАЭС) и «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к названному Договору (далее — Протокол).

Обратите внимание: правила, установленные названными документами, применяются не только в отношении товаров, которые куплены для перепродажи, но и в отношении любого другого приобретенного в странах ЕАЭС имущества (например, основных средств или малоценного имущества). Это прямо вытекает из определения термина «товар», приведенного в п. 2 Протокола. Однако правила действуют лишь в случае, когда ввозимые товары приобретены у иностранного поставщика. Если ввозятся товары по договору, заключенному с другой российской организацией, НДС в отношении таких товаров в Российской Федерации не уплачивается (письмо Минфина России от 26.02.16 № 03-07-13/1/10895).

Чем «импортный» НДС-ЕАЭС отличается от внутрироссийского

Особые правила налогообложения касаются прежде всего НДС. Все другие налоги по этим операциям уплачиваются в том же порядке, что и при покупке имущества в РФ (также имеются особенности по уплате акцизов, но в рамках настоящей статьи подакцизные товары мы не рассматриваем).

При ввозе товаров на территорию РФ с территорий государств — членов ЕАЭС импортеру потребуется уплатить НДС. Этот налог должны заплатить даже те организации и ИП, которые по внутрироссийским операциям освобождены от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ). Тут все примерно так же, как и при ввозе товаров из «дальнего зарубежья». Но, в отличие от обычного импорта, НДС при ввозе товаров из ЕАЭС, не является «таможенным», т.е. не подчиняется правилам Таможенного кодекса и уплачивается не на таможне, а уже после ввоза на счета налогового органа по месту учета организации-импортера.

В то же время перечисление НДС на счета инспекции по месту учета импортера не делает налог тождественным «внутреннему» НДС, т.к. здесь тоже имеются свои тонкости. Так, сам налог нужно уплатить чуть раньше общеустановленного срока — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 19 Протокола). На 20-е число сдвинут и срок представления налоговой декларации, подать которую нужно также в инспекцию по месту учета импортера (п. 20 Протокола). При этом сама декларация тоже не такая как по внутреннему НДС: ее форма и порядок заполнения на данный момент утверждены приказом Минфина России от 07.07.10 № 69н (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 03-07-13/1/46423).

Бесплатно заполнить и сдать через интернет новую декларацию по НДС при импорте из стран ЕАЭС

Так же, как и в случае с экспортом, «ввозная» декларация представляется не сама по себе, а вместе с определенным пакетом документов. В него входят заявление о ввозе товаров по форме, утвержденной Протоколом от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов». Если оно подается в бумажной форме, заполнить его требуется аж в четырех экземплярах (пп. 1 п. 20 Протокола). Кроме того, нужно сдать копию банковской выписки, подтверждающей уплату НДС, договора (контракта), на основании которого куплено ввозимое имущество, транспортных, товаросопроводительных и иных документов, подтверждающих ввоз товара, если таковые составлялись, и счета-фактуры иностранного продавца, если таковой выставлялся.

На этом основные особенности «импортного» ЕАЭС-НДС не заканчиваются. Хотя глобально правила исчисления этого налога схожи с внутрироссийскими, некоторые отличия все же имеются. Налог рассчитывается по ставкам, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ, т.е. 10 или 18 процентов в зависимости от вида ввезенного товара (п. 17 Протокола). А налоговая база определяется на дату принятия на учет товаров, исходя из стоимости приобретенных товаров, указанной в договоре. Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). Как видим, здесь применяются те же правила, что и по привычным внутрироссийским операциям.

А вот в части вычетов уже появляются отличия. С одной стороны, уплаченный при ввозе налог можно принять к вычету на общих основаниях, т.е. после принятия на учет приобретенных товаров, если они предназначены для использования в облагаемых НДС операциях и если имеются документы, подтверждающие фактическую уплату налога (п. 2 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ). Однако с другой стороны, документами, подтверждающими право на вычет НДС, в данном случае будут не только платежки, свидетельствующие о фактической уплате налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей, что налогоплательщик исполнил обязанность по уплате налога. Поэтому вычет НДС можно будет применить только после того, как налог по ввезенным из стран ЕАЭС товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (письмо Минфина России от 02.07.15 № 03-07-13/1/38180).

Читать еще:  Сбор за таможенное оформление 2020

Отметим еще одну важную особенность: в отличие от экспорта, при импорте товаров в РФ применяются налоговые льготы. Так, не нужно платить налог при ввозе товаров, указанных в ст. 150 НК РФ (пп.1 п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС). Это означает, что от «импортного» ЕАЭС-НДС освобождаются, к примеру, медицинские товары и техника, включая корректирующие очки, линзы и оправы для очков, корректирующих зрение (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Спецрежимы: возврат к НДС

Отдельно нужно остановиться на правилах для налогоплательщиков на спецрежимах. Для них в п. 13 Протокола сделана специальная оговорка, согласно которой они также обязаны уплачивать НДС по правилам, установленным Договором о ЕАЭС. Это положение Договора в принципе, согласуется с правилами Налогового кодекса, в котором также предусматривается, что «спецрежимники» не освобождаются от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ (п. 2 ст. 346.1 НК РФ, п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ, п. 4 ст 346.26 НК РФ и п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Однако и в этой ситуации тот факт, что ЕАЭС-НДС уплачивается по правилам международного договора, а значит, не является таможенным платежом, налагает свои особенности. Ведь в случае с обычным «ввозным» НДС обязанности по его уплате и представлению декларации у налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, возникают лишь в том случае, если они сами декларируют ввозимые товары. Это связано с тем, что плательщиком «таможенного» НДС признаются именно декларанты (ст. 143 НК РФ, ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).

А вот в ситуации с ввозом товаров из ЕАЭС эти правила уже не работают. Платить НДС должна всегда организация-покупатель, как это предусмотрено п. 13 Протокола. А значит, у таких покупателей, применяющих ЕСХН, УСН, ПСН или ЕНВД, возникают «подзабытые» уже обязанности по исчислению НДС, представлению декларации и пакета подтверждающих документов.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларацию по НДС-ЕАЭС с подтверждающими документами

Все эти действия совершаются в том же порядке и в те же сроки, что и организациями на общей системе налогообложения, о которых мы рассказали выше. Единственное отличие — права на вычет уплаченного НДС у «спецрежимников» не возникает. Такой налог включается в стоимость приобретенного товара (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Импорт из Казахстана

Казахстан и Россия входят в таможенный союз ЕАЭС, поэтому у них единая таможенная территория. Это делает импорт проще: не нужно проходить таможенное оформление, декларирование, уплачивать пошлины. При этом ввоз товара из стран таможенного союза отличается от импорта из третьих стран порядком уплаты НДС и правилами подготовки документов. Читайте в статье, как оформить импорт товаров из Казахстана и заплатить налоги.

В чем особенность импорта из Казахстана

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Казахстан входит в ЕАЭС, как и Россия, Белоруссия, Армения и Киргизия. Между этими странами нет таможенной границы, а правила перемещения товаров внутри таможенного союза установлены «Договором о ЕАЭС».

Справка. Импорт из третьих стран подчиняется таможенному законодательству и проходит через таможню. НДС начисляется в момент вывоза и, соответственно, уплачивается в адрес таможни.

Между странами ЕАЭС действуют правила:

  • импортер рассчитывает НДС самостоятельно и уплачивает его в свой налоговый орган;
  • налоговая база по НДС определяется на момент принятия импортированного товара к учету;
  • по итогам каждого месяца, в котором импортированы товары, в ИФНС нужно представить набор документов;
  • ввозной НДС можно принять к вычету.

Внешнеторговый контракт с Казахстаном

Хоть у России и Казахстана единая таможенная территория, законодательство стран не едино. При заключении договора поставки стороны должны определить право, применимое к заключенному договору, можно руководствоваться «Инкотермс».

ВЭД начинается с составления внешнеторгового контракта. Он учитывает законодательство обеих сторон сделки и включает:

  • наименования компаний сторон договора;
  • цель договора;
  • условия оплаты: валюту расчетов, сумму контрактов, сроки платежей, штрафы, ответственность за просрочку;
  • условия поставки;
  • порядок действий при форс-мажорах;
  • реквизиты организаций;
  • порядок разрешения споров.

Если какие-то условия были пропущены, их можно включить в дополнительное соглашение к договору.

По правилам, все пункты договора должны трактоваться однозначно и контракт должен быть составлен на двух языках — казахском и русском. У каждого контракта есть номер, место и дата подписания, они указываются в спецификациях.

Оплата по контракту может проходить в рублях или тенге, в любом случается для расчетов вам понадобится валютный счет. В банк представьте платежное поручение, справку о валютных операциях и другие документы, которые запросит банк.

Паспортов сделки больше нет, но контракты нужно регистрировать в банке. Причем только те, которые превышают лимит — 3 млн рублей для импорта в Россию и 6 млн рублей для экспорта.

НДС при ввозе товара из Казахстана

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Если вы ввозите товар из Казахстана в Россию, то становитесь плательщиком НДС. При этом НДС нужно платить в свой налоговый орган по месту учета, а не на таможне. Даже в тех случаях, когда:

  • вы работаете на спецрежиме;
  • вы освобождены от НДС по ст. 145 НК РФ;
  • вы заключили договор с контрагентом из другой страны, но товар ввозите с территории Казахстана;
  • товар произведен за пределами таможенного союза, но ранее импортирован на его территорию.

Если по законам нашей страны товар или операция освобождена от НДС, то налог платить не нужно. Это касается товаров:

  • перечисленных в статье 149 НК РФ, 150 НК РФ и постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372;
  • переданных по договору в рамках одной российской организации;
  • купленных у российского поставщика, но доставляемых через страну ЕАЭС.

Рассчитать НДС при импорте из стран ЕАЭС придется самостоятельно (для импорта из третьих стран это делает таможня). У расчета импортного НДС есть особенности:

  • налоговая база рассчитывается на дату принятия импортного товара к учету;
  • налоговая база определяется исходя из цены сделки по договору + акцизы, если товар подакцизный; если сумма сделки в иностранной валюте, ее нужно пересчитать по курсу ЦБ на дату принятия товара к учету;
  • ставки налога стандартные для РФ: 20% и 10% для ряда товаров (ст. 164 НК РФ).

Заплатите ввозной НДС до 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товара к учету. В платежном поручении укажите КБК — 182 1 04 01000 01 1000 110.

Отчетность при импорте из Казахстана

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

До даты уплаты ввозного НДС подготовьте и сдайте в налоговую:

  • Декларацию по косвенным налогам. Эта декларация нужна для импорта товаров из стран таможенного союза. Она включает сведения об НДС и акцизах и заполняется за месяц, в котором импортированные товары отражены в учете. Для товара, не облагаемого акцизами, заполните только первый раздел и титульный лист. Форма декларации утверждена приказом ФНС РФ от 27.09.2017 № СА-7-3/765@.
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов — это еще один документ, необходимый для импорта из стран ЕАЭС. Заполните его по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@, и сдайте в налоговую 4 бумажных экземпляра и один электронный или только один электронный, но заверенный ЭП. Второй раздел заполнять не нужно, это сделает налоговая. В течение 10 рабочих дней они рассмотрят заявление и вернут вам заверенные экземпляры. Один оставьте себе, чтобы получить вычет, а два отдайте иностранному поставщику, чтобы он подтвердил ставку 0% по экспортному НДС.

Кроме этого подготовьте:

  • выписку из банка или другой документ, подтверждающий уплату налога;
  • транспортные и сопроводительные документы;
  • счета-фактуры или иные документы, подтверждающие стоимость
  • внешнеторговый контракт или другой договор, подтверждающий основание приобретения;
  • договоры поручения, комиссии или агентские;
  • Полный список дополнительных документов и основания для их подготовки перечислены в п. 20 приложения 18 к Договору о ЕАЭС.

Как принять ввозной НДС к вычету

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

НДС при импорте товара из стран ЕАЭС можно принять к вычету и уменьшить налог, начисленный по реализации на территории РФ. Для этого есть условия:

  • товар принят к учету;
  • товар будет использоваться в операциях, облагаемых НДС;
  • НДС по товару уплачен;
  • от налоговой получено заверенное заявление о ввозе товара и уплате налогов;
  • заявление зарегистрировано в книге покупок, и в ней указаны реквизиты платежей на уплату НДС;
  • НДС к вычету принять могут не все, а только налогоплательщики на ОСНО. Спецрежимники и лица, освобожденные от налога по ст. 145 НК РФ, учитывают НДС в себестоимости товара и не претендуют на вычет.

Вычет можно заявить в течение 3 лет после принятия товара к учету. При этом получить вычет можно только в квартале, следующем за кварталом, в котором товары приняты к учету.

Например, если ООО «Калинка» импортировало товары и заплатило НДС в декабре 2018 года, но заявление с отметкой налоговиков получило уже в январе. Тогда НДС к вычету можно принять только в первом квартале 2019.

Когда выполнены все условия, включите в обычную декларацию по НДС сумму, подлежащую вычету. Отразите ее в строке 160 раздела 3 ежеквартальной декларации.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector