Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реализация налоговой политики государства

Вопрос 3. Механизм реализации налоговой политики государства

Вопрос 2. Стратегия и тактика налоговой политики

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, — это налоговая стратегия, а на текущий момент — налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе разрабатываемая государством налоговая стратегия должна преследовать следующие задачи:

• экономические — обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

• социальные — перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

• фискальные — повышение доходов государства;

• международные — укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституционными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов, и в конечном итоге — к экономическому кризису.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью при установлении правовых норм разграничения налогов по звеньям бюджетной системы.

Государство проводит свою налоговую политику через механизм ее реализации, представляющий собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, форм налогового контроля и налогового механизма. Практическое применение механизма реализации налоговой политики осуществляется посредством налогового законодательства, регламентирующего организационно-правовые нормы и методы управления налогообложением, налоговый механизм (налоговые ставки, льготы, вычеты, способы обложения, формы и виды налогового контроля и т.д.).

Механизм реализации налоговой политики в зависимости от конкретного места и периода проведения этой политика различается в пространстве и времени. Неравнозначны полномочия государственных органов в области налогообложения на разных уровнях управления. На разных этапах общественного развития государства проводили разнохарактерную налоговую политику. Механизм реализации налоговой политики как совокупность практических действий государства в области налогообложения есть система условий и правил реализации на практике положений налогового законодательства. Поэтому налоговые законы должны приниматься исходя из объективно сложившихся социально-экономических, демографических, экологических, политических условий. При этом любые действия государственных органов в области налогообложения, не соответствующие этой объективной основе, должны оцениваться как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, которые неминуемо приведут к их деформации.

Основанный на теоретической базе налогообложения и на налоговом законодательстве механизм реализации налоговой политики позволяет систематизировать налоговые отношения, складывающиеся при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю систему налоговых отношений можно разграничить на три подсистемы:

• отношения, возникающие при налоговом планировании (складываются на уровне как бюджетов, так и хозяйствующих субъектов);

• отношения, возникающие при налоговом регулировании (складываются на микро- и макроэкономическом уровнях);

• отношения, возникающие при налоговом контроле (складываются на всех уровнях государственного управления налогообложения).

Эффективность использования механизма реализации налоговой политики зависит от того, как государство учитывает сущность налогов (природу категории «налог»), как полностью используется ресурс каждой функции этой категории.

В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. В современных условиях налоговый механизм является наиболее универсальным инструментом воздействия политической надстройки общества на базисные (экономические) отношения. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Однако главной целью налоговой политики современного государства является создание благоприятствующего налогового климата для внутренней, внешней и инвестиционной деятельности организаций.

Налоговая политика и механизм реализации налоговой политики определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения роли самого государства в общественной жизни.

В основу налоговой политики должна быть заложена, как уже было сказано, господствующая в обществе налоговая концепция (налоговая доктрина государства).

Налоговая политика и налоговая система Российской Федерации

11.1. Содержание налоговой политики

Налоговая политика — комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Под налоговой политикой понимается также совокупность правовых действий органов власти и управления, определяющая направленное применение налоговых законов. Однако экономическое содержание налоговой политики, по нашему мнению, заключается в единстве следующих составных частей:

  1. создания научно обоснованной концепции развития налоговой системы;
  2. определения основных направлений совершенствования налоговой системы как на современном этапе, так и в перспективе;
  3. разработки и реализации практических действий и мер, позволяющих достичь поставленных целей.

Научный подход к выработке налоговой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Важным требованием при этом является комплексность, т. е. согласование мер, проводимых во всех звеньях налоговой системы. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему и таким образом способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только установление правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и всесторонняя оценка хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходят одновременно с развитием параллельных блоков реформы: изменениями в системе собственности, ценообразования, банковской сферы, денежно-кредитной политики и т. д. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.

На выбор варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы:

  1. общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства;
  2. уровень инфляции;
  3. кредитно-денежная политика государства;
  4. соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем, и приватизированным сектором.

Оптимальный уровень налогового изъятия предполагает такое совокупное бремя, налагаемое на юридических и физических лиц, при котором налоги не оказывают угнетающего воздействия на предпринимательскую и инвестиционную деятельность , а также на жизненный уровень населения, одновременно обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет. С одной стороны, нужно устанавливать достаточно жесткие и универсальные бюджетные ограничения с целью не допустить поддержки (посредством излишней дифференциации) неконкурентоспособных предприятий и отраслей, закрепляющей существующую нерациональную структуру производства. С другой стороны, следует использовать налоговые методы в качестве рычага воздействия на экономическое поведение хозяйствующих субъектов, что будет стимулировать их производственную и инвестиционную деятельность .

Таким образом, в основе формирования налоговой политики лежат две взаимоувязанные методологические посылки: использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов разных уровней и решение фискальных задач государства; использование налогового инструментария в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Налоговую политику в зависимости от решаемых задач и длительности периода можно разделить на налоговую стратегию и налоговую тактику.

Налоговая стратегия — долгосрочный курс, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение концептуальных задач налоговой теории. В ходе разработки налоговой стратегии рассматривают тенденции развития налоговой системы.

Налоговая тактика — краткосрочный курс, предполагающий решение задач определенного этапа развития общества посредством изменения механизма взимания налогов и их перераспределения между бюджетами разных уровней. Налоговая тактика обладает большей гибкостью, чем налоговая стратегия, что обусловливается изменчивостью экономических условий и социальных факторов.

Стратегия и тактика неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Важно, чтобы налоговая политика текущего периода и стратегия не противоречили друг другу и соответствовали конституционным основам государства.

Читать еще:  Муниципальное образование по адресу москва

В экономической литературе рассматриваются три типа налоговой политики.

Первый тип — политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно», т. е. высоким уровнем налоговых изъятий.

Второй тип — политика разумных налогов — общий уровень налогового бремени в государстве невысокий. Такая политика способствует развитию предпринимательской активности. Государство минимально вмешивается в экономические и социальные процессы.

Третий тип — налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите.

При сильной экономике все типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерно сочетание первого и третьего типов налоговой политики. Одна из особенностей государственной налоговой политики — этатизм, отличительными признаками которого являются следующие: приоритет интересов государства, приоритет обязанностей налогоплательщиков перед их правами, нарушение государством им же установленных принципов и правил налогообложения.

Важное место в процессе реализации налоговой политики занимает налоговое право — система финансово-правовых норм, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию налогов путем издания соответствующих законодательных актов. Налоговое право устанавливает обязанность налогоплательщиков по уплате налогов, регламентирует процедуру исчисления и уплаты налогов, порядок налогового контроля и применения мер ответственности за нарушения налогового законодательства.

Основу правового обеспечения налоговых отношений составляют Конституция, Налоговый кодекс, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации по налогам.

В ходе осуществления налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при планировании и контроле государственных доходов, формирующихся налоговым методом.

Эффективность налоговой политики характеризуется соответствием запланированных сумм налоговых платежей в бюджеты разных уровней их фактическим поступлениям. Совпадение является свидетельством налогового благоразумия, которое должно поддерживаться на всех уровнях бюджетной системы. Несоблюдение этого правила приводит к уклонению от уплаты налогов и снижению предпринимательской активности. На сегодняшний день в Российской Федерации оптимальный объем собираемости налогов составляет около 80%. По многим косвенным налогам задолженность составляет 40%. Следовательно, говорить об эффективной налоговой политике в Российской Федерации пока еще не приходится.

Разрабатывая налоговую политику, видимо, полезно обратиться к опыту стран с развитой рыночной экономикой. В теории и практике налогового регулирования ведущих стран Запада налоговая политика после Второй мировой войны строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому). Начиная с 80-х годов в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном посредством снижения государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается в результате усиления налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц, а также благодаря расширению налоговой базы и сокращению государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения величины налогов.

Создание в России цивилизованного рынка предполагает формирование принципиально иной, нежели в период существования административно-командной системы, налоговой политики. Однако это отнюдь не означает необходимость механического заимствования западных моделей, эффективных только в условиях развитого рынка. Теоретическая база и значительный практический опыт стран Запада в области построения и использования налоговых систем должны быть переосмыслены и адаптированы к отечественным условиям.

Совершенствование реализации налоговой политики РФ

Рубрика: 1. Экономическая теория

Дата публикации: 01.06.2016

Статья просмотрена: 2376 раз

Библиографическое описание:

Неронова, А. В. Совершенствование реализации налоговой политики РФ / А. В. Неронова, А. В. Захарян. — Текст : непосредственный, электронный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10647/ (дата обращения: 09.04.2020).

Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно это и тот рычаг, с помощью которого публичная власть оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование налоговой системы общества, насколько бюджетная и налоговая политика государства будет отвечать требованиям времени

Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность форм и методов налоговых отношений государства и налогоплательщиков.

В 2010–2015 гг. приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики оставались такими же, как и ранее — создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика впервые после долгого перерыва проводилась в условиях дефицита федерального бюджета.

Налоговая политика, с одной стороны, была направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны — на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.

Основными направлениями развития налоговой системы и совершенствования налоговой политики РФ в настоящее время являются:

‒ поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;

‒ совершенствование механизмов налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;

‒ совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;

‒ развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях.

Кроме того, в документе приведены меры, направленные на увеличение бюджета:

‒ налогообложение природных ресурсов;

‒ введение налога на недвижимость;

‒ сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений;

‒ совершенствование налога на прибыль организаций;

‒ совершенствование налогового администрирования;

‒ противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;

‒ страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование [1].

Эффективность и законность применяемых административных методов управления во многом зависит от управленческого персонала, его правовой культуры, образования, условий осуществления управленческой деятельности.

Для дальнейшего совершенствования налоговой политики России, на наш взгляд, необходимо:

‒ наряду с фискальной усиливать регулирующую, стимулирующую и контролирующую функции налогообложения;

‒ осуществлять непрерывную работу по изменению налогового законодательства;

‒ обеспечивать наполнение доходной части бюджета, как за счет усиления налогового администрирования, так и за счет ослабления налогового бремени;

‒ производить максимальное налогообложение у источников выплат;

‒ упрощать налогообложение; сокращать все виды льгот;

‒ снижать размеры платежей во внебюджетные фонды;

‒ осуществлять увеличение налогообложения сферы потребления за счет повышения таможенных пошлин и акцизов;

‒ добиваться единообразия политики органов, отвечающих за пополнение доходной части бюджета, создать комитет по налогообложению и таможенной политике.

Налоги и налоговая политика государства не должны сдерживать предпринимательство, расширение производства товаров и услуг. Чрезмерно высокие налоги отнюдь не способствуют стабилизации бюджета.

Налоговую культуру нельзя создать и существенно повысить ее уровень ни за месяц, ни за год, ни за три года — потребуется значительно больший промежуток времени.

Необходимо существенно увеличить оклады работников налоговых органов, доведя их до рыночного уровня, и предусмотреть специальный социальный пакет. Также целесообразно применять систему стимулирования исходя не только из уровня собираемости налогов и налоговых доначислений, но и использовать дополнительные качественные показатели работы: количество обращений налогоплательщиков и налоговых органов в судебные инстанции, количество выигранных дел налоговыми органами и налогоплательщиками, количество жалоб налогоплательщиков, профессионализм и качество «обслуживания» и т. п.

В результате таких мероприятий можно увеличить общий уровень образования, профессионализма, интеллигентности работников налоговых органов.

Связанное с указанными выше мероприятиями увеличение расходов государства может быть компенсировано более эффективным перераспределением трудовых и материально-технических ресурсов для выполнения комплекса работ по контролю за поступлением налогов и сборов, снижением уровня коррупции, повышением доверия общества государству и уменьшение доли теневого сектора экономики за счет ее легализации (конечно не в краткосрочном периоде) [2].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что основными целями налогообложения наряду с обеспечением необходимых поступлений в бюджет являются также стимулирование позитивных тенденций в экономике и обеспечение необходимого уровня социальных гарантий. В этой связи выбор инструментов налогового воздействия, характера и механизма их использования не может быть случайным — они должны быть определены государственной стратегией и направлением развития налоговой системы. Однако существующая политическая, экономическая и социальная специфики, насущные проблемы вызывают необходимость корректировки форм и методов налогового воздействия и определения их приоритетности и сочетания. При этом только комплексное и продуманное использование всех инструментов налоговой политики может привести к наиболее эффективным результатам.

  1. Налогообложение юридических лиц в вопросах и ответах/ Солнышкова Ю. Н. —М.: Альфа-пресс, 2013.- 242 с.
  2. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Под ред. Б. Х. Алиева. — М.: Финансы и статистика, 2012.- 428 с.
  3. Способы минимизации налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей/Кузнецова М. В., Захарян А. В.//Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 39–41.
  4. Место налогов как категории финансов в воспроизводственном процессе/Неронова А. В., Захарян А. В.//Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 95–98.
  5. Проблемы реформирования налоговой системы РФ и пути их решения/Трегуба К. В., Захарян А. В., Тюпакова Н. Н.//Научные исследования и разработки в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 97–100.
  6. Модернизация налоговых органов РФ/Одуд А. А., Захарян А. В.//Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 4–1 (75). С. 90–92.
Читать еще:  Налоги являются государственными доходами

Похожие статьи

Налоговая политика России и основные направления ее развития

налоговая политика, доходная часть бюджета, налоговая политика государства, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое воздействие, налогообложение.

Отраслевая налоговая политика: цели, субъекты, объекты

налоговая политика, доходная часть бюджета, налоговая политика государства, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое воздействие, налогообложение.

Льготы по налогам и сборам как элемент налоговой политики

налоговая политика, доходная часть бюджета, налоговая политика государства, налоговая система, налоговое администрирование, налоговое воздействие, налогообложение. Понятие, признаки налоговых льгот | Статья в журнале.

Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

налоговая система, налогообложение, налоговое бремя, налоговая нагрузка, теневая экономика, дефицит бюджета.

налоговая система, налог, налоговый контроль, недвижимое имущество, РФ, Правительство РФ, налоговая система РФ, налоговое администрирование.

Национальная налоговая политика в условиях внешних вызовов

налоговая политика, налоговая система, бюджетная система, сфера налогообложения, пошлина, доходная часть, главный образ, благоприятная конъюнктура, Российская Федерация, малый бизнес.

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале.

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире. В государстве действует сложная система налогообложения.

Федеральные налоги как источник формирования бюджета РФ

принципы взимания налогов; порядок установления налогов; система налогов в целом

налоговая система, федеральные налоги и сборы, налогообложение РФ

Налоговые поступления в бюджет составляют основную часть всех доходов государства.

Налоговое администрирование как современный этап.

Налоговое администрирование и налоговая политика государства — взаимосвязанные факторы состояния социально-политической системы государства. Они взаимообусловлены, любые реформы в сфере налогообложения и фискальной системы в целом.

Роль системы налогообложения в экономике государства

налог, налоговая нагрузка, налоговая политика, государство, функция, социальная дифференциация, научно-технический прогресс, налоговая ставка, какой бюджет, влияние налогов. Недостатки современной налоговой системы | Статья в журнале.

Налоговая политика государства

Понятие налоговой политики, ее основные задачи и цели

Налоговая политика представляет собой набор экономических, финансовых, правовых методов и мер, способствующих формированию системы налогообложения в стране для обеспечения удовлетворения финансовых потребностей государства.

Основными задачами налоговой политики являются:

  1. Снижение темпов инфляции.
  2. Рост национального дохода.
  3. Борьба с безработицей.
  4. Выравнивание экономических колебаний.

Основными целями налоговой политики являются:

  1. Фискальные – удовлетворение потребностей государственных органов власти в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления экономической и социальной политики государства, а также для выполнения государственных функций управления.
  2. Экономические – способствуют эффективному участию государства в регулировании экономики страны, помогают поддерживать темпы экономического роста, устраняют неравенства в общественном воспроизводстве, стимулируют инвестиционные поступления и увеличивают физический капитал.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства уровней дохода различных групп населения, защищают малоимущие слои населения, стимулируют инвестиции в человеческий потенциал.
  4. Экологические – способствуют охране окружающей среды и рациональному природопользованию, стимулируют инвестиционные поступления в сохранение природного достояния.
  5. Международные – осуществляют контроль за устранением двойного налогообложения, ликвидируют возможности уклонения от налогов, унифицируют налоговые системы национальных хозяйственных систем разных стран.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Субъектами налоговой политики в Российской Федерации являются уровни правления государства: федеральный, региональный и местный.

Модели и методы налоговой политики

Существует 3 модели налоговой политики:

  1. Политика максимальных налогов.
  2. Политика экономического развития.
  3. Политика разумных налогов.

Политика максимальных налогов устанавливает в стране максимально возможное число налогов с максимально высокими ставками, сокращает или отменяет налоговые льготы, и, таким образом, увеличивает налоговое бремя в экономике страны. Применение этой политики целесообразно во-первых, в период кризиса в экономике или в период военных действий. В этих случаях нужно максимально повысить приток финансов в бюджет страны, увеличить инвестиции в военную сферу и сократить социальные расходы. Во-вторых, в мирное время применяется с целью максимального увеличения социальных расходов.

В случае проведения политики экономического развития налоговая нагрузка на экономику страны является минимальной. Сокращаются налоговые поступления в бюджет, что приводит к сокращению государственных инвестиций и уменьшению социальных расходов. Применение этой модели целесообразно в период экономического спада в условиях стимулирования экономической активности бизнеса, поскольку налоговое давление на производителей существенно сокращается, но при этом сохраняются определенные программы инвестирования.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Политика разумных налогов предполагает сбалансированный уровень налоговой нагрузки, что способствует развитию экономики и значительному объему социальных расходов государства. Используется при стабильном экономическом росте.

В современных условиях выделяются следующие методы налоговой политики:

  1. Контроль за соотношением прямого и косвенного налогообложения
  2. Контроль за соотношением федеральных, региональных и местных налогов
  3. Контроль налогового бремени по отраслям, грамотный перенос налоговой нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие
  4. Контроль соотношения прогрессивных и пропорциональных налоговых ставок
  5. Регулирование масштабов предоставления льгот по уплате налогов и их направленности
  6. Регулирование состава налогов и их элементов

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

3. Виды государственной налоговой политики и приоритеты ее развития в России

3. Виды государственной налоговой политики и приоритеты ее развития в России

Эффективность государственного налогового менеджмента во многом зависит от типа принятой налоговой политики. Отсюда – важность вопроса типизации или видовой классификации налоговой политики. Такую классификацию можно провести по ряду функциональных критериев: по масштабности и долговременности целей, в зависимости от общей целевой и стратегической направленности налоговой политики, по территориальному признаку и узкой специализации налоговой политики.

1. По масштабности и долговременности целей и задач следует различать: стратегическую (обычно долговременную, на срок от 3 и более лет) и тактическую (от 1 года до 3 лет) составляющие общей налоговой политики. Стратегия и тактика должны дополнять и развивать друг друга. Если тактические задачи постоянно меняются, не будучи до конца решенными, и противоречат общей налоговой стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой налоговой политики сколько-нибудь значимого положительного результата (эффекта).

2. В зависимости от приоритетов общей целевой направленности мер в области управления налоговым процессом необходимо выделять следующие разновидности налоговой политики:

Фискальный тип налоговой политики характеризуется тем, что во главу угла ставится приоритет максимально возможного увеличения доходов в ущерб или без учета стратегических интересов экономики страны, регионов и налогоплательщиков. Разновидностью такой политики является политика «высоких налогов» с присущими ей большим количеством налогов и сборов, высокими налоговыми ставками и сверх предельным налоговым бременем, минимумом налоговых льгот, «ножницами» бремени начисленных и уплаченных налогов и т. п.

В регулирующей налоговой политике акцент делается на усиление регулирующей роли налогов (зачастую в ущерб должной реализации их фискального потенциала). Такой политике присущи чрезмерное увлечение налоговыми льготами, льготными экономическими зонами и налоговыми режимами, слабость налогового контроля, установление ставок налогов на уровне, не обеспечивающем минимальные потребности государства в финансовых ресурсах и т. д.

Контрольно-регулятивная политика в чистом виде встречается крайне редко и обусловлена, как правило, либо слабостью выполнения налогами фискальной и регулирующей функций, либо длительностью проведения государством жесткой политики «высоких налогов», влекущей за собой массовое уклонение предприятий и граждан от уплаты налога и уход легальной экономики в «тень». Не меняя по сути элементов налогового процесса, государство пытается возместить фискальные и экономические потери репрессивными контрольными мерами, штрафами, прочими санкциями. Целью налогового контроля становится не создание условий для нормального функционирования налогового процесса и предотвращения налоговых правонарушений, а поиск виновных и максимально возможный сбор штрафов, все более принимающих характер стабильного и существенного источника государственных доходов.

Читать еще:  Сайт собрания балаковского муниципального района

Все три названных типа налоговой политики имеют существенные недостатки, которые видны без дополнительных комментариев. Поэтому эффективной, сбалансированной обычно является только комбинированная налоговая политика (стратегия и тактика), нацеленная на максимальную реализацию в комплексе всех функций налогов. Такую политику можно назвать еще равновесной налоговой политикой, направленной на обеспечение ценового, фискального, регулирующего и контрольно-регулятивного равновесия функций налогов и интересов государства и налогоплательщиков.

Комбинированная (равновесная) налоговая политикаориентирована на создание условий для стабильного и равномерного обеспечения бюджетной системы налоговыми доходами и их увеличения за счет роста легальных объемов производства, потребления и доходов, активизации инвестиционной деятельности и эффективного функционирования системы налогового контроляна основе оптимизации ставок основных налогов и налогового бремени, рационализации состава и структуры налоговой системы, налоговых льгот и налоговых санкций, повышения уровня собираемости налогов и снижения задолженности по расчетам с бюджетом.

В реальной жизни сложно, а порой невозможно, провести четкие границы между первыми тремя типами налоговой политики. Как правило, проводимая государством налоговая политика носит комбинированный (с преобладанием черт одной из них), но не всегда равновесный (сбалансированный) характер. Поэтому важнейшая задача государства – разработка эффективной комбинированной налоговой стратегии и тактики.

3. В зависимости от стратегической направленности государственного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую налоговую политику. Последний тип налоговой политики возможен для стран с развитой рыночной экономикой в периоды, когда возникает необходимость предотвращения кризиса перепроизводства и установления в этой связи более жестких налоговых режимов. Для стран, находящихся в условиях стагфляции, речь может идти только об эффективной стимулирующей политике.

4. По территориальному признаку налоговую политику условно можно разделить на федеральную, региональную и местную. Условно потому, что в настоящее время региональные, а особенно местные, органы власти в России не обладают пока еще соответствующими налоговыми правами и полномочиями, достаточными для проведения самостоятельной налоговой политики. Возможно, что в ближайшей перспективе ситуация изменится в этой области. Однако за федеральным центром останется прерогатива разработки основных направлений налоговой стратегии и тактики, в рамках которых регионы и муниципалитеты должны строить свою налоговую политику, что необходимо для соблюдения и укрепления принципа единства налогового пространства и налоговой политики на территории всей страны.

5. По признаку узкой специализации выделяют в отдельные виды инвестиционную и социальную налоговую политику, таможенную политику и политику в области применения специальных налоговых режимов, политику налогового регулирования доходов, и т. д.

Поведенная типизация и классификация налоговой политики имеет не сколько теоретическое, сколько прикладное значение для того, чтобы проанализировать и дать разностороннюю оценку проводимой в стране налоговой политики, а на этой основе определить направления, приоритеты и конкретные пути построения эффективной налоговой стратегии и тактики, принимать адекватные управленческие налоговые решения.

Налоговая политика России отражает противоречивый характер современного этапа развития страны. С одной стороны, задачи, стоящие перед обществом в области структурной перестройки экономики и социальной сферы, требуют увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему. С другой стороны, необходимость ускоренного экономического роста, активизации инвестиционной деятельности и поддержки частного предпринимательства предполагает проведение либеральной налоговой политики, включая снижение налоговых ставок и расширение налоговых преференций. В этих условиях эффективной следует считать комбинированную налоговую политику, которая обеспечивает налоговое равновесие – эффективное выполнение налогами всех функций.

Перед российским правительством и другими субъектами государственного налогового менеджмента стоит сейчас важнейшая стратегическая задача создания такого налогового режима, который способен обеспечить полный и своевременный сбор налогов, достаточных для финансирования необходимых государственных расходов, и создать благоприятные условия для ускоренного экономического роста.

Решению этой задачи препятствует ряд причин, порожденных налоговой политикой 90-х гг.:

– ориентация налоговой системы и элементов отдельных налогов (ставок, налоговых баз) на выполнение преимущественно фискальной функции, что выражается в эффекте излишней фискальности (например, высокие ставки заставляют налогоплательщиков уклоняться от налогов и скрывать доходы от налогообложения, в результате бюджет недополучает требуемых сумм);

– нездоровая ориентация налоговой системы на косвенные формы налогообложения – 65–70 % всех налоговых доходов бюджета приходится на инфляционные, экономические дестимулирующие косвенные налоги на бизнес (на производство и импорт);

– запредельно высокое совокупное бремя начисленных налогов на товаропроизводящую сферу (в среднем 45–50 коп. на 1 руб. выручки от реализации продукции);

– чрезмерное давление налоговых начислений на оплату труда (почти 40 коп. на 1 руб. заработной платы);

– неспособность налоговой системы уловить огромные незаработанные компаниями, осуществляющими разработку полезных ископаемых и других природных ресурсов, рентные доходы;

– неэффективность системы налогового льготирования, ее оторванности от инвестиционной деятельности.

Несмотря на ряд уже реализованных в последние годы Правительством РФ мер в области реформирования налогообложения, еще длительное время основными приоритетами эффективной налоговой политики останутся следующие ее стратегические направления:

Во-первых, проведение реструктуризации и переориентация целевой направленности российской налоговой системы. Необходимо изменить структуру налоговой системы с целью уловить «теневые» финансовые потоки, построить налогообложение таким образом, чтобы заинтересовать предприятия и предпринимателей в легализации объемов производства, экспорта, продаж и доходов (прибыли, оплаты труда, предпринимательского и валового доходов). В налоговой системе необходимо менять соотношение между косвенными налогами на бизнес и прямыми подоходными, личными налогами в сторону увеличения доли прямых налогов до уровня не менее 50 % всех налоговых доходов. Требуется повысить значимость и сместить акцент в налоговой системе на поимущественные налоги и налоги за пользование природными ресурсами рентного типа, включая штрафные налоги за нарушение норм природопользования.

Во-вторых, обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней исключительно за счет наращивания объемов производства, продаж и доходов.

В-третьих, снижение налогового бремени на товаропроизводящую сферу до оптимального для России уровня на основе оптимизации налоговых ставок и упорядочения налоговой базы основных налогов, определяющих структуру доходов бюджета.

Для реализации названных выше стратегических направлений эффективной налоговой политики необходимо решить комплекс следующих первоочередных задач:

– установление оптимальных ставок основных налогов, приведение в количественное равновесие ставок совокупных налоговых начислений на оплату труда с оптимальной ставкой налога на прибыль;

– переход на принципиально новый механизм исчисления и уплаты социального налога на базе выручки от реализации, а накопительных пенсионных платежей, выделенных из действующего единого социального налога, – на базе расходов на оплату труда работников, с целью стимулирования предприятий в легализации личных доходов;

– создание рынка прав на загрязнение окружающей среды и повышение значимости налогов штрафного типа за нерациональное природопользование, как важнейшего элемента такого рынка;

– снятие ограничений с налоговых льгот инвестиционного характера, включая инвестиционный налоговый кредит, связанных с развитием производства, прикладной науки и техники; установление налоговых льгот по лизингу в производственной и научно-технической сфере;

– переход от порядка применения ставки 0 % к порядку простого освобождения от НДС экспорта природного сырья и продуктов его первичной переработки с целью борьбы с «лжеэкспортом» и предотвращения потерь доходов бюджета;

– с целью увеличения поступлений по налогу на доходы физических лиц и других налоговых начислений на оплату труда, а также проведения в жизнь социальной политики законодательно установить на федеральном и региональных уровнях достойный (реальный) уровень минимальной оплаты труда наемных работников, соответствующий научно обоснованному объему «потребительской корзины»;

– принятие мер по упорядочению таможенного регулирования, препятствующих утечке капитала за границу, ущемлению интересов отечественных предприятий.

В-четвертых, пересмотр позиции государства по отношению к доходам от государственных имущества и собственности. Чем больше будут неналоговые доходы, тем больше возможностей для снижения налогового бремени на товаропроизводителей.

В-пятых, развитие инфраструктуры процесса сбора налогов путем полной автоматизации налогового процесса, внедрения современной компьютерной техники и информационных технологий для проведения налогового контроля, создания единой универсальной базы данных, включающей всех налогоплательщиков России, для внедрения автоматизированных контрольных технологий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector