Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоговые платежи населения в бюджет

Какие налоги и в какие бюджеты мы платим?

  • Сколько налогов платит один взрослый человек

Разбираемся, сколько денег мы отдаём государству, какие платежи остаются в регионе, а какие уходят в Москву.

Постоянно говорят, что все наши налоги уходят в Москву. Хотелось бы понять, сколько на самом деле мы платим федеральному центру и сколько денег остаётся на местном уровне.

В России существует более 20 видов прямых и косвенных налогов. Для большинства работающих граждан можно выделить шесть основных:

  • налог на доходы физических лиц;
  • страховые взносы в пенсионный фонд;
  • страховые взносы в фонды обязательного медицинского и социального страхования;
  • НДС;
  • имущественный налог;
  • транспортный налог.

Они перечисляются в бюджеты разных уровней: федеральный, региональный или местный.

Также к прямым и косвенным налогам и обязательным платежам можно также отнести:

  • штрафы за правонарушения и государственные пошлины (некоторые зачисляют в федеральный бюджет, другие — в региональный);
  • акцизы: на спиртосодержащую и алкогольную продукцию (уплачиваются частично в федеральный, частично — региональный бюджет), на табак (уплачивается в федеральный бюджет), бензин и дизельное топливо (12% уплачивается в федеральный бюджет, 88% — в региональный);
  • таможенные пошлины и утилизационный сбор (закладывается в стоимость автомобиля) — зачисляются в федеральный бюджет.

Как видно, далеко не все налоги остаются в распоряжении того региона, где они были собраны. Действующая налоговая политика такова, что значительные суммы сначала уходят федеральный в бюджет, а потом возвращаются в виде трансфертов в региональные и муниципальные бюджеты.

На мой взгляд, такая система недостаточно эффективна, — считает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов. — Поскольку не стимулирует регионы к собственному развитию и порождает иждивенческие настроения: когда слабые регионы, рассчитывая на дотации и финансовую помощь, не заинтересованы в расширении собственной налоговой базы за счет активизации бизнес-процессов, повышения инвестиционного и делового климата», – говорит эксперт. — Необходимо, чтобы была налажена работа по повышению конкурентоспособности регионов, а как следствие, и всей России.

Доходы областного бюджета по итогам 2017 года составили 46,6 млрд рублей, из них налоговые доходы — 27,3 млрд рублей. Всё остальное — это безвозмездные поступления (субвенции, субсидии) и неналоговые поступления (штрафы, платежи за пользованием имуществом государства и т.д.).

Источник: Бюджет для граждан, 2017

Доходы бюджета города Кирова по итогам 2017 года составили 11,2 млрд рублей, из них налоговые — всего 3,9 млрд рублей. Самая большая доля налоговых доходов — 2,5 млрд рублей (64,6%) — приходится на НДФЛ.

Сколько налогов платит один взрослый человек

Предположим, что условный житель города Кирова Николай получает «белую» среднюю по области зарплату — 27576 рублей (по данным Кировстата на июль 2018 года), водит отечественный автомобиль, в месяц выкуривает 15 пачек сигарет и выпивает 2 бутылки водки. Также у него есть ½ доли в квартире в ипотеке и ⅓ доли на даче — 6,6 соток.

Счетная палата предлагает собирать больше налогов с населения

Владельцы участков, квартир и автомобилей недоплачивают в местные бюджеты

В некоторых регионах доля доходов бюджета от налогов на имущество граждан, в том числе транспорт, составляет всего 10%. Фото РИА Новости

Аудиторы Счетной палаты обнаружили, что в местные бюджеты регионов почти не поступают платежи по имущественным налогам с населения. Проверка Ивановской и Смоленской областей показала, что собираемость налогов на землю, транспорт, дома и квартиры очень низка. Общая доля этих имущественных налогов в консолидированном бюджете субъектов России составила всего 2,5%. Вслед за такой критикой может последовать попытка местных властей увеличить налоговое бремя для тех россиян, которые владеют каким-либо имуществом.

Имущественные налоги должны формировать местные бюджеты, но оказалось, что они вообще не могут даже в минимальной степени обеспечить необходимые расходы муниципальных образований, заявил аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин. По его словам, имущественные налоги несоизмеримы даже с коммунальными платежами.

По данным Счетной палаты, население накопило много долгов по уплате этих налогов. «На 1 января 2019 года она сравнялась с годовой суммой поступлений. А общая собираемость за год упала в среднем на 2,5%», – говорится в сообщении.

«Если в Ивановской области падение составило 1,2%, то в Смоленской – уже 18,3%. Собираемость по итогам 2018 года составила 87% по стране и 83% в Смоленской области», – объясняют аудитору.

Кроме того, в сообщении СП говорится, что примерно по 800 тыс. земельных участков и объектов капитального строительства ФНС не может исчислить налог, потому что отсутствуют данные о правообладателях либо присутствуют в недостаточном объеме.

Счетная палата также отметила проблемы с кадастровой оценкой объектов недвижимости. В Смоленске они обнаружили соседние земельные участки, кадастровая стоимость которых отличается в 700 раз: 2,15 руб. за 1 кв. м у одного и 1464,29 руб. – у другого. Соответственно различаются и налоги у соседей.

Аудиторы обнаружили и другие проблемы. В территориальные органы ФНС поступает некорректная информация из Росреестра и ГИБДД. В 2017 году в Смоленске cвыше 2,6 тыс. земельных участкoв площадью 2,43 млн кв. м нахoдились в базе данных Росреестра, но их не былo в налоговых органах. В городе Ивановo таких территорий в 1,6 раза бoльше. В результате бюджеты гoродов потенциально могли бы получить примерно 69 млн и 90 млн руб. сoответственно при условии, что все oбъекты, не состоящие на налоговом учете, подлежат налогообложению», – указывает Счетная палата.

В 2018 году в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн руб., из них в федеральный бюджет – 11,9 трлн руб., сообщали в ФНС. Также там сообщали, что задолженность по всем налогам к 1 января 2019 года сократилась на 207 млрд руб., или 10%, и составила 1,9 трлн руб.

Какая часть из этой суммы приходится на долги населения по неуплате за имущество, в четверг СП не уточнила. Например, в Воронежской области за пять месяцев 2019 года в консолидированный бюджет взыскано долгов на 1,7 млрд руб., в том числе по имущественным налогам физических лиц – 396,5 млн руб. То есть в этом регионе (хотя и непонятно, типичен ли он для всей РФ) доля возвращенных долгов по имуществу составляет четверть от всех долгов, которые удалось вернуть.

В Тульской области за пять месяцев 2019 года доход бюджета составил 32,7 млрд руб. Из них от налогов на прибыль предприятий поступило 12,9 млрд руб., на втором месте – поступления от уплаты налога на доходы физических лиц – 10,8 млрд. Здесь объем задолженности по имущественным налогам физических лиц составляет 1,5 млрд руб. С одной стороны – больше миллиарда, с другой – это 5% от доходов области за пять месяцев.

А вот парламент Якутии объявил налоговую амнистию по задолженностям, возникшим до 2017 года, всем жителям республики, это около 365 млн руб., а населению 13 районов Арктической зоны не только простили вообще все долги по транспортному налогу, но и полностью освободили их от уплаты этого налога в будущем. Это обойдется бюджету республики в 30 млн руб. в год (около 10% объема поступлений в дорожный фонд).

Читать еще:  Зачет переплаты в счет будущих платежей

Напомним, что перед выборами президента в начале 2018 года было объявлено о списании долгов граждан по налогу на землю, имущество и транспорт, возникших до 1 января 2015 года.

«До сих пор наводили порядок во всей налоговой системе и добивались исполнения обязательств по таким общим налогам, как НДС, налог на прибыль и т.д. Сейчас начинают доходить руки и до земельных и имущественных налогов, на которые долго не обращали внимания. Государство пытается навести порядок в том числе и потому, что денег в бюджете не так много, изыскиваются способы чтобы пополнить его», – сказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов.

По его мнению, одни не платят эти налоги из-за своего финансового положения, другие – экономят, применяя коррупционные схемы. «Отсутствие свободных денег у населения не позволяет им платить полный налог за свои земельные участки. Но есть и те, кто добивается, чтобы участкам присваивалась микроскопическая кадастровая стоимость и налог, таким образом, был минимальный. Либо просто выводят свои участки из поля зрения налоговой. Очевидно, что здесь появляется почва для коррупции. Еще можно выделить в качестве причины несогласованность различных реестров между собой. У налоговой одна база данных, у Росреестра другая, у муниципалитетов своя. Это следствие хаотичного создания баз данных и выдачи прав собственности в 90-е и нулевые годы», – говорит Щапов.

«Налоги на недвижимость физических лиц в России – это налоги с бедных и небогатых. У богатых и обеспеченных недвижимость оформлена так, чтобы минимизировать налоги, а в некоторых регионах налоговики не захотят связываться с богатыми и сильными – господа Арашуковы вряд ли платили налоги, – сказал «НГ» генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

По мнению эксперта, это системная проблема: приходится брать понемногу с очень многих, и получается огромное администрирование при очень небольших поступлениях. «Собирать такие налоги себе дороже: набегаешься по судам, а на рубль получишь копейки. Поэтому собираемость и падает: люди понимают, что гоняться за ними у местных властей нет ни ресурсов, ни времени», – продолжает Журавлев. Он считает, что решением проблемы могло бы стать повышение налогов с дорогой собственности и обнуление налогов на собственность бедных. «В этом случае администрирование станет дешевле, а сумма поступлений, наоборот, увеличится. Похожая система уже успешно существует с дорогими автомобилями в рамках так называемого налога на роскошь», – говорит Журавлев.

В сообщении Счетной палаты в четверг отмечалось, что в перечне дорогостоящих машин стоимостью от 3 млн руб., ежегодно публикуемом Минпромторгом, для которых применяется транспортный налог с повышающим коэффициентом, почему-то не oказалось таких авто премиального класса, как Tesla Motоrs Model S, Merсedes Benz S63 АМG 4МАТIС Limоusine L и Bugatti Veyron Grand Spоrt.

Щапов не исключает, что замечания СП приведут к значительному увеличению сборов с населения налогов на имущество. «Предложения Счетной палаты можно назвать логичными. По большому счету это вопрос взаимодействия федеральной налоговой службы, Россреестра и муниципалитетов. Никаких непреодолимых проблем для сверки их баз данных нет. После этого можно поставить все участки на учет и собирать с них налоги, а также выявлять явно заниженную кадастровую стоимость. Для этого нужна политическая воля и определенный объем ресурсов, в том числе и человеческих. Справятся ли с этим чиновники? Вопрос возникает на этапе не предложения, а скорее исполнения. Всегда будет противодействие и нежелание определенных чиновников и тех, кто за ними стоит, помогать налоговикам в этой работе», – пояснил Щапов.

Незначительный удельный вес имущественных налогов в поступлениях консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации (не более 2,5 %) является следствием их экономических особенностей, комментируют в СП. «Так как при установлении этих налогов, в первую очередь, принимается в расчет низкая платежеспособность населения, что и обуславливает большое количество льгот по данным видам налогов», — объясняют представители СП.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Неналоговые платежи в 2018 году

Государство всерьез принялось за наведение порядка в системе неналоговых платежей. В ближайших планах — унификация таких платежей, закрепление единых принципов их установления и взимания. Некоторые платежи будут отменены. Что касается появления новых и повышения ставок существующих, то в этом случае все станет более обосновано с экономической точки зрения.

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей, который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платежи, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).
Читать еще:  Образцы платежек по взносам

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!

Тип налогового платежа

Тип налогового платежа

Чиновники не предусмотрели конкретных определений и классификации фискальных расчетов по типам и ключевым признакам. В общепринятом понятии налоговый платеж (НП) — это перечисление денежных средств налогоплательщика либо налогового агента в пользу государственного бюджета соответствующего уровня в счет погашения задолженностей по налоговым обязательствам.

Простыми словами, НП — это уплата конкретного обязательства в бюджет. В зависимости от общепринятой классификации налоговых изъятий, можно выделить следующие виды налоговых платежей:

  1. Налог — это способ принудительного изъятия средств налогоплательщика в пользу государства, причем на безвозмездной основе. Иными словами, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, организация уплачивают в бюджет определенную часть от собственных средств (доходов, имущества, прочих активов) с целью финансового обеспечения государства.
  2. Сбор — это плата за определенные юридически значимые действия, которые осуществляются государственными и(или) муниципальными органами власти в пользу налогоплательщиков.
  3. Пошлина — это оплата действий органов власти федерального, регионального и муниципального уровней юридического, правового или же административного характера. Например, таможенные или государственные пошлины взимаются за разрешение на ввоз товаров или за регистрацию прав в госреестрах.

В 2017 году данный перечень был расширен новым понятием «взнос». Данный термин определяет обязательства налогоплательщиков уплачивать средства в государственный бюджет в пользу страхового обеспечения граждан. Иными словами, деньги, зачисляемые в счет страховых взносов, формируют внебюджетные фонды, за счет которых, в свою очередь, населению производятся определенные выплаты. Например, выплачиваются пенсии, пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам. А также граждане России обеспечиваются бесплатной медицинской помощью за счет средств внебюджетных фондов (ОМС).

Классификация фискальных обязательств

Основные виды налоговых платежей в РФ определяются по многочисленным признакам. Так, действующую классификацию можно представить в виде следующей схемы:

Разобраться в том, к какому виду относится конкретный налог или сбор, поможет подробная статья «Действующая классификация налогов с примерами».

Иные фискальные изъятия

Помимо основной классификации, в составе фискального обременения можно отметить такие оплаты, как:

  • сбор за негативное воздействие на окружающую среду;
  • торговый и курортный сборы;
  • платежи за добычу полезных ископаемых;
  • взносы на травматизм (страховое обеспечение от несчастных случаев и профзаболеваний);
  • иные формы изъятия.

Отличительной особенностью таких форм изъятия является то, что нормы утверждены не НК РФ, а иными нормативно-правовыми актами РФ. Однако все эти сборы и уплаты можно смело отнести к фискальным платежам. Это связано еще и с тем, что большинству налогоплательщиков безразлично, на основании какого нормативно-правового акта производится конкретный вид государственного изъятия. По большей степени плательщиков фискального обременения интересуют размеры обязательств, действующие льготы и послабления, а также способы снижения нагрузки по налогам, пошлинам и сборам.

Отметим, что действующее законодательство предусматривает многообразие форм, схем и методов оптимизации налогов и минимизации фискальных обязательств. Подробнее о том, как существенно снизить суммы уплаты в бюджет, читайте в специальном материале «Законные способы оптимизации налогообложения».

Виды налогов и сборов в России

Классификация налогов.

В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использо­вания налоги можно классифицировать в следующие группы (рис. 16.3).

По способу обложения, или по экономическому содержа­нию, налоги делятся на:

1) Прямые. Уплачиваются непосредственно хозяйствующими субъектами и прямо пропорциональны платежеспособнос­ти (подоходный налог с физических лиц, налог на землю, налог на прибыль). Прямые налоги взимаются непосред­ственно в фиксированной сумме с дохода или с имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недопо­лучения дохода. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, имущественные, земельные налоги и др.;

2) Косвенные. При этом субъект налога и его носитель не со­впадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене или тарифу и являются налогами на потребителей товара, ра­боты, услуги. Так, например, акцизы на табачные и алкоголь­ные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих това­ров и становится фактическим плательщиком налога. К кос­венным налогам относятся НДС, акцизы, таможенные пошли­ны, монопольный налог. Косвенные налоги изымаются иным, менее заметным образом посредством введения государствен­ных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых по­купателем и поступающих в государственный бюджет.

По уровням представления в бюджеты налоги и сборы в России подразделяются на:

федеральные налоги и сборы. Перечисляются в обществен­ный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Фе­дерации;

налоги и сборы субъектов Российской Федерации — уста­навливаются Налоговым кодексом РФ, республиканскими законодательными актами и обязательны к уплате на терри­тории соответствующих субъектов РФ;

местные налоги и сборы. Поступают в местный бюджет, ус­танавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного са­моуправления и обязательны к уплате на территориях соот­ветствующих муниципальных образований.

В зависимости от направления использования налоги быва­ют общими и специальными:

— общие налоги поступают в бюджет государства на финанси­рование общегосударственных мероприятий;

специальные налоги имеют строго определенное назначение (например налоги, на реализацию ГСМ поступают в дорож­ные фонды и предназначены для строительства и текущего ремонта дорог).

Читать еще:  Поле 107 в платежном поручении

В соответствии с Налоговым кодексом РФ утверждены три группы налогов и сборов: федерального уровня, регионально­го (субъекта Федерации) и местного.

К федеральным налогам и сборам относятся:

НДС (налог на добавленную стоимость);

акциз на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

— налог на прибыль (доход) организаций;

— налоги на доход от капитала;

— подоходный налог с физических лиц;

— взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

— таможенные пошлины и таможенные сборы;

— налоги на пользование недрами;

— налоги на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

экологический налог и др.

К региональным (субъектов Федерации) налогам и сбо­рам относятся:

— налоги на имущество организаций;

— налоги на недвижимость;

— налоги на игровой бизнес;

— региональные лицензионные сборы и др.

Местные налоги и сборы:

— налог на имущество с физических лиц;

— налог на рекламу;

— налог на наследование и дарение;

местные лицензионные сборы и др.

Основу налоговой системы РФ составляют налог на при­быль, НДС, акцизы и таможенные сборы, налог на имущество предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, плата за землю, обязательные платежи во внебюджетные фонды.

Налоговая политика — составная часть финансовой по­литики; система правовых норм и организационно-экономи­ческих мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на фе­деральном и региональном уровнях) и органами местного само­управления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Основные цели налоговой политики:

1) обеспечить полноценное формирование доходов бюджет­ной сферы РФ, необходимых для финансирования деятель­ности органов государственной власти и местного самоуп­равления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействовать устойчивому развитию экономики, приори­тетных отраслей и видов деятельности отдельных террито­рий, малого предпринимательства;

3) обеспечить социальную справедливость при налогообложе­нии доходов физических лиц.

Становление новой для России налоговой системы (введена в 1992 г.) проходило в жестких условиях политических, эконо­мических и структурных преобразований. Изменения налоговой системы предусмотрены в Налоговом кодексе и направлены на решение задач создания рациональной налоговой системы, обес­печивающей сбалансированность общегосударственных и част­ных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию на­ционального богатства России, благосостоянию ее граждан, уменьшению числа налогов и снижению общего налогового бре­мени.

Краткие выводы

1. Главным средством перераспределения ВВП служат бюд­жет и налоги.

2. Государственный бюджет — это система доходов и рас­ходов правительства. Основной источник доходов — налоги, обязательные платежи физических и юридических лиц.

3. Государственный бюджет — система бюджетов, включаю­щая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.

4. Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов государства над его доходами. Высокий уровень бюджетного дефицита приводит к инфляционным процессам в экономике.

5. Налоги — это обязательные платежи домашних хозяйств, предприятий и граждан в бюджет государства. Источниками налогов могут быть различные формы дохода (заработная пла­та, прибыль, доход и т.д).

6. Федеральные налоги и сборы действуют на территории всей страны, налоги и сборы субъектов РФ — на территории соответствующих субъектов РФ, местные налоги и сборы — на территории муниципальных образований.

7. Налоговые сборы должны быть умеренными, ибо высо­кие налоговые ставки могут снизить экономическую актив­ность хозяйствующих субъектов.

8. Бюджетно-налоговая политика может быть направлена на стимулирование хозяйственной жизни или ее ограничение и осуществляется через государственные расходы и сбор на­логов.

Экономический тренинг

Ключевые термины и понятия

Финансы, финансовая система, денежные средства, фи­нансы государства, финансы предприятия (организации), финансы населения, финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, государственный бюджет, внебюджетные фонды, бюджетный дефицит, про­фицит бюджета, налоги, принципы налогообложения, пря­мые налоги, косвенные налоги, федеральные налоги и сбо­ры, налоги и сборы субъектов Федерации, местные налоги, НДС, налог на прибыль, акцизы, прогрессивный налог, ре­грессивный налог, предельная ставка налога, средняя ставка налога, кривая Лаффера, налоговая система, налоговый конт­роль.

Контрольные вопросы и задания.

1. Что вы понимаете под финансами и финансовой систе­мой?

2. Что такое государственный бюджет?

3. Из каких статей состоят доходная и расходная части бюд­жета?

4. Объясните в чем отличие расходов Правительства Российской Федерации от правительства местных органов власти?

5. На каком принципе налогообложения строится прогрес­сивная налоговая шкала, которая сейчас используется в боль­шинстве стран со смешанной экономикой?

6. Объясните, что означает понятие «уклонение от уплаты налогов». Будет ли использование такого уклонения преследо­ваться по закону в судебном порядке?

7. В связи с чем в 1990-е гг. происходил постепенный рост налогов на заработную плату?

8. Перечислите основные налоги в России согласно Налого­вому кодексу РФ.

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: финансы, средства, государство, населе­ние, организации, бюджет, доход, расход, фонды, дефицит, профицит, налоги, принципы, сборы, акциз, консолидация, ре­структуризация.

Тесты

Выберите правильный ответ.

1. Под финансами следует понимать:

а) денежные средства, находящиеся в обращении;

б) денежные средства, находящиеся на руках у населения и на
счетах предприятий в банке;

в) экономические отношения, связанные с движением денег
и товаров;

г) систему экономических отношений, связанных с образова­
нием, перераспределением и расходованием фондов.

2. Какие из финансов являются основополагающими:

а) финансы хозяйственных субъектов;

б) финансы населения;

в) финансы государства;

г) финансы фирмы.

3. Бюджет как сводный финансовый план:

а) составляется и утверждается правительством страны;

б) составляется правительством, а рассматривается и утверж­
дается законодательными органами страны;

в) составляется и утверждается законодательными органами
страны;

г) составляется и утверждается всеми ветвями исполнитель­
ной власти.

4. Профицит бюджетаэто:

а) превышение доходной части бюджета над расходной;

6) превышение расходной части бюджета над доходной;

в) равенство доходной и расходной частей бюджета;

г) ни одно из вышеперечисленного.

5. Под дефицитом бюджета следует понимать:

а) превышение доходной части бюджета над расходной;

б) превышение расходной части бюджета над доходной;

в) равенство доходной и расходной частей бюджета;

г) ни одно из вышеперечисленного.

6. Под налоговой системой понимают:

а) совокупность всех налогов, взимаемых с юридических и физических лиц;

б) совокупность всех налогов, методы и принципы их построе­ния;

в) совокупность всех налогов, взимаемых в стране, и органов, осуществляющих эти сборы;

г) совокупность мероприятий государства по организации сбора и использованию налогов для осуществления своих функций и задач.

7. При ставке подоходного налога свыше 50%:

а) резко увеличивается поступление в бюджет;

б) резко сокращается поступление в бюджет;

в) снижается поступление в бюджет и резко сокращается де­ловая активность фирм и населения;

г) бюджет почти не реагирует на эти изменения.

По горизонтали. 1. Ставки налогов, устанавливаемые в аб­солютной сумме на единицу объекта налогообложения, неза­висимо от размеров дохода. 2. Превышение доходной части бюджета над его расходной частью 3. Система экономических отношений, связанных с образованием, распределением и ис­пользованием фондов денежных средств. 4. Одна из функций финансов. 5. Товар, выполняющий роль всеобщего эквивален­та стоимости.

По вертикали. 6. Один из субъектов финансовых отноше­ний. 7. Ставки налогов, предполагающие снижение их величи­ны по мере роста дохода. 8. Налог, включаемый в цену товара или тариф на услуги и оплачиваемый покупателем при покуп­ке товара (услуги). 9. Превышение расходной части бюджета над его доходной частью. 10. Обязательные сборы с юридиче­ских и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector