Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налогообложение как метод государственного регулирования

Налоги как средство государственного регулирования

Основными объектами налогов как средства государственного регулирования являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства, капиталовложения, цены, НИОКР, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др..

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

  • установление и изменение системы налогообложения;
  • определение налоговых ставок, их дифференциация;
  • предоставление налоговых льгот — освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами ГЭП.

Важную регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота, широко применявшийся до замены его на НДС, при допущении его расчета по «принципу органического единства» не взимался с оборота между предприятиями «органически единой» фирмы, корпорации и ставил, таким образом, крупные фирмы в привилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовке становилось инструментом централизации капитала, создания единых по капиталу вертикальных структур, подразделения которых тесно связаны между собой технологически.

Глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Повышение налогов — обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры.

Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.

Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального экспорта. Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к удорожанию импортных, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней торговли.

По мере усложнения и совершенствования государственного регулирования налоги все шире использовались для регулирования структуры народного хозяйства. Налоговые ставки все более дифференцировались по отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающееся воздействие на отраслевую и подотраслевую структуру, на изменение роли отдельных земель, штатов, департаментов в народнохозяйственном комплексе. Так, налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, а в малоосвоенных, экономически менее развитых районах они часто ниже.

Налоговая система становится все более гибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательства государственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговые ставка или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целям ГЭП. Стали широко практиковаться скидки с налогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, на научные исследования и внедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.

Объекты регулирования все более конкретизируются. Например, дифференцировано налогообложение двух частей прибыли компании — нераспределенной (оставляемой в компании на расширение хозяйственной деятельности) и распределенной (на дивиденды, выплачиваемые владельцам акций). Оказалось, что снижение ставок на нераспределенную прибыль при высоком налогообложении суммы дивидендов ведет к изменению соотношения между этими двумя частями в пользу нераспределенной прибыли, к увеличению внутреннего накопления капитала и росту самофинансирования инвестиций при одновременном снижении дивидендов и, если эта тенденция носат длительный характер, к снижению курсов акций, угрозе их скупки отечественными или иностранными инвесторами. При повышении налогов на нераспределенную прибыль и понижении на сумму выплачиваемых дивидендов наблюдается обратная картина.

Регулирующая функция налогов в современных условиях не столько в том, чтобы максимально освободить прибыла и доходы от налогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии с текущими целями ГРЭ, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

Большинство целей государственного регулирования достигается на Западе путем целенаправленного стимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширения основного капитала зависят в основном темпы роста, состояние конъюнктуры, занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвестиций — отраслевая и региональная структура, темпы и направленность НИОКР. Преобладающей формой обеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетий является самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется от 55 до 85 %. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только благодаря государственной налоговой политике, и в частности санкционированному правительственными органами ускоренному амортизационному списанию основного капитала.

Налоговая система как инструмент государственного регулирования

Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налоги — это обязательные платежи фи­зических и юридических лиц, взимаемые государством.

Налоги выполняют две функции 1 фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функцио­нирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику прежде всего через пере­распределение национального дохода. Обе функции выступают в един­стве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых от­ношений Фискальная функция показывает обязанности налогоплатель­щиков перед государством, а экономическая — обязанность государства перед налогоплательщиками.

Налоги могут быть прямыми и косвенными, государственными и местными.

Совокупность организационно-правовых норм и методов управле­ния налогообложением образует налоговый механизм. Государство при­дает налоговому механизму юридическую форму посредством суще­ствующего в каждой стране налогового законодательства.

Читать еще:  Закон республики тыва о муниципальной службе

Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления — налоговые ставки и налоговая база. На­логовая ставка — это определенная доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет в виде налога. Налоговые ставки устанавливаются обычно в процентах к сумме дохода. Налоговые ставки определяются законом и закрепляются для каждой категории доходов на длительное время. Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правитель­ством в случае, если размеры налоговых изъятий не соответствуют це­лям и задачам экономической политики государства. Их изменение может осуществляться в сторону повышения или уменьшения. В целом госу­дарство заинтересовано в установлении таких ставок налогообложения, которые обеспечивают и развитие рыночной экономики, и максималь­ное поступление средств в бюджет.

Существуют разные методы установления налоговой ставки. Если ставка налога остается постоянной независимо от величины дохода, то это пропорциональное налогообложение. Если налоговая ставка повы­шается по мере возрастания дохода, то имеет место прогрессивное на­логообложение. Понижение налоговой ставки по мере роста дохода ха­рактерно для регрессивного налогообложения.

Другой элемент налоговой системы — налоговая база: общая сумма дохода, подлежащая налогообложению, т. е. сумма дохода, к которой применяется налоговая ставка. Величина налоговой базы может меняться в зависимости от тех вычетов, которые разрешается законодательством производить из дохода, подлежащего налогообложению (например, в соответствии с предоставляемыми льготами).

В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется: прогрессивным характером налогообло­жения (при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части налогооблагаемой суммы); частыми из­менениями ставок налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране; наличием разнообразных налоговых льгот и скидок; определением начальных сумм, не облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференцирован­ному использованию массового потребления, производство и реализация которых являются государственной монополией (табак, спирт, соль).

Классические принципы построения налоговой политики сформулированы А. Смитом в его тру­де «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Они состоят в следующем.

Подданные государства должны поддерживать государство соответ­ственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защи­той государства (т. е. платить налоги).

Налог должен быть не произволен, а точно определен по сроку, сумме и способу платежа.

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Налоговая политика строится так, что сначала определяются расхо­ды государства (бюджетные расходы), а потом уже доходы, которыми можно покрыть государственные расходы. Расходы государства должны отражать интересы общества. Это делает государство дешевым, а нало­ги — признаком не рабства, а свободы.

Важней­ший инструмент воздействия налоговой системы на экономику — на­логовые льготы..

Налоговые льготы носят обычно региональный характер (если пред­приятие функционирует в отсталом районе) или селективный (если они касаются приоритетных наукоемких или экспортных производств).

Налоговые льготы выражаются прежде всего в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий, в основном связанных с научно-техническим прогрессом.

Кроме того, они могут быть в виде налоговых кредитов — вычетов из величины начальных налогов. Например, от налогообложения осво­бождается определенная доля прироста затрат на развитие той или иной сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Наконец, налоговой льготой являются отсрочка уплаты налога и полное освобождение от него. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции ак­ционерные компании полностью освобождаются от налогов на при­быль в течение первых двух лет существования, в третий год налогом облагается 25% прибыли, а вся прибыль облагается налогом лишь с шестого года деятельности компании.

Разновидностью налоговых льгот можно считать ускоренную амор­тизацию, т. е. ускоренное возмещение затрат на основной капитал.

Манипулирование ставками налогов — обязательный элемент нало­говой политики развитых стран. Разнообразные налоговые мероприятия государства имеют противо­речивые последствия. С одной стороны, они стимулируют научно-техни­ческий прогресс, структурные сдвиги и экономический рост в развитых странах, с другой стороны, государственный бюджет недополучает ог­ромные средства. Кроме того, высокие ставки налогов и прогрессивная система налогообложения отрицательно сказываются на уровне инвестиций и сбе­режений и, следовательно, эффективности экономической системы, ибо сбережения и инвестиции — это функции прежде всего более вы­соких по доходам групп населения.

Главное требование к налоговой системе в современных условиях — ее устойчивость, нейтральность по отношению к рыночному механиз­му, обеспечение равных условий хозяйствования всем субъектам ры­ночной экономики.

Налогообложение, как метод государственного регулирования. Основные направления налоговой политики до 2014 года.

Налогообложение – экономический метод государственного регулирования. Через налогообложение можно воздействовать на стимулирование эк. Активности или на сжатие, можно влиять на уровень доходов населения

Приоритеты налоговой политики: создание эффективной стабильной налоговой системы, поддержка инвестиций , стимулирование инновационной деятельности.

Основные цели налоговой политики в период 2013-2015

— стимулирование инновационной деятельности

— развитие человеческого капитала

Основные направления налоговой политики на 2012:

— Налоговое стимулирование инновационной деятельности (снижение ставки страховых платежей до 13%, на 13ый год такая же, на обязательное пенсионное, мед. И соц. Страхование; совершенствование амортизационной политики, меры налоговой поддержки плательщиков налога на доходы физических лиц — 1400р на 1 и 2 ребенка, 3000 р. На 3го и последующих детей; мониторинг эффективности налоговых льгот;)

Читать еще:  Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих

— мониторинг эффективности налоговых льгот

— введение налога на недвижимость

— налогообложение престижного потребление (с 1 января 2013, налог на роскошь)

— совершенствование специальных налоговых режимов

Уровень налоговой нагрузки: доля налогов в ВНП.

2013-2015 годы: Содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе является определенный налоговый маневр: — в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и

— ее повышении на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества

Меры налогового стимулирования: — поддержка инвестиций и развития человеческого капитала

— совершенствование спец. Налоговых режимов для малого бизнеса (гл. 26.5 НК РФ, Патентная система налогообложения – постепенно заменит единый налог на вмененный доход, с 2018 года)

С 1.01.13: — если раньше налогоплательщик обязан был работать на ЕНВД, то сейчас добровольно

— предприниматель имеет право нанимать до 15 человек.

Вводится досудебное разбирательство: — быстрый способ рассмотрения налогового спора – 15 дней

— менее затратный способ защиты прав (нет суд. Расходов, связанных с уплатой гос. Пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела в суде, В т.ч. на оплату услуг представителей)

— процесс порядка оформления и подачи жалобы менее формализован по сравнению с судопроизводством.

Соц. И страх. Платежи: несмотря на то, что сейчас льготные ставки страховых платежей, все равно все будут переходить постепенно к одинаковым.

Введение налога на недвижимость: — налоговая база – кадастровая стоимость соответствующего объекта налогообложения

— физическим лицам целесообразно предоставлять стандартные и социальные налоговые вычеты по налогу на имущество

Стандартный налоговый вычет – предоставляется всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке и т.д.

Соц. Налоговый вычет – зависит от категории налогоплательщиков (пенсионерам, ветеранам, инвалидам ВОВ и боевых действий) – еще не приняли

Налогообложение престижного потребления: — ставки налога на недвижимость от 0,05 до 0,3%

— повышенная ставка к дорогостоящей недвижимости будет применяться вне зависимости от количества собственников, а также наличия льгот у собственников

— с 2013 года будет введена минимальная ставка транспортного налога (без возможности ее снижения законами субъектов РФ) для легковых авто с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 р. с 1.л.с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов РФ.

— также предполагается увеличение в 5 раз средних ставок транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130-150 л.с.)

— гидроциклов (свыше 150 л.с.)

— катеров и яхт (свыше 300 л.с.)

Поэтапная отмена льгот по налогу на имущество организации будет заключаться в установлении в течение 7 лет пониженных предельных налоговых ставок по налогу на имущество организаций.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав

Налоговое регулирование

Под термином «налоговое регулирование» следует понимать практическую разработку методов воплощения в жизнь планов в области налогов, а также формирования и корректировки налоговой системы в целом. Этот процесс находит свое воплощение в налоговых и бюджетных заданиях, различных установках и концепции на определенный период времени. В целом налоговое регулирование справедливо считается одним из наиболее гибких элементов в системе налогового менеджмента.

Какие методы применяются в процессе налогового регулирования?

Комплекс методов, используемых в процессе налогового регулирования, можно условно разделить на четыре группы:

  • налоговые льготы;
  • налоговые санкции;
  • административное влияние;
  • оптимизация бюджетно-налоговой сферы.

Последняя группа считается наиболее эффективной, поскольку предполагает установление жесткого режима расходной части местных бюджетов. Тогда как доходная часть пополняется за счет разнообразных дотаций, субсидий и трансфертов. Таким образом, достигается оптимальный баланс между доходами и расходами на местном уровне.

Метод предоставления налоговых льгот и введения санкций считается наиболее эффективным в условиях динамических изменений процессов воспроизводства. В подобной ситуации принятие нового налогового закона, как правило, оказывает значительное влияние на экономическое положение в стране. Как показывает практика, для стабилизации отношений наиболее эффективными являются указанные косвенные методы, предусматривающие введение на государственном уровне новых льгот или санкций.

Цели налогового регулирования

Различают следующие цели налогового регулирования:

  • фискальную, направленную на максимальное наполнение бюджета за счет налогов;
  • регулирующую, направленную на достижение баланса как между разнообразными слоями общества, так и между государственными и частными интересами (если перед налоговой системой стоит регулирующая цель, то налоговое бремя пропорционально распределено между различными участниками хозяйственных отношений);
  • стимулирующую. Если перед системой налогообложения поставлена стимулирующая цель, то наблюдается ослабление налогового бремени в одних областях и его усиление в других. Так, если деятельность является невыгодной, но важной в социальном плане, то налоги для нее уменьшаются. А экономически выгодные сферы бизнеса облагаются сборами по повышенным ставкам.

Налоговое регулирование: основные принципы

Чтобы налоговое регулирование было максимально эффективным оно должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

  • государственные интересы должны совпадать с общественными;
  • при определении налогов должно учитываться материальное состояние налогоплательщика;
  • налоги не могут носить дискриминационный характер;
  • размер налогов и льгот не может зависеть от формы собственности или происхождения капитала;
  • нормативные акты в сфере налогообложения должны быть сформулированы предельно точно и не допускать двойственных толкований;
  • все неясности и сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика.
Читать еще:  Совет кинешемского муниципального района

Налоги как инструмент государственного регулирования

Понятие налогов

Налог – это обязательный вид платежа, производимого субъектом хозяйствования в пользу государственного бюджета.

Они выплачиваются на безвозмездной основе и являются обязательными для коммерческих организаций и частных лиц. Сущность налогового платежа заключается в добровольном отчуждении права собственности на имущество в пользу управляющего органа власти. Отличительной особенностью налогов является их невозвратность, и отсутствие услуг за их уплату. Пошлины и сборы предполагают, что за выплату, человек или экономический субъект смогут получить определенную государственную услугу.

Последовательность и принципы взимания налогов устанавливаются законом страны. В нем описываются принципы, формы, методы установления размера налогов, а также фиксируются изменения, различные отмены, льготы и другие допущения. Совокупность налогово-бюджетных отношений составляет основу налоговой системы страны.

Налог помимо обязательности и безвозмездности обладает свойствами публичности и носит нецелевой характер. Уплата налога проводится сугубо в денежной форме, но платеж может быть наличным или безналичным. Налоги представляют собой базу для финансирования работы государственной власти. Государство не имеет права на ведение коммерческой деятельности, но является институтом, обеспечивающим управление, безопасность граждан и организацию доступа к качественным общественным продуктам.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, налоги являются формой платежа за функции, выполняемые государственной властью. Они способствуют перераспределению общественных доходов, выступают одним из немногих инструментов влияния государства на экономику в рамках рыночной модели.

Методы государственного регулирования экономики

Существовавшая ранее командно-административная модель хозяйствования в России предполагала, что любые решения относительно макроэкономического положения страны принимались и реализовались органами государственной власти. Товарный и денежный поток находились полностью в управлении государственной власти. Она определяла, каким образом будет распределяться доход и общественный продукт. Рыночная экономика предполагает ограниченную роль государства. То есть, регулирование спроса и предложения в ней происходит за счет механизма, стабилизирующего хозяйственную систему. У государственной власти осталось ограниченное число инструментов, позволяющих вмешиваться в экономические процессы. К ним относят:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Монетарную политику, способствующую оптимизации работы кредитно-денежной системы страны.
  2. Фискальную политику, решающую вопросы в области сбора налогов и формирования бюджета.
  3. Внешнеэкономическую политику, занимающуюся регулированием объемов экспорта и импорта.
  4. Осуществление контроля над распределением доходов.

Государством могут использоваться прямые и косвенные методы регулирования. К прямым относят средства стандартизации, лицензирования, законодательного контроля над монополиями, мероприятия в области экологической безопасности и так далее. Косвенными методами являются методы, предпринимаемые в рамках финансовой системы страны. Формами государственного регулирования являются целевые программы, прогнозирование и моделирование различных экономических ситуаций. Вмешательство государства в экономику направлено в том числе на обеспечение безопасности граждан. Оно определяет нормативы, проводит сертификацию и лицензирование, аккредитацию.

Регулирование экономики со стороны государства вызвано следующими причинами:

  1. Необходимость организации равного доступа для всего населения к общественным благам.
  2. Наличие совокупности производства общественного и частного, соблюдение их интересов.
  3. Возникновение эффектов, которые не может регулировать рыночный механизм. Например, преступность, бедность, поддержание экологии.
  4. Стремление субъектов экономики к монополизации рынка.
  5. Влияние международной конкуренции на внутренний рынок.

Основная задача государственного вмешательства в рыночную экономику заключается в обеспечении интересов всех социальных групп общества.

Налоги как инструмент государственного регулирования

Основным механизмом влияния государства на экономику является фискальная политика. Она определяет действия органов власти в сфере налогообложения, а также планирования доходов и расходов бюджета. Ее основная задача – обеспечение стабильного развития национального хозяйства, снижение темпов инфляции, поддержание определенного уровня занятости населения.

Кейнсианцы считают, что налоги в мире существуют сугубо для того, чтобы регулировать экономику. Налоговая политика может быть направлена на стимулирование, дестимулирование или воспроизводство. Стимулирующая функция налоговой политики заключается в поддержке приоритетных экономических явлений. Например, со стороны государства могут предоставляться льготы по налогообложению для определенной категории граждан, предприятий отдельных отраслей народного хозяйства. Развитие малого бизнеса является одной из приоритетных задач государственной власти. Здесь предоставляются налоговые каникулы, упрощение системы выплат и иные льготные условия для частных предпринимателей.

Налоговая политика может сдерживать различные экономические процессы, охранять экономику от перегрева. С ее помощью может поддерживаться справедливое распределение доходов, конкуренция внутри страны, обеспечиваться производственная деятельность в тех отраслях экономики, которые не являются прибыльными.

Функция воспроизводства заключается в аккумуляции средств, идущих на восстановление ресурсов. Сюда относят специализированные платежи за воду, пользование природными ископаемыми и так далее.

Механизм налогов работает таким образом, что снижение их бремени приводит к формированию излишков у населения. Это провоцирует рост совокупного потребления, что в свою очередь стимулирует производственный сектор. Если государству необходимо уберечь экономику от перегрева, то используется повышение налоговых ставок, что ведет к уменьшению предложения и снижению объемов инвестиций.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector