Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Платежный агент росфинмониторинг

Платежный агент росфинмониторинг

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ

Постановка на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

Постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Порядок постановки на учет определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 №58 (далее — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58).

Постановку на учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга в соответствии с местом государственной регистрации организации или местом жительства индивидуального предпринимателя.

С адресами и контактными телефонами территориальных органов Росфинмониторинга можно ознакомиться непосредственно на официальном сайте Росфинмониторинга в подразделе «Территориальные органы» раздела «Организационная структура» по адресу http//fedsfm.ru/about/departments, а также в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет по форме, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 № 33 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Карта постановки на учет направляется организацией или индивидуальным предпринимателем в течение 30 календарных дней:

  • с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • с даты внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
  • но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Организация направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту государственной регистрации юридического лица.

Индивидуальный предприниматель направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту жительства.

Организация или индивидуальный предприниматель может направить карту постановки на учет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, представить документы лично или направить в электронном виде с использованием Личного кабинета организации или индивидуального предпринимателя в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru (далее — Личный кабинет на сайте госуслуг).

Карта постановки на учет на бумажном носителе может быть заполнена с использованием текстового редактора на компьютере либо рукописным способом (печатными буквами) и подписана руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Подпись скрепляется печатью (при ее наличии). Нотариального свидетельствования подлинности подписи не требуется.

Карта постановки на учет в электронной форме, направляемая с использованием Личного кабинета на сайте госуслуг, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

Направление карты постановки на учет через Личный кабинет на сайте госуслуг осуществляется путем заполнения интерактивной формы карты постановки на учет.

Для направления карты постановки на учет в электронной форме необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, выданную в любом аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющем центре.

Информацию об удостоверяющих центрах можно найти по ссылке http:e-trust.gosusiugi.ru

Одновременно с уведомлением о постановке на учет организации или индивидуальному предпринимателю предоставляется доступ к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, позволяющему осуществлять информационное взаимодействие, в том числе предоставление отчетов, прохождение дистанционных курсов обучения и т. д.

Территориальный орган принимает решение о постановке организации или индивидуального предпринимателя на учет в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения карты постановки на учет.

Территориальный орган Росфинмониторинга вправе отказать организации или индивидуальному предпринимателю в постановке на учет в случае:

  • представления карты постановки на учет, оформленной ненадлежащим образом (а именно: представление карты постановки на учет в формате приказа, утратившего силу, не заполнение обязательных полей, а также, если текст не поддается прочтению (в случае заполнения карты постановки на учет рукописным способом);
  • наличия в карте постановки на учет недостоверной информации, основываясь на информации Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • представления карты постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга не по месту государственной регистрации организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • представления карты постановки на учет организацией или индивидуальным предпринимателем, в сфере деятельности которых имеются соответствующие надзорные органы.

При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация или индивидуальный предприниматель в течение 10 календарных дней представляет (направляет) в территориальный орган Росфинмониторинга по месту своей регистрации или месту жительства карту постановки на учет, содержащую новые сведения.

По результатам рассмотрения карты постановки на учет, содержащей новые сведения, территориальный орган Росфинмониторинга направляет организации или индивидуальному предпринимателю уведомление о принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения либо об отказе в принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения.

Организация или индивидуальный предприниматель имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) территориального органа Росфинмониторинга, должностных лиц территориального органа Росфинмониторинга, осуществляемых в ходе предоставления государственной услуги (по постановке на учет), в досудебном порядке.

Регистрация оператора по приему платежей

Наши специалисты оказывают правовую помощь в создании бизнес-модели по приему платежей от физических лиц.

Если Вы желаете подробнее узнать о наших услугах звоните нам по тел.: 8(843) 265-52-32, 209-05-31 или пишите на электронную почту info@law115.ru.

Юридическое сопровождение деятельности по приему платежей

Регистрация юридического лица (оператора по приему платежей) в налоговых органах.

Вы можете получить консультацию по организационным вопросам регистрации оператора по приему платежей в государственных органах, в том числе о бизнес-модели приема платежей от физических лиц. Подробнее здесь.

Наши специалисты обладают многолетним опытом работы по Федеральному закону №103-ФЗ и оказывают наиболее полные и оперативные консультации.

В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 г. №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля.

Читать еще:  Пример платежного поручения ндфл с отпускных

Согласно ч. 3 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утв. постановлением Правительства РФ от 27.01.2014г. №58 постановка на учет оператора по приему платежей в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации платежного агента, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора с поставщиком.

Для постановки на учет оператор по приему платежей обязан представить в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет. Форма карты утверждена приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 06.08.2014г. №207 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

При изменении сведений, содержащихся в карте, оператор по приему платежей обязан в течение 5 рабочих дней представить в территориальный орган Росфинмониторинга карту, содержащую новые сведения.

Заказчик получает уведомление о постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга и право осуществлять деятельность по приему платежей от физических лиц.

Обучение сотрудников оператора по приему платежей по программе «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» с выдачей свидетельства установленного образца. Обучение Вы можете пройти в нашей компании. Мы аккредитованы в Международном учебном центре финансового мониторинга.

Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. №203 установлены следующие обязанности для оператора по приему платежей:

  • Платежный агент обязан утвердить перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ;
  • Разработать и утвердить программу подготовки и обучения работников организации в сфере ПОД/ФТ
  • Вести учет прохождения работниками платежного агента обучения в форме вводного и дополнительного инструктажа.
  • Утвердить порядок учета прохождения сотрудниками обучения.

В целях исполнения перечисленных обязанностей наши специалисты подготовили специальный комплект документов в соответствии с требованиями Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. приказом Росфинмониоринга от 03.08.2010 №203:

  1. Программа подготовки и обучения сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  2. Программа обучения работников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для проведения вводного инструктажа с вновь принятыми на работу сотрудниками.
  3. План реализации программы обучения сотрудников в области ПОД/ФТ на календарный год.
  4. Приказ об утверждении перечня сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ.
  5. Журнал учета прохождения работниками обучения в форме дополнительных инструктажей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  6. Журнал учета прохождения работниками обучения в форме вводных инструктажей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  7. Приказ об утверждении формы журнала учета прохождения работниками обучения в форме вводных и дополнительных инструктажей.
  8. Тематический план вводного и дополнительного инструктажа в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Разработка и утверждение правил внутреннего контроля согласно требованиям к правилам внутреннего контроля, установленными постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 №667.

Подключение к Личному кабинету на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу. и настройка рабочего места.

Документация, подготовленная на основании приказа Росфинмониторинга от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и постановления Правительства РФ от 19.03.2014 №209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям»:

  1. Приказ о работе со списками Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
  2. Акт о результатах проверки по спискам лиц, имущество которых заморожено (заблокировано) решением Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
  3. Служебная записка о выгрузке нового решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
  4. Журнал регистрации входящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга;
  5. Журнал регистрации исходящей информации из Личного кабинета Росфинмониторинга;
  6. Приказ об утверждении графика проверки клиентов по Перечню;
  7. Отчет о результатах проверки среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества
  8. Служебная записка о выгрузке новой редакции Перечня;
  9. Приказ о применении новой редакции Перечня;
  10. Инструкция по работе в Личном кабинете Росфинмониторинга;
  11. Приказ о передаче специальным должностным лицом на период его его командировки, отпуска ключей электронной подписи и кодов идентификации и аутентификации пользователя Личного кабинета Росфинмониторинга другому сотруднику (с указанием места хранений ключей в обычном режиме и во время отсутствия СДЛа).

При заказе всех вышеперечисленных услуг Заказчику бесплатно предоставляется образец отчета о результатах внутренней проверки выполнения в организации или у индивидуального предпринимателя правил внутреннего контроля, требований Федерального закона №115-ФЗ и иных нормативных правовых актов, содержащий сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, индивидуального предпринимателя, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.

Как осуществляется регистрация организации в Росфинмониторинге?

Государственная служба по финансовому контролю считается органом наблюдательной власти, который осуществляет деятельность против отмывания денег, полученных незаконным способом.

Когда нужно регистрироваться на портале?

Если вы являетесь:

  • лизинговой фирмой;
  • специалистом по приему оплат;
  • компанией, которая предоставляет услуги посредника при совершении сделок купли-продажи недвижимости;
  • коммерческой фирмой, которая подписывает договоры финансирования.
Читать еще:  Заполнение платежного поручения пени ндфл

То вам нужно пройти регистрацию на сайте в отделе Росфинмониторинга. Доступ к личному кабинету дается при постановке на учет.

Организации, поднадзорные ФКУ Пробирная Палата России, Банк России, Роскомнадзор, Федеральная налоговая служба, Министерство юстилии или Минестерство финансов проходят регистрацию в личном кабинете самостоятельно.

Преимущества личного кабинета

Заходить в учетную запись могут только авторизованные юзеры. Регистрация в росфинмониторинге организации позволяет получить следующие возможности:

  1. видеть часто обновляющийся список террористов и радикалов;
  2. наблюдать за посредниками с помощью поиска в реальном времени;
  3. видеть опции отклоненных Росфинмониторингом;
  4. отправлять сообщения об обнаруженных неточностях и отправлять отчет;
  5. выявлять злоумышленников Росфинмониторингом, благодаря параметру посещения вашей учетной записи и истории операций, совершенных в ней.

Регистрация ЛК Росфинмониторинга

Существует два вида входа: через имя пользователя и кода доступа и с помощью электронной подписи или сертификата. Вид регистрации зависит, от какого лица вы собираетесь авторизоваться: юридическое, физическое, частный предприниматель, заверяющий центр.

На основном сайте http://www.fedsfm.ru/ можно увидеть ссылку на ЛК. Регистрация для платежного агента выполняется в следующем порядке:

  1. указываете подходящую форму регистрации (через логин или цифровую подпись);
  2. указываете следующие сведения: название организации, тип деятельности, ИНН, КПП, вид компании, е-мейл, контактный номер;
  3. после добавления всей информации вам напишет администрация сайта для активации профиля.

Электронную подпись можно создать в любом городе в заверяющих центрах. Стоимость такой услуги составляет около 6 тысяч рублей. Сама авторизация в ЛК выполняется проще, чем регистрация.

Достаточно написать логин и пароль. Если при авторизации вы указали неверные логин и пароль, то через 15 минут можно повторить манипуляцию.

На указанный вами е-мейл придет письмо, которое нужно распечатать, подписать и отправить по почте в Росфинмониторинг по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39, строение 1.

После того, как письмо придет в организацию, ваш личный кабинет будет активирован, логин и пароль для авторизации будут отосланы на указанный вами е-мейл.

Если вы оставляли заявку при помощи электронного удостоверения, то ваш личный кабинет будет автоматически активирован, без почтового уведомления, имя пользователя и пароль будут переданы на указанный вами е-мейл.

При необходимости получить информацию

Чтобы получить консультацию юридического типа, вы можете обратиться в территориальные органы Росфинмониторинга, данные о которых находится в категории Территориальные органы.

При появлении технических вопросов по регистрации или применению ЛК, вы можете отправить заявку на техническую поддержку или позвонить по телефонам, указанным на сайте.

Кто из посредников — платежный агент, а кто — нет

Благодарим за предложенную тему статьи А.П. Козлову, главного бухгалтера ООО «Траст Групп», г. Москва.

Для чего понадобился закон о деятельности платежных агентов, всем понятно — чтобы упорядочить прием от населения платежей за сотовую связь, Интернет, коммуналку и т. д. Собранные деньги каждый платежный агент обязан в тот же день зачислять на свой специальный банковский счет, откуда они и уходят тем, для кого предназначены, то есть поставщика м ч. 14, 15, 18 ст. 4 Закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ (далее — Закон № 103-ФЗ); п. 1.3 Положения от 12.10.2011 № 373-П .

Некоторые из посредников, работающие с населением в рамках договоров агентирования, комиссии либо поручения, обнаруживают у себя признаки платежных агентов. Наличные от физлиц за товары, работы, услуги принимают? Да. Принципалу, комиссионеру или доверителю их перечисляют? Да. Не пора ли вставать на учет в Росфинмониторинге, разрабатывать правила внутреннего контроля в рамках «антиотмывочного» Закон а ч. 5 ст. 4 Закона № 103-ФЗ , открывать спецсчет для зачисления на него полученных от населения дене г ч. 14 ст. 4 Закона № 103-ФЗ , заводить вторую кассовую книг у п. 5.1 Положения от 12.10.2011 № 373-П , применять ККТ даже при вмененк е ч. 12 ст. 4 Закона № 103-ФЗ и выполнять прочие обязанности платежных агентов?

Для целей Закона № 103-ФЗ поставщик — это тот, кто получает через платежных агентов деньги от физлиц за реализуемые им товары, работы, услуг и ч. 1 ст. 2 Закона № 103-ФЗ .

Сомнения возникают и у принципалов (доверителей, комитентов): а не являются ли они поставщиками населения, привлекающими платежных агенто в ч. 1 ст. 2 Закона № 103-ФЗ ? Может быть, и им давно пора использовать спецсчет — для получения выручки от посредник а ч. 18 ст. 4 Закона № 103-ФЗ ? Спешим вас успокоить: в большинстве случаев посредники — не платежные агенты.

Проверяем, являетесь ли вы платежным агентом

Платежный агент — это тот, кто только принимает платеж физлица в пользу поставщика за реализуемые ему этим поставщиком товары (работы, услуги ) ч. 1 ст. 4 Закона № 103-ФЗ и больше ничего не делает для того, чтобы:

  • физлицо эти товары (работы, услуги) получило;
  • у физлица возникло право получить их от поставщика.

Дело в том, что под действие Закона о платежных агентах не подпадает прием платежей в рамках расчетов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг ) п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 103-ФЗ . То есть платежный агент не может быть стороной сделки по реализации.

И когда прием платежей всего лишь обеспечивает основную деятельность посредника, прописанную в договоре с принципалом, комитентом либо поверенным (поиск покупателей, прием заказов и договоров, доставку товаров и т. п.), посредник не является платежным агентом. Ведь здесь он принимает платеж с целью реализации товаров (работ, услуг) поставщика.

Мнение читателя

“ Занимаемся розничной торговлей, хотим заключить договор с транспортной компанией, чтобы при доставке товаров клиент-физлицо оплачивал товары ей, а она потом перечисляла эти деньги нам за минусом своих расходов и вознаграждения. Оказалось, что одно из условий транспортной компании — это открытие нами спецсчета: говорят, что они будут нашим платежным агенто м ” .

Павел,
юрист, г. Екатеринбург

Назовем некоторые категории посредников, у которых нет оснований причислять себя к платежным агентам.

1. Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени. Кроме приема платежей, они сами заключают с покупателями договор, сами передают им товары, документы и т. д.

Кстати, у таких посредников есть и еще один железный аргумент в пользу того, что они не являются платежными агентами: принимаемые ими платежи погашают обязательство покупателей перед ними самим и ч. 1 ст. 1005, ч. 1 ст. 990 ГК РФ . А платежный агент принимает платежи, которые погашают обязательства физлица перед поставщико м ч. 1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ .

Читать еще:  Образец платежного поручения пени ндс

2. Агенты, действующие от имени принципала, и поверенные, которые:

  • принимают от физлица деньги, передавая ему товары либо результат работ. К примеру, не являются платежными агентами курьерские службы и транспортные компании, поскольку они принимают деньги за доставленные товары при их передаче покупателю. Основная их задача по договору с магазином — доставка товаров, а получение денег — неразрывно связанная с нею услуга;
  • заключают с физлицом ту сделку, в рамках которой принимают от него платеж, даже если товары (работы, услуги) он получит позже и не от посредника, а напрямую от поставщика. Например:
  • ведут торговлю по образцам или каталогам, то есть принимают заказы и предоплату за них, а товары покупатель потом получает от самого поставщика;
  • продают всевозможные карты оплаты (связи, Интернета и т. п.). Здесь посредник передает покупателю карту как подтверждение его права на получение услуг от принципала (доверителя). И это, в отличие от деятельности платежных агентов, не прием платы по уже заключенному физлицом с поставщиком конкретному договору (когда деньги зачисляются, например, на определенный номер заведенного у поставщика лицевого счета). Это заключение нового договора с покупателем карты. И заключает его посредник, а значит, он не является платежным агентом.

Как видим, доказать, что обычные посредники — не платежные агенты, не так уж сложно. Но имейте в виду, что убеждать в этом иногда приходится не только налоговиков (которые следят за использованием спецсчето в ч. 4 ст. 7 Закона № 103-ФЗ ), но и контрагентов. Бывает, что принципалы (комитенты, доверители) ошибочно считают привлекаемых посредников своими платежными агентами и требуют от них открытия спецсчета для проведения платежей. Или, наоборот, посредник неверно расценивает свою работу как деятельность платежного агента и зачисляет свою выручку на спецсчет, требуя открытия спецсчета от своего принципала (доверителя, комитента).

Платежный агент по приему платежей от физических лиц

platezhnyy_agent_po_priemu_platezhey_ot_fizicheskih_lic.jpg

Похожие публикации

Некоторые схемы ведения бизнеса предусматривают прием оплаты от клиентов через посредников, располагающих сетью касс или технической возможностью для приема платежей. Данные посредники относят к категории платежных агентов, деятельность которых регламентируется законодательством.

Платежные агенты: понятие и виды

Действующее законодательство четко определяет: платежные агенты – это юридические лица (кроме кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц от физлиц и не оказывающих им иных услуг. Именно последний критерий в определении позволяет отграничить платежных агентов от иных категорий получателей платежей в пользу третьих лиц, например, курьерских служб, обслуживающих интернет-магазины. Не подпадает под это определение и деятельность по реализации товаров по каталогам, продажи карт оплаты и т.д.

Платежные агенты могут быть двух типов:

Оператор по приему платежей – агент-юрлицо, работающий напрямую с получателем платежей;

Платежный субагент – агент (юрлицо, ИП), работающий по договору с оператором по приему платежей, в рамках заключенного таким оператором договора с поставщиком товаров или услуг.

Нормативно-правовую базу деятельности агентов образует специальный Федеральный закон №103 о платежных агентах (закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ, ред. от 18.04.2018). Этот правовой акт определяет, кто такие платежные агенты, а также содержит все требования к организациям и ИП, имеющим этот статус, регламентирует порядок их работы.

Платежный агент по приему платежей: требования

Для осуществления деятельности по приему платежей в пользу третьих лиц агент должен соблюдать следующие требования:

Открыть специальный счет для приема платежей. Средства данного счета расходуются исключительно для перечисления их поставщику, а также для удержания агентского вознаграждения. Последнее подлежит перечислению на основной счет агента только после расчета с принципалом;

Обеспечивать обязательную идентификацию плательщика;

Зачислять все наличные средства (поступившие в пользу третьих лиц) по окончании смены на специальный счет;

Обязательно использовать контрольно-кассовую технику в порядке, регламентированном действующим законодательством в этой сфере.

Прием платежей физических лиц платежными агентами осуществляется в рамках агентского договора с поставщиком, требования к которому содержатся в Гражданском кодексе РФ. При отсутствии такого договора агент не вправе принимать платежи, при этом важно, чтобы в договоре было обозначено: за какие товары или услуги агент уполномочивается получать оплату.

Обязательное условие работы платежного оператора – постановка на учет в Росфинмониторинге. Требований к учету для субагентов закон о платежных агентах не содержит, но их работа может быть проверена уполномоченным ведомством в рамках контрольных мероприятий, проводимых в отношении платежного оператора, с которым они работают.

Отметим, что постановка на учет в Росфинмониторинг предусматривает соблюдение всех требований законодательства по противодействию финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем. В организации должны быть разработаны соответствующие инструкции, а ответственные лица – пройти специальную подготовку.

Платежный агент: ответственность

Платежный агент по приему платежей от физических лиц может быть привлечен к ответственности при нарушении требований законодательства в части использования специального банковского счета, либо неперечисления на него средств от плательщиков. Согласно п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:

Юрлица – 40-50 тысяч рублей;

Должностные лица и приравненные к ним ИП – 4-5 тысяч рублей.

Кроме того, при отсутствии у платежного оператора регистрации в Росфинмониторинге он может быть привлечен к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушениями установленных требований по регистрации.

Платежный агент: пример

Наибольшее распространение прием платежей через агентов получил в сфере ЖКХ. Управляющие компании и поставщики коммунальных услуг часто прибегают к их помощи для сбора платежей с населения т.к. такая схема позволяет с минимальными затратами сформировать удобную платежную сеть. Поставщик может работать как с одним, так и с несколькими агентами. При этом законодательство предусматривает обязательное уведомление клиентов о том, какие есть уполномоченные платежные агенты: список их размещается на официальном сайте поставщика и портале ГИС ЖКХ .

Кроме того, прием платежей по агентской схеме востребован в интернет-торговле, т.к. обеспечивает прием платежей без подключения к платежным системам, в том числе снимает необходимость применения онлайн-касс.

Платежные агенты для интернет-магазина, список которых можно найти на множестве специализированных сайтов, могут быть как представителями определенной платежной системы, например, «ЯндексКасса» на платформе «ЯндексДеньги», либо представлять собой их агрегатор, к примеру, «Робокасса» или «Единая касса». Вне зависимости от вида, принцип работы электронных платежных агентов, а также требования к ним, аналогичны принципам и требованиям для агентов, работающих вне интернета.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×