Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное управление налогообложением

Тема лекционного занятия № 6. Государственное управление в сфере налогообложения. Налоговый контроль

Цель:Рассмотреть государственное управление в сфере налогообложения, налоговый контроль.

План:

1. Понятие управления в области налогообложения.

2. Органы, осуществляющие управление и их компетенция.

3. Налоговый контроль: понятие, характеристика.

Управление в области налогообложения является институтом общей части налогового права, который определяет систему органов налоговой службы государства и устанавливает компетенцию и взаимодействие.

Согласно ст.15 п. 2 Налогового Кодекса органы налоговой службы состоят из уполномоченного государственного органа и налоговых органов.

Уполномоченным государственным органом является центральный исполнительный орган РК, который обеспечивает налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств перед государством.

Налоговые органы: налоговые комитеты по областям, городам Алматы и Астане, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по городам и районам в городах.

Органы налоговой службы, согласно ст. 15 Налогового Кодекса наделены правами; такими как:

1. разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты, которые предусмотрены Налоговым кодексом;

2. разъяснять и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налоговых обязательств;

3. осуществлять налоговый контроль;

4. производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, смет, отчетов, наличия денег, ценных бумаг, деклараций и других документов;

5. от налогоплательщика требовать предоставления документов по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет по формам, установленным уполномоченным государственным органам, пояснений по их заполнению.

Органы налоговой службы, согласно ст. 17 Налогового Кодекса обязаны:

1. защищать интересы государства;

2. соблюдать права налогоплательщиков;

3. осуществлять налоговый контроль за исполнением налоговых обязательств налогоплательщиком, а также за своевременность удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды;

4. вести учет налогоплательщиков, объектов налогообложения, учет начисленных налогов и других обязательных платежей в бюджет;

5. разъяснять порядок заполнения форм установленной налоговой отчетности;

6. проводить налоговую проверку строго по предписаниям;

7. соблюдать налоговую тайну в соответствии положениями Налогового кодекса; т.д.

Налоговый контроль – деятельность компетентных органов, регламентированная нормами налогового права, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в государственный бюджет.

Следует отметить, что НК РК, давая легальное определение налоговому контролю, определяет его как «государственный контроль. осуществляемый органами налоговой службы, за исполнением норм налогового законодательства РК, иного законодательства РК, контроль за исполнением которого возложен на орган налоговой службы» (п1. ст. 556 НК РК). То есть законодатель относит к налоговому контролю всю контрольную деятельность органов налоговой службы, возложенный на органы налоговой службы, в один правовой институт.

Осуществление эффективного налогового контроля, в свою очередь, требует наличия четкой системы органов, контролирующих уплату налогов и сборов в государственный бюджет Республики Казахстан, поскольку основная его часть формируется именно за счет налоговых поступлений. Фактически систему органов, контролирующих уплату налогов, можно разделить на две группы по месту, которое занимает обеспечение налоговых поступлений в их деятельности:

— непосредственно налоговые (органы налоговой службы, состоящие из налоговых комитетов) — органы, основная деятельность которых связана с обеспечением налоговых поступлений и осуществляющих ее без всяких дополнительных условий;

— опосредованно налоговые (таможенные органы, органы казначейства, финансовой полиции) — органы, которые наряду со своей основной деятельностью, опосредованно обеспечивают поступления платежей, которые составляют налоговую систему.

Однако основные задачи по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также осуществлению налогового контроля над исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств возложены на органы налоговой службы Республики Казахстан.

Конечно, практика применения налогового контроля в 2001-2008 годах свидетельствует о проблемах в правоприменении и, как следствие, о необходимости концептуального изменения правового регулирования этого аспекта общественных отношений. Мы полагаем, что главным определяющим признаком налогового контроля является проверка исполнения налогового законодательства (наблюдая за исполнением налогового законодательства) как средство обеспечения реализации государственной власти. По этому признаку налоговый контроль совпадает с понятием контроля в общенаучном значении как философской категории, где: «1) контроль (от франц. Controle) – встречная, вторичная запись с целью проверки первой, то есть проверка, наблюдение; и 2) контроль – (от англ. control) — средство господства, насилия и власти».

Мы полагаем, что как организационная система налоговый контроль состоит из следующих элементов:

1) Субъект контроля;

Субъектом налогового контроля являются специально уполномоченные на проведение налогового контроля государственные органы. В РК – это органы налоговой службы и, в случаях, специально предусмотренных налоговым законодательством, таможенные органы (ст. 556 НК РК). Причем как уже отмечалось выше, в зависимости от предмета проверки, органы налоговой службы и таможенные органы могут быть контролирующими субъектами, так и контролируемыми субъектами.

2) контролируемый субъект;

Контролирующими субъектами являются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены какие-либо обязанности. Такими лицами являются: 1) налогоплательщики; 2) налоговые агенты; 3) налоговые органы; 4) таможенные органы; 5) государственные и местные исполнительные органы, на которых возложены функции, направленные на исполнение налогового законодательства; 6) банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операции; 7) дебиторы и кредиторы налогоплательщика; 8) лица, которые располагают информацией о налогоплательщике.

3) объект контроля;

Объектом налогового контроля является регламентированная нормами налогового законодательства деятельность контролируемого субъекта, а именно, деятельность, связанная с исполнением контролируемым субъектом обязанностей, возложенных на него налоговым законодательством.

4) предмет контроля;

Предметом налогового контроля является проверка на соответствие налоговому законодательству исполнения контролируемым субъектом, таких обязанностей как: 1) применение надлежащих цен в международных и связанных с ними деловых операциях; 2) исполнение обязанности по регистрации в налоговых органах; 3) исполнение обязанности по сдаче налоговых форм; 4) исполнение обязанности по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов; 5) исполнение обязанности по исчислению и уплате отчислении; 6) исполнение обязанности по соблюдению порядка применения контрольно – кассовых машин; 7) исполнение обязанности по соблюдению порядка учета, хранения, оценки, дальнейшего использования и реализации имущества, обращенного (подлежащего обращению) в собственность государства; 8) исполнения уполномоченными государственными и местными исполнительными органами функций, направленных на исполнение налогового законодательства РК; и т.п.

5) виды, формы и методы контроля.

В науке финансового и налогового права традиционной является классификация финансового и налогового контроля по видам, формам и методам. Подобную классификацию для финансового контроля предлагал, например, Э.А. Вознесенский, когда утверждал, что «контроль должен быть классифицирован по трем направлениям: видам, формам и методам его осуществления».

Государственная политика в области налогообложения

Государственное управление налогообложением представляет собой совокупность методов, приемов и средств, посредством которых органы государственной власти направляют и координируют налоговые действия.

Государственное управление налогообложением включает:

1) систему органов управления (законодательные и административные налоговые органы);

2) совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и налоговую практику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Отличительной особенностью государственного управления в сфере налогообложения является участие в управлении не только специальных органов, но и вовлечение в процесс управления всех органов законодательной и исполнительной власти — Совета Федерации, Государственной Думы, Счетной палаты, органов Министерства финансов, а также Конституционного Суда РФ. Кроме того, в управление налоговыми процессами вовлечены негосударственные организации. Неотъемлемой частью процесса управления налогообложением является также деятельность правоохранительных органов, аудиторских, адвокатских и консультационных служб.

Читать еще:  Порядок распределения доходов муниципального казенного предприятия

Система управления налогообложением в Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархической организации: республиканского, областного и районного уровней. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС РФ) и его территориальных органов.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является органом управления системой налогообложения в России.

МНС РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками. МНС РФ несет ответственность за выработку и осуществление налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и государственный контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой могут осуществляться государственными органами исполнительной власти, исполнительными органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами. Вопросы об отсрочке и рассрочке уплаты налогов и сборов, а также ряд других вопросов могут решаться Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований.

Главными задачами государственного управления в области налоговой политики являются:

1) прогнозирование объемов налоговых поступлений на основе прогнозных расчетов роста

2) совершенствование и разработка новых концепций налогообложения и налоговой системы в целом;

3) разработка правовых основ налогообложения;

4) обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма;

5) составление налоговых обоснований для обеспечения протекционистской политики в области внешнеэкономической деятельности;

Судебная практика споров по налогообложению игорного бизнеса
Арбитражная практика, связанная со спорами по налогообложению игорного бизнеса, касается, в основном, вопросов начисления и уплаты налога, определения единицы налогообложения. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.06.2008 по делу № А05-8429/2007 определено .

Виды налоговых проверок
Налоговые проверки подразделяются на два вида: камеральные и выездные. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки. Назначение встречной проверки возможно, если при проведении камеральной или выездной .

Характеристика финансово-хозяйственной деятельности автономного образовательного учреждения
МСОШ №7 г. Ростов-на-Дону основана в 1928 году, является опорной школой района, а с 2005 года муниципальной и республиканской экспериментальной площадкой. На базе школы постоянно проводятся районные семинары, совещания руководителей и педагогических работников. В школе обучается 2401 учащийся с 1 п .

Организация управления в сфере налогообложения.

1. Понятием «Налоговая структура государства» охватывается систе­ма государственных органов, которые осуществляют взимание и сбор на­логов, а также контроль в сфере налогообложения.

В этом смысле в состав налоговой структуры вхо­дят: 1) органы налоговой службы; 2) таможенные органы; 3) местные ис­полнительные органы; 4) органы налоговой полиции.

На органы налоговой службы возлагается задача по обеспечению пол­ноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, пол­ноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, а также по осуществлению налогового контроля за исполнением налого­плательщиками налоговых обязательств.

Налоговые органы подчиняются непосредственно по вертикали соответству­ющему вышестоящему органу налоговой службы и не относятся к местным ис­полнительным органам.

К местным исполнительным органам относятся в данном случае акимы поселка, аула (села), аульного (сельского) округа.

2. Органы налоговой службы государства участвуют в двух видах налоговых правоотношений, причем, в различных качествах. В материальных налоговых отношениях данные органы выступают в качестве представителя государства.

Уполномоченный государственный орган издает две группы норматив­ных правовых актов:

1) правовые акты, связанные с управлением подведомственной системы органов налоговой службы и с организацией их деятельности. В данном случае уполномоченный государственный орган, в принципе, ничем не отличается от любого другого центрального органа исполнительной власти, возглавляющего ту или иную систему государственного управления.

Эти акты можно квалифицировать в качестве внутренних правовых актов;

2) правовые акты, связанные с регулированием налоговых отношений.

Налоговый контроль составляет сердцевину деятельности налоговых органов и его осуществление является их основной функцией.

Налоговый кодекс устанавливает обязанность всех юридических и физи­ческих лиц состоять на налоговом учете, чем предопределяет право налого­вых органов на осуществление этого учета и государственную регистрацию налогоплательщиков.

3. Обязанности органов налоговой службы: 1) обя­занности перед государством как субъектом организационного налогового отношения; 2) обязанности перед налогоплательщиком как субъектом материального налогового отношения.

Должностным лицам органов налоговой службы запрещается осуще­ствление служебных обязанностей в отношении налогоплательщика, ко­торый является такому должностному лицу близким родственником (ро­дители, супруги, братья, сестры, дети) или свойственником (братья, сестры, родители и дети супругов) и (или) имеется прямая или косвенная финансовая заинтересованность.

Порядок исполнения наказаний по делам об административных нарушениях.

Административно-правовые формы и их классификация.

Государственная власть воплощается ее субъек­тами в конкретных действиях различного рода выража­ющих ее содержание и направленность. Каждый орган исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией имеют возможность осуществлять управляющее воздействие в конкретных ситуациях. Превращение такой возможности в реальность происходит в форме конкретных внешне активных действий, выражающих содержание государственно-управ­ленческих функций субъекта управления.

Таким образом, под формой управления понимается внешне выраженное действие ис­полнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последст­вия.

Правовые формы всегда порождают юридические последствия, потому их можно обозначить в качестве административно-правовых форм управления, т.е. формами реализации исполнительной власти, составляющих ее содержание юридически властных полномочий. Это, прежде всего, правовые акты.

Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут: осуществление различного рода организационных действий — проведение семинаров, совещаний, ин­структивных сборов, обработка получаемой информации и т.п., либо материально-технических операций -экспедиция, транспорт, охрана и т.п.

Административно-правовые формы, образуя своеобразную систему действий исполнительных органов, могут быть классифициро­ваны по различным критериям:

а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т.е. различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкциониро­вание и т.п.). Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием правовых актов управления;

б) по достигаемым результатам: позитивные (позитивное регулирование общественных отношений: установ­ление каких-либо положений, утверждение программ социально-экономического развития и т.п.) и негативные (реакция на ненадлежащее поведение, на негативные явления в сфере государственного управления);

в) по направленности: внешние воздействующие на общественные от­ношения в сфере государственного управления (внешняя направ­ленность) или внутренние — на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

г) по объему: общеобязательные или индивидуальные;

д) по адресату: общеобязательные — вся система исполнительной власти (государ­ственного управления) частные (персональные, внутренние) — адресованные конкретным субъектам либо на упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация);

Читать еще:  Реализация налоговой политики государства

е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные (например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административ­ного производства);

ж) по количеству участвующих субъектов (субъектному выражению): односторонние и многосторонние (два и более — административно-правовые договоры);

з) по инициативности: используемые субъектами исполни­тельной власти по собственной инициативев силу требований за­крепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (на­пример, по жалобам граждан);

и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения;

к) по отношению к другим субъектам государственной влас­ти: используемые в отношениях с законодательными (представи­тельными) либо судебными органами;

л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в за­висимости от формы собственности (государственные, кооператив­ные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, инди­видуальные объекты);

м) по юридическому содержанию: предписывающие, запрети­тельные, дозволительные;

н) по характеру возникновения: первоначальные (из­дание правовых актов) и производные (регистра­ционные, разрешительные действия);

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 140 ;

1. Содержание и элементы государственного налогового менеджмента

1. Содержание и элементы государственного налогового менеджмента

В российской теории и практике считается, что государство является неэффективным управленцем-хозяйственником и его деятельность находится вне рыночных отношений, а поэтому управление финансами и налогами носит административный характер и не может быть рыночно ориентированным. Действительно, управление налогами на макроуровне специфично в силу законодательно-правовой, обязательной формы налоговых отношений, завуалированности процесса формирования и функционирования налогов как цены услуг государства (общественных благ). Усиливают скептицизм неумелые (а порой противоправные) действия и решения органов государственной власти в финансовой сфере, их нежелание переходить на эффективные, рыночно ориентированные формы и методы управления финансами и налогами. Однако это не отвергает ни саму возможность, ни острую необходимость организации полноценной, эффективной системы государственного налогового менеджмента, учитывая специфику такой формы управления налоговыми потоками на уровне экономики в целом и регионов страны, а также существенное влияние на принятие решений нерыночных и даже неэкономических факторов. К последним относятся социальные, политические факторы, лоббизм, коррупция и др.

Государственный налоговый менеджмент представляет собой систему управления органами государственной власти налоговыми потоками в рамках установленных процедур и элементов налогового процесса рыночно ориентированными формами и методами с целью финансового обеспечения производства и предоставления требуемого объема и качества общественных благ (выгод, услуг). В основе государственного налогового менеджмента лежат принципы стратегического видения тенденций и закономерностей формирования структуры развития экономического, финансового и налогового потенциала, а также методы обеспечения их продуктивного воздействия на факторы экономического роста. Такая система управления государственным финансовым хозяйством, включая его налоговую составляющую, пока отсутствует в России, разрозненно функционируют лишь отдельные ее элементы.

Объектом государственного налогового менеджмента являются входящие и исходящие налоговые потоки, совершающие свое движение в рамках установленного налогового процесса от налогоплательщиков в бюджетную систему (систему бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней) в порядке исполнения налоговых обязательств и используемые на прирост общественных благ, стимулирование экономического роста в стране и налоговое администрирование.

Субъектами государственного налогового менеджмента выступают органы государственной законодательной и исполнительной власти, непосредственно осуществляющие управление потенциальными и фактическими налоговыми потоками, т. е. задействованные в налоговом процессе. К таким субъектам относятся обе палаты Федерального Собрания РФ (Совет Федерации и Государственная Дума РФ), законодательные и представительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, Президент РФ и его Администрация, главы администраций субъектов РФ и муниципальных образований, Правительство РФ и аналогичные структуры субъектов РФ, Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральное Казначейство, Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами.

Законодательные органы власти рассматривают и принимают законодательные акты в области налогообложения, бюджеты на очередной год и отчеты об их исполнении, другую деятельность по правовому обеспечению налогового процесса в стране. Президент России определяет стратегию налоговой политики, в том числе в ежегодном Бюджетном послании Федеральному Собранию, утверждает налоговые законы, дает задания Правительству РФ по разработке налоговых вопросов и т. д. Похожие функции в регионах осуществляют главы субъектов Федерации. Правительство РФ осуществляет общее руководство и контроль за разработкой и реализацией государственной налоговой политики, дает распоряжения министерствам по разработке конкретных налоговых вопросов и осуществляет нормативное обеспечение налогового процесса и налоговой политики.

Министерство финансов РФ (Минфин РФ) совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ разрабатывает налоговую политику, а также самостоятельно готовит проекты законов по вопросам налогообложения и развития налоговой системы, проект и отчет об исполнении федерального бюджета, осуществляет общее руководство деятельности подведомственных федеральных служб. Финансовые министерства, департаменты, управления и т. п. субъектов Федерации осуществляют похожие функции в масштабе своих регионов.

Федеральная налоговая служба, это ведомство, специально созданное в структуре Министерства финансов РФ для текущего и оперативного управления налогообложением на территории всей страны, включая налоговый контроль. В структуру Федеральной налоговой службы (ФНС) входят региональные управления ФНС по субъектам Федерации и их территориальные межрайонные налоговые инспекции, которые непосредственно ведут работу с налогоплательщиками по организации и контролю исполнения последними налоговых обязательств. Органы ФНС называются налоговыми органами. Роль налоговых органов при взимании налогов на таможенной границе России выполняют органы Федеральной таможенной службы. Органы Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ ведут налоговые расследования, осуществляют налоговые проверки и совершают соответствующие юридические действия в отношении лиц, действия которых квалифицируются как налоговые преступления.

Учитывая, что в структуре субъектов управления налогами отсутствует специальный орган, занимающийся налоговым менеджментом, а Минфин РФ является его основным функциональным субъектом, целесообразно было бы создать в составе названного министерства Федеральную службу налогового менеджмента с привлечением для работы на постоянной основе необходимых научных кадров. Функциями этой федеральной службы должны быть аналитика и координация деятельности всех субъектов налогового менеджмента, осуществление налогового планирования и налогового бюджетирования, разработка мер налогового регулирования и концепции налоговой политики, подготовка законов по развитию налогообложения и налогового механизма, разработка управленческих решений по налоговыми доходам, налоговым расходам, налоговой прибыли, их доведение до Минфина РФ, продвижение и мониторинг исполнения, выполнение заявок субъектов РФ на аналогичные менеджерские работы и др.

Целью государственного налогового менеджмента является обеспечение устойчивого налогового равновесия, долгосрочной сбалансированной реализации налогами всех своих функций (денежного эквивалента ценности общественных благ, фискальной, регулирующей и контрольной) на основе рационализации процедур и элементов налогового процесса, оптимизации входящих и исходящих налоговых потоков. Центральное место в структуре государственного налогового менеджмента отводится оптимизации налоговых потоков путем принятия эффективных управленческих решений в области налоговых доходов, налоговых расходов и использования налоговой прибыли.

Государственный налоговый менеджмент представляет собой науку, искусство и практику принятия управленческих налоговых решений на многовариантной основе путем выбора наиболее эффективных из них. Принятие управленческих решений направлено на достижение цели и решение функциональных задач (функций) государственного налогового менеджмента. К таким функциональным задачам (функциям) последнего можно отнести следующие:

· анализ и оценка с налоговых позиций показателей экономического роста, финансового состояния налогоплательщиков, государственных доходов и расходов;

Читать еще:  Закон о разграничении муниципального имущества

· обеспечение оптимального ценового равновесия совокупного налогового бремени с объемом и качеством предоставляемых общественных благ (выгод, услуг), рационализация структуры налогового бремени и государственных расходов;

· разработка налоговой концепции и приоритетов налоговой политики в фискальном, регулирующем и контрольно-фискальном направлениях, обеспечение функционального налогового равновесия;

· принятие долгосрочных, стратегических налоговых решений в области определения оптимальных параметров и структуры системы налогов, принятие решений о замене или изменении отдельных их видов и (или) элементов налогообложения отдельных налогов;

· принятие долгосрочных, стратегических решений по выбору наиболее эффективных форм и методов налогообложения и налогового регулирования, обеспечивающих необходимый фискальный и регулирующий эффект;

· разработка по доходной и расходной части среднесрочного и текущего налогового бюджета, управление его исполнением и мониторинг;

· прочие функции, связанные с защитой от рисков налоговых поступлений, снижением налоговых недоимок, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения и т. д.

Государственный налоговый менеджмент в целом и принятие налоговых решений осуществляется в рамках установленного налогового процесса и его элементов (налоговое право, система налогообложения, налоговая система, налоговая политика, налоговый механизм). С процессуальных позиций государственный налоговый менеджмент связан с организацией налогового процесса, государственным налоговым планированием (прогнозированием), государственным налоговым регулированием и государственным налоговым контролем. Названные составляющие налогового менеджмента одновременно выступают элементами налогового механизма (и здесь нет никаких противоречий, поскольку через налоговый механизм реализуются функции налогов и управления ими).

Организация субъектами государственного налогового менеджментаналогового процесса представляет собой всю организационную деятельность по составлению, рассмотрению и утверждению бюджетов, по непосредственному сбору налоговых платежей, правовому обеспечению налогового процесса, формированию концепции государственной налоговой политики, государственному налоговому планированию (прогнозированию), государственному налоговому регулированию и государственному налоговому контролю. При этом решаются следующие основные задачи:

· образование доходной части бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней путем мобилизации налоговых доходов;

· оптимальное распределение налоговых ресурсов между звеньями бюджетной и налоговой систем;

· создание рациональной системы налогов на основе оптимизации уровня и структуры налогового бремени по сферам, отраслям и группам налогоплательщиков;

· разработка краткосрочных, годовых, среднесрочных и долгосрочных планов и программ поступления налогов для принятия их к исполнению и принятия управленческих решений;

· организация процедур налогового бюджетирования и принятие к исполнению налоговых бюджетов;

· организация и осуществление налогового контроля и деятельности налогоплательщиков и мониторинга действий и исполнения управленческих решений субъектами государственного налогового менеджмента.

Государственное налоговое планирование и прогнозирование представляет собой систематическую деятельность по разработке плановых налоговых доходов и других показателей, а также подготовку решений, связанных с будущим системы налогов, налогообложения и налогового механизма. На стадии планирования происходит разработка концепции (стратегии и тактики) налоговой политики. Налоговое планирование – это непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой цели, задач и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий в рамках имеющегося или создаваемого налогового потенциала. Последний определяется на основе анализа налоговых поступлений, тенденций и факторов развития налогооблагаемых баз и других необходимых показателей. Разновидностью налогового планирования является налоговое бюджетирование, то есть увязка плановых налоговых доходов с плановыми налоговыми расходами на альтернативной основе.

Государственное налоговое регулирование тесно связано с налоговым планированием, прогнозированием и бюджетированием. Оно предполагает целенаправленную деятельность субъектов налогового менеджмента по воздействию на экономику, отдельные ее сферы, отрасли и сегменты, а также на социальную сферу, используя большой набор налоговых методов и инструментов – виды налогов, методы налогообложения, налоговые льготы и др.

Государственный налоговый контроль предполагает выявление и оценку отклонений фактических налоговых параметров от запланированных, учет налогоплательщиков и проверку соблюдения ими налогового законодательства, применение мер налоговой ответственности за налоговые правонарушения и преступления, проведение мониторинга исполнения субъектами государственного налогового менеджмента намеченных мероприятий и эффективности их деятельности. Государственный налоговый контроль в современной России является наиболее развитым, организационно и институционально структурированным функциональным элементом государственного налогового менеджмента. Система налогового контроля, как и все другие элементы менеджмента, является динамически развивающейся системой.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Государственное управление в области налогов и сборов.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о федеральной налоговой службе» от 30.09.2004 (ред. 06.06.2007):

ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. ФНС находится в ведении МинФина РФ.

Полномочия: а)осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, представлением деклараций, фактическими объемами произв-ва и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, осуществлений валютных операций резидентами и нерезидентами, проведением лотерей и др.; б) выдает в установленном порядке разрешений на проведение лотерей, свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, свидетельства о регистрации организации, совершающей операции сденатурированным этиловым спиртом; в) осуществляет: гос. регистрацию юр. лиц и индивидуальных предприятий, ведение контроля за денатурацией этилового спирта, лицензирование, выдачу специальный марок, функции гос заказчика; г) регистрирует: договоры коммерческой концессии, контрольно-кассовую технику; д) ведет: учет всех налогоплательщиков, ЕГРЮЛ, ЕГРИП (инд. предпр-лей), ЕГРНалогоплательщиков, ЕГРЛотерей, единую гос. автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;е) бесплатно информирует налогоплательщиках о налогах, законодательстве, их правах и обяз-тях; ё) утверждает формы уведомлений, требований и др.; ж) обеспечивает прием граждан и их жалоб: з) взаимодействует с другими гос. органами и мноооооооогое другое…

Права:организация необходимых экспертиз и исследований, запрос и получение сведений, дача юр. и физ. лицам разъяснений, привлечение для проработки вопросов специалистов, осуществление контроля за деятельностью территориальных органов, создание совещательных и территориальных органов, создание образов форменной одежды и порядка ее ношения. ФНС не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также управление гос. имуществом и оказание платных услуг.

Организация деятельности:возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ; имеет заместителей. Руководитель распределяет обязанности м/д своими заместителями, представляет Министру Финансов проекты, предложения, утверждает структуру и штатное расписание, присваивает дипломатические ранги; утверждает ежегодный план, издает нормативные и ненормативные приказы, распоряжения, вносит проект годового плана Министру Финансов и др. Финансирование – из федерального бюджета.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector