Значение налогообложения для государства - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Значение налогообложения для государства

Функции налогов и значение налогов, как доходов государства

Налоги, как экономическая основа государства. Их роль в распределении и перераспределении ВВП и НД;

Понятие налогов и сущность налогов, как финансово-экономической категории;

Сущность налогов и основы налогообложения.

1)Понятие налогов и сущность налогов, как финансово-экон-кой категории;

2)Налоги, как экономическая основа государства. Их роль в распределении и перераспределении ВВП и НД;

3)Функции налогов и значение налогов, как доходов государства.

Ни одно государство, как политическая организация общества, не может обойтись без налоговых доходов. Налоги, являясь общественной категорией, отражают конкретные историко-экономические условия жизни людей и государства.

Ученые-экономисты, исследуя налогообложение, давали налогам различные определения. Изучая экономическую сущность пологов, классик буржуазной политэкономии Д. Рикардо писал: «Налоги составляют ту долю труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда выплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода».

К.Маркс, анализируя капиталистические производственные отношения, отмечал: «Экономическим воплощением существования государства являются налоги»

Позднее, в начале XX в., определение налогов было дано русским ученым Александром Соколовым: «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Сбор-это обязательный взнос организации и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения государственными органами или органами местного самоуправления и их должностными лицами юридически значимых действий в интересах плательщика (гос. пошлина, экологический сбор).

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ даёт следующее определение: Статья 8. Понятие налога и сбора

Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Экономическая категория выражает общественные отношения между людьми при кругообороте капитала, т. е. одну из сторон производственных отношений. Отсюда вытекает, что экономическая категория тесно связана с движением стоимости ВВП и его основной части национального дохода (НД). В своем движении НД проходит четыре фазы:

2)распределение (первичное и вторичное),

3)обмен(купля и продажа),

Налоги, участвуя в мобилизации стоимости ВВП и НД для казны, налоги возникают и функционируют не на всех фазах движения, а только на второй фазе — распределения, а точнее перераспределения, и значит входят в систему производственных отношений, хотя в ограниченных пределах.

Финансовые отношения охватывают весь процесс распределения стоимости ВВП и НД на макро и микроуровне. Материальным источником налогов выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, т.е. национальный доход (НД). При ограниченной собственности на средства производства господствующая власть может получить свою долю НД лишь при принудительном перераспределении НД. Налоги в этих условиях становятся главным методом мобилизации части НД для государства.

Налоговые отношения представляют собой отношения государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным числом налогоплательщиков, физических и юридических лиц, регулируемые налоговым законодательством. Налоговые отношения строятся на правовой основе и должны распространяться на новую реальную стоимость оставляя у плательщиков капитал для расширенного производства.

Преобладающая часть налоговых изъятий не возвращается плательщику как члену общества, а тратится политической властью на управление, военные цели и другие мероприятия. Лишь относительно небольшая часть поступлений налогов через систему расходов может способствовать росту доходов определенных групп населения (пенсии, стипендии) общества, причем необязательно тех, кто платит налоги. После получения выручки наступает её распределение, следовательно, расширенное производство создает материальную базу для распределения стоимости в начале первичного ВВП и НД, а затем вторичного. Изменения проходящие в производстве ( их рост, сокращение) влияют на налоги.

Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность и общественное назначение. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присуще 2ФУНКЦИИ:

1)Фискальная-(фиск- гос казна) –обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимые для выполнения общенациональных потребностей. Эта функция исходная и основная, характерна для всех государств. С её помощью образуются централизованный денежный фонд и обеспечиваются материальные условия для государственного функционирования.

Именно эта функция обуславливает реальные возможности для перераспределения части стоимости НД в пользу определенных групп общества. Через фискальную функцию государство обеспечивает:

1)Достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства;

2)Равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы;

3)Установление высокого уровня соц инфраструктуры в государстве и каждом отдельном регионе;

4)Выполнение всех экономических, политических и соц задач.

Фискальная функция налогов с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику=>она в значительной степени обуславливает регулирующую функцию.

2)Регулирующая-означает, что налоги как активный участник перераспределительного процесса оказывает серьезное влияние, на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя пополнение капитала, распределяя или

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • Регулирование спроса и предложения, стимулирование сбережений граждан;
  • Выравнивание доходов отдельных социальных групп, развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы.

Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, и в итоге увеличение общенационального фонда денежных средств. Налоги как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства ,труд и капитал и различные социальные группы. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. Обусловлено это тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного труда предназначена для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг.

Рассмотрев 2 функции налогов, следует отметить, что некоторые ученые добавляют 3 функции: распределительную, стимулирующуюи контрольную.

В федеральном бюджете РФ все налоги занимают 93,4% : основными являются косвенные налоги, на долю которых приходится 71,2%,в том числе на НДС-37,3%/

Специфические признаки налогов:

Налоги — участник перераспределительного процесса стоимости ВВП и НД;

Налоги — важнейший инструмент воздействия на экон-кую деят-сть;
Налоги- обязательный безвозмездный платеж юрид-х и физич-х лиц;

Налоги — это специфическая форма производственных отношений;

Налоги – орудие эксплуатации плательщика;

Налоги – смена собственности, когда часть стоимости в денежном выражении, переходит из индивидуальной и корпоративной в гос-ную;

Налоги – сочетание 2 функций: фискальной и регулирующей;

Налоги – не порождают встречного обязательства государства.

Значимость налогов: для чего мы их платим?

экономические науки

  • Калимуллина Эльвира Рифовна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • Похожие материалы

    Налоги – это «общие» деньги, средства всего государства. Сейчас люди платят налоги, только потому, что не платить их – опасно. Все знакомы со штрафами, неустойками и более мощными мерами по неуплате налогов и сборов. Наверное, самым печальным, является тот факт, что граждане нашей страны не осознали всю важность и необходимость пополнения бюджета на всех уровнях. А ведь наши предки пришли к данному пониманию ещё с древних времен. Сначала они взимались нерегулярно, а в зависимости от ситуации в обществе (война, военные походы и т.д.) [4].

    Некоторые лидеры, конечно, имели неординарные взгляды на налогообложение, к примеру, в Башкирии был введен «налог на цвет глаз». Далее налоги приобрели денежное выражение – придумали налог на землю, налог на жилье, налог на строительство, производство и т.д. Так зарождалась налоговая система, налоговая политика, без которой трудно в наше время представить хотя бы одно государство в мире.

    Одной из причин уплаты налогов выступает помощь более «сильных» — «слабым». То есть, другими словами, происходит перераспределение материальных благ между социальными слоями населения. Но задача государства, в первую очередь – обеспечить всех достойными доходами.

    Так же, очевидно, что армия – существует благодаря налогам. Рост вооружения так же напрямую зависит от данных платежей. А поскольку нестабильность в мире и напряженные отношения между государствами имеют место быть – уплачивая налоги, граждане напрямую обеспечивают безопасность своей жизни, страны в целом.

    Уровень жизни граждан западных стран тем и привлекателен – у них четкая отлаженная система налогообложения. Большая часть бюджета формируется именно благодаря безвозмездным платежам жителей. Например, в таких странах как Франция, Швеция, Дания, Италия процентная ставка более 57% (в России – 13%). А в США – сажают за длительную неуплату налогов [5].

    Парадоксальным является и тот факт, что при массовом отказе от уплаты налогов общество лишилось бы Правительства, врачей, преподавателей, полиции, так как они получают заработную плату из бюджета, а бюджет, как известно, формируется благодаря налогам. Не развивалась бы наука. И вероятнее всего, люди вернулись бы к натуральному обмену, абсолютно перестала бы существовать поддержка малообеспеченных, сирот, пожилых.

    Конечно, не остается без внимания одна из самых важных отраслей экономики страны – жилищно-коммунальное хозяйство, от которого зависит степень удовлетворения жизнью каждого человека. Налоги позволяют данной сфере получать субсидии, субвенции, ссуды, тем самым осуществляется модернизация жилищно-коммунального комплекса.

    Осуществление таких государственных программ как «Одаренные дети», «Дети и семья», национальных приоритетных проектов «Здоровье», «Образование» и др. происходит так же благодаря денежным поступлениям.

    Организация отдыха и спортивных мероприятий, пенсионное обеспечение, строительство социального жилья и т.д. – тоже входят в расходы бюджетных средств.

    Проблема имеет и обратную сторону – люди часто задаются вопросом «Всегда ли налоговые поступления идут на поставленные цели: строительство и ремонт дорог, здравоохранение, образование, социальная сфера и т.д.?».

    Эффективность заключается не только в правильном построении взимании денежных средств граждан, но и в обеспечении максимально целевого расходования данных поступлений – ведь любой человек может проследить за тем, какие именно улучшения он может наблюдать в окружающей его обстановке. Если люди не ощущают, что государство направляет налоговые поступления туда, куда необходимо, то высока вероятность отклонения от их уплаты – лучше потратить деньги на себя и свою семью.

    Многие относительно справедливо считают, что налоги идут именно на содержание вышестоящих структур, а именно, не тем, что чиновники так же являются бюджетниками, а фактом существования коррупции и непрозрачности денежных операций – ремонт дорог осуществляется в медленном темпе, здравоохранение, образование, жилищные условия остаются на низком уровне.

    Действительно, обе стороны – государство и граждане – стремятся получить как можно больше выгоды от налогообложения. С одной, пытаются ввести как можно больше налогов, с другой – как законно уйти от их уплаты. Культура граждан основывается на том, как найти обходные пути с помощью статей Налогового Кодекса РФ и каждый гордиться тем, что ему удалось обмануть государство.

    Таким образом, каждый должен прийти к осознанию того, что он платит налоги не в пустую, а сам за себя. Да, существуют проблемы в системе налогообложения, но все-таки остается верить, что своевременная уплата налогов – обеспечение благополучия государства!

    Список литературы

    1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : [принят 5 августа 2000 года N 117-ФЗ] : (ред. от от 29.12.2015) // СПС «Консультант Плюс».
    2. Минеева, В.М. Эффективность обеспечения уплаты налогов в РФ [Текст] / В.М. Минеева, Р.И. Максютова // Инновационная наука и современное общество. Сборник статей Международной научно- практической конференции. — 2014. 166-169 с.
    3. Минеева, В.М. Зарубежный опыт налогообложения в части налога на добавленную стоимость [Текст] / В.М. Минеева // Налоги-журнал. № 1. 2008 г. — 24-26 с.
    4. Черник, Д.Г. Теория и история налогообложения [Текст] // Учебное пособие / Д.Г. Черник Учебное пособие – М. Юрайт, 2014. – 364 с.
    5. РБК Рейтинг [Электронный ресурс] — режим доступа: http://rating.rbc.ru/.

    Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Глава I. Роль и значение налогов в регулировании экономики

    Введение

    Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

    В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

    На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину.

    На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками.

    И, наконец, третий, современный, этап — государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложилась широкая практика применения государством правил налогообложения. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

    Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

    Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

    Рассматривая любую налоговую систему, следует сделать вывод, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен тесно связанный с состоянием экономики страны. Налоговая политика страны меняется с учетом политических, экономических и социальных требований, предъявляемых к ней. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономического процесса.

    Применение налогов является одним из экономических методой управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно -правовой формы предприятия. С помощью налогов, в частности прямых, определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Особая роль при этом отводится прямым налогам. Таким образом, налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

    Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны: гасить возникающие «сбои» в системе распределения; заинтересовывать (или незаинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

    Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

    Актуальность темы: В условиях перехода от административно — директивных методов управления к рыночным резко возрастают роль и значение прямых налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

    Подытоживая все вышесказанное, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных для специалистов финансово-банковской сферы, студентов и всех интересующихся экономическими проблемами в нашей страны.

    В данной работе была предпринята попытка разобраться в действующей налоговой системе Кыргызской Республике, в общем, и выяснить роль прямых налогов и их влияние на развитие экономики Кыргызской Республики, в частности.

    Глава I. Роль и значение налогов в регулировании экономики

    Значение налогообложения для государства

    Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости и значении налогов для государственной финансовой системы. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

    Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

    Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.

    Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» определяет общие принципы построения налоговой системы в РФ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

    В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

    Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

    В условиях перехода от административно — директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

    Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом, она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др.

    Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Налоги вводятся законами, каждый из которых должен конкретизировать следующие элементы налога:

    Объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению.

    Субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо.

    Источник налога — т.е. доход из которого выплачивается налог.

    Ставка налога — величина налога с единицы объекта налога.

    Налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.

    В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону. Объектами налогообложения, являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами».

    «По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, законодательными актами, следующие льготы:

    Ø необлагаемый минимум объекта налога;

    Ø изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

    Ø освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;

    Ø понижение налоговых ставок;

    Ø вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);

    Ø целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);

    Ø прочие налоговые льготы».

    В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

    1.Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп, и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

    2.На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход, примером может служить налог на прибыль.

    3.У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

    Основные функции налогов в государстве: Подробный анализ

    Основные функции налогов в государстве – это фискальная, регулирующая, социально-распределительная и контрольная. Их значимость и способ реализации определяются реализуемой государством налоговой политикой.

    Содержание этой статьи:

    Несмотря на продолжительные исследования, единого мнения касательно перечня и содержания основных функций налогов в государстве пока не сложилось.

    Большинство теоретических обобщений касаются фискальной функции налогов, ее роли в наполнении государственной казны, региональных и муниципальных бюджетов (относится к местным налогам).

    Важно помнить, что система налогообложения имеет огромный регуляторный потенциал. Грамотная налоговая политика позволяет правительствам развитых стран разрешать множество разноплановых задач в экономической и социальной сфере.

    Налогообложение: причины и основания появления

    Функции налогов в государстве определяются уровнем производственных отношений, степенью зрелости гражданского общества и руководства страны.

    Реализация фискальных полномочий обеспечивается аппаратом госструктур и множеством чиновников. Принудительное изъятие у населения и организаций части дохода соответствует принципу справедливости.

    Достаточно вспомнить, какие услуги государство оказывает обществу. Это:

    • оборона территории;
    • обеспечение безопасности и правопорядка;
    • управление народным хозяйством;
    • создание системы общественного транспорта, коммуникаций;
    • решение экологических проблем;
    • финансирование системы образования, здравоохранения;
    • защита граждан за рубежом.

    Публичные услуги охватывают важнейшие стороны жизнеобеспечения общества. Все они пользуются спросом у отдельных индивидуумов и коллективов, хотя номинально бесплатны.

    Очевидно, что деятельность государства сопряжена с расходами. Поэтому правительство в рамках государственного налогового регулирования взыскивает с частного сектора плату, которая имеет вид:

    • налогов;
    • пошлин;
    • таможенных сборов;
    • иных обязательных платежей.

    Таким образом, основанная роль налогов в государстве – предоставить правительству в лице госструктур достаточный объем денежных средств для реализации полномочий.

    Важно: чтобы обеспечить регулярность поступлений в бюджет, любое государство вынужденно систематически и целенаправленно собирать налоги. Насколько конструктивна налоговая политика, зависит от уровня развития государства и общества.

    Понятие и система налоговых функций

    Налоговые функции – это способ демонстрации их свойств в действии. Сущность налогов определяется тем, какие цели преследует законодатель при их установлении, какие формы и методы применяются для их сбора.

    Значение налогов в государстве видоизменялось в пределах каждого исторического этапа развития. Они рассматривались как:

    • средство распределения расходов казны среди налогоплательщиков в соответствии с их платежеспособностью;
    • форма принудительного изъятия денег;
    • индивидуально безвозмездные обязательные платежи, которые имеют вид принудительного отчуждения части активов в пользу правительства или муниципалитета.

    С экономической точки зрения, налог имеет две основные задачи:

    Юриспруденция дополняет перечень налоговых функций, выделяя:

    • социальную (распределительную);
    • контрольную (надзорную).

    Важно: чтобы быть реализованной, любая налоговая функция требует осознанного и целенаправленного управления со стороны государства. Такая деятельность имеет вид планирования, мотивации, координации и контроля.

    Сущность фискальной налоговой функции

    Во времена средневековья фискальная функция налогов рассматривалась как единственно актуальная. Поскольку пошлинами облагалась преимущественно земля и торговая деятельность (прообразы ЕСХН и подоходного налога), контроль над полнотой и своевременностью уплаты был прост.

    Необходимость реализации государством комплексной налоговой политики возникла в связи с индустриализацией, усложнением экономических и социальных отношений.

    Важно: фискальная функция отнесена к числу базовых. Ряд экономистов считают ее первичной, а все другие налоговые функции – производными. В некоторых источниках фискальная функция противопоставляется регулирующей. Это противоречит здравому смыслу. Взыскание части дохода населения и субъектов хозяйствования в пользу казны подразумевает перераспределение ВВП, а этот процесс имеет экономическую подоплеку.

    В целом, сущность фискальной функции налогов заключается в:

    • мобилизации финансовых ресурсов для выполнения целевых программ;
    • наполнении казны: формирование доходной части бюджетов;
    • перераспределении ВВП.

    back to menu ↑

    Регулирующая функция налогов

    Регулирующая функция обязательных платежей заключается во влиянии на структуру и динамику общественного производства с целью стимулирования научного и технического прогресса, эффективного размещения производительных сил.

    Результат реализации экономической функции имеет вид:

    • влияния на деловую активность;
    • усиления/ослабления накопления капиталов;
    • стимулирования/сдерживания развития отдельных секторов экономики;
    • увеличения/уменьшения платежеспособного спроса со стороны населения.

    Важно: регулирующая функция налогов позволяет сформировать систему рычагов, с помощью которых можно стимулировать развитие определенных сфер народного хозяйства, минимизировать издержки производителей социально значимой продукции, реализовать протекционистскую политику в отношении отдельных предприятий или целых отраслей.

    Контроль как одна из налоговых функций

    Контрольное значение налогообложения заключается в отслеживании уполномоченными госструктурами (в России – ФНС, ФТС) своевременности и полноты поступлений в бюджет. Система контроля предполагает также сопоставление уплаченных в казну сумм с прибылью и стоимостью активов налогоплательщика с целью пресечения использования незаконных схем налоговой оптимизации.

    Мобилизация средств в бюджет и контроль над хозяйственной деятельностью тесно переплетены. Об этом свидетельствует взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета, а также наделение ФНС рядом неналоговых полномочий:

    • регистрация создания/ликвидации субъектов хозяйствования;
    • ведение ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
    • контроль использования кассовых аппаратов и прочее.

    back to menu ↑

    Социальная функции налогов

    Множество споров возникает по поводу социальной функции налогов. С одной стороны, любой обязательный платеж подразумевает перераспределение, поскольку подразумевает изъятие средств в пользу государства. С другой, невозможно достоверно установить социальную функцию или мотивацию таких действий.

    • внедрен для угнетения игорного бизнеса, что является альтернативной его полного запрещения;
    • имеет целью справедливое налогообложение сверхдоходов в этой сфере; не предназначен для искоренения игорного бизнеса, поскольку это привело бы к сокращению поступлений в бюджет.

    Социальная функция налогов заключается в поддержании равновесия, корректировке соотношения доходов самых бедных и богатых граждан. Такая деятельность имеет вид:

    • сглаживания социального неравенства;
    • унификации медицинских и образовательных услуг;
    • предоставлении льгот, дотаций, пособий.

    Важно: функции налогов в государстве – уменьшить дифференциацию доходов разных слоев населения, способствовать снижению недовольства и социальной напряженности.

    Левоцентриские силы традиционно считают справедливой систему налогообложения с прогрессивной шкалой подоходного налога, акцизами на предметы роскоши.

    Табак, алкоголь, носильное золото, антиквариат будут пользуются спросом у богатых вопреки росту цен.

    Значение системы налогообложения

    Есть мнение, что налог не имеет никаких функций, поскольку его сущность сводится к изъятию денег.

    Фискальная и распределительная экономические функции – атрибут системы налогообложения в целом, поскольку ни один из обязательных сборов не может иметь определяющего значения на поведение участников экономических отношений.

    Отечественный законодатель декларирует стремление к совершенствованию налоговой системы.

    На протяжении многих лет налоговая политика была сориентирована на реализацию фискальной функции, в то время как экономическими функциями незаслуженно пренебрегали.

    И это несмотря на то, что в бюджетном послании на 2014-2016 года глава государства указывает на необходимость:

    • снижения налогового бремени;
    • создания благоприятных инвестиционного климата;
    • формирование условий для модернизации, повышения конкурентоспособности товаропроизводителей.

    Важно: реализация грамотной налоговой политики избавила Российскую систему налогообложения от излишнего налогового бремени. Однако ощущается недостаток налоговых льгот.

    Для российской экономики характерен дисбаланс: экспортные сырьевые и обслуживающие отрасли находятся в более благоприятных условиях, чем остальные. В таких условиях важное место в числе экономических функций должны занять стимулирующие и протекционистские мероприятия по отношению к другим отраслям. Их реализация должна обеспечиваться в том числе, посредством льготного налогообложения.

    Налоги и налогообложение. Урок 1. Введение в дисциплину

    Налоги и налогообложение. Урок 1. Введение в дисциплину

    Основные функции налогов в государстве: Подробный анализ

    Читать еще:  Налоговые доходы государства
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector