Платежный агент бухгалтерские проводки - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Платежный агент бухгалтерские проводки

Как вести кассовые операции платежным агентам

Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1, п. 1, 3 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).

Применение ККТ

Платежные агенты, применяющие платежные терминалы или банкоматы, обязаны:

— устанавливать ККТ в платежный терминал или банкомат независимо от того, кому он принадлежит. ККТ должна быть установлена внутри корпуса терминала (банкомата), содержащего устройство для приема или выдачи наличных;

— регистрировать ККТ в налоговой инспекции. При регистрации ККТ агент должен указать адрес места ее установки в составе терминала (банкомата);

— применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;

— выдавать кассовый чек;

— вести и хранить документацию по ККТ;

— обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее.

Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, частями 1, 3 статьи 6 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ.

Модели ККТ, которые можно применять, включены в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Ведение Государственного реестра ККТ возложено на ФНС России (п. 5.5.11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39.

Перечень моделей ККТ, которые вправе применять платежные агенты (субагенты), приведен в письме ФНС России от 15 апреля 2014 г. № ЕД-4-2/7212.

Правила ведения кассовых операций

Платежные агенты обязаны соблюдать общие правила ведения кассовых операций. Но есть и особенности:

— при определении лимита остатка наличных средств по общей кассе принятые от граждан платежи учитываться не должны (абз. 3 п. 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У);

— принятые от граждан платежи приходуются в кассу отдельным приходным кассовым ордером по форме № КО-1 (абз. 2 п. 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У);

— для учета платежей граждан нужно вести отдельную кассовую книгу по форме № КО-4 (абз. 2 п. 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

Ситуация: как платежным агентам устанавливать лимит кассового остатка: с учетом или без учета средств, принятых от населения ?

При расчете лимита кассового остатка учитывается только объем поступлений (ожидаемый объем поступлений) наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или объем выданных наличных денег. При этом платежный агент не должен включать в расчет средства, полученные от граждан в качестве платежей. Таким образом, лимит кассового остатка по средствам граждан платежный агент устанавливать не должен.

Если платежный агент взимает за свои услуги комиссию, то при расчете лимита остатка кассы само комиссионное вознаграждение учитывать надо.

Лимит кассового остатка за расчетный период определите исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги по формуле:

При расчете лимита, если нет наличной выручки, используйте только объем выданных наличных денег за расчетный период.

Такой вывод следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, приложения к указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Сумму принятых от населения платежей определяйте на основании отдельно оформленных приходных кассовых ордеров. Это следует из абзаца 2 пункта 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Пример расчета лимита остатка денежных средств в кассе. Наличная выручка и платежи граждан поступают ежедневно

ООО «Торговая фирма Гермес» составляет расчет лимита кассового остатка на основе данных бухучета, исходя из объемов поступлений наличных денег за январь, февраль и март предыдущего года. Обособленных подразделений у «Гермеса» нет. Выручка сдается в банк каждый пятый день.

«Гермес» работает без выходных с 10 до 22 часов. Следовательно, расчетный период составляет 90 рабочих дней (31 дн. + 28 дн. + 31 дн.).

Оборот по дебету счета 50 «Касса» в корреспонденции с кредитом счетов 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в части полученных в расчетном периоде авансов наличными средствами, которые были зачтены в этом же периоде, 76 «Платежи граждан» составил 2 969 998 руб.:
— в январе – 977 388 руб. (в т. ч. платежи граждан – 90 000 руб.);
— в феврале – 877 015 руб. (в т. ч. платежи граждан – 75 000 руб.);
— в марте – 1 115 595 руб. (в т. ч. платежи граждан – 105 000 руб.).

Бухгалтер «Гермеса» рассчитал допустимый лимит остатка наличных денег в кассе:
149 999,89 руб. ((2 969 998 руб. – 270 000 руб.): 90 дн. × 5 дн.).

На основе этих данных руководитель организации своим распоряжением установил лимит кассового остатка в сумме 150 000 руб.

Ситуация: как часто платежный агент должен сдавать в банк принятые от граждан платежи ?

Принятые от граждан платежи сдавайте в банк для зачисления на специальный счет ежедневно.

Объясняется это следующим.

Платежный агент обязан сдавать полученные от населения наличные денежные средства для зачисления на свой специальный банковский счет в полном объеме (ч. 14, 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Накапливать и хранить в кассе их нельзя. Данные суммы будут считаться сверхлимитными, так как не учитываются при расчете лимита кассового остатка. Поэтому сдавайте их в банк ежедневно. Такой порядок следует из пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Если платежи граждан поступают в дни, когда банк не работает, денежные средства сдайте в ближайший банковский день (см., например, решение Арбитражного суда Ярославской области от 12 марта 2013 г. № А82-59/2013).

Совет: есть факторы, позволяющие сдавать в банк платежи граждан не в день их поступления. Они заключаются в следующем.

Положения Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не устанавливают для платежных агентов сроков сдачи полученных наличных денег для их зачисления на специальный банковский счет. Не указаны такие сроки и в указании Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У. Причем абзац 3 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У фактически предоставляет возможность накапливать денежные средства. Это связано с тем, что деньги, полученные при осуществлении деятельности платежных агентов, не учитываются при определении лимита кассового остатка.

По общему правилу периодичность сдачи сверхлимитной выручки не должна быть больше семи рабочих дней. Указанный срок может быть увеличен до 14 рабочих дней при условии, что в населенном пункте по местонахождению предпринимателя или организации отсутствует банк. Такой порядок следует из пунктов 1 и 2 приложения к указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

В арбитражной практике имеются решения, подтверждающие данный подход (см., например, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21 февраля 2013 г. № А75-7786/2012).

Ситуация: может ли платежный агент сдавать в банк полученные от населения платежи за вычетом своего комиссионного вознаграждения?

Ответ: нет, не может.

Платежные агенты могут оказывать услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг за вознаграждение (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). В таком случае сам платежный агент может рассматриваться как поставщик в части оказываемых им услуг (п. 1 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).

Все принятые платежи платежный агент обязан сдавать в банк для зачисления на специальный счет (ч. 14, 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Средства, поступившие на специальный банковский счет, можно, в частности, перечислять на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). При этом Закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.

Таким образом, платежный агент должен сдать в банк все полученные от населения платежи для зачисления на специальный банковский счет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.

Внимание: платежный агент может быть привлечен к административной ответственности, если перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).

За такое нарушение платежному агенту грозит штраф:

— для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;

— для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05, Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984, Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32)).

Поясните порядок учета платежным агентом комиссии, забираемой собственником терминала?

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Иры (г. Красноярск)

Юр. лицо заключает с физ. лицом (собственник платежного терминала) агентский договор (установку ККМ и обслуживание).

Комиссию с терминала (внутреннею забирает физ. лицо, прописано в договоре). Напишите, какими проводками все это разнести и какими документами? Или подскажите где посмотреть.

Читать еще:  Зарплата очередность платежа 3 или 5

Деятельность организаций, которые принимают деньги от населения в оплату различных услуг по договорам с поставщиками этих услуг через платежные терминалы, регулируется Федеральным законом № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03.06.2009 (далее — Закон № 103-ФЗ).

Платежные агенты подразделяются на две категории (п. 2 Закона № 103-ФЗ):

1. Операторы по приему платежей, работающие напрямую с поставщиками услуг для населения (ЖКХ, мобильная связь, интернет и т.д.). Оператор, желающий привлечь субагента, должен заключить два договора — с поставщиком услуг и субагентом. Без этих документов принимать платежи от граждан не разрешается (п. 11 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). Операторами могут быть только организации.

2. Платежные субагенты, работающие по договорам с операторами. Субагентами могут быть как организации, так и предприниматели. Платежные субагенты работают в соответствии с договором, заключенным не с поставщиками услуг для населения, а с оператором. Именно платежные субагенты чаще всего являются собственниками платежного терминала.

Покупая терминал, субагент должен заключить с владельцем платежной системы или его представителем договор, согласно которому открывается специальный лицевой счет. Прежде чем запустить терминал в работу, платежный субагент должен на этот счет перечислить сумму, в пределах которой и будут приниматься платежи от населения.

От платежной системы зависит перечень поставщиков услуг, доступных к оплате, размер получаемого от них комиссионного вознаграждения, стабильность обслуживания.

В зависимости от условий договора с оператором субагент может действовать от своего имени, от имени оператора или от имени поставщика, а также за счет оператора или поставщика по аналогии с посредническими договорами в гражданском законодательстве (поручение, комиссия, агентирование).

Соответственно, от этого будет зависеть организация расчетов. Суммы могут зачисляться сразу на счета поставщика или оператора, либо поступать сначала к субагенту, а он будет передавать их оператору или поставщику.

При этом должны соблюдаться требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (п. 9 ст. 4 Закона № 103-ФЗ). В рамках одного договора, заключенного с оператором, передать наличными можно не более 100 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У), суммы сверх лимита должны передаваться по безналу.

Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В силу п. 1 ст. 1009 ГК РФ (если иное не установлено агентским договором) агент может заключить субагентский договор с другим лицом. При этом ответственность за действия субагента перед принципалом несет агент.

Агентским договором может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без его конкретных условий.

Организации, занимающиеся оказанием посреднических услуг по получению платежей от населения, выступают агентами (субагентами) по договорам, заключенным с поставщиками услуг, и после подписания принципалами (поставщиками услуг) отчета агента имеет право на получение агентского вознаграждения (п. 1 ст. 1008 ГК РФ) и могут удерживать причитающееся им вознаграждение при перечислении принципалу полученных сумм (ст. 1011 ГК РФ).

Одновременно организации, принимая платежи от населения, оказывают посреднические услуги физическим лицам и могут удерживать комиссию из вносимых ими сумм, о чем физические лица предупреждаются посредством надписи на терминале (п. 1 ст. 426, п. 2 ст. 437, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Учитывая ситуацию, описанную в вопросе и положения Закона N 103-ФЗ, ваша организация является Оператором по приему платежей. Несмотря на то, что терминал в вашей работе не применяется, вы все равно относитесь к платежным агентам. Значит, обязаны выполнять все правила, предусмотренные Законом N 103-ФЗ, а именно:

— заключить с поставщиком договор о приеме платежей от физических лиц (п. 1 ст. 4);
— являясь оператором по приему платежей, встать на учет в Росфинмониторинге (п. 5 ст. 4);
— проводить идентификацию физических лиц в установленных законом случаях (п. 6 ст. 4);
— предоставить плательщикам определенную информацию (п. 13 ст. 4);
— открыть отдельный банковский счет (п. 14 ст. 4).

Денежные средства, поступившие в организацию в пользу принципала и подлежащие перечислению ему, не признаются ни доходами, ни расходами организации-агента (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, и п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

В соответствии с п. 9 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных агентом и (или) иным поверенным за принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Денежные средства, поступившие от плательщиков услуг и подлежащие перечислению принципалу, не учитываются ни в составе доходов, ни в составе расходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (п.п. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ).

Сумма агентского вознаграждения признается в налоговом учете доходом на дату утверждения отчета агента принципалом (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ).

Сумма комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией,(п.п. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

Рассмотрим на условном примере, каким образом в учете Оператора по приему платежей отражаются операции по услугам по приему платежей.

Допустим, физическими лицами внесено 10000 руб., в том числе комиссия 4 % (т.е. 400 руб.), из них 250 руб. вознаграждение Платежному субагенту по субагентскому договору. Вознаграждение Оператору по приему платежей по агентскому договору с Поставщиком услуг –5% от суммы, внесенной плательщиками (без комиссии) – 480 руб.

Специальный лицевой счет для расчетов по приему платежей (51л) открыт и у Оператора по приему платежей (договор с владельцем платежной системы).

Обозначения субсчетов, используемые в таблице бухгалтерский записей.
К балансовому счету 76:
76-5 «Расчеты с Платежным субагентом (владельцем терминала)»;
76-6 «Расчеты с Поставщиками услуг (принципалы)».

Агентское вознаграждение. Бухгалтерские проводки по услугам

Заключение коммерческих сделок через агентов – достаточно распространенная практика современного бизнеса. Бухгалтерский учет агентского вознаграждения отражает положения заключенного гражданско-правового договора с агентом. Структура бухгалтерских проводок должна быть выстроена таким образом, чтобы учесть все его нюансы. В статье мы рассмотрим наиболее важные корреспонденции счетов и приведем практические примеры по учету выплат агентам фирмы.

Агентский договор и его особенности

Стороны, подписывающие договор, именуются принципалом (заказчик услуг) и агентом. Бухгалтерский учет агентских договоров, в том числе и вознаграждений по нему, определяется следующими условиями:

  • агент действует от имени себя самого или от имени принципала;
  • принимает ли участие агент в расчетах;
  • хранятся ли товары на складах агента;
  • порядок исчисления вознаграждения (в виде процентов от сделки, фиксированная сумма, как часть сумм, полученных от третьих лиц, либо выплатой от принципала и пр.);
  • порядок отчетности агента, состав отчетности, периодичность;
  • иные значимые нюансы договора.

К договору разрабатывается и прилагается форма отчета агента перед заказчиком услуг. К этому первичному документу прилагается подтверждающая документация – на расходы, возмещаемые агенту и расчет его вознаграждения.

Агентская отчетность – важный фактор, определяющий договор и минимизирующий проблемные моменты по нему. На практике спорные ситуации могут возникать как между сторонами договора (вплоть до судебных исков), так и между фирмой и контролирующими органами в части подтверждения расчетов первичными документами.

Кроме отчета с приложениями, бухгалтер может работать со следующими документами:

  • договора, акты, акты накладные – документы контрагента, если агент действует непосредственно от имени принципала (либо их копии, если от своего имени);
  • счета-фактуры на вознаграждение агента.

Обратите внимание! Если агент – плательщик НДС, он обязан выставлять счета-фактуры, с начислением на них НДС (НК РФ, ст. 146, п. 1-1, ст. 156, п. 1). Такой порядок действует и в случаях, если товары, предмет купли-продажи, освобождены от НДС (НК РФ, ст. 149, п. 7). Существуют исключения из данного правила (НК РФ, ст. 156, п. 2), например, некоторые медтовары.

Агентское вознаграждение в учете принципала и агента

Вознаграждение агентов напрямую связано в БУ с получением денег, исчислением НДС, оплатой товара, поэтому проводки необходимо рассматривать в комплексе.

Основные схемы корреспонденции счетов у агента будут ниже.

Этот вариант применяется, когда агент работает непосредственно от заказчика. Он не владеет товаром, у него отсутствуют доходы (расходы) по сторонним ТМЦ (ПБУ 9/99):

  • ДТ 51 — КТ 76 — поступили деньги от принципала для оплаты сделки (с учетом НДС и вознаграждения).
  • ДТ 76 — КТ 90/1 — агентское вознаграждение отражено в учете.
  • ДТ 90/3 — КТ 68/2 — НДС с вознаграждения.
  • ДТ 60 — КТ 51 — оплачено контрагенту за МЦ для заказчика.
  • ДТ 76 — КТ 60 — агентские расходы (возмещаемые) отражены в учете, с НДС.
Читать еще:  Уплата иных платежей

Товары заказчика учитываются по забалансовому принципу — Д002. После отгрузки заказчику, МЦ списываются с К002.

Схема применяется агентом, при его действиях как посредника:

  • ДТ 62 — КТ 76 — выручка согласно договору.
  • ДТ 51- КТ 62 — покупатель перечислил деньги.
  • ДТ 76 — КТ 51 — перечисление денег за реализованные ТМЦ заказчику (за вычетом вознаграждения).
  • ДТ 62 — КТ 90/1 — вознаграждение агента отражено в учете.
  • ДТ 90/3 КТ 68/2 — НДС на вознаграждение.
  • ДТ 76 КТ 62 — к зачету вознаграждение агента.

Ведется забалансовый учет ТМЦ: Д004 – оприходование ТМЦ на продажу, К004 – списаны реализованные ценности. Учет заказчика услуг, принципала, отражает другую сторону той же сделки. Проводки сходны применяемыми по расчетам с поставщиками, но в них отражена еще и работа агента.

Схема применяется, если агент работает непосредственно от имени тех, кто заказал услуги:

  • ДТ 76 — КТ 51 — деньги перечислены агенту на различные цели (покупка ТМЦ, возмещение расходов, вознаграждение).
  • ДТ 41 — КТ 76 — товар закуплен через агента (такой же проводкой в стоимость товара добавляется вознаграждение, ТЗР).
  • ДТ 19 — КТ 76 — НДС покупной стоимости товара (такой же проводкой учитывается НДС с вознаграждения, ТЗР).
  • ДТ 68/2 КТ 19 — НДС на вычет.

Так отражаются операции, если агент работает как посредник в сделке:

  • ДТ 51 — КТ 62 — получены деньги от агента (полученные от покупателя).
  • ДТ 62 — КТ 90/1 — учтена выручка от агента (по отчету).
  • ДТ 90/3 КТ 68/2 — НДС на выручку.
  • Д20 (или иной «затратный» счет) — К76 — вознаграждение агента учтено.
  • ДТ 19 — КТ 76 — НДС на вознаграждение учтено.
  • ДТ 68/2 — КТ19 — НДС, вычет.
  • ДТ 90/2 — КТ 20 (иной «затратный» счет) — списаны затраты по услугам агента.
  • ДТ 76 — КТ 62 — вознаграждение агента к зачету.

Примеры отражения сделок

На практике могут использоваться различные варианты приведенных корреспонденций счетов. Рассмотрим некоторые примеры таких сделок и отражение операций в БУ.

Пример 1 (учет у заказчика)

Компания «Грани» производит изделия из камня. Компания «Меркурий» привлекает для нее клиентов согласно договору ГПХ, вознаграждение – 6% от реализации. По итогам месяца оплата изделия составила 150 000 руб., себестоимость изделий — 100 000 руб.

Вознаграждение агенту в затратах:

  • 150 000*6% — (150 000*6% *20%) = 7200,00 руб. Д 20 — К 76 — 7200,00.
  • 7200 *20% = 1440,00 — начислен НДС с вознаграждения. Д 19 — К 76 — 1440,00.
  • Д 68/2 — К 19 — 1440,00 — принят к вычету НДС с вознаграждения.
  • Д 90 — К 20 — 100 000,00 — списана с/ть изделий (в т.ч. и затраты по агентским услугам).

Агентское вознаграждение в расчетах с агентом: 150000*6% = 9000 руб. Доход за вычетом вознаграждения: 150 000 — 9000 = 141000,00 руб. Д 51 — К 62 — 141 000,00 — поступил доход за вычетом вознаграждения. Д 76 — К 62 — 9000,00 — вознаграждение зачтено в счет оплаты от покупателя.

Пример 2 (учет у агента)

Компания «Меркурий» за вознаграждение 5% от проданного (расчет по оплате) товара реализует продукцию компании «Друг» — приспособления для животных. За месяц было отгружено товара на 100 000 руб., в том числе НДС — 16 666,67 руб.

Продано товара на 75 000 руб., в том числе НДС — 12500 руб. Оплата товара — 70 000 руб., в том числе НДС — 11666,67 руб. Затраты агента 250 руб.

  • Д 004 — 100 000,00 — товар принят на хранение.
  • Д 62 — К 76, К 004 — 75 000,00 — продан товар.
  • Д 51 — К 62 — 70000,00 — оплачен товар.
  • Д 76 — К 76 (по субсчетам) 70000,00 — отчет заказчику за проданный товар.
  • 70000*5% = 3500 руб. Д 76 — К 90/1 — 3500,00 — начислено вознаграждение.
  • Д 76 — К 76 — 3500,00 — удержано вознаграждение из дохода по продажам.
  • Д 90 — К 68/ндс — 583,33 — НДС в вознаграждении.
  • 3500 — 583,33 — 250 = 2666,67 руб. — прибыль агента. Д 90 — К 99/9 — 2666,67.
  • 70 000 — 3500 = 66500 руб. выручка за минусом вознаграждения. Д 76 — К 51 — 66500,00 перечисление выручки заказчику услуг.

Тезисно

Бухучет расчетов между принципалом и агентом зависит от договорных условий. Отчет агента составляет основу бухгалтерской документации по сделкам. БУ ведется на счетах по расчетам контрагентами – 76, 62, с применением забалансовых счетов 002, 004, а также стандартных счетов учета доходов, НДС, денежных средств.

Как вести кассовые операции платежным агентам

Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1, п. 1, 3 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).

Применение ККТ

Платежные агенты, применяющие платежные терминалы или банкоматы, обязаны:

— устанавливать ККТ в платежный терминал или банкомат независимо от того, кому он принадлежит. ККТ должна быть установлена внутри корпуса терминала (банкомата), содержащего устройство для приема или выдачи наличных;

— регистрировать ККТ в налоговой инспекции. При регистрации ККТ агент должен указать адрес места ее установки в составе терминала (банкомата);

— применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;

— выдавать кассовый чек;

— вести и хранить документацию по ККТ;

— обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее.

Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, частями 1, 3 статьи 6 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ.

Модели ККТ, которые можно применять, включены в Государственный реестр (п. 1 ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Ведение Государственного реестра ККТ возложено на ФНС России (п. 5.5.11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39.

Перечень моделей ККТ, которые вправе применять платежные агенты (субагенты), приведен в письме ФНС России от 15 апреля 2014 г. № ЕД-4-2/7212.

Правила ведения кассовых операций

Платежные агенты обязаны соблюдать общие правила ведения кассовых операций. Но есть и особенности:

— при определении лимита остатка наличных средств по общей кассе принятые от граждан платежи учитываться не должны (абз. 3 п. 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У);

— принятые от граждан платежи приходуются в кассу отдельным приходным кассовым ордером по форме № КО-1 (абз. 2 п. 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У);

— для учета платежей граждан нужно вести отдельную кассовую книгу по форме № КО-4 (абз. 2 п. 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

Ситуация: как платежным агентам устанавливать лимит кассового остатка: с учетом или без учета средств, принятых от населения ?

При расчете лимита кассового остатка учитывается только объем поступлений (ожидаемый объем поступлений) наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или объем выданных наличных денег. При этом платежный агент не должен включать в расчет средства, полученные от граждан в качестве платежей. Таким образом, лимит кассового остатка по средствам граждан платежный агент устанавливать не должен.

Если платежный агент взимает за свои услуги комиссию, то при расчете лимита остатка кассы само комиссионное вознаграждение учитывать надо.

Лимит кассового остатка за расчетный период определите исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги по формуле:

При расчете лимита, если нет наличной выручки, используйте только объем выданных наличных денег за расчетный период.

Такой вывод следует из положений абзацев 2 и 3 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У, приложения к указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Сумму принятых от населения платежей определяйте на основании отдельно оформленных приходных кассовых ордеров. Это следует из абзаца 2 пункта 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Пример расчета лимита остатка денежных средств в кассе. Наличная выручка и платежи граждан поступают ежедневно

ООО «Торговая фирма Гермес» составляет расчет лимита кассового остатка на основе данных бухучета, исходя из объемов поступлений наличных денег за январь, февраль и март предыдущего года. Обособленных подразделений у «Гермеса» нет. Выручка сдается в банк каждый пятый день.

«Гермес» работает без выходных с 10 до 22 часов. Следовательно, расчетный период составляет 90 рабочих дней (31 дн. + 28 дн. + 31 дн.).

Оборот по дебету счета 50 «Касса» в корреспонденции с кредитом счетов 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в части полученных в расчетном периоде авансов наличными средствами, которые были зачтены в этом же периоде, 76 «Платежи граждан» составил 2 969 998 руб.:
— в январе – 977 388 руб. (в т. ч. платежи граждан – 90 000 руб.);
— в феврале – 877 015 руб. (в т. ч. платежи граждан – 75 000 руб.);
— в марте – 1 115 595 руб. (в т. ч. платежи граждан – 105 000 руб.).

Бухгалтер «Гермеса» рассчитал допустимый лимит остатка наличных денег в кассе:
149 999,89 руб. ((2 969 998 руб. – 270 000 руб.): 90 дн. × 5 дн.).

На основе этих данных руководитель организации своим распоряжением установил лимит кассового остатка в сумме 150 000 руб.

Ситуация: как часто платежный агент должен сдавать в банк принятые от граждан платежи ?

Принятые от граждан платежи сдавайте в банк для зачисления на специальный счет ежедневно.

Читать еще:  Извещение об уплате авансового платежа акциза

Объясняется это следующим.

Платежный агент обязан сдавать полученные от населения наличные денежные средства для зачисления на свой специальный банковский счет в полном объеме (ч. 14, 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Накапливать и хранить в кассе их нельзя. Данные суммы будут считаться сверхлимитными, так как не учитываются при расчете лимита кассового остатка. Поэтому сдавайте их в банк ежедневно. Такой порядок следует из пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Если платежи граждан поступают в дни, когда банк не работает, денежные средства сдайте в ближайший банковский день (см., например, решение Арбитражного суда Ярославской области от 12 марта 2013 г. № А82-59/2013).

Совет: есть факторы, позволяющие сдавать в банк платежи граждан не в день их поступления. Они заключаются в следующем.

Положения Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не устанавливают для платежных агентов сроков сдачи полученных наличных денег для их зачисления на специальный банковский счет. Не указаны такие сроки и в указании Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У. Причем абзац 3 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У фактически предоставляет возможность накапливать денежные средства. Это связано с тем, что деньги, полученные при осуществлении деятельности платежных агентов, не учитываются при определении лимита кассового остатка.

По общему правилу периодичность сдачи сверхлимитной выручки не должна быть больше семи рабочих дней. Указанный срок может быть увеличен до 14 рабочих дней при условии, что в населенном пункте по местонахождению предпринимателя или организации отсутствует банк. Такой порядок следует из пунктов 1 и 2 приложения к указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

В арбитражной практике имеются решения, подтверждающие данный подход (см., например, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21 февраля 2013 г. № А75-7786/2012).

Ситуация: может ли платежный агент сдавать в банк полученные от населения платежи за вычетом своего комиссионного вознаграждения?

Ответ: нет, не может.

Платежные агенты могут оказывать услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг за вознаграждение (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). В таком случае сам платежный агент может рассматриваться как поставщик в части оказываемых им услуг (п. 1 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).

Все принятые платежи платежный агент обязан сдавать в банк для зачисления на специальный счет (ч. 14, 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Средства, поступившие на специальный банковский счет, можно, в частности, перечислять на другие счета (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). При этом Закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не конкретизирует, на чьи счета могут списываться средства.

Таким образом, платежный агент должен сдать в банк все полученные от населения платежи для зачисления на специальный банковский счет, а уже потом причитающееся ему комиссионное вознаграждение за оказанную услугу перечислить на свой счет.

Внимание: платежный агент может быть привлечен к административной ответственности, если перечислит на свой специальный банковский счет не все наличные, полученные от граждан (ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).

За такое нарушение платежному агенту грозит штраф:

— для организации – от 40 000 до 50 000 руб.;

— для должностных лиц (главного бухгалтера, а если его нет – руководителя организации), предпринимателей – от 4000 до 5000 руб.

Предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности как организации, так и ее руководителя. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05, Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984, Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32)).

Учет операций по агентскому договору

Добрый день.
Мы по Агентскому договору выступаем для наших клиентов Агентами. Согласно договору, мы размещаем услуги клиентов на своем информационном ресурсе, давая возможность третьим лицам покупать и оплачивать услуги наших клиентов (физкультурно-оздоровительные услуги) на нашем ресурсе.
Процесс такой:
1) Третье лицо (Покупатель) выбирает и оплачивает услугу, размещенную на сайте
2) Платеж обрабатывается платежным агрегатором Яндекс.Касса и на следующий день переводится на наш расчетный счет
3) Мы перечисляем со своего расчетного счета полученную сумму на расчетный счет Принципала

Вопросы:
1) Как в таком случае должен действовать агент: от своего имени и за счет Принципала или от имени и за счет Принципала?
2) Кто должен применять онлайн-кассу при такой схеме работы?
3) Если мы не применяем онлайн-кассу, а обязуем применять ее Принципала, то в какой момент и каким образом Принципал должен пробивать чек?
4) Какой порядок бухгалтерского учета операций по такому договору? Какие проводки?

Ответ на вопрос N 1 «Как в таком случае должен действовать агент: от своего имени и за счет Принципала или от имени и за счет Принципала?»

Порядок взаимодействия агента и принципала устанавливается положениями агентского договора, в соответствии с гл. 52 НК РФ «Агентирование».

Согласно ст. 1005 ГК РФ:
1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.

Таким образом, агент может действовать как от своего имени, так и от имени принципала, все зависит от условий заключенного агентского договора.

С уважением, А. Грешкина

Ответ на вопрос N 2 «Кто должен применять онлайн-кассу при такой схеме работы?»

Если платежи от третьих лиц (покупателей) поступают агенту, являющемуся продавцом, от платежного агрегатора, который проводит денежные средства покупателей через специальный банковский счет, то у агента не возникает обязанности применять онлайн-кассу. В этом случае, ККТ применяет агрегатор (п. 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ).
Письма МФ РФ от 14.03.2018 N 03-01-15/15693, от 02.08.2019 N 03-01-15/58442, от 02.08.2019 N 03-01-15/58463

Если платежи поступают агенту, являющемуся продавцом, напрямую от третьих лиц (покупателей), а агрегатор является только оператором услуг платежной инфраструктуры, то онлайн-кассу должен применять агент.
При интернет-эквайринге, согласно ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ, денежные средства покупателя перечисляются продавцу через оператора услуг платежной инфраструктуры (операционный центр, платежный клиринговый центр или расчетный центр), последний выступает лишь посредником, через которого производится расчет. В этом случае, документ, полученный от оператора платежной инфраструктуры, не заменяет кассового чека. Соответственно, у агента сохраняется обязанность выдачи кассового чека покупателю.
Письмо МФ РФ от 21.07.2017 N 03-01-15/46716

Следовательно, если у агента заключен договор эквайринга с агрегатором, то онлайн-кассу должен применять агент.

С уважением, А. Грешкина

Ответ на вопрос N 3 «Если мы не применяем онлайн-кассу, а обязуем применять ее Принципала, то в какой момент и каким образом Принципал должен пробивать чек?»

В данной ситуации, принципал не должен выдавать кассовые чеки покупателям, так как он не принимает непосредственно от них денежные средства. Иные установленные правила агентским договором нарушают положения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

С уважением, А. Грешкина

Ответ на вопрос N 4 «Какой порядок бухгалтерского учета операций по такому договору? Какие проводки?»

К сожалению, в вопросе нет информации о порядке взаиморасчетов в отношении вознаграждения агента и платежного агрегатора, удерживается ли вознаграждение из поступивших денежных средств или перечисляется отдельным платежным поручением. Также, в вопросе нет данных в отношении того, какие расходы агента возмещаются (компенсируются) принципалом. Поэтому, бухгалтерские проводки представлены для общего случая. При отражении посреднических операций в бухгалтерском учете и принципала, и агента применяется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Д 76 (платежный агрегатор) К 76 (принципал) — поступили денежные средства от покупателя платежному агрегатору (на основании сведений, поступивших агенту от платежного агрегатора)

Д 51 К 76 (платежный агрегатор) — платежный агрегатор перечислил деньги на расчетный счет агента, за минусом своей комиссии (если она удерживается)

Д 44 (26) К 76 (платежный агрегатор) — учтена комиссия платежного агегатора в составе расходов агента (если она не компенсируется агенту принципалом), если компенсируется, то проводка следующая: Д 76 (принципал) К 76 (платежный агрегатор)

Д 76 (принципал) К 51 — агент перечисли принципалу всю сумму денежных средств, полученных платежным агрегатором от покупателей

Д 76 (принципал) К 90.1 — агент начислил и учел свое агентское вознаграждение за про-данные услуги принципала

Д 51 К 76 (принципал) — поступили деньги от принципала в виде вознаграждения агента

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector