Finkurier.ru

Журнал про Деньги
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Продажа муниципального имущества муниципальным унитарным предприятием

Унитарные предприятия смогут продавать свое имущество только на открытых торгах

Минэкономразвития России предлагает предоставить государственным и муниципальным унитарным предприятиям право продавать свое недвижимое и движимое имущество стоимостью свыше 100 000 руб. на открытых торгах.

В соответствии с действующим законодательством государственные и муниципальные унитарные предприятия продают закрепленное за ними имущество самостоятельно, без проведения обязательных конкурентных процедур. Статьей 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ) установлено, что государственное или муниципальное унитарное предприятие самостоятельно может распоряжаться только своим движимым имуществом. Продать, сдать в аренду, заложить, внести в уставный капитал хозяйственного общества или иным способом распорядиться недвижимостью, принадлежащей государственному или муниципальному предприятию, оно может только с согласия собственника ГУПа или МУПа. Следовательно, при наличии согласия собственника должностные лица вправе устанавливать стоимость реализуемого имущества по своему усмотрению.

В связи с этим Минэкономразвития России предлагает внести изменения в Закон № 161-ФЗ и установить единый порядок проведения торгов для недвижимого и движимого имущества государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Текст соответствующего законопроекта уже размещен на портале проектов нормативно-правовых актов и проходит независимую антикоррупционную экспертизу.

Согласно данной законодательной инициативе государственные или муниципальные предприятия смогут продавать недвижимость и прочее имущество, рыночная стоимость которого на основании отчета независимого оценщика превышает 100 000 руб., с помощью торгов. Для этих целей Закон № 161-ФЗ предлагается дополнить четырьмя новыми статьями, устанавливающими требования к информационному обеспечению продажи имущества унитарного предприятия, порядок продажи его имущества на аукционе, в электронной форме, а также порядок продажи акций АО, долей в уставном капитале ООО, объектов культурного наследия, включенных в соответствующий государственный реестр, на конкурсе.

Итак, если законопроект будет поддержан, то унитарные предприятия должны будут в обязательном порядке размещать сообщения о продаже имущества на специально созданном официальном сайте РФ и на сайте собственника имущества унитарного предприятия. Разместить сведения о предстоящих торгах предприятие-продавец должно будет не менее чем за 30 дней до их проведения.

Информационное сообщение о продаже должно будет содержать:

наименование государственного или муниципального предприятия, принявшего решение о продаже имущества, реквизиты указанного решения;

наименование государственного органа или органа местного самоуправления — собственника имущества, принявшего решение о согласовании сделки по продаже имущества, реквизиты указанного решения;

сведения об имуществе, его составе, характеристиках, описание имущества, порядок ознакомления с имуществом;

начальную цену продажи имущества;

форму проведения торгов и подачи предложений о цене имущества;

шаг аукциона (при проведении аукциона и открытой форме подачи предложений о цене);

условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;

размер задатка, срок и порядок его внесения, реквизиты банковского счета продавца;

порядок подачи заявок и предложений;

исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов;

срок заключения договора купли-продажи имущества;

условия договора купли-продажи имущества;

порядок определения победителя торгов;

дату, время и место проведения торгов и подведения результатов торгов;

требования к оформлению представляемых покупателями документов;

площадь земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество унитарного предприятия (в случае продажи здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), и информацию о зарегистрированных правах продавца на указанный участок (участки);

площадь (в случае продажи недвижимого имущества) и описание имущества унитарного предприятия, подлежащего продаже.

Читать еще:  Директор муп является муниципальным служащим

Самой распространенной формой продажи имущества будет аукцион. При этом можно будет использовать закрытую или открытую форму представления предложений о цене недвижимого имущества. Для участия в аукционе от заявителя потребуется внесение задатка в размере 20% от первоначальной цены имущества, указанной в информационном сообщении о продаже.

Министерство считает, что принятие данных поправок позволит минимизировать возможность сговора при продаже имущества предприятий.

Энциклопедия решений. Продажа имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении

Продажа имущества, находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении

Государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и учреждениям имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Распоряжение таким имуществом (в том числе его продажа) допускается при условии соблюдения специальных требований, предусмотренных, в частности, главой 19 ГК РФ, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Правила, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», при этом не применяются (пп. 9 п. 2 ст. 3 указанного закона, см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2015 N Ф08-6312/15, АС Центрального округа от 13.08.2015 N Ф10-2590/15).

Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество только с согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК РФ). В силу этой же нормы движимым имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия, оно распоряжается самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В частности, при отчуждении имущества должна быть сохранена возможность осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Если сделка по продаже имущества, принадлежащего унитарному предприятию, лишает предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, такая сделка является ничтожной независимо от наличия согласия на ее совершение со стороны собственника имущества унитарного предприятия (п. 10 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).

Согласие собственника требуется для совершения сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, договоров простого товарищества и иных сделок, указанные в уставе предприятия (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Подобные сделки, в случае их совершения без получения соответствующего согласия, являются не ничтожными, а оспоримыми. Они могут быть признаны недействительными лишь по иску предприятия или собственника его имущества, а срок исковой давности по такому требованию определяется на основании п. 2 ст. 181 ГК РФ (абзац третий п. 9 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).

Обратим внимание, что формулировка абзаца второго п. 2 ст. 295 ГК РФ допускает возможность ограничения права унитарного предприятия самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, не только законом, но и иными правовыми актами. На уровне субъектов РФ и муниципальных образований можно обнаружить правовые акты, которыми возможность продажи определенных видов имущества, находящегося в хозяйственном ведении, обусловлена необходимостью получения согласия на это собственника или, например, проведения конкурентных процедур (см., например, ч. 1 ст. 17 Закона Ставропольского края от 14.04.2014 N 25-кз «Об управлении и распоряжении имущественными объектами государственной собственности Ставропольского края», Решение Совета депутатов городского округа Лобня Московской области от 28.07.2015 N 126/49). Это обстоятельство необходимо учитывать при продаже имущества унитарного предприятия.

Читать еще:  Размер уставного фонда муниципального предприятия

В отношении казенных предприятий помимо перечисленных выше ограничений установлено общее правило, в соответствии с которым продажа имущества казенного предприятия требует получения согласия собственника. Исключение (если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ) составляют сделки, направленные на реализацию продукции, производимой казенным предприятием (п. 1 ст. 297 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Казенные учреждения обязаны согласовывать с собственником продажу любого принадлежащего им имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ), бюджетные — продажу особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником или приобретенного за счет средств, выделенных на это собственником, а также любого недвижимого имущества, автономные — закрепленным за ними или приобретенным за счет средств, выделенных на это собственником, недвижимым и особо ценным движимым имуществом (п. 2, п. 3 той же статьи, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

ФАС России от 05.08.2013 N АГ/30312/13 «Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 5 августа 2013 г. N АГ/30312/13

ИМУЩЕСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ

УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ НА ПРАВЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

ИЛИ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон о государственных и муниципальных предприятиях) имущество унитарного предприятия формируется, в том числе, за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия.

При приватизации государственного или муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Положения Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закона о приватизации) не распространяется на отчуждение государственными унитарными предприятиями (далее по тексту — ГУП) и муниципальными унитарными предприятиями (далее по тексту — МУП), закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении (пункт 9 части 2 статьи 3 Закона о приватизации).

Продажа Федерального имущества, закрепленного за федеральными ГУПами, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия». В порядке, установленном Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 сделки по продаже федерального недвижимого имущества осуществляются путем продажи федерального недвижимого имущества на аукционе, организатором которого выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.

Читать еще:  Ежемесячное денежное поощрение муниципальных служащих

При этом в отношении имущества субъекта, закрепленного за ГУПами, и муниципального имущества, закрепленного за МУПами, законодательством не установлены обязательное проведение публичных торгов, а также процедура таких торгов.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке является государственной или муниципальной преференцией, которая может быть предоставлена исключительно в целях, предусмотренных статьей 19 Закона о защите конкуренции, и в порядке, установленном статьей 20 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно части 2 статьи 19 Закона о защите конкуренции, государственной или муниципальной преференцией не является предоставление преимущества отдельному лицу, в том числе, по результатам торгов.

Таким образом, отчуждение государственного или муниципального имущества без согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции, и без проведения торгов (конкурсов, аукционов) является нарушением порядка предоставления государственной и муниципальной преференции, установленного статьей 20 Закона о защите конкуренции, и влечет за собой последствия в виде признания недействительными актов органов власти в части предоставления государственной или муниципальной преференции, а также возврата данного имущества.

Также статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, дача собственником имущества согласия (задания) на отчуждение государственным или муниципальным предприятием или учреждением государственного или муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, целевым образом без проведения торгов также является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Исходя из вышеизложенного, приватизация государственного или муниципального имущества, в том числе закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов — торгов (конкурсов, аукционов).

Собственник имущества, осуществляя согласование продажи ГУПом или МУПом имущества без проведения торгов, нарушает статью 15 Закона о защите конкуренции.

Судебная практика и законодательство — ФАС России от 05.08.2013 N АГ/30312/13 «Об отчуждении имущества, принадлежащего государственным и муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления»

ФАС России сообщает, что в ходе исследования вопроса правомерности согласования продажи имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее — Унитарные предприятия) без проведения торгов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с поручением N АГ/30312/13 от 05.08.2013 во многих субъектах Российской Федерации были выявлены признаки нарушений антимонопольного законодательства, в связи с чем сообщаем следующее.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector