Неналоговые доходы государственного бюджета - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неналоговые доходы государственного бюджета

Неналоговые доходы. Бюджетный Кодекс Российской Федерации

В соответствии с БК, доход бюджета представляет собой часть национальной прибыли, подлежащей централизации и распределению. Она может формироваться за счет различных поступлений. Рассмотрим их подробнее.

Общие сведения

Бюджетные доходы разделяются на регулирующие и собственные. Последние представляют собой поступления, которые закреплены на постоянной основе частично либо полностью на соответствующих уровнях.

Собственную прибыль составляют безвозмездные перечисления и налоговые доходы. Последние формируются за счет обязательных отчислений с юрлиц и граждан, установленных на федеральном уровне. В них в числе прочего включены сборы, поступающие по предусмотренным специальным режимам обложения, штрафы, пени, региональные и территориальные платежи.

О неналоговых доходах бюджета РФ

К неналоговым доходам относятся поступления от деятельности, приносящей прибыль:

  1. Сдача в аренду имущества, принадлежащего государству.
  2. Административные выплаты.
  3. Компенсации государству.
  4. Прибыль от реализации имущества, находящегося в госсобственности, кроме поступлений от продажи, регламентированных законодательством от приватизации.

Неналоговые доходы формируются также за счет поступлений от использования имущества, принадлежащего государству. Это могут быть дивиденды по ценным бумагам, поступления от размещения финансовых средств и прочих способов участия в капитале.

В эту же категорию включены различные штрафы и удержания. Неналоговые доходы формируются в том числе из отчислений с зарплаты осужденных к ограничению по службе (военной), исправительным работам, лиц, освобожденных от уголовной ответственности с привлечением к административной. В эту же категорию входят штрафы за правонарушения и преступления.

Прочие неналоговые доходы

В эту категорию включаются следующие суммы:

  • Полученные незаконно.
  • Использованные не по их целевому назначению либо с нарушением предписаний законодательства и подлежащие возврату в соответствии с результатами ревизий.
  • Возмещение недостач по материальным ценностям, выявленных при проверках.
  • Суммы, полученные от сдачи вторсырья, отходов драгметаллов, лома.
  • Доходы от реализации книг, предложений и замечаний.
  • Судебные издержки, взысканные в пользу государства, и так далее.

Безвозмездные поступления

В категорию безвозмездных поступлений входят:

  1. Дотации, субсидии из других бюджетов.
  2. Безвозмездные поступления от юрлиц или граждан, правительств зарубежных стран, межгосударственных организаций, включая добровольные пожертвования.
  3. Субвенции из регионального или государственного бюджетов, прочие трансферты.

Федеральный уровень

Доходы госбюджета формируются за счет собственных налоговых поступлений. Исключение составляют те, которые передаются в форме регулирующих отчислений на другие уровни. В состав средств также включены все неналоговые доходы.

На федеральном уровне концентрируются поступления региональных фондов. Они централизуются для целевого распределения на реализацию мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Налоговые доходы федерального уровня формируются из таможенных и государственных пошлин, сборов и прочих обязательных отчислений.

Дополнительно

Неналоговые доходы бюджета РФ формируются за счет определенных поступлений:

  1. Доходы от реализации и использования имущества, принадлежащего государству.
  2. Часть прибыли, полученной от унитарных предприятий, образованных Российской Федерацией.
  3. Доходы ЦБ по нормативам, которые определены в ФЗ.
  4. Прибыль от внешнеэкономической деятельности.
  5. Поступления от продажи госзапасов и резервов.

Региональный уровень

Налоговые доходы бюджетных фондов субъектов образуются за счет соответствующих сборов и прочих обязательных отчислений. Их список и тарифы определяются в НК. Пропорции распределения этих поступлений между региональным и местным уровнями устанавливаются в ФЗ, регламентирующем основы территориального самоуправления, а также Законом о бюджете субъекта на предстоящий год.

Кроме этого, в формировании прибыли участвует часть регулирующих федеральных отчислений, распределяемых по нормативам, определенных в соответствующих правовых актах. Исключение составляют доходы, которые передаются на местный уровень по правилам бюджетного регулирования.

Другой компонент

Неналоговые региональные доходы образуются за счет определенных отчислений:

  1. Поступления от реализации имущества, которое находится в распоряжении субъектов.
  2. Часть доходов унитарных предприятий, образованных региональной властью. Она принимается в расчет после уплаты всех обязательных отчислений, установленных в законодательстве субъекта.
  3. Поступления от платных услуг, которые оказывают бюджетные организации, находящиеся в ведении региональных госорганов. Порядок и нормативы для их отчисления определяются в федеральном законодательстве и правовых актах субъектов.

Территориальный уровень

Налоговыми доходами выступают:

  1. Госпошлина.
  2. Отчисления от регулирующих региональных и федеральных налогов.
  3. Собственные поступления от территориальных сборов и прочих обязательных платежей, предусмотренных в НК.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируют:

  1. Поступления от унитарных предприятий МО.
  2. Прибыль от оказания платных услуг органами территориального самоуправления и организациями, находящимися в их ведении.

МО имеет в распоряжении имущество. Муниципальная собственность может реализовываться или сдаваться в аренду. Поступления от продажи также учитываются в составе указанной прибыли.

Анализ

Среди наиболее распространенных методов прогнозирования и планирования бюджета следует отметить способы:

  • экономического анализа;
  • математического моделирования;
  • экстраполяции;
  • балансовый;
  • индексный и проч.

Экономический анализ выступает в качестве неотъемлемого элемента процесса прогнозирования и планирования. Он реализуется как на микро-, так и на макроуровне. В ходе анализа применяется системный подход. Ключевой структурой выступает хозяйство и его части. Суть метода заключается в том, что определенный процесс либо явление разделяется на составные компоненты, после чего выявляется взаимосвязь и воздействие каждого элемента друг на друга и на развитие экономики.

Анализ способствует раскрытию сути процесса, установлению закономерности изменений в плановом периоде. Он позволяет оценить имеющиеся возможности и варианты достижения целей. Невозможно прогнозировать расходы без анализа исполнения бюджета. Он дает возможность установить степень реализации показателей за прошедший период.

На стадии формирования статей основной упор делается на обнаружение резервов увеличения доходной части. В этой связи анализу подвергается деятельность всех органов власти. В его рамках проверяется, насколько эффективно используется государственная или муниципальная собственность, своевременность и полнота обязательных отчислений и проч. Все это способствует определению наиболее результативных направлений деятельности уполномоченных органов, выявлению недочетов и ошибок в работе.

Неналоговые доходы бюджета

Большинство неналоговых доходов не имеют фискально-постоянного характера и твердо установленной ставки. В отличие от налоговых, неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться. Однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений прошлого года. Одна из причин — наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс. Например, в соответствии со ст. 22 Закона «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов. » от 15.04.93 г. №4807-1, представительные органы власти субъектов РФ вправе принимать решения о создании целевых фондов за счет штрафных санкций.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах имеют место указания на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые поступления — составная часть доходов всех видов бюджета: федерального, региональных и местных.

Перечень неналоговых доходов является единым для бюджетов всех уровней и определяется бюджетной классификацией. В то же время в нормативных документах приводится различный состав неналоговых доходов. Например, в Бюджетном кодексе РФ к неналоговым поступлениям причислены доходы в виде финансовой помощи, получаемой от иных бюджетов. В экономической литературе к неналоговым поступлениям относят и доходы целевых бюджетных фондов.

В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ, разработанной бюджетным департаментом Минфина РФ, неналоговые доходы включают:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности, в том числе:

Читать еще:  Решение совета депутатов пушкинского муниципального района

1.1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.2. Дивиденды по акциям, принадлежащим государству.

1.3. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, земли городов и поселков, а также прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

1.4. Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств (размещение средств на счетах коммерческих банков разрешено при обязательном условии — банковская ставка должна быть не ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ).

1.5. Возмещение потерь сельхозпроизводства, связанных с изъятием сельхозугодий.

1.6. Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства.

1.7. Перечисление прибыли ЦБ РФ.

1.8. Платежи от государственных и муниципальных организаций.

1.9. Плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместными предприятиями и иностранными юридическими лицами.

1.10. Прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от хозяйственной деятельности.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе:

2.1. Поступления от приватизации организаций, находящихся в госсобственности.

2.2. Поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций.

2.3. Доходы от продажи квартир.

2.4. Доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования.

2.5. Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность.

3. Доходы от реализации государственных запасов.

4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.

5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, в том числе от резидентов и нерезидентов.

6. Административные платежи и сборы, в том числе:

6.1. Сборы, взимаемые ГИБДД (кроме штрафов).

6.2. Прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций.

7. Штрафные санкции, возмещение ущерба, в том числе:

7.1. Поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий.

7.2. Санкции за нарушение порядка применения цен.

7.3. Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и в недостаче материальных ценностей.

8. Доходы от внешнеэкономической деятельности, в том числе:

8.1. Проценты по государственным кредитам, предоставляемым РФ правительствам иностранных государств.

8.2. Доходы от реализации государственных запасов.

8.3. Поступления сумм от централизованного экспорта.

8.4. Прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

9. Прочие неналоговые доходы.

Неналоговые доходы являются важным источником доходов бюджетов всех уровней, способствуя сокращению их дефицита.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями.

Вопрос 5 Неналоговые доходы бюджетов

Вопрос 5 Неналоговые доходы бюджетов

Неналоговые доходы являются составной частью собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджета относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями , после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

средства самообложения граждан;

иные неналоговые доходы.

Следует отметить, что включаемые ранее в состав неналоговых доходов безвозмездные и безвозвратные перечисления с 1 января 2005 г. были выделены в самостоятельную группу доходов бюджета (п. 4 ст. 41 БК РФ).

Полный состав неналоговых доходов бюджетов определен бюджетной классификацией РФ. С 1 января 2008 г. единые для бюджетов бюджетной системы РФ группы и подгруппы доходов определены Бюджетным кодексом РФ. Согласно бюджетной классификации (ст. 21 БК РФ), к неналоговым доходам отнесены:

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• платежи при пользовании природными ресурсами;

• доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

• доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

• административные платежи и штрафы;

• штрафы, санкции, возмещение ущерба;

• доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

• возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

• прочие неналоговые доходы.

В отличие от налоговых доходов бюджета, имеющих установленные налоговым законодательством ставки, большинство неналоговых доходов, отдельные виды которых имеют форму добровольных платежей, не имеют постоянного фискального характера. В этой связи планирование неналоговых доходов осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом изменений в законодательстве, темпов инфляции и других фактов, влияющих на их динамику.

С 2005 г. происходит резкое увеличение удельного веса неналоговых доходов федерального бюджета (до 37 %) за счет включения в их состав таможенных пошлин и сборов (для сравнения: в 2002 г. этот показатель составил 5 %, в 2003 г. – 6, в 2004 г. – 8 %). Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ в 2005–2007 гг. приведены в табл. 4.3.

В структуре доходов федерального бюджета в 2008 г. предусмотрены неналоговые доходы в размере 2471,2 млрд руб. (7,09 % к ВВП), что составляет 37 % общей суммы доходов, в том числе:

Таблица 4.3

Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета РФ в 2005–2007 гг. [11] [12]

• доходы от уплаты таможенных пошлин в размере 2124,6 млрд руб.;

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, – 89,8 млрд руб.;

• платежи при пользовании природными ресурсами – 42,0 млрд руб.;

• доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 130,9 млрд руб.;

• доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 2,0 млрд руб.;

• поступление административных платежей и сборов – 4,2 млрд руб.;

• поступление штрафов, санкций, возмещение ущерба – 2,7 млрд руб.;

• прочие неналоговые доходы – 1,9 млрд руб.

Таким образом, большая часть неналоговых доходов федерального бюджета формируется за счет доходов от внешнеэкономической деятельности (39,1 % в 2007 г.). Второе и третье место по значимости принадлежит доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (1,7 % в 2006 г.; 1,4 % в 2007 г.), и доходам от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (1,8 % в 2006 г.; 1,7 % в 2007 г.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Виды неналоговых доходов бюджетов

Содержание:

У неналоговых доходов бюджетов может быть добровольный или принудительный характер. Отличие неналоговых доходов от налоговых заключается в субъектном составе, содержании права и обязанностях тех, кто принимает участие в финансовых правоотношениях, которые складываются на основании уплаты и перечисления в бюджеты неналогового дохода. То, что в бюджет поступают неналоговые доходы довольно сложно спланировать, в отличие от налоговых.

Читать еще:  Налоговая служба государства это

Порядок, в котором устанавливаются, взимаются неналоговые доходы бюджета регламентирован на основании нормативно-правовых актов различного характера.

Виды неналоговых доходов

Перечень неналоговых доходов – открытый, в отличие от налоговых и безвозмездных выплат. Неналоговые доходы, на основании 3 пункта 41 статьи «Виды доходов бюджетов» представлены ниже:

  • доходы от использования имущества, которым владеет государство, исключая имущество бюджетного или автономного учреждения, государственного и муниципального унитарного предприятия, включая казенные;
  • доходы от продажи имущества (исключая акции и иные формы участия в капитале, государственных запасах драгоценных металлов и камней), которым владеет государство или муниципалитет, исключая имущество бюджетного или автономного учреждения, имущество государственного или муниципального унитарного предприятия, включая казенные;
  • доходы, полученные от предоставления платных услуг, которые были оказаны в лице казенных учреждения;
  • средства, которые удалось получить в результате применения меры ответственности в гражданско-правовом, административном и уголовном уровне, включая штраф, конфискацию, компенсацию, а также средства, полученные в качестве возмещения вреда, который был причинен РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям и другие суммы принудительного изъятия, в соответствии с 46 статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации;
  • средства самообложения от граждан. На основании 56 статьи Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» средствами самообложения граждан являются единоразовые платежи, которые осуществляются для того, чтобы решить конкретные вопросы местного характера. Размер платежа для самообложения вычисляется на основании абсолютной величины, равной для всех граждан, число которых не превышает 30% от общего количества жителей муниципальных образований, для которых сумма платежа может быть уменьшена;
  • другие виды неналоговых доходов.

Основываясь на приказе Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 года под номером 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» прочими неналоговыми доходами также являются поступления, источник которых не идентифицирован, возмещения потерь сельскохозяйственного производства, которые связаны с тем, что были изъяты сельскохозяйственные угодья. В статье 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены доходы от пользования имуществом, которым владеет государство или муниципалитет.

Доходы бюджета от пользования имуществом

Доходы бюджетов от использования имущества, которым владеет государство или муниципалитет:

  • доходы, которые были получены в качестве платы за аренду или другой платы за то, что было передано в возмездное пользование государственное и муниципальное имущество, исключая имущество бюджетного и автономного учреждения, а также имущество государственного и муниципального унитарного предприятия, включая казенные;
  • денежные средства, которые были получены в виде процентов на остаток бюджетных средств на счете Центрального Банка Российской Федерации и кредитных организаций;
  • доходы, которые были получены за счет передачи имущества, которым владеет государство или муниципалитет (исключая имущество бюджетного и автономного учреждений, имущество государственноо и муниципального унитарного предприятий, включая казенные, и имущество, которое было передано в доверительное управление юридического лица, созданного на основании организационно-правовой формы государственной компании) в залог или доверительное управление;
  • доход от платы за использование бюджетных кредитов;
  • доход как прибыль, приходящаяся на долю уставного (складочного) капитала хозяйственного товарищества или общества, дивидендов от акций, которые принадлежат РФ, ее субъектам и муниципальным образованиям, исключая случаи, которые установлены на основании федеральных законов;
  • часть прибыли от государственного или муниципального унитарного предприятия, которая остается после того, как были уплачены все налоги и обязательные платежи;
  • иные доходы, предусмотренные на основании законодательства Российской Федерации от пользования имуществом, которое находится в государственной или муниципальной собственности, исключая имуществом бюджетных или автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, включая казенные.

Замечание 2

Один из основных источников неналогового дохода – это поступления от продаж и пользования имуществом, которым владеет государство или муниципалитет.

Неналоговые доходы от продажи имущества, которым владеет государство или муниципалитет, могут образовываться на основании средств возмездного отчуждения имущества, которое находится во владении РФ, ее субъектов, муниципального образования в собственность физического или юридического лица, на основании 1 статьи Федерального закона от 21.12.2001 под номером 178-Ф3 «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Доход от платных услуг, которые оказываются в лице казенных учреждений. На основании 161 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляется, что казенные учреждения могут заниматься деятельностью, которая приносит доход, исключительно если данное право предусмотрено на основании его учредительного документа. Доходы, которые получают в результате осуществления указанной деятельности, далее идут в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Казенным учреждением осуществляются операции по бюджетным средствами через лицевые счета, которые были открыты им на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации.

К доходам от платных услуг, которые оказываются в лице бюджетных учреждений могут относиться: плата за предоставленную информацию из единого государственного реестра налогоплательщиков; плата за то, чтобы были рассмотрены ходатайства, которые предусмотрены на основании антимонопольного законодательства; плата за предоставленные сведения, которые содержаться в Едином госреестре юридических лиц и Едином государственном реестре ИП; плата за оказание РФ услуг, другие виды платных услуг.

Формирование неналоговых доходов федерального бюджета

На основании 51 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации, формирование неналоговых доходов федерального бюджета происходит на основании:

  • получения дохода от пользования имуществом, которым владеет государство или муниципалитет Российской Федерации, исключая имущества федерального бюджетного или автономного учреждения, имущества, которое было передано для доверительного управления юридическому лицу,созданным в организационно-правовой форм государственной компании, имущество федерального государственного унитарного предприятия, включая казенные предприятия; доходы от платных услуг, которые оказываются в лице федеральных казеных учреждения, находящихся в ведении органов гос.власти Российской Федерации;
  • получения дохода от продажи имущества (исключая акции и другие формы участия в капитале, гос. запасов драгоценных металлов и камней) которым владеет государство, исключая имущество федеральных бюджетных и автономных учреждений, гос. унитарных предприятий, включая казенные;
  • получения части от прибыли унитарных предприятий, которые созданы РФ, остающейся после того, как уплачены все налоги, сборы и обязательные платежи;
  • получения лицензионного сбора;
  • выплаты таможенной пошлины и таможенного сбора;
  • платы за то, что использовались леса в качестве минимального размера от платы за аренду и минимального размера от выплат по договору купли-прода лесной растительности;
  • платы за использование водных объектов, которые находятся в федеральной собственности;
  • плата за использование водных биологических ресурсов на основании межправительственных соглашений;
  • платы в качестве компенсации в случае негативного воздействия на окружающую среду;
  • консульских сборов;
  • патентных пошлин;
  • платы за предоставленную информацию относительно зарегистрированных прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдача копий договора или других документов, которые выражают содержание односторонней сделки, совершенной в простой письменной форме;
  • сборов в качестве возмещения фактических расходов, которые были связаны с консульскими действиями;
  • прибыли Центрального банка Российской Федерации, которая остается после того, как уплачены все налоги и обязательные платежи;
  • дохода от внешнеэкономической деятельности. Учитываются неналоговые доходы и другие виды поступлений в качестве тех, которые были уплачены в бюджет с момента списания денежных средств со счетов плательщика в кредитной организации, на основании 40 статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Неналоговые доходы бюджета: что к ним относится?

Помимо привычных нам налоговых платежей, государственная казна получает также немалую прибыль и с неналоговых. Давайте разберемся, что это такое и какова роль данного механизма в отечественном капитале.

Читать еще:  Налоговые доходы государственного бюджета

Что такое бюджетный доход

Все мы понимаем, что для нормального функционирования наше государство должно получать денежные средства, которые аккумулируются и называются бюджетом. Некоторые суммы поступают от физических лиц, ну а некоторые от юридических – это и называется доходностью капитала.

Ошибочно полагать, что государственная казна пополняется только обязательствами лиц и прочими пошлинами. Поэтому в современной практике подобные поступления разделяют на налоговые и неналоговые доходы бюджета. Как они формируются?

Первоначально большая масса поступлений попадает в местные органы самоуправления, однако задерживается там только треть от этой суммы, остальные же средства перечисляются в пользу национальной казны.

На самом деле этот процесс достаточно сложен и требует комплексного подхода к его рассмотрению, но давайте попробуем в нем разобраться.

Какие факторы влияют на уровень доходов

Если посмотреть на этот механизм в общемировом разрезе, то можно увидеть все несколько иначе. Вы никогда не задумывались над тем, почему какие-то страны более развитей, и улицы у них облагорожены, и незащищенные слои населения живут в большем достатке, нежели в прочих?

Налоговые и неналоговые доходы бюджета, а также их уровень во многом зависят от степени взаимодействия между государственными рычагами и субъектами-плательщиками. Немаловажную роль также играют такие факторы, как производственное и техническое развитие внутри страны, политические двигатели, уровень отношений в социально-экономическом аспекте государства.

Поэтому вышеперечисленные составляющие значительно влияют не только на текущий объем казны, но и на степень национального богатства в целом.

Понятие неналоговых доходов бюджета

Итак, мы рассмотрели, от чего может зависеть благосостояние государства и возможности его увеличения. Однако наша основная задача заключается в определении и раскрытии понятия «неналоговые доходы бюджета», а также нам необходимо выяснить их структуру и роль.

Согласно действующему законодательству, к данной категории относится довольно-таки внушительная группа поступлений, поэтому ошибочно предполагать, что налогоплательщики содержат национальную казну.

К неналоговым доходам бюджета относятся различного рода и вида отчисления, которые обоснованно поступают на бюджетные счета. Поэтому довольно сложно дать этому понятию какое-то универсальное и лаконичное определение, и единственное, что можно подвести под общий знаменатель в данных платежах – так это то, что ни один из них не является налогом.

Для большего понимания сложившейся картины давайте рассмотрим их разновидности.

Виды неналоговых доходов бюджетов

Согласно бюджетной политике государства, существуют рамки и плановые величины данного показателя, которые разделены на группы в соответствии с действующей, утвержденной законодательно структурой.

  1. Любые поступления, которые возникают при любой возмездной передаче имущества, принадлежащего государству.
  2. Любые финансовые потоки, которые возникают вследствие продажи государственного имущества.
  3. Денежные поступления, которые имеют место при предоставлении оплачиваемых услуг органами судебной или исполнительной власти.
  4. Любые финансовые доходы, которые представляют собой результат привлечения к гражданско-правовой ответственности – штрафы, пени и прочие.
  5. Бюджетная помощь, которая получена от других государственных органов.

При этом хочется отметить, что, несмотря на отсутствие четких ставок подобных поступлений, состав неналоговых доходов бюджета жестко планируется в отчетном периоде, исходя из тех показателей, которые были получены в предыдущем году. Согласно статистическим данным, наибольшее влияние на общую сумму этих денежных потоков оказывает прибыль от сдачи в аренду государственной собственности.

Источники неналоговых государственных поступлений

Итак, мы разобрались, какова структура неналоговых доходов бюджета, давайте теперь постараемся выделить основные источники, из которых наше государство извлекает прибыль:

  • как уже говорилось выше, на первом месте у нас стоят любые поступления, представляющие собой арендную плату от использования муниципальной собственности, а именно — любой недвижимости;
  • проценты, которые начисляются на оставшиеся незадействованные бюджетные средства, размещенные на кредитных счетах коммерческих субъектов хозяйствования;
  • помимо этого, также немалую прибыль приносят проценты по займам, предоставленным другим государствам;
  • любые паи, дивиденды от участия в доле акционерного капитала различных организаций;
  • прочие поступления, которые не являются налогами.

Как мы видим, эта категория прибыли занимает немалую нишу в государственной казне. Однако по этому поводу есть некоторые противоречия: отдельные ученые считают, что «иные» поступления, то есть неналоговые доходы бюджета, не могут приносить такую огромную прибыль стране.

Доходы регионального значения

Давайте попробуем разделить поступления в государственную казну по категориям использования. Неналоговые доходы регионального бюджета – это финансовые потоки, которые поступают на счета областного значения безвозвратно и безвозмездно для дальнейшего использования в целевых нуждах.

Как правило, региональный доход пополняется такими источниками:

  • вышеупомянутые арендные платежи;
  • платные услуги местных исполнительных и прочих государственных органов;
  • любые компенсации, штрафы и пени, которые были назначены вследствие доказательства факта административного и уголовного правонарушения;
  • доходы от платежей юридических лиц за загрязнение окружающей атмосферы;
  • финансовые поступления за сверхлимитное использование лесного фонда государства.

Как правило, данные категории занимают только десятую часть от общих поступлений в региональную казну, остальная часть заполняется налогами.

Неналоговые доходы местных бюджетов

Что касается основных источников поступления, то местные доходы практически ничем не отличаются от региональных, за исключением двух последних пунктов – поступлений за загрязнение атмосферы и сверхлимитного использования лесного богатства страны, которые уплачиваются на счета областного масштаба.

Но, помимо этого, неналоговые доходы местных бюджетов также формируются за счет следующих финансовых потоков:

  • при поступлении субсидий и дотационных отчислений из бюджетов других уровней воздействия;
  • возвратные виды финансовой помощи, или, как их еще принято называть, субвенции, поступающие из региональной казны;
  • финансовые поступления, которые относятся к внебюджетным фондам;
  • любые добровольные и безвозмездные финансовые инвестиции, которые поступают от физических и юридических лиц.

Свойства неналоговых поступлений

Несмотря на то что неналоговые доходы бюджета не имеют четко спланированного алгоритма и методологии исчисления поступлений, их сложно назвать принудительными.

В современной практике принято такие платежи относить к преимущественно добровольным, поскольку не всегда они носят принудительный характер и могут представлять собой безвозмездное перечисление финансовых потоков. Поэтому даже если платеж обязателен, то в отличие от налогового, он несет какую-либо пользу плательщику – будь то работы или услуги.

Помимо этого, к неналоговым доходам бюджета относятся такие свойства, как регулярность и стабильность, за исключением тех категорий, которые определяются по решению факта нарушения уголовных и административно-правовых норм и представляют собой штрафы и различные взыскания.

И наконец, поступления неналогового характера мобильны – они могут пополнять казну как одного региона в этом отчетном периоде, так и другого уже в следующем.

Как повысить эффективность неналоговых платежей

Для того чтобы неналоговые доходы бюджета приносили максимальную пользу государственной казне, необходимо провести меры по повышению и поддержанию их эффективности, чего явно не наблюдается в нашем государстве.

Вот, к примеру, сейчас активно внедряется программа по приватизации и ликвидации государственных предприятий, а это значит, что внушительное количество сооружений распродается частным лицам, хотя в ином случае они могли бы сдаваться в аренду и приносить систематическую прибыль.

Помимо этого, необходимо произвести инвентаризационные меры государственного имущества для четкого понимания того, какие из активов не задействованы и простаивают, не принося никакого дохода.

Еще одна немаловажная мера по повышению эффективности – это урегулирование взаимоотношений внутри межведомственных организаций с целью исключения укрытия некоторых лиц от уплаты обязательных взносов.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector