Finkurier.ru

Журнал про Деньги
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разовые платежи за пользование недрами

Система и виды платежей за пользование недрами;

В данном разделе рассмотрены основные виды платежей при пользовании участками недр, размеры платежей и методика определения ставок регулярных платежей за пользование недрами.

Пользование недрами в Российской Федерации осуществляется на платной основе. Статья 39 ФЗ РФ «О недрах» устанавливает платежи за пользование участками недр двух видов. Это платежи, которые зависят от вида недропользования, и платежи, не зависящие от вида пользования недрами.

При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

1. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

2. регулярные платежи за пользование недрами;

3. плата за геологическую информацию о недрах;

4. сбор за участие в конкурсе (аукционе);

5. сбор за выдачу лицензий;

6. другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ (акцизы, таможенная пошлина и др.)

Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Такими событиями могут быть: открытие месторождения, подпи­сание соглашения, достижение определенного уровня добычи и т.п. Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользова­ние недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса:

Ставка (рублей за 1 кв. км участка недр)

1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

Углеводородное сырье 120 360

2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки полезных ископаемых

Углеводородное сырье 5000 20000

3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Хранение нефти и газоконденсата

(рублей за 1 тонну) 3,5 5

Хранение природного газа и гелия

(рублей за 1 000 куб. м) 0,2 0,25

При получении лицензии на геологическое изучение недропользователь платит только сбор за выдачу лицензии, который идет в федеральный бюджет. Однако в лицензионном соглашении прописываются ежегодные регулярные платежи за право геологического изучения недр. Согласно закону «О недрах» такая плата может составлять от 120 до 360 рублей за 1 км 2 . Как правило, при установлении суммы регулярных платежей Роснедра определяют за первый год изучения участка минимальную ставку в размере 120 рублей. В последующие годы плата постепенно увеличивается.

Если недропользователь в течение 5 лет не успевает завершить геологическое изучение, то законом «О недрах» предусмотрено, что в случае выполнения условий лицензионного соглашения право пользования недрами с целью завершения работ по геологическому изучению может быть продлено. При этом недропользователю устанавливаются регулярные платежи, как правило, по максимальной ставке.

В соответствии с Федеральными Законами N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 мая 2002 г.» и «О недрах» размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются следующими факторами:

1. Экономико-географические условия.

2. Размер участка недр.

3. Вид полезного ископаемого.

4. Продолжительность работ.

5. Степень геологической изученности территории.

6. Степень риска.

Методика определения ставок регулярных платежей за

Расчет конкретных размеров ставок регулярного платежа за пользование недрами производится по формуле:

Пк = Пмин + К х (Пмакс — Пмин), (1)

Пк — размер ставки регулярного платежа за пользование недрами (руб.);

Пмакс — максимальный установленный размер ставки регулярного платежа (руб.);

Пмин — минимальный установленный размер ставки регулярного платежа (руб.);

К — поправочный коэффициент (может принимать значения от 0 до 1).

Максимальный (Пмакс) и минимальный (Пмин) размер ставки регулярного платежа по формуле (1) определяется в зависимости от видов работ и полезных ископаемых.

Поправочный коэффициент (К) в формуле (1) определяется как сумма поправочных коэффициентов влияния различных факторов на условия проведения геологоразведочных работ и строительства и эксплуатации подземных сооружений из таблиц 1 — 3 по формуле:

K1 = SUM поправочных коэффициентов (2)

На стадии поисков и оценки степень риска обратно пропорциональна геологической изученности перспективной площади (объекта): чем она выше, тем меньше степень риска; на разведочной стадии степень риска прямо пропорциональна группе сложности месторождения, являющейся интегрированным показателем, основанным на сочетании главных геологических характеристик месторождения — масштабе запасов, морфологии тел полезных ископаемых, их тектонической нарушенности, мощности, распределении сохранений полезных компонентов и др. (Табл. 3).

Таблица 1 — Поправочные коэффициенты, учитывающие экономико-географические условия проведения геологоразведочных работ

Таблица 2 — Поправочные коэффициенты, учитывающие продолжительность геологоразведочных работ

Таблица 3 — Поправочные коэффициенты, учитывающие степень геологической изученности и степень риска проведения геологоразведочных работ

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

За геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации. Плата за геологическую информацию поступает в доход федерального бюджета.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов. Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии. Суммы сборов за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий на пользование недрами поступают в доход федерального бюджета.

