Порядок исчисления налога и авансовых платежей - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок исчисления налога и авансовых платежей

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ст. 284 НК РФ. Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль.

При этом часть налога, исчисленная по ставке в размере 2% , зачисляется в федеральный бюджет; часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %, если иное прямо не предусмотрено в законе.

К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 настоящей статьи), применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.1 настоящего Кодекса.

1.2. Для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.

Указанная налоговая ставка применяется:

к прибыли от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами технико-внедренческой особой экономической зоны;

к прибыли от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами таких особых экономических зон.

Организации, указанные в настоящем пункте, вправе применять налоговую ставку 0 процентов налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации приобрела статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер. Право на применение указанной налоговой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации утратила статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.

1.3. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса, и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным подпунктом 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 настоящего Кодекса, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

1.4. К налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, применяется налоговая ставка 20 процентов.Ст. 285.Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетные периоды: 1кв., полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетные периоды для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи: месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По итогам отчетного (налогового) периода нал-щики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом.

В течение отчетного периода нал-щики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа:

в 1 квартале года = авансовый платеж, подлежащий уплате в последнем квартале предыдущего года.

во 2 квартале года = 1/3 * авансовый платеж за первый квартал

в 3 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам полугодия — авансовый платеж по итогам первого квартала).

в 4 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам девяти месяцев — авансовый платеж по итогам полугодия)

Нал-щики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.

В этом случае авансовые платежи исчисляются исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают:

организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации, участники простых товариществ, инвестиционных товариществ, инвесторы соглашений о разделе продукции,

выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.

Налог по итогам года уплачивается не позднее 28 марта следующего года.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода.

Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца.

Нал-щики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли , уплачивают их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого начисляется налог

Суммы уплаченных ежемесячных авансовых платежей, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей;

Сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Сумма авансового платежа определяется по итогам каждого отчетного периода в размере ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей устанавливаются законами о налоге на имущество организаций субъектов РФ. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, а по итогам налогового периода — исчисленную сумму налога. Российские организации перечисляют налог и авансовые платежи в бюджет по месту своего нахождения; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи по месту постановки на налоговый учет; иностранные организации, не осуществляющие свою деятельность на территории РФ через постоянные представительства, налог и авансовые платежи уплачивают по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

По истечении каждого отчетного и налогового периода налогоплательщики обязаны предоставлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию. Налоговые расчеты предоставляются не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода предоставляются не позднее 30 марта года следующего за истекшим налоговым периодом.

Транспортный налог (гл. 28 НК РФ)

Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Законодательные органы субъектов Российской Федерации определяют ставку транспортного налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по налогу, а также налоговые льготы и основания для их использования.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения

Объектом налогообложения являются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Налоговая база определяется:

1) как мощность двигателя в лошадиных силах (для транспортных средств, имеющих двигателя);

2) как валовая вместимость в регистровых тоннах (в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств)

3) как единица транспортного средства для остальных видов транспортных средств.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Налоговые ставки могут увеличиваться (уменьшаться) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в 5 раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом полезного использования транспортных средств.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетный период 1 квартал, 2 квартал, 3 квартал.

Читать еще:  Как признать себя неплатежеспособным

Порядок исчисления налога: Налогоплательщики-организации исчисляют транспортный налог самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого налогового периода в размере ¼ произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с регистрации в течение налогового периода, исчисление налога производится с учетом коэффициента, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщике, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.

В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный.

Уплата налога производится по месту нахождения транспортного средств в порядке и сроки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщики — организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законом субъектов РФ не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ)

Налогоплательщиками признаются организации или индивидуальные предприни­матели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объекты налогообложения

2) игровой автомат;

3) касса тотализатора;

4) касса букмекерской конторы.

Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения. Налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объ­ектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообло­жения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство. Нарушение влечет взыскание с него штрафа в трехкратном размере ставки налога, установленной для соот­ветствующего объекта налогообложения. Нарушение налогоплательщиком требований более одного раза влечет взыска­ние штрафа в шестикратном размере ставки налога.

Налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговый период — календарный месяц.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой стол — от 25 000 до 125 000 рублей;

2) за один игровой автомат — от 1 500 до 7 500 рублей;

3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конто­ры — от 25 000 до 125 000 рублей.

В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются по минимальной шкале.

Порядок исчисления налога

1. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения. Если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно коли­честву игровых полей.

2. Налоговая декларация за истекший налоговый период представля­ется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

3. При установке нового объекта налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту за налоговый период исчисляется исходя из ½ ставки налога.

4. При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту за этот налоговый период исчисляется исходя из ½ ставки.

Порядок и сроки уплаты налога

Налог уплачива­ется налогоплательщиком по месту регистрации не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации (20 числа месяца, следующего за налоговым периодом).

Местные налоги

Земельный налог (гл. 31 НК РФ)

Земельный налог устанавливается НК и нормативными правовыми актами представи­тельных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщикамипризнаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бес­срочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвоз­мездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объект налогообложения — земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законода­тельством РФ;

2) земельные участки, ограниченные в обороте: которые заняты особо ценными
объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте: предоставленные для обеспечения
обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки, ограниченные в обороте: в пределах лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте: занятые водными объектами.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет и уплачивает.

Сумма авансового платежа исчисляется, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала до окончания отчетного (налогового) периода

1) Организациями, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 млн. руб. за каждый квартал

2) Бюджетными учреждениями

3) Иностранными организациями, осуществляющими деятельность в РФ через постоянное представительство

4) Некоммерческими организациями, не имеющими дохода от реализации товаров (работ, услуг)

5) Участниками простых товариществ в отношении доходов от участия

6) Инвесторами соглашения о разделе продукции в части соответствующих доходов

7) Выгодоприобретателями по договорам доверительного управления

ЕЖЕМЕСЯЧНО: во всех остальных случаях

При уплате ежемесячных авансовых платежей налогоплательщики по выбору могут использовать одну из двух систем их исчисления и уплаты

1) Исходя из ежемесячных сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в предыдущем отчетном периоде

При такой системе сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в соответствующем i-м квартале Мi, принимается равной:

М1 = М4 (предыдущего года), платим так же кАк кплатили в 4 кв.

М2 = ⅓ К1, по 13 платим по расчету за 1 кв.

М3 = ⅓ (П1-2 – К1), по 13 платим ( расчет за 6 месяцев и уплачено во 2ом кВ)

М4 = ⅓ (Д1-3 – П1-2), по 13 платм (расчет 9 месяцев и уплачено в 3 кв)

где К1, П1-2, Д1-3 – суммы авансовых платежей, исчисленных за 3, 6 и 9 месяцев соответственно

2) Исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца

Для перехода на эту систему требуется уведомить налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит этот переход

Выбранная система уплаты авансовых платежей не может быть изменена налогоплательщиком в течение налогового периода

Исчисление и уплата налога в качестве налогового агента обязательны для

1) Российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих доходы от источников в РФ иностранным организациям, не связанным с постоянным представительством в РФ

2) Российских организаций (налоговых агентов), выплачивающих налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, если источником этих доходов является налоговый агент

На налоговых агентов возлагается обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению ее в бюджет применительно к каждой выплате указанных доходов

Сроки и порядок уплаты налога

Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения

Такие налогоплательщики (российские организации) исчисляют и уплачивают суммы авансовых платежей, налога, подлежащих зачислению в доходную часть:

Бюджетов субъектов РФ

как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения – γприб.

по месту своего нахождения без распределения этих сумм по обособленным подразделениям

Перенос убытков на будущее.

Если н/пл-к в предыдущ. налог. периоде получил убыток, то он вправе уменьшить н/о базу текущего нал. периода на сумму убытка, но не более 30%. Перенос убытка м. осущ-ся в течении 10лет.

Налог на доходы физических лиц. Налогоплательщики. Объект налогообложения. Доходы, не подлежащие налогообложению. Налоговые ставки. Налоговый и отчетный период. Сроки уплаты налога. Налоговая декларация.

• Установлен главой 23 НК, вступившей в силу с 1.01.2001

• По форме обложения является прямым налогом, уплачиваемым физическим лицом с реального дохода

• Является федеральным налогом

• Особенностью НДФЛ является то, что хотя он и удерживается из доходов физических лиц, но ответственность за его исчисление и перечисление в бюджет несут организации (индивидуальные предприниматели), выплачивающие доход, выступая при этом в качестве налоговых агентов

• Полностью зачисляется в бюджет субъектов РФ, обеспечивая в среднем по всем субъектам около 25% их доходов

Налогоплательщики

ü Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ (физические лица вне зависимости от принадлежности к гражданству, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев)

Читать еще:  Бухучет у платежного агента

ü Физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (физические лица вне зависимости от принадлежности к гражданству, фактически находящиеся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев)

Объектдоходы полученные в РФ и за ее пределами, для нерезидентов-только доход, полученный в России

Статья 286 НК РФ. Порядок исчисления налога и авансовых платежей

Способы уплаты авансов по налогу на прибыль в 2016 году

Согласно ст 286 НК РФ с комментариями 2016 года, есть три способа отчислять авансы по налогу на прибыль. Каждый из них подходит не всем организациям. Способы уплаты подбираются по критериям. Итак, существуют следующие варианты:

  1. По итогам 1-го квартала, полугодия и 9-ти месяцев одновременно с ежемесячными платежами внутри каждого квартала. Этот способ доступен всем фирмам, кроме тех, которые используют порядок, указанный в пункте 3.
  2. По итогам 1-го квартала, полугодия и 9-ти месяцев без ежемесячных внутриквартальных платежей. Такой вариант могут использовать фирмы, чьи доходы за предшествующие 4 квартала не превысили 10 млн. руб. за каждый квартал. Этот расчёт также доступен бюджетным учрежд.; иностранным фирмам, действующим через представительство; НКО; участникам простых товариществ; инвесторам по соглашениям о разделе продукции; выгодоприобретателям по договорам доверительного управления. Все эти учреждения и организации могут использовать данный способ уплаты только в рамках своей деятельности, а не в отношении дополнительных доходов.
  3. По итогам каждого месяца по факту получения прибыли. Такой порядок доступен всем фирмам, своевременно уведомившем о его применении Налоговую службу (не позже 31 декабря предшествующего года). В середине года изменить систему нельзя. Чтобы вернуться к первому или, при возможности, ко второму способу исчисления налога, нужно дождаться наступления нового налогового периода. При таком способе авансовые платежи вносятся ежемесячно исходя из налоговой ставки и фактической прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала года и до конца соответствующего месяца.

Итак, ст 286 НК РФ с комментариями 2016 г устанавливает три варианта исчисления авансов по налогу на прибыль. Какой бы способ уплаты авансовых платежей не выбрала организация, он обязательно должен быть отражен в её учётной политике за очередной налоговый период. Налоговая служба обязана контролировать правильность расчёта и перечисления налога в бюджет, поэтому она должна располагать информацией о том, какой вариант расчёта авансов использует та или иная фирма. Для того, чтобы воспользоваться 2-м вариантом, организации необходимо подтверждать своё право на это, подавая документы и заявление в налоговый орган. Чтобы перейти с 1-го варианта на 3-й, также необходимо обязательно уведомить Налоговую. А вот при переходе с 3-го способа на 1-й никаких уведомлений НК РФ не предусматривает. На общеустановленный порядок уплаты авансов можно перейти просто с начала нового года. Некоторые эксперты выражают мнение, что для правильности учёта налоговых обязательств плательщику всё же целесообразно направить в Налоговую инспекцию заявление о переходе на первый вариант, написанное в произвольной форме.

Допустимость взыскания ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль

Обратимся к ст 286 НК РФ с комментариями 2016 года. Она определяет порядок исчисления авансов по налогу, но не содержит разъяснений касающихся таких взысканий. В настоящий момент есть две судебные позиции, и расхожие мнения экспертов. Есть множество судебных решений и информ. письмо ВАС РФ, которые выражают мнение о допустимости принудительного взыскания авансов по налогу на прибыль. Суды указывают, что налоговая служба вправе направить требование об уплате ежемесячных платежей и, при его невыполнении, взыскать долг принудительно. При этом такое же большое количество судебных решений содержит противоположный вывод о недопустимости такого взыскания. Судьи называют авансовые платежи промежуточными, так как они платятся не за весь отчётный период, а лишь за его часть. На этом основании неуплата аванса не признаётся налоговой недоимкой, а значит и требование об уплате аванса не направляется. При этом есть эксперты поддерживающие как одну, так и за другую позицию. Поэтому при возникновении спора правоту придётся доказывать.

Как платить налог на прибыль авансом при переходе с УСН на ОСН?

Когда доходы плательщика налога, использующего “упрощенку”, за квартал, превысят определённую сумму (в 2016 году предел поднялся почти до 80 млн. руб.), он потеряет право использовать этот налоговый режим. Также право использовать УСН исчезает, если нарушаются иные установленные НК РФ требования. Например, организация увеличит число своих работников или начнёт заниматься подакцизной деятельностью, или доля чужого участия в её уставном капитале внезапно увеличится и займет более 25 %. При наступлении таких обстоятельств, право применения УСН исчезает для фирмы с начала того квартала, в котором началось превышение допустимого дохода или имели место нарушения. Налоги в таком случае платятся так, будто организация была вновь создана, но на базе применения ОСН. При переходе с упрощенной на общую налоговую систему организация начнёт относиться к тем, кто платит налог на прибыль. Возникнет необходимость платить авансы по налогу на прибыль. Как рассчитать эти платежи в 2016 году? Авансы вносятся вновь созданными организациями за отчётный период, если выручка составит не больше 5 млн. руб в одном месяце 2016 года или не больше 15 млн. руб. в одном квартале (т.к. квартал — это три месяца, то расчёт идет по 5 млн. руб. в месяц). Когда происходит превышение ограничения по выручке, то порядок уплаты авансов меняется с месяца, следующего за месяцем превышения. Тогда налоговая декларация должны быть представлена не позже 28 марта года идущего за истёкшим налоговым периодом. А все авансовые платежи уплачены не позднее срока подачи декларации. Ежемесячные авансы вносятся до 28 числа каждого месяца. Например, если фирма потеряла право на УСН в 1-м, 2-м или 3-м квартале, то не позже 28 числе следующего за этим кварталом месяца ей нужно заплатить квартальный аванс по налогу на прибыль. Если право на УСН потеряно в 4-м квартале, то налог на прибыль рассчитывается за последний квартал, но платится за год да 28 марта следующего года. Вместе с этим организация, у которой за предшествующие 4 квартала выручка в среднем за квартал 2016 года не превысит 15 млн. руб. (если в расчёт берется 2015 год, то 10 млн. руб.), может ежемесячные авансы не вносить, а платить налог только ежеквартально. Осталось уточнить, как считается налог на прибыль. Размер налога равен налоговой ставке умноженной на налоговую базу. Основная ставка по налогу на прибыль в нашей стране 20%. Кроме основной, существуют специальные ставки — как более высокая 30-ти процентная, так и более низкие (льготные) вплоть до нулевой. Применение ставок зависит от вида деятельности, статуса организации и прочих факторов.

Как считается налог на прибыль фирмой, добровольно поменявшей УСН на ОСН?

Добровольно перейти с упрощенной на общую систему можно с начала нового календарного года, уведомив об этом налоговую инспекцию до 15 января. Мы уже выяснили, что фирмы, утратившие право использовать “упрощенку”, начинают применять общую систему налогообложения как только что созданные. Но как быть фирмам добровольно выбравшим общую систему. Должны ли они платить налог на прибыль организаций 2016, авансовые платежи внося ежемесячно, как вновь созданная фирма? Или могут воспользоваться правилом п 3 ст 286 НК РФ и вносить платежи ежеквартально? НК РФ этого не уточняет, судебной практики по схожим вопросам тоже нет. Однако Минфин разъясняет, что правила, распространяющиеся на вновь зарегистрированные организации и фирмы, не относятся к налогоплательщикам добровольно сменившим режим на основной. Так, по мнению государственного органа, те, кто платит налог на прибыль, добровольно поменяв режим, вправе воспользоваться льготой п 3 ст 286 НК РФ. То есть, если её доходы за предыдущие 4 квартала (еще в период применения УСН) не превышали 15 млн. руб. в каждом квартале, то организация может вносить авансы по налогу на прибыль ежеквартально, а не ежемесячно. Таким образом, при добровольной смене налогового режима фирма может выбрать, когда платить налог на прибыль. Считается налог на прибыль по стандартной формуле: ставка 20% (или иная, если есть основания) умножается на налоговую базу (доходы фирмы минус расходы и минус убытки прошлых периодов, если они были).

Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей

Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 286 НК РФ

1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ в пункт 2 статьи 286 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций

2. Если иное не установлено пунктами 4, 5 и 7 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.

Читать еще:  Заполнение платежки при увольнении

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

В консолидированной группе налогоплательщиков сумма авансового платежа по этой группе исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

При переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ в пункт 3 статьи 286 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

3. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.

4. Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.

Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ в пункт 5 статьи 286 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2006 г.

5. Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению в соответствии с настоящей главой, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов:

1) если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник доходов.

В этом случае налог в виде авансовых платежей удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких доходов;

2) при реализации государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик — получатель дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога с таких доходов.

При реализации (выбытии) государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик — получатель дохода самостоятельно осуществляет начисление и уплату налога с таких доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация о видах ценных бумаг, по которым применяется порядок, установленный настоящим пунктом, доводится до налогоплательщиков уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. Перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода, утвержденный приказом Минфина РФ от 5 августа 2002 г. N 80н

6. Организации, созданные после вступления в силу настоящей главы, начинают уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала с даты их государственной регистрации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 286 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

7. В консолидированной группе налогоплательщиков сумма налога по этой группе по итогам налогового периода определяется ответственным участником этой группы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 286 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

8. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащего уплате ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в первом квартале налогового периода, в котором начала действовать эта группа, определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей всех участников этой группы, подлежащих уплате в третьем квартале налогового периода, предшествующего созданию этой группы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ статья 286 настоящего Кодекса дополнена пунктом 9, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

9. В случаях, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков регистрируется уполномоченным налоговым органом после начала налогового периода, уплаченные участниками консолидированной группы налогоплательщиков авансовые платежи по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов подлежат зачету (возврату) соответствующему участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

При этом пени на сумму недоимки, возникшей в результате определения консолидированной налоговой базы ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков по итогам истекших с начала налогового периода отчетных периодов, начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков обязанности по уплате налога (авансовых платежей), следующий за установленным настоящей статьей днем уплаты налога (авансовых платежей) по итогам отчетного (налогового) периода, в котором консолидированная группа была зарегистрирована.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ статья 286 настоящего Кодекса дополнена пунктом 10, вступающим в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций

10. В случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса установлен торговый сбор, налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).

Положения настоящего пункта не применяются в случае непредставления налогоплательщиком в отношении объекта осуществления предпринимательской деятельности, по которому уплачен торговый сбор, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector