Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль налогов в формировании доходов государства

Роль налогов в формировании доходов государства

Формирование налогового механизма

Налоговая политика и механизмы налогообложения

Налоговая политика –представляет собой комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение определенных целей и задач. Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.

Задачи налоговой политики сводятся: к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, к сглаживанию неравенства в уровнях доходов населения.

Условно задачи налоговой политики делятся на 3 составляющие:

Основные задачи налоговой политики являются: создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов, и стимулирование экономического роста по средством сочетания личных и общественных интересов.

Выделяют три типа налоговой политики:

1. Высокий уровень налогообложения;

2. Низкое налоговое бремя;

3. Налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов налогообложения.

Налоговая политика осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1. Принцип справедливости;

2. Принцип платежеспособности;

3. Принцип стимулирования предпринимательской активности.

Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой и нормального функционирования налогового механизма государство использует налоговые инструменты:

— налоговые льготы – это снижение размера (тяжести) налогообложения.

Существует несколько видов налоговых льгот:

а) введение налогового минимума – это освобождение от налога части объекта налога;

б) установление налогового иммунитета;

в) понижение ставок налога;

г) уменьшение оклада налога;

д) предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога в бюджет).

е) изъятие из налогообложения части объекта налога;

ж) освобождение от отдельных видов налогов.

— сроки уплаты налогов;

— налоговые санкции – штраф, за нарушение налогового законодательства. Пеня не является налоговой санкцией – это мера воздействия, применяемая к налогоплательщику за нарушение сроков, за несвоевременную уплату налогов в бюджет.

При рассмотрении роли налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней необходимо классифицировать доходы по видам:

Доходы бюджета в соответствии с бюджетным кодексом РФ образуются:

1. За счет налоговых поступлений;

2. За счет неналоговых видов доходов;

3. За счет безвозмездных перечислений.

К неналоговым доходам относятся:

— доходы, от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

— доходы, от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в ведении собственно федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

— средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в результате возмещения вреда.

— доходы, в виде финансовой помощи, полученные из бюджетов других уровней, а исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

— иные неналоговые доходы.

К безвозмездным перечислениям относятся доходы, получаемые безвозмездно от ФЛ и ЮЛ, международных организаций, правительств иностранных государств и т.п.

К собственным доходам бюджета относят доходы полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующие бюджеты.

Под регулярными доходами понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на очередной финансовый год или на долговой основе устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или в местные бюджеты.

Самые собираемые налоги в бюджет: НДФЛ, НДС, имущественные налоги, налог на прибыль.

Возникает вопрос, а в каком размере определить величину налоговой ставки, чтобы в бюджет поступала максимальная сумма налогов.

Ученый Лаффер построил количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой.

Кривая Лаффера показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляет такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Кривая дает ответ на вопрос «при какой ставке налогов, налоговые поступления в бюджет максимальны?» При дальнейшем повышении ставки мотивация предпринимательской деятельности ослабевает, падают объемы производства и уменьшаются налоговые отчисления.

Лаффер предполагал в качестве оптимального значения рассматривать 30% налоговой ставки.

Роль налогов в формировании доходов государства

Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. Ни одно государство, не может обходиться без взимания налогов со своих граждан. Налогообложение, являясь элементом экономической культуры, присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

Налоги являются важнейшим и постоянным источником финансового и материального обеспечения государства. Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как проявляется экономическая сущность налогов?
  2. Налог и его отличительные особенности?
  3. Сбор и его отличительные особенности?
  4. В чем состоит отличие налога от сбора?
  5. Перечислите функции налогов?
  6. Охарактеризуйте фискальную функцию налогов?
  7. Охарактеризуйте элементы налога?
  8. Роль налогов при формировании бюджета?
  9. Перечислите принципы и методы налогообложения?

Список литературы

Лекция 2

Принципы и развитие налогообложения

Принципы и методы налогообложения

В основу построении я налоговой системы РФ заложены следующие фундаментальные принципы налогообложения:

1.принцип всеобщности и равенства налогообложения;

2.принцип недискриминации налогоплательщиков;

3.принцип экономического приоритета;

4.принцип презумпции правоты собственника;

5.принцип ясности и доступности понимания порядка налогообложения.

Статья 3 Налогового Кодекса трактует принципы налогообложения: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)» .[1]

Развитие налогообложения в России

В Древней Руси первые налоги появились в конце IX в. К первому этапу налогообложения относится формирование института податей славянских племен. Второй этап связан с формированием простейших податных форм, где складываются важнейшие черты налогов — определенная, стабильная форма платежа и его закрепления, обязательность и систематичность, определенные гарантии. Третий этап охватывает удельный период, характеризующийся разделением податей на ордынские и местные (внутренние). Четвертый этап — с момента падения монголо-татарского ига до утверждения централизованного самодержавного государства — является периодом существования трансформирующихся податных форм, по окончании которого в России уже существуют государственные подати.

Читать еще:  Как узнать муниципалитет по адресу

В декабре 1991 г. была сформирована налоговая система России. Однако созданная налоговая система обладала существенными недостатками, среди них: многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; многочисленность налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней.

Значительным шагом в совершенствовании налогового законодательства того периода времени являлась его кодификация — разработка и принятие Налогового КодексаРоссийской Федерации.[1]

В настоящее время в Российской Федерации происходит совершенствование законодательства о налогах и сборах.

Классификация налогов

Налоговая система строится на основе прямых и косвенных налогов.

Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Основанием для налогообложения служат факты получения доходов и владения имуществом налогоплательщиком, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), они включаются в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую в последующем перечисляет государству.

Классификация налогов по объекту обложения — согласно которой можно разграничить налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные).

Способы взимания налогов

1. Кадастровый способ. Этот метод взимания налогов характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Кадастровый способ рано или поздно должен стать основным способом взимания налогов, так как только при наличии кадастров налоги на землю, имущество и в целом на недвижимость получат научное и объективное обоснование. Однако составление кадастров – сложная, трудоемкая, кропотливая и дорогостоящая работа. Она под силу только специалистам, и их составление займет несколько лет.

2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога на него. Характерной чертой этого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Этот способ взимания налога в наибольшей степени соответствует принципам налогообложения.

3. У источника – этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель получит доход, уменьшенный на сумму налога. Взимание налога до получения дохода противоречит принципам налогообложения, этот способ более всего подходит к транзитивной экономике и к становящейся правовой государственной системе.

Способы уплаты налогов

Существуют три основных способа уплаты налога:

1. Кадастровый — способ уплаты налогов. В его основе этого способа лежит перечисление суммы в соответствии с определенной шкалой, основанной на определенном виде имущества. Применяется при исчислении и взимании прямых реальных доходов. В основе этого способа лежит кадастр — перечень наиболее типичных объектов обложения, классифицируемых по определенным признакам и определяющим среднюю доходность объекта обложения.

2. Декларационный — способ реализации налогоплательщиком обязанности по уплате налога на основе подачи в налоговые органы официального заявления (декларации) о полученных доходах за определенный период и своих налоговых обязательствах. На основании этого заявления налоговый орган рассчитывает налог и поручает налогоплательщику перечислить его на основании извещения.

3. Предварительный — способ, применяемый в основном при безналичном удержании и состоящий в том, что налоги удерживаются у источника дохода. Они удерживаются плательщиком дохода в момент выдачи средств получателю и при этом автоматически перечисляются в бюджет до выдачи дохода.

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите принципы и методы налогообложения?
  2. Перечислите принципы налогообложения, установленные статьей 3 НКРФ?
  3. Назовите этапы развитие налогообложения в России?
  4. Дайте классификацию налогов?
  5. Назовите способы взимания налогов?
  6. Перечислите способы уплаты налогов?

Роль налогов в формировании доходов государства

рТПЧЕДЕН БОБМЙЪ ЪОБЮЙНПУФЙ ОБМПЗПЧЩИ РПУФХРМЕОЙК Ч УФТХЛФХТЕ ЖЕДЕТБМШОПЗП, ФЕТТЙФПТЙБМШОЩИ ВАДЦЕФПЧ УХВЯЕЛФПЧ тж, Б ФБЛЦЕ НЕУФОЩИ ВАДЦЕФПЧ.

пВТБФЙНУС Л ЖЕДЕТБМШОПНХ ХТПЧОА. ч ФБВМЙГЕ 1 РТЕДУФБЧМЕОБ УФТХЛФХТБ Й ДЙОБНЙЛБ ДПИПДПЧ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ тж Ч 1999-2000ЗЗ. рТЕЦДЕ ЧУЕЗП, ПВТБЭБЕФ ОБ УЕВС ЧОЙНБОЙЕ ЧЩУПЛЙК ХДЕМШОЩК ЧЕУ ОБМПЗПЧЩИ ДПИПДПЧ Ч ПВЭЕК УХННЕ ДПИПДПЧ — 84,34% Ч 1999З., 84,70% Ч 2000З., 93,45% Ч 2001З. дПМС ОБМПЗПЧЩИ Ч 2001З. РП УТБЧОЕОЙА У РТЕДЩДХЭЙНЙ ЗПДБНЙ ЪОБЮЙФЕМШОП ЧПЪТПУМБ, ФБЛ ЛБЛ РП жъ тж «п ЖЕДЕТБМШОПН ВАДЦЕФЕ ОБ 2001 ЗПД» ПФ 27.12.2000З. № 150-жъ ЧЕУШ ПВЯЕН НПВЙМЙЪБГЙЙ оду РПУФХРБЕФ Ч ЖЕДЕТБМШОЩК ВАДЦЕФ. фБЛЙН ПВТБЪПН, ФБЛПК РПТСДПЛ ЧЕУШНБ ВМБЗПФЧПТОП УЛБЦЕФУС ОБ ГЕОФТБМШОПН ЪЧЕОЕ ВАДЦЕФОПК УЙУФЕНЩ тж, ЮФП ОЕМШЪС УЛБЪБФШ П ВАДЦЕФБИ УХВЯЕЛФПЧ тж.

чФПТПК ХТПЧЕОШ ВАДЦЕФОПК УЙУФЕНЩ тж — ФЕТТЙФПТЙБМШОЩЕ ВАДЦЕФЩ. пЮЕЧЙДОП, ЮФП РТПВМЕНБ ОБМПЗПЧПК УПУФБЧМСАЭЕК ДПИПДПЧ ВАДЦЕФПЧ НОПЗПЗТБООБ Й ПДОБ ЙЪ ЧБЦОЕКЫЙИ ЕЕ УФПТПО — ТБУРТЕДЕМЕОЙЕ ОБМПЗПЧ НЕЦДХ ЪЧЕОШСНЙ ВАДЦЕФОПК УЙУФЕНЩ. дБООЩЕ УИЕНЩ 2 УЧЙДЕФЕМШУФЧХАФ П ФПН, ЮФП Ч ФЕЮЕОЙЕ РПУМЕДОЙИ РСФЙ МЕФ ВПМЕЕ 50 % ОБМПЗПЧЩИ РПУФХРМЕОЙК РТЙИПДЙМПУШ ОБ ВАДЦЕФЩ ФЕТТЙФПТЙК. у ДТХЗПК УФПТПОЩ, РТПУМЕЦЙЧБЕФУС ФЕОДЕОГЙС ХУФПКЮЙЧПЗП УОЙЦЕОЙС ЬФПК ДПМЙ. пУПВЕООПУФШ УФТХЛФХТЩ ОБМПЗПЧЩИ РПУФХРМЕОЙК УХВЯЕЛФПЧ тж — РЕУФТПФБ ЛБТФЙОЩ ДПИПДОПК ЮБУФЙ ЙИ ВАДЦЕФПЧ, ИПФС вАДЦЕФОЩК лПДЕЛУ тж ХУФБОБЧМЙЧБЕФ ТБЧЕОУФЧП ЧУЕИ УХВЯЕЛФПЧ тж ЧП ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙСИ У ЖЕДЕТБМШОЩН ВАДЦЕФПН.

пУПВПЗП ЧОЙНБОЙС Ч ЮБУФЙ УФТХЛФХТЩ, НПВЙМЙЪБГЙЙ Й ТЕЗХМЙТПЧБОЙС ОБМПЗПЧЩИ РПУФХРМЕОЙК ВАДЦЕФЩ ТЕУРХВМЙЛ Ч УПУФБЧЕ тж. ч ГЕМПН ТСДЕ ЙЪ ОЙИ УФТХЛФХТБ ДПИПДПЧ ПФМЙЮБЕФУС ЧЩУПЛЙН ХДЕМШОЩН ЧЕУПН ЖЙОБОУПЧПК РПНПЭЙ ЙЪ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ. рПНПЭЙ ЧЩОХЦДЕООПК, РПУЛПМШЛХ УХННБ УПВУФЧЕООЩИ Й ТЕЗХМЙТХАЭЙИ ДПИПДПЧ ОЕ ПВЕУРЕЮЙЧБЕФ ЖЙОБОУЙТПЧБОЙС ТБУИПДПЧ ДБЦЕ ОБ ХТПЧОЕ НЙОЙНБМШОЩИ УПГЙБМШОЩИ УФБОДБТФПЧ. тЕЫЕОЙЕ ЧПРТПУБ ПВ ХЛТЕРМЕОЙЙ ДПИПДОПК ЮБУФЙ ВБЪЩ УХВЯЕЛФПЧ тж У ОЙЪЛПК ВАДЦЕФОПК ПВЕУРЕЮЕООПУФША УЧСЪБОП, РТЕЦДЕ ЧУЕЗП, У ОБТБЭЙЧБОЙЕН ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП РПФЕОГЙБМБ, ТБЪЧЙФЙЕН РТПНЩЫМЕООПУФЙ, УЕМШУЛПЗП ИПЪСКУФЧБ, УЖЕТЩ ХУМХЗ, Б ФБЛЦЕ У УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЕН НЕЦВАДЦЕФОЩИ ПФОПЫЕОЙК, ЛБЛ Ч ЮБУФЙ ДПИПДПЧ, ФБЛ Й ТБУИПДПЧ. рТПДПМЦБС БОБМЙЪ ОБМПЗПЧПК УПУФБЧМСАЭЕК ВАДЦЕФПЧ УХВЯЕЛФПЧ тж ОЕПВИПДЙНП ПФНЕФЙФШ, ЮФП ЙНЕМЙ УМХЮБЙ РТПСЧМЕОЙС УЕРБТБФЙЪНБ, Ф. Е. рТПЧЕДЕОЙЕ ОБМПЗПЧПК РПМЙФЙЛЙ Й РПТСДЛБ ТБУЮЕФПЧ У ВАДЦЕФПН У ОБТХЫЕОЙЕН ОБМПЗПЧПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ.

чЕУШНБ БЛФХБМШОЩН СЧМСЕФУС ЧПРТПУ ЖЙОБОУПЧПК ХУФПКЮЙЧПУФЙ НЕУФОЩИ ВАДЦЕФПЧ, ЛПФПТБС РТБЛФЙЮЕУЛЙ РПМОПУФША ПРТЕДЕМСЕФУС ДПМСНЙ Й УХННБНЙ ПФЮЙУМЕОЙК ПФ ТЕЗХМЙТХАЭЙИ ОБМПЗПЧ, Б ФБЛЦЕ ТБЪНЕТБНЙ ЖЙОБОУПЧПК РПНПЭЙ ЙЪ ЧЩЫЕУФПСЭЙИ ВАДЦЕФПЧ Ч ЖПТНЕ ДПФБГЙК, ФТБОУЖЕТФПЧ, УХВЧЕОГЙК Й ДТ. рПЬФПНХ, Ч ДБООПН УМХЮБЕ, ТЕЮШ ЙДФЙ ОЕ ФПМШЛП ПВ ХЧЕМЙЮЕОЙЙ РПУФХРМЕОЙК ТЕЗХМЙТХАЭЙИ ОБМПЗПЧЩИ ДПИПДПЧ, ОП Й П РТПЧЕДЕОЙЙ ГЕМПК УЙУФЕНЩ НЕТПРТЙСФЙК Ч ТБНЛБИ ВАДЦЕФОПК Й ОБМПЗПЧПК ТЕЖПТН, ЛБТДЙОБМШОЩН ПВТБЪПН ЙЪНЕОСАЭЙИ ЛПОГЕРГЙА Й НЕИБОЙЪН ВАДЦЕФОПК Й ОБМПЗПЧПК РПМЙФЙЛЙ. еЕ ГЕМШ — ПВЕУРЕЮЕОЙЕ ЖЙОБОУПЧПК УБНПУФПСФЕМШОПУФЙ ВАДЦЕФБ ЛБЦДПЗП ХТПЧОС Ч ПВЯЕНБИ, ТЕЗХМЙТХЕНЩИ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН, УФЙНХМЙТПЧБОЙЕ ЙОЧЕУФЙГЙПООПК РТЙЧМЕЛБФЕМШОПУФЙ ЛБЦДПК ФЕТТЙФПТЙЙ.

Налоговая система государства. Роль налогов в формировании бюджета.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Читать еще:  Принципы налоговой политики государства

Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

К федеральным налогамРоссийской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.

К республиканским налогамотносятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

К местным налогам и сборамотносятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.).

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

Роль налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

— налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

— конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;

— отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;

-конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

Бюджетный федерализм, его основные принципы. Содержание и формы межбюджетных отношений отношений.

Бюджетный федерализм — это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:

— единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

— сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

— высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

— активное участие членов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.

Разграничение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу РФ, характеризуется следующим: (3)

— федеральные налоги и сборы, а также налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, полностью или частично закрепляются за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений;

— региональные налоги полностью закрепляются за бюджетами субъектов РФ;

— местные налоги полностью закрепляются за бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений, на территории которых они взимаются; за бюджетами муниципальных районов закрепляются местные налоги, взимаемые на межселенных территориях;

— неналоговые доходы полностью или частично закрепляются за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, бюджетами муниципальных районов, бюджетами городских округов и бюджетами городских и сельских поселений.

Распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации согласно порядку, установленному Бюджетным кодексом РФ, осуществляется следующим образом: (3)

— органы государственной власти субъектов РФ в законодательном порядке могут устанавливать для муниципальных образований субъекта РФ нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

— органы местного самоуправления муниципальных районов своими решениями могут устанавливать единые для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района;

— органы государственной власти субъектов РФ (законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год) могут устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ.

17.

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ — состояние бюджетов хозяйственной системы предприятия, региона, государства, при котором доходы и расходы уравновешены, близки или равны друг другу.

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.

2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.

3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.

4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.

5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.

6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.

7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

Читать еще:  Закон хмао о муниципальной службе

Существуют следующие виды бюджетного дефицита:

1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.

2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду.

2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет.

3. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года.

ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА [budget surplus] — превышение доходов бюджета над его расходами (положительное сальдо бюджета). Различается профицит первичный — когда текущие доходы бюджета покрывают его текущие расходы, и вторичный — когда доходы бюджета покрывают все расходы, включая выплату внутренних и внешних государственных долгов.

Налоги, их социально-экономическая сущность, функции и виды. Роль налогов в формировании доходов бюджетов

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и МО. У налога 2 свойства: обязательность и безэквивалентность.

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Фискальная — основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Стимулирующая — при помощи налоговых льгот, санкций решаются вопросы технического прогресса, капитальных вложений, расширение производства первичных товаров и ограничение вторичных.

Регулирующая — государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики. .

Распределительная и перераспределительная — При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

Социальная функция — за счет налоговых льгот осуществляется поддержка объектов социальной инфраструктуры: освобождение от налогов отдельных физических и юридических лиц.

Налоговая система— совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Государство не может существовать без взимания налогов. В налогах воплощается экономическое содержание государства, а их сущность обусловлена назначением и функциями последнего. Экономическая сущность налога заключается в безвозмездном изъятии государством части валового национального дохода в виде обязательного взноса для формирования денежных фондов. На современном этапе налоги являются основным источником формирования доходов бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов.

Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость (налоговое бремя, налоговый гнет, налоговый пресс) производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная — предполагает высокие ставки налогообложения, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.

Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Налоговое бремя на макроуровне определяется как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет 40–45%.

Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. Практически берется отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации. Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, на предприятиях, занимающихся производством вин и ликероводочных изделий, он достигает 50%, так как в цене этой продукции велика доля акцизов.

От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является ни прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера.

Американский экономист Артур Лаффер описал связь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% налоговые поступления растут от нуля до определенного максимального уровня ), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления падают после некоторого значения ставки, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база (на макроуровне — национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо такая ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь, 100%-ный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым Кодексом.

Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Статья 14. Региональные налоги

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Статья 15. Местные налоги

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Налоги в не зависимости от их статусной принадлежности могут перераспределяться полностью или в определенных долях между бюджетами различных уровней в этом проявляется роль налогов в реализации политики межбюджетного распределения доходов.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector