Имущество муниципальной казны
Глава 3. Муниципальная казна
Глава 3. Муниципальная казна
Статья 10. Имущество, составляющее муниципальную казну
Средства бюджета муниципального образования и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, составляют муниципальную казну.
В казну могут включаться:
— муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
— объекты недвижимости, включая: нежилые здания, помещения, сооружения, не завершенные строительством объекты, муниципальный жилищный фонд;
— ценные бумаги, доли (пан) в уставном капитале юридических лиц;
— имущественные комплексы ликвидированных муниципальных предприятий и учреждений;
— иное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Объекты муниципальной казны могут находиться как на территории муниципального образования, так и за ее пределами. Настоящее Положение не регулирует порядок формирования, учета и распоряжения средствами бюджета муниципального образования, входящими в состав имущества казны.
Статья 11. Формирование и учет казны муниципального образования
1. Включение имущества в состав казны осуществляется на основании постановления Администрации.
2. Основанием отнесения объектов муниципального имущества к казне являются:
— отсутствие закрепления муниципального имущества за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
— принятие в муниципальную собственность имущества субъекта Российской Федерации, федерального имущества, приобретение, прием безвозмездно в муниципальную собственность имущества юридических или физических лиц;
— отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право муниципальной собственности;
— изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за муниципальным предприятием или учреждением на праве оперативного управления;
— отказ муниципального предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления на муниципальное имущество;
— имущество, оставшееся после ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;
— создание имущества за счет средств бюджета муниципального образования;
— иные основания, предусмотренные действующим законодательством.
3. Имущество, состоящее в муниципальной казне, может быть предметом залога и иных обременении, может отчуждаться в собственность юридических и физических лиц, в государственную собственность и собственность иных муниципальных образований, а также передаваться во владение, пользование и распоряжение без изменения формы собственности на основании договоров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
4. Распоряжение объектами муниципальной казны осуществляется следующими способами:
— предоставление в аренду, субаренду;
— передача в безвозмездное пользование;
— передача в доверительное управление;
— иными способами распоряжения объектами казны в соответствии с действующим законодательством.
5. Оценка стоимости объектов муниципальной казны осуществляется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности за счет средств бюджета муниципального образования либо за счет иных источников, не противоречащих действующему законодательству.
Независимая оценка стоимости объектов муниципальной казны является обязательной:
— при приватизации муниципального имущества;
— при предоставлении в аренду;
— при передаче в доверительное управление;
— при использовании имущества в качестве предмета залога;
— при передаче имущества в качестве вклада в уставный фонд муниципальному предприятию;
— при использовании имущества в качестве предмета залога;
— при передаче имущества в качестве вклада в уставный фонд муниципальному предприятию;
— в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Оценка производится оценщиком, являющимся членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, застраховавшим свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и ставшим победителем в проведении запроса котировок, аукциона или конкурса на оказание услуг для муниципальных нужд, проводимых отделом размещения муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.
6. Имущество казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Алексинский район.
Права на недвижимое имущество, составляющее муниципальную казну, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
7. Технический учет объектов муниципальной казны, за исключением земельных участков и средств бюджета муниципального образования, ведет Комитет путем занесения сведений в реестр муниципальной казны и передает в отдел по бухучету и отчетности.
Статья 12. Прием имущества в муниципальную собственность
1. Прием имущества из собственности Российской Федерации осуществляется на основании решения Собрания представителей об утверждении перечня имущества, принимаемого в муниципальную собственность, распоряжения федерального агентства по управлению государственным имуществом, постановления Администрации и акта приема-передачи.
2. Прием имущества из собственности субъекта Российской Федерации осуществляется на основании решения Собрания представителей об утверждении перечня имущества, принимаемого в муниципальную собственность, решения департамента субъекта РФ, постановления Администрации и акта приема-передачи.
3. Прием имущества из собственности физических и юридических лиц осуществляется на основании постановления Администрации и договора о безвозмездной передаче.
4. Решение о приобретении имущества на возмездной основе принимается Собранием представителей МО Алексинский район.
Статья 13. Исключение имущества из казны
Исключение имущества из казны муниципального образования осуществляется в следующих случаях:
— при закреплении этого имущества за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
— при списании этого имущества;
— при приватизации имущества, которая осуществляется в соответствии с настоящим положением и действующим законодательством;
— при передаче имущества в федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность иных муниципальных образований на основании решения Собрания представителей МО Алексинский район в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.
Что такое имущество казны?
Имущество казны и регулирование вопросов его отражения в БУ на законодательном уровне
Имущество казны (ИК) – это имущество бюджета (государственного или муниципального) или прочее имущество, которое закреплено за государственными или муниципальными учреждениями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.
Имущество казны в общем случае принадлежит федеральным субъектам РФ или государству. В отношении имущества казны может быть реализованы три режима:
- Хозяйственного ведения. В рамках реализации данного режима государственные и муниципальные образования имеют права использования, распоряжения и владения;
- Оперативного управления. В рамках реализации данного режима государственные и муниципальные образования имеют права использования, владения и могут распоряжаться данным имуществом строго с согласия собственника ИК;
- Режим казны. В рамках реализации данного режима имущество, которое ни каким образом не закреплено за хозяйствующими единицами составляет, как и средства бюджета, казну субъекта РФ или государства в целом.
Готовые работы на аналогичную тему
К ИК может быть отнесено как движимое, так и недвижимое имущество (например, участок земли, строения и сооружения, транспортные средства, объекты культурного наследия и т.д.)
Специалисты выделяют три вида ИК:
- Федеральное;
- Казна федеральных субъектов (областей, городов федерального назначения и т.д.);
- Муниципальное.
Стоит отметить, что ИК относится к нефинансовой части государственной (муниципальной) казны.
Вопросы отражения и учета имущества казны регламентируются в соответствии Гражданским Кодексом РФ, письмом Минфин «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
Цели формирования имущества казны
ИК формируется для достижения таких целей, как:
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
- Увеличение величины доходов соответствующего бюджета посредством эффективного управления и владения имуществом;
- Эффективная оптимизация нефинансовой казны соответствующего бюджета;
- Вовлечение в оборот соответствующего бюджета большего количества бюджетных средств;
- Обеспечения устойчивого функционирования муниципальных и государственных бюджетных учреждений.
Источники формирования имущества казны
В качестве источников формирования ИК могут выступать:
- Имущество, которое было сформировано или приобретено на средства соответствующего бюджета;
- Имущество, переданное в ИК на безвозмездной основе;
- Имущество, переданное в ИК на основании договора купли-продажи;
- Имущество, переданное в ИК на прочих основаниях, регламентируемых законодательными и правовыми актами РФ и ее субъектов.
Стоит отметить, что имущество включается в состав ИК с момента появления прав собственности на тот или иной объект.
Как учитывается имущество казны?
ИК отражается согласно соответствующего письма Минфина на счете 0 10800 000 «Нефинансовые активы имущества казны» в разрезе регламентированных субсчетов данного счета бухгалтерского учета бюджетных организаций. По таким субсчетам отражаются операции по начислению амортизации на объекты ИК, их поступлению (оприходованию) и выбытию. Отражение перечисленных операций также сопровождается отражением в таком первичном документе, как журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Стоит отметить, что данный документ отражается на ежемесячной основе.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Муниципальная казна муниципального образования. Учет имущества казны муниципального образования
Понятие «казна» не нуждается в представлении. Но что же такое муниципальная казна муниципального образования? Чем этот термин отличается от общего понятия? Что конкретно входит в такую казну? Каким образом она формируется? Какие правовые акты регулируют этот процесс? На все эти и другие важные вопросы мы ответим далее в статье.
Главное определение
Разберемся с базовым понятием. Казной называются бюджетные средства или государственная собственность, еще не распределенная между государственными учреждениями и предприятиями, а принадлежащая самому государству по праву собственности.
Типы казны в РФ
В Российской Федерации на сегодня действуют три вида казны:
- Федеральная (собственно, казна РФ).
- Казна каждого из субъектов.
- Муниципальная казна муниципальных образований.
Понятие муницапального образования
Что же относится к последней категории? Бюджетные средства или государственная собственность муниципальных образований государства. Что это такое, подробно рассказывает ФЗ № 131 (2003). Закон разъясняет, какие муниципальные образования есть на территории России:
- Сельское поселение. Так может называться как один, так и несколько населенных пунктов, которые объединены общей территорией. Ими могут быть села, деревни, хутора, поселки, кишлаки, аулы, станицы, кишлаки и проч. Здесь МСУ (расшифровка: местное самоуправление) осуществляется жителями самостоятельно либо через выборные (или иные) средства управления. Такие органы власти полностью соответствуют по своим функциям сельсоветам советского периода и земствам императорской России.
- Городское поселение. Под названием скрывается или небольшой город, или крупный поселок (городского типа). Местное самоуправление население осуществляет непосредственно или через избираемые органы власти.
- Муниципальный район. Название нескольких поселений (как городских, так и сельских), межселенных наделов, объединенных общей землей. В его границах местное самоуправление воплощается для решения местных вопросов межпоселенческого типа. Население дает ответ самостоятельно или через выборные органы МСУ. Последние могут осуществлять определенные государственные полномочия, которые передаются им согласно федеральным актам и законам субъектов федерации.
- Городской округ. Это отдельное городское поселение, которое не будет входить в состав муниципального района. Структура местного самоуправления здесь осуществляет полномочия по решению вопросов локального значения, установленных федеральным законодательством.
- Внутригородская территория федерального значения города. Это часть территории, относящейся к мегаполису федерального значения, в границах которой МСУ будет осуществляться населением самостоятельно либо через выборные органы.
Значение термина
Имущество казны муниципального образования — это главная составляющая собственности муниципалитета. Соответственно, она включает в себя денежные накопления бюджета населенного пункта и другое имущество, что не закреплено за муниципальными учреждениями и предприятиями.
Имущество казны муниципального образования — собственность, не закрепленная за предприятиями и учреждениями муниципалитета. Иными словами, это муниципальное нераспределенное имущество. При этом ошибкой будет отнести сюда казначейство. Законодательство РФ называет казной лишь нераспределенное имущество, а не муниципальный, государственный орган.
Недостатки законодательства
Само понятие «средства казны муниципального образования» пока что закреплено лишь в Гражданском Кодексе. Он данный термин объясняет несколько рамочно. А вот в иных федеральных законах понятие не упоминается. Вместо него законодательство оперирует термином «муниципальная собственность» (более широкий по своему значению) или «бюджет муниципалитета» (напротив, более узкий). Сегодня это весьма серьезный недостаток законодательств о муниципалитете, требующий доработки.
Состав казны
Определено, что в состав муниципальной казны муниципального образования может включаться следующее:
- Доля муниципалитета в нежилых помещениях единых комплексов недвижимого имущества, которая находится в общей доле собственности частных владельцев помещений.
- Нежилой муниципальный фонд. В эту категорию входят отдельно стоящие строения, здания, сооружения, помещения в них. Нежилые помещения, находящиеся в жилых домах. Пристроенные, встроенно-пристроенные помещения к жилым строениям, которые сами не предназначены для проживания. Объекты нежилого строительства, а также инженерные, транспортные и иные сооружения.
- Имущественные предприятия и комплексы.
- Земельные наделы и природные объекты, ресурсы.
- Машины, автомобильный транспорт, оборудование, товары, станки, запасы материалов и сырья.
- Имущественные права. В том числе и обязательственные права в отношении тех хоз. обществ, в уставных капиталах которых содержится определенная доля муниципалитета.
- Имущество, что находится в долевой собственности.
- Архивные и библиотечные фонды муниципалитета, а также иные информационные ресурсы.
- Имущество непосредственно органов МСУ.
- Имущество, что было передано муниципалитету по договорам аренды, безвозмездного пользования, найма, а также доверительного управления.
- Денежные накопления местного бюджета, а также валютных фондов, пакеты акций, ценные бумаги (акции, облигации и проч.), доли в уставных капиталах различных хозяйствующих объектов, доли в соглашениях о совместной деятельности, а также иные активы финансово-кредитной сферы, что могут принадлежать муниципалитету.
- Нематериальные активы, принадлежащие муниципальному образованию.
- Объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности, а также права на них.
- Программное обеспечение, а также базы данных.
- Иное имущество, движимое и недвижимое, что вошло в муниципальную казну муниципального образования по основанию, не противоречащему действующему законодательству.
- Муниципальные жилые помещения, доли муниципалитета в жилых комплексах (комнаты, квартиры), муниципальные общежития.
- Иное имущество.
Законодательное определение
Мы разобрали, что составляет казну муниципального образования. Теперь перейдем к букве закона.
Институт казны определяет гражданское законодательство. А именно — п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 ГК РФ. Закон утверждает, что средства местного (или государственного бюджета), а также иное госимущество, что не закреплено за муниципальными (или же государственными) учреждениями и предприятиями, составляют собой государственную казну РФ, казну субъектов страны, а также муниципальную казну какого-либо из городских, сельских и иных поселений на территории РФ.
Составляющие по законодательству
Какие же составляющие казны муниципального образования? В состав ее имущества может входить любая собственность из числа той, что перечислена в ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Однако при этом выделяются различные группы объектов, что могут быть собственностью разных видов муниципальных образований страны. Как то: сельским поселениям, городским округам, районам.
Первая часть ст. 50 данного ФЗ также определяет категории объектов, что могут числиться в муниципальной казне.
Категории объектов в составе казны
При учете казны муниципального образования важно понимать, что она неоднородна. Ее составляющие можно разделить на несколько категорий объектов:
- Имущество, что предназначено для решения вопросов, установленных ФЗ «Общие принципы МСУ в РФ» (а именно — части 2-4 ст. 50 данного Федерального закона).
- Имущество, предназначение которого — финансовое обеспечение отдельных госполномочий, что были переданы органам местного управления в случаях, определенных как ФЗ, так и законами субъектов РФ.
- Имущество, чье предназначение — обеспечение деятельности органов МСУ, а также должностных лиц, входящих в систему местного самоуправления по нормативно-правовым актам представительного органа муниципальной власти.
Формирование казны
Как регулируется учет имущества казны муниципального образования? Сегодня все субъекты РФ в своих законах закрепили нормы о собственности муниципалитета. Более конкретно ее состав определяется в уставах конкретных муниципальных образований, нормативных подзаконных актах.
А вот формирование и дальнейшее использование муниципальной казны никак не может осуществляться в виде стихийного саморегулирования и саморазвития. Отсюда учет имущества, включенного в его состав, осуществляется при органическом сочетании механизмов местного и государственного регулирования.
При этом политика муниципального образования в сфере формирования казны направляется на достижение определенных целей.
Цели формирования казны
Взыскание с казны муниципального образования здесь — весьма негативный момент. Упор же делается на привлечение нового имущества. Муниципалитету важно достигнуть следующие цели:
- Увеличить доходы бюджета своего образования путем эффективного управления и распоряжения местным казенным имуществом.
- Оптимизировать структуру нефинансовой муниципальной казны в целях обеспечения устойчивых предпосылок, мотиваций для результативного экономического развития объекта.
- Вовлечь наибольший объем муниципальных казенных средств в оборот.
- Использовать муниципальное казенное имущество в качестве инструмента для привлечения в экономику муниципального образования дополнительных инвестиций.
- Обеспечить функционирование местных учреждений и предприятий, а также содействовать увеличению их конкурентоспособности.
Источники пополнения
Как мы уже говорили, взыскания за счет казны муниципального образования — не путь ее развития. Государству важно, напротив, чтобы она приумножалась. Это делается несколькими путями формирования муниципальной казны:
- Имущество, что было передано в рамках законодательства о разграничении общей госсобственности на федеральную собственность, собственность российских субъектов и, наконец, на собственность муниципальных образований.
- Имущество, что было вновь создано или приобретено на средства, поступающие в муниципальную казну на законных основаниях.
- Государственное имущество, переданное в установленном законодательством порядке муниципальному образованию.
- Собственность, оставшаяся после ликвидации муниципальных учреждений.
- Имущество, исключенное из списка хозяйственного владения муниципальных унитарных организаций.
- Собственность, безвозмездно переданная муниципалитету физическими или юридическими лицами.
- Перешедшая в муниципалитет на основании договор о купле-продаже имущества — движимого и недвижимого.
- Собственность, поступившая в казну по иным, но не конфликтующим с законодательством основаниям.
Муниципальная казна — это средоточие собственности муниципального образования. Вы знаете теперь ее специфику, составляющие, источники пополнения. А также регулирующие все вышеобозначенные федеральные законы.
Что такое имущество казны?
Имущество казны и регулирование вопросов его отражения в БУ на законодательном уровне
Имущество казны (ИК) – это имущество бюджета (государственного или муниципального) или прочее имущество, которое закреплено за государственными или муниципальными учреждениями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.
Имущество казны в общем случае принадлежит федеральным субъектам РФ или государству. В отношении имущества казны может быть реализованы три режима:
- Хозяйственного ведения. В рамках реализации данного режима государственные и муниципальные образования имеют права использования, распоряжения и владения;
- Оперативного управления. В рамках реализации данного режима государственные и муниципальные образования имеют права использования, владения и могут распоряжаться данным имуществом строго с согласия собственника ИК;
- Режим казны. В рамках реализации данного режима имущество, которое ни каким образом не закреплено за хозяйствующими единицами составляет, как и средства бюджета, казну субъекта РФ или государства в целом.
Готовые работы на аналогичную тему
К ИК может быть отнесено как движимое, так и недвижимое имущество (например, участок земли, строения и сооружения, транспортные средства, объекты культурного наследия и т.д.)
Специалисты выделяют три вида ИК:
- Федеральное;
- Казна федеральных субъектов (областей, городов федерального назначения и т.д.);
- Муниципальное.
Стоит отметить, что ИК относится к нефинансовой части государственной (муниципальной) казны.
Вопросы отражения и учета имущества казны регламентируются в соответствии Гражданским Кодексом РФ, письмом Минфин «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».
Цели формирования имущества казны
ИК формируется для достижения таких целей, как:
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
- Увеличение величины доходов соответствующего бюджета посредством эффективного управления и владения имуществом;
- Эффективная оптимизация нефинансовой казны соответствующего бюджета;
- Вовлечение в оборот соответствующего бюджета большего количества бюджетных средств;
- Обеспечения устойчивого функционирования муниципальных и государственных бюджетных учреждений.
Источники формирования имущества казны
В качестве источников формирования ИК могут выступать:
- Имущество, которое было сформировано или приобретено на средства соответствующего бюджета;
- Имущество, переданное в ИК на безвозмездной основе;
- Имущество, переданное в ИК на основании договора купли-продажи;
- Имущество, переданное в ИК на прочих основаниях, регламентируемых законодательными и правовыми актами РФ и ее субъектов.
Стоит отметить, что имущество включается в состав ИК с момента появления прав собственности на тот или иной объект.
Как учитывается имущество казны?
ИК отражается согласно соответствующего письма Минфина на счете 0 10800 000 «Нефинансовые активы имущества казны» в разрезе регламентированных субсчетов данного счета бухгалтерского учета бюджетных организаций. По таким субсчетам отражаются операции по начислению амортизации на объекты ИК, их поступлению (оприходованию) и выбытию. Отражение перечисленных операций также сопровождается отражением в таком первичном документе, как журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Стоит отметить, что данный документ отражается на ежемесячной основе.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Учет имущества казны в «1С:Бухгалтерии бюджетного учреждения 8»
Определения прав собственности и других вещных прав приведены в разделе II части I Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно статьям 214 и 215 ГК РФ от имени России, субъектов РФ и муниципального образования права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени России и субъектов РФ. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно статьям 48 и 120 ГК РФ бюджетные учреждения наделяются имуществом на праве оперативного управления. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, определяются в соответствии со статьями 296 и 298 ГК РФ.
Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие обобщения.
Имущество казны РФ, казны субъекта РФ — это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (ст. 214 ГК РФ). Муниципальная казна — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).
Предписания нормативных актов
Определения прав собственности и других вещных прав приведены в разделе II части I Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Согласно статьям 214 и 215 ГК РФ от имени России, субъектов РФ и муниципального образования права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени России и субъектов РФ. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно статьям 48 и 120 ГК РФ бюджетные учреждения наделяются имуществом на праве оперативного управления. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, определяются в соответствии со статьями 296 и 298 ГК РФ.
Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие обобщения.
Имущество казны РФ, казны субъекта РФ — это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (ст. 214 ГК РФ). Муниципальная казна — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).
Имущество, полученное в оперативное управление
В соответствии с пунктами 5.2, 5.3 и 5.22 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника в отношении:
- имущества федеральных государственных учреждений РФ;
- федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности;
- иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ.
Кроме того, названный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Исключением из общего правила являются случаи, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
Таким образом, собственность, переданная Госкомимуществом учреждению в оперативное управление, имуществом казны не является.
Счет 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны»
Согласно Инструкции по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) для учета объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов предназначен счет 010000000 «Нефинансовые активы». Для учета операций с нефинансовыми активами применяются следующие счета:
010100000 «Основные средства»;
010200000 «Нематериальные активы»;
010300000 «Непроизведенные активы»;
010400000 «Амортизация»;
010500000 «Материальные запасы»;
010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;
010700000 «Нефинансовые активы в пути»;
010800000 «Нефинансовые активы имущества казны».
В соответствии с пунктом 89 Инструкции по бюджетному учету № 148н счет 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» предназначен для учета объектов имущества казны РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Нефинансовые и финансовые активы, не закрепленные за учреждениями и составляющие имущество государственной (муниципальной) казны, подлежат бюджетному учету в исполнительных органах государственной власти субъектов РФ (органах местного самоуправления) или уполномоченных ими органах, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.
Таким образом, счет 010800000 должен применяться только органами, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, для учета имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.
Бюджетные учреждения учитывают имущество, полученное в оперативное управление, а также поступившее в самостоятельное распоряжение учреждения (приобретенное за счет приносящей доход деятельности), — ОС, НМА, НПА, МЗ — на остальных счетах счета 010000000 «Нефинансовые активы».
Основные средства, являющиеся имуществом казны, также могут быть переданы учреждению с правом их использования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование. В этом случае они учитываются на забалансовом счете 01 «Основные средства в пользовании».
Часто бывает, что при оприходовании имущества дополнительной информацией, является ли объект имуществом казны, бухгалтер не обладает. В таком случае нужно учесть, что порядок использования получаемого имущества должен быть закреплен в сопроводительных документах органа, на который возложены функции по управлению и распоряжению этим имуществом.