Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сдача в субаренду муниципального имущества

Субаренда без согласия арендодателя

При пользовании арендованным имуществом арендатор обязан строго руководствоваться положениям Гражданского кодекса и заключенного договора с арендодателем. В числе прав арендатора при пользовании имуществом в ГК РФ прописано и право сдавать это имущество полностью или частично в субаренду, но только лишь с согласия арендодателя. Как защититься, если все же была оформлена субаренда без согласия арендодателя и какие последствия грозят сторонам?

Правовая сущность субаренды

При субаренде изначальные права и обязанности арендатора по заключенному соглашению переходят другому лицу – субарендатору, вот только ответственность перед арендодателем остается за первоначальным арендатором.

  • Новый договор не может быть заключен на срок более чем изначальный договор аренды;
  • Всю ответственность за возможные последствия при сдаче имущества в субаренду несет первоначальный арендатор;
  • Арендатор является получателем выгоды и прочих благ ввиду сдачи имущества в субаренду, перед арендодателем он же исполняет обязательства сугубо в рамках достигнутых с ним условий.

Говоря прямо, если арендатор пользуется имуществом за 50 тысяч рублей в месяц, но найдет, кому его сдать за 100 тысяч – то арендодатель не вправе предъявлять ему никаких претензий при условии соблюдения порядка сдачи имущества в субаренду.

Часть 2 ст. 615 ГК РФ дает право арендатору сдавать имущество в субаренду, но лишь с согласия арендодателя. При этом оговорки «если иное не установлено договором» в статье нет.

Президиум ВАС в своем разъяснении N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой» (в. 18) указал, что не имеет значения способ выражения согласия арендодателя на сдачу имущества в субаренду. Вплоть до указания на это в договоре путем делегирования арендатору такового права или же прямого указания на отсутствие необходимости согласия. Вот как могут выглядеть формулировки в договоре:

То есть во втором случае согласие не требуется, но нужно лишь поставить в известность арендодателя.

Частью первой той же статьи установлено, что арендатор пользуется имуществом в соответствии с оговоренными участниками соглашения условиями.

Получается, условия о субаренде могут быть урегулированы следующим образом:

  1. Без их отражения в договоре – в этом случае действуют нормы ст. 615 ГК РФ и согласие обязательно.
  2. В договоре без указания на необходимость получения согласия арендодателя (пример выше).
  3. В договоре с указанием не необходимость получения согласия.

Субаренда без согласия арендодателя: последствия

Часть 3 ст. 615 ГК РФ более чем очевидно гласит, что нарушение условий использования имущества – веское основание для прекращения договора и возмещения всех убытков.

При этом не имеет никакого значения «тяжесть» и объем нарушений – у арендодателя априори есть право потребовать расторгнуть договор и отменить все обязательства.

При этом арендодатель может потребовать:

  1. Расторжения договора аренды;
  2. Признания договора субаренды недействительным.

С мая 2013 года в ГК РФ внесены изменения, касающиеся оспоримых сделок. В частности к отношениям «арендатор-субарендатор» может быть применена ст. 173.1 ГК РФ, которая подразумевает недействительность сделки, если для заключения оной не было полученное обязательное по закону согласие третьего лица.

В нашем случае третьим лицом будет являться арендатор, а обязанность получить согласие прямо прописана в законе.

При расторжении договора арендатор будет обязан возместить все понесенные убытки, в числе которых может быть, например, возмещение ущерба имуществу, если оно повреждено субарендатором или же созданы препятствия для нормальной работы других арендаторов или самого арендодателя.

Что говорит судебная практика?

До введения в действие ст. 173.1 ГК РФ практика судов в целом была очевидна – сдача в субаренду имущества без получения явного согласия от арендодателя неминуемо влекла расторжение договора по требованию арендодателя.

Например, Постановление ФАС СКО от 3 августа 2006 г. N Ф08-2810/06 по требованиям о расторжении договора аренды или постановление 15-го ААС от 15 октября 2012 г. N 15АП-12348/12 по требованию о признании договора субаренды ничтожным.

Суды при отсутствии согласия арендодателя практически всегда занимали его сторону, расторгая договор аренды за нарушение существенных условий использования имущества. Обратных примеров в моей практике не было.

ВАЖНО: При признании договора аренды незаключенным субарендатор может потребовать от арендатора возмещения денежных средств, ранее ему уплаченных. Вот только суд с большой долей вероятности откажет в иске, поскольку помещение фактически находилось в пользовании субарендатора, а потому факта неосновательного обогащения не усматривается (пример: Постановление ФАС УО от 25 июля 2011 г. N Ф09-4326/11). Но лишь при условии, если ставка аренды не была завышена и соответствовала рыночным реалиям.

С принятием статьи 173.1 ГК РФ ничего кардинально не поменялось – разве что в законе теперь явно прописано еще одно веское основание для признания договора недействительным. Суды по-прежнему занимают сторону истца, признавая договор субаренды незаключенным (см. дело ФАС СЗО от 11 марта 2016 года А05-1741/2016).

Если у вас имеются какие-либо вопросы, связанные с заключением, исполнением или расторжением договора аренды, я всегда готов оказать необходимую правовую помощь. Задайте свой вопрос по телефону (8452) 93-98-33 или обратитесь за консультацией в офис.

Можно ли сдать в субаренду недвижимое муниципальное имущество? Нужны ли торги?

Недвижимое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП. Данное унитарное предприятие выставило свое недвижимое имущество на аукцион, чтобы найти желающих на аренду. Наша организация торги выиграла. Получила право арендовать недвижимость. После 31.08.2012 года мы хотим часть зданий, арендованных нами, сдать в субаренду. Хотелось бы узнать есть ли разница между договором субаренды, если арендатор выиграл право на аренду имущества во время аукциона. А точнее: надо ли нам также проводить торги, чтобы сдать арендуемое имущество в субаренду. Надо ли получать разрешение на субаренду? У кого ее получать: у арендодателя или прямого собственника недвижимого имущества?

Согласно положениям Гражданского кодекса:

Статья 608
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Статья 615
2. Арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем).

Из изложенных положений закона следует, что:

1) Арендодателем, помимо собственника может выступать иное лицо, управомоченное законом сдавать имущество в аренду. Унитарное предприятие уполномоченно сдавть имущество с согласия собственника данного имущества.

2) Так как арендодателем является унитарное предприятие, то получать согласие на сдачу данного имущества в субаренду Вам необходимо именно у него, а не у собственника.

При этом согласно положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

Статья 17.1
1. Заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

Продолжение ответа

Из изложенных выше положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что заключение договора субаренды государственного имущества возможно только по результатам конкурса или аукциона.

Но из данного правила существуют исключения, а именно в том случае если имущество передавается в субаренду лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов (п. 16, ч.1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Таким образом, Вы вправе сдать арендованное имущество без проведения торгов, но с согласия арендодателя — ФГУП.

С уважением, Алексей.

Воронину С.В.

В своем ответе Вы ссылаетесь на часть 4 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» которая утратила силу с 05.01.2012 и в настоящий момент не применяется.

Поэтому, на нее нельзя опираться при даче консультации.

Консультация юриста бесплатно

Частью 4 статьи 17.1. Федерального закона РФ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, от 26 июля 2006 года предусмотрено, что лицо, которому предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения, права на которые предоставлены, и составлять более чем двадцать квадратных метров.

Читать еще:  Налогообложение государственных муниципальных учреждений

Таким образом, сдача имущества, арендованного у ФГУП, в субаренду возможна, но при следующих условиях:

— имеется согласие собственника имущества на сдачу в субаренду;

— площадь сдаваемого в субаренду имущества более 20 квадратных метров;

— общая площадь, сдаваемого в субаренду имущества, не может превышать десять процентов площади помещений, переданных в аренду.

ФАС России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся применения статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.
Разъяснения ФАС России от 05.06.2012 «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ) и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.10.2011 N 732 и от 30.03.2012 N 203)» .
Сообщается, в частности, что:
заключение любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, должно осуществляться в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции. При этом исключения, установленные частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, распространяются на заключение договоров в отношении государственного и муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции;
организатор торгов обязан заключить договор аренды государственного или муниципального имущества с единственным участником торгов, единственным заявителем (в случае соответствия заявки на участие в торгах, поданной единственным заявителем, требованиям, установленным документацией о торгах, в том числе требованиям к участникам торгов) на условиях, предусмотренных документацией о торгах;
минимальным сроком предоставления прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является один день;
неразмещение информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров на официальном сайте торгов будет являться нарушением «Правил проведения конкурсов или аукционов. «, статей 17, 17.1 Закона о защите конкуренции, что в соответствии с частью 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции является основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА СУБАРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА

Достаточно большое количество объектов недвижимого имущества, которые являются собственностью города Санкт-Петербурга, сдаются городом в аренду. Нередки случаи, когда арендаторы таких объектов недвижимого имущества решают сдать арендуемое помещение в субаренду. Об особенностях заключения договора субаренды государственного имущества пойдет речь в данной статье.
Достаточно большое количество объектов недвижимого имущества, которые являются собственностью города Санкт-Петербурга, сдаются городом в аренду. Нередки случаи, когда арендаторы таких объектов недвижимого имущества решают сдать арендуемое помещение в субаренду.

Однако процедура сдачи указанного недвижимого имущества в субаренду, именно в связи с нахождением арендуемого помещения в государственной собственности, может занять длительный период времени. Кроме того, данная процедура имеет некоторые особенности, которыми могут попытаться воспользоваться нечистоплотные люди, проще говоря, мошенники.
Особенностью сдачи государственного имущества в субаренду является обязательное условие о проведении торгов на право заключения договора субаренды, даже если арендатором и, соответственно, субарендатором, являются частные лица. Требование об обязательном проведении торгов установлено статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

Порядок проведения торгов на право заключения договора субаренды находящегося в государственной собственности имущества установлен приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 г. № 67.
Перед проведением торгов необходимо получить согласие собственника имущества в лице КУГИ Санкт-Петербурга на заключение договора субаренды. В настоящее время непосредственным организатором торгов переданного в аренду имущества КУГИ, либо Фонд имущества не выступают, предоставляя право организации и проведения торгов арендатору имущества.

Арендатор, являющийся организатором торгов, создает конкурсную или аукционную комиссию в количестве не менее пяти человек, которые не должны быть заинтересованы в результате торгов (к примеру, в состав комиссии не могут входить физические лица, подавшие заявки на участие в торгах либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки).

Далее организатор торгов размещает информацию о проведении торгов на специализированном сайте – torgi.gov.ru. Непосредственно размещение информации на данном сайте бесплатно, необходимо будет только нотариально заверить подпись на заявлении о регистрации на сайте.

Документы для регистрации на сайте необходимо направлять в Москву, в ОАО «Ростелеком», в связи с чем при совершении данных действий по доверенности необходимо предусмотреть полномочие на представительство в ОАО «Ростелеком».
Извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
В извещении указываются сведения об организаторе торгов, об имуществе, которое передается в субаренду, начальная цена и срок действия договора, срок, место и порядок предоставления конкурсной документации, а также вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, а также конкурсная документация, включающая в себя текст договора субаренды.

Начальная цена договора должна определяться экспертным путем в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности».
После размещения извещения на официальном сайте начинается процедура подачи заявок на участие в торгах.
Заявки на участие в торгах могут подать недобросовестные участники, целью которых является не победа в торгах, а только участие в них, при этом, как правило, они участвуют только в торгах, проводимых в форме аукциона. Подобные участники повышают цену до бесконечности, особенно если видят, что другой участник крайне заинтересован в выигрыше торгов. Целью «участников» является банальный откуп от них, после чего они перестают участвовать в торгах. Одним из возможных вариантов для отсечения подобных «участников» торгов может являться установление условия о внесении задатка в размере, например, месячной арендной платы.

После окончания срока принятия заявок аукционная (или конкурсная) комиссия осуществляет вскрытие заявок, определяет участников торгов и проводит непосредственно торги, с победителем которых заключается договор субаренды. Обязательным условием при проведении торгов является фиксация торгов с помощью аудио или видеозаписи.

Завершающим этапом для заключения договора субаренды находящегося в государственной собственности имущества является регистрация данного договора в органах государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В целом, поскольку процесс проведения торгов на право заключения договора субаренды достаточно трудоемок и требует составления большого количества объемных документов, в которых необходимо предусмотреть все возможные последствия (поскольку изменять опубликованный в составе конкурсной документации договор субаренды законом запрещено), для осуществления данной процедуры лучше всего обратиться к специалистам юридической фирмы Логос, имеющим практический опыт в проведении торгов, что позволит не только достигнуть необходимого положительного результата, но и максимально сократить время, необходимое для проведения торгов и регистрации договора субаренды.

Последствия сдачи имущества в субаренду без согласия арендодателя

Организация арендовала имущество и сдавала его в субаренду. А через какое-то время обнаружила, что по условиям договора она не имела права это делать. В договоре был прямой запрет арендодателя на сдачу имущества в субаренду. Выясним юридические и налоговые последствия несогласованной субаренды для всех участников сделки.

Гражданско-правовые последствия

Арендодатель вправе проверить, как его имущество используется арендатором. Узнав о нарушении своего запрета на субаренду, арендодатель может оформить акт проверки. Как правило, этот документ составляется комиссией из представителей компании-арендодателя при участии арендатора. При этом представителю арендатора необходимо поставить в акте свою подпись. В случае его отказа подписать акт проверки арендодателю следует зафиксировать в акте этот факт. На основании акта проверки арендодатель направляет арендатору письменное предупреждение (уведомлени е) ст. 619, п. 2 ст. 452 ГК РФ с требованием:

  • в определенный срок расторгнуть договор аренды и вернуть имущество;
  • выселить субарендатора и использовать имущество в соответствии с условиями договора.
Читать еще:  Государственное и муниципальное имущество

Если арендатор выполнит требования, то на этом последствия для него могут и закончиться. Но если мирным способом урегулировать вопрос не удастся, спор может быть передан на рассмотрение суда. Какой иск предъявит арендодатель в суд, зависит от того, хочет ли он прекратить договорные отношения с нерадивым арендатором вообще или же ему достаточно выселить субарендатора.

ВАРИАНТ 1. Арендодатель намерен прекратить договорные отношения с арендатором

Тогда арендодатель может:

  • обратиться в суд с требованием о досрочном расторжении договора аренды на основании того, что арендатор существенно нарушил условия этого договор а п. 3 ст. 615, ст. 619 ГК РФ .

Если в договоре аренды сразу предусмотреть такое основание для одностороннего отказа от договора, как нарушение арендатором того или иного условия договора (в нашем случае — нарушение запрета на сдачу в субаренду), то арендодатель может отказаться от исполнения договора аренды в любой момент без обращения в суд п. 3 ст. 450, ст. 619 ГК РФ; п. 27 Информационного письма Президиума ВАС от 11.01.2002 № 66 .

Если вы арендовали помещение под магазин, а потом сдали его в субаренду… под магазин, то подмену, возможно, и не сразу заметят

Последствиями расторжения договора аренды будет возврат арендатором и, соответственно, субарендатором имущества арендодател ю статьи 301, 303 ГК РФ . Арендные платежи, уплаченные арендатором до момента расторжения договора, арендодатель не возвращае т п. 4 ст. 453 ГК РФ ;

  • потребовать от арендатора уплаты штрафа, если он был предусмотрен договоро м п. 1 ст. 330 ГК РФ ;
  • потребовать от арендатора возмещения убытков, например ущерба, причиненного имуществу арендодател я п. 5 ст. 453, ст. 622 ГК РФ .

Суды в основном требования арендодателей о расторжении договора аренды удовлетворяют, если соблюден досудебный порядок урегулирования спора, то есть направлено предупреждение (уведомлени е) Постановления ФАС ДВО от 06.03.2014 № Ф03-278/2014; ФАС УО от 27.06.2014 № Ф09-3668/14; ФАС ЦО от 22.10.2012 № А35-9341/2011 .

Таким образом, невнимательность арендатора к условиям договора может обернуться для него значительными материальными издержками и прочими неприятностями, связанными с досрочным возвратом имущества.

ВАРИАНТ 2. Арендодатель хочет выселить субарендатора

Если же арендодателю будет достаточно только выселить субарендатора, не расторгая при этом договор аренды, то он может обратиться в суд с требованием о признании договора субаренды между арендатором и субарендатором недействительным и возврате имущества арендатор у п. 2 ст. 167, п. 1 ст. 173.1, пп. 2, 3 ст. 615 ГК РФ . Суд в этом вопросе поддерживает арендодателя и удовлетворяет его требования, а также обращает внимание на то, что субарендатор должен знать о необходимости получения согласия арендодателя и при заключении договора ему нужно проявлять осмотрительност ь Постановление 18 ААС от 15.09.2014 № 18АП-9711/2014 .

В случае если договор субаренды будет признан недействительным, субарендатор будет обязан возвратить арендатору (субарендодателю) арендованное имуществ о п. 2 ст. 167 ГК РФ . При этом арендатор (субарендодатель) не должен возвращать субарендатору полученные им платежи, так как они являются платой за фактическое пользование имущество м Постановление ФАС МО от 08.07.2014 № Ф05-6553/2014 .

Налоговые последствия

А теперь рассмотрим последствия несогласованной аренды, если ее выявили налоговики. Больше всех в описанной нами ситуации рискует субарендатор. На первый взгляд, нет ничего страшного в том, что он учитывает при налогообложении прибыли субарендные платежи. Ведь отсутствие согласия арендодателя является нарушением гражданского законодательства, а не налогового. Но налоговики на местах могут отказать субарендатору в признании налоговых расходов по договору субаренды и в вычетах НДС с субарендных платежей, так как согласие собственника помещения на передачу имущества в субаренду обязательн о п. 2 ст. 615 ГК РФ . В такой ситуации субарендатору, вероятнее всего, придется отстаивать свою позицию в суде. Но есть судебное решение в пользу налогоплательщик а Постановление ФАС МО от 03.06.2013 № А40-68327/12-107-375; п. 11 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 .

Претензии налоговиков к арендатору маловероятны: контролерам невыгодно считать сделку с субарендатором недействительной и уменьшать налогооблагаемые доходы арендатора.

В налоговом учете арендатора затраты по претензиям арендодателя отражают так. Если договор аренды будет расторгнут и арендатору придется выплатить арендодателю упущенную выгоду, то такие расходы рискованно учитывать при расчете налога на прибыл ь Письмо Минфина от 04.07.2013 № 03-03-10/25645 . А суммы штрафа по договору и возмещения реального ущерба можно будет включить во внереализационные расход ы подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ . При этом размер реального ущерба должен быть подтвержден документально.

Арендодателю все полученные в результате расторжения договора аренды средства (компенсации, упущенную выгоду, штрафы и т. п.) нужно включить во внереализационные доход ы п. 3 ст. 250 НК РФ . А вот НДС с этих сумм начислять не надо, так как они не связаны с оплатой услуг по аренд е подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ .

Общие положения аренды применимы и к лизинг у ст. 625 ГК РФ . Для передачи предмета лизинга в сублизинг нужно письменное согласие лизингодател я п. 2 ст. 8 Закона от 29.10.98 № 164-ФЗ . А без него лизингодатель может потребовать досрочного расторжения договора и возмещения убытко в п. 3 ст. 615 ГК РФ .

Сдача помещений в аренду: с торгами или без?

Потребность сдать пустующие помещения в аренду время от времени испытывают многие автономные учреждения, однако нередко они отказываются от этой затеи, не желая проводить процедуру торгов. Но во всех ли случаях необходимы подобные процедуры? Когда учреждение может предоставить помещение арендатору без проведения конкурса или аукциона, а когда торги все же неизбежны?

Особенности порядка заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества разъяснила Федеральная антимонопольная служба в Письме от 24.04.2014 № ЦА/16309/14 (далее – Разъяснения ФАС). Ознакомимся с основными выводами, сделанными в этом документе.

Правило и исключения

  • на заключение договора аренды претендует другое государственное или муниципальное учреждение, некоммерческая организация (в том числе социально ориентированная), медицинская организация, организация, осуществляющая образовательную деятельность (п. 3, 4, 6 ч. 1 ст. 17.1);
  • договор заключается на срок не более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (п. 11 ч. 1 ст. 17.1);
  • передаваемое имущество является частью или частями помещения или здания, его общая площадь не превышает 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения, здания, права на которые принадлежат лицу, передающему указанное имущество (п. 14 ч. 1 ст. 17.1);
  • договор заключается с лицом, подавшим единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе (если она соответствует предусмотренным требованиям) либо признанным единственным участником конкурса или аукциона (п. 15 ч. 1 ст. 17.1).

Обязанность заключить договор аренды возникает у автономного учреждения лишь в последней из перечисленных ситуаций (договор с единственным участником конкурса или аукциона). В остальных же случаях, когда площади могут передаваться в аренду без торгов, правообладатель (АУ) не обязан заключать договор, а претендент на данные площади не вправе этого требовать (разд. 1 Разъяснений ФАС).

Более того, торги допустимо организовывать и в отношении «льготных» претендентов на аренду имущества. Если их два или более и они заинтересованы в одном и том же объекте государственного (муниципального) имущества, автономное учреждение вправе отказать им в заключении договора без конкурентных процедур. По мнению антимонопольного органа, тогда проведение торгов не будет нарушением законных прав и интересов таких заявителей.

Однако осмотрительность при решении вопроса, проводить ли торги в отношении имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления, нужно проявлять и собственникам такого имущества (учредителям учреждений). Давая согласие на передачу в аренду тех или иных помещений учреждения, учредитель должен соблюдать требования Закона № 135-ФЗ. Как сказано в разд. 2 Разъяснений ФАС, факт согласия на передачу площадей целевым образом и без проведения торгов может содержать признаки нарушения ст. 15 названного закона (запрет на ограничивающие конкуренцию действия органов власти).

Читать еще:  Налоговый механизм государства

Случаи заключения договора без проведения торгов

Арендатор – медицинская или образовательная организация

На то, какие именно организации подразумеваются под медицинскими или осуществляющими образовательную деятельность, указано в разд. 5 и 6 Разъяснений ФАС – в данном вопросе нужно руководствоваться положениями отраслевого законодательства.

Так, согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинским организациям относятся юридические лица независимо от организационно-правовой формы, основным видом деятельности которых является медицинская деятельность, осуществляемая на основании лицензии. К медицинским организациям приравниваются и индивидуальные предприниматели, занимающиеся медицинской деятельностью.

Краткосрочный договор аренды помещения, заключенный без проведения торгов, не может быть продлен на новый срок также без проведения торгов. Здесь действует специальная норма, ограничивающая срок действия данного договора.

Что касается организаций, осуществляющих образовательную деятельность, это как образовательные организации (названная деятельность для них является основной), так и организации, осуществляющие обучение (указанная деятельность – дополнительная). При этом, как установлено п. 20 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в данную группу входят и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Таким образом, арендовать у АУ помещения, минуя конкурентные процедуры, может и юрлицо, и предприниматель, которые ведут медицинскую либо образовательную деятельность на основании лицензии.

Пункт 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ разрешает учреждениям сдавать государственное или муниципальное имущество в краткосрочную аренду без проведения торгов, но содержит запрет на предоставление таких прав одному лицу на совокупный срок более чем 30 календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов.

В свою очередь, п. 3 ст. 610 ГК РФ определяет, что договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному. А это значит, что договоры аренды государственного или муниципального имущества, заключенные на короткий срок без проведения торгов, не могут быть продлены на основании п. 2 ст. 621 ГК РФ , а также ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ . Такая позиция высказана в разд. 10 Разъяснений ФАС.

Аренда части помещения

Как было отмечено выше, часть помещения или здания может быть передана в аренду без проведения торгов при соблюдении двух условий: передаваемая площадь не должна превышать 20 кв. м и 10% площади соответствующего помещения или здания. Но каким образом рассчитывать долю планируемой к передаче в аренду площади?

По мнению антимонопольного органа, выраженному в разд. 11 Разъяснений ФАС, при определении этой доли не надо учитывать площадь тех частей помещения (здания), права владения и (или) пользования в отношении которых переданы до вступления в силу ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, на основании иных исключений, предусмотренных ч. 1 указанной статьи, а также по итогам торгов.

Арендатор – подрядчик учреждения

Отдельно следует упомянуть еще одно исключение, которое не распространяется на автономные учреждения (по крайней мере, на те, которые проводят закупки на основании Закона № 223-ФЗ ). Речь идет о заключении договора аренды без торгов с лицом, с которым подписан государственный (муниципальный) контракт по результатам конкурса (аукциона), проведенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ , если предоставление данного права было предусмотрено конкурсной документацией (документацией об аукционе) для целей исполнения указанного контракта (п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ).

Как сказано в разд. 9 Разъяснений ФАС, гражданско-правовые договоры, заключенные в рамках Закона № 223-ФЗ, не являются государственными или муниципальными контрактами, поэтому положения п. 10 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ на эти случаи не распространяются. Иными словами, если автономное учреждение, руководствуясь нормами Закона № 223-ФЗ, провело закупку каких-либо услуг или работ, оказание или выполнение которых требует присутствия подрядчика на площадях учреждения (допустим, театр закупил услуги по пошиву и ремонту сценических костюмов), передать в аренду необходимые площади можно лишь посредством проведения торгов. В этом случае закупка услуг и проведение торгов на право заключения договора аренды станут двумя самостоятельными процедурами.

Пролонгация договора

  1. размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта;
  2. минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее трех лет (срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора).

Если условия соблюдены, арендодатель (АУ) в силу ч. 10 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ не вправе отказать арендатору в пролонгации договора. Отказать можно только при наличии у арендатора задолженности на момент окончания договора аренды или принятия решения, предусматривающего иной порядок распоряжения данным имуществом.

В связи с этим антимонопольный орган сделал два вывода (разд. 15 Разъяснений ФАС).

Во-первых, поскольку существует возможность отказа арендатору в пролонгации договора из-за принятия иного решения о распоряжении имуществом, арендодателю необходимо получить согласие собственника этого имущества на перезаключение договора аренды.

Во-вторых, пролонгация договора аренды на основании ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ может происходить по тем же основаниям неограниченное количество раз. Но важно, чтобы каждый раз соблюдались требования, установленные приведенной нормой.

Субаренда

  • учреждение заключило с арендатором договор аренды по результатам торгов или в случае, когда торги признаны несостоявшимися;
  • право на заключение договора аренды предоставлено арендатору на основании государственного или муниципального контракта.

При выполнении требований этой нормы в субаренду могут передаваться площади любого размера – в этом смысле Закон № 135-ФЗ не устанавливает ограничений (разд. 12 Разъяснений ФАС). Если же данные требования не соблюдаются, рассматриваемое имущество передается в субаренду в общем порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, – посредством проведения торгов либо без них, но уже по иным исключениям.

Процедура проведения торгов

Как сказано в разд. 17 Разъяснений ФАС, данные торги могут проводиться и до момента истечения срока действующего договора, но с учетом того, что новый договор должен вступать в силу по истечении срока действующего на момент проведения торгов договора. К моменту вступления в силу договора, заключенного по результатам торгов, государственное или муниципальное имущество должно быть свободным от прав третьих лиц (за исключением случаев закрепления его за учреждениями на праве оперативного управления).

При проведении конкурсов и аукционов на право заключения договора аренды должна обеспечиваться информационная открытость – соответствующие сведения размещаются на официальном сайте torgi.gov.ru. Неопубликование информации является нарушением норм ст. 17, 17.1 Закона № 135-ФЗ и основанием для признания судом торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (ч. 4 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).

Также важно, что договор аренды государственного или муниципального имущества (в том числе находящегося у учреждения в оперативном управлении) не может быть заключен ранее чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте torgi.gov.ru (разд. 13 Разъяснений ФАС). В противном случае договор будет ничтожным – как не соответствующий требованиям закона (ст. 168 ГК РФ).

В своей практике автономные учреждения используют оба способа передачи недвижимого имущества в аренду – и посредством торгов, и без них.

Первый способ обязывает АУ проводить строго определенные процедуры, а по их результатам заключать с победителем торгов (единственным их участником) договор аренды.

Применение второго способа не сопровождается жесткими требованиями (в частности, у учреждения не возникает обязанности подписывать договор), однако ограничением здесь становится перечень оснований, по которым разрешается передавать площади в аренду без торгов.

  1. Данная норма гласит: если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
  2. По истечении срока договора аренды государственного и муниципального имущества (в том числе находящегося в оперативном управлении) заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона.
  3. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector