Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственные расходы и налоги

Государственные расходы и налоги

Тема 13. Бюджетно-налоговое регулирование рыночной экономики

1. Государственные расходы и налоги

2. Бюджетно-налоговая политика

3. Эффект мультипликатора государственных расходов и налогов

Мощными рычагами государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных мероприятий являются государственный бюджет и налоги.

Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, ко­торым располагает правительство страны для выполнения необходимых социально-экономических функций. Сущность государственного бюджета проявляется в их функциях. Распределительная функция: через финансы осуществляется внутрихозяйственное, межхозяйственное и межтерриториальное распределение общественного продукта. Регулирующая функция: при помощи финансов обеспечивается бесперебойный поток средств, регулирующих пропорции в производстве. Стимулирующая функция: финансы используются как эффективный механизм стимулирования, развития и совершенствования производства. Контролирующая функция: через финансовые показатели государство устанавливает контроль за распределением и эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: соци­альные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется глав­ная цель всей государственной экономической политики – стабилизация, ук­репление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Доходы государства представляют собой направления поступления денежных ресурсов. Первое место в бюджетных доходах занимают налоговые поступления.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами – внутренними и внешними.

Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много: спад общественного производства; рост предельных издержек общественного производства: массовый выпуск «пустых» денег; излишне, неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование ВПК; оборот «теневого» капитала в огромных масштабах; непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и т. д.

Налоги – это обязательные сборы, проводимые государством на основе государственного законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.

По платежеспособности налоги можно классифицировать на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно платятся субъектом налога. Они взимаются с конкретного юридического или физического лица. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. К их числу следует отнести: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность. Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвен­ные налоги взимаются через надбавку к цене (например, акцизы). Они частич­но или полностью переносятся на цену товара или услуги. Основными видами косвенных налогов являются: налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги, включаемые в цену товара или услуги); таможенные пошлины.

Налоги выполняют, как известно, две основные функции: фискальную и экономическую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Государственные расходы и налоги;

В бюджете находит свое отражение структура доходов и расходов государства. В системе финансовых отношений немаловажную роль, сточки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней, и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы, играют налоги.

Структура бюджетных расходов в странах с рыночной экономикой выглядит следующим образом:

1) затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: социальные пособия, образование, здравоохранение и др. в этом проявляется главная цель всей государственной экономической политики – стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, свойственную рыночному хозяйству, облегчить доступ менее обеспеченных слоёв к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживанию, гарантированной минимальной пенсии и сносному жилью.

2) затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ. В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии аграрному сектору, которые имеют также социальную, политическую направленность.

3) расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам.

4) административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.

5) платежи по государственному долгу. Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочные погашения части долга, размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство).

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры – сокращаются.

Структура расходов государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, на национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе определения и стимулировать или сдерживать деятельность экономических субъектов.

Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы начисления и взимания налогов, т. е. определяет конкретные эле ты налогов. К элементам налогов относятся:

· субъект налога — лицо, которое по закону обязано платить налог;

· носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог;

· объект налога — доход или имущество, с которого исчисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество)

· ставка налога — величина налога на единицу обложения (денежная единица доходов, единица измерения товара и т. п.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, за тонну нефти или газа).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки – средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых наиболее сильно «давит» на лиц с большими доходами.

Регрессивный налог – средняя ставка регрессивного налога снижается по мере роста дохода. Регрессивные налоги выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее тяжелы физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.

По платежеспособности налоги можно классифицировать на прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредствен­но платятся субъектом налога. Они взимаются с конкретного юридического или физического лица. К их числу следует отнести:

4. подоходный налог с граждан и налог на прибыль предприятий;

5. поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость, на соцстрахование, на фонд заработной платы и рабочую силу и т.д.

Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене (например, акцизы). Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Основными видами косвенных налогов являются:

1. налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (налоги, включаемые в цену товара или услуги);

2. на наследство;

3. на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.

Практика налогообложения в большинстве развитых стран показывает, что существует два вида ведущих налогов: подоходный, в основе которого лежит прогрессивное обложение граждан и юридических лиц по совокупности всех их доходов из всех источников (как внутри страны, так и за рубежом), и налог на добавленную стоимость (НДС).

Читать еще:  Бюджет таймырского долгано ненецкого муниципального района

Государственные расходы и налоги

Государственные расходы – самый главный инструмент государственной экономической политики. Наряду с государственными доходами они составляют государственный бюджет. Основным инструментом обеспечения доходной части бюджета являются налоги, дающие до 90% бюджетных поступлений. Остальные 10% бюджет получает от продажи госимущества и в виде прибыли госпредприятий. Налоги это обязательные срочные платежи физических и юридических лиц, зачисляемые в государственный бюджет разных уровней. По уровням бюджета налоги делятся на федеральные, республиканские и местные. По способу взимания – на прямые и косвенные.

По способу определения размера ставки налоги делятся на прогрессивные (ставка повышается по мере возрастания дохода), регрессивные (ставка уменьшается по мере возрастания дохода), пропорциональные (ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода) и фиксированные (указывается единая сумма налога).

Совокупность применяемых в стране налогов называется налоговой системой. Она базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога (субъект, объект, источник и ставка налога). В России таким законодательным актом является Налоговый Кодекс РФ. Основные принципы построения налоговой системы, были впервые сформулированы А.Смитом: простота и доступность; равноправие налогоплательщиков перед налоговым законодательством (нейтральность); справедливые размеры налогов при разных доходах налогоплательщиков; стабильность и изменчивость налоговых ставок.

Уровень изъятия денежных средств налоговой системой получил название налоговое бремя (налоговый гнет) — это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к валовому национальному продукту. Иными словами, налоговое бремя отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах обычно колеблется в пределах 40-45%. Налоговое бремя применительно к конкретному налогоплательщику отражает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. Для предприятия расчет этого показателя производится путем отнесения суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации.

Вопрос о размерах налогов является предметом дискуссий экономистови политиков. Последователи Кейнса считают, что высокий уровень налога снижает совокупный спрос. Значит, цены снижаются и инфляция затухает. Сторонники «экономики предложения» доказывают противоположное: высокие налоги увеличивают издержки предпринимателей, которые перекладываются на потребителей в форме более высоких цен и вызывают инфляцию. А. Лаффером была открыта связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями, графическое изображение которой получило название кривой Лаффера.

Идея Лаффера состояла в том, что более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям и принятию деловых решений, подталкивая, таким образом, существенное расширение национального производства и дохода. Такая расширившаяся налоговая база сможет поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне при более низких ставках налогов.

Сферой применения бюджетной политики является государственный бюджет. Государственный бюджет – это план доходов и расходов государства. Основные статьи бюджета составляют его структуру. Структура государственного бюджета состоит из доходной и расходной частей.

Бюджет, в котором доходная часть равна расходной части, называется сбалансированным бюджетом. Если доходная часть бюджета больше его расходной части, то это превышение составляет профицит; если доходная часть меньше расходной, то возникает дефицит бюджета.

Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом. Основными причинами дефицита госбюджета являются: уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства. Выделяют несколько типов бюджетного дефицита:

Фактический дефицит – общий дефицит госбюджета как разность между доходами и расходами бюджета.

Структурный дефицит представляет разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

Циклический дефицит определяется как разность между фактическим и структурным дефицитом.

Первичный дефицит равен разнице фактического дефицита и процентных выплат по государственному долгу.

Бюджетный дефицит может возникнуть уже при исполнении бюджета. В этом случае возможен секвестр бюджета — это приведение текущих расходов в соответствие с текущими поступлениями бюджета.

Мировая практика выработала три способа покрытия дефицита госбюджета: выпуск госзаймов, ужесточение налогообложения, производство денег или «сеньораж». При этом последний из названных способ не является простым печатаньем денег, т. к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в центральном банке страны и могут быть использованы для покрытия дефицита госбюджета. Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. Государственный долг может быть внутренним (своим гражданам и организациям) и внешним (иностранным гражданам и организациям).

Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) и консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

1. По данным, приведенным в таблице, определите тип системы налогообложения.

a) регрессивная
b) фиксированная
c) пропорциональная (108/400=0,27; 162/600=0,27)
d) прогрессивная

2. Если известно, что ВВП составляет 100 млн. ден. ед., сумма налогов равна 60 млн. ден. ед., а платежеспособность населения находится на уровне 2 тыс. ден. ед., то уровень налогового бремени (Кнал.бремени) равен…
a) 0,2
b) 1,67
c) 5
d) 0,6 (60/100=0,6)

3. Известны следующие данные о налогово-бюджетной политике страны: действует пропорциональная система налогообложения; ставка подоходного налога – 20%; государственные расходы равны 200 млрд. ден. ед.; действительные доходы населения – 800 млрд. ден. ед.; возможные доходы в условиях полной занятости – 1600 млрд. ден. ед. Определите структурное состояние бюджета.
a) профицит 500 млрд. ден. ед.
b) дефицит 140 млрд. ден. ед.
c) дефицит 160 млрд. ден. ед.

d) профицит 120 млрд. ден. ед. (1600*0,2=320 – 200= 120)

4. Известны следующие данные о налогово-бюджетной политике страны: действует пропорциональная система налогообложения; ставка подоходного налога – 20%; государственные расходы равны 200 млрд. ден. ед.; действительные доходы населения – 800 млрд. ден. ед.; возможные доходы в условиях полной занятости – 1600 млрд. ден. ед. Определите фактическое состояние бюджета.
a) дефицит 40 млрд. ден. ед. (800*0,2=160 -200=-40)
b) дефицит 60 млрд. ден. ед.
c) профицит 20 млрд. ден. ед.
d) профицит 50 млрд. ден. ед.

Тема: Государственные расходы и налоги

1. Если государственные закупки товаров и услуг достигли 240 млрд ден. ед., трансферты – 130 млрд ден. ед.; проценты по обслуживанию госдолга, равного 50 млрд ден. ед., составляют 10% годовых; а налоговые поступления – 370 млрд ден. ед., то …

A. дефицит госбюджета равен 5 млрд ден. ед.

Читать еще:  Налоговая служба государства это

B. дефицит госбюджета равен 10 млрд ден. ед.

C. профицит госбюджета равен 5 млрд ден. ед.

D. сальдо госбюджета равно 0

Решение:

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Если же государственные доходы превышают расходы, то создается бюджетный профицит (излишек).

В данном задании государственные доходы равны налоговым поступлениям (370 млрд ден. ед.), государственные расходы млрд ден. ед.

Поскольку , следовательно, сальдо государственного бюджета является отрицательным. Государственный бюджет исполнен с дефицитом в 5 млрд ден. ед.

Курс экономической теории : Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А. В. Сидоровича. – М. : Дело и Сервис, 2007. – С. 371, 488.

2. В некотором государстве доходы бюджета составили 385 ден. ед., расходы бюджета – 450 ден. ед., доходы внебюджетных фондов – 35 ден. ед. Общий дефицит бюджета составляет ____ ден. ед.

Решение:

Общий или фактический дефицит бюджета – это разность между фактическими доходами и фактическими расходами бюджета.

По условию задачи доходы бюджета меньше расходов на ден. ед.

3. В некотором государстве бюджет состоит из следующих статей: содержание армии – 140 ден. ед., проведение экономических реформ – 200 ден. ед., налоги – 560 ден. ед., доходы от внешней торговли – 150 ден. ед., материальное обеспечение внешней политики – 50 ден. ед., инвестиции в инфраструктуру – 50 ден. ед.; расходы на образование, здравоохранение – 600 ден. ед., таможенные пошлины – 200 ден. ед., платежи по госдолгу – 80 ден. ед., доходы от госсобственности – 20 ден. ед. Этот бюджет …

A. дефицитен, общий дефицит равен 190 ден. ед.

B. дефицитен, первичный дефицит равен 270 ден. ед.

D. профицитен, профицит равен 190 ден. ед.

Решение:

Для определения состояния бюджета необходимо все статьи разделить на доходы и расходы. Доходы бюджета составят ден. ед. Расходы бюджета равны ден. ед. Расходы превышают доходы на 190 ден. ед. Это общий дефицит бюджета. Первичным дефицитом называют дефицит бюджета, уменьшенный на сумму платежей по госдолгу.

4. При условии, что государственные закупки составили 650 млрд ден. ед., налоговые поступления – 850 млрд ден. ед., трансферты – 300 млрд ден. ед., обслуживание государственного долга – 120 млрд ден. ед., государственный бюджет исполнен с …

A. дефицитом, равным 220 млрд ден. ед.

B. профицитом, равным 220 млрд ден. ед.

C. дефицитом, равным 100 млрд ден. ед.

D. профицитом, равным 100 млрд ден. ед.

5. Если с дохода в 40 тыс. ден. ед. выплачивается налог в 4 тыс. ден. ед., с дохода в 100 тыс. ден. ед. налог составляет 8 тыс. ден. ед., то налоговая система по характеру начисления налога является …

Решение:

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и фиксированные (твердые).

В данном случае при росте дохода с 40 до 100 тыс. ден. ед. средняя налоговая ставка изменилась с 10 до 8%: и , то есть ставка налога уменьшается по мере роста объекта налогообложения. Другими словами, владелец большего дохода платит в относительном выражении по сравнению с владельцем меньшего дохода меньшую величину (долю) дохода. Это характерно для регрессивного налогообложения.

Курс экономической теории : учеб. / под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 2007. – С. 470.

6. Сумма собираемых налогов и ВВП по странам представлены в таблице:

Самый щадящий уровень налогообложения в стране …

Решение:

Для выполнения задания необходимо рассчитать коэффициент налогового бремени как отношение суммы собираемых налогов к величине ВВП и сравнить их по странам, выбрав минимальное значение.

По странам коэффициент налогового бремени составит соответственно 22, 26, 33 и 26%. Таким образом, самый щадящий режим налогообложения в стране А.

7. Величина налога и величина налогооблагаемого дохода соотносятся следующим образом:

На основании этих данных можно сделать вывод, что налогообложение дохода является …

8. В некотором государстве доходы бюджета составили 385 ден. ед., расходы бюджета – 450 ден. ед., деньги внебюджетных фондов – 35 ден. ед., государственный долг – 250 ден. ед., платежи по госдолгу – 10% в год. Первичный дефицит бюджета составляет ____ ден. ед.

Решение:

Первичный дефицит бюджета – это дефицит бюджета, уменьшенный на величину выплат по государственному долгу.

В нашей задаче первичный дефицит равен ден. ед.

9. Если с дохода в 6 тыс. ден. ед. выплачивается налог в 900 ден. ед., с дохода в 10 тыс. ден. ед. налог составляет 1500 ден. ед., то налоговая система по характеру начисления налога является …

Решение:

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и фиксированные (твердые).

В данном случае при росте дохода с 1000 до 10000 ден. ед. средняя налоговая ставка не изменилась: и , то есть ставка налога по мере роста объекта налогообложения остается одинаковой. Другими словами, владелец большего дохода платит большую сумму только в абсолютном выражении по сравнению с владельцем меньшего дохода, а в относительном выражении налог составляет одинаковую величину. Это характерно для пропорционального налогообложения.

Курс экономической теории : учеб. / под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 2007. – С. 470.

10. Зависимость суммы налога от величины полученного дохода представлена в таблице.

Налог изымается по _________ шкале налогообложения.

Решение:

Для определения вида шкалы налогообложения необходимо рассчитать ставку налога при каждой величине дохода. Ставка налога рассчитывается как отношение величины налога к величине дохода, выраженное в процентах.

Ставка налога при доходе 4000 будет равна или 0 %.

Ставка налога при доходе 10000 будет равна или 10 %.

Ставка налога при доходе 20000 будет равна или 13 %.

По мере увеличения дохода ставка налога возрастает, следовательно, налог изымается по прогрессивной шкале налогообложения.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 205 ;

Государственные расходы и налоги

Государство – это публичная власть, в состав которой входят особые институты, такие как армия, полиция, министерства и т.д. Эти институты не производят «прямых» благ, поэтому для осуществления своих функций им необходимы ресурсы. Совокупность денежных ресурсов, мобилизуемых для содержания государства, получила название государственные финансы.

Государственные финансы в современных условиях состоят из 4-х звеньев:

1) государственного бюджета;

2) муниципальных финансов;

3) финансов государственных предприятий;

4) специальных правительственных фондов.

Государственный бюджет− самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. (Слово «бюджет» переводится с английского языка как «сумка и ее содержимое».) Госбюджет представляет собой финансовый план образования и использования денежного фонда государства. Он утверждается высшей законодательной властью страны, а за выполнение бюджета отвечает исполнительная власть – правительство.

Госбюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая показывает, откуда поступают денежные средства и расходной, указывающей, на какие цели направляются средства. В каждой стране структура бюджета определяется ее экономическим потенциалом, масштабами решаемых задач, ролью государства в экономике.

Читать еще:  Сроки предоставления государственных и муниципальных услуг

Источником доходной части госбюджета являются:

1) налоги, которые в доходах государства составляют от 80 до 90%;

2) государственные займы, осуществляемые с помощью выпуска государственных ценных бумаг (их доля в госбюджете составляет от 10 до 20%);

3) эмиссия денег.

Из госбюджета производятся государственные расходы, среди которых выделяют четыре основные группы:

1) расходы на государственную поддержку и развитие экономики;

2) расходы на социально-культурные мероприятия;

3) расходы на оборону;

4) расходы на управление.

Первая группа расходов занимает наибольшую долю федерального бюджета. Это средства, которые государство расходует на то, чтобы поддержать отдельные отрасли экономики, реализовать целевые общегосударственные и региональные программы (ассигнования, субсидии, субвенции, дотации).

Затраты на социально-культурную сферу включают в себя затраты на образование и науку, здравоохранение и физическую культуру, на культуру и искусство, социальные пособия и т.д.

Расходы на оборону включают в себя закупки вооружения, переоснащение армии и флота, оплату жалования военнослужащим, материальное обеспечение внешней политики (включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам) и т.д.

Расходы на управление – это бюджетные средства, выделяемые на содержание органов государственной власти, суда, прокуратуры, правоохранительных органов.

Среди других расходов особое место занимают затраты по обслуживанию государственного внешнего и внутреннего долга. Государственный долг– это задолженность государства по займам, произведенным как внутри страны, так и за рубежом.

Каждое правительство стремиться к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Но чаще всего наблюдается бюджетный дефицит, когда расходная часть бюджета превышает ее доходную часть.

Сам по себе дефицит бюджета не может быть негативным явлением. Все зависит от причин его возникновения. Многие развитые страны имеют дефицитный бюджет. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, то в будущем рост производства с лихвой возместит произведенные затраты и общество от такого дефицита только выиграет.

Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельных производств, то такой бюджетный дефицит неизбежно приведет к экономическому кризису.

Превышение доходной части бюджета над расходной называется профицитом. Именно это наблюдается в России в 2006 − 2007 гг.

Основная цель использования государственного бюджета в рыночной экономике состоит в создании наилучших условий функционирования рыночной системы. Выбор финансовой политики влияет на экономический рост.

Основным источником доходов государства в цивилизованном обществе являются налоги. Под налогом понимается обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц. Эти платежи безвозмездны, обязательны, принудительны.

Объектаминалогообложения выступают доходы, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг, другие объекты, установленные законодательством. Сумма, с которой взимается налог, называется налоговой базой.

Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:

а) расширение круга налогоплательщиков;

б) увеличение числа тех объектов, с которых взимаются налоги;

в) повышение налоговых ставок.

Злоупотребление этими способами может привести к обратному эффекту. Так, американский экономист Артур Ласер Лаффер доказал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы предприятий лишает их стимула к экономической деятельности, замедляет экономический рост и в конечном счете уменьшает поступление доходов в бюджет. Эту зависимость поступлений в бюджет от величины налоговой ставки характеризует кривая Лаффера, рис. 37.

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер, то есть их нельзя описать формулой и математически точно найти максимальную величину налоговых поступлений. По мнению А. Лаффера предельной ставкой налогового изъятия, в границах которой увеличивается поступления в бюджет, является 30%.

Налоги выполняют следующие функции:

1) фискальная функция, заключающаяся в финансировании государственных расходов;

2) контрольная функция, заключающаяся в определении налогового потенциала страны, характера деятельности налогоплательщиков и т.д.;

3) регулирующая функция, заключающаяся в воздействии на экономические процессы;

4) социальная функция, заключающаяся в поддержании социального равновесия путем перераспределения доходов граждан.

По характеру изъятия налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платит непосредственно налогоплательщик на доход и имущество, а косвенные налоги входят в цену товаров и услуг, и их оплачивает потребитель. Например, налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц (ранее называемый подоходным налогом) – это прямые налоги, а налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы – это косвенные налоги. В зависимости от уровня взимания различают федеральные, региональные и местные налоги.

Существуют следующие способы взимания налогов:

1. У источника налогообложения, когда налог вносится лицом, выплачивающим доход. Оплата налога в этом случае производится до получения дохода, а получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

2. На основе декларации – документа, в котором плательщик налога приводит расчет совокупного дохода, расхода, налоговых льгот и величину налога на налогооблагаемую базу. Налог выплачивается лицом, получившим доход.

3. Кадастровый (кадастр – таблица, справочник), когда объект налогообложения дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп, их признаки заносятся в справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. При этом величина налога не зависит от доходности объекта.

Для того чтобы налоговая система была эффективной, необходимо соблюдение основополагающих принципов Адама Смита, сформулированных им еще в XVIII веке:

1) принцип справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

2) принцип определенности, согласно которому сумма, способ, и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны плотильщику.

3) принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны плательщику;

4) принцип экономии, заключается в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения. Суммы сборов должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.

О некоторых налогах Российской Федерации.

Среди налоговых доходов федерального бюджета налог на добавленную стоимость (НДС) занимает ведущее место. Он представляет собой изъятие в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. При продаже товара предприятие возвращает себе затраты на уплату этого налога, и вся тяжесть этого налога ложится на конечного потребителя. 75% налоговых сборов НДС перечисляется в федеральный бюджет РФ, а 25% − в городской бюджет.

Акцизы, как и НДС, включаются в цену продукции и оплачиваются покупателями. Акцизы устанавливаются на высокорентабельную продукцию: ювелирные и табачные изделия, алкоголь, автомобили, нефтепродукты и т.п. С помощью акцизов государство регулирует спрос и предложение этих товаров, а за одно пополняет государственный бюджет.

Налог на прибыль предприятий платят организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Сумма налога рассчитывается исходя из величины фактически полученной прибыли.

Налог на доходы физических лиц (ранее назывался подоходным налогом) платят все граждане РФ в размере 13%. Для данного вида налога предусмотрена система вычетов, уменьшающая налоговое бремя. Вместе с тем, некоторые доходы граждан облагаются налогом по повышенным ставкам, например, дивиденды – 30%, выигрыши – 35%. За счет выплат подоходного налога формируются региональные и местные бюджеты.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает 28 видов налогов и сборов, из них: 16 – федеральные, 7 – региональные, 5 – местные налоги.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector