Отмена выкупных платежей 1905 - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
42 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отмена выкупных платежей 1905

Отмена выкупных платежей

3 ноября 1905 года (при председателе Совета министров С. Ю. Витте, главноуправляющем землеустройством и земледелием Н. Н. Кутлере) были выпущены Высочайший манифест и сопрововождающий его указ [32] , по которым выкупные платежи бывших помещичьих крестьян с 1 января 1906 года уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 года отменялись полностью. Это решение было чрезвычайно важным и для правительства, и для крестьян. Государство отказалось от крупных бюджетных поступлений, причем в тот момент, когда бюджет имел значительный дефицит, покрывавшийся внешними займами. Крестьяне получили налоговую льготу, распространявшуюся на крестьян, но не на прочих владельцев земли; после этого налогообложение всех земель более не зависело от того, к какому сословию принадлежали их собственники. Хотя крестьяне более не платили выкупных платежей, помещики, сохранившие выкупные обязательства государства (к тому моменту имевшие вид 4 % ренты), продолжали их получать.

Отмена выкупных платежей превратила всю выкупную операцию из прибыльной для бюджета в убыточную (суммарный убыток по выкупной операции составил 386 млн руб.). Было сложено 1.674.000 тыс. рублей долга, подлежащих выплате в рассрочку на различных условиях (выплаты по некоторым долгам должны были продолжаться до 1955 года) [33] , при этом текущие выпавшие доходы бюджета составляли около 96 млн руб. в год (5.5 % от доходной части бюджета) [34] . В целом, отмена выкупных платежей представляла собой крупнейшую финансовую жертву государства, направленную к решению аграрной проблемы. Все дальнейшие правительственные мероприятия уже не имели столь затратного характера.

Отмена самих выкупных платежей была более конструктивным мероприятием, чем многократно производимое ранее аннулирование неустоек по просроченным платежам (представлявшее собой прямое стимулирование задержек выплат). Однако и это мероприятие поставило общины, выплачивавшие выкупные платежи с задержками и отсрочками, в более выгодное положение, чем общины, завершившие выкуп досрочно. В результате, данное мероприятие было воспринято крестьянами более как отступление правительства перед натиском аграрных волнений лета 1905 года, чем как полезная субсидия. Невыполнение законных обязательств получило некоторую награду, и это послужило одной из причин того, что данная мера (самая дорогостоящая из всех принятых) не достигла главной цели — аграрные волнения к лету 1906 года возобновились с ещё большей силой (см. далее).

Принципиальным следствием отмены выкупных платежей была потенциальная возможность дальнейшей реформы землевладения. Сельские общества как коллективные владельцы земли и владельцы подворных участков и ранее могли располагать своей землей достаточно свободно, но только при условии, что был завершен её выкуп (или же она была куплена в ходе частных сделок уже после наделения), в противном случае любые операции с землей требовали согласия государства как кредитора. При отмене выкупных платежей сельские общества и владельцы подворных участков улучшили качество своего права собственности [35] .

ЕГЭ. История. ПОВТОРЕНИЕ. 19 век. Крестьянский вопрос. Контрольная карточка

ЕГЭ. История. ПОВТОРЕНИЕ.

19 век. Крестьянский вопрос.

Контрольная карточка

Вопросы

Крестьянский вопрос

ЕГЭ. История. ПОВТОРЕНИЕ.

19 век. Крестьянский вопрос.

Контрольная карточка. ОТВЕТЫ

Крестьянский вопрос

Павел I

1797- Манифест о трёхдневной барщине

1797- разрешено покупать крестьян на промышленные предприятия

Александр I

1803- Указ «О вольных хлебопашцах»-освобождение крестьян с землёй за выкуп по обоюдному согласию помещиков и крестьян.

1804— реформы в Прибалтике: крестьяне — собственники наделов, но сохранялась личная зависимость от помещиков, барщина и оброк.

1807отмена крепостного права в Великом герцогстве Варшавском

1809- помещики лишены права ссылать крестьян в Сибирь

( право возвращено в 1820)

1816 – 1819 — освобождение крепостных крестьян Эстляндии, Курляндии, Лифляндии без земли.

Николай I

1837-1841- реформа государственной деревни П.Д. Кисилёва (самоуправление, отменялась барщина, строились больницы и школы и др.)

1842- указ об обязанных крестьянах (рекомендательный характер: помещик мог освобождать крестьян, которые получали землю на правах пользования, несли повинности за неё).

Александр II

19 февраля 1861- Манифест об отмене крепостного права («Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»), крестьяне становились временнообязаными, пока не выплачивали сумму за землю, несли в это время повинности, но были лично свободны.

1861, апрель — крестьянские волнения в с. Кандеевка Пензенской области и в с. Бездна Казанской губернии.

Александр III

1881- закон об обязательном переходе на выкуп временнообязанных крестьян, выкупные платежи понижены.

С 1886- все помещичьи, а в 1889-все государственные крестьяне перешли на выкуп.

1882- учреждение Крестьянского поземельного банка, крестьяне могли получать кредит для выкупа земли.

1886- отмена подушной подати.

1893- переделы земли в общинах стали проводиться только раз в 12 лет.

Усилилось социальное расслоение крестьян: 20% составляла сельская буржуазия, 50%- бедняки.

Николай II

1905, 3 ноября- отмена выкупных платежей.

1906-начало столыпинской реформы: крестьяне могли уходить из общины, становиться собственниками, отруба и хутора.

Крестьянский вопрос на заседаниях Государственной Думы.

I Государственная Дума ( 72 дня с апреля по июль 1905):

Аграрный вопрос был основным.

Кадеты — « проект 42-х», принудительное отчуждение части помещичьих земель в пользу крестьян.

Трудовики—«проект 104-х», отчуждение всех частных земель, введение уравнительного землепользования, развитие свободного фермерского хозяйства на свободной земле.

Некоторые депутаты требовали отмены частной собственности на землю и превращения её в общенародное достояние.

Были отклонены все проекты.

II Государственная Дума ( апрель- июнь 1906)

Обсуждались положения столыпинской реформы.

Правые и октябристы- за реформу. Кадеты- за смягчённый вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемой земли. Левые- против реформы. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.

III Государственная Дума ( 1907-1912)

Дума приняла «столыпинский» вариант аграрной реформы ( на основе указа от 9 января 1905 года)

IV Государственная Дума ( 1912-1917)

Продолжение столыпинской реформы.

Аграрный вопрос в программах партий начала 20 века.

Кадеты: увеличение крестьянских наделов, частичное отчуждение помещичьих земель

Октябристы: уравнение крестьян с другими сословиями, продажа крестьянам государственных и удельных земель, усиление переселенческой политики, отчуждение помещичьих земель в крайнем случае на условиях «справедливого вознаграждения, установленного законной властью»

Эсеры: социализация земли, то есть отмена частной собственности на землю без выкупа и передача ее общественное владение. Правом распоряжаться землёй наделялись крестьянские общины, которые должны были разделить землю между всеми, кто её обрабатывает по потребительской или трудовой норме (по едокам или работникам в семье)

Читать еще:  Дата авансовых платежей по земельному налогу

РСДРП: возвращение крестьянам отрезков, отмена выкупных и оброчных платежей;

большевики — за национализацию земли, то есть передачу её в государственную собственность;

меньшевики — за муниципализацию земли, т. е. передачу конфискованной помещичьей земли в собственность местных органов власти при сохранении мелкой крестьянской собственности на землю.

Консервативные партии («Союз русского народа», «Русское собрание» и другие): укрепление крестьянских хозяйств, сохранение общины.

На данном сайте можно найти материал о положении крестьянства в период Дворцовых переворотов.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Выкупные платежи в России

Выкупные платежи в России производились в рамках выкупной операции, которую осуществляло государство в связи с отменой крепостного права, произошедшей в 1861 году. С одной стороны, эта реформа называлась самой значительной из «великих реформ» Александра II, с другой, ее называли «половинчатой» и «крепостнической», так как крестьяне, хотя и объявлялись свободными, освобождались без земли.

Выкупная операция

Чтобы решить вопрос об отношении крестьян к земле, в рамках крестьянской реформы был принят ряд документов, регулирующих порядок ее осуществления. Всего их было 17, и в их числе – положение о выкупных платежах крестьян. Согласно данному законодательному акту и проводилась выкупная операция. Она была призвана способствовать переходу земельных наделов в собственность крестьян.

До того момента, как земля будет выкуплена, крестьяне, будучи свободными лично, должны были продолжать платить оброк и барщину за то, что они пользовались землей помещиков. В таком положении крестьяне рассматривались как временнообязанные. Чтобы земля перешла в собственность к земледельцам, им необходимо было заплатить выкупные платежи, понятие которых будет дано ниже.

Сущность платежей

В соответствии с положением о выкупе, правительство ссужало крестьянам под приобретаемые ими земли определенную сумму, которую они должны были уплачивать в течение продолжительного времени. Для изыскания средств на ссуды правительством были выпущены процентные бумаги для долгосрочного кредита. Срок выкупных платежей составлял 49 с половиной лет. При этом правительству полагалось ежегодная выплата должниками 6 % от суммы долга.

Правительство брало на себя обязательства по уплате капитала и процентов помещикам по выданным им процентным бумагам. А крестьяне из временнообязанных превращались в собственников земли и были должны денежные средства за нее непосредственно правительству в части уплаты процентов и погашения самой ссуды. В этом и заключается сущность выкупных платежей.

Правила выкупа

По общему правилу, выкуп земли совершался по взаимному добровольному соглашению между крестьянами и помещиками. Однако существовал и другой вариант, обязательный, осуществлявшийся по требованию хозяина земли. В последнем случае помещик получал только саму ссуду, не имея права рассчитывать на дополнительные платежи. По некоторым данным, они составляли около 25 % и полностью зависели от условий соглашения сторон.

Чтобы определить размер ссуды и выкупных платежей по ней, производилась оценка. Сумма годового оброка, который был установлен в пользу помещика за надел, отведенный в постоянное пользование крестьян, капитализировалась из расчета 6 %, то есть она умножалась на 16 и 2/3. Полученную сумму называли выкупной оценкой. Из нее помещику государство выдавало 80 %, а 20 % выплачивал крестьянин.

В течение 49,5 года он должен был вносить выкупные платежи равными долями, при этом уплачивая 6 % годовых. В результате получалось, что в общей сумме за землю уплачивалось 294 % выкупной ссуды.

Данные статистики

Самое большое число сделок по выкупу земли было совершено в первые годы после начала реформы. К началу 1864 года к выкупу приступило около 17 % бывших крепостных. На начало 1877 года в тех 39 губерниях, что находились на общем положении, число сделок приближалось к 62 тысячам. Из них по соглашению с помещиками – около 22 тысяч, а по требованию помещиков – около 40 тысяч.

Затем была проведена переоценка земли, в связи с чем по выкупным платежам образовалась недоимка, порядка 17 миллионов рублей. Но, несмотря на это, за первые 20 лет своего проведения выкупная операция принесла прибыли на 40 миллионов рублей. В связи с таким результатом в 1881 году вышел указ о снижении сумм выплат.

Снижение платежей

Было проведено два вида понижений: общее и специальное.

Общее снижение суммы платежей было произведено для всех бывших крепостных, которые уже оформили выкуп и принимали в нем участие, а также и тех, кто имел намерение перейти на выкуп. Вторые должны были сделать этот переход в силу того, что в 1883 году вышел указ, предписывающий прекратить обязательные отношения крестьян.

Для снижения платежей были изданы два положения – «Великороссийское» и «Малороссийское». Снижение равнялось одному рублю с душевого надела в тех губерниях, что находились на великороссийском положении. А для тех, кто состоял на малороссийском, – 6% от годовой суммы выкупного платежа.

Специальное понижение, или добавочное, было проведено для тех местностей, где хозяйство бывших крепостных пришло в упадок из-за ряда неблагоприятных факторов.

Результаты понижения

В совокупности общее и специальное понижение по 49 губерниям составило около 11 миллионов рублей, что равнялось в среднем 27 % годовой суммы платежей, существовавшей до проведения этой операции. Но в отдельных губерниях, уездах и селениях этот процент мог сильно отличаться. Так, например, в Херсонской губернии он составил 16 %, а в Олонецкой – 92 %.

Платежи в 25 уездах понизились наполовину и больше в сравнении с прежним окладом. Тогда как в 57 процент понижения не превышал 16. При этом 58 % всей суммы понижения относились к общему, а 42 – к специальному. Что касается суммарного выражения, то оно выглядело следующим образом. Около 6,3 миллиона рублей – в первом случае и около 4,5 – во втором.

В период с 1861 по 1906 годы с бывших крепостных крестьян было взято более 1,6 миллиарда рублей, при этом общий правительственный доход составлял приблизительно 700 миллионов рублей.

Читать еще:  Трансфертные платежи включают жалованье государственных служащих

Отмена выкупных платежей

По плану, выкуп всей земли должен был закончиться в 1932 году, однако революционные события 1905 года изменили ситуацию. Под их влиянием началась столыпинская аграрная реформа, и выкупам был положен конец. 03.11.1905 г. был выпущен указ об отмене выкупных платежей, в соответствии с которым с 01.01.1906 г. они снижались наполовину, а с 01.01.1907 г. отменялись окончательно.

Такое решение имело большое значение как для правительства, так и для крестьян. Принимая его, государство тем самым отказывалось от значительных поступлений в бюджет, и делалось это в то время, когда в бюджете имелся большой дефицит, который покрывался внешними заимствованиями.

Сначала налоговую льготу получили только крестьяне, позже она распространилась и на других землевладельцев, независимо от того, к какому сословию они принадлежали. Хотя в обязанности крестьян уже не входила уплата выкупных платежей, помещики, перед которыми у государства сохранялись соответствующие обязательства, продолжали получать ренту в размере 4 % в год.

Финансовые итоги отмены

В результате отмены выкупа земли крестьянами вся операция из приносящей большую прибыль бюджету превратилась в убыточную. Так, суммарный ее убыток достиг 386 миллионов рублей. При этом было списано 1 миллиард 674 миллиона рублей долгов, которые подлежали выплате в рассрочку на тех или иных условиях. В эту сумму входит расчет обязательств, рассчитанных на период вплоть до 1955 года. В это время текущие доходы, выпавшие из бюджета, составили около 96 миллионов рублей в год, что равнялось 5,5 % его доходной части.

Отмена выкупных платежей, в общей сложности, являлась большой финансовой жертвой со стороны государства, которая была направлена на решение аграрного вопроса. Все последующие мероприятия правительства уже не носили настолько затратного характера.

Выгода для крестьян

Мероприятие по полной отмене платежей по выкупу земли было более конструктивным, чем аннулирование неустоек по просроченным выплатам, которое ранее производилось неоднократно. Тем самым прямо стимулировались их задержки. Но и данное мероприятие поставило в более выгодное положение те хозяйства и общины, что производили платежи с отсрочками и задержками, чем те, что совершили досрочный выкуп земли.

В итоге данное мероприятие крестьяне восприняли больше как уступку правительства, сделанную им под натиском волнений, произошедших летом 1905 года, чем как полезную субсидию.

Принципиальным последствием отмены выкупных платежей стала потенциальная возможность проведения дальнейшей реформы землевладения. Ранее сельские крестьянские сообщества как коллективные землевладельцы и владельцы подворных участков могли распоряжаться участками довольно свободно, но с одним условием – если их выкуп был завершен. Это было возможно и тогда, когда земля была выкуплена в процессе частной сделки уже после наделения. В противном же случае какие бы то ни было операции с земельными наделами не могли производиться без согласия государства, являвшегося кредитором. С отменой платежей право собственности на землю приобрело новое, улучшенное качество.

Отмена выкупных платежей

приход к власти большевиков

отмена крепостного права

Одним из итогов первой российской революции 1905–1907 гг. стала отмена выкупных платежей. В ходе проведения крестьянской реформы 1861 г. крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20% выкупной суммы, а остальные 80% вносило государство. Крестьяне должны были погашать ее в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами. К 1906 г., когда крестьяне упорной борьбой добились отмены выкупных платежей, они уже выплатили государству около 2 млрд рублей, то есть почти в 4 раза больше реальной рыночной стоимости земли в 1861 г.

34. Поводом к началу Первой мировой войны послужило (-ли) …

Убийство наследника австро-венгерского престола

религиозные споры о правах на Святые места в Палестине

убийство Григория Распутина

споры России и Японии из-за владений в Китае

В Первой мировой войне (1914–1918) участвовали две коалиции держав: Антанта и Тройственный союз, они боролись за передел уже поделенного мира. Поводом к войне послужило убийство сербским националистом Г. Принципом наследника австро-венгерского престола 15 июня 1914 г. Вскоре после этого Австро-Венгрия объявила войну Сербии, Германия – России и Франции, Англия – Германии. Всего в военном конфликте участвовало 38 государств.

35. В первом составе Временного правительства, созданного в марте 1917 года, А.Ф. Керенский занимал пост …

военного и морского министра

министра иностранных дел

Министра юстиции

А.Ф. Керенский в 1912 году был избран в IV Государственную думу, в марте 1917 года он вступил в партию эсеров. В первом составе Временного правительства, созданного в марте 1917 года после отречения Николая II, Керенский занимал пост министра юстиции. С июля он возглавил Временное правительство, с октября 1917 г. находился на нелегальном положении, а с лета 1918 г. – в эмиграции.

36. Причиной первого кризиса Временного правительства в апреле 1917 г. являлся(-ась, -ось)…

неудачное наступление на фронте

переход власти к большевикам

Нота министра иностранных дел П.Н. Милюкова союзникам о продолжении войны до победного конца

В апреле 1917 г. министр иностранных дел Временного правительства П.Н. Милюков в своей ноте, обращенной к союзным державам, заявил, что Россия будет вести войну до окончательной победы, что вызвало демонстрацию протеста в Петрограде и привело к первому кризису Временного правительства.

37. В декабре 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с …

Ф.Э. Дзержинским

В декабре 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Ф.Э Дзержинским.

В 1918 г. были созданы местные органы ВЧК. ВЧК проводила массовые репрессии в основном по классовому принципу, проводя политику «красного террора». С января 1921 г. в число задач ВЧК входила ликвидация беспризорности и безнадзорности среди детей. В 1922 г. ВЧК была реорганизована в Государственное политическое управление (ГПУ).

38. Восстание пленных солдат чехословацкого корпуса, положившее начало широкомасштабной Гражданской войне в России, началось в …

январе 1918 года

Мае 1918 года

марте 1918 года

В чехословацком корпусе, сформированном на территории России во время Первой мировой войны, были собраны военнопленные славяне из австро-венгерской армии, изъявившие желание участвовать в войне на стороне Антанты. Корпус был отправлен по железной дороге во Владивосток для последующей отправки во Францию, но в конце мая 1918 года солдаты корпуса подняли восстание. В сравнительно короткий срок при помощи чехословацкого корпуса советская власть была свергнута в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Так началась широкомасштабная Гражданская война в России.

Читать еще:  Платежное требование 2020

39. В августе 1914 г. военные действия в Восточной Пруссии вели русские армии под командованием …

П.К. Ренненкампфа и А.В. Самсонова

А.А. Брусилова и В.А. Сухомлинова

С.С. Хабалова и Н.Н. Янушкевича

М.В. Алексеева и М.В. Беляева

Военные действия в Восточной Пруссии в августе 1914 г. вели 1-я русская армия под командованием генерала П.К. Ренненкампфа и 2-я армия под командованием А.В. Самсонова. Восточно-Прусская операция сначала развивалась успешно для русских армий. Германия была вынуждена перебросить часть войск с западного фронта, что позволило франко-английской армии выиграть битву на р. Марна и предотвратило падение Парижа. Но затем усиленные германские части, воспользовавшись несогласованностью действий двух русских армий, нанесли им тяжелое поражение.

40. Россия была провозглашена республикой …

Сентября 1917 г.

25 октября 1917 г.

Провал попытки генерала Л.Г. Корнилова установить военную диктатуру в августе 1917 г. привел к изменению политической ситуации в стране. Правые были разгромлены, престиж А.Ф. Керенского и кадетов упал, влияние большевиков усилилось, началась большевизация Советов. В ответ Временное правительство предприняло попытку стабилизировать обстановку. Не дожидаясь созыва Учредительного собрания 1 сентября 1917 г. А.Ф. Керенский провозгласил Россию республикой.

41. К событиям первой российской революции 1905–1907 гг. относится …

Выкупная операция 1861-1907 гг

Теперь собственно о земельной реформе — то есть об условиях передачи земли крестьянам:

По умоланию, крестьяне получали в пользование приусадебные участки, а община — определенный законом надел из помещичьих земель — тоже в польование. Помещик сохранял право собственности на эти земли, а крестьяне были обязаны оплачивать пользование землей оброком или барщиной — то есть в первом приближении сохранялся дореформенный статус кво (это так называемые «временнообязанные крестьяне»).

Обязательства перед помещиком прекращались в случае выкупа земли: возможностей выкупа было несколько — были способы сделать это индивидуально, но основной формой было заключение выкупной сделки сельской общиной: и вот это операция весьма любопытная: во-первых — для выкупа была необходима оценка земли — она осуществлялась из расчета доходности 6% как эквивалента текущих оброчных платежей (то есть если помещик имеет 6 тыс. рублей оброка в год, то земля оценивается в 100 тыс рублей).

Выкуп мог совершаться либо по взаимному согласию помещиков и общины, либо по требованию помещика в одностороннем порядке. Правила выкупа были такие — 75-80% выкупной стоимости оплачивало помещику государство ценными бумагами с доходностью 5% сроком на 49 лет. 20-25% помещик получал по соглашению с крестьянами. Обычно эта сумма выплачивалась в рассрочку в течение 3-10 лет, часто — отработками — как я понимаю, в реальности она могла быть и меньше — как получится. Если выкуп производился по одностороннему требованию помещика, он лишался права требовать эти самые 20-25%. Крестьяне выплачивали ссуду государству равными долями по 6% от ее суммы ежегодно.

Община несла солидарную ответственность по долгам, но только «непроизводственным» имуществом. Фискальная функция видимо была основной причиной учреждения общины. Выкуп по инициативе помещика был преобладающей формой, несмотря на ее вроде бы меньшую выгодность — одна из причин на то была простая — помещикам были нужны деньги, а государство приостановило выдачу кредитов под залог земель. Так же стоит отметить, что на момент реформы помещиками было заложено 2/3 (65.5%) душ, а их долги государству составляли 425.5 млн руб (при общем объеме выкупных ссуд в районе 900 млн руб) — что заметно облегчало реформу.

При выкупе 315 млн рублей долга были переоформлены в долг крестьянских хозяйств в счет выкупных платежей, а остальное помещики выплатили (или не выплатили) сами. В основном все. В 1881 невыкупленные земли были выкуплены принудительно. Выкуп был закончен досрочно указом 5 ноября 1905 года (понятно по каким поводам), в соответствии с которым выкупные платежи прекращались с 1 января 1907 года (распространенное мнение, связывающее это со столыпинской реформой неверно). По фактам в основном все.

Во-первых — из планово-убыточной операции правительство ухитрилось не вложив ни копейки денег (кроме как в начале для покрытия кассового разрыва), сделать довольно прибыльный бизнес —
По состоянию на 1881 год несмотря на 16-17 млн недоимок, чистый профит составил 40 млн ры.

Во-вторых — еще одной из причин распространенности принудительного выкупа был метод оценки: на плохих землях крестьяне довольно часто уходили на заработки и расчитанная от оброка стоимость там заметно превышала реальную стоимость земли. Так что мнение о «грабительском» характере реформы имеют под собой серьезные основания.

В-третьих — именно реформа создала и закрепила сельскую общину в ее предреволюционном виде (столыпинская реформа была половинчатой и значительного влияния на разрушение общины оказать не успела) и создала и проблемы с эффективностью с/х и направила остроту земельного вопроса против власти и землевладельцев.

Короче говоря — imho именно этой реформой (а именно проявленной фискальной жадностью и стремлением наилучшим образом обеспечить поместное дворянство) правительство заложило под себя хорошую бомбу, которая и рванула в 1917.

Upd: тут мне подсказывают, что затея с общиной была опробована чуть раньше (в 1838 году) на государственных крестьянах.

Upd2: По поводу «бомбы» — поясню тезис: популярная (и правильная) аргументация, что к 1917 году помещичье землевладение уже не играло серьезной роли, никак не отменяет того факта, что при наличии поместья имеются отношения «арендаторы-землевладелец» — а они всегда конфликтные. Но при этом вместо сравнительно разрозненной массы, арендаторы самим же государством организованы в юридически оформленную организацию — своего рода аналог профсоюза.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector