Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоги как основной источник доходов государства

Государственный кредит. Налоги как основной источник доходов государства;

Налоги как основной источник доходов государства

Налоги – это обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков, они не являются санкцией. Налоги как экономическая категория выполняют две функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция – основная, посредством ее образуются государственные денежные фонды. Экономическая функция означает, что налоги как инструмент распределения и перераспределения способны оказывать сильное воздействие на производителей, население, платежеспособный спрос. В настоящее время за счет налогов формируется около 80 процентов доходов бюджета.

За годы существования Республики Беларусь в ней оформилась национальная налоговая система, представляющая собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и других обязательных отчислений, а также законодательно определенный порядок установления, введения налогов, права и обязанности участников налоговых правоотношений.

Существует достаточно большое количество признаков, на основании которых налоги относятся к различным классификационным группам. Прежде всего, они подразделяются на прямые и косвенные. В основе разделения лежат объект обложения и взаимоотношения плательщика с государством. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доходы и имущество. Юридический и фактический плательщики в данном случае совпадают. К прямым налогам относятся налог на прибыль, налог на доходы, налог на недвижимость, земельный налог, подоходный налог с граждан. К косвенным относятся налоги на товары и услуги, по ним юридический и фактический плательщики не совпадают. В Беларуси основными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы.

Налогообложение в Республике Беларусь регулируется законами о налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, о государственной налоговой инспекции, пакетом законов о конкретных налогах, декретами и указами Президента в связи с введением новых налогов и сборов, а также предоставлением налоговых льгот.

С позиций права государственный кредит представляет собой урегулированные правовыми нормами отношения по поводу привлечения денежных средств предприятий и населения для финансирования государственных расходов, не покрываемых налоговыми поступлениями.

Государственный кредит выступает в трех видах:

· займов Правительства у Национального банка;

· государственных ценных бумаг;

Размер заимствования Правительства у Национального банка регулируется законом о бюджете на новый финансовый год. Выпуск ГКО и ГДО регулируется постановлениями Совета Министров. Привлечение иностранных источников регулируется законодательством о внешнем государственном долге, соглашениями с правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями.

Государственный кредит имеет ряд существенных отличий от банковского кредита. Если в отношениях по банковскому кредиту кредитор и заемщик – равные стороны, то в отношениях по государственному кредиту такого равенства нет. Несмотря на то, что государство является заемщиком, оно всегда имеет верховенство над кредитором. Государство устанавливает условия займов, оставляет за собой право вносить в них изменения, не согласовывая свои действия с кредитором. Кредиторы не могут принудить государство к выполнению своих обязательств, и лишены возможности прибегнуть к административному или судебному порядку защиты своих прав и законных интересов.

Обращение государства к заимствованию на внутреннем финансовом рынке приводит к образованию его задолженности перед юридическими и физическими лицами. Под внутренним государственным долгом понимается задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами, оформленная срочными долговыми обязательствами.

В том случае, если заимствование осуществляется на внешних финансовых рынках, образуется внешний государственный долг, под которым понимается совокупность финансовых обязательств Правительства иностранным кредиторам по займам, предоставленным ему либо под его гарантии, подлежащим погашению в установленные сроки и на заранее оговоренных условиях.

Внутренний и внешний государственный долг в Республике Беларусь регулируется одноименными законами, принятыми соответственно в1993 г. и 1998 г.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

НАЛОГИ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДА ГОСУДАРСТВА

Налоги — неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Являются финансово-экономическим фундаментом института государства, который состоит в изъятии части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета). [1].

Существует несколько признаков налогов. К ним относятся:

1) Императивность. Данный признак означает, что государство обязывает граждан платить налоги.

2. Смена собственника. Это означает, что доля частной собственности становится государственной или муниципальной.

3. Безвозвратность, то есть денежная сумма, которую заплатил налогоплательщик не может быть ему возвращена.

4. Безвозмездность, означает, что уплата налогов не дает право плательщику на какие-либо преимущества.

5. Оплачиваются в форме денег. Это значит, что можно платить только деньгами, то есть не разрешается уплачивать в натуральной форме.

6. Имеет публичный характер. Налоги распространяются на всех совершеннолетних жителей.

Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:

— операции по реализации товаров (работ, услуг);

— стоимость реализованных товаров (работ, услуг);

— доход (в виде процентов и дивидендов);

— иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику. [3].

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. [2].

Современные теоретики налогового права определяют налог как единственно законную форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характера наказания, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти. [3].

Налоги представляют для государства основной бюджет. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Когда мы имеем в виду прямой налог, то считает, что он главным образом принадлежит государству. В старые времена примером такого налога могла служить подушная подать, то есть это такой налог, который должен был изыматься с любой «живой души». Данные налоги существуют и сейчас, только в данный момент они имеют другое название. Они называются сейчас подоходным налогом и его должны платить все граждане страны.

Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги, которые вносятся гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накапливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству. Скажем, римские пошлины с вина — это косвенный налог, поскольку платить его должны были не все граждане Рима, а только те, кто вел торговлю вином. В ту же категорию попадает сбор за обмен и размен денег — его взимали лишь с тех, кому нужно было выполнить такие операции с денежными знаками. В нынешней российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья. [4].

Читать еще:  Бюджетно налоговая фискальная политика государства

Ряд развитых европейских стран характеризуется высоким уровнем налоговой нагрузки на экономику, обобществляя через налоги от 40 до 50% валового продукта, но при этом значительная часть налоговых изъятий (до 70%) возвращается социуму в виде широко­го спектра доступных общественных благ (услуг медицины, образования, культуры, различных трансфертов социального характера). В результате существенных перераспределительных процессов повышается качество жизни всего населения, создаются стимулы для эффективного использования человеческого капитала в экономике. [1].

Таким образом, как было уже выше сказано, налоги для государства являются наиболее важным доходом. Без налогов государство бы не смогло нормально функционировать, то есть выплачивать заработную плату человечеству, строить новые здания, на развитие экономики и многое другое.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «НАЛОГИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА »

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

«НАЛОГИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА »

По окончании изучения темы обучающиеся должны,

Что такое налог, виды налогов, цель налогов

Различать налоги, создавать (придумывать) собственные налоги.

рассмотреть понятие налоги, экономическую сущность налогов и налоговую систему РФ.

способствовать формированию у учащихся понимания необходимости уплаты налогов государству гражданами страны.

Продолжить формирование навыков работы с источниками (историческими документами, и материалами учебника)и картой.

Развивать умение анализировать источники , работать по алгоритму,делать выводы,

Спросить как самочувствие и настроение.

Налоги как источник доходов государства

Знакомство с миром государственных финансов мы начнем с устройства и действия современных налоговых систем, тем более что налоги прямо влияют на жизнь каждого гражданина, чем бы он ни занимался и где бы ни работал.Говоря о налоге, мы понимаем под этим обязательную для гражданина, домохозяйства или организации выплату в пользу государства, порядок и условия которой определяют законы страны.

Механизм изъятия налогов — налогообложение — один из древнейших экономических механизмов, родившийся вместе с государством как таковым. Без налогообложения государство вообще существовать не может, хотя в некоторых случаях может обойтись без собственной армии и даже национальной валюты.

Под системой налогообложения страны понимают :

перечень видов налогов с домохозяйств и организаций, которые по законам данной страны государство может взимать для формирования своих доходов;

методы определения величины платежей по тем или иным видам налогов;

методы организации сбора и использования налогов;

круг государственных организаций, которые занимаются сбором налогов.
Структура налоговой системы страны ВИДЕО РОЛИК ИСТОРИЯ НАЛОГОВ 1 http://www.youtube.com/watch?v=v2TLRsoUEQA

Долгий и конфликтный опыт налогообложения позволил экономической науке сформулировать три основных принципа создания налоговой системы, в соответствии с которыми она должна быть:

эффективной как источник получения доходов государства.

Налоговая система может быть признана нейтральной, если она не влияет на то, как люди и фирмы отвечают на главные экономические вопросы: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить? Создать абсолютно нейтральную систему налогов (например, просто брать с каждого гражданина страны одинаковую абсолютную сумму денег) в реальности никому не удавалось.

Еще труднее реализовать в налогообложении принцип справедливости, так как даже ответ на вопрос: «Какое налогообложение более справедливо?» — в каждой стране разный. Единственное, что в реальности может сделать государство, — стараться создать такую систему налогообложения, чтобы налоги были соразмерны возможности налогоплательщика их платить.

Более однозначен для понимания принцип эффективности. По сути он означает, что налоговая система, с одной стороны, должна давать государству необходимые ему доходы, а с другой — не должна быть сама по себе слишком дорогим и сложным делом. Добиться этого не так просто. Например, сейчас в России есть налог на недвижимое имущество, который каждое домохозяйство, имеющее жилье в собственности, платит раз в год.

Создавая системы налогообложения, каждая страна решает одни и те же вопросы:

что облагать налогами (какова основа налогообложения);

какой должна быть ставка каждого налога (механизм налогообложения).

Механизм сбора налогов совершенствовался человечеством тысячелетиями. И все же если проанализировать систему налогов, действовавших в Римской империи, то мы обнаружим там зачатки тех же принципов налогообложения, которые использовались и в конце XX в.

Например, римляне пользовались прямыми и косвенными налогами. Когда мы говорим о прямом налоге, то имеем в виду сбор в пользу государства, взимаемый с каждого гражданина или хозяйственной организации. Размер этого сбора может зависеть от различных факторов, но чаще всего он устанавливается в зависимости от размера доходов или стоимости имущества.

Примером прямого налога может служить подушная подать, т. е. налог, взимавшийся с каждой «живой души». Это предок нынешнего подоходного налога, который обязаны платить все граждане.

Наряду с прямыми налогами в практику издревле вошли косвенные налоги, которые вносятся гражданином не прямо в государственную казну, а сначала накапливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству.

Скажем, римские пошлины с вина — это косвенный налог, поскольку платить его должны были не все граждане Рима, а только те, кто вел торговлю вином. В нынешней российской действительности косвенными налогами являются акцизы на отдельные виды товаров (в частности, табачные, ювелирные и винно-водочные изделия) или налоги на продажу жилья.

Акциз — налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара.

Современные налоговые механизмы крайне разнообразны (только в России используется примерно 40 различных налогов), а их использование регулируется специальными законами (в России это Налоговый кодекс).

В мире очень много пародоксальных налогов которые мы сейчас посмотрим в видео ролике 2 https://www.youtube.com/watch?v=vBCR_Uggudc

Также есть целевые налоги, т. е. привязаны к конкретному направлению государственных расходов.

В России целевыми являются, например, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и налог для создания дорожных фондов. Первый из них призван дать средства для финансирования работы геологов и буровиков, отыскивающих и готовящих к промышленному использованию новые месторождения полезных ископаемых взамен уже исчерпанных. Второй (его еще называют дорожным налогом) собирают для финансирования ремонта и строительства дорог. Некоторые налоги по экономической природе вообще напоминают цены. К этой категории особенно близка государственная пошлина.

Пошлина — плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определенного вида услуг.

Например, государство берет с россиян пошлину за :

1оформление свидетельств о браке и рождении детей;

Читать еще:  Кто является собственником муниципального предприятия

2выполнение процедуры расторжения брака;

3подтверждение права на получение наследства;

4принятие жалобы к рассмотрению в суде;

5выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

Практически эти пошлины оплачивают те услуги, которые государственные службы оказывают обращающимся к ним гражданам, а само государство действует как один из продавцов услуг на рынке. 3 https://www.youtube.com/watch?v=xL8Z1mbcQ78

В России различают налоги федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги поступают в доходы Правительства РФ, региональные пополняют бюджеты региональных органов власти, а местные — бюджеты городов и других муниципальных органов власти.

Федеральные налоги включают налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог (взнос); налог на операции с ценными бумагами; платежи за пользование природными ресурсами итд.

Виды региональных налогов: налог на имущество предприятий; лесной налог; сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Местные налоги: налог на имущество физических лиц; земельный налог; реги-страционный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли; целевые сборы с граждан и предприятий, итд

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, исходя из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога — величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчете на единицу налогообложения.

В мировой практике можно обнаружить три разные системы по видам налоговых ставок:

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. В России она использовалась, например, в 90-е гг. XX в. по отношению к личным доходам. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов большую долю своих доходов, чем менее состоятельные или преуспевающие.

В пропорциональной системе налогообложения используется единая ставка на-логообложения независимо от абсолютной величины базы налогообложения (дохода, прибыли, имущества и т. д.). Такое налогообложение применяется в России, например, при обложении прибыли юридических лиц.

Наконец, схема исчисления налогов в регрессивной системе построена зеркально по отношению к прогрессивной: в ней предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода или имущества. Регрессивная схема нередко оказывается разумной при обложении доходов самых богатых граждан. Причина проста — при обычной прогрессивной схеме они вынуждены платить так много, что им становится дешевле оплатить услуги юристов и налоговых консультантов, которые помогают им легально уменьшить налогообложение. В итоге государство от прогрессии налогов не выигрывает, а проигрывает. Напротив, при невысокой ставке меньше стимулов к уклонению от налогов.

Размер налогообложения зависит от того, решение каких задач общество возлагает на государство. Чем серьезнее эти задачи, тем больше средств нужно государству для их решения и тем тяжелее будет в стране налоговое бремя. Именно под углом этих двух проблем мы и попытаемся рассмотреть механизмы налогообложения и масштаб налоговых изъятий.

С одной стороны, чем большую долю доходов граждан и фирм государство концентрирует в своих руках, тем лучше оно может помочь социально незащищенным группам граждан, активнее поддержать развитие в стране образования, здравоохранения и науки.

С другой стороны, имеющийся мировой опыт показывает, что чем слабее налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается.

В России нет года, чтобы на заседаниях законодательных и исполнительных органов власти не возникало острейших споров о том, как изменять налоги и способы их сбора.

1. Чем отличаются косвенные налоги от прямых;

2. что представляют собой целевые налоги;

3. что такое пошлина.

Проверить как понята тема. Повторить основные моменты урока. Выставить оценки.

Доработать проекты. Выписать термины и необычные налоги в тетрадь.

ТЕМА 4. НАЛОГИ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

Налоги как основной источник доходов бюджетной системы представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Признаками налогов являются:

императивность, т. е. предписание налогоплательщику со стороны государства, требование обязательности налогового платежа;

смена собственника (доля частной собственности, выраженная в денежной форме, становится государственной или муниципальной, создавая бюджетный фонд);

безвозвратность, т. е. налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются определенному плательщику;

безвозмездность (уплата налогов не дает плательщику материальных, хозяйственных или иных прав);

денежная форма (налоги уплачиваются только в денежной форме; они не могут уплачиваться в натуральной форме, например продуктами);

К методам налогообложения относятся исчисление

в твердых абсолютных суммах с единицы объекта;

путем умножения процентной ставки на налогооблагаемую базу;

фиксированной процентной ставки к цене реализации.

Основными способами взимания налогов являются:

у источника выплаты дохода, т. е. налог уплачивается субъектом до получения дохода;

в процессе расходования доходов (например, при совершении покупок);

кадастровый, при котором используется реестр, содержащий перечень типичных объектов. В основе данного способа заложено установление среднего дохода, подлежащего обложению;

декларационный, при котором изъятие налога осуществляется после получения дохода субъектом и предоставления им декларации о всех годовых доходах;

административный, т. е. изъятие налога осуществляется налоговыми органами после определения ими вероятного размера ожидаемого дохода и вычисления подлежащего к уплате налога.

Налоги классифицируются по следующим основаниям:

по периодичности взимания — на налоги:

по объекту обложения — на налоги:

за выполнение определенных действий;

на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу;

по видам налогоплательщиков — на налоги:

с юридических лиц;

по механизму изъятия:

на прямые, взимаемые непосредственно с налогоплательщика;

косвенные (на обращение и потребление), взимаемые в виде фиксированной добавки к цене с покупателя, выступающего носителем налога;

по порядку отражения в бухгалтерском учете — на налоги:

относимые на себестоимость; на увеличение цены товара; финансовый результат;

уплачиваемые с чистой прибыли;

по уровню органа государственной власти — на налоги:

по характеру использования:

на общие, поступающие в бюджеты бюджетной системы;

целевые, поступающие во внебюджетные фонды.

Налоги как источник формирования доходов бюджета.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве

собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

2) безэквивалентность (не сопровождается прямым встречным исполнением со стороны государства каких-либо обязательств).

Читать еще:  Государственное регулирование системы налогообложения

1) фискальная (налоги — основные поступления в госбюджет);

80% доходов — налог на прибыль, НДС, НДФЛ, ресурсные платежи, таможенные

пошлины и акцизы.

2) регулирующая (экономическая);

3) распределительная (государство изымает часть доходов организаций и физических лиц, концентрирует эти средства в госбюджете, а затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ);

4) контрольная (позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц, движение финансовых потоков и на этой основе разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов).

Налоги — основной источник доходов государства, основная статья доходной части государственного бюджета,

Роль налогов в финансовой системе

Налоги — важная экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Высокое значение налогов связано с несколькими обстоятельствами:

1) Налоги — основной источник доходов государства, основная статья доходной части государственного бюджета,

2) Налоги — один из основных признаков государства и условий его функционирования,

3) Налоги — средство перераспределения экономических средств по субъектам, территориям, отраслям и т.п.,

4) Налоги — важнейший элемент бюджетно-налоговой политики государства, которую оно приводит с целью сглаживания циклических колебаний, обеспечения стабильного экономического роста, борьбы с инфляцией и т.д.

Роль налогов огромна. Доля налоговых поступлений составляет более 80% всех бюджетных доходов (2000 год).

Реализация фискальной функции налогов имеет ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга. Между налогами и займами формируется противоречивая взаимосвязь. Обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок,

введения новых налогов). С другой стороны, рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к размещению новых займов. Возникает опасность становления «финансовой пирамиды», а значит, финансового краха. Наш отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО привели к дефолту и девальвации рубля в августе 1998 г.

Налоговая система как составная часть финансовой системы, принципы ее организации.

В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, существенно отличающиеся друг от друга. Тем не менее налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.

Налоговая система — совокуп­ность

1) налогов, установленных законом; 2) принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; 3) системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законода­тельства.

Главные элементы налоговой системы:

Система налогов — совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравнен­ных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной пе­риод времени.

Налоговый механизм — понятие более объемное, чем система налогов — совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы.

Наиболее важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него — механизм налогообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и дру­гие элементы, связанные с исчислением налогов).

В каждой стране разрабатывается налоговая концепция, определяющая, в каких приоритетах, целях и с кого берутся те или иные налоги.

Принципы налоговых систем:

Фундаментальные (классические) принципы построения налоговых систем (А.Смит):

1) принцип справедливости (равенства) налогообложения;

2) определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядок ис­числения должны быть точно определены и понятны налогоплательщику);

3) удобство сроков и способов уплаты;

4) экономичность (эффективность) налогов, т.е. расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.

В мировой налоговой теории имеются две точки зре­ния на справедливость налогов:

а) принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, нахо­дящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;

б) принципа горизонтальной справедливости — субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.

Специальные (частные) принципы налоговых систем:

1) ста­бильность налогового законодательства;

2) однократность взимания налогов;

3) предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности;

4) оптимальный уровень налого­вых ставок;

5) обоснованность системы налоговых льгот;

6) оптимальное сочетание налого­вых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др.

Основные принципы налогообложения в России определены в НК РФ.

1) Налоги устанавливаются законами.

2) Принцип всеобщности налогообложения.

3) Принцип равного налогообложения предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.

4) Принцип справедливости — каждый плательщик обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

5) Принцип соразмерности — налоговое бремя должно быть экономически сбалансировано с интересами плательщика и интересы государства не должны оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.

6) Равное налоговое бремя. — не допускается установление налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, этнических, конфессиональных и иных подобных различий между налогоплательщиками, от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

7) Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование.

8) Налоги и сборы не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав.

9) Налоги и сборы не должны нарушать единое экономическое пространство. — ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика.

10) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также взносы и платежи, если они не обладают признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

11) Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить.

12) Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.

13) Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 170 ;

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×