Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налог в системе обязательных платежей

Налог и иные обязательные платежи

Налоги следует отличать от сборов, пошлин или взносов. Юридическое содержание налогов и сборов не является тождественным. Одно из существенных различий между ними состоит в признаке возмездности, т. е. сборы взимаются в обязательном порядке за оказание определенных услуг.

Ст. 8 НК РФ дает определение, что под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим относятся:

обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;

адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;

изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;

возможность принудительного способа изъятия;

осуществление контроля единой системой налоговых органов.

Однако несмотря на некоторые одинаковые признаки, как отмечается в учебной литературе1, налог и сбор четко отграничиваются друг от друга по следующим юридическим характеристикам.

По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.

По цели. Цель налогов – удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.

По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, которое реализует государственно-властные полномочия.

По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива.

По периодичности. Сбор обычно носит разовый характер, и его уплата происходит без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность.

Таким образом, в отличие от налогов сборы имеют индивидуальный характер, и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.

3. Функции налога
Налоги выполняют следующие функции.
1) Фискальную. Фискальная природа налога появилась вместе с возникновением самого обязательного платежа. Так, для того чтобы государство успешно функционировало, деятельность государственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансирование деятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам. В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;

Регулирующую. При помощи налогов происходит регулирование общественных отношений. При помощи установления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка одних отраслей экономики и снижение развития других. В зависимости от того, поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая функции налогов. Стимулирующую функцию выполняет, например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес.

Налогам присуща и контрольная функция, посредством которой государство осуществляет контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Основной функцией сборов является оплата расходов государственных органов и их должностных лиц, возникающих в связи с совершением ими действий в пользу физических лиц или организаций.

Каждая функция показывает, каким образом реализуется публичное назначение налогов, но все функции действуют в системном единстве, т. е. они взаимосвязаны: взаимодействуют и нередко взаимопроникают в процессе реализации налоговых правоотношений.

Понятие налога и иных обязательных платежей.

Понятие налога и иных обязательных платежей.

Под налогами понимаются установленные НК обязательные денежные платежи в бюджет, взимаемые в определенных размерах, носящие регулярный, безвозвратный и безвозмездный характер.

Под другими обязательными платежами понимаются установленные настоящим Кодексом обязательные денежные платежи в государственные целевые фонды, таможенные платежи, а также сборы, государственная пошлина, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий и иных разрешительных документов. В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств.

Признаки налогов:

Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием.

Индивидуальная безвозмездность налога.Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия.

НК РФ определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК РФ налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под другими обязательными платежами понимаются установленные настоящим Кодексом обязательные денежные платежи в государственные целевые фонды, таможенные платежи, а также сборы, государственная пошлина, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий и иных разрешительных документов. В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Элементы налогообложения.

Объект налогообложения — юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности.

Налоговая база— стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

Налоговая ставка — размер налогового платежа на единицу налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога (т.н. налогового оклада), подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налоговым органом.

Читать еще:  Что значит платеж без ндс

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект налога; объект налогообложения; единица обложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; налоговые льготы; налоговый оклад.

Субъект налога или иначе налогоплательщик – это то, лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог.

Объект налогообложения — это действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают: имущество; операции по реализации товаров и услуг; стоимость реализованных товаров, работ и услуг; прибыль; доход (в виде процентов и дивидендов); иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику. Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта обложения. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу. Согласно НК РФ, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, указанный в законе о налоге, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Налоговая ставка, (ее еще называют нормой налогового обложения), представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством. Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта налогообложения.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Понятие налога и иных обязательных платежей.

Под налогами понимаются установленные НК обязательные денежные платежи в бюджет, взимаемые в определенных размерах, носящие регулярный, безвозвратный и безвозмездный характер.

Под другими обязательными платежами понимаются установленные настоящим Кодексом обязательные денежные платежи в государственные целевые фонды, таможенные платежи, а также сборы, государственная пошлина, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий и иных разрешительных документов. В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств.

Признаки налогов:

Обязательный характер налога. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом или добровольным пожертвованием.

Индивидуальная безвозмездность налога.Уплата налога не влечет встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия.

НК РФ определяет налог как денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Какие-либо натуральные формы уплаты налога действующее законодательство не предусматривает. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

Публичные цели налогообложения. Согласно ст. 8 НК РФ налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под другими обязательными платежами понимаются установленные настоящим Кодексом обязательные денежные платежи в государственные целевые фонды, таможенные платежи, а также сборы, государственная пошлина, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий и иных разрешительных документов. В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Элементы налогообложения.

Объект налогообложения — юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности.

Налоговая база— стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

Налоговая ставка — размер налогового платежа на единицу налогообложения.

Налоговый период — календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога (т.н. налогового оклада), подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налоговым органом.

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект налога; объект налогообложения; единица обложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; налоговые льготы; налоговый оклад.

Субъект налога или иначе налогоплательщик – это то, лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог.

Объект налогообложения — это действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают: имущество; операции по реализации товаров и услуг; стоимость реализованных товаров, работ и услуг; прибыль; доход (в виде процентов и дивидендов); иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику. Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта обложения. Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу. Согласно НК РФ, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, указанный в законе о налоге, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога. Налоговая ставка, (ее еще называют нормой налогового обложения), представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта от налогов в соответствии с действующим законодательством. Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта налогообложения.

Читать еще:  Платежка на госпошлину

12. Налог и иные обязательные платежи

12. Налог и иные обязательные платежи

В соответствии со ст. 8 НК РФ налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Характерной чертой налога является его безвозвратность и безвозмездность, но не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами.

Основная цель взимания налогов – обеспечение совокупности расходов государства.

Основное отличие налога от пошлины или сбора заключается в том, что при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель, за что конкретно уплачивается пошлина, и специальные интересы, а налоги носят безвозвратный и безвозмездный характер. Налоги, как и сборы, тоже могут иметь специально определенную цель (целевые налоги), но никогда не могут быть индивидуально возмездными.

В НК РФ понятие «сбор» охватывает непосредственно сборы и пошлины.

Сбор согласно п. 2 ст. 8 НК РФ – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными 12б лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Пошлина, как и сбор, взимается в индивидуальном порядке в связи с услугой, носящей публично-правовой характер.

Пошлина не обеспечивает полностью какой-то определенный государственный орган, так как его финансирование может быть обеспечено и иными источниками.

При определении размера пошлины или сбора используются иные принципы, нежели при определении размера налога. Размер пошлины, как правило, устанавливается в конкретной форме и определяется, исходя из характера и размера услуг.

В законодательстве РФ существуют три вида пошлин:

1) государственная, взимающаяся за ряд услуг в пользу плательщика: принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов за предоставление специального права;

2) регистрационные. Эти пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.;

3) таможенные пошлины, взимающиеся при совершении экспортно-импортных операций.

К сборам, как к видам платежей можно отнести предусмотренные НК РФ государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира (ст. 13–15 НК РФ), и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Тип налогового платежа

Тип налогового платежа

Чиновники не предусмотрели конкретных определений и классификации фискальных расчетов по типам и ключевым признакам. В общепринятом понятии налоговый платеж (НП) — это перечисление денежных средств налогоплательщика либо налогового агента в пользу государственного бюджета соответствующего уровня в счет погашения задолженностей по налоговым обязательствам.

Простыми словами, НП — это уплата конкретного обязательства в бюджет. В зависимости от общепринятой классификации налоговых изъятий, можно выделить следующие виды налоговых платежей:

  1. Налог — это способ принудительного изъятия средств налогоплательщика в пользу государства, причем на безвозмездной основе. Иными словами, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, организация уплачивают в бюджет определенную часть от собственных средств (доходов, имущества, прочих активов) с целью финансового обеспечения государства.
  2. Сбор — это плата за определенные юридически значимые действия, которые осуществляются государственными и(или) муниципальными органами власти в пользу налогоплательщиков.
  3. Пошлина — это оплата действий органов власти федерального, регионального и муниципального уровней юридического, правового или же административного характера. Например, таможенные или государственные пошлины взимаются за разрешение на ввоз товаров или за регистрацию прав в госреестрах.

В 2017 году данный перечень был расширен новым понятием «взнос». Данный термин определяет обязательства налогоплательщиков уплачивать средства в государственный бюджет в пользу страхового обеспечения граждан. Иными словами, деньги, зачисляемые в счет страховых взносов, формируют внебюджетные фонды, за счет которых, в свою очередь, населению производятся определенные выплаты. Например, выплачиваются пенсии, пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам. А также граждане России обеспечиваются бесплатной медицинской помощью за счет средств внебюджетных фондов (ОМС).

Классификация фискальных обязательств

Основные виды налоговых платежей в РФ определяются по многочисленным признакам. Так, действующую классификацию можно представить в виде следующей схемы:

Разобраться в том, к какому виду относится конкретный налог или сбор, поможет подробная статья «Действующая классификация налогов с примерами».

Иные фискальные изъятия

Помимо основной классификации, в составе фискального обременения можно отметить такие оплаты, как:

  • сбор за негативное воздействие на окружающую среду;
  • торговый и курортный сборы;
  • платежи за добычу полезных ископаемых;
  • взносы на травматизм (страховое обеспечение от несчастных случаев и профзаболеваний);
  • иные формы изъятия.

Отличительной особенностью таких форм изъятия является то, что нормы утверждены не НК РФ, а иными нормативно-правовыми актами РФ. Однако все эти сборы и уплаты можно смело отнести к фискальным платежам. Это связано еще и с тем, что большинству налогоплательщиков безразлично, на основании какого нормативно-правового акта производится конкретный вид государственного изъятия. По большей степени плательщиков фискального обременения интересуют размеры обязательств, действующие льготы и послабления, а также способы снижения нагрузки по налогам, пошлинам и сборам.

Читать еще:  Платежи в бюджет 2020

Отметим, что действующее законодательство предусматривает многообразие форм, схем и методов оптимизации налогов и минимизации фискальных обязательств. Подробнее о том, как существенно снизить суммы уплаты в бюджет, читайте в специальном материале «Законные способы оптимизации налогообложения».

Налог в системе обязательных платежей

Статья 22. Виды налогов и обязательных платежей

1. В Республике Узбекистан действуют налоги и обязательные платежи, указанные в настоящей статье.

2) налог на доходы физических лиц;

3) налог на добавленную стоимость;

4) акцизный налог;

5) налоги и специальные платежи для недропользователей;

6) налог за пользование водными ресурсами;

7) налог на имущество;

8) земельный налог;

9) налог на благоустройство и развитие социальной инфрастуктуры;

10) налог с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств.

3. Обязательные платежи в социальные фонды:

1) единый социальный платеж;

2) страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд;

3) обязательные отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд.

4. Обязательные платежи в Республиканский дорожный фонд:

1) обязательные отчисления в Республиканский дорожный фонд;

2) сбор за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Республики Узбекистан автотранспортных средств;

3) сбор за въезд на территорию и транзит по территории Республики Узбекистан автотранспортных средств иностранных государств.

5. Сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров.

6. Государственная пошлина.

7. Таможенные платежи.

8. В случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом, может применяться упрощенный порядок налогообложения, предусматривающий уплату:

1) единого налогового платежа;

2) единого земельного налога;

3) фиксированного налога по отдельным видам предпринимательской деятельности.

9. Налоги, предусмотренные в пунктах 1 ? 6 части 2, частях 6 и 7, пунктах 1 и 3 части 8 настоящей статьи, являются общегосударственными налогами. Налоги, предусмотренные в пунктах 7 ? 10 части 2, части 5, пункта 2 части 8 настоящей статьи, относятся к местным налогам.

10. Суммы налогов и обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов и государственные целевые фонды в порядке, установленном законодательством о Государственном бюджете на соответствующий год.

Общегосударственные налоги распределяются между соответствующими бюджетами по нормативам, устанавливаемым ежегодно в порядке, установленном законодательством.

Статья 23. Элементы налогов и обязательных платежей

1. Налог или обязательный платеж считается установленным только в том случае, когда в налоговом законодательстве определены налогоплательщики, а также элементы, необходимые для исчисления и уплаты этого налога или обязательного платежа.

2. Элементами налогов и обязательных платежей являются:

порядок представления налоговой отчетности;

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, при установлении налога или обязательного платежа в налоговом законодательстве могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их применения налогоплательщиком.

4. Налогоплательщики и элементы налогов и обязательных платежей устанавливаются применительно к каждому налогу или обязательному платежу.

Статья 24. Объект обложения

Объектом обложения является имущество, действия, результат действия, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязательство по исчислению и (или) уплате налога или обязательного платежа.

Статья 25. Налогооблагаемая база

1. Налогооблагаемая база представляет собой стоимостную, количественную, физическую или иную характеристику объекта обложения в показателях, применительно к которым установлена ставка налога или обязательного платежа.

2. Налогооблагаемая база определяется настоящим Кодексом и иными законодательными актами, принятыми в соответствии с ним.

Статья 26. Ставка

1. Ставка представляет собой величину начислений на единицу измерения налогооблагаемой базы.

2. Ставка устанавливается в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налогооблагаемой базы.

Статья 27. Порядок исчисления налога и обязательного платежа

1. Порядок исчисления налога и обязательного платежа определяет правила расчета суммы налога и обязательного платежа за налоговый период исходя из налогооблагаемой базы, ставки, а также льгот при их наличии.

2. Исчисление налога и обязательного платежа производится налогоплательщиком самостоятельно.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, обязанность по исчислению суммы налога и обязательного платежа может быть возложена на орган государственной налоговой службы или налогового агента.

Статья 28. Налоговый период

1. Налоговый период представляет собой период времени, по окончании которого определяется налогооблагаемая база и исчисляется сумма налога или обязательного платежа.

2. Налоговый период может быть разделен на несколько отчетных периодов, по итогам которых возникает обязательство по представлению расчетов и уплате причитающихся сумм налогов и обязательных платежей.

3. Не является отчетным периодом период времени, в котором возникает обязательство по уплате текущих платежей.

Статья 29. Льготы по налогам и обязательным платежам

1. Льготами по налогам и обязательным платежам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные настоящим Кодексом, другими законодательными актами, решениями Президента Республики Узбекистан, преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или обязательный платеж, либо уплачивать их в меньшем размере.

Решением Президента может быть делегировано право органам государственной власти на местах по установлению льгот по налогу на имущество, земельному налогу, единому земельному налогу и налогу на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры.

2. Налогоплательщик вправе использовать льготы по налогам и обязательным платежам с момента возникновения соответствующих правовых оснований в течение всего периода их действия.

3. В соответствии с налоговым законодательством льготы по налогам и обязательным платежам могут предоставляться с условием направления высвобожденных средств на определенные цели. В случае нецелевого использования таких средств сумма нецелевого использования подлежит взысканию в бюджет с начислением пени в установленном порядке.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector