Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налоги как инструмент государственного регулирования

Налоги как инструмент государственного регулирования

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю — даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Налоги — один из основных методов, которые используются государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов общества.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — справедливо подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства. За счет налоговых сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны — по поводу формирования государственных доходов.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция является основной функцией налогов. Ее содержание: за счет взыскания (уплаты) установленных государством налогов и налоговых платежей, образуются государственные денежные фонды, которые представляют собой материальное условие существования государства и осуществления им внутренней и внешней политики.

Сущность регулирующей функции налогов заключается в том, что они влияют на разные стороны деятельности их плательщиков.

Совокупность действующих в государстве налогов и налоговых платежей представляет собой налоговую систему.

Основные принципы построения налоговой системы: формирование доходов бюджета в процессе перераспределения ВВП; определение одинаковых обязанностей и ответственности перед бюджетом для хозяйствующих субъектов всех уровней; обеспечение оптимального соотношения между величиной дохода, взымаемого с предприятий, и той части которая остается у них в распоряжении.

Принципы функционирования налоговой системы: каждый налог должен иметь целевое назначение; применение новых налогов должно происходить лишь для покрытия новых расходов государства; взыскание налогов должно происходить в удобное для плательщика время и понятным для него методом; отчетность правительства об использовании налогов.

Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ Рябова Р.И. Налоги/ Р.И. Рябова – М., 2005- 37 с. Черник Д.Г., Морозов В.П. Основы налоговой системы/ Д.Г., Черник, В.П. Морозов — М., 2004 Черник Д.Г., Воронков В.А., Глинкин А.А. и др. Налоги: учеб. пособие для вузов — М., 2005

Налоговая система как инструмент государственного регулирования

Важнейшую часть доходов государственного бюджета составляют налоги. Налоги — это обязательные платежи фи­зических и юридических лиц, взимаемые государством.

Налоги выполняют две функции 1 фискальную и экономическую. Фискальная функция налогов означает, что с их помощью образуются государственные денежные фонды, создающие условия для функцио­нирования государства. Экономическая функция налогов означает их использование для воздействия на экономику прежде всего через пере­распределение национального дохода. Обе функции выступают в един­стве, но каждая из них отражает определенную сторону налоговых от­ношений Фискальная функция показывает обязанности налогоплатель­щиков перед государством, а экономическая — обязанность государства перед налогоплательщиками.

Налоги могут быть прямыми и косвенными, государственными и местными.

Совокупность организационно-правовых норм и методов управле­ния налогообложением образует налоговый механизм. Государство при­дает налоговому механизму юридическую форму посредством суще­ствующего в каждой стране налогового законодательства.

Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления — налоговые ставки и налоговая база. На­логовая ставка — это определенная доля дохода, подлежащая перечислению в бюджет в виде налога. Налоговые ставки устанавливаются обычно в процентах к сумме дохода. Налоговые ставки определяются законом и закрепляются для каждой категории доходов на длительное время. Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правитель­ством в случае, если размеры налоговых изъятий не соответствуют це­лям и задачам экономической политики государства. Их изменение может осуществляться в сторону повышения или уменьшения. В целом госу­дарство заинтересовано в установлении таких ставок налогообложения, которые обеспечивают и развитие рыночной экономики, и максималь­ное поступление средств в бюджет.

Существуют разные методы установления налоговой ставки. Если ставка налога остается постоянной независимо от величины дохода, то это пропорциональное налогообложение. Если налоговая ставка повы­шается по мере возрастания дохода, то имеет место прогрессивное на­логообложение. Понижение налоговой ставки по мере роста дохода ха­рактерно для регрессивного налогообложения.

Другой элемент налоговой системы — налоговая база: общая сумма дохода, подлежащая налогообложению, т. е. сумма дохода, к которой применяется налоговая ставка. Величина налоговой базы может меняться в зависимости от тех вычетов, которые разрешается законодательством производить из дохода, подлежащего налогообложению (например, в соответствии с предоставляемыми льготами).

В общих чертах налоговая система в странах с развитой рыночной экономикой характеризуется: прогрессивным характером налогообло­жения (при этом каждая более высокая ставка налога применима лишь к строго определенной части налогооблагаемой суммы); частыми из­менениями ставок налогообложения в зависимости от экономической конъюнктуры в стране; наличием разнообразных налоговых льгот и скидок; определением начальных сумм, не облагаемых налогом. Это делает налоговую систему гибкой, способствует ее дифференцирован­ному использованию массового потребления, производство и реализация которых являются государственной монополией (табак, спирт, соль).

Читать еще:  Закон республики адыгея о муниципальной службе

Классические принципы построения налоговой политики сформулированы А. Смитом в его тру­де «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Они состоят в следующем.

Подданные государства должны поддерживать государство соответ­ственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защи­той государства (т. е. платить налоги).

Налог должен быть не произволен, а точно определен по сроку, сумме и способу платежа.

Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Налоговая политика строится так, что сначала определяются расхо­ды государства (бюджетные расходы), а потом уже доходы, которыми можно покрыть государственные расходы. Расходы государства должны отражать интересы общества. Это делает государство дешевым, а нало­ги — признаком не рабства, а свободы.

Важней­ший инструмент воздействия налоговой системы на экономику — на­логовые льготы..

Налоговые льготы носят обычно региональный характер (если пред­приятие функционирует в отсталом районе) или селективный (если они касаются приоритетных наукоемких или экспортных производств).

Налоговые льготы выражаются прежде всего в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий, в основном связанных с научно-техническим прогрессом.

Кроме того, они могут быть в виде налоговых кредитов — вычетов из величины начальных налогов. Например, от налогообложения осво­бождается определенная доля прироста затрат на развитие той или иной сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Наконец, налоговой льготой являются отсрочка уплаты налога и полное освобождение от него. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции ак­ционерные компании полностью освобождаются от налогов на при­быль в течение первых двух лет существования, в третий год налогом облагается 25% прибыли, а вся прибыль облагается налогом лишь с шестого года деятельности компании.

Разновидностью налоговых льгот можно считать ускоренную амор­тизацию, т. е. ускоренное возмещение затрат на основной капитал.

Манипулирование ставками налогов — обязательный элемент нало­говой политики развитых стран. Разнообразные налоговые мероприятия государства имеют противо­речивые последствия. С одной стороны, они стимулируют научно-техни­ческий прогресс, структурные сдвиги и экономический рост в развитых странах, с другой стороны, государственный бюджет недополучает ог­ромные средства. Кроме того, высокие ставки налогов и прогрессивная система налогообложения отрицательно сказываются на уровне инвестиций и сбе­режений и, следовательно, эффективности экономической системы, ибо сбережения и инвестиции — это функции прежде всего более вы­соких по доходам групп населения.

Главное требование к налоговой системе в современных условиях — ее устойчивость, нейтральность по отношению к рыночному механиз­му, обеспечение равных условий хозяйствования всем субъектам ры­ночной экономики.

Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция — основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.

В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).

В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.

Теория предложения рекомендует поддерживать режим конкуренции, облегчая налоговое бремя, вплоть до применения налоговых каникул для малого бизнеса, или для тех, кто осуществляет выпуск товаров, в наиболь-шей степени отвечающих интересам общества.

Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов

Таких принципов достаточно много:

Принцип выгоды предполагает увязку налога с используемым ресурсом. Например, тот, кто использует чистую питьевую воду в технических целях, должен платит налог за нее.

Принцип пожертвования исходит из того, что за использование благ, предоставляемых государством отдельным гражданам или предприятиям, платят все, в том числе те, кому эти блага не достаются. Таковым является налог на фонд заработной платы, отчисляемый в пенсионный фонд.

Читать еще:  Чем отличается муниципальное

Современное налогообложение доходов опирается на использование прогрессивных ставок. Ставки возрастают по мере увеличения доходов. Про-грессивное налогообложение учитывает разные возможности социальных слоев населения в финансировании государственных расходов.

Принцип равенства. Равенство налогов на доходы предприятий разной формы собственности обеспечивает равные стартовые условия для их разви-тия. В таком случае конкуренция должна реально отразить заложенные в налогах условия для эффективного хозяйствования.

В командно-админис-тративной системе, которая не учитывала законы рынка, налоговые приви-легии всегда сопровождали государственное и коллективное хозяйствование. Частное хозяйство, по существу, было «задушено» налогами.

Среди принципов налогообложения обычно называют гибкость и адаптивность его к меняющимся общественно-политическим потребностям. Однако в этой гибкости следует соблюдать меру, не подрывая устойчивость действу-ющего налогообложения. Если ставки налогов постоянно меняются, как в со-временной России, да еще и задним числом, бизнес теряет ориентиры, необ-ходимые для выработки долгосрочной стратегии. Инвестиционная деятель-ность обрастает дополнительными рисками, что укрепляет стремление биз-неса ограничиваться исключительно спекулятивными операциями.

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможнос-тей налогоплательщика, величины получаемых им доходов. Нарушение этого принципа подрывает действия рынка, уменьшает количество налогоплатель-щиков, уменьшает предложение товаров. У потребителей чрезмерная тяжесть налогообложения уменьшает спрос, что ведет к сокращению емкости рынка и тем самым угнетающе действует на стимулы производства.

Очень сложен для выполнения принцип исключения двойного и много-кратного налогообложения. Необходимость соблюдения этого принципа осознается всеми государствами, но редко кому удается полностью ему сле-довать. Например, налогообложение акционерных компаний обычно стро-ится на двойном налогообложении. Налогом облагаются нераспределенная прибыль компании и дивиденды ее членов. Такая система действует в стра-нах Бенилюкса, США, Швеции, Швейцарии, России. Решением исключения многократного налогообложения используемого сырья является введения налога на добавленную стоимость. При использовании этого налога надбавка к цене сырья, возникающая при прохождении продукта по производственной цепочке, облагается налогом всего один раз. Налогом облагаются только те результаты деятельности, которые добавляются к полученному извне полуфабрикату.

В налогообложении важно соблюсти принцип, исключающий возможность переложения налогового бремени. В странах с развитой рыночной экономи-кой налог на прибыль считается не самым лучшим налогом, так как пред-приниматель обычно пытается включить этот налог в цену в целях компен-сации удорожания издержек. В результате налоговое бремя перекладывает-ся на покупателя. Именно он оплачивает налог, а предприниматель высту-пает, по существу, собирателем этого налога.

Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, удобны-ми и понятными для всех субъектов налогообложения. В странах развитого рынка основным налогом является личный подоходный налог или налог на физических лиц.

Курсовая работа: Налоги как инструмент государственного регулирования

Тема: Налоги как инструмент государственного регулирования

Тип: Курсовая работа | Размер: 111.53K | Скачано: 46 | Добавлен 19.09.13 в 07:34 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

Вуз: Вятская государственная сельскохозяйственная академия

Год и город: Киров 2011

1. Налоговая система государства. 5

1.1. Понятие «налог», сущность налогов. 5

1.2.Элементы и структура налогов. 7

1.3. Функции налогов. 8

1.4. Принципы налогообложения. 10

2.Налоговая политика в России и её особенности. 13

2.1. Особенности формирования налоговой системы в России. 13

2.2.Структура налоговой системы РФ. 15

2.3.Общая методика исчисления налогов в РФ. 20

2.4. Основные виды налогов в РФ. 22

2.4. Реформирование налоговой системы России на современном этапе развития. 28

2.4.1. Нынешнее положение налоговой системы. 28

2.4.2. Основные направления налоговой реформы. 32

Список литературы.. 39

Одна из самых острых проблем нашей экономики — это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это – система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Тема работы является актуальной, так как в условиях рыночного хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция налогов. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия. Налоговое регулирование и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с. принятой правительством концепцией экономического развития.

Целью работы является изучение налогов как инструмента государственного регулирования экономики.

В ходе курсовой работы были поставлены задачи:

  • изучение общих принципов и элементов налоговой системы государства;
  • характеристика классификации налогов;
  • исследование основных принципов налогообложения .
  • изучение общего становления налоговой системы в России,
  • характеристика нынешнего положение налоговой системы РФ,
  • выявление возможностей и путей реформирования налоговой системы России в условиях перехода к рыночным отношениям.

1. Налоговая система РФ: состояние кризиса и пути его преодоления / Ю. Г. Швецов // Финансы, деньги, инвестиции. — 2007. — № 3. — С. 12 — 21.

2. Оптимизация НДС: налоговые схемы [Электронный ресурс] / Е. Е. Смирнова // Налоговый вестник. — 2007. — № 9. — 5 с.

3. Налоги и налогообложение : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Г. Б. Поляка, А. Е. Суглобова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 631 с.

4. О стимулирующем потенциале налоговой политики / А. Дадашева // Экономист. — 2009. — № 8. — С. 45-50.

Читать еще:  Закон о государственных и муниципальных предприятиях

5 . Новое в системе налогообложения в России / И. В. Белова // Аудитор. — 2009. — № 6. — С. 3-10.

6. Теория и история налогообложения : учеб. пособие / Н. В. Ушак. — М. : Кнорус, 2009. — 328 с.

7. Налоги и налогообложение в Российской Федерации : учебник / В. Г. Пансков. — 7-е изд.,доп. и перераб. — М. : МЦФЭР, 2006. — 592 с.

8. Общие вопросы налогообложения // Бухгалтерский учёт и налоги. — 2008. — № 1. — С. 71-75.

9. Налоги и налогообложение: Учебник / И.М.Александров – 10-е издание, дополненное и переработанное – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 228 с.

10. Финансовая политика России : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / под ред. Р. А. Набиева, Г. А. Тактарова. — М. : Финансы и статистика, 2007. — 335 с. — Прил.: с. 327-332

11. Перов А.В., Толкушкин А.В., Налоги и налогообложение: учеб пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004.- 670 с.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Налоги как инструмент государственного регулирования

Понятие налогов

Налог – это обязательный вид платежа, производимого субъектом хозяйствования в пользу государственного бюджета.

Они выплачиваются на безвозмездной основе и являются обязательными для коммерческих организаций и частных лиц. Сущность налогового платежа заключается в добровольном отчуждении права собственности на имущество в пользу управляющего органа власти. Отличительной особенностью налогов является их невозвратность, и отсутствие услуг за их уплату. Пошлины и сборы предполагают, что за выплату, человек или экономический субъект смогут получить определенную государственную услугу.

Последовательность и принципы взимания налогов устанавливаются законом страны. В нем описываются принципы, формы, методы установления размера налогов, а также фиксируются изменения, различные отмены, льготы и другие допущения. Совокупность налогово-бюджетных отношений составляет основу налоговой системы страны.

Налог помимо обязательности и безвозмездности обладает свойствами публичности и носит нецелевой характер. Уплата налога проводится сугубо в денежной форме, но платеж может быть наличным или безналичным. Налоги представляют собой базу для финансирования работы государственной власти. Государство не имеет права на ведение коммерческой деятельности, но является институтом, обеспечивающим управление, безопасность граждан и организацию доступа к качественным общественным продуктам.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, налоги являются формой платежа за функции, выполняемые государственной властью. Они способствуют перераспределению общественных доходов, выступают одним из немногих инструментов влияния государства на экономику в рамках рыночной модели.

Методы государственного регулирования экономики

Существовавшая ранее командно-административная модель хозяйствования в России предполагала, что любые решения относительно макроэкономического положения страны принимались и реализовались органами государственной власти. Товарный и денежный поток находились полностью в управлении государственной власти. Она определяла, каким образом будет распределяться доход и общественный продукт. Рыночная экономика предполагает ограниченную роль государства. То есть, регулирование спроса и предложения в ней происходит за счет механизма, стабилизирующего хозяйственную систему. У государственной власти осталось ограниченное число инструментов, позволяющих вмешиваться в экономические процессы. К ним относят:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  1. Монетарную политику, способствующую оптимизации работы кредитно-денежной системы страны.
  2. Фискальную политику, решающую вопросы в области сбора налогов и формирования бюджета.
  3. Внешнеэкономическую политику, занимающуюся регулированием объемов экспорта и импорта.
  4. Осуществление контроля над распределением доходов.

Государством могут использоваться прямые и косвенные методы регулирования. К прямым относят средства стандартизации, лицензирования, законодательного контроля над монополиями, мероприятия в области экологической безопасности и так далее. Косвенными методами являются методы, предпринимаемые в рамках финансовой системы страны. Формами государственного регулирования являются целевые программы, прогнозирование и моделирование различных экономических ситуаций. Вмешательство государства в экономику направлено в том числе на обеспечение безопасности граждан. Оно определяет нормативы, проводит сертификацию и лицензирование, аккредитацию.

Регулирование экономики со стороны государства вызвано следующими причинами:

  1. Необходимость организации равного доступа для всего населения к общественным благам.
  2. Наличие совокупности производства общественного и частного, соблюдение их интересов.
  3. Возникновение эффектов, которые не может регулировать рыночный механизм. Например, преступность, бедность, поддержание экологии.
  4. Стремление субъектов экономики к монополизации рынка.
  5. Влияние международной конкуренции на внутренний рынок.

Основная задача государственного вмешательства в рыночную экономику заключается в обеспечении интересов всех социальных групп общества.

Налоги как инструмент государственного регулирования

Основным механизмом влияния государства на экономику является фискальная политика. Она определяет действия органов власти в сфере налогообложения, а также планирования доходов и расходов бюджета. Ее основная задача – обеспечение стабильного развития национального хозяйства, снижение темпов инфляции, поддержание определенного уровня занятости населения.

Кейнсианцы считают, что налоги в мире существуют сугубо для того, чтобы регулировать экономику. Налоговая политика может быть направлена на стимулирование, дестимулирование или воспроизводство. Стимулирующая функция налоговой политики заключается в поддержке приоритетных экономических явлений. Например, со стороны государства могут предоставляться льготы по налогообложению для определенной категории граждан, предприятий отдельных отраслей народного хозяйства. Развитие малого бизнеса является одной из приоритетных задач государственной власти. Здесь предоставляются налоговые каникулы, упрощение системы выплат и иные льготные условия для частных предпринимателей.

Налоговая политика может сдерживать различные экономические процессы, охранять экономику от перегрева. С ее помощью может поддерживаться справедливое распределение доходов, конкуренция внутри страны, обеспечиваться производственная деятельность в тех отраслях экономики, которые не являются прибыльными.

Функция воспроизводства заключается в аккумуляции средств, идущих на восстановление ресурсов. Сюда относят специализированные платежи за воду, пользование природными ископаемыми и так далее.

Механизм налогов работает таким образом, что снижение их бремени приводит к формированию излишков у населения. Это провоцирует рост совокупного потребления, что в свою очередь стимулирует производственный сектор. Если государству необходимо уберечь экономику от перегрева, то используется повышение налоговых ставок, что ведет к уменьшению предложения и снижению объемов инвестиций.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector