Finkurier.ru

Журнал про Деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологические платежи организаций

Экологические платежи

Экологические платежи – установленная Законом «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде. Экологические платежи перечисляются предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (экологические платежи) взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов.

Статьи в журнале

Новости

Новости компаний

Форум

Нормативные документы

Рефераты

Литература

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года). Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года N 344 установлены два вида нормативов платы по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), с учетом степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах допустимых нормативов;
  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ установлены в рублях за 1 тонну по 214 видам загрязняющих веществ. Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты установлены в рублях за 1 тонну по 198 видам загрязняющих веществ.
Расчет платежей производится организациями (индивидуальными предпринимателями) с применением нормативов платы и коэффициентов, учитывающих экологические факторы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344. При расчете используются дифференцированные ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, которые определяют умножением нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек, и при необходимости на дополнительный коэффициент 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия. Платежи рассчитываются исходя из массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, указанных в выданных организациям разрешениях на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов.
Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным, Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 г. N 632 (с изменениями на 12 февраля 2003 года) определены три вида платежей за загрязнение окружающей среды:

  • в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов;
  • в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
  • за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.
Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих дифференцированных ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

Экологические новости

Мероприятия

Последние сообщения

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: red@ecoindustry.ru

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (800) 200-111-2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: podpiska@vedomost.ru

© 2004-2020 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Экологический сбор и норматив утилизации в 2020, расчет, отчетность

Экологический сбор в России – это неналоговый платеж, который требуется внести для законной утилизации упаковки и товаров. Производители чаще пользуются рациональной альтернативой утилизации собственными силами.

Как определить, нужно ли платить экологический сбор и готовить отчеты

Росприроднадзор в 2016 г. выпустил приказ №488, в котором указываются плательщик и сумма экосбора. Итоговый экологический сбор (ЭС) зависит от 3 факторов:

  • ставки экосбора;
  • массы произведенных готовых или упаковочных изделий;
  • норматива утилизации.

Ставку утверждает государство. Сумма указывается на официальном сайте Росприроднадзора.

Ставка зависит от 3 факторов:

  • категория опасности для окружающей среды;
  • вид изделия;
  • сложность утилизационного процесса.

При решении вопроса, кто платит ЭС, нужно опираться на законодательство России и указанную схему:

  • Если организация / индивидуальный предприниматель производят или импортируют изделия и тару, не указанные в перечне, неналоговый платеж не уплачивается.
  • Если производитель или ИП изготавливают товары и упаковочный материал, входящие в перечень, то бухгалтерский отдел формирует отчетность расчета суммы экологического сбора.

Если необходимо оплатить эко-сбор, бухгалтер придерживается схемы.

Платеж совершается в случае продажи товара и тары конечному потребителю

Пример: изготовитель картонных или бумажных упаковок поставил продукцию в организации розничной торговли для реализации покупателям. Необходимая сумма уплачивается изготовителем. Если тара реализуется хлебопекарной организации для укладки продукции, экосбор уплачивается именно ею как объектом, упаковывающим собственный товар.

Многооборотная тара служит основанием уплаты сбора производителем

Пример: за картонную тару экосбор оплачивает хлебопекарная организация. За поддоны, на которых складируются изделия в картонной или бумажной упаковке, экологический сбор платит изготовитель поддонов.

Плательщики за негативное воздействие на окружающую среду

В части решения поставленного вопроса производитель опирается на Федеральный закон 458-ФЗ, ст. 24.5, где четко прописывается перечень тех, кто платит платеж «экологический сбор»:

  • В законодательстве перечислены 42 сферы, где производители обязаны уплатить неналоговый платеж. Сюда также включаются организации, упаковывающие изделия в тару одного из 8 перечисленных видов.
  • Предприятия, занимающиеся импортом указанных изделий и упаковки. Такие организации причисляются к производителям, оказывающим услуги за границей.

Список плательщиков указан в Постановлении правительства 2970-р. Перечень утвержден 28.12.2017, а вступил в силу в 2018 г. В документе содержатся коды производителей изделий и упаковочных материалов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК ВЭД).

В законодательстве Российской Федерации отдельным пунктом указываются организации и ИП, деятельность которых сопровождается:

  • Химическими выбросами в атмосферу.
  • Загрязнением водоемов сточными водами.
  • Получением отходов в результате производственной деятельности, причем утилизация отходов требует консервации на специальных объектах. К таковым отходам относят аккумуляторы, батарейки и т. д. Сбор батареек на акциях по охране природы требует предварительного обезвреживания и дальнейшей переработки.

Примечание. Взносы за экологию и за негативное воздействие на окружающую среду – разные платежи согласно законодательству.

Нормативы утилизации: определение, выполнение

В результате производства остаются отходы, поэтому организация обязана направить их на утилизацию или переработку для получения вторсырья. Законодательством определен норматив утилизации для экологического сбора 2020 года, где указываются ее объемы и сроки сдачи отчетности. Правонарушитель, не исполняющий нормы переработки или деструктуризации товаров и тары, несет административную ответственность.

Утилизация (демонтаж, деструктуризация) – это не вывоз мусора на полигон, а многоэтапный процесс. Сюда не включаются предварительная обработка, обезвреживание сжигание и т. д. Утилизация подразумевает:

Росприроднадзор обязывает проводить мероприятия по устранению угрозы экологии с отходами, появившимися в результате изготовления изделий, а не остатков всего производственного процесса.

Ставка экологического сбора и норматив утилизации 2020

Необходимые процентные соотношения и суммы за единицу указаны в таблице:

Ставка экологического сбора и норма утилизации в 2020 году по некоторым категориям находится в разработке. К таковым относятся:

  • проводка и кабели;
  • элементы первичные и батареи;
  • фильтры для двигателей внутреннего сгорания;
  • тара из алюминия, полимеров, гофрированного картона, стекла, дерева, текстиля;
  • многослойные стеклянные изделия;
  • металлическая тара;
  • трубы, шланги;
  • катушки и шпули из бумажного сырья и т. д.

На период 2019-2020 гг. Минприроды не предусмотрело нулевые нормативы по этому виду платежей. Однако нулевые ставки указаны в документе 2018 г. Соответственно, плательщики неналогового платежа должны были только заполнить отчетность в Росприроднадзор.

Расчет платежа, формулы с примерами

Чтобы произвести расчет экологического сбора в 2020 году, необходимо воспользоваться формулой.

Пример. Предприятие занимается выпуском аккумуляторных батарей. За 2019 г. объем готовой продукции составляет 15 тонн. Ставка на 2019-2020 гг. составляет 33476 рублей за тонну. Норма утилизации за 2019 г. – 18%. Чтобы рассчитать итоговую сумму, следует подставить исходные данные в имеющуюся формулу.

Организация уплачивает 90385,2 руб. в 2020 г. за 2019 г. до указанной даты. Если эта же организация является переработчиком, способна уничтожить аккумуляторные батареи собственными силами и за указанный период демонтировать 10% от выпущенных изделий, то расчет экологического сбора в 2019 году проводится по формуле.

33476*15*(18%-10%) =40171,2 руб.

Именно такая сумма поступит в бюджет государства при самостоятельной частичной утилизации продукции.

Бланки

Предприятия и ИП, которые наносят урон окружающей среде, сдают документацию в Росприроднадзор:

  • декларация об уплате налога за негативное воздействие на экологию;
  • формы 2-ТП об отходах и рекультивации;
  • документ, подтверждающий декларирование готовых товаров;
  • отчетная документация о выполненной утилизации;
  • отчет о мероприятиях, проведенных с отходами (получение, использование, утилизация, обезвреживание, размещение).

Образец документации, отражающей отчетность по утилизации и выплате экологического сбора в период за 2019-2020 год, представлен ниже.

Вся нормативно-правовая база представлена на сайте Росприроднадзора.

Сроки, место сдачи и виды отчетности по экологическому сбору

Перед сдачей отчета следует уточнить срок уплаты экологического сбора за 2019 год в 2020. Неналоговый платеж оплачивается до 15 апреля 2020 г. за отчетный 2019 г. Декларация и отчетность за предыдущий год предоставляется до 1 апреля 2020.

Отчетная документация предоставляется сотрудникам Росприроднадзора по месту регистрации. Реквизиты для уплаты сбора необходимо уточнять на сайте природоохранных и территориальных органов. Неналоговый платеж за негативное воздействие на экологию перечисляется:

  • На счет природоохранной организации по месту регистрации. Плательщик – производитель готовой продукции и тары.
  • На счет Росприроднадзора. Плательщик – импортер при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

На сайте территориального органа ежегодно указываются сроки сдачи отчетной документации по каждому пункту.

Ответственность

Неуплата сбора с 2019 г. наказывается административной ответственностью в виде штрафа.

В Кодексе об административных правонарушениях указаны санкции по ст. 8.41.1:

  • для должных лиц предприятий размер штрафа составляет 5-7 тысяч рублей;
  • ИП уплачивает сумму, равную 3-кратному размеру неуплаченной суммы сбора по каждому пункту классификации (итоговая сумма не должна быть менее 250 тысяч рублей);
  • юридические лица уплачивают сумму, втрое большую неуплаченной суммы сбора по каждому пункту группы изделий (итоговая сумма не должна быть менее 500 тысяч рублей).

Если взимание штрафа не осуществлено в течение 15 календарных дней, то нарушителя привлекают к ответственности в судебном порядке.

Возможность снижения экологического сбора

От платежа освобождаются:

  • экспортеры;
  • предприятия, занимающиеся производством полуфабрикатов;
  • организации, перевыполнившие норматив переработки или уничтожения отходов.

Плановое снижение суммы сбора возможно в 5 случаях:

  • замена эколога как специалиста компанией-аутсорсером;
  • снижение категории организации;
  • сокращение расходов на уничтожение остатков;
  • снижение затрат при ведении мониторинга водных объектов;
  • уменьшение затрат, связанных с экологическим сбором (самостоятельный сбор, переработка, уничтожение товаров и упаковки).

Если предприятие или ИП уплатило сумму, превышающую необходимую, то плательщик может вернуть или отнести разницу в счет следующего отчетного периода

Для снижения экологической нагрузки на природу и соответственно платежей необходимо организовать и поддерживать раздельный сбор мусора и последующую переработку, организовать строительство специализированных предприятий для уничтожения отходов.

Литература, необходимая для составления отчета

Чтобы получить разъяснения, как правильно оформлять отчетность, нужно опираться на:

  • ОК ВЭД (ОК 034-2014 (КПЕС 2008) для производителей, ОК 034-2014 для импортеров);
  • ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности).

При возникновении вопросов следует просмотреть документацию на официальном сайте Росприроднадзора.

А вы должны отчитаться по экосбору?

С 2017 года импортеры и производители сдают отчетность и вносят платеж по экологическому сбору за одежду, посуду, ковры, газеты, шины и многие другие виды товаров и упаковки. В 2018 году в этот перечень вошла бытовая техника, упаковка из бумаги, дерева, стекла и т.д.

С июня 2019 года штрафы за нарушения в сфере отчетности по экосбору существенно выросли и теперь для юридических лиц составляют от 70 тыс. до 500 тыс. рублей. Подробнее читайте в новости. Чтобы понять, несет ли ваша организация ответственность по экосбору, используйте алгоритм, приведенный в этой статье.

Что такое экосбор

С 2015 года производители и импортеры обязаны утилизировать товары и упаковку, которые они ввозят или производят, после утраты ими потребительских свойств (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ в ред. 29.12.2014). Актуальный перечень таких товаров и упаковки утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р (далее — Перечень; см. главу «За какие товары и упаковку нужно сдавать отчетность по экосбору»). Чтобы регулировать процесс утилизации, правительство ввело отчетность по экологическому сбору, которая включает сдачу трех форм и внесение платежа. Первая отчетная кампания по экосбору прошла после принятия всей необходимой нормативно-правовой базы — в 2017 году (за 2016 год).

Кто должен отчитаться по экосбору в 2020 году

С отчетности за 2018 год по экосбору должны отчитываться производители и импортеры 54 групп товаров и упаковки.

Важно, что также за экосбор должны отчитываться:

  • производители, которые упаковывают свой товар в упаковку, подлежащую утилизации, — например, пекарня, в которой круассаны заворачивают в бумажные пакеты (нужно отчитаться за упаковку);
  • импортеры, которые ввозят продукцию в упаковке, подлежащей утилизации, — например, компания, которая импортирует духи в стеклянной таре (нужно отчитаться за стеклянную тару).

За какие товары и упаковку нужно сдавать отчетность по экосбору

Перечень товаров и упаковки, которые подлежат утилизации после утраты ими потребительских свойств (Постановление Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р).

Товары

Группа № 1 «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»

Группа № 2 «Ковры и ковровые изделия»

Группа № 3 «Спецодежда»

Группа № 4 «Одежда верхняя прочая»

Группа № 5 «Белье нательное»

Группа № 6 «Одежда прочая и аксессуары»

Группа № 7 «Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие»

Группа № 8 «Изделия деревянные строительные и столярные прочие»

Группа № 9 «Тара деревянная»

Группа № 10 «Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона»

Группа № 11 «Мешки и сумки бумажные»

Группа № 12 «Тара, упаковка бумажная и картонная прочая»

Группа № 13 «Изделия хозяйственные из бумаги или картона»

Группа № 14 «Принадлежности канцелярские бумажные»

Группа № 15 «Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона»

Группа № 16 «Издательская продукция печатная»

Группа № 17 «Нефтепродукты»

Группа № 18 «Шины, покрышки и камеры резиновые»

Группа № 19 «Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины»

Группа № 20 «Изделия из резины прочие»

Группа № 21 «Изделия пластмассовые упаковочные»

Группа № 22 «Изделия пластмассовые строительные»

Группа № 23 «Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые»

Группа № 24 «Изделия пластмассовые прочие»

Группа № 25 «Стекло листовое гнутое и обработанное»

Группа № 26 «Зеркала стеклянные»

Группа № 27 «Изделия из стекла изолирующие многослойные»

Группа № 28 «Стекло полое»

Группа № 29 «Бочки и аналогичные емкости из черных металлов»

Группа № 30 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов»

Группа № 31 «Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия»

Группа № 32 «Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование»

Группа № 33 «Мониторы, приемники телевизионные»

Группа № 34 «Оборудование коммуникационное»

Группа № 35 «Техника бытовая электронная»

Группа № 36 «Приборы оптические и фотографическое оборудование»

Группа № 37 «Элементы первичные и батареи первичных элементов»

Группа № 38 «Аккумуляторы свинцовые»

Группа № 39 «Батареи аккумуляторные»

Группа № 40 «Провода и кабели электронные и электрические прочие»

Группа № 41 «Оборудование электрическое осветительное»

Группа № 42 «Приборы бытовые электрические»

Группа № 43 «Приборы бытовые неэлектрические»

Группа № 44 «Инструменты ручные с механизированным приводом»

Группа № 45 «Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное»

Группа № 46 «Фильтры для двигателей внутреннего сгорания»

Группа № 47 «Упаковка металлическая из стали»

Группа № 48 «Упаковка металлическая из алюминия»

Группа № 49 «Упаковка полимерная»

Группа № 50 «Упаковка из гофрированного картона»

Группа № 51 «Упаковка из бумаги и негофрированного картона»

Группа № 52 «Упаковка стеклянная»

Группа № 53 «Упаковка деревянная и пробковая»

Группа № 54 «Упаковка из текстильных материалов»

Сервис «Отчетность в РПН» рассчитает сумму экосбора за вас! Выберите из перечня товар или упаковку, которые вы произвели или импортировали, — и cервис сам выполнит расчет с учетом нужных ставок и нормативов утилизации.

Должны ли вы отчитываться по экосбору: пошаговый алгоритм

Шаг 1. Проверьте, надо ли отчитываться.

Если ваша организация входит в одну из перечисленных ниже групп, то переходите к шагу 2. Если нет — организация освобождена от выполнения нормативов утилизации, отчетности и платы за экосбор.

  1. Товары и упаковка, которые вы ввозите или производите, входят в Перечень.
  2. Вы приобретаете упаковку, которая входит в Перечень, чтобы упаковывать производимый вами товар для продажи. Например, у вас кондитерская, и вы укладываете торты в картонные коробки, которые купили у другого производителя.
  3. Вы импортируете товар в упаковке, которая входит в Перечень. Например, вы ввозите шоколадные изделия в бумажной обертке.

Шаг 2. Проверьте, выполняются ли нормативы утилизации.

Проверьте, выполняете ли вы нормативы утилизации, то есть утилизируете ли установленное количество товара/упаковки. Если да — переходите к шагу 3, если не выполняете или выполняете не в полном объеме — к шагу 4.

Норматив утилизации — это процент от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки, выраженный в единицах массы товаров и упаковки или единицах товаров. Нормативы утилизации по каждой группе товаров и упаковки на 2018–2020 годы утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р в ред. Распоряжения Правительства РФ от 16.06.2018 № 1203-р.

Пример расчета норматива утилизации

Предприятие произвело и реализовало на территории РФ за 2018 год 200 тонн люминесцентных ламп. Согласно перечню товаров из Распоряжения № 2971-р, лампы относятся к группе № 41, на 2019 год для них утвержден норматив утилизации 10 %, значит, предприятие за 2019 год должно утилизировать 200 × 0,1 = 20 тонн ламп.

Юрлица и ИП могут выбрать один из перечисленных способов, чтобы выполнить нормативы утилизации (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

1. Утилизировать товары и упаковку самостоятельно.

Если вы планируете утилизировать отходы I–IV классов опасности, то предварительно вам надо получить лицензию на деятельность по обращению с отходами. Для утилизации отходов V класса опасности (керамика, бумага, зола и др.) лицензия не нужна.

2. Заключить договор со специализированной компанией, у которой есть лицензия на утилизацию отходов I–IV классов опасности.

В этом случае к отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно прилагать указанный договор, копию лицензии (при необходимости) и акт об утилизации.

3. Вступить в ассоциацию или союз производителей и импортеров.

Если ассоциация в течение отчетного года не выполнит нормативы утилизации или выполнит их не в полном объеме, ответственность по экосбору несет производитель или импортер товаров/упаковки.

Шаг 3. Что делать тем, кто выполняет норматив утилизации

Вы должны представлять отчетность по экосбору (декларацию и отчет о выполнении нормативов утилизации) и документы, подтверждающие проведенную утилизацию.

Вносить плату за экосбор не нужно — платеж будет нулевым. Расчет суммы также не предоставляется.

Если производитель/импортер перевыполнил нормативы утилизации в предыдущем году, то в текущем календарном году они уменьшаются на разницу перевыполнения норматива.

Шаг 4. Что делать тем, кто не выполняет норматив утилизации

Даже если организация не производила утилизацию, она все-равно должна сдавать все три формы отчетности по экосбору: декларацию, отчет о выполнении нормативов утилизации и расчет суммы экосбора, а также вносить платеж за экосбор.

Если утилизация производилась не в полном объеме, нужно сдать три формы отчетности и документы, подтверждающие количество утилизированных товаров и упаковки, а также внести платеж за неутилизированные товары и упаковку.

Кто освобожден от уплаты экосбора и сдачи отчетности

  1. Производители упаковки, реализующие ее для упаковки продукции другим производителям. Например, завод, который продал бумажные пакеты кондитерской.
  2. Производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд. Например, завод, который производит или импортирует коробки, чтобы транспортировать в них детали из одного цеха в другой.
  3. Экспортеры товаров и упаковки.
  4. Компании, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах не менее предусмотренных на отчетный год, освобождены только от уплаты экосбора, однако не освобождаются от сдачи отчетности по экосбору!

Особые случаи определения ответственного за уплату экосбора

Производители упаковки должны вносить платеж по экосбору, только если реализуют ее конечному потребителю. Например, если производитель бумажных мешков реализует мешки для продажи в розничных магазинах (Постановление Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018).

За многооборотную упаковку платить экосбор должен производитель. Например, если велозавод упаковывает велосипеды в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экосбор за картонные коробки платит велозавод, а за поддоны — производитель поддонов (Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018).

При производстве товаров по схеме толлинга, когда происходит продажа услуг производства, сырье для производства принадлежит заказчику, поэтому утилизировать товары или платить сумму экосбора должен он.

Например, компания заказывает типографии напечатать ежедневники с логотипом компании и предоставляет для этого бумагу. Готовые ежедневники принадлежат компании на правах собственности, она их реализует, поэтому несет ответственность по экосбору.

При производстве товаров по схеме off-take, когда реализуется готовый товар, сделанный на заказ, сырье для производства принадлежит производителю, поэтому утилизировать товары или платить сумму экосбора должен он.

Например, издательство заказывает типографии напечатать книги, и для этого используется сырье типографии. Напечатанные книги являются собственностью типографии, и ответственность по экосбору несет она.

Экологические платежи: кто их должен вносить и по ним отчитываться

Среди всех платежей, отчетность по которым ложится на плечи бухгалтера, экологические платежи являются, пожалуй, самыми запутанными. При этом за неуплату и за непредставление отчетности установлены весьма внушительные штрафы. Должны ли перечислять экологические платежи организации, которые не занимаются промышленным производством, и вся деятельность которых ведется в офисе? Как таким организациям рассчитывать экологические платежи, и какую отчетность в связи с этим нужно представлять? Давайте разбираться.

Правовые основы

Когда речь заходит об экологических платежах, или, как они официально называются, плата за негативное воздействие на окружающую среду, бухгалтеру нужно отложить в сторону Налоговый кодекс, и обратиться к другим нормативным документам. А именно к Федеральным законам от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также к КоАП РФ.

Помимо этого нужно помнить о том, что отношения в области платы за негативное воздействие на окружающую среду контролирует специальный государственный орган — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Эта служба утверждает формы и форматы сдачи отчетности, а также контролирует своевременность сдачи отчетности и перечисления платежей.

В то же время, изучая документы, связанные с платежами за негативное воздействие на окружающую среду, надо учитывать, что названные полномочия переданы Росприроднадзору только в середине 2010 года. До этого данные функции выполняла другая Федеральная служба — Ростехнадзор. И именно она выпускала нормативные правовые акты, которыми утверждены действующие формы и которые регулируют порядок подготовки отчетности. Речь идет о приказе Ростехнадзора от 05.04.07 № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Именно этим приказом и надо пользоваться при составлении отчетности.

За что и кому надо отчитываться

Итак, с юридическими основаниями разобрались, перейдем теперь к самому главному вопросу: кто должен отчитываться по экологическим платежам?

Формальный ответ на этот вопрос мы найдем в Порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, который утвержден упомянутым выше приказом Ростехнадзора № 204. Так, согласно этому документу, расчет платы заполняется организациями, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Как видим, законодательство выделяет три категории воздействия, которые влекут обязанность представления отчетности — выбросы, сбросы и размещение. Давайте разберемся, что это означает на практике, в повседневной жизни.

Ситуация 1. Арендуем офис или иное помещение.

Начнем с самой распространенной ситуации — аренды офисного или иного помещения. В такой ситуации весь мусор и прочие отходы арендатор обычно выбрасывает в мусорные контейнеры арендодателя. Такая ситуация, как правило, зафиксирована в договоре аренды. Более того, часто в обязанности арендодателя входит даже самостоятельный сбор этих отходов со сданных в аренду площадей.

Для целей экологических платежей это означает, что организация никакого размещения отходов не производит, а значит, обязанности по перечислению платежей и представлению отчетности в Росприроднадзор в связи с этой деятельностью у нее не возникает. Ведь плату за размещение отходов вносит их собственник. А в данном случае на основании договора аренды отходы помещаются в контейнеры, арендатору не принадлежащие. Соответственно, и обязанности по внесению платы за такие отходы у арендатора не возникает (письмо Ростехнадзора от 12.02.07 № 04-09/169).

Ситуация 2. Владеем офисом или другим помещением

Рассмотрим теперь другую ситуацию — организация владеет офисным или иным помещением, где располагается сама или сдает эти помещения в аренду. И в том, и в другом случае, мусор и прочие бытовые отходы помещаются в специальные контейнеры. Затем мусор вывозит специализированная организация на основании договора. В таком случае обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду напрямую зависит от формулировок в договоре с организацией, вывозящей мусор.

Так, если по этому договору организация предоставляет собственнику помещения контейнер в пользование, а потом забирает его заполненным и вывозит на не принадлежащий собственнику помещения объект размещения (свалку, полигон и т п.), то размещением отходов занимается не собственник помещения, а специализированная организация. А значит, собственник помещения по данным отходам не должен вносить плату за негативное воздействие и представлять отчетность в Росприроднадзор. Такова позиция Высшего арбитражного суда (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.09 № 14561/08, от 20.07.10 № 4433/10, от 12.07.11 № 1752/11).

Еще лучше, если в договоре будет прямо указано, что право собственности на отходы переходит к специализированной организации (письмо Ростехнадзора от 27.04.07 № 04-09/455).

Ситуация 3. Владеем транспортом

Рассмотрим еще одну весьма распространенную ситуацию — организация использует в своей деятельности автотранспорт. В таком случае у нее появляется обязанность представлять отчетность и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом не важно, собственный транспорт использует организация, арендованный или находящийся в лизинге. Во всех этих случаях бухгалтеру нужно будет рассчитать экологические платежи. Делается это следующим образом: потребленный объем топлива умножается на ставку и на специальный коэффициент, установленный законом о бюджете.

Обратите внимание: подсчет потребленного топлива ведется в тоннах. Одна тонна бензина — это примерно 1 300 литров. Данный показатель зависит от плотности бензина, которая в свою очередь зависит от температуры окружающего воздуха — летом ниже, зимой выше. Плотность бензина может колебаться в пределах 740-775 кг на тонну. Соответственно, количество литров в тонне определяется путем деления плотности бензина на 1 млн. и возведения получившегося частного в минус первую степень. Например, при плотности топлива 740 в одной тонне бензина будет 1 351 литр, а при плотности 775 — 1290 литров.

Ставка платы за негативное воздействие утверждена еще в 2005 году постановлением Правительства РФ от 01.07.05 № 410 и зависит от вида топлива, потребляемого автомобилем. Для бензина, например, ставка 1,3 рубля за тонну, а для дизтоплива — 2,5 рубля. Но каждый год эти ставки еще корректируются специальным коэффициентом. Например, в 2012 году он равен 2,05 (Федеральный закон от 30.11.11 № 371-ФЗ), а в 2013 — 2,2 (Федеральный закон от 03.12.12 № 216-ФЗ).

Вносить плату следует ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (приказ Ростехнадзора от 08.06.06 № 557).

У организаций, использующих транспорт, помимо обязанности рассчитать и внести плату, возникает обязанность и по представлению отчетности в органы Росприроднадзора. Таким организациям ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом, нужно направить расчет по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.07 № 204 (см. письмо Ростехнадзора от 02.08.07 № 04-09/1037).

Здесь же заметим, что в отношении данного вида отходов никаких лимитов организации утверждать не требуется, т.к. предельно допустимые нормы содержания отходов в выхлопе контролируются при прохождении транспортными средствами периодического государственного технического осмотра. И если данные параметры не соответствуют установленным, то эксплуатация транспортных средств просто запрещена.

Какие штрафы грозят нарушителям

В заключение нашего краткого обзора скажем несколько слов об ответственности за нарушение правил внесения платежей и представления отчетности по ним. Как и в случае с налогами, ответственность в данном случае установлена как за неуплату (несвоевременную уплату), так и за непредставление (несвоевременное представление) отчетности.

Но, в отличие от налоговых штрафов, суммы тут куда значительнее. Так, за непредставление или несвоевременное представление отчетности в органы Росприроднадзора, штраф налагается по статье 8.1 КоАП РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.10 по делу № А32-51737/2009-51/972-299АЖ) и составляет для юридических лиц от 20 до 100 тысяч рублей!

Штраф за невнесение экологических платежей также весьма внушительный — от 50 до 100 тысяч рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

Расчет экологических платежей

Компания «ПромЭнерго» предлагает услуги по расчетам и сдаче экоплатежей за негативное влияние на окружающую среду, в том числе, по заполнению и отправке отчетных форм через «1С-Отчетность».

Наши преимущества:

  • опыт успешной разработки экологической документации более 9 лет;
  • штат квалифицированных экспертов-экологов;
  • оперативность работ;
  • низкие цены.

Сотрудничество с ООО «ПромЭнерго» — ваша гарантия соблюдения экологического законодательства! Заказывайте наши услуги по телефонам +7 (499) 390-11-86 , +7 (499) 390-11-94 , либо оставьте свои координаты через форму, указанную ниже.

Что такое экологический платеж, зачем он нужен?

Расчет плат за отрицательное влияние на окружающую среду – это отчетная декларация, касающаяся отрицательного воздействия субъекта хозяйствования на экологию за счет образующихся отходов, выбросов в атмосферу либо сбросов в водоемы. Декларацию следует своевременно заполнять и в установленные сроки предоставлять в органы Росприроднадзора.

Негативное воздействие на внешнюю среду включает:

  • выбросы загрязнителей и прочих веществ в атмосферу;
  • загрязненные сбросы в составе стоков в поверхностные водоемы, водосборные площади и подземные воды;
  • размещение отходов;
  • загрязнение грунтов и почв;
  • загрязнение среды шумом, вибрацией, теплом, ионизирующими, электромагнитными и прочими видами излучений и физических воздействий.

Нормативная база для удержания плат за негативное физическое воздействие тепла, шума, радиации, электромагнитных и других физических факторов пока не разработана. Таким образом, плата взымается только за размещение отходов, сбросы в водоемы и выбросы в воздух.

Что касается автотранспортных средств, то вместо предельно допустимых существуют технические нормативы выбросов загрязнителей в атмосферу, которые зависят не от количества выбросов, а от объема и вида используемого топлива. Свидетельством разрешения на выбросы в атмосферу от конкретного автотранспортного средства является талон о пройденном техосмотре.

Расчет предоставляется в территориальные подразделения Росприроднадзора по местонахождению:

  • предпринимателя либо субъекта хозяйствования, если разрешительные документы оформлены в целом на субъект.
  • каждого производственного участка;
  • передвижного объекта отрицательного воздействия;
  • мест размещений отходов.

При расположении и регистрации источников выбросов в разных регионах отдельный расчет должен быть предоставлен для каждого. Расчет должен быть оформлен и предоставлен не позже 20 числа месяца, который идет за отчетным кварталом, в бумажном и/или электронном виде.

Платежи, расчет которых приводится в декларации, вносятся в территориальное подразделение Росприроднадзора. Регламентировано 2 вида базовых нормативов экоплатежей за сбросы загрязнителей, выбросы, размещение отходов и остальные виды вредного влияния на среду обитания в пределах допустимых значений, а также в пределах лимитов, которые являются временными нормативами.

Базовые нормативы для каждого наименования загрязнителя и вида вредного воздействия обозначены в соответствующем Постановлении. Кроме базовых значений, существуют коэффициенты, учитывающие экологические особенности конкретных регионов.

Плата является формой возмещения ущерба от сбросов и выбросов загрязнителей во внешнюю среду и размещения отходов. Экоплатежи призваны возместить затраты на компенсацию оказанного ущерба и стимулировать уменьшение либо поддержание причиняемого ущерба в рамках установленных нормативов, а также идут на проектирование и возведение природоохранных объектов.

Кто обязан вносить экоплатежи?

Плательщиками экоплатежей являются частные предприниматели и юрлица, независимо от правовой формы. Это значит, что платежи должны вносить все предприниматели и предприятия, функционирующие на территории РФ.

Важно понимать, что даже экологически безопасная на первый взгляд деятельность так или иначе влияет на экологию – образуются отходы, такие как бумага, картриджи, люминесцентные лампы, которые также подлежат учету и безопасному размещению. От расчета экоплатежей и подачи декларации освобождаются арендаторы в случаях, когда в договоре аренды имеется пункт о том, что данные обязанности выполняет арендодатель.

Разрешение на негативное воздействие и лимиты

Негативное влияние на экологию, которого невозможно избежать при функционировании субъекта хозяйствования, может осуществляться при наличии разрешений, выдаваемых уполномоченными органами власти.

В разрешении лимитированы пределы негативного воздействия на экологию для организации. Если данного документа нет, все загрязнители, попадающие в среду, учитываются как сверхлимитные – а это уже совсем другие платежи, в 5 раз превышающие ставки, установленные для лимитов.

Читать еще:  Строка 107 в платежке
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector