Расчет экологических налогов
Расчет экологических налогов
- Станислав Милонин
- 1 561
Деятельность любого предприятия сопряжена с появлением отходов. Государство предусматривая расходы на поддержание экологического баланса, обязало предприятия уплачивать соответствующий налог. НВОС – налог за негативное воздействие на окружающую среду, признан экспертами малоэффективным и будет заменен на экологический.
Переход на иную систему расчетов планируется осуществить до 2020 года, новый налог должен компенсировать расходы государственных служб на восстановление экологического состояния. До 1 января 2020 года, предприятия не имеют права выбора между НВОС и экологическим налогом, который будет утвержден только в указанную дату.
Расчет и условия оплаты экологического налога
Главным нормативным актом в РФ, относящимся к сфере экологического регулирования, признан ФЗ №7, вступивший в законную силу 10 января 2002 года. Документ дает характеристику термину загрязнение, определяя его как попадание в естественную среду вредных производственных факторов, оказывающих пагубное воздействие. Факторы поделены на четыре категории, с присвоением степени опасности для природы:
- IV категория – с минимальной степенью НВОС;
- III категория – незначительно влияющие на естественную среду;
- II категория – умеренно влияющие на природу;
- I категория – значительно влияющие на природу и требующие применения наилучших технологий для устранения.
Налог за воздействие на окружающую среду является обязательным для любого предприятия или ИП, деятельность которых связана с образованием вредных для окружающей среды отходов. Учет предприятий и собственников ведется по месту фактического расположения, компетентным органом регулирования и учета является Росприроднадзор.
Для определения размера налога используются показатели массы или объема образовавшихся отходов. В расчетной формуле присутствуют коэффициенты и константы, утвержденные правительством и действительные в определенный промежуток времени. Обязанности по осуществлению расчетов возложены на налогоплательщика. Получателем платежа по экологическим налогам является бюджет субъекта, в котором функционирует предприятие. Несмотря на регулярные взносы, существующая система признается Минфином неэффективной и подлежит изменению.
С 1 января 2020 года в Налоговый Кодекс РФ будут внесены изменения, регламентирующие порядок применения нового налога. Планируется сделать новый налог обязательным к уплате не только организациями и ИП, но каждым физическим лицом, оказывающим НВОС. Данным нововведением государство планирует повысить доход бюджета в части расходуемой на охрану и восстановление природы.
В качестве объекта, подлежащего налогообложению государство, определяет любое пагубное воздействие на естественную среду, проявляемое в следующем виде:
- сбросы загрязненных вод в систему централизованного водоотвода (рассматривается утвержденный перечень загрязнителей);
- атмосферные выбросы стационарными объектами (рассматривается утвержденный перечень загрязнителей);
- производство, накопление, захоронение или хранение отходов жизнедеятельности или производства, вне зависимости от классификации по характеру опасности.
Законодательно предусматривается освобождение от уплаты ЭН предприятий и ИП самостоятельно обезвредивших и утилизировавших образовавшиеся отходы в течении 11 месяцев с момента образования. Кроме этого, при использовании специальной тары или оборудования полигонов, ограждающих окружающее пространство от пагубного воздействия опасных отходов, предприятие также освобождается от уплаты ЭН. Бюджетные организации, вне зависимости от сферы их деятельности, освобождены от уплаты нового экологического налога.
Периодичность и сроки уплаты экологического налога
Государство определяет период уплаты экологического налога в 12 месяцев. Действующий налог за НВОС должен уплачиваться не позднее 10 марта, следующего за отчетным, года. Новый налог рассчитывает до 1 марта следующего года и также уплачивается 1 раз в 12 месяцев.
Администратором нового экологического налога остается тот же орган, который отвечает за налогообложение в экологической сфере на текущий момент. Каждый загрязнитель будет классифицироваться и рассчитываться по собственной ставке, в зависимости от степени влияния и класса опасности. Расчетный период по каждому объекту, загрязняющему окружающую среду должен будет производится до начала следующего календарного года.
К особенностям нового налога относят повышенные штрафы, налагаемые на организацию допустившую просрочку платежа более 30 календарных дней. В настоящий момент налогоплательщик допустивший просрочку должен уплатить минимальную пени в размере 1/300 (более 30 дней) от ставки рефинансирования и 1/150, при просрочке более 31 дня. Искаженные отчетные данные, в том числе возникшие по причине неверных расчетов, также облагаются штрафом. Новый налог предусматривает штраф в размере 20% разницы между задекларированной и фактической суммой.
Особенности экологического налога для малого среднего бизнеса
Организации, не использующие УСН и не финансируемые из регионального или федерального бюджета, должны будут уплачивать экологический налог частями (авансовый метод), разделенными на текущий год. Субъекты МСП работающие по иным налоговым режимам, а также организации, выбравшие УСН, обязаны предоставлять разовый отчет не позднее установленной даты.
Организации и граждане, не имеющие загрязняющих природу объектов и производящие исключительно бытовые отходы, требующие вывоза и утилизации, освобождаются от уплаты нового экологического налога. Данные категории лиц обязаны уплачивать суммы по тарифу за вывоз ТБО. Компании, занимающиеся складирование ТБО и переработкой, обязаны уплачивать ЭН в 2019 году. Эксперты ожидают значительного роста ставки, хотя на данном этапе ставки для регионов не имеют законодательного определения.
Возможно ли снизить сумму налога? Что ждет неплательщиков?
Организации, осуществляющие деятельность и проводящие мероприятия направленные на уменьшение степени влияния производимых отходов на естественную среду, подпадают по действие поправок и норм, уменьшающих сумму налога. Величина налога будет зависеть от вклада в процесс очистки природы. Существующие затраты по данному направлению будут вычтены из начисленной расчетной суммы налога.
Существенной разницей между новым налогом и действующим, является размер штрафов за неуплату и отказ (несвоевременную) регистрацию загрязняющего объекта, в органе учета. В настоящее время регулирующим актом является КоАП (ст. 8.45) предусматривающий штраф от 30 до 100 тысяч рублей за указанные нарушения.
В случае с экологическим налогом, регулирующим документом является Налоговый Кодекс (ст. 16), устанавливающий минимальную сумму штрафа в размере от 40 тысяч рублей. При наложении и расчете суммы штрафа к уплате, будет учитываться период функционирования организации без постановки на учет. Ставка штрафа будет умножена на 10% за каждый из периодов.
Экологическая политика РФ
Налог для автомобилистов
Правительство предоставило проект стратегии экологической безопасности вплоть до 2025 года, настоящий проект прошел все необходимые процедуры и был утвержден президентом (указ №176). Документ подчеркивает существующую экологическую ситуацию и указывает актуальные угрозы, предлагая эффективные способы борьбы с загрязнением и улучшения общей экологической ситуации в стране.
Настоящим документом, все транспортные средства отнесены к категории объектов, активно загрязняющих воздух. Правительство предлагает увеличить долю электромобилей заменив ими транспорт на бензиновых и дизельных двигателях. В целях увеличения популярности электрокаров и в рамках «Стратегии…» вводятся дополнительные налоги для владельцев объекта загрязнения. Кроме налога, предполагаются льготы для автомобилистов, выбравших транспорт с электродвигателем.
Также администрация государства планирует увеличить размер существующих налогов на старые, неэкологичные автомобили. Данные меры должны способствовать выведению из эксплуатации старой техники и замене ее новой. Международный опыт рециклинга показывает 8% скорость ежедневного круговорота.
Налог для курильщиков
Доказано, что граждане, являющиеся потребителями табака, наносят значительный ущерб атмосфере. Под эгидой борьбы с проблемами экологии Министерство Здравоохранения предлагает внести поправки в действующее законодательство, а именно в пункты, касающиеся налога на курение. Не имея возможности контролировать каждого курильщика по-отдельности, ФНС обязует уплачивать дополнительные налоги компании, занимающиеся производством сигарет и папирос, а также прочих товаров, связанных с курением табака.
Заложенные издержки приведут к росту стоимости конечной продукции и лягут на потребителя. В настоящее время нет исчерпывающей информации касательно нововведений, механизм регулирования также не проработан. Эксперты сомневаются, что поправки, предлагаемые Минздравом, будут учены при утверждении законопроекта.
В целом, можно рассматривать 2020 год как период вступления в силу основных норм нового экологического налога. Но некоторые нововведения коснутся граждан ранее. В частности, тарифы за вывоз бытовых отходов вырастут уже в 2019 году.
Международный опыт уплаты экологического налога
Администрация развитых стран определяет проблемы экологии как приоритетные, в связи с чем проводит активную политику по снижению НВОС, для чего разрабатываются социальные механизмы и вводятся ограничительные меры. К успехам международного сообщества можно отнести:
- включение в автопарк крупных европейских компаний, экологически чистого транспорта, работающего на электричестве и биотопливе. В ближайшее время планируется повысить процент данного типа техники до 50% от общего числа автомобилей;
- Швеция перерабатывает до 99% всех промышленных и бытовых отходов. Доля бытовых отходов в погребаемой массе не превышает 0,7%;
- власти Балеарских островов ввели налог на солнце, распространяющийся исключительно на туристов. Собранные средства перечисляются на счета организаций контролирующих экологическую обстановку в регионе;
- налоговая политика Европейского Союза предполагает значительные удержания по экологическим статьям. Изымаемые правительством деньги направляются на развитие перерабатывающих и очистных комплексов, а также расходуются на мероприятия по восстановлению природы.
Экологический налог
Организации и предприниматели, которые ведут деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, должны за это платить (п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ). О том, как рассчитывается плата «за грязь», как и когда нужно отчитываться за негативное воздействие, мы рассказывали в нашей консультации. А в этом материале приводили форму декларации о плате за негативное воздействие, рассказывали о ее составе и порядке заполнения.
Минфин предложил вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду ввести экологический налог, дополнив соответствующей главой часть вторую НК РФ. К слову, экологический налог будет являться федеральным налогом (ст. 13 НК РФ).
Новый экологический налог в России?
Предусмотренный проектом экологический налог представляет собой по сути действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.
Предполагается, что введение экологического налога и отмена платы за негативное воздействие позволят сохранить действующий уровень налоговой нагрузки, увеличить поступления в бюджетную систему РФ за счет улучшения качества администрирования, то есть возможности применения мер налоговой, административной и уголовной ответственности, способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизма принудительного и бесспорного взыскания.
С учетом сказанного, поскольку экологический налог планируется установить взамен платы «за грязь», о введении дополнительного экологического платежа речь не идет.
Об элементах налогообложения по экологическому налогу
Напомним, что налог будет считаться установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (п. 1 ст. 17 НК РФ):
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Для целей расчета экологического налога в соответствии с НК РФ Проект вводит, в частности, определенные понятия.
Так, объектом налогообложения по экологическому налогу признаются виды воздействия на окружающую среду, такие как выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления.
Соответственно, налоговая база – это масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.
Для каждого вида воздействия в зависимости от вида загрязняющего вещества, с учетом коэффициентов, характеризующих степень опасности вещества (показателя), устанавливаются налоговые ставки.
Также Проектом определяются порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и представления декларации по налогу, установлен порядок уменьшения суммы налога на расходы, связанные с реализацией мер, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Предполагается, что экологический налог, как и плату «за грязь», нужно будет уплачивать по итогам года не позднее 1-го марта следующего года. При этом налогоплательщики (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) должны будут не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего года, уплачивать квартальные авансовые платежи в размере ¼ величины налога, перечисленной в прошлом году.
Обращаем внимание, что экологический налог в 2018 году применяться не будет, даже если соответствующий закон будет принят уже в этом году (ст. 5 НК РФ). Более того, экологический налог в России в 2019 году также вводить не планируется. Проект закона предусматривает, что экологический налог будет применяться только с 01.01.2020.
Экологический налог организации. Расчет налога, ставки, учет
Компания, оказывающая негативное влияние на окружающий мир, обязана совершать дополнительную плату за оказываемое воздействие. При этом опираться в данном случае следует на Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В данной статье мы рассмотрим экологический налог организации, пример расчета сбора, налоговую ставку.
Предприятие обязано стараться минимизировать отрицательное пагубное влияние на окружающую среду, выполняя и совершенствуя мероприятия по ее охране. Однако не всегда данные мероприятия полностью исключают вредное влияние. В случае, когда оно превышает определенные пределы, на виновника накладывается дополнительный платеж, размер и порядок расчета которого определяется российским правительством (Постановление №632 от 28.08.1992).
Исчисление экологических платежей стало более упорядоченным и логичным после издания закона №458-ФЗ от 29.12.14, который ввел с января 2016г. ряд изменений.
Кто платит экологический налог
Плательщиками признаются все те лица, которые в ходе своей деятельности оказывают неблагоприятное воздействие на окружающий мир. К числу лиц, для которых устанавливается данная плата, можно отнести как юридических, так и физлиц с образованием ИП (исключение – лица, занимающиеся бизнесом на объектах 4 категории, оказывающие минимальное отрицательное влияние). Категория объекту присваивается при постановке его на учет в качестве источника вредного воздействия.
Обязанность по уплате возникает абсолютно у всех лиц, связанных с природопользованием и оказывающих на природу влияние негативного характера. Не важно, на каком налоговом режиме работает предприятие.
Под негативным воздействием, при наличии которого требуется уплата сбора, понимается:
- Вредные выбросы в воздух;
- Загрязняющие сбросы в воду;
- Размещение производственных отходов, если они оказывают вредное влияние.
Функции по сбору и контролю платежей ложатся на Росприроднадзор, ранее этим занимался Ростехнадзор.
Плательщик «экологического налога» должен поставить на учет объект, влияние которого пагубно сказывается на окружающей среде.
Что является объектом обложения экологической платой
Платить нужно за объекты стационарного характера, отрицательно влияющие на окружающую природу.
В числе стационарных объектов – предприятия, расположенные на земле и неразрывно с ней связанные, совершающие выбросы в воздух и сбросы в воду. Также сюда включаются сооружения, предназначенные для складирования, захоронения производственных и потребительских отходов, различного рода хранилища. Если такие объекты размещения отходов не оказывают отрицательного воздействия на природные объекты, то экологическая плата с них не совершается. При этом должны быть в наличии результаты мониторинга окружающей среды, свидетельствующие о влиянии указанных сооружений на ее состояние.
Предприятия должны выполнять платеж за вредное воздействие отдельно по каждому стационарному объекту по месту его территориального расположения.
Сроки перечисления экологического платежа
Руководствоваться при уплате экологического сбора нужно Письмом Росприроднадзора от 11.04.16 г. №AC-06-01-36/6155/.
Согласно указанному Письму, отчетным периодом признается год. Сроки и механизм уплаты зависит от типа плательщика:
- малые и средние предприятия совершают платеж 1 раз в год по окончанию данного периода до 1 марта;
- прочие предприятия обязаны совершать квартальные авансовые платежи величиной одна четвертая от аналогичного платежа за прошедший год до 20 числа следующего месяца. По итогам года доплачивается недостающая сумма сбора.
Указанные правила действуют с 1 янв. 2016г.
За 2016г. нужно уплатить экологический сбор до 1 марта 2017 г. Предприятия, за исключение малых и средних, в течение 2016г. должны совершить 3 платежа равными частями в размере ¼ от суммарного фактического платежа за 2015 г. При этом в данную сумму не нужно включать суммы, уплаченные в 2015 г. в счет покрытия долга за предшествующие годы.
Если предприятие создано в 2016 г., то авансовые платежи не совершаются, до 1 марта 2017 г. таким компаниям нужно будет совершить платеж в полном объеме за прошедший год.
Платить нужно по месту расположения стационарного источника вредного воздействия.
Пример расчета платежа в 2016 г.
Компания размещает твердые бытовые отходы. За 2015 год была перечислена сумма сбора за вредное воздействие в размере 2000 руб. (без учета доначислений за прошлые годы).
В 2016 г. нужно совершить следующие платежи:
- 500 руб. – до 21 марта;
- 500 руб. – до 20 июля;
- 500 руб. – до 20 октября;
- Исчисленная за год сумма платежа минус уплаченные авансы (1500 руб.) – до 1 марта 2017г.
Особенности расчета сбора за НВСО
Порядок исчисления экологического сбора определен ст.16.3 Закона №7-ФЗ в ред. от 03.07.16.
Плательщики самостоятельно исчисляют величину платежа путем умножения платежной базы на ставку с учетом коэффициентов, прописанных в указанной статье. При расчете применяются сведения экологического контроля.
Базой выступает одна из следующих величин:
- Объем веществ, выбрасываемых или сбрасываемых в окружающую среду;
- Масса отходов, размещаемых на соответствующих объектах.
Задача плательщика – определить объем выбросов, сбросов или массу отходов. Сделать это можно самостоятельно или воспользоваться помощью специализированных организаций.
Расчет проводится отдельно по каждому вредному веществу, включенному в соответствующий перечень, и по каждому классу опасности отхода.
Для каждого вида вещества или отхода устанавливается своя ставка, размер которой определяется российским правительством. Кроме того, для особо охраняемых зон действуют дополнительные коэффициенты, которые также устанавливает Правительство РФ.
Пункты 5 и 6 ст.16.3 определяет коэффициенты, которые нужно учитывать при исчислении платежа. Данные коэффициенты направлены на стимулирование плательщиков по снижению вредного воздействия.
Правительством РФ установлены нормативы платы за выбросы, сбросы и отходы. Данные нормативы были утверждены Постановлением №344 от 12.06.2003. В приложение к постановлению включены коэффициенты, которые учитывают различные экологические факторы региона, состояния воздуха, воды в месте расположения объекта.
Так как нормативы были установлены еще в 2003 г., то при расчете платы за НВОС нужно учитывать дополнительный коэффициент. В 2016 г. его величина равна 2,56, в 2017 г. – 2,67. В 2005 г. в 344 постановление были внесены корректировки Постановлением №410.
Узнать свой норматив негативного воздействия можно через Росприроднадзор. Для этого следует сообщить о виде своей деятельности и изготавливаемой продукции. На основании таких данных Росприроднадзор определит ориентировочные нормативы для плательщика, исходя из которых, и нужно проводить расчет «экологического сбора».
При исчислении базы учитываются следующие величины загрязнений:
- Допустимые нормативы;
- Временно разрешенные нормативы;
- Лимиты и их превышение.
В зависимости от величины фактических загрязнений считается сбор путем умножения выбросов (сбросов) на соответствующую ставку, установленную для нормативных, лимитных и сверхлимитных загрязнений, после чего проводится суммирование полученных показателей. При расчете нужно учитывать все положенные коэффициенты (из п.3, 6 ст.16.3 Закона №7-ФЗ, из п.2 и приложения 2 к Постановлению 344, из Постановления 410).
От суммы платежа отнимаются расходы на осуществление мероприятий, направленных на нейтрализацию и снижение отрицательного влияния на природу. Данные затраты должны подтверждаться документально.
КБК для уплаты сбора в 2016 г
При заполнении платежной документации на совершение экологического платежа необходимо использовать следующие КБК:
Как рассчитать экологический налог
Расчет платы за загрязнение окружающей среды в 2019 – 2020 годах
Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование
Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):
- субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
- остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.
О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду».
Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.
В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:
- данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
- ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
- коэффициенты, устанавливаемые законодательно.
Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.
Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит
Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.
Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.
В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).
Таким образом, экологический сбор:
- платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
- регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
- как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.
А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:
- платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
- регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
- как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).
Действующий в 2019–2020 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам
В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):
- выбросы от стационарных источников;
- сбросы в водные объекты;
- хранение и захоронение отходов.
При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):
- нормативы допустимых загрязнений;
- нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
- лимиты на размещение загрязнений и их превышение.
В соответствии с нормами постановления № 255:
- нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
- предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
- сумма платы может снижаться за счет:
- вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
- применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.
Сбор вычисляется посредством сложения:
- произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
- произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.
В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.
Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).
Если у фирмы или ИП образуются отходы 1–4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).
Как определить ставки платы за вред окружающей среде
Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016–2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 № 758). На 2020 год планируется коэффициент 1,08.
Подробнее о применяемых ставках читайте в материале «Декларация по НВОС в 2019 году – ставки платы».
Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии
В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:
- дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
- установленных п. 5 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ (с 01.01.2020);
- установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.
Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.
О том, какие размеры могут принимать эти коэффициенты, узнайте из этой статьи.
Расчет платы за вред экологии: вычеты
В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.
Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)
Ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. 10.03.2020 – рабочий день, а значит, последний день для подачи декларации за 2019 год.
В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).
Итоги
В 2019–2020 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.
Экологический налог организации. Расчет налога, ставки, учет
Компания, оказывающая негативное влияние на окружающий мир, обязана совершать дополнительную плату за оказываемое воздействие. При этом опираться в данном случае следует на Закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В данной статье мы рассмотрим экологический налог организации, пример расчета сбора, налоговую ставку.
Предприятие обязано стараться минимизировать отрицательное пагубное влияние на окружающую среду, выполняя и совершенствуя мероприятия по ее охране. Однако не всегда данные мероприятия полностью исключают вредное влияние. В случае, когда оно превышает определенные пределы, на виновника накладывается дополнительный платеж, размер и порядок расчета которого определяется российским правительством (Постановление №632 от 28.08.1992).
Исчисление экологических платежей стало более упорядоченным и логичным после издания закона №458-ФЗ от 29.12.14, который ввел с января 2016г. ряд изменений.
Экологический налог: кого и когда обяжут платить
Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.
Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.
Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».
После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.
К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.
Комментарии Минфина об экологическом налоге
В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.
Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.
Кто налогоплательщик
Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.
Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.
Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.
Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:
- ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
- осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.
Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.
Что считается объектом налогообложения
Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.