Инвентаризация муниципального имущества муниципального образования
Новости
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 1 марта 2017 г. N 02-07-10/11405
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по отдельным вопросам проведения инвентаризации имущества казны и сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ) активы и обязательства подлежат инвентаризации.
Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона N 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н, перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом.
В соответствии с пунктом 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), субъект учета, исходя из особенностей его деятельности и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий, вправе порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств установить в рамках своей учетной политики.
Таким образом, особенности порядка проведения инвентаризации устанавливаются с учетом действующего законодательства.
Проведение инвентаризации в учреждении осуществляется инвентаризационной комиссией учреждения.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. При этом лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (пункт 3 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ).
Требования к оформлению первичных учетных документов (регистров), составляемых при инвентаризациях, проводимых учреждениями (органами государственного сектора), установлены Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н (далее — Методические указания N 52н).
Сведения о фактическом наличии инвентаризируемых объектов учета (в рассматриваемом случае — реестровых записей об объектах имущества муниципальной казны в Реестре муниципального имущества) записываются комиссией учреждения в Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по соответствующим объектам учета (например, в Инвентаризационную опись (сличительную ведомость) по объектам муниципальной казны), подписываемые председателем комиссии и членами комиссии.
В форме Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), утвержденной Методическими указаниями N 52н, предусмотрена графа 15 «Примечание», в которой указываются причины выявленных расхождений (недостачи, излишков) и (или) предложения по их устранению.
Согласно Методическим указаниям N 52н указанная Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) является основанием для составления и подписания инвентаризационной комиссией Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) (далее — Акт (ф. 0504835)). При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к Акту (ф. 0504835) прилагается Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
С учетом изложенного инвентаризационная комиссия при выявлении расхождений данных бухгалтерского учета об объектах, составляющих имущество казны, с данными реестра муниципальной собственности (далее — расхождения) устанавливает причины указанных расхождений по каждому отдельному случаю, которые отражаются в примечаниях при заполнении Инвентаризационной описи (сличительной ведомости), и формирует предложения по их устранению.
Предложения об урегулировании (устранении) выявленных при инвентаризации расхождений данных реестра муниципального имущества и данных бухгалтерского (бюджетного) учета представляются на рассмотрение руководителю субъекта учета, принимающему окончательное решение по выявленным фактам расхождений (об уточняющих записях в реестре муниципальной собственности, об уточняющих записях в бухгалтерском (бюджетном) учете, об иных решениях) (пункт 5.4 Методических указаний N 49).
Следует обратить внимание, что инвентаризация будет являться завершенной при соответствующем оформлении Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) и оформленных результатов инвентаризации Актом (ф. 0504835).
Согласно пункту 20 Инструкции N 157н результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была завершена инвентаризация (по завершении процедуры инвентаризации).
Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (пункт 20 Инструкции N 157н).
Основанием для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете корректировочных записей по результатам инвентаризации являются Инвентаризационные описи (сличительные ведомости), Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), Акт (ф. 0504835) и иные документы, обосновывающие соответствующие корректировочные записи.
Об утверждении Положения о порядке проведения технической инвентариза- ции муниципального имущества
Главная > Документ
Администрация Куйбышевского сельсовета
Бейского района Республики Хакасия
От 23 сентября 2013 г. с. Куйбышево № 81
Об утверждении Положения о порядке
проведения технической инвентариза-
ции муниципального имущества
Руководствуясь статьями 296, 298, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом муниципального образования Куйбышевский сельсовет, в целях повышения эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом,
1. Утвердить Положение о порядке проведения технической инвентаризации муниципального имущества (далее — Положение).
2. Настоящее Постановление вступает в законную силу со дня его подписания.
3. Разместить настоящее постановление на официальном сайте администрации Куйбышевского сельсовета Бейского района.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава администрации А.И.Арчимаев
к постановлению администрации
от «23» сентября 2013 г. № 81
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности Куйбышевского сельсовета.
1.2. Инвентаризация муниципального имущества проводится в соответствии с федеральными законами от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49, Уставом Куйбышевского сельсовета, иными муниципальными правовыми актами, а также настоящим Положением.
1.3. Инвентаризации подлежит имущество, учитываемое в Реестре муниципальной собственности Куйбышевского сельсовета, в том числе имущество, закрепленное на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, и имущество, переданное юридическим и физическим лицам на праве аренды или ином праве пользования.
1.4. Инвентаризация проводится по месту нахождения объектов инвентаризации.
1.5. Для целей настоящего Положения определяются следующие виды инвентаризации:
— инвентаризация муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, проводимая на основании распоряжения Главы Куйбышевского сельсовета
— внутренняя инвентаризация — инвентаризация имущества и обязательств, проводимая муниципальными предприятиями и учреждениями Куйбышевского сельсовета. Периодичность – ежегодно;
— инициативная инвентаризация — инвентаризация муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями. Периодичность — не реже 1 раза в 3 года;
— обязательная инвентаризация — инвентаризация, проводимая при передаче муниципального имущества в аренду и безвозмездное пользование, при закреплении в оперативное управление и в хозяйственное ведение, а также при расторжении договоров аренды и безвозмездного пользования и при возврате имущества в казну.
2. Цели и задачи проведения инвентаризации имущества
2.1. Основными целями инвентаризации муниципального имущества являются:
— выявление фактического наличия муниципального имущества;
— сопоставление фактического наличия имущества с данными бюджетного учета, проверка полноты отражения сведений в учете;
— анализ и повышение эффективности использования муниципального имущества;
— определение технического состояния объектов инвентаризации и возможности дальнейшей их эксплуатации;
— повышение качества содержания и эксплуатации имущества;
— постановка на учет выявленного неучтенного имущества;
— уточнение реестра муниципального имущества района.
2.2. Основными задачами инвентаризации муниципального имущества являются:
— выявление несоответствия между указанным в документах состоянием объектов муниципального имущества и их фактическим состоянием;
— выявление объектов недвижимого имущества, право собственности поселения, на которые, не зарегистрировано в установленном порядке;
— выявление объектов движимого имущества, принадлежащих на праве собственности, не учтенных в установленном порядке;
— выявление неиспользуемого или используемого не по назначению муниципального имущества;
— выявление бесхозяйного имущества;
— формирование перечня муниципального имущества, подлежащего приватизации, для включения его в прогнозный план приватизации муниципального имущества и не подлежащего приватизации;
— формирование перечня муниципального имущества, подлежащего перепрофилированию.
3. Порядок проведения инвентаризации
3.1. Инвентаризация осуществляется инвентаризационной группой, состав которой утверждается администрацией Куйбышевского сельсовета.
В состав инвентаризационной группы включаются специалисты Администрации Куйбышевского сельсовета, по согласованию может быть включен представитель Совета депутатов Куйбышевского сельсовета.
Инвентаризационная группа обеспечивает и несет ответственность за полноту и точность внесения в описи фактических данных об имуществе, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
3.2. При проведении инвентаризации инвентаризационной группой в соответствии с поставленными перед ней задачами выполняются следующие
3.2.1. До начала инвентаризации необходимо проверить:
— наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
— наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
— наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду.
Фактическое наличие недвижимого имущества, его состав и основные параметры при инвентаризации определяют путем обязательной сверки всей необходимой правовой и технической документации, а при необходимости и путем обмера. Акты обмеров, технические расчеты прилагают к описи.
3.2.2. При проведении инвентаризации инвентаризационная группа осуществляет:
— осмотр объектов инвентаризации, составление описи, включающей в себя полное их наименование, назначение, основные технико-экономические и эксплуатационные показатели, сведения о владельцах и пользователях, а также осуществляет иные действия, необходимые для проведения инвентаризации;
— заполнение инвентаризационных описей. На арендованное имущество составляются отдельные описи;
— проверку наличия документов, подтверждающих права владельцев и пользователей объектов инвентаризации.
При выявлении фактов отсутствия учетных документов или несоответствия учетных данных фактическим, инвентаризационная группа должна включить в опись фактические показатели и отразить факты несоответствия в описи.
3.3. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с учетом действующих рыночных цен, а их износ определяется в соответствии с действительным техническим состоянием объектов, что оформляется соответствующими актами.
3.4. В случае выявления объектов, не подлежащих дальнейшей эксплуатации и восстановление которых не представляется возможным, инвентаризационная группа на основании отдельного заключения вносит такие объекты в отдельную опись с указанием даты ввода объектов в эксплуатацию и причин, приведших к их непригодности, и предложений по дальнейшему использованию.
Инвентаризация имущества организации
Образец заполнения акта инвентаризации имущества
Обязательная инвентаризация имущества организации должна проводиться минимум раз в год. Это требование следует из нормативных актов по инвентаризации, которыми установлены случаи, когда инвентаризация проводится в обязательном порядке (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при хищениях, пожаре и т.д.). Кроме обязательных, могут проводиться и инвентаризации по инициативе самой компании.
Правила проведения инвентаризации имущества
Для того, чтобы инвентаризация прошла успешно, а ее результаты были признаны, нужно соблюсти порядок проведения инвентаризации имущества, о котором мы сейчас расскажем.
Приказ об инвентаризации
Инвентаризация проводится на основании поручения руководителя, которое может быть издано в форме приказа, распоряжения, постановления или иного распорядительного акта. В этом поручении указываются сроки и причины инвентаризации, состав комиссии по инвентаризации, имущество, которое подлежит проверке. Такое поручение можно издать по унифицированной форме, утвержденной Госкомстатом ( ИНВ-22 ).
Комиссия по инвентаризации
Инвентаризационная комиссия утверждается руководителем компании до начала проведения инвентаризации. Есть специальные требования к ее составу, которые необходимо учитывать. В такие комиссии включают работников администрации, бухгалтерии и иных структурных подразделений (юристов, экономистов, технологов и т.д.). Нельзя включать в состав комиссии работников компании, несущих материальную ответственность за сохранность проверяемых ценностей.
Подготовка к инвентаризации
До того, как инвентаризация имущества начнется, в комиссию должны быть представлены все приходные, расходные документы, отчеты о движении ТМЦ и денежных средств. С лиц, материально ответственных за сохранность проверяемого имущества, берутся расписки о том, что все расходные, приходные документы представлены комиссии или в бухгалтерию; а имущество, за которое они отвечают, оприходовано или списано в расход. Эти действия позволяют установить фактическое состояние имущества для сверки с данными учета.
Проведение инвентаризации имущества
Проверка должна проводиться в присутствии всех членов комиссии и обязательно материально ответственного лица (лиц). Нарушение этого правила приведет к недостоверности результатов инвентаризации. Если проверить нужно большое количество имущества и за один день это сделать невозможно, то помещения, в которых проводится проверка, при уходе комиссии должны опечатываться. Для фиксации промежуточных результатов проверки используются инвентаризационные ярлыки ( ИНВ-2 ).
Оформление результатов инвентаризации
Для фиксации итогов проверки предусмотрены различные формы описей и актов инвентаризации. При этом установлены требования к их содержанию, порядку оформления, количеству экземпляров, внесению исправлений и т.д. Как правило, организации используют унифицированные формы описей и актов, утвержденные Госкомстатом. Например:
- ИНВ-1 (опись ОС);
- ИНВ-3 (опись ТМЦ);
- ИНВ-5 (опись ТМЦ, принятых на ответственное хранение);
- ИНВ-6 (акт для расчетов за ТМЦ, находящиеся в пути);
- ИНВ-11 (акт для расходов будущих периодов);
- ИНВ-15 (акт для наличных денежных средств).
Их использование не является обязательным, и компания может разработать свои формы. Однако на практике их часто применяют, так как они содержат все нужные реквизиты и сведения.
Скачать образец заполнения формы акта инвентаризации имущества для ТМЦ отгруженных (ИНВ-4)
Сличительные и итоговые ведомости
Сличительные ведомости составляются при выявлении расхождений (излишки, недостача, порча имущества) с данными учета. Здесь также могут использоваться формы Госкомстата ( ИНВ-18 и ИНВ-19 ). В конце результаты всех инвентаризаций, проведенных в отчетном периоде, попадают в итоговую ведомость (форма ИНВ-26 ).
Если проведенные инвентаризации показывают какие-то расхождения между фактическим состоянием имущества и обязательств компании с данными учета в бухгалтерии, то делают проводки, направленные на приведение их в соответствие. Также принимаются решения в отношении ответственных лиц при установлении их вины в утрате или порче имущества сверх нормы.