  1. Платежи за право пользования недрами.
  2. Разовые платежи при пользовании недрами.
  3. Регулярные платежи при пользовании недрами.
  4. Факторы, определяющие размеры регулярных платежей за пользование недрами.
  5. Методика определения ставок регулярных платежей за пользование недрами.

Как отразить в учете разовые и регулярные платежи за пользование недрами

В систему платежей за пользование недр включаются:

  • разовые платежи при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, в том числе при изменении границ участков недр, полученных в пользование;
  • регулярные платежи за пользование недрами;
  • сбор за участие в конкурсе (аукционе) на получение лицензии на недропользование.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 39 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

Бухучет

Расчеты по платежам за пользование недрами отражайте на счете 76 «Расчеты с прочими кредиторами». Дело в том, что отражать указанные суммы на счетах учета налогов некорректно, налоговым законодательством они не регулируются. Аналогичная точка зрения приведена в письме ФНС России от 11 января 2009 г. № ВЕ-20/3/2.

Для этого к счету 76 можно открыть отдельные субсчета:

  • «Расчеты по разовым платежам за недропользование»;
  • «Расчеты по регулярным платежам за недропользование».

Затраты на разовые и регулярные платежи относите в бухучете в состав расходов по обычным видам деятельности. Расходы списывайте в том отчетном периоде, в котором они имели место.

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 76 субсчет «Расчеты по разовым (регулярным) платежам за недропользование»
– начислен разовый (регулярный) платеж за пользование недрами;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по разовым (регулярным) платежам за недропользование»
Кредит 51
– перечислен разовый (регулярный) платеж за пользование недрами.

Такой порядок следует из положений пунктов 5 и 18 ПБУ 10/99, Инструкции к плану счетов (счета 20, 23, 25, 26, 29, 44, 51, 76).

Читать еще:  Платежи в ип

ОСНО

Налоговый учет регулярных платежей и разовых платежей за пользование недрами различен. Рассмотрим каждый отдельно.

Как учитывать регулярные платежи

Регулярные платежи включайте в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления , такие платежи признавайте в расходах единовременно в момент их начисления:

  • установленный лицензией для разового платежа;
  • в последний день отчетного квартала при начислении регулярного платежа.

Такой вывод следует из положений пункта 1, подпункта 1 пункта 7 статьи 272 и пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса РФ и подтверждается Минфином России в письмах от 21 мая 2013 г. № 03-03-10/17856, от 14 марта 2013 г. № 03-06-05-01/7648, от 29 августа 2011 г. № 03-06-06-01/20, от 13 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/237.

При кассовом методе регулярный платеж признавайте единовременно в момент перечисления его в бюджет (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Как учитывать разовые платежи

Налоговый учет разового платежа за пользование недрами зависит от того, как установлен его размер: в результате аукциона, конкурса или нет. Рассмотрим это подробнее.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль учесть разовый платеж за пользование недрами?

Если размер платежа установлен на аукционе, конкурсе, включите его в стоимость лицензии. В других случаях учитывайте платеж как отдельный прочий расход.

Специалисты Минфина России считают, что разовый платеж по результатам аукциона, конкурса связан с получением лицензии. На аукционе побеждает тот, кто предлагает самую большую сумму разового платежа. На конкурсе величина платежа тоже влияет на возможность выиграть лицензию (п. 70 и 113 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 17 июня 2009 г. № 156). Поэтому организация, которая получила лицензию на конкурсе или аукционе, учитывать платеж должна в ее стоимости, а не как отдельный расход. Об этом говорят письма Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-03-06/1/61172, от 25 июня 2015 г. № 03-03-06/1/36750.

Если организация получала лицензию без аукциона, конкурса, разовый платеж учитывать в ее стоимости не надо. Чиновники считают, что в таком случае платеж не связан с получением лицензии – от его размера не зависит возможность получить разрешение. Поэтому учтите его как отдельный прочий расход (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Об этом сказано в письмах Минфина России от 23 октября 2015 г. № 03-03-06/1/61172, от 25 июня 2015 г. № 03-03-06/1/36750, от 27 марта 2015 г. № 03-03-06/1/17157, от 23 июля 2013 г. № 03-03-06/1/28990.

НДС регулярные и разовые платежи за пользование недрами не облагаются. Это следует из положений подпункта 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ и подтверждается в письме Минфина России от 21 января 2004 г. № 04-02-05/3/1

Пример отражения в бухучете и при налогообложении разовых и регулярных платежей за пользование недрами. Организация применяет общий режим налогообложения, использует метод начисления

ООО «Альфа» получило лицензию на геологическое изучение недр, разработку месторождений полезных ископаемых и сбор минералогических коллекционных материалов. В аукционе или конкурсе организация не участвовала.

Лицензия выдана 1 января 2015 года. Срок действия лицензии – до 31 декабря 2025 года.

Лицензией предусмотрен разовый платеж в сумме 1 500 000 руб. Срок платежа обусловлен началом ведения работ по разработке месторождений. Разведку месторождений на участке организация проводит с начала 2016 года. Годовой размер регулярных платежей за этот вид работ составляет 150 000 руб.

В учете бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки.

Январь 2016 года:

Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по разовым платежам за недропользование»
– 1 500 000 руб. – начислен разовый платеж за пользование недрами;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по разовым платежам за недропользование» Кредит 51
– 1 500 000 руб. – перечислен разовый платеж.

Одновременно разовый платеж в полной сумме был признан бухгалтером в уменьшение базы для расчета налога на прибыль как прочий расход.

Ежеквартально начиная с I квартала 2016 года бухгалтер «Альфы» начисляет регулярный платеж за пользование недрами. При этом в учете на 30 апреля, 31 июля и 31 октября 2016 года делает следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по регулярным платежам за недропользование»
– 37 500 руб. (150 000 руб. : 4) – начислен регулярный платеж за пользование недрами.

Одновременно начисленный регулярный платеж бухгалтер «Альфы» признает в уменьшение базы для расчета налога на прибыль этого отчетного периода как прочий расход.

Перечисление регулярного платежа в бюджет бухгалтер «Альфы» отражает так:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по регулярным платежам за недропользование» Кредит 51
– 37 500 руб. – перечислен в бюджет регулярный платеж.

УСН

Организации, которые добывают и реализуют полезные ископаемые (за исключением общераспространенных), применять упрощенку не вправе. Это следует из подпункта 8 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 26 марта 2008 г. № 03-06-06-01/7.

Независимо от способа определения налоговой базы учесть в расходах регулярные и разовые платежи за пользование недрами нельзя. Поскольку при уплате налога с доходов такие расходы налоговую базу не уменьшают (п. 1 ст. 346.18 НК РФ). А если организация рассчитывает единый налог с разницы между доходами и расходами, платежи за пользование недрами она также учесть не может. Они не поименованы в закрытом перечне расходов, признаваемых при упрощенке. Воспользоваться нормой подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ тоже нельзя, так как она применима только к налогам и сборам, регулируемым налоговым законодательством, а платежи за пользование недрами к ним не относятся.

ЕНВД

Добыча полезных ископаемых не относится к видам деятельности, подпадающим под обложение ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому если какой-либо вид деятельности организации переведен на ЕНВД, то на расчет ЕНВД платежи за пользование недрами не влияют.

Платежи за пользование недрами

В данном материале рассматривается природа публично-правовых платежей за пользование источниками недр, их признаки, условия взимания и расчёта, роль в механизме государственного управления

Основные характеристики платежей за пользование недрами

В рамках российского законодательства выделяется две основные системы платежей, предусматривающих пополнение государственной казны за счёт средств, поступающих от частных лиц и организаций:

  • первая из них представлена налогами и сборами, порядок уплаты которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ;
  • другая включает совокупность «условно неналоговых», требования к перечислению которых предусмотрены правовыми документами, разными по содержанию и юридической силе.

Платежи за недра относятся ко второй группе. Юридическая природа этих неналоговых платежей постоянно пересматривается с учётом нормативного регулирования на разных уровнях. Вырабатываются принципы и подходы к установлению единых правил взимания средств за пользование природными источниками в рамках сборов, не вошедших в систему НК РФ. Тем более, что их взыскание осуществляется как на регулярной, так и разовой основе.

Признак публичности платы за недра выражается в следующих характеристиках:

  • требование по внесению содержится в законе;
  • субъектами, обязательно вносящими средства, являются физические и юридические лица, которым земельные наделы предоставляются с правом распоряжения как собственникам или на праве иного владения;
  • цель – пополнения бюджетов разных уровней Российской Федерации за счет неналоговых платежей.

Уплата регулярных и разовых платежей за пользование недрами

Порядок перечисления средств предусмотрен Законом РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах». Их выплаты предусмотрены обычно при наступлении определенных обстоятельств, указанных в лицензии. К примеру, при изменении границ земельных участков для добычи недр.

Обязательность внесения средств в доход государства выявляется при системном анализе положений статей 9, 12, 22, 39, 40, 42 и 43 Закона РФ №2395-1. В частности, п.10 ч.2 ст.22 указанного акта установлено, что субъекты земельных правоотношений обязаны в заявленные сроки и правильно вносить плату. Таковое требование предъявляется с момента внесения сведений о выдаче лицензии по общему правилу. Исходя из смысла этих норм следует, что стороной публичных отношений в этих ситуациях выступает субъект предпринимательской деятельности, обладающий правом или получившим лицензию на выполнение определенных работ на специально выделенных земельных участках.

Читать еще:  Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются

К иной категории платежей относятся сборы, вносимые для участия в конкурсе на право использования определенными участками недр.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что уплата платежей за использование источниками недр не является актом свободного волеизъявления участника семейных отношений, а реализация требований по соблюдению законодательства об условиях получения лицензии и использованию недр.

Примечательно, что сборам за пользование недрами присущи все признаки налога, прописанные в ст.8 НК РФ, в том числе об индивидуальной безвозмездности. Присутствуют и все основания для причисления таких платежей к правовой конструкции налогообложения, поскольку законодательством предусмотрен период и ставка для его внесения, база для начисления и объект.

Платежи на недра не внесены в НК РФ, но правильность и соблюдение сроков их внесения контролируется органами налоговой системы на основании требований бюджетного законодательства. Очевидно, что плата за пользование природными ресурсами не относится к налогам, в доказательство этого можно привести случай, когда разовые платежи за пользование недрами были отменены. В 2002 году на смену им пришел налог на добычу ископаемых. Такой подход законодателя к изменению природы неналогового платежа подтверждает нестабильность позиции по отношению к этому юридическому понятию.

Назначением и отличительной особенностью разовых выплат за пользование недрами является создание фискальной системы, обеспечивающей беспрерывный контроль использования земельных ресурсов субъектами предпринимательской деятельности. В связи с этим, под условно неналоговым платежом подразумевается выплата, имеющая публично-правовую природу. Реализацией этого права является получение лицензии на ведение определенных видов работ на выделенных для этих целей земельных наделах. Таким видится содержание о том, что собой представляют разовые платежи за пользование недрами.

Регулярные платежи делятся на две подкатегории:

  1. Вносимые за проведение геологоразведочных работ на выделенном земельном участке в обозначенных границах (основанием платежа является в этом случае является площадь надела, выделенного для обработки земли с целью использования недр);
  2. Перечисляемые при обеспечении хранения ископаемых в специальные сооружения под землей. В этом случае сбор рассчитывается исходя из объёма содержимого, исчисляемого по объему или весу.

Контроль платежей по недрам

Регулярность и правильность внесения средств администрируется с помощью мер государственного принуждения. В качестве таковых используется прекращение права и отзыв лицензии на использование недр, а также в виде наложения штрафа. Таким образом проявляется регулирующая функция, характерная для выплат, посредством которых участники хозяйственных отношений стремятся к неукоснительному выполнению требований закона и условий взимания сборов за осуществление определенной деятельности на земельных участках.

За нарушением таких требований следует санкция. Это связано с защитой полезных ископаемых, являющихся собственностью государства, которое предоставляет право на эксплуатацию земли с целью получения прибыли. Меры негативного воздействия направлены на изъятие участков, незаконно переданным предпринимателям, с целью защиты публичных интересов при передачи объектов в частное пользование.

Платежи за использование земли не относятся ни к категории налогов, ни акциз. Их правовая природа близка к арендным платежам, предусмотренным за использование природных ресурсов при соблюдении правил о недопущении ущерба окружающей среде. У сбора за использование недр отсутствует компенсационная функция, поскольку таковая предусмотрена платой за негативное воздействие на окружающую среду.

По сути такие платежи предусматривают компенсацию государству за использование природных источников, как собственнику недр.

В заключение можно сказать о специфике подобных выплат. Среди недостатков правового регулирования можно выделить отсутствие чёткого регламента процедуры установления платежей, отсутствие определений и её содержания. Также присутствие огромного количества норм на уровне Правительства РФ и подзаконного порядка – от Минприроды РФ. Из-за этого на практике возникают проблемы с расчетом платежей при отсутствии экономически-подтвержденных обоснований, разнятся установленные на разных уровнях коэффициенты и показатели для определения базы. В противоречие вступают акты разной юридической силы. Вследствие этого требуется упорядочение, систематизация нормативных актов, приведение в соответствие положений о налогах в связи с разной правовой природой этих понятий.

Раздел V. Платежи при пользовании недрами

Статья 39. Система платежей при пользовании недрами

При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания соглашения.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты платежей при пользовании недрами, установленные в указанных соглашениях.

Статья 40. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии

Пользователи недр, получившие право на пользование недрами уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (далее в настоящей статье — разовые платежи за пользование недрами).

Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации.

Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.

Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.

Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.

Размеры разовых платежей за пользование недрами, а также порядок их уплаты при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Плата за геологическую информацию о недрах

За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата.

Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции

Читать еще:  Уплата иных платежей

Плата за геологическую информацию поступает в доход федерального бюджета.

Статья 42. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и сбор за выдачу лицензий

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.

Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках.

Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.

Сумма сбора за выдачу лицензий на пользование недрами поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за выдачу лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках.

Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами

1. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

2. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в следующих пределах:

(рублей за 1 кв. км участка недр)

Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями.

3. Размеры регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашениями о разделе продукции в пределах, установленных настоящей статьей.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», применяются условия исчисления и уплаты регулярных платежей, установленные указанными соглашениями.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных после вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и до вступления в силу настоящей статьи, уплата регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания каждого такого соглашения.

4. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а суммы указанных платежей направляются в федеральный бюджет.

5. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Правительство России

О введении возможности рассрочки уплаты разового платежа за пользование недрами

Постановление от 6 августа 2015 года №802. Решение о введении возможности рассрочки уплаты большей части разового платежа за пользование недрами направлено на развитие инновационных технологий в геологоразведочной деятельности, расширение рынка юниорских компаний, что повлечёт расширение налоговой базы и, как следствие, увеличение доходов бюджетов бюджетной системы России.

Документ

Постановление от 6 августа 2015 года №802

Внесено Минприроды России в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2014 года №366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №366-ФЗ).

Федеральным законом №366-ФЗ определено, что уплата разовых платежей может быть произведена частями в случаях и порядке, установленных Правительством России.

Комментарий

До настоящего времени разовый платеж за пользование недрами (далее – разовый платёж) на участках недр, которые предоставляются без проведения конкурсов и аукционов в случае установления факта открытия месторождения полезных ископаемых, уплачивался при оформлении лицензии на пользование недрами, когда месторождение полезных ископаемых находится на начальной стадии освоения, добыча минерального сырья не производится, доходы от реализации добываемой продукции отсутствуют.

Обязательство по уплате разового платежа на ранних стадиях освоения месторождений полезных ископаемых приводит к исключению из рядов потенциальных недропользователей представителей малого бизнеса.

Кроме того, значительная финансовая нагрузка приходится на недропользователей при предоставлении им в пользование участка недр с обременением в виде обязательства ликвидировать последствия ведения горных работ на другом участке недр, добыча на котором невозможна в силу выработанности запасов, по причинам технической безопасности или другим основаниям.

Подписанным постановлением установлено, что в течение месяца с момента оформления лицензии на пользование недрами первый платёж составляет 20% размера уплаты разового платежа и производится в течение месяца со дня государственной регистрации лицензии.

В качестве меры, направленной на стимулирование геологоразведочной деятельности компаний, подписанным постановлением установлена возможность уплаты недропользователями 80% разового платежа на более поздних стадиях освоения месторождений полезных ископаемых, но не позднее истечения пяти лет со дня государственной регистрации лицензии на пользование недрами. Такая рассрочка уплаты большей части разового платежа направлена на снижение финансовой нагрузки на недропользователей. Наибольшее значение это имеет для мелких компаний, основной вид деятельности которых – поиск и разведка месторождений полезных ископаемых.

Принятые решения направлены на развитие инновационных технологий в геологоразведочной деятельности, расширение рынка юниорских компаний, что повлечёт расширение налоговой базы и, как следствие, увеличение доходов бюджетной системы России.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×