Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мультипликатор государственных расходов и налогов

14 Мультипликаторы государственных расходов и налогов.

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению МРС.

Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода бюджета, то получается именно такой прирост дохода. Следовательно, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.

Можно отметить, что мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций. С экономических позиций такая идентичность закономерна. В самом деле, если государство создает дополнительный спрос на товары путем увеличения государственных расходов, то это вызывает первичное возрастание ВНП, равное росту расходов. Экономические субъекты, которые пользуются государственными ассигнованиями, в свою очередь, отметив повышение дохода, увеличивают свое потребление на собственной предельной склонности к потреблению, способствуя тем самым дальнейшему возрастанию общего спроса и валового национального продукта и т. д.[8]

Таким образом, изменение объема государственных расходов приводит в процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении инвестиций. Из этого следует, что доходная и расходная части бюджета могут находиться под непосредственным воздействием и регулированием ресурсов со стороны государства. К сожалению, механизм этого регулирования не достаточно отлажен, а его осуществление на практике наталкивается на многие преграды, связанные с ростом цен, изменением курса валюты, динамикой ссудного процента. И все же подобный механизм влияния государственных закупок на выпуск продукции предполагает, что во время спада государственные закупки могут быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. И наоборот, в период бума правительство может снизить уровень своих расходов, сократив тем самым объем совокупного спроса и выпуска продукции.

Налоговый мультипликатор показывает изменение объема выпуска при увеличении налоговых сборов:

За счет роста налогов потребление уменьшается на величину . За счет мультипликатора инвестиций реальный выпуск сократится на

Тогда налоговый мультипликатор равен

Знак «минус» перед формулой показывает, что за счет увеличения налогов национальный доход уменьшается. Соответственно, при уменьшении налоговых отчислений доход увеличивается.

Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов и соответственно к росту их расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.

Мультипликатор государственных расходов и налогов;

Влияние фискальной политики на совокупный спрос.

Ранее определено, что основными элементами совокупного спроса являются инвестиции предприятий и потребительские расходы населения. Теперь расширим наши представления о составляющих совокупного спроса и факторах, влияющих на него. Проанализируем, какое влияние на совокупный спрос и объемы национального производства оказывают правительственные расходы и налоги, т. е. рассмотрим воздействие фискальной политики на совокупный спрос.

Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами.

Под правительственными расходамипонимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Это могут быть самые различные виды закупок, например, строительство за счет бюджета дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки военной техники и т. д. Главным отличительным признаком всех этих закупок является то, что потребителем выступает государство. Обычно закупки государства разделяются на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Совокупные расходы государства находят отражение в расходной части государственного бюджета. Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Поэтому весьма актуальным является вопрос о повышении эффективности государственных расходов, придании им регулирующей роли в обеспечении социально-экономического развития, формировании нового качества экономического роста.

Так, в США и Великобритании государство как покупатель обеспечивает реализацию до 20% ВНП. Используется для этого и система государственного заказа, которая привлекает компании гарантированным рынком сбыта, отсутствием риска неплатежей, наличием налоговых, кредитных льгот и т. д.

Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленным на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. В связи с этим известный экономист Дж. Гэлбрейт отмечал, что налоговая система стала превращаться из инструмента повышения государственных расходов в инструмент регулирования спроса. Попытаемся графически проанализировать воздействие государственных расходов на совокупный спрос (рис. 11.5.1.). Поскольку в данном случае рассматриваем лишь одну составляющую фискальной политики государственные расходы, то, следовательно, будем исходить из того, что налоги равны нулю.

Рис. 11.5.1. Влияние государственных расходов на объём валового национального продукта

На оси абсцисс отложим величину ВНП, а на оси ординат совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение материальных благ и услуг, т. е. сумму потребления и государственных расходов. Состояние, при котором вся величина ВНП будет потреблена населением, предприятиями и государством, т.е. будет равна их расходам, можно графически изобразить в виде прямой линии, идущей к оси абсцисс под углом 45°. В любой точке прямой, лежащей под углом 45°, совокупные расходы равны величине ВНП в этой точке.

Читать еще:  Общие принципы оплаты труда муниципального служащего

В данную систему введем график потребления: прямая С. Точка Апоказывает нам состояние, когда расходы равны потреблению. В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций: прямая C+I.Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям предприятий. В точке Вдостигается такое состояние, когда на весь произведенный ВНП в объеме ОВ1будет предъявлен спрос населения и предприятий.

Данную систему дополним государственными расходами, которые оказывают воздействие, подобное потребительским расходам и инвестициям. В результате наблюдаем перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45°. Государственные расходы увеличивают размеры совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а следовательно, стимулируют производство ВНП. В результате государственных закупок спрос увеличится на величину государственных расходов под эти закупки. Теперь совокупные расходы будут равны потреблению населения, инвестициям предприятий и государственным расходам и будут представлены графически в виде прямой C+I+G.Расстояние между прямыми C+I+Gи C+I показывает величину государственных расходов на товары и услуги.

Таким образом, государственные расходы оказывают точно такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции. Прямая C+I+Gпоказывает величину совокупных расходов, соответствующих тому или иному уровню ВНП. Точка Епоказывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства ВНП.

Теперь выясним, к чему приведет сокращение государственных расходов. Такое уменьшение приведет к тому, что точка макроэкономического равновесия будет сдвинута вниз по прямой 45°. Это будет означать сокращение совокупных расходов и равновесного уровня ВНП.

Итак, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они обладают мультипликационным эффектом, порождая цепочку вторичных, третичных и т. п. потребительских расходов, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

(11.5.1)

где KG– мультипликатор государственных расходов; ∆ВНП – приращение валового национального продукта; ∆G приращение государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению – МРС. В итоге мультипликатор государственных расходов будет равен:

(11.5.2)

(11.5.3)

Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов, не увеличивая при этом статей дохода, то получается данный прирост дохода. Следовательно, изменение величины государственных расходов вызывает изменение дохода, пропорциональное изменению величины расходов.

Можно отметить, что мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций. С экономической точки зрения такая идентичность не удивляет. Действительно, если государство создает дополнительный спрос на товары путем увеличения государственных расходов, это вызывает «первичное» возрастание валового национального продукта, равное росту расходов. Экономические субъекты, которые пользуются государственными ассигнованиями, в свою очередь, отметив повышение дохода, увеличивают свое потребление на основе собственной предельной склонности к потреблению, способствуя тем самым дальнейшему возрастанию общего спроса и валового национального продукта и т. д. Таким образом, изменение объема государственных расходов приводит в движение процесс мультипликации национального дохода, идентичный тому, который осуществляется при изменении частных инвестиций.

Подобно инвестициям и государственным расходам, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.Но, в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное давление на совокупные расходы, налоги оказывают гораздо меньшее воздействие. Это вытекает уже из того, что государственные расходы – одна из составляющих совокупных расходов, в то время как налоги – это фактор, влияющий на одну из переменных, а именно потребление.

Возникает следующее положение – компенсационный эффект роста государственных расходов требует большего увеличения налогов, чем рост государственных расходов. Это вытекает из того, что влияние налогов и государственных расходов оказывает разное влияние на совокупные расходы, т. е. налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению МРC.

(11.5.4)

где К мультипликатор налогов; KG мультипликатор государственных расходов.

Возникает вопрос: почему мультипликатор налогов меньше на величину МРC? Потому, что каждая денежная единица, потраченная государством на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на ВНП. Когда государство сокращает налоги, то только часть их уходит на потребление, другая часть уходит на сбережение. Это и объясняет, почему мультипликатор налогов меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению.

Мультипликатор государственных расходов. Налоговый мультипликатор. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Государственные расходы ‒ это расходы государства на выполнение им своих функций, а также на приобретение товаров и услуг для собственного потребления или регулирования спроса на рынках благ.

Государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость наряду с потребительскими расходами домохозяйств и инвестициями фирм.

Государственные расходы обладают мультиплицирующим эффектом[10], который определяется через показатель я мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов ‒ это отношение приращения валового внутреннего (или национального) продукта за счет приращения государственных расходов:

где mg ‒ мультипликатор государственных расходов;

ΔY ‒ абсолютный прирост валового национального продукта;

ΔG ‒ абсолютный прирост государственных расходов;

MPC ‒ предельная склонность к потреблению.

Читать еще:  Муниципальные казенные учреждения и предприятия фз

Действие мультипликатора государственных расходов отображается на графике кейнсианского креста (рис. 15.3). Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, точка равновесия перемещается из положения А в положение В, а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ΔY.

Рис. 15.3. Влияние государственных расходов на национальный доход

Если государство увеличивает свои расходы и при этом не изменяет величину налоговых поступлений, то возникает прирост ВВП (ВНВ) в несколько раз, так как государственные расходы порождают новые витки потребительских расходов, которые в свою очередь приведут к множительному росту инвестиций.

Также данный мультипликатор определяется как обратная величина предельной склонности к сбережению, а именно вследствие возросшего потребления со стороны домохозяйств.

Доходы и расходы государства имеют постоянную тенденцию к изменениям и корректировкам, и, следовательно, находятся под непосредственным регулированием и контролем со стороны государства. Первостепенные факторы влияния на данный процесс ‒ это рост цен, изменение курса валюты и ссудного процента.

При этом механизм государственного влияния на циклические колебания экономики позволяет: в период спада ‒ увеличивать государственные расходы и тем самым увеличивать выпуск продукции, а в период бума ‒ сокращать расходы, защищая экономику от «перегрева».

Фискальная политика государства отражает не только влияние на национальную экономику (национальное производство) изменения величины государственных расходов, но также и эффективность системы формирования доходной части бюджета в первую очередь через механизм налогообложения.

Рост ВВП в закрытой экономике зависит не только от потребительских и государственных расходов, инвестиций, а также и от налоговых поступлений в государственный бюджет.

Увеличение налоговых поступлений в рыночной экономике приводит к увеличению национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный рост налогов. Данное явление характеризуется действием налогового мультипликатора:

где mT ‒ налоговый мультипликатор; ΔТ ‒ изменение налоговых поступлений.

Действие налогового мультипликатора отражено на рис. 15.4.

Рис. 15.4. Влияние снижения налогов на национальный доход

Влияние государства на циклические колебания национальной экономики также проявляются в увеличении или уменьшении налоговой нагрузки на домохозяйства и бизнес. Снижение налогов для физических лиц ведет к росту личного располагаемого дохода и, следовательно, к увеличении потребления, что в свою очередь увеличит совокупный спрос и соответственно предложение. Снижение налогов для предприятий также является стимулирующей мерой, так как большая часть прибыли остается в распоряжении компаний, и возможность увеличивать инвестиции растет (растет спрос на инвестиционные товары).

Анализируя формулы мультипликатора государственных расходов и налогового мультипликатора можно сделать вывод, что первый всегда будет больше второго на единицу. Следовательно и мультипликационный эффект от увеличения государственных расходов будет всегда больше, чем от снижения налогов. Это действие необходимо учитывать при выборе инструментов фискальной политики.

Если государственные расходы и налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ΔT = ΔG.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте функции бюджетной системы общества.

2. Назовите основные группы и подгруппы доходов бюджетов РФ.

3. Назовите разделы и подразделы классификации расходов бюджетов в России.

4. Поясните структуру доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 и 2011 годах.

5. Что такое налог, и какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к федеральным налогам?

6. Какие виды налогов по действующему законодательству РФ относятся к региональным и местным налогам?

7. Какую зависимость отражается на кривой Лаффера?

8. Проведите межстрановое сравнение налоговых ставок.

9. Что такое бюджетный дефицит? Назовите его основные виды.

10. Охарактеризуйте механизм финансирования бюджетного дефицита. Назовите внутренние и внешние источники его финансирования.

11. Назовите и поясните проблемы, встающие перед государством, связанные с денежным и долговым финансированием бюджетного дефицита.

12. Дайте определение фискальной (бюджетно-налоговой) политики. Назовите ее основные виды.

13. Что является основными целями и задачами фискальной политики?

14. Поясните влияние государственных расходов на национальный доход.

15. Поясните механизм действия налогового мультипликатора.

16. Что показывает мультипликатор сбалансированного бюджета?

Мультипликатор государственных расходов, формула

Мультипликатор – это коэффициент, демонстрирующий зависимость изменения внутреннего валового продукта от изменения объема инвестиций.

Понятие макроэкономики

Макроэкономика – это направление экономической науки, изучающее крупные хозяйственные системы уровня отдельных стран, их региональных объединений и мира.

Являясь частью экономической теории, макроэкономика исследует закономерности развития экономических систем. Ее отличительной особенностью можно назвать использование агрегированных показателей. То есть, в макроэкономике под покупателем понимается вся совокупность домашних хозяйств и субъектов хозяйствования, создающих спрос на блага. Совокупный производитель – это все участники экономических отношений, задействованные в создании, распределении и сбыте благ. Государство так же является активным участником макроэкономических отношений. Оно не только выступает в качестве звена, воздействующего на экономические процессы. Государство в зависимости от потребностей может выступать в роли продавца или покупателя.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Необходимость макроэкономического направления науки заключается в теоретическом обосновании шагов, предпринимаемых в рамках экономической политики государства. Кроме того, макроэкономика позволяет создавать условия для роста показателей результатов хозяйственной деятельности, и повышать общий уровень жизни населения страны.

Читать еще:  Государственные и муниципальные закупки учебник

Понятие мультипликатора

Мультипликатор позволяет количественно выразить влияние объема инвестиций на совокупный выпуск производственного сектора, государственные расходы, экспорт и импорт. Считается, что вливание капитала в экономику ведет к росту доходов. Параллельно возникают вторичные эффекты. Например, инвестирование в новое предприятие приведет к росту занятости, повышению уровня жизни и доходов его сотрудников. Макроэкономические связи показывают, что результативная дельта валового продукта будет в разы превышать изначальный импульс, повлиявший на изменение его значения.

Таким образом, мультипликатор показывает количественное изменение валового продукта под воздействием единицы некого фактора в один период времени. Количество мультипликаторов совпадает с количеством факторов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Мультипликатор государственных расходов, формула

Мультипликатор государственных расходов показывает изменение внутреннего национального продукта в зависимости от изменения объема государственных расходов. Внутренний национальный продукт охватывает весь объем готовых благ, выпущенных национальным хозяйством, вне зависимости от национальной принадлежности производственных факторов. То есть, он учитывает выпуск резидентов внутри страны и за ее пределами.

Мультипликатор государственных расходов ($mG$) вычисляется по следующей формуле:

где $MPC$ — склонность к предельному потреблению

Под предельной склонностью к потреблению понимается та часть суммы доходов, которая расходуется на потребление.

В случае увеличения государственных расходов при сохранении того же объема налоговых поступлений, размер внутреннего национального продукта увеличивается в несколько раз. Увеличение государственных расходов даст вторичный эффект, повлияв на расходы домашних хозяйств, что в свою очередь скажется на росте объема инвестиций.

Этот мультипликатор является обратным по отношению к показателю предельного сбережения. Величина государственных расходов постоянно изменяется, что отслеживается и регулируется аппаратом управления. Больше всего на этот процесс влияют:

  • рост цен;
  • колебание валютного курса;
  • изменение ссудного процента.

Мультипликатор государственных расходов помогает принимать эффективные решения в условиях смены фаз экономического цикла.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Мультипликатор государственных расходов, формула

Мультипликатор – это коэффициент, демонстрирующий зависимость изменения внутреннего валового продукта от изменения объема инвестиций.

Понятие макроэкономики

Макроэкономика – это направление экономической науки, изучающее крупные хозяйственные системы уровня отдельных стран, их региональных объединений и мира.

Являясь частью экономической теории, макроэкономика исследует закономерности развития экономических систем. Ее отличительной особенностью можно назвать использование агрегированных показателей. То есть, в макроэкономике под покупателем понимается вся совокупность домашних хозяйств и субъектов хозяйствования, создающих спрос на блага. Совокупный производитель – это все участники экономических отношений, задействованные в создании, распределении и сбыте благ. Государство так же является активным участником макроэкономических отношений. Оно не только выступает в качестве звена, воздействующего на экономические процессы. Государство в зависимости от потребностей может выступать в роли продавца или покупателя.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Необходимость макроэкономического направления науки заключается в теоретическом обосновании шагов, предпринимаемых в рамках экономической политики государства. Кроме того, макроэкономика позволяет создавать условия для роста показателей результатов хозяйственной деятельности, и повышать общий уровень жизни населения страны.

Понятие мультипликатора

Мультипликатор позволяет количественно выразить влияние объема инвестиций на совокупный выпуск производственного сектора, государственные расходы, экспорт и импорт. Считается, что вливание капитала в экономику ведет к росту доходов. Параллельно возникают вторичные эффекты. Например, инвестирование в новое предприятие приведет к росту занятости, повышению уровня жизни и доходов его сотрудников. Макроэкономические связи показывают, что результативная дельта валового продукта будет в разы превышать изначальный импульс, повлиявший на изменение его значения.

Таким образом, мультипликатор показывает количественное изменение валового продукта под воздействием единицы некого фактора в один период времени. Количество мультипликаторов совпадает с количеством факторов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Мультипликатор государственных расходов, формула

Мультипликатор государственных расходов показывает изменение внутреннего национального продукта в зависимости от изменения объема государственных расходов. Внутренний национальный продукт охватывает весь объем готовых благ, выпущенных национальным хозяйством, вне зависимости от национальной принадлежности производственных факторов. То есть, он учитывает выпуск резидентов внутри страны и за ее пределами.

Мультипликатор государственных расходов ($mG$) вычисляется по следующей формуле:

где $MPC$ — склонность к предельному потреблению

Под предельной склонностью к потреблению понимается та часть суммы доходов, которая расходуется на потребление.

В случае увеличения государственных расходов при сохранении того же объема налоговых поступлений, размер внутреннего национального продукта увеличивается в несколько раз. Увеличение государственных расходов даст вторичный эффект, повлияв на расходы домашних хозяйств, что в свою очередь скажется на росте объема инвестиций.

Этот мультипликатор является обратным по отношению к показателю предельного сбережения. Величина государственных расходов постоянно изменяется, что отслеживается и регулируется аппаратом управления. Больше всего на этот процесс влияют:

  • рост цен;
  • колебание валютного курса;
  • изменение ссудного процента.

Мультипликатор государственных расходов помогает принимать эффективные решения в условиях смены фаз экономического цикла.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×