Оценщик муниципального имущества
Оценка муниципального и государственного имущества и собственности
Современный рынок развивается и участвуют в нем не только бизнесмены и предприниматели, но и органы государственной власти, причем зачастую не только в роли регулятора, но и в роли одной из сторон правовых рыночных взаимоотношений. Нашей компании теперь все чаще приходиться проводить оценку муниципального и государственного имущества.
Необходимость этой процедуры прямо указана в Законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ст. 8 гл. I «Обязательность проведения оценки объектов оценки», где, в частности сказано: «Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:
- при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
- при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
- при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
- при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц. «
Т.е. сделки, объектом которых выступает муниципальное или государственное имущество и собственность, в обязательном порядке должны сопровождаться процедурой оценки данного имущества. Эксперт оценщик потребуется, если надо установить рыночную стоимость предмета сделки при его приватизации, национализации, передаче в арендное или временное пользование, использовании в качестве залога или вклада в уставные капиталы, юридические фонды и т.п. Полный перечень всех таких случаев указан в Законе РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», там же указан порядок их проведения.
Наша компания оказывает весь спектр услуг по оценке стоимости имущества, в том числе государственной и муниципальной собственности. Подробнее об этом вы можете узнать на страницах:
Наиболее востребованной является услуга определения стоимости муниципального или госимущества при его передаче в аренду. В этом случае цель проведения оценки — установить справедливый рыночный размер арендной платы за пользование недвижимостью, а не его рыночную цену. Помимо сдачи в аренду оценка госимущества производится для:
- передачи собственности в доверительное управление;
- подготовки объектов к приватизации;
- передачи собственности в качестве обеспечения залога;
- отчуждаемого, в пользу третьих лиц имущества;
- переуступки долговых обязательств;
- для внесения в уставные фонды.
Итогом оценки государственной и муниципальной собственности является соответствующий отчет.
Особенности оценки государственного и муниципального имущества
Следует отметить, что проведения подобных работ приглашенный независимый оценщик должен обладать большим опытом работы и обширными познаниями в законодательстве РФ. Наша компания обладает такими кадрами и имеет солидный опыт работы в данном направлении.
Выбор компании-оценщика государственный орган или орган муниципального управления проводит на конкурсной основе. Участвовать могут все желающие
В целях недопущения правонарушений и предвзятости в отчетах оценка муниципального имущества не завершается только лишь составлением экспертом акта об оценке собственности. Если доля государства в праве собственности более 2 %, то полученные данные направляются на проверку в соответствующий государственный орган. В случае федерального имущества в роли уполномоченного органа выступает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом – ФАУФИ, а в случае муниципальной собственности – соответствующая муниципальная структура. Результатом проверки является выдача положительного заключения на отчет. При этом, если заключение было положительным, но в последствии выяснилось, что результаты отчета не соответствуют действительности, ответственность за это несет оценщик. При этом сделки, совершенные на основании этого документа признаются недействительными и проводится повторная оценка. Разумеется, это негативным образом сказывается на реноме оценочной компании. Никто не хочет получить красную карточку и поэтому в делах об оценке госимущества оценщики особенно щепетильны.
Отчет будет действителен в течение шести месяцев с момента проведения оценки, после чего её (при необходимости) придется делать заново
Как проходит оценка госимущества
Деятельность оценочных компаний полностью регулируется законом «Об оценочной деятельность Российской Федерации». Как правило, оценщики в своей работе по оценке муниципального имущества применяют три классических метода затратный, сравнительный и доходный. После того, как все возможные подходы использованы, оценщик выбирает тот расчет, который максимально учитывает интересы заказчика. После этого отчет передается в контролирующую организацию, которая проверяет его. Если все в порядке то документ передается в муниципалитет, который начинает использовать его в своих интересах.
Подборки из журналов бухгалтеру
Как провести оценку муниципального имущества
- » rel=»nofollow»>
Подробности Категория: Подборки из журналов бухгалтеру Опубликовано: 04.02.2015 00:00
При передаче имущества в аренду образовательное учреждение должно провести его оценку, если данный объект принадлежит полностью или частично муниципальному образованию (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 августа 2013 г. по делу № А79-6446/2011). Рассмотрим, как оценивать такие активы.
Когда оценка муниципального имущества обязательна
В практической деятельности муниципальных образовательных учреждений может возникнуть необходимость передачи, продажи или иного использования (не предусмотренного при закреплении в оперативное управление) муниципального имущества. Однако при этом возникает вопрос: следует ли проводить независимую оценку муниципального имущества?
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей установлены нормами Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ). Статьей 6 Закона № 135-ФЗ за муниципальными образованиями (наряду с иными публично-правовыми образованиями, юридическими и физическими лицами) закреплено право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
Следует отличать обязательную оценку муниципального имущества от независимой. Перечень случаев, когда проведение оценки объектов оценки является обязательным, установлен статьей 8 Закона № 135-ФЗ.
Наиболее распространено проведение обязательной оценки в следующих случаях:
- при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в целях их приватизации передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
- при использовании объектов оценки в качестве предмета залога;
- при продаже или ином отчуждении объектов оценки;
- при передаче объектов оценки в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных товариществ и обществ.
Кроме того, необходимость обязательной оценки может быть обусловлена возникновением разногласий о стоимости объекта оценки при национализации имущества, а также при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для муниципальных нужд
Требование об обязательной оценке не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении учреждениями имуществом, закрепленным за ними в оперативном управлении, за исключением случаев, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством допускается с согласия его собственника (ст. 8 Закона № 135-ФЗ).
Что является объектами оценки
В соответствии со статьей 5 Закона № 135-ФЗ к объектам оценки относятся:
- отдельные материальные объекты (вещи);
- совокупность вещей, составляющих имущество лица, в частности имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
- работы, услуги, информация;
- право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
- права требования, обязательства (долги);
- иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Вместе с тем некоторые виды имущества и обязательства учреждения в приведенном перечне прямо не поименованы (например, объекты нематериальных активов). Так как перечень объектов оценки закрытым не является, то в отношении активов и обязательств, не указанных в перечне, правомерно применять нормы статей 128 и 129 Гражданского кодекса РФ, а также иных федеральных законов. То есть фактически оценка может быть произведена в отношении любых активов и обязательств учреждения.
Таким образом, объектом оценки может также являться и право оперативного управления (как разновидность вещного права).
Обязательной оценке подлежит следующее муниципальное имущество: недвижимое, особо ценное, сделки с которым подпадают под критерии крупных или сделок с заинтересованностью, имущество казны (не закрепленное за учреждениями или предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения).
Как проводится оценка муниципального имущества
В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона № 135ФЗ договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами (если иное не установлено законодательством РФ). Как правило, таким уполномоченным лицом является бюджетное или автономное учреждение, которому соответствующие активы переданы в оперативное управление. Оценка должна проводиться за счет средств учреждения, которое уполномочено ввести муниципальное имущество в гражданский оборот. Для этого могут быть использованы как средства местного бюджета, так и собственные средства учреждения.
Законодательство предъявляет ряд требований к лицу, которое может проводить оценку. В частности, оценщик должен быть членом саморегулируемой организации, а также иметь страховой полис и документ об образовании подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности (которые он должен предъявлять по первому требованию заказчика).
Срок, в течение которого должна проводиться оценка, законодательством не предусмотрен. Как правило, условие о сроке исполнения работ является обязательным элементом договора, заключаемого с оценщиком. На практике срок выполнения работ устанавливается таким образом, чтобы у сторон имелась возможность согласовать вероятные разногласия до момента заключения хозяйственного договора, по условиям которого актив вводится в гражданский оборот.
Результатом работы по оценке является отчет оценщика. Общие требования к отчету и его примерная структура установлены нормами статьи 11 Закона № 135-ФЗ. Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, в установленном порядке законодательством РФ, если в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона № 135-ФЗ).
На что повлияют результаты оценки
В бухгалтерском учете результаты оценки муниципального имущества непосредственно не отражаются. Сумма, указанная в отчете оценщика и акте постоянно действующей комиссии включается в соответствующий хозяйственный договор. Необходимость отражения данной суммы в бухгалтерском учете возникает по мере начисления доходов или принятия соответствующих обязательств.
Важно помнить, что сумма в отчете оценщика в общем случае не обязывает учреждение заключать договор на соответствующих условиях – она может быть оспорена в судебном порядке как в меньшую, так и в большую сторону.
Для соблюдения всех требований по документальному оформлению процесса введения объектов нефинансовых активов в гражданский оборот необходимо учитывать пункты 25 и 34 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. Другими словами, следует оформить акт постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию объектов нефинансовых активов.
Порядок отнесения расходов по оценке муниципального (или государственного) имущества не конкретизирован. Так как речь идет об оплате услуг стороннего контрагента, наиболее правомерным представляется отнесение произведенных расходов на код 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ (утверждены приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н).
Вовлечение имущества в гражданский оборот, как правило, предполагает его использование в рамках приносящей доход деятельности, поэтому произведенные расходы уменьшают бухгалтерскую и налогооблагаемую прибыль по соответствующему виду деятельности.
Если вовлечение в гражданский оборот осуществляется в форме передачи временно не используемых объектов основных средств в аренду, то размер арендной платы должен устанавливаться с учетом дополнительных расходов по оценке таких объектов.
В. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету
Оценка государственного и муниципального имущества
При осуществлении различных сделок с государственным и муниципальным имуществом закон предусматривает обязательную оценку муниципального имущества и оценку государственного имущества соответственно. Оценка государственной собственности независимым оценщиком необходима при сдаче имущества в аренду, при его выкупе, при передаче в залог или в пользование временного характера. Акт оценки государственного имущества или оценки муниципального имущества имеет статус официального документа, поэтому оценка государственной собственности должна производиться настоящими профессионалами оценочной деятельности, что позволит избежать всевозможных неточностей и недоразумений при оформлении различных документов. Все тонкости оценки государственного имущества (оценки муниципального имущества) оговариваются в 8 статье Федерального Закона «Об оценочной деятельности».
В настоящее время идет активный процесс выкупа недвижимости у города Москвы (Департамента городского имущества города Москвы) малым бизнесом. Оценочная компания ПрофиЭксперт предлагает свои профессиональные услуги по оценке госимущества, принадлежащего г. Москве или РФ, в т.ч. оценке недвижимости. У нас наработана широкая практика по оценке аналогичного государственного имущества за время работы.
Для уточнения, согласования перечня необходимых документов, сроков проведения работ, иных констультаций Вы можете обратить по телефону +7-495-222-19-07
Оценка имущества организации необходима во многих ситуациях. Акт оценки имущества предприятия имеет ключевое значение при установлении достоверной цены при операциях продажи и покупки компаний. Услуги по оценке госимущества позволяют произвести перераспределение долей имущественных и акционирование компании, привлечь интерес инвесторов, выпустить акции дополнительные. Независимая оценка государственнного имущества и обязательств дает возможность установить стоимость различных объектов для целей страхования, внесения их в залог, сделок купли/продажи (выкупа). Нередко требуется и оценка арестованного имущества, в процессе которой составляется официальный акт оценки.
Оценка государственного имущества
В тех случаях, когда осуществляются сделки с государственным или муниципальным имуществом законодательство требует обязательной его оценки. Оценка государственного имущества (оценка муниципального имущества) является необходимой при совершении любых сделок с таким имуществом, будь то передача его в залог, во временное пользование, при сдаче в аренду или при выкупе. Обязательность независимой оценки государственной собственности, то есть независимой оценки госимущества, владельцем которого является государство, предусмотрена в Законе об оценочной деятельности в его 8 статье.
Обычно услуги по оценке государственного имущества требуются в таких ситуациях:
- — оценка государственного имущества, либо оценка муниципального имущества, которое планируется сдать в аренду (см. оценка аренды), в доверительное управление, либо того, готовится к приватизации (см. оценка стоимости недвижимости);
- — оценка муниципального имущества, которое вносится как предмет залога;
- — оценка государственного имущества, которое отчуждается (например, при продаже);
- — оценка государственного имущества при переуступке обязательств (долговых), которые имеют связь с оценочными объектами, находящимися в собственности госорганов.
Также оценка госимущества, принадлежащего Российской Федерации или муниципальным объединениям, обязательна при внесении его в фонды или в качестве вкладов в уставные капиталы.
Оценка государственной собственности требуют от специалиста оценочной компании знать досконально не только свою работу, но и многочисленные законодательные акты. Именно поэтому, к оценке государственного имущества и оценке муниципального имущества всегда привлекаются самые опытные оценщики, которые обладают необходимым опытом и знаниями в сфере оценки государственной собственности.
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Оценка муниципального имущества от 3500 руб. за 2 дня с выездом специалиста в течение 24 часов
Кудряшова Юлия Борисовна
Оценщик 1 категории
Эксперт-техник, член МАК
Дипломированный и аттестованный оценщик 1-й категории, член межведомственной аттестационной комиссии экспертов-техников (МАК).
Принципы местного самоуправления охватывают всю территорию РФ, и один из них — материальное обеспечение функционирования территориальных общин. Муниципальные органы власти уполномочены распоряжаться закрепленным за ними имуществом, при этом во многих случаях важна рыночная стоимость муниципального имущества. Оценка активов необходима и для муниципальных предприятий, за которыми закреплена часть собственности.
Статус имущества местных органов власти и хозяйственных образований закреплен в ст.50, 51 ФЗ-131 о самоуправлении. Ст. 215 ГК РФ также содержит определение собственности муниципальных единиц и относит к этой категории все капиталы, ресурсы и имущество, принадлежащие городам и поселкам, включая основанные ими коммунальные предприятия и другие организации местного значения.
Как уже указывалось в статье по закону об оценке, муниципальные субъекты, как и государственные, имеют право проводить оценку собственного имущества, независимо от норм, содержащихся в специальных законах о порядке ведения бухучета и статотчетности. Администрация поселения или руководство муниципального предприятия имеют право заключить с оценщиком договор по собственной инициативе или заказать независимую оценку в обязательных случаях (ст.8 ФЗ-135).
Одно из самых распространенных оснований для оценки муниципальной собственности — ее приватизация: об этом прямо указано в ст. 12 специального закона №178. Еще один частый случай — передача недвижимости в пользование. При этом стоимость аренды муниципального имущества рассчитывается исходя из цены объекта, установленной в отчете оценщика. У муниципального предприятия может возникнуть необходимость скорректировать данные бухучета. Так, по ст.12 ФЗ-402 объекты бухгалтерского учета подлежат денежному измерению, которое достоверно может установить оценщик.
Процесс определения стоимости объекта на рынке с учетом актуального положения — есть оценка недвижимости. Она является основополагающим фактором при любых операциях с недвижимым имуществом.
ЧТО ВЛИЯЕТ НА ОЦЕНКУ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА
Рыночная цена капиталов и активов зависит от конъюнктуры местного рынка, от правового статуса владельца (орган местной власти, коммунальное предприятие, иная муниципальная организация), от юридической чистоты имущества (находится ли оно в залоге, под арестом или имеет иные отягощения, связанные с долгами или правами третьих лиц). Учитывается износ (срок эксплуатации/степень амортизации), начальная стоимость, проведение капремонта, физическая сохранность объекта.
Какова будет стоимость
Вашего объекта в отчете?
Закажите экспресс- оценку по тел.8-900-018-00-58 (срок подготовки 1 час).
Оценка государственного и муниципального имущества
При проведении сделок с имуществом, находящимся в собственности государства или муниципальных образований, оценка является обязательной. Российское законодательство требует обязательного проведения оценочной экспертизы с привлечением независимого оценщика при любых сделках с государственной или муниципальной собственностью — при выкупе, сдаче в аренду, передаче во временное пользование, передаче в залог, и т.д. Это требование содержится в законе «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в статье 8 — «Обязательность проведения оценки объектов оценки», где сказано:
«Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:
- при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;
- при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;
- при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
- при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;
- при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц. «
Типичная ситуация, когда требуется независимая оценка – это сдача в аренду федеральной или муниципальной недвижимости – зданий, помещений и земельных участков. В этом случае оценивается не рыночная стоимость самого объекта недвижимости, а рыночная стоимость права временного владения и пользования объектом, то есть величина арендной платы.
При размещении заказа на оценку имущества, принадлежащего государству, нужно иметь ввиду, что все отчеты об оценке государственной собственности должны полностью соответствовать требованиям закона N 135ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации и федеральным стандартам оценки. Поэтому к выбору оценщика для проведения такой оценки следует подходить внимательно.
Наша компания имеет большой опыт по проведению оценки недвижимости и иного государственного (муниципального) имущества для различных целей. Отчеты, подготовленные нашими специалистами, гарантированно соответствуют всем требованиям российского законодательства об оценочной деятельности и действующим федеральным стандартам оценки (ФСО).
Для получения полной информации по данному вопросу обращайтесь по телефону +7 495 726-86-74.