Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Закон о муниципальных предприятиях

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ
«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

С изменениями и дополнениями от:

8 декабря 2003 г., 18 декабря 2006 г., 24 июля, 1 декабря 2007 г., 2 июля 2010 г., 18, 19 июля, 6, 30 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 2 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 ноября 2014 г., 13 июля, 23 ноября 2015 г., 23 мая 2016 г., 18, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 3 августа, 28 ноября 2018 г., 2, 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

14 ноября 2002 г.

В соответствии с п. 6 ст. 113 ГК РФ определяется правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Устанавливаются следующие виды унитарных предприятий:

— унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (государственное предприятие или муниципальное предприятие);

— унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Законом определяются правоспособность унитарного предприятия (ст.3), требования к фирменному наименованию предприятия (ст.4), его филиалам и представительствам, (ст.5), порядок участия в других юридических лицах. Отдельная статья посвящена ответственности унитарного предприятия.

Определяется общий порядок учреждения унитарного предприятия (ст.8), требования к сведениям, которые должны содержаться в его учредительных документах (уставе).

Глава III определяет источники формирования имущества унитарного предприятия и требования к размеру и составу уставного фонда унитарного предприятия.

Статьей 12 установлено, что размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального предприятия — не менее чем 1000 МРОТ. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Определяется порядок формирования уставного, резервного и иных фондов, а также условия и порядок увеличения или уменьшения уставного фонда государственного (муниципального) предприятия.

Так как правоспособность государственного (муниципального) унитарного предприятия, в отличие от других коммерческих организаций, является специальной, Законом устанавливается порядок распоряжения имуществом предприятия. Движимым имуществом (в том числе произведенной продукцией) такое предприятие распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом, недвижимым — только с согласия собственника. Такое предприятие может распоряжаться имуществом лишь в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом. Сделки, совершенные государственным (муниципальным) предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.

Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом только с согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Казенное предприятие, как правило, самостоятельно реализует производимую им продукцию (работы, услуги).

Глава IV Закона устанавливает порядок управления унитарным предприятием. Предусмотрены определенные требования, предъявляемые к руководителю предприятия. Он не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, в число учредителей (участников) которого входит возглавляемое им унитарное предприятие.

Отдельная статья (ст.22) регламентирует порядок совершения сделок, в которых имеется заинтересованность. Такие сделки могут осуществляться только с согласия собственника имущества предприятия.

Собственник имущества государственного (муниципального) предприятия имеет право получать часть прибыли от использования предприятием имущества, находящегося в его хозяйственном ведении. Размер части прибыли, а также порядок и сроки перечисления прибыли определяется уставом предприятия.

Глава V Закона регулирует вопросы реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами Закона в срок до 1 июля 2003 года. Созданные до вступления в силу Закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев с этой даты.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 3 декабря 2002 г. N 230, в «Российской газете» от 3 декабря 2002 г. N 229, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4746

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. N 312-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

ФАС в СМИ: Госдума приняла закон о ликвидации унитарных предприятий до 2025 г.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий запрет на создание новых и ликвидацию либо реорганизацию существующих унитарных предприятий.

Документ подготовлен Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ, внесен в Госдуму правительством и принят депутатами в первом чтении 11 декабря 2018 г. Согласно редакции законопроекта, принятого в первом чтении, к 1 января 2021 г. государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), созданные до вступления в силу соответствующих норм и действующие на конкурентных товарных рынках, будут ликвидированы или реорганизованы.

При подготовке документа ко второму чтению этот переходный период было решено продлить до 1 января 2025 г.

Читать еще:  Методы анализа инвестиционного рынка

Запрет на создание ГУП и МУП не коснется случаев, когда оно предусмотрено федеральным законом, актом президента РФ или правительства. Исключение также составят унитарные предприятия, созданные в целях национальной безопасности и обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ.

Большая часть унитарных предприятий работают в сферах с развитой конкуренцией — в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, торговли и оказания услуг, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

На 1 января 2018 г. в России насчитывалось более 18,6 тыс. унитарных предприятий, что на 39% больше, чем на 1 января 2013 г., свидетельствуют данные ФАС.

Поправки ко второму чтению

Как подчеркнул ранее глава комитета Госдумы по экономической политике Сергей Жигарев, к законопроекту поступило 86 поправок, 28 из которых рекомендованы комитетом к принятию, а 58 — к отклонению.

По его словам, концепция правительства, которая предусматривает сокращение количества унитарных предприятий, ко второму чтению сохранена. При этом в результате доработки документа существенно расширен перечень оснований для создания унитарных предприятий, в частности, это случаи обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечение деятельности по развитию культуры, искусства и кинематографии и сохранению культурных ценностей, обеспечение деятельности за пределами территории РФ ряда федеральных органов исполнительной власти и корпорации «Росатом», рассказал депутат.

Установлен запрет на деятельность унитарных предприятий на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции (за исключением отмеченных выше случаев), если выручка унитарного предприятия от его деятельности превышает 10% совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. Это ограничение не применяется к унитарным предприятиям, созданным на основании федерального закона, актов президента РФ или правительства РФ, и к унитарным предприятиям, осуществляющим деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, унитарным предприятиям со статусом федеральной ядерной организации.

По инициативе членов Совета Федерации закон дополнен нормами, предусматривающими возможность принятия правительством РФ по мотивированному представлению главы субъекта РФ решения о создании или сохранении унитарного предприятия, если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации либо недопущения угрозы нормальной жизни населения в регионе.

Еще одной новацией закона стало смягчение последствий нарушений антимонопольного законодательства для унитарных предприятий по сравнению с редакцией, внесенной правительством РФ ранее, сообщил Жигарев.

Предусмотрено, что в случае нарушения антимонопольного законодательства учредителям унитарных предприятий выдается предупреждение о прекращении неразрешенных видов деятельности либо ликвидации предприятия. Одновременно внесены поправки об исключении необходимости получения разрешения антимонопольного органа для регистрации унитарного предприятия.

Госдума 22 ноября 2018 г. перенесла рассмотрение этого законопроекта в первом чтении из-за отсутствия антикоррупционной экспертизы проекта и других документов, которые, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, не были представлены в профильный комитет согласно процедуре.

6 декабря 2018 года были проведены парламентские слушания, в ходе которых представители ФАС напомнили, что президент РФ Владимир Путин просил определиться с будущим ФГУПов и МУПов, и эта тема входит также в национальный план развития конкуренции. **

Анализ отдельных норм Закона РФ от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Денис Мальковский,
юрисконсульт АФ «Фабер Лекс»

3 декабря 2002 года вступил в силу Закон Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее по тексту — Закон).

Необходимость в его принятии не вызывает сомнения, хотя бы уже ввиду огромного количества МУПов и ГУПов в нашей стране и отсутствие единого законодательного акта на федеральном уровне, регулирующего деятельность этих специфичных субъектов гражданского оборота. До настоящего времени вопросы по созданию и деятельности МУПов и ГУПов регулировались лишь несколькими статьями ГК Российской Федерации и многочисленными подзаконными актами правительства, министерств и ведомств, субъектов федерации и муниципальных образований.

Закон содержит значительное количество новелл и норм, не известных прежнему законодательству, регулирующему деятельность данных предприятий.

Так, он вводит запрет на создание государственными унитарными предприятими на базе закрепленного за ними имущества дочерних предприятий. Согласно п. 3 ст. 37 Закона созданные унитарными предприятиями до вступления в силу настоящего Федерального закона дочерние предприятия подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев со дня вступления Закона в силу. Следовательно, уже сейчас руководители всех ГУПов, имеющих дочерние унитарные предприятия, должны начать работу по подготовке реорганизации. В этом процессе возникает значительное количество юридических вопросов, требующих профессионального подхода к их разрешению, например, вопросы о будущем трудовых коллективов и администрации дочерних предприятий.

Новой является также обязанность указания в уставах унитарных предприятий кроме цели и предметов деятельности еще и видов деятельности. Теперь всем их контрагентам необходимо установить, что сделка, соответствуя общей цели деятельности предприятия, не выходит за рамки предмета деятельности, указанного в уставе, а также убедиться, что ее совершение соответствует одному определенному виду такой деятельности.

Пункт 2 ст. 6 Закона установил, что решение об участии унитарного предприятия в других юридических лицах может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Распоряжение приобретенной долей участия также может осуществляться лишь с согласия собственника (второй абзац п. 2 ст. 6 Закона).

Пункт 5 ст. 8 Закона устанавливает, что порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Стоимость же имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Согласно ст. 7 Закона РФ «Об оценочной деятельности» в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определен конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.

Согласно п. 3 ст. 9 Закона устав унитарного предприятия должен содержать, в числе прочего, и описание порядка назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. Получается, что в случае изменения публичного акта, устав унитарного предприятия окажется в соответствующей части противоречащим этому акту, и в устав необходимо будет внести изменения.

В качестве меры по ужесточению контроля над унитарными предприятиями со стороны собственников можно рассматривать правило п. 4 ст. 9 Закона, в соответствии с которым в уставе предприятия должны быть также определены и направления использования прибыли. Можно предположить, что на практике будут предприняты попытки использования данной нормы Закона для оспаривания соответствующих сделок предприятия.

В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (аналогичное правило содержится в п. 2 ст. 19 Закона для казенных предприятий). Выходит, что несмотря на полученное ранее согласие собственника на распоряжение объектом недвижимости, сделка может оказаться недействительной на основании ст. 168 ГК РФ и п. 3 ст. 18 Закона. Сама формулировка «в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную деятельность» является оценочной. И это еще один повод задуматься, стоит ли в качестве контрагента по договору избирать унитарное предприятие.

Пунктом 4 статьи 18 Закона установлено, что государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Фраза «сделки, связанные с иными обременениями» при буквальном толковании указывает на то, что согласия собственника требуют вообще все сделки, из которых может возникнуть обязанность (или прекращение права при переводе долга) государственного или муниципального предприятия! Ясно, что законодатель подразумевал нечто иное. До тех пор, пока п. 4 ст. 18 Закона не обретет устойчивости в судебном толковании, всякий осмотрительный контрагент государственного или муниципального унитарного предприятия должен был бы потребовать предоставления ему доказательств того, что собственник имущества одобряет данную сделку государственного или муниципального предприятия.

Читать еще:  Списание муниципального имущества из казны

Согласно ст. 19 Закона казенные предприятия распоряжаются любым своим имуществом, за исключением произведенной продукции (работ, услуг), лишь с согласия его собственника. В отношении казенных предприятий также установлено правило о допустимости распоряжения (даже при наличии согласия собственника) только в пределах, не лишающих унитарное предприятие возможности осуществлять уставную деятельность.

Совершение сделки с заинтересованностью должно быть одобрено собственником имущества унитарного предприятия. В соответствии со ст. 23 Закона собственником должно быть одобрено также и совершение предприятием крупной сделки. Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. Согласно п. 2 ст. 23 Закона стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества — на основании цены предложения такого имущества. Цена предложения – понятие относительной определенности, ведь возможна ситуация, когда имущество предлагается к продаже по одной цене, а приобретается по другой, возможно, по более высокой. Предпочтительней была бы формулировка Закона РФ «Об акционерных обществах» – «цена приобретения».

Интересна норма, установленная пунктом 3 ст. 29 Закона, определяющая, что изменение вида унитарного предприятия (основанное на праве хозяйственного ведения, основанного на праве оперативного управления) не является реорганизацией, а, исходя из этого, и не влечет необходимости уведомления об этом кредиторов, которые могли бы в соответствии со ст. 60 ГК РФ потребовать прекращения или досрочного исполнения заключенных договоров.

Очень важное значение имеет ст. 37 Закона, в соответствие с которой уставы унитарных предприятий со дня вступления Закона в силу применяются в части, ему не противоречащей; уставы унитарных предприятий подлежат приведению в соответствие с нормами Закона в срок до 1 июля 2003 года.

Таким образом, очень важно, чтобы администрация унитарных предприятий, уполномоченные органы государства и муниципальных образований уже сейчас активизировали работу по внесению изменений в уставы унитарных предприятий, почти сто процентов которых в той или иной степени противоречат новому Закону. Невыполнение этого требования может привести к значительным трудностям в участии унитарных предприятий в хозяйственном обороте. Так, например, неопределение предмета, цели и вида деятельности предприятия ставит под вопрос возможность заключение любых гражданско-правовых сделок.

Подводя итог, можно сказать, что Закон в большей степени нацелен на защиту интересов государства и муниципальных образований (т.е., собственников), ограничение самостоятельности унитарных предприятий, дополнительной формализации их деятельности, что, на мой взгляд, приведет к некоторому страху иметь дело с унитарными предприятиями.

Следовательно, любая сделка с унитарным предприятием, особенно на значительные суммы, предварительно должна быть тщательно проработана юристами, в ином случае в нашей политически и экономически нестабильной стране существует большая вероятность «получить» ничтожность сделки с унитарным предприятием и, соответственно, убытки.

Виды унитарных предприятий. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

В данной статье подробно рассмотрим понятие и виды унитарных предприятий. Кроме того, коснемся положений соответствующего Федерального закона от 14.11.2002 N 161, изучим правовое положение унитарных учреждений и их особенности.

Понятие унитарной структуры

В соответствии с ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под структурой такого типа необходимо понимать учреждение коммерческого характера, которое не обладает правом владения тем имуществом, которое закреплено за ним владельцем. Важно отметить, что имущественные комплексы унитарных учреждений неделимы. Они не могут быть распределены по долям, вкладам или паям. Собственником имущества унитарного предприятия является, как правило, субъект РФ или же образование муниципального типа. Таким образом, основной отличительной чертой унитарных структур служит отсутствие права собственности на имущественные комплексы.

Унитарность

Далее целесообразным будет рассмотреть сущность коммерческих организаций представленного плана. Под унитарностью необходимо рассматривать специфическую форму, в соответствии с которой может быть организована деятельность. Среди ее характеристик важно отметить следующие:

  • Формирование юридического лица через выделение владельцем определенных имущественных комплексов, а не через объединение имущества целого ряда лиц.
  • Сохранение права собственности на имущественную массу за учредителем.
  • Неделимость имущественных комплексов.
  • Закрепление имущественной массы за юридическим лицом в соответствии с ограниченным вещным правом (это могут быть предприятия, основанные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения).
  • Исключение членства.
  • Единоличные управленческие органы.

Причины создания и цель деятельности

Прежде чем рассмотреть виды унитарных предприятий, целесообразно изучить ключевые причины их создания и соответствующие цели. Так, основными причинами формирования унитарных структур являются следующие:

  • Реализация деятельности, связанной с решением задач социального значения. Сюда необходимо отнести продажу товарной продукции определенного типа и услуг по максимально низким ценам, а также организацию интервенций товарного и закупочного характера по товарным продуктам первой необходимости.
  • Обеспечение отдельных разновидностей деятельности дотируемого плана, а также ведение производств убыточного характера.
  • Необходимость использования имущественных комплексов, приватизация которых запрещается.

Руководитель унитарного предприятия обязуется сделать все для того, что основная цель деятельности была достигнута. Это не что иное, как решение задач государственного плана на коммерческой основе.

Правовое положение

Важно отметить, что правила, предусмотренные статьями 113-115, а также 294-297 ГК РФ, обеспечивают регулирование лишь правового положения структур. Однако они не затрагивают обязанности и права сотрудников, как это делается в отношении членов производственных кооперативов или хозяйственных обществ. Обязанности и права специалистов, прежде всего, определяются трудовым правом. Если такая коммерческая организация, как унитарное предприятие, с согласия владельца внесла вклад в общество хозяйственного типа, то полученная прибыль не может быть распределена между сотрудниками учреждения – она будет числиться как имущество данного предприятия.

Имущественная масса, которая выделяется унитарной структуре при ее формировании, находится в муниципальной собственности или собственности государства. Она принадлежит унитарному предприятию на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, как было отмечено выше. Стоит дополнить, что в фирменное наименование учреждения унитарного типа так или иначе должно входить указание на владельца его имущественных комплексов. Кроме того, в уставе четким образом указывается, кому именно (РФ, какому конкретно субъекту и органу самоуправления местного характера) принадлежит имущественная масса унитарной структуры в соответствии с правом собственности. Стоит иметь в виду, что унитарное учреждение отвечает по собственным обязательствам всем имуществом, но не отвечает по обязательствам владельца этого имущества. Управленческим органом рассматриваемого типа структур выступает руководитель. Он назначается владельцем или уполномоченным владельцем органом.

Виды унитарных предприятий

В соответствии с действующим гражданским законодательством существуют предприятия, которые основаны на праве хозяйственного ведения (ГУПы, МУПы) или на праве оперативного управления (КУПы, то есть казенные предприятия федерального типа). Рассмотрим их подробнее.

Положения предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, сегодня регламентируются статьей 114 ГК РФ. Их создание осуществляется по решению соответствующего государственного органа или структуры местного самоуправления, которая является уполномоченной. Учредительной бумагой унитарного учреждения служит его устав, утверждаемый ведомством, министерством или иным органом федерального значения. В соответствии с действующим на территории РФ законодательством на устав возложено регулирование и координация деятельности в данной области управления (отрасли). Устав муниципальной или государственной структуры должен содержать, помимо стандартной информации, необходимой для каждого ЮЛ, сведения касательно предмета и целей деятельности, а также размера уставного фонда учреждения.

Читать еще:  Решение совета депутатов пушкинского муниципального района

Иные аспекты хоз. ведения

Унитарное предприятие сегодня является единственной организацией коммерческого характера, которая обладает гражданскими обязанностями и правами, напрямую относящимися к деятельности, указанной в уставе. Важно отметить, что размер уставного фонда государственной структуры должен равняться или превышать сумму, 5000-кратную размеру месячной оплаты труда по минимальной ставке, а муниципальной – должен равняться или превышать 1000 МРОТ. Кроме того, уставной фонд учреждения должен оплачиваться владельцем в полной мере в течение 90 дней после государственной регистрации.

Владелец имущественной массы рассматриваемого вида унитарного предприятия не отвечает в соответствии с обязательствами этого предприятия. Исключение составляют ситуации, при которых банкротство (экономическая несостоятельность) структуры вызвана по причине указаний собственника. Устав дочерней компании утверждается учредителем, он же назначает руководителя.

Оперативное управление

Унитарными предприятиями, которые основаны на праве оперативного управления, считаются предприятия казенного типа в соответствии со статьей 115 ГК РФ. Образуются они на основе имущественной массы, которая находится в федеральном владении, владении субъектов России, а также муниципальной собственности. Стоит отметить, что основной учредительной бумагой казенной структуры является устав, который утверждается правительством РФ, ее субъектом или структурой местного самоуправления. Собственник – он же учредитель – имеет абсолютное право на:

  • Изъятие излишней имущественной массы.
  • Изъятие неиспользованных имущественных комплексов.
  • Изъятие имущества, которое применяется не по назначению.

Другие аспекты оперативного управления

Стоит иметь в виду, что казенная структура не имеет права распоряжаться движимыми и недвижимыми имущественными комплексами, если нет специального разрешения от владельца. Фирменное название структуры, основанной в соответствии с правом оперативного управления, должно включать указание на то, что учреждение считается казенным. РФ, ее субъект или образование муниципального типа отвечают по обязательствам казенной структуры в случае недостаточности ее имущественных комплексов. Казенное учреждение может быть ликвидировано или реорганизовано в соответствии с решением правительства страны, определенного субъекта или государственного органа местного самоуправления.

Федеральный закон

Далее целесообразно рассмотреть ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Он состоит из шести следующих глав:

  • Общие положения. Данная глава включает в себя семь статей.
  • Учреждение унитарного предприятия. Глава состоит из трех статей.
  • Уставный фонд и имущество унитарного предприятия. Глава включает в себя девять статей.
  • Управление унитарным предприятием. Глава состоит из девяти статей.
  • Ликвидация и реорганизация унитарных предприятий. Глава включает в себя семь статей.
  • Переходные и заключительные положения. Глава состоит из трех статей.

Особенности финансов

В заключение рассмотрим финансовый вопрос унитарных предприятий. Отличительной чертой финансов унитарных структур может служить применение ими бюджетных источников финансирования, носящих целевой характер. Важно отметить, что ассигнования из местных, регионального и федерального бюджетов, прежде всего, направляются на реализацию отдельных мероприятий и программ социальной природы. Данные ассигнования имеют форму субсидий, субвенций или дотаций.

Под субсидиями следует понимать средства из бюджетов разных уровней, которые предоставляются на условиях частичного финансирования расходов, связанных с реализацией проектов и программ. Эти средства используются также для развития и осуществления деятельности унитарных структур, которая прописана в уставе. Субвенции необходимо рассматривать как деньги из бюджетов разных уровней, которые предоставляются безвозмездно. Стоит дополнить, что одной из самых популярных разновидностей субвенций является грант. Он может предоставляться в собственность или в целях пользования как в денежном варианте, так и в имущественном.

Закон об унитарных предприятиях в новой редакции

Государственные и муниципальные предприятия, которые находятся в собственности государства называются унитарными. Правила формирования и деятельности данных учреждений регламентируется законом № 161-ФЗ.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” был принят 14 ноября 2002 года (номер 161). ФЗ-161 регламентирует порядок создания, управления и ликвидации госучреждений, а также устанавливает их статус и правовую основу.

Краткое содержание закона по главам:

  • Глава 1 предусматривает общие положения закона, описывает статус государственных предприятий и особенности их организации;
  • Глава 2 устанавливает порядок учреждения унитарных предприятий;
  • Глава 3 описывает имущественный и уставной фонд государственных фирм и особенности его использования;
  • Глава 4 предписывает порядок управления унитарных госучреждений;
  • Глава 5 предусматривает правила ликвидации и реорганизации госорганизаций;
  • Глава 6 устанавливает особенности вступления настоящего законодательства в силу и взаимодействия с другими правовыми актами.

ФЗ-161 регулярно редактируется и улучшается с целью совершенствования правового механизма управления государственных предприятий. Последние изменения состоялись 29 декабря 2017 года.

Читайте также о национальной платежной системе (161 ФЗ). Подробности здесь:

Основные положения 161 ФЗ

Унитарное предприятие по ФЗ-161 определяется как коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закреплённое за ней имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные организации. Имущество подобного учреждения принадлежит Российской Федерации, её субъекту или муниципальным образованиям.

Унитарные государственные предприятия обладают следующими особенностями:

  • имущество принадлежит единой организации на праве хозяйственного владения или оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по частям, даже среди работников учреждения;
  • унитарное образование не может создавать дочерние организации и передавать им имущество;
  • не допускается приобретение от своего имени личных имущественных и неимущественных прав, а также выступать ответчиком или истцом в суде;
  • предприятие должно иметь собственный баланс;
  • целостная организация должна иметь круглую печать, содержащую её полное название и месторасположение;

На основе права собственности выделяются два типа унитарных учреждений:

  • федеральное государственное предприятие, если основано на праве хозяйственного ведения имущества;
  • федеральное казённое предприятие, если основано на праве оперативного управления имущества.

Последние поправки, внесенные в текст закона

В ходе последнего изменения от 29.12.2017 года был исправлен пункт 4 статьи 24.1, предусматривающий право унитарных образований, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленных комплексов, открывать счета в федеральной корпорации “Внешэкономбанк”, если данное условие предусматривается законом о банке развития от 17.05.2007.

Статья 21 предусматривает следующие полномочия руководителя унитарного предприятия:

  • Руководитель указанной организации является единым исполнительным органом. Он назначается собственником имущества единого учреждения и отчитывается только перед ним.
  • Руководитель вправе действовать от имени предприятия без доверенности. В его полномочия входит:
    • представление интересов организации;
    • заключение сделок от имени унитарного учреждения;
    • утверждение структуры и штата;
    • трудоустройство работников;
    • заключение и изменение трудовых договоров;
    • издание приказов, в установленном законом порядке;
    • организация и выполнение решений собственника имущества;
  • Руководитель не вправе занимать другие оплачиваемые должности. Исключения составляют преподавательская, научная или другая иная творческая деятельность.
  • Руководитель должен быть аттестован в порядке, установленном собственником имущества целостного предприятия;

Статья 22 описывает особенности заинтересованности в совершении сделок унитарным предприятием:

  • Сделка, в которой просматривается заинтересованность руководителя единого предприятия, может быть заключена только с согласия собственника имущества;
  • Руководитель признаётся заинтересованным, если члены его семьи или близкие родственники:
    • являются одной из сторон сделки или выступают в качестве заинтересованных третьих лиц;
    • владеют более двадцати процентов акций юридического лица, которое заключает сделку с унитарной организацией;
    • занимают управляющие места в фирме, являющейся одной из сторон сделки;
    • в других случаях, установленных уставом предприятия;
  • Руководитель обязан сообщать собственнику следующую информацию:
    • сведения об организациях, в которых его родственники или члены семьи занимают руководящие посты;
    • данные об юридических лицах, акциями которых владеют его родственники или члены семьи;
    • другая информация о возможных или совершаемых сделках, в которых его могут признать заинтересованным;
  • Сделка, в которой руководитель оказался заинтересован, признаётся недействительной в соответствии с иском унитарного предприятия или собственника имущества.

Статья 23 рассматривает специфику крупных сделок:

  • Крупной считается сделка или их взаимосвязанный ряд, в результате чего происходит отчуждение у унитарного предприятия суммы в размере более десяти процентов уставного фонда или превышающей в пятьдесят раз минимальный размер оплаты труда;
  • Для установления размера крупной сделки используются:
    • для отчуждённого имущества — данные бухгалтерского учёта;
    • для приобретённого — цена предложения;

Решение о совершении крупной сделки принимается собственником имущества унитарного образования.

Скачать закон об унитарных предприятиях

Скачать текст Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” в последней редакции. Предоставленный документ предназначен для подробного изучения положений закона и будет полезен для юристов, собственников и учредителей.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector