Налоги служат основным источником доходов государства
Основные источники доходов и структура расходов государства;
Расходы государства могут быть разделены по целям:
• расходы на политические цели — обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством;
• расходы на экономические цели — содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;
• расходы на социальные цели — социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.
Основные источники доходов государства — это:
• налоги (включая взносы на социальное страхование);
• прибыль государственных предприятий,
• сенъораж (доход от эмиссии денег);
• средства от продажи государственных ценных бумаг’,
• доходы от приватизации и др.
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях: профицит, дефицит, сбалансированный бюджет.
Государственный долг — представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране.
Внутренний государственный долг — это совокупная задолженность правительства гражданам страны, равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них на определенный момент государственных облигаций.
Внешний государственный долг — это суммарная задолженность страны иностранным гражданам, другим странам и международным финансовым организациям.
По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной экономической проблемой он является. Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной величины долга (D) к объему ВВП (Y) (доля долга в ВВП).
23. Налоги, их функции и роль в рыночной экономике. Виды налогов по разным классификациям.
Налог — это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги.
Налоги появились с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства.
Налоги выполняют три функции:
1. Фискальная. Являются основным источником доходов госбюджета. Покрывают расходы государства на содержание бюджетных организаций.
2. Регулирующая. Регулируют имущественное и социальное расслоение общества. За счет налогов финансируются социальные программы.
3. Стимулирующая. За счет налоговых льгот можно стимулировать развитие той или иной формы деятельности (малый бизнес, сельское хозяйство, развитие науки и техники и т.п.)
Налоговая система регламентируется законодательными актами государства (НК РФ).
Классификация налогов осуществляется по разным критериям.
I. По объекту исчисления налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги — это налоги на доходы от факторов производства и имущество. К прямым налогам относятся: • личный подоходный налог (НДФЛ); • налог на прибыль; • налог на недвижимость и др.
Косвенные налоги — это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход. К косвенным налогам относятся: • налог на добавленную стоимость — НДС; • акциз (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, бензин и др.); • таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров); • налог с продаж (в настоящий момент в России отменен).
II. По способу начисления налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные налоги предполагают, что налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода Прогрессивные налоги — это налоги, налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Регрессивные налоги — это налоги, налоговая ставка которых уменьшается по мере роста дохода и увеличивается по мере сокращения величины дохода.
III. По источнику поступления в бюджет налоги делятся на федеральные, региональные и местные.
— Федеральные налоги (НДС, НДФЛ, акцизы, таможенная пошлина и др.)
— Региональные налоги (Налог на имущество ЮЛ, областные платежи за пользование природными ресурсами, лесной налог и др.)
— Местные налоги (Налог на имущество ФЛ, земельный налог и др.)
24. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства, ее виды и инструменты.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.
Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.а), направлена на увеличение деловой активности (стимулирование AD) и используется как средство борьбы с безработицей. Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:
• увеличение государственных закупок;
Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), направлена на снижение деловой активности (сдерживание AD) в целях борьбы с инфляцией. Мерами сдерживающей фискальной политики служат:
• сокращение государственных закупок;
25. Структура банковской системы. Функции центрального банка.
Современная банковская система двухуровневая. Первый уровень – это центральный банк. Второй уровень – это система коммерческих банков.
Центральный банк – это главный банк страны. В США он называется ФРС (Федеральная Резервная Система – Federal Reserve System), в Великобритании – это Банк Англии (Bank of England), в Европе — Европейский центральный банк, в России – Центральный банк России (ЦБ РФ).
Функции ЦБ:
Монопольное право эмиссии наличныхденег. Деньги центрального банка состоят из наличных денег (банкноты и монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в центральном банке);
Косвенное воздействие на размер безналичной денежной массы:
— Изменение ставки рефинансирования (учетная ставка ЦБ России) – это процент, под который ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Ставка рефинансирования является ориентиром для всех других процентных ставок в банковской системе. Так, коммерческие банки устанавливают проценты по вкладам ниже ставки рефинансирования, а проценты по кредитам – выше.
— Изменение нормы обязательных резервов – норматив, устанавливаемый ЦБ для коммерческих банков, показывающий какой процент привлеченных денежных средств коммерческие банки обязаны резервировать на специальном счете в ЦБ.
— Операции на открытом рынке – ЦБ продает и покупает обратно государственные ценные бумаги.
— Операции на валютном рынке – ЦБ выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках
Создание, хранение и изменение золотовалютных резервов государства. ЦБ контролирует состояние платежного баланса.
Обслуживание счетов правительства и кредитование правительства.
ЦБ является межбанковским расчетным центром через сеть РКЦ.
Контроль за деятельностью коммерческих банков.
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
НАЛОГИ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДА ГОСУДАРСТВА
Налоги — неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Являются финансово-экономическим фундаментом института государства, который состоит в изъятии части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета). [1].
Существует несколько признаков налогов. К ним относятся:
1) Императивность. Данный признак означает, что государство обязывает граждан платить налоги.
2. Смена собственника. Это означает, что доля частной собственности становится государственной или муниципальной.
3. Безвозвратность, то есть денежная сумма, которую заплатил налогоплательщик не может быть ему возвращена.
4. Безвозмездность, означает, что уплата налогов не дает право плательщику на какие-либо преимущества.
5. Оплачиваются в форме денег. Это значит, что можно платить только деньгами, то есть не разрешается уплачивать в натуральной форме.
6. Имеет публичный характер. Налоги распространяются на всех совершеннолетних жителей.
Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:
— операции по реализации товаров (работ, услуг);
— стоимость реализованных товаров (работ, услуг);
— доход (в виде процентов и дивидендов);
— иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику. [3].
Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. [2].
Современные теоретики налогового права определяют налог как единственно законную форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти. [3].
Налоги представляют для государства основной бюджет. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Когда мы имеем в виду прямой налог, то считает, что он главным образом принадлежит государству. В старые времена примером такого налога могла служить подушная подать, то есть это такой налог, который должен был изыматься с любой «живой души». Данные налоги существуют и сейчас, только в данный момент они имеют другое название. Они называются сейчас подоходным налогом и его должны платить все граждане страны.
Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги, которые вносятся гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накапливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству. Скажем, римские пошлины с вина — это косвенный налог, поскольку платить его должны были не все граждане Рима, а только те, кто вел торговлю вином. В ту же категорию попадает сбор за обмен и размен денег — его взимали лишь с тех, кому нужно было выполнить такие операции с денежными знаками. В нынешней российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья. [4].
Ряд развитых европейских стран характеризуется высоким уровнем налоговой нагрузки на экономику, обобществляя через налоги от 40 до 50% валового продукта, но при этом значительная часть налоговых изъятий (до 70%) возвращается социуму в виде широкого спектра доступных общественных благ (услуг медицины, образования, культуры, различных трансфертов социального характера). В результате существенных перераспределительных процессов повышается качество жизни всего населения, создаются стимулы для эффективного использования человеческого капитала в экономике. [1].
Таким образом, как было уже выше сказано, налоги для государства являются наиболее важным доходом. Без налогов государство бы не смогло нормально функционировать, то есть выплачивать заработную плату человечеству, строить новые здания, на развитие экономики и многое другое.
Источники доходов государства. Классификация налогов. Налоговая ставка
Среди доходов государства основное место занимают налоги. Это связано не только с их долей в объеме государственных финансов. При налогообложении ярко проявляются главные особенности формирования ресурсов общественного сектора. На физических и юридических лиц государством возлагаются налоговые обязательства, установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в государственные фонды. Налоги могут взиматься в денежной и натуральной форме (воинская обязанность). Натуральные и денежные налоги являются взаимозаменяемыми: если, например, отменить всеобщую воинскую обязанность, то необходимо будет увеличить финансирование профессиональной армии за счет налогов.
Другим важным источником доходов государства выступает предпринимательская деятельность, которая формирует такие источники доходов, как доходы госпредприятий, доходы от сдачи в аренду госимущества, от продажи лицензий, от развития концессионных соглашений, от эмиссии государственных ценных бумаг.
Все денежные фонды государства относятся к понятию бюджет. Различают бюджеты разного уровня: государственные и муниципальные. Существуют также внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды формируются через определенные источники и имеют целевое назначение, т. е. средства направляются на конкретные нужды. В России за счет средств единого социального налога формируются Пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования, фонд занятости.
Изъятие государством в свою пользу определенной части дохода экономических субъектов в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Поскольку налоги — основной источник государственных средств, то они выполняют четыре ключевые функции:
— фискальную (аккумуляция средств в госбюджет);
— экономическую (стимулирование развития экономики, активизация предпринимательской деятельности за счет ослабления налогового бремени).
Налоги могут оказывать как стимулирующее, так и дестимулирующее воздействие на производство и представляют собой тонкий инструмент госрегулирования. Посредством налогового механизма государство может воздействовать на экономику и решать определенные социальные задачи: поддерживать неимущие слои общества, перераспределять доходы и т. п.
Налоги обладают регулирующим воздействием, масштабы которого варьируются от отдельных локальных экономических процессов до макроэкономики в целом.
Отрицательно относятся к росту воздействия государства на экономику, в том числе реализуемого посредством налогово-бюджетной политики, монетаристы. Отстаивают эффективность мер государственного вмешательства фискалисты (дирижисты).
Исторически сложились две модели в сфере налогообложении — административная и демократическая (Абалкин Л. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии // Вопросы экономики. — 2006. — № 12. — С. 11.).
Административная модель, характерная для диктаторских или административно-командных систем, отличается редистрибутивностью по отношению к формам и методам налогообложения. При административной модели формы и методы налогообложения создаются путем прямого изъявления властью своих намерений.
Для демократической модели характерно налогообложение в форме самообложения коммерческих структур и граждан. При демократической модели изменение системы налогообложения является итогом выражения общенародной воли через законодательные органы власти.
Все налоги, применяемые в российской практике, можно классифицировать по следующим критериям:
— направленность использования (цель взимания);
— уровень бюджетной системы.
По субъектам налогообложения все применяемые в России налоги делятся на налоги с юридических лиц (уплачиваются предприятиями, организациями, учреждениями, предпринимателями в случае оформления ими юридического лица) и на налоги с физических лиц, которые взимают с граждан и лиц без гражданства.
По объектам налогообложения различают прямые и косвенные налоги. Прямыми налогами обременены доходы и имущество (налог на прибыль предприятия, подоходный налог с физических лиц), косвенными — ресурсы, деятельность, товары и услуги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).
По источнику обложения различаются налоги с заработанных доходов: заработной платы, гонораров, доходов (прибыли) предприятий, и налоги с находящихся в собственности экономических субъектов ресурсов — налоги с дивидендов, процентов по вкладам, ресурсные платежи (плата за землю, за право пользование недрами).
По назначению различают целевые и нецелевые налоги. Целевые налоги предназначены для финансирования конкретных программ общественных расходов. Их называют маркированными. Они зачисляются в государственные и муниципальные внебюджетные фонды (платежи в фонды общественного страхования, местные целевые сборы на благоустройство территории). Если средства могут расходоваться по усмотрению власти, утверждающего бюджет, то такие налоги называются немаркированными. К ним относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налог на имущество и т. д. Преимуществом нецелевых налогов является то, что они позволяют сохранять стабильность налоговой системы и осуществлять гибкую бюджетную политику путем перераспределения государственных доходов между различными направлениями.
По уровням бюджетной системы различают федеральные, региональные и местные налоги. Каждый из них формирует соответствующий бюджет и является условием самостоятельного хозяйствования и принятия управленческих решений, например, на муниципальном уровне. Согласно российскому законодательству (Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 29.07.2004 № 95-ФЗ, Федеральный закон от 01.07.2005 № 78-ФЗ, Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ.) к федеральным налогам и сборам относятся:
— налог на добавленную стоимость;
— налог на доходы физических лиц;
— налог на прибыль организаций;
— налог на добычу полезных ископаемых;
— сборы за пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов;
К региональным налогам относятся:
— налог на имущество организаций;
— налог на игорный бизнес;
К местным налогам относятся:
— налог на имущество физических лиц.
Важнейшим элементом налоговой системы являются налоговые ставки. Именно посредством изменения их величины и видов, приспособления к циклическим колебаниям в экономике (высокие ставки для предотвращения инфляции и достаточно низкие для обеспечения занятости) можно сгладить негативные последствия развития экономики.
Налоговую ставку определяют как величину налога, приходящегося на единицу обложения (рубль дохода, гектар земли и т. п.).
Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в денежных единицах, на количество облагаемых товаров, выраженное в натуральных единицах, то такой налог называется специфическим.
Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в процентах, на величину стоимости товаров, услуг, работ, ресурсов, то такой налог называется стоимостным.
В зависимости от того, как изменяется удельный вес (доля) налогового платежа в доходе с увеличением последнего, различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные виды налоговых ставок.
Твердая ставка устанавливается в абсолютных суммах на единицу (объект) обложения независимо от размера дохода.
Пропорциональная ставка устанавливается как фиксированный процент с дохода независимо от его размера.
Прогрессивная ставка устанавливается как увеличивающаяся по мере роста облагаемого дохода.
Регрессивная ставка устанавливается как уменьшающаяся по мере роста облагаемого дохода.
При повышенных налогах налогоплательщики теряют стимулы работать в легальной экономике, и налоговые поступления в государственный бюджет уменьшаются. Снижение налогового прессинга приводит к росту налогооблагаемой базы, и доходы казны вновь могут вырасти. Налоговым прессингом объясняется высокая доля теневого оборота в экономике России. А. Лаффер показал, что рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается падение деловой активности, сокращение доходов бюджета. По Лафферу предел наступает при изъятии в бюджет более 30% доходов (Рис. 4.1).
Рис. 4.1. Кривая Лаффера (Составлено Михалкиной Е.В.)
Долю дохода налогоплательщика называют нормой налогообложения.
Различают среднюю и предельную нормы налогообложения. Средняя норма равна удельному весу налога во всем доходе налогоплательщика (отношение суммы налога к размеру дохода). Предельная норма представляет собой долю налога в последней единице дохода, производную налога по доходу.
Если I — доход, Т — сумма дохода, уплачиваемая в виде налога, то средняя норма налогообложения равна
тогда предельная норма налогообложения рассчитывается по формуле
Прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоги различаются соотношением средних и предельных норм обложения. При пропорциональном налогообложении предельная норма равна средней, при прогрессивном — превышает среднюю, а при регрессивном не достигает средней.
Использование разного вида ставок при обложении доходов (например, физических лиц) может снизить или, напротив, увеличить социальную дифференциацию в обществе. Так, с помощью регрессивных ставок можно ослабить налоговый гнет на лиц с низким доходом, а применение прогрессивных ставок позволяет повысить налоги с богатых. Однако использование этого инструмента может при определенных обстоятельствах вызвать обострение социальных противоречий, подорвать стимулы к получению легальных доходов, повлечь за собой распространение схем уклонения от налогов и сокрытия доходов.
Посредством льготного налогообложения можно стимулировать перестройку структуры производства, воздействовать на процессы внедрения достижений технического прогресса (ускоренная амортизация основных фондов, инвестиционные льготы, льготы на развитие научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности) и т. п.
Сокращение налога на прибыль корпораций влечет за собой снижение издержек и, как следствие, рост производства. Прямое или косвенное регулирование государством оплаты труда, например, снижение подоходного налога с физических лиц способствует сохранению определенного уровня реальных доходов работников в условиях уменьшения заработной платы.
Основным материальным источником доходов бюджета является национальный доход (при нехватке государство привлекает национальное богатство).
Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны.
По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии.
Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев — государственного бюджета и местных бюджетов.
Федеративное (объединенное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической состоятельностью в пределах распределенной между ними и центром компетенции.
Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. У государств — членов конфедерации, действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Российская Федерация имеет федеративное государственное устройство, где каждый уровень управления имеет свой бюджет.
Бюджетная система Российской Федерации — трехзвенная и представляет собой совокупность бюджетов трех уровней:
· первый уровень — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
· второй уровень — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
· третий уровень — местные бюджеты.
Бюджетная система Российской Федерации построена на основе следующих принципов.
1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.
3. Самостоятельность бюджетов всех уровней выражается в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению, определять источники финансирования дефицита бюджета.
4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом).
5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
6. Принцип достоверности бюджета означает надежность всех показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению.
7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
8. Принцип гласности, то есть необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.
ВОПРОС 2 (первая часть)
Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет.
Государственный бюджет– это централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.
Основными принципами построения государственного бюджета являются: полнота, единство, реальность и гласность.
На основании Конституции Российской Федерации начиная с 1994 г. государственный бюджет носит название «федеральный бюджет».
Бюджет государства — это консолидированный бюджет России.
Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Потому бюджет государства — это федеральный бюджет плюс бюджеты всех субъектов Федерации. По объему консолидированный бюджет России представляет собой сумму, превышающую федеральный бюджет в два раза.
Госбюджет — это финансово-денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по распределению и перераспределению национального дохода в связи с формированием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для выполнения функции государства (финансирование народного хозяйства, госуправление, оборона, социальные и др.)
Основным материальным источником доходов бюджета является национальный доход (при нехватке государство привлекает национальное богатство).
Перераспределение национального дохода в целях образования бюджетных доходов осуществляется с помощью налогов, займов и эмиссии денег.
Их значимость зависит от многих обстоятельств: экономической ситуации в стране, финансовой политики, социальных противоречий и др.
Налоги являются основным методом перераспределения национального дохода: они обеспечивают основную долю доходов бюджета (в федеральном бюджете до 90%).
Второй доход бюджета — государственные займы. Они применяются особенно при бюджетном дефиците. Существуют два пути получения займов: у населения за счет продажи облигаций и других ценных бумаг; второй — у Центрального банка и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаг государства.
При определенных условиях государство прибегает к эмиссии бумажных денег. А это приводит к росту инфляции.
Доходы бюджета классифицируются по следующим признакам:
· по источникам образования (налоги с юридических и физических лиц, займы, от реализованной государственной собственности);
· по видам налогов (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятия, подоходный налог);
· по методам взимания (налоговые, неналоговые).
Расходы бюджета представляют экономические отношения, возникающие в связи с распределением денежных средств государства и их использованием по назначению. Эти затраты возникают при выполнении государством своих функций.
Расходы бюджета классифицируются по разным признакам. К ним относятся признаки:
— по значению в общественном развитии;
— по общественному назначению;
— по степени влияния на воспроизводственный процесс;
— по направлению расходов (предметный);
— по отраслевому признаку;
— по целевому назначению;
Расходы бюджета очень тесно связаны с доходами: они количественно должны соответствовать, а также оказать влияние друг на друга. Среди расходов имеются так называемые защищенные статьи. Этот принцип означает финансирование ряда статей в полном объеме с учетом инфляции. К таким относятся: зарплата, пенсии, стипендии. Пособия, приобретенные медикаменты и т.д.
Государственные доходы. Система налогов государственного и муниципального бюджета
Государственные доходы — это различные денежные ресурсы, поступающие в процессе распределения и перераспределения части национального дохода общества в распоряжение (собственность) государства и используемые им для финансирования потребностей, возникающих при осуществлении им своих задач и выполнении соответствующих функций.
Государственные доходы составляют финансовую основу деятельности государства. В финансовой науке разработано положение, согласно которому все государственные доходы подразделяются на централизованные и децентрализованные (рис. 3.2).
Основная классификация государственных доходов
Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны.
· По социально-экономическому признаку и формам собственности выделяют: доходы государственные, муниципальные, частные.
· По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные доходы, доходы субъектов федерации, местные доходы.
· По методу мобилизации государственных доходов они могут быть подразделены на обязательные и добровольные.
· По форме поступления государственные доходы, поступающие на обязательной основе, подразделяются на налоги и неналоговые платежи.
Для сопоставимости бюджетных показателей доходы бюджетов всех уровней группируются в соответствии с бюджетной классификацией.
Теория налога как источника государственного дохода
Третьей теорией сущности и значения налогов выступает теория налога как источника государственного дохода.
Естественно, что ни одна из налоговых теорий не отрицает того факта, что налоги являются доходным источником государства. Но если одни теории (теория обмена) оправдывает существование налога тем, что они являются платой за услуги государства, а другие теории (теории налога как регулятора экономики) – предлагают использовать налог как инструмент регулирования экономических отношений, то данная теория признаёт за налогом лишь одно качество – быть источником государственного дохода.
Наиболее чётко данная теория изложена в более общей теории налогового нейтралитета, именуемой ещё классической теорией налогов.
Основы этой теории были заложены Адамом Смитом (1723-1790) в его работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» и затем были развиты такими выдающимися учёнными прошлого, как Давид Рикардо (1772-1823), Ж.-Б. Сей (1767-1832), Дж. Милль (1773-1836).
Согласно данной теории, которая в основном посвящена технике налогового дела, а в более широком смысле – теории рыночной экономике, эта экономика функционирует в саморегулирующем режиме. Налогам отводится единственная функция – быть источником доходов государства. При этом самому государству отводится роль «ночного сторожа» («государство — жандарм»), где оно призвано лишь поддерживать общий порядок в стране и не вмешиваться в экономические и социальные области. Следовательно, налог должен быть сконструирован таким образом, чтобы, давая доходы государству, не влиять на экономику и социальную сферу. Отсюда и название этой теории – теории налогового нейтралитета. При этом сам налог представители данной теории могли рассматривать и как плату за государственные услуги, и как пожертвование, и как добровольный взнос, т.е. в любой разновидности, как это вытекает из теории обмена. Основополагающим принципом классической теории является: «Меньше государства – меньше налогов». Сами налоги должны конструироваться таким образом, чтобы это в первую очередь было выгодно налогоплательщику.
Своё практическое и юридическое воплощение данная теория получила во французской Декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным Собранием 26 августа 1789 года. Пункт 13 Декларации предусматривает: «На содержание вооружённой силы и на расходы по содержанию администрации необходимы общие взносы; они должны распределяться равномерно между всеми гражданами сообразно их состоянию». Обращает на себя внимание, что здесь не только зафиксированы два основных принципа налогообложения – всеобщность налога и податное равенство, но и совершенно конкретно определены объекты, для финансирования которых могут быть установлены налоги: вооружённые силы и администрация.
Следует сказать, что в настоящее время нет ни одного государства в мире, которое руководствовалось бы данной теорией – почти все из них в той или иной степени используют налоги в качестве метода экономического регулирования. Да и сама теория, приобретя новое содержание, претерпела значительные изменения и именуется теперь неоклассической. Наиболее видными её представителями являются Р. Солоу, М. Фридман, Г. Хэзлит, А. Маршалл (США), Л. Робинсон, Дж. Мид (Великобритания). Эта теория также исходит из предположения, что рыночная экономика обладает естественно присущим ей потенциалом саморегулирования, но в отличии от концепции А. Смита допускает государственное регулирование экономических отношений. Однако это регулирование должно быть направлено лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. Поэтому согласно данной теории государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. Стабилизирующим для экономики фактором выступает сокращение государственных расходов и как следствие этого сокращение налогов и государственных займов. В этом качестве неоклассическая теория смыкается с теорией экономики предложений, согласно которой всё государственное регулирование посредством налогов сводится к их сокращению до определённого минимума.
К неоклассическим теориям относят и теорию монетаризма, основателем которой был профессор экономики Чикагского университета
М. Фридман, в силу чего она получила название «доктрины чикагской школы». Данная теория исходит из необходимости сокращения вмешательства государства в дела экономики, которой присуще внутреннее автоматическое саморегулирование, обусловленное действием рыночных механизмов конкуренции и стихийного ценообразования. Налоговая составляющая теории монетаризма (а эта теория содержит несколько аспектов) ориентирует государство на сокращение налогов с производителей с целью увеличения их инвестиционных возможностей, перенос налогового бремени на потребителей посредством увеличения доли косвенных налогов, изъятие лишнего количества денег из обращения посредством налогов и займов, экономию бюджетных средств, в том числе путём сворачивания социальных программ, достижения бездефицитности бюджета, обеспечение стабильности денежной системы[52]. Своё практическое воплощение теория монетаризма нашла в программах «рейганомики» в США (по имени президента Р. Рейгана) и «тэтчеризации экономики» в Великобритании (по имени премьер-министра М. Тэтчер). Сторонниками монетаризма в России были «молодые преобразователи первой волны», закладывающие основы рыночной экономики в России (Т. Гайдар, А. Чубайс, С. Кириенко, Б. Фёдоров, Б. Немцов и другие).
Теория монетаризма применяется в той модели рыночной экономики, которую принято именовать «либеральная модель».
Оценивая перечисленные концепции, следует, на мой взгляд, согласиться с мнением А.В. Захаровой, которая отмечает, что в настоящее время практика налоговой деятельности ни в одной стране мира не основана на какой-либо одной теории налогообложения, полагая её единственно верной и истиной. Во многих зарубежных странах, правительства которых применяют методы налогового регулирования, существует взаимодействие трёх основных концепций: кейнсианство в различных вариациях, теории экономики предложения и теории экономики монетаризма. И хотя неоклассические течения чаще используются в качестве теоретической основы для государственного регулирования, учённые уже не отделяют эти методы от кейнсианских, всё больше обнаруживая в своих работах взаимопроникновение различных теорий[53].
Что касается современной России, то приходится констатировать, что какой-либо продуманной налоговой политики, основанной на том или ином концептуальном воззрении, просто-напросто не существует. Имеет место лихорадочная и хаотическая суетливость, продиктованная, как правило, сиюминутными потребностями государства, вызванными не столько экономическими или социальными, и даже не политическими соображениями, а сколько необходимостью решения в пожарном порядке очередной, невесть откуда возникшей проблемы. С той быстротой, с какой менялись правительства, меняются и теоретические взгляды по поводу сущности и назначения налогов. Вслед за политикой монетаризма, продемонстрировавшей холодное отчуждение к нуждам экономики и полагавшей, что все её проблемы разрешатся сами собой, приходят сторонники активного государственного регулирования экономики, считающие, что её проблемы может решить только государство путём активного вмешательства. Впрочем, правительства, как правило, приходят к власти вообще не имея каких-либо основанных на определённых теоретических воззрениях программных установок в отношении своей налоговой политики, а вынуждены с места в карьер разгребать те завалы в экономике, которые им достались от предыдущих правительств, действуя при этом на уровне эмпирических представлений и наиболее доступных решений. И главной их проблемой выступает поиск денег для затыкания очередной дыры в бюджете, необходимость погашения задолженности по пенсиям, заработной платы бюджетникам, погашение внешних и внутренних займов и т.д. Поэтому вслед за попытками упорядочения налоговой системы и снижения завышенного налогового бремени, принимаются решения совершенно противоположного свойства о введении новых налогов. Одновременно возрастает карательное и репрессивное давление со стороны государства, не видящего в настоящий момент иного способа решения своих финансовых проблем, как путём повышения собираемости налогов. В итоге налогов не становится меньше, а налоговое бремя лишь возрастает. Экономика ещё как-то существует, благодаря лишь объективно присущей ей жизнестойкости и нейтрализации разрушающего воздействия со стороны государства путём не исполнения её предписаний.
Разумеется, проблемы государства возникают не в результате одной лишь непродуманной и научно необоснованной налоговой политики – эти проблемы являются следствием целого комплекса обстоятельств.
Оценивая рассмотренные выше теории налогообложения, следует сказать, что все они исходят из предпосылки, что само существование налогов является общественно необходимым, как и наличие государства, которое содержится за счёт этих налогов. Данный тезис является абсолютно правильным.
В то же время большинство теорий основываются на следующих предположениях:
— во-первых, налоги устанавливаются в интересах общества;
— во-вторых, интересы государства и общества в процессе осуществления налогообложения в общем-то совпадают;
— в-третьих, чем богаче государство, тем лучше, так как богатое государство может дать своим гражданам больше, нежели бедное.
Отсюда в своей практической деятельности государство руководствуется принципом «взять с налогоплательщиков столько, сколько удастся с них взять». При этом разрабатываемые наукой модели налогообложения вовсе не преследуют цели защиты налогоплательщиков от государства. Налоговые теории лишь предлагают более рациональные технологии налогообложения, по существу оборачивающиеся обучением государства как половчее обобрать налогоплательщиков, не доводя их до крайности. Либо посредством этих теорий пытаются втолковать государству, что от рационального и разумного налогообложения оно только выиграет (т.е. получит больше налогового дохода) за счёт расширения налогооблагаемой базы (как, например «теория Лэффера»).
В итоге все эти теории, хотят этого их авторы или нет, исходят из принципа «максимально возможного (хотя и рационального) налогообложения».