Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственные органы в налоговой сфере

Государственные органы, как участники налоговых отношений

Органы и учреждения, участвующие в налоговых отношениях со стороны государства называются органами налогового администрирования.

Органы налогового администрирования — это государственные органы, выполняющие следующие задачи:

осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и за соблюдением налогового законодательства,

обеспечение эффективности функционирования налоговой системы.

К ним относятся:

1. налоговые органы;

2. таможенные органы;

4. органы государственных внебюджетных фондов;

5. сборщики налогов.

Налоговыми органами являются ФНС РФ и ее подразделения, которые представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет всех налогов, сборов и иных обязательных платежей. Для выполнения возложенных на них задач, налоговые органы наделены законодательством РФ определенными правами и обязанностями.

Таможенными органами являются ФТС РФ и ее подразделения. Они являются участниками налоговых отношений, так как выполняют функции налоговых органов по контролю за исчислением и уплатой налоговых платежей, взимаемых при пересечении товаров через границу РФ (таможенные пошлины, таможенные платежи, НДС, акцизы на товары, возимые на территорию РФ). Для контроля за этими платежами таможенные органы наделяются правами и обязанностями налоговых органов.

Сборщиками налогов являются органы или уполномоченные лица, на которых, в установленных законом случаях, могут быть возложены обязанности по приему средств в уплату налогов и сборов и перечисление их и бюджет. Эти обязанности в первую очередь возложены на кредитные учреждения, то есть банки. Налоговые платежи организаций осуществляются любым коммерческим банком, в котором организация имеет расчетный счет. Налоговые платежи физических лиц принимаются в любом отделении Сбербанка РФ. Но, если в населенном пункте отсутствуют кредитные организации или их отделения, то обязанность по приему налоговых платежей возлагается на местные администрации (районные, сельские, поселковые) или отделения связи, то есть через почту.

В силу своей специфики, на банк, как на участника налоговых отношений, налоговое законодательство возлагает дополнительные обязанности:

§ Своевременно выполнять поручения налогоплательщиков по перечислению сумм налогов в обязательном порядке в течение одного дня; плата за обслуживание по таким операциям не взимается;

§ Исполнять решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика

§ Не осуществлять движение по банковским счетам налогоплательщика, если банк получил от налогового органа решение о приостановлении операций по счетам этого лица;

§ Исполнять решения налоговых органов о взыскании налогов за счет денежных средств недоимщиков течение одного дня, следующего за днём их получения (без оплаты);

§ Выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и ПБОЮЛ по мотивированному запросу

§ В пятидневный срок сообщать в налоговый орган об открытии или закрытии банковского счета организации или ПБОЮЛ

При наличии денежных средств на счетах налогоплательщиков банки не имеют права задерживать исполнения поручений на перечисление налогов или решений о взыскании налогов. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей банки несут ответственностью в соответствии с НК РФ.

В экономической литературе выделяется также группа органов, обеспечивающих налоговое администрирование – это органы, непосредственно не участвующие в налоговых отношениях, но занимающиеся его информационно-техническим обеспечением.

К ним относятся:

1. органы, осуществляющие государственную регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей,

2. органы, выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные им документы частным нотариусам, детективам,

4. органы, регистрирующие недвижимость, транспортные средства, культурные ценности, а также права на них и сделки с ними,

5. комитеты органов местного самоуправления по земельным ресурсам и землеустройству (земельные комитеты), осуществляющие учет землепользователей, а также органы, ведущие водный кадастр, и другие органы ведающие природными ресурсами,

6. процессуальные лица.

Органом, осуществляющим государственную регистрацию организаций и ПБОЮЛ, является Отдел регистрации налогоплательщиков, который с 2002 г. является структурным подразделением городских (районных) налоговых инспекций. Задачей этого отдела является ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков, в который заносятся сведения обо всех созданных организациях или ПБОЮЛ, а также об их ликвидации и изменении в процессе деятельности их реквизитов. Кроме того, после регистрации вновь созданных организаций или ПБОЮЛ, в отделе осуществляется их постановка на налоговый учет. Для осуществления некоторых видов деятельности требуется специальное разрешение (лицензия, свидетельство и т. п.).

Органы, выдающие лицензии или свидетельства весьма разнообразны. Например, лицензия на осуществление строительных работ и услуг, на производство и реализацию спиртосодержащей, ликероводочной продукции выдается МОС, на осуществление пассажирских перевозок – Транспортным управлением, на осуществление адвокатской деятельности, нотариусам – Коллегией адвокатов и т.п., т.е. различными ведомствами.

Органами, регистрирующими недвижимость, транспортные средства, а также права на них являются – БТИ, ГИБДД, земельные комитеты органов местного самоуправления и другие. Органами, регистрирующими сделки с ними, являются нотариальные органы. Все они обязаны в установленные сроки и бесплатно подавать в налоговые органы сведения о зарегистрированном и состоящем на учете имуществе и о владельцах имущества, а также о сделках с ними. Это связанно с тем, что имущество (строения, транспорт, земельные участки) является объектом налогообложения, и информация о них необходима налоговым органам для налогообложения.

Органы ЗАГСа обязаны подавать в налоговые органы сведения о смерти физических лиц, так как это влечет переход обязанностей налогоплательщика к другим лицам.

Процессуальные лица – это лица, обязанные оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля. Если в процессе налогового контроля возникает необходимость в проведении специальных действий и процедур, то к их совершению привлекаются лица владеющие специальной квалификацией – эксперты, специалисты, переводчики.

Эксперт – лицо, обладающее специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле. Привлекается для оценки материалов, добытых в ходе налоговой проверки.

Специалист – лицо, обладающее профессиональными знаниями и навыками. Привлекаются не для оценки материалов, добытых в ходе налоговой проверки, а для технического и информационного обеспечения самого процесса добычи таких материалов.

Переводчик – любое физическое лицо, свободно владеющее соответствующим иностранным языком или языком народов (народности).

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 4 в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ)

Единую централизованную систему налоговых органов составляют Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы — управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня.

Руководитель Федеральной налоговой службы — Сердюков Анатолий Эдуардович. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Читать еще:  Налог на имущество муниципальных учреждений

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Территориальные налоговые органы:

· Центральный федеральный округ;

· Северо-Западный федеральный округ;

· Южный федеральный округ;

· Приволжский федеральный округ;

· Уральский федеральный округ;

· Сибирский федеральный округ;

· Дальневосточный федеральный округ.

Межрегиональные инспекции ФНС России:

· Межрегиональные инспекции России по централизованной обработке данных;

· по крупнейшим налогоплательщикам №1;

· по крупнейшим налогоплательщикам №2;

· по крупнейшим налогоплательщикам №3;

· по крупнейшим налогоплательщикам №4;

· по крупнейшим налогоплательщикам №5;

· по крупнейшим налогоплательщикам №6;

· по крупнейшим налогоплательщикам №7;

· по Центральному федеральному округу;

· по Северо-Западному федеральному округу;

· по Южному федеральному округу;

· по Приволжскому федеральному округу;

· по Уральскому федеральному округу;

· по Сибирскому федеральному округу;

· по Дальневосточному федеральному округу.

Подведомственные организации ФНС России:

· Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС России (ФГУП ГНИВЦ ФНС России);

· Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы ФНС России (ГНИИ РНС);

· Государственные лечебно-оздоровительные, образовательные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, находящиеся в ведении МНС России.

Структурные подразделения центрального аппарата ФНС России:

· Управление налогообложения прибыли (дохода);

· Управление косвенных налогов;

· Управление единого социального налога;

· Управление налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины;

· Управление налогового контроля;

· Управление налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции;

· Управление учета и отчетности;

· Управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц;

· Управление анализа и планирования налоговых поступлений;

· Управление контроля налоговых органов;

· Управление информационных технологий;

· Управление государственной службы и кадров;

· Управление финансового обеспечения;

· Управление материально-технического и социального обеспечения;

· Управление организации капитального строительства;

· Управление ресурсных и имущественных налогов;

· Управление налогообложения малого бизнеса;

· Управление кредитных организаций;

· Управление по модернизации налоговых органов;

· Управление международного сотрудничества и обмена информацией;

· Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства;

Помимо налоговых органов в сфере налогообложения также выделяют следующие государственные органы:

1. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

2. Органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных проверках.

3. Государственные внебюджетные фонды.

4. Органы местного самоуправления взаимодействуют с налоговыми по координации и объединению усилий по контролю за своевременным и полным поступлением в соответствующие бюджеты налоговых платежей всех видов, в том числе местных налогов и сборов; взаимном предоставлении необходимой информации; представительный местного самоуправления вправе за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. Муниципальная налоговая служба объединяет и координирует с налоговыми органами усилия по контролю за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации. Муниципальная налоговая служба обязана предоставлять Федеральной налоговой службе всю необходимую информацию.

Государственные органы, как участники отношений в налоговой сфере

К гос. Органам как участникам отношений в налоговой сфере относятся:

1. Налоговые органы

2. Таможенные органы

3. Финансовые органы

4. Органы внутренних дел

В систему налоговых органов входят:

ü федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба России);

ü его территориальные органы.

Налоговые органы вправе:

ü требовать от налогоплательщика документы служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов,

ü проводить налоговые проверки;

ü определять суммы налогов расчетным путем

ü требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика сумм налогов и штрафов

Налоговые органы обязаны:

ü соблюдать законодательство о налогах и сборах;

ü Бесплатно информировать налогоплательщика о:

· Действующих налогах и сборах

· Законодательстве и налогах и сборах и принятых нормативных актах

· Правах и обязанностях налогоплательщика

· Полномочия налоговых органов и должностных лиц

· Представлять формы налоговых деклараций и разъяснять порядок их заполнения.

ü принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или изысканных налогов, пеней и штрафов;

ü соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

ü направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также — налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

ü предоставлять налогоплательщику по его запросу (в течение пяти дней) справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам.

Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями налоговых органов и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном законом.

2. Таможенные органы как участники налоговых правоотношений

1. Таможенные органы РФ составляют единую федеральную цен­трализованную систему, которая включает:

ü Федеральную таможенную службу;

ü региональные таможенные управления;

ü таможенные посты

Федеральная таможенная служба (ФТС) яв-ся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соот-вии с законодательством РФ функции:

ü По контролю и надзору

ü Агента валютного контроля

ü по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

ФТС находится в непосредственном ведении Правительства РФ.

Региональное таможенное управление (РТУ) является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций Ф’ГС России в регионе деятельности РТУ.

В обязанности РТУ входит руководство деятельностью таможен и таможенных постов.

Таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральною централизованную систему таможенных органов РФ и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России.

В обязанности таможни входит руководство деятельностью подчиненных таможенных постов.

Таможенный пост входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России, руководством РТУ и непосредственным руководством таможни.

На таможенном посту происходит непосредственное пересечение госграницы и контроль за соблюдением таможенного и налогового законодательства.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров таможенную границу.

К основным функциям таможенных органов РФ относятся:

ü осуществление мер по защите прав и интересов граждан РФ, организаций и учреждений при осуществлении таможенного дела;

ü взимание налогов и сборов, контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов, своевременное принятие мер по их принудительному взысканию;

ü борьба с нарушениями таможенных правил и налогового законодательства РФ.

Читать еще:  Выплаты при увольнении муниципального служащего

За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность

3. К финансовым органам государства, участвующим в налоговых пра­воотношениях относятся:

ü Министерство финансов РФ;

ü территориальные органы Министерства финансов в субъектах РФ-

ü финансовые управления муниципальных образований.

Министерство финансов РФ яв-ся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке гос. политики и нормативно- правовому регулированию в сферах:

ü страховой; банковской;

ü аудиторской деятельности;

ü бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и др.

Минфин России осуществляет контроль и координаиию деятельности находящихся в его ведении:

ü Федеральной налоговой службы;

ü Федеральной службы страхового надзора;

ü Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

ü Федерального казначейства.

Кроме того, Минфин России осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

В сфере налогообложения Министерство финансов РФ осуществляет следующие полномочия:

ü принимает следующие типовые формы:

· налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;

· таможенного приходного ордера, на основании которого производится

· уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами;

· акта о результатах совместной выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных на счет таможенного органа;

· актов, определяющих случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования;

ü дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

ü разрабатывает и реализует стратегию финансовой политики государства;

Налоговые органы

Налоговые органы РФ

Одной из приоритетных задач, стоящих перед российским государством и прежде всего перед исполнительной властью, является обеспечение правопорядка в сфере налоговых отношений, основанных на нормах налогового законодательства РФ. Они возникают между налогоплательщиками и действующими от имени государства налоговыми органами.

Налоговые органы Российской Федерации — «единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов», а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля и надзора за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба

ФНС России — это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Сегодня основным документом, регламентирующим права и обязанности налоговых органов, является Налоговый кодекс РФ.

Параллельно действует Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Структура Федеральной налоговой службы

1. Центральный аппарат.

2. Межрегиональные инспекции по федеральным округам (Центральный, Приволжский, Южный, Сибирский, Дальневосточный, Северо-Западный и Уратьский).

3. Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД).

4. Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам (МИ ФНС России по КН), к которым относятся:

  • МИ ФНС России по КН по № 1 (администрирует нефтедобывающие организации);
  • МИ ФНС России по КН № 2 (администрирует газодобывающие организации);
  • МИ ФНС России по КН № 3 (администрирует плательщиков акцизов);
  • МИ ФНС России по КН № 4 (администрирует энергетические организации);
  • МИ ФНС России по КН № 5 (администрирует металлургические организации);
  • МИ ФНС России по КН № 6 (администрирует транспортные организации);
  • МИ ФНС России по КН № 7 (администрирует телекоммуникационные организации);
  • МИ ФНС России по КН № 8 (администрирует машиностроительные организации и предприятия ВПК);
  • МИ ФНС России по КН № 9 (администрирует банки).

5. 82 управления по субъектам Российской Федерации (УФНС России).

6. Территориальные инспекции (ИФНС России).

7. Межрайонные инспекции (Межрайонные инспекции ФНС России), других структурных подразделений.

Пример. Структура налоговых органов Чувашской Республики

Таким образом, налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения. Федеральная налоговая служба — федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов.

Полномочия ФНС

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В случаях ликвидации юридических лиц ФНС России выступает уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Рисунок. Единая централизованная система налоговых органов

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ. Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя Службы.

Основные задачи Федеральной налоговой службы:

  • Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;
  • Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;
  • Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов;

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;
  • государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;
  • возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
  • принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;
  • устанавливает (утверждает) форму налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;
  • проверку деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.
Читать еще:  Перечень должностей рузаевского муниципального района

Федеральная налоговая служба имеет право организовывать проведение необходимых испытаний, экспертиз, анализа и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора, запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений, давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.

Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Налоговые органы вправе:

  • Требовать от налогоплательщика документы, являющиеся основанием и подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
  • Проводить налоговые проверки;
  • При проверке производить выемку документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, если есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, изменены, заменены;
  • Вызывать в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов, либо в связи с налоговой проверкой;
  • Приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках, налагать арест на имущество налогоплательщиков;
  • Обследовать любые складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком. Проводить инвентаризацию имущества;
  • Определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основе имеющейся информации;
  • Требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений, контролировать выполнение указанных требований;
  • Взыскивать недоимки по налогам и сборам, пени;
  • Требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов сумм налогов и пени;
  • Привлекать для проведения налогового контроля специалистов, переводчиков,экспертов;
  • Вызывать в качестве свидетелей лиц, которым известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  • Заявлять ходатайство об аннулировании, приостановлении действия лицензий, выданных юридическим и физическим лицам;
  • Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.

Таким образом, права налоговых органов достаточно широки. Что касается обязанностей должностных лиц налоговых органов, то они обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами;
  • реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
  • корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям, иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.

Федеральная налоговая служба как субъект государственного финансового контроля

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т. д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

Указом Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Также Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. Министерство РФ по налогам и сборам было переименовано в Федеральную налоговую службу.

Главной задачей данной службы является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

  • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;
  • осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Система налоговых органов

Система органов налогового контроля, работающая на федеральном и местном уровнях, позволяет государству осуществлять надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства РФ в сфере налогообложения. В статье остановимся на том, как существующая система и функции налоговых органов формируют правовое поле в сфере налогов и сборов.

Какие госорганы входят

Система налоговых органов РФ включает в себя, согласно ст. 30 НК РФ :

  • федеральный госорган исполнительной власти, уполномоченный, в соответствии с законодательством, осуществлять контроль в сфере налогообложения и уплаты страховых взносов;
  • территориальные подразделения и отделы.

Систему фискальных органов Российской Федерации в настоящий момент возглавляет Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Минфина РФ. Деятельность ее урегулирована в соответствующем Положении, утвержденном Постановлением РФ 30.09.2004 № 506.

На основании этого Положения и практики его применения можно выделить следующие уровни иерархии в структуре налоговых органов:

  • федеральный — непосредственно ФНС РФ;
  • региональный — управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, федеральным округам, централизованной обработке данных, ценообразованию для целей налогообложения, камеральному контролю;
  • местный — инспекции по районам в городах, районам, городам без районного деления, ИФНС межрайонного уровня.

В самой ФНС выделяют руководство, центральный аппарат и его структурные подразделения. Как на местах, так и в центральном аппарате также существует деление на отделы. Персонал состоит из:

  • должностных лиц (начальники, инспекторы, специалисты);
  • оперативного состава (сотрудники бухгалтерии, юридического отдела, кадровой службы и т. д.);
  • вспомогательного состава (делопроизводители, водители, секретари и т. д.).

Полномочия, функции

Основная функция всей службы — контроль за соблюдением закона в сфере налогообложения. Если конкретнее, то контроль за:

  • правильностью подсчета обязательных сборов и налогов, в том числе, в настоящий момент, страховых взносов;
  • полнотой и своевременностью их внесения в бюджет соответствующего уровня.

Расширенный перечень можно найти в разделе 2 указанного Положения.

В целях выполнения этих функций данные госорганы наделены определенными правами. Полномочия налоговых органов в общем виде (полностью указаны в ст. 31 НК РФ ) таковы:

  • проверка и истребование от налогоплательщиков документов по предусмотренным законом формам отчетности и предоставления информации;
  • проведение проверок с привлечением специалистов, истребованием и выемкой необходимых документов и т. д.;
  • вызов налогоплательщиков для дачи пояснений;
  • приостановление операций в банках и наложение ареста на имущество в установленном порядке;
  • осмотр объектов, используемых для извлечения доходов;
  • выставление требований об устранении нарушений законодательства;
  • взыскание недоимок;
  • заявление ходатайства об аннулировании лицензий.

В соответствии со ст. 34 НК РФ , полномочиями налоговых органов обладают также таможенные госорганы при перемещении товаров через границу Таможенного союза в части взимания налогов в соответствии с законодательством Таможенного союза и действующим законодательством РФ.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector