Система платежей за природопользование
ПЛАТЕЖИ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И;
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
При административно-командной системе природные ресурсы в нашей стране были бесплатными, что не стимулировало их охрану и рациональное использование. Переход к рыночной экономике потребовал изменения подхода к формированию финансово-кредитного механизма природопользования. Поскольку условием функционирования рынка является охват отношениями спроса и предложения сферы производства, распределения, обмена и потребления, природные ресурсы и природная среда в целом должны быть включены в систему товарно-денежных отношений. Опыт некоторых зарубежных стран свидетельствует, что платность природопользования обеспечивает благоприятные условия для ресурсосбережения, чем административный государственный контроль за состоянием окружающей среды. Формирующийся в России рыночный механизм ценообразования, как правило, несовместим с занижением стоимости ресурсов. При этом рыночные условия расширяют границы прибыльных вложений в сбережение природных ресурсов по мере роста их дефицитности.
Платежи за природопользование — это обязательные взносы за пользование природными ресурсами и за экологические правонарушения, осуществляемые природопользователями, в бюджеты и внебюджетные фонды соответствующих уровней.
Основными целями введения платности природопользования являются:
— стимулирование рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов;
— накопление бюджета территории (обеспечение принципа возвратности).
При определении платы за пользование природными ресурсами необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. плата за лучший ресурс (по качеству, местоположению, потребительским свойствам) должна быть выше, чем за худший;
2. величина платы должна быть достаточно высокой, чтобы стимулировать снижение ресурсоемкости производства;
3. размер платы должен учитывать конъюнктуру рынка (спрос и предложение);
4. способы изъятия и использования средств от платежей за природные ресурсы должны быть адекватны величине и структуре общественно необходимых затрат на их воспроизводство и охрану и препятствовать перенесению экономической ответственности за нерациональное природопользование и ущерб окружающей среде на потребителя конечной продукции.
Классификация платежей за природопользование (по назначению):
Классификация платежей за природопользование (по экономическому содержанию):
1. РЕНТНЫЕ — это платежи за право пользования природными ресурсами, арендная плата. Фактически рентные платежи соответствуют размеру ренты природных ресурсов, т.о. чем лучше по своим качественным характеристикам природные ресурсы, тем больше рента при их использовании, тем больше рентный платеж.
2. ЗАТРАТНЫЕ (ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ) — это платежи, предназначенные для сбора денежных средств, необходимых для выполнения работ по воспроизводству природных ресурсов (отчисления на воспроизводство природных ресурсов). Размер данных платежей определяется величиной затрат, необходимых для осуществления процесса воспроизводства.
3. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ — это платежи, необходимые для компенсации ущерба, связанного с использованием природных ресурсов или загрязнением окружающей среды (штрафные платежи, платежи в возмещение причинённого вреда).
ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
В условиях рыночных отношений особое место принадлежит плате за природопользование. Введение платежей за природопользование является необходимым условием совершенствования ценообразования, а также стимулируют эффективное и рациональное природопользование.
Не уделяя должного внимания охране окружающей природной среды, невозможно добиться экономического стимула к снижению выбросов или компенсирующих выплат за них от объектов, загрязняющих эту среду.
Сопоставление общественного ущерба и затрат на очистку с учетом сложившейся экологической ситуации позволяют сделать выводы по выработке концепции для системы налогообложения.
Налог за загрязнение окружающей природной среды должен быть достаточно высоким с той целью, чтобы предприятиям было выгоднее охранять её, а не загрязнять
Платежи за природные ресурсы — система экономических рычагов и стимулов, которые обеспечивают материальную заинтересованность природопользователей в эффективном рациональном использовании природных ресурсов, сохранении, оздоровлении окружающей природной среды и соблюдении природоохранного законодательства.
В зависимости от вида природных ресурсов З.К. Каражанов подразделяет платежи за природные ресурсы на:
• платежи за ресурсы универсального назначения;
• платежи за ресурсы специального назначения.
К платежам за ресурсы универсального назначения относятся плата за землю, водные ресурсы и использование воздушного бассейна, иначе говоря, природных ресурсов многоцелевого назначения.
Платежи специального назначения включают платежи за минерально-сырьевые и лесные ресурсы.
Платежи за землю
Согласно статье 9 «Земельного кодекса РК» от 20.06.2003 года земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном землепользовании или первичном безвозмездном временном землепользовании, облагаются земельным налогом в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан. За земельные участки, предоставленные государством во временное возмездное землепользование (аренду), взимается плата за пользование земельными участками.
Принципы налогообложения и порядок взимания и использования платежей за землю установлены Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12.06.2001 года.
Целью земельного налога является обеспечение рационального использования земельных ресурсов с помощью экономических методов и формирование бюджета для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель и для социально-культурного развития территории.
Объектом налогообложенияв Республике Казахстан является земельный участок. Налогообложению подлежат:
• земли сельскохозяйственного назначения;
• земли населенных пунктов;
• земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения.
Плательщиками земельного налога выступают физические и юридические лица, имеющие в пользовании и владении земельные участки на территории Республики Казахстан.
Размер земельного налога определяется, исходя из качества, местоположения и водообеспеченности участка, и не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей. Базовые ставки земельного налога устанавливаются в виде ежегодных фиксированных платежей за единицу площади земель:
• на земли сельскохозяйственного назначения— в расчете на 1 гектар площади и дифференцируется по качеству почв, выраженному баллами бонитета, с учетом природно-хозяйственной зональности (таблица 6, 7);
• на земли, предоставленные гражданам для ведения личного (домашнего) подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства— за 0.01 гектара;
• на земли населенных пунктов— в расчете на 1 кв. метр площади в зависимости от затрат на обустройство территории, статуса населенных пунктов, целевого назначения облагаемых налогом земельных участков (таблица 8);
• на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения— в расчете на 1 гектар площади, в зависимости от стоимости освоения новых земель аналогичного качества взамен изымаемых из сельскохозяйственного оборота (таблица 9).
Согласно статье 323 п. 3 Налогового кодекса налогообложению не подлежатследующие категории земель:
1. земли особо охраняемых территорий;
2. земли лесного фонда;
3. земли водного фонда;
В случае передачи указанных земель (за исключением земель запаса) в постоянное землепользование или первичное безвозмездное временное землепользование они подлежат налогообложению в порядке, установленном статьей 336 Налогового кодекса.
Таблица 2
Базовые ставки земельного налога на землях степной и сухостепной зоны равнинных территорий
Платежи за природопользование
Система платежей за природопользование в РФвключает:
— платежи за природные ресурсы;
— платежи за загрязнение окружающей среды;
— платежи на воспроизводство и охрану ресурсов окружающей среды.
В Российской Федерации в настоящее время взимаются следующие виды ресурсных платежей–землю, воду, недра, лесные ресурсы и объекты животного мира.
1. Земельный налог– устанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади. Размер налога зависит от местоположения плательщика и качества земли, но не зависит от итогов хозяйственной деятельности на земле.
2. Арендная плата– может устанавливаться в денежной и натуральной форме по договоренности арендатора с арендодателем.
Гражданский Кодекс РФ определяет следующие формы арендной платы:
— твердые платежи, дифференцированные по времени или единовременные;
— доля прибыли, полученной в результате использования земли;
— предоставление арендатором определенных услуг.
3. Нормативная цена земли– показатель, характеризующий стоимость участка земли определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Этот показатель может применяться при продаже земель в собственность, установлении долевой и совместной собственности, изъятии земельных участков в порядке выкупа для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью предоставления их гражданам, получения банковского кредита под залог земельного участка.
Объектами налогообложенияявляются земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, энергетики, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли городов и других населенных пунктов.
Плательщиками являются физические и юридические лица.
Земельный налог выплачивается в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Юридические лицавыплачивают начисленную сумму земельного налога систематически равными долями:
— по землям, связанным с основной деятельностью, — на себестоимость продукции и издержки обращения;
— по землям, не связанным с основной деятельностью, — по соответствующим методикам финансирования.
От уплаты земельного налога и на основании ст. 12 Закона «О плате за землю» освобождаются:
— государственные предприятия связи, или предприятия связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, предприятия водных путей и гидроэнергетики и т.д.;
— предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли, на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв.
Плата за пользование водными ресурсами.
Взимается водный налог и плата на восстановление и охрану водных объектов.
Предметом налогообложенияявляются следующие виды пользования водными объектами:
— забор воды из водных объектов;
— удовлетворение потребностей гидроэнергетики;
— использование акватории водных объектов для лесосплава без применения судовой тяги, для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, проведения буревых, строительных и иных работ;
— сброс сточных вод в водные объекты.
В зависимости от вида использования водных объектовплатежная база может иметь следующий вид:
— объем забранной из водоема воды;
— объем продукции (работ, услуг), произведенных, выполненных при пользовании водным объектом без отбора воды;
— площадь акватории используемого водного объекта;
— объем сточных вод, сбрасываемых в водный объект.
При исчислении платы за воду,забираемую из водных объектов в пределах лимита водопотребления, ее размер составляет 30 % от установленного тарифа, за сверхлимитный забор – в 5-кратном размере от установленного тарифа.
Плата за водув пределах лимитов включается в себестоимость, платежи за сверхлимитное использование осуществляются из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия.
При добыче подземных водвзимаются отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Ставки платы за пользование водными объектами, связанные с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным ставкам.
Платежи, связанные с использованием водных объектов, поступают в федеральный бюджет (40 %) и бюджет субъекта РФ
Плата за пользование недрами.
Закон «О недрах» определяет следующую систему платежей за пользование недрами: платежи за право пользования недрами;
— отчисления на воспроизводство минеральной сырьевой базы;
— платежи за пользование акваторией и участками морского дна.
Платежи за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна включают платежи за право на поиски и разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу, а также строительство и эксплуатацию подземных сооружений.
1. Плата за право пользования недрамиможет взиматься в форме:
— части объема добытого сырья или иной производимой пользователем продукции;
— выполнение работ или предоставление услуг;
— зачета сумм предстоящих платежей в бюджет в качестве долевого вклада в уставной фонд создаваемого горного предприятия.
Форма платежей устанавливается в лицензии на природопользование.
По платежам за право пользования недрамиможет быть установлена скидка, которая предоставляется пользователю недр, осуществляющему добычу:
— дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, если он не нарушает условия рационального использования месторождения; .
— полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого, в результате выборочной отработки месторождения.
2. Отчисления (налог) на воспроизводство минерально-сырьевой базывыплачивают предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Отчисления поступают в федеральный бюджет и имеют строго целевое назначение (ранее существовал внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы).
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы производятся следующим образом:
— поквартально – предприятиями со среднемесячной суммой отчислений менее 100 тыс. руб., а также субъектами малого бизнеса;
— поквартально – предприятиями с суммой отчисления от 10 до 100 тыс. руб.;
— авансовые, платежи 15, 25 и 5 числа месяца, следующего за отчетным, предприятиями с суммой отчислений более 100 тыс. руб.
3. Акцизывводятся по отдельным видам минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками при получении сверхплановой прибыли.
В соответствии с действующим Налоговым кодексом подакцизным минеральным сырьем является природный газ.
Плата за пользование лесными ресурсами (лесной налог).
Взимается в виде лесных податей или арендной платы (ст. 103 Лесного кодекса РФ).
Лесные подативзимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата– при аренде участков лесного фонда.
Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования — за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда,
Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.
Лесные подати взимаются за все виды лесопользования:
— за древесину, отпускаемую на корню;
— за побочное лесопользование (сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, размещение пасек);
— за пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических, спортивных целей.
В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда в соответствии с законом РФ «О плате за землю » (с изменениями и дополнениями от 07.06.96).
Плательщиками являются лесопользователи, заготавливающие древесину в лесном фонде и разрабатывающие лесные участки, не включенные в лесной фонд.
Порядок внесения платежей за лесные ресурсы:
— при отпуске древесины по каждому лесорубочному билету в объеме до 500 м 3 – полностью перед выпиской лесорубочного билета;
— при отпуске древесины по каждому лесорубочному билету в объеме более 500 м 3 –по срокам: 15 февраля – 15 %; 15 марта – 10 %; 15 апреля – 10 %; 15 июня – 10 %; 15 сентября – 15 %; 15 ноября – 15 %; 15 декабря – 15%;
— при долгосрочной вырубке по лесорубочному билету с объемом отпуска более 500 м 3 плата вносится по тем же срокам в течение года.
При этом часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы на древесину, отпущенную на корню, поступает в федеральный бюджет – 40 %, бюджеты субъектов РФ – 60 %, оставшиеся средства остаются в распоряжении лесхозов. Согласно ст. 106 Лесного кодекса РФ от уплаты в федеральный бюджет части платежей за лесные ресурсы освобождаются субъекты РФ, где лесосека по рубкам главного пользования не превышает 1 млн. м 3 (в настоящий момент 26 субъектов РФ освобождены от выплат в федеральный бюджет).
Для восстановления лесного фонда с 01.01.93 с юридических и физических лиц, заготавливающих древесину, взимаются отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов.
Плата за загрязнение (экологический налог).
Плата за загрязнение (экологический налог)по действующему налоговому законодательству взимается с хозяйствующих субъектов за следующие виды вредных воздействий на окружающую среду:
— выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
— сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, любое подземное размещение загрязняющих веществ;
Изначально платежи за загрязнение окружающей природной среды должны были выполнять две функции: компенсаторную и стимулирующую.
Компенсаторная функциясостояла в том, что предприятия-загрязнители должны были возмещать ущерб природе, причиненный от вредных веществ в штатном режиме функционирования (так называемая эколого-экономическая ответственность).
Стимулирующая функция платежей за загрязнениезаключается в побуждении предприятий-загрязнителей к сокращению объема вредных веществ, выбрасываемых в окружающую природную среду.
В настоящий момент обе функции платежей за загрязнение не выполняются, так как:
— во-первых, размеры платежей не соответствуют величине ущерба, причиненного загрязнением, следовательно, не могут его компенсировать;
— во-вторых, объем капиталовложений в природоохранное оборудование намного превышает уровень платежей, и предприятию экономически более выгодно внести плату за загрязнение, а не инвестировать средства в новые природоохранные технологии или очистное оборудование.
В этой связи необходима корректировка и индексация платежей за загрязнение.
При определении платежей за загрязнениеустанавливаются два вида базовых нормативов платы:
— за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
— за выбросы, сбросы, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Необходимо отметить, что при размещении отходов устанавливаются только лимиты. Вопросы, связанные со сверхлимитным загрязнением должны решаться дополнительно.
При определении размеров платежейучитывается экологическая ситуация и экологическая значимость регионов путем умножения на соответствующие коэффициенты.
Платежи за загрязнение,осуществляемое в объемах, не превышающих ПДВ и ПДС, относятся на себестоимость продукции; при превышении уровня допустимого загрязнения они выплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении при-родопользователя после уплаты налогов.
Платежи за загрязнение окружающей среды направляются в экологические фонды различных уровней (90 % отчислений) и федеральный бюджет (10 % отчислений). В качестве платежей за вредные выбросы могут засчитываться затраты по выполнению природоохранных мероприятий, которые определяются в соответствии с «Перечнем природоохранных мероприятий».
Система платежей за природопользование
В 1991 г. принцип «платности использования природных ресурсов» был закреплен как основополагающий в Законе «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20.).
Система платежей за природные ресурсы. Выделяют следующие виды платы за природные ресурсы:
– за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;
– за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;
– за воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плательщиками являются предприятия, объединения, организации, которые используют природные ресурсы или оказывают воздействие на окружающую среду, вне зависимости от форм собственности.
1. Плата за пользование природным ресурсом – это цена потребляемого количества ресурса или услуги, оказываемой при пользовании природным ресурсом.
Законодательно плата за пользование природными ресурсами включена в состав налоговой системы, т.е. этот платеж является налогом.
2. Плата за нерациональное использование природных ресурсов – это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования.
3. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов – это компенсация затрат организаций и ведомств, которые осуществляют воспроизводство и охрану отдельных видов природных ресурсов. Этот вид платежей включается в себестоимость продукции.
Рассмотрим подробнее особенности платежей за основные виды природных ресурсов.
Плата за землю. Она взимается с целью:
– стимулирования рационального использования земли;
– охраны и освоения новых земель;
– повышения плодородия почвы;
– выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества;
– развития инфраструктуры в населенных пунктах;
– формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Плата за землю распространяется на все земли всех категорий земельного фонда Российской Федерации. Источником платы за землю является прибыль землепользователей. Формы платы за землю:
– нормативная цена земли.
Земельный налог – это плата за право пользования земельным участком. Земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Основанием для установления налога являются документы, удостоверяющие права собственности, владения или пользования земельным участком.
Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Он не зависит от результатов хозяйственной деятельности, но учитывает качественные характеристики земель и зависит от вида земель. Кроме того, конкретная величина ставки налога зависит от качества земель, градостроительной ценности территории, статуса города, численности его населения.
По взиманию земельного налога предусмотрены такие формы льгот, как понижение ставок, частичное или полное освобождение от налогов определенных категорий плательщиков.
Дополнительные льготы по земельному налогу могут быть установлены региональными органами законодательной власти, а также органами местного самоуправления в пределах сумм, которые находятся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Использование средств, поступающих от взимания земельного налога и арендной платы, имеет исключительно целевую направленность:
– на финансирование мероприятий по землеустройству;
– ведение земельного кадастра;
– мониторинг земельных ресурсов;
– освоение новых земель;
– охрану земель и повышение их плодородия;
– инженерное и социальное обустройство территории.
Арендная плата – это плата, взимаемая за земли, переданные в аренду (пользование). Размер арендной платы определяется исходя из экономической оценки участка, предоставляемого в аренду, затрат на воспроизводство и устанавливается по взаимному соглашению арендодателя и арендатора в договоре.
Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Данный показатель не применяется как плата в бюджет за землю. Льготы при расчете нормативной цены не учитываются.
За нерациональное или сверхнормативное использование земли, нарушение природоохранного законодательства устанавливаются экономические санкции, штрафы и иски. Эти платежи исчисляются из расчета многократно увеличенных затрат, связанных с устранением негативных процессов в землевладении. Источником покрытия является прибыль землепользователей.
Система платежей при пользовании недрами включает следующие виды платежей:
– платежи за пользование недрами;
– плату (отчисления) на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
– сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
– плату за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств.
Платежи за пользование недрами включают: платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых; платежи за добычу полезных ископаемых; за пользование недрами в иных целях.
К платежам за пользование недрами может применяться скидка за истощение недр. Решение об установлении скидки и ее размере принимается органами, предоставляющими лицензии.
Плата за воду. Это плата за забор воды промышленными предприятиями по установленным тарифам. В основе величины тарифов – затраты на подготовку воды и транспортировку ее до пользователя, при этом игнорируется такой фактор, как дефицитность воды на конкретной территории. При этом методе расчета платы повторно используемая вода обходится предприятию значительно дороже, чем свежая. Это обстоятельство, в частности, делало невыгодным для предприятия создание замкнутых (оборотных) систем водоснабжения.
Для промышленных предприятий были введены лимиты потребления воды и штрафные санкции за сверхнормативный забор воды (штрафные выплаты в 5 раз превышали размер базовых тарифов).
В целях рационального использования забираемой промышленными предприятиями воды определяются месячные лимиты забора воды. Они исчисляются в пределах годового лимита, установленного органами по регулированию использования вод с учетом проектных материалов и производственных планов.
Плата за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем, включается в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с постановлением Правительства России от 01.07.95 г. №661.
Помимо рассмотренного выше вида платы – платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в настоящее время взимаются следующие виды платежей, связанные с использованием водных ресурсов:
– платежи за пользование недрами по подземным водам;
– отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы по подземным водам;
– плата за сброс загрязняющих веществ, размещение отходов в водные объекты.
Кроме того, Водным кодексом Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. №167-ФЗ предусмотрено введение следующих платежей:
– за пользование водными объектами;
– платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов;
– сбор за выдачу лицензий на водопользование.
Плата за лесные ресурсы. В соответствии с Федеральным законом «Лесной кодекс» (1997) установлены следующие виды платежей за пользование лесным фондом:
Основой определения размеров платежей за пользование лесным фондом являются данные государственного лесного кадастра.
Лесные подати – это плата за все виды лесопользования при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Они взимаются в форме разовых или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в течение всего срока действия лицензии. Плательщиками являются все лесопользователи, кроме арендаторов.
Арендная плата взимается при аренде участков лесного фонда. Размеры платежей определяются на основе ставок лесных податей.
Лесные подати и арендная плата в размере минимальных ставок за древесину на корню поступают в федеральный (40%) и региональный бюджеты (60%).
Плата за ресурсы животного мира. Система платежей за пользование животным миром согласно Федеральному закону «О животном мире» (1995 г.) включает:
– плату за пользование животным миром;
– штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
Плата за пользование животным миром включает плату за лицензию на отстрел диких животных. Размер платы не зависит от результатов охоты. Этот вид платежа несет функции воспроизводства. Размер платы устанавливается местными органами. Плата поступает в федеральный (40%) и региональный (60%) бюджеты.
Штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром полностью поступает в региональные бюджеты. Размер платежа должен учитывать не только ценность изъятого объекта, но и стимулировать его рациональное использование с целью сохранения необходимого потенциала видов животных для их дальнейшего воспроизводства [1].
Система платежей за природопользование
Ильюшихин И.Н.
Генеральный директор
ЗАО «Юридический центр
«Северо-Западный регион»
тел.324-66-75, тел/факс 176-78-64
Общая характеристика. Система платежей за природопользование в наиболее общем виде была сформирована 27 декабря 1991 года Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Согласно подпункту «и» пункта 1 статьи 19 указанного Закона к числу федеральных налогов относятся платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Помимо этого, Закон «Об основах налоговой системы» отнес к числу налогов субъектов РФ лесной доход (подпункт «б» пункта 1 статьи 20), а к числу местных налогов — земельный налог (подпункт «б» пункта 1 статьи 21).
В дальнейшем система платежей за природопользование была сформирована исходя из видов специального пользования природными ресурсами*, обретя следующую форму:
________________
* Как указывает О.Л.Дубовик: «По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различаются общее и специальное право природопользования. Первое характеризуется: производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких-либо юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов — обоснованным опытом, здравым смыслом (например, право на сбор дикорастущих ягод для личного использования), т. е. личностным характером пользования, и вызванных наличием специальных прав у других субъектов. Специальное природопользование осуществляется только на основании предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением, наряду с предоставлением права, и обязанностей» (Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2001. С.76 — 77).
— Плата за загрязнение окружающей среды;
— Платежи, связанные с пользование водными объектами;
— Платежи за пользование лесным фондом;
— Платежи за пользование недрами;
— Платежи за пользование животным миром.
Понятно, что обложение платежами реализацию права общего природопользования не могло производиться, поскольку такой платеж парализовал бы реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ) и свободу передвижения (статья 27 Конституции РФ), а также в связи с тем, что затраты на осуществление контроля за реализацией гражданами права общего природопользования существенно превысят доходы от поступления сумм налогов в бюджет.
В свою очередь, каждый из элементов системы платежей за природопользование в свою очередь имеет внутреннюю структуру:
— Плата за загрязнение окружающей среды взимается в двух видах:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
— Плата за землю взимается в виде:
а) Земельного налога;
б) Арендной платы за землю.
— Платежи, связанные с пользованием водными объектами взимаются в виде:
а) Плата за пользование водными объектами (водный налог);
б) Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.
— Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде:
а) Лесных податей;
б) Арендной платы за аренду участков лесного фонда.
— Платежи за пользование недрами взимаются в виде:
а) Налога на добычу полезных ископаемых;
б) Разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
в) Регулярных платежей за пользование недрами;
г) Платы за геологическую информацию о недрах;
д) Сбора за участие в конкурсе (аукционе);
е) Сбора за выдачу лицензий.
— Платежи за пользование животным миром взимаются в виде:
а) Платы за пользование животным миром;
б) Штрафов за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
г) Сбора за выдачу лицензии на пользование животным миром.
Элементы каждого из платежей, входящих в систему платежей за природопользования, были установлены конкретными нормативными — правовыми актами:
Правовой статус платежей за природопользование на сегодняшний день вызывает больше вопросов, чем готовых ответов. И в первую очередь вопросы вызывает определение того, относятся ли указанные платежи к налогам или имеют иные признаки, для налогов не характерные.
Еще в 1994 году Н.А.Шевелева указала, что платежи за природопользование предполагаю ответную услугу государства в виде разрешения использовать природные ресурсы для извлечения дохода, но при этом субъекты обязаны соблюдать правила природопользования, которые предусмотрены не налоговым, а иным законодательством.* Вместе с тем, поставив проблему, Н.А.Шевелева уклонилась от ее разрешения и не дала правовой квалификации платежам за природопользование. Однако, сама логика автора наводит на мысль, что платежам за природопользование, — по мнению Н.А.Шевелевой, — свойственен неналоговый статус. Аналогичной позиции придерживается и И.А.Дроздов.**
________________
* См. Шевелева Н.А. О понятии налога в российском законодательстве // Правоведение.1994. N 5 — 6. С.106.
** См. Дроздов И.А. Договоры на передачу в пользование природных ресурсов. Учебно — практическое пособие. М., 2001. С.25 — 27.
Доступ к полной версии этого документа ограничен
Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».