Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формы налоговой политики государства

Понятие и формы налоговой политики

Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем об­щества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику.

Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика.

Налоговая политика — представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях: обеспечения финансовых потребностей государства, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Политика максимальных налогов. .данная форма подразумевает установление гос-вом высоких налоговых ставок, сокращение налоговых льгот и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие, как экономический кризис, война.

Политики экономического развитиякогда государство максимально учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый прессинг для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики: обеспечить приоритетное расширение капитала; стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения , наиболее благоприятного налогового климата.

Политика разумных налоговпред­ставляет собой среднее между первой и второй формами. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной защите граждан и наличии значительного числа гос. Соц. Программ.

Классификация видов НП.

В зависимости от длительности периода реализации и стоящих перед ней целей налоговая политика носит стратегический или тактический характер. В первом случае — это налоговая стратегия, во втором — нало­говая тактика.

Налоговая стратегия направлена на решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции и тенденций развития нало­говой системы страны. Она рассчитана на длительную перспективу и по­этому представляет собой долговременный курс налоговой политики.

Налоговая тактика направлена на достижение целей конкретного этапа развития экономики, обеспечивая их достижение путем своевременного изменения элементов налогового механизма.

Методы осуществления НП.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, который стремится достичь государство, проводя налоговую политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы:

ü как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика,

ü замена одних способов или форм налогообложения другими,

ü изменение сферы распространения тех или иных налогов

ü введение или отмена налоговых льгот и преференций,

ü введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Цели НП

Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются:

1. экономическая и социальная ситуации в стране,

2. расстановка социально-политических сил в обществе.

Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также:

ü соц- эконом. Строением общества

ü стратегическими задачами развития экономики страны

ü международными финн. Обязательствами гос-ва.

ü

ü повышение уровня развития экономики,

ü оживление деловой активности,

ü стимулирование хозяйственной деятельности,

ü ликвидация диспропорций.

Фискальные цели — обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах.

ü обеспечение государственной политики регулирования доходов,

ü перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп,

ü сглаживание неравенства.

ü выполнение международных финансовых обязательств государства,

ü укрепление экономических связей с другими государствами.

Цели налоговой политики и ее формы

Понятие налоговой политики

Современная налоговая политика

Налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющая целевое направление и применение налоговых законов.

Налоговая политика обязательно связана с экономикой, поэтому должна быть экономически обоснованной.

Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Обязательно предполагается в государстве проведение налогового планирования.

Налоговая политика это прежде всего совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных, тактических и стратегических шагов, а так же правовых действий органов власти и управления.

Налоговая политика способна обеспечить потребность воспроизводства и общественного богатства. Поэтому необходимо сказать, что налоговая политика это не автоматическое выполнение предписаний и закона, а их постоянное совершенствование. Налоговая политика может проводиться с расчетом на перспективу – налоговая стратегия, и на текущий момент – налоговая тактика.

Тактика и стратегия не разделимы. И если государство стремиться к согласованию всех направлений, то оно должно четко определять свою стратегию.

Налоговая политика влияет на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как кредитно-денежные отношения.

Формы налоговой политики:

  1. Политика максимальных налогов. Государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики.
  2. Политика экономического развития. Государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы.
  3. Политика разумных налогов. Представляет собой нечто среднее между первой и второй формой. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как для ЮЛ, так и ФЛ при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.

Цели налоговой политики:

Обусловлены социально-экономическим строением обществом.

  1. Экономическая – повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорции
  2. Фискальная – обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, для выполнения соответствующими органами власти и управления, возложенных на них функции.
  3. Социальные – обеспечение социальной политики регулирования доходов, то есть перераспределение национальных доходов в интересах определенных социальных групп и сглаживание неравенства.
  4. Международная – выполнение международных финансовых обязательств государства укрепление экономических связей с другими государствами.

Налоговый механизм- практическое проведение налоговой политики. Представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налоговой системы. Формой реализации и регулирование налогового механизма является налоговое законодательство.

Это деятельность налогоплательщика направленное на достижение оптимального уровня налоговых отчислений законным путем.

Принципы налогового планирования:

  1. Законность
  2. Альтернативность – должно быть рассмотрено несколько вариантов налогового планирования, с применением наиболее оптимального
  3. Экономическая обоснованность – момент принятия решения для применения того или иного планирования и учет возможных рисков.
  4. Перспективность – опора на действующее законодательство и учет перспективы его развития.
  5. Оптимальность – при применении механизмов уменьшение не должно приносить ущерб
Читать еще:  Бухучет муниципального имущества

Элементы планирования: составление налогового и бухалтерского учета, налоговый контроль, налоговый календарь, стратегия оптимального управления, льготные режимы налогообложения, отчетно-аналитическая деятельность.

Этапы налогового планирования :

  1. Определение цели и задач, решение вопроса о направлении деятельности и развития бизнеса
  2. Определение наиболее выгодного
  3. анализ льгот
  4. размещение активов и прибыль предприятия.

Налоговую политику определяет: Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией, МинФин (орган непосредственный)- ФНС – Департамент по налоговой политике.

Взвешаная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщика и должна быть подчинена общим принципам налогообложения.

Формы и методы налоговой политики

Являясь составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика в полной мере зависит от форм и методов государственной экономической и финансовой политики. В зависимости от того, в каком состоянии находится экономика государства на данном этапе своего развития, от целей, которые государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики.

Выделяют три основных формы налоговой политики [16, c.30]:

— политика максимальных налогов;

— политика экономического развития;

— политика социальной защиты (политика разумных налогов).

При реализации политики максимальных налогов государство устанавливает высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое количество налогов, стремясь получить от налогоплательщиков максимальное количество финансовых ресурсов, не отслеживая последствия проведения такой политики.

Как правило, подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом никаких надежд на дальнейшее экономическое воспроизводство. Следовательно, такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война.

Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 году. Вместе с тем экономических, социальных и политических предположений для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям, суть которых состояла в следующем:

— у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство;

— широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения;

— массовый характер приобрела так называемая «теневая экономика».

Политика экономического развития является таковой когда государство сознательно уменьшает налоговое бремя на налогоплательщиков, сокращает расходы, в первую очередь на социальные программы. Цель данной политики – это обеспечение приоритетного расширения капитала, стимулирование инвестиционной активности. Указанная политика проводится в то время стагнации экономики, грозящей перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики получили название «рейганомика», поскольку были использованы, в частности, в США в начале 1980-хх гг. XX века.

Проведение налоговой политики такого рода провозгласило Правительство РФ на рубеже XX-XXI вв. при подготовке второй части Налогового кодекса РФ и проекта федерального бюджета на 2002 год.

Политика социальной защиты (политика разумных налогов) представляет собой нечто среднее между первой и второй. Экономическая суть политики данного вида состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при проведении достаточно финансово ёмкой политики по социальной защите граждан.

По другой классификации, в современном мире можно выделить две основные модели налоговой политики. Одну можно назвать либерально-ограниченной, другую – социально-напряженной.

Первая модель характерна для стран, основной целью экономической политики которых является наращивание (восстановление) производства товаров, выход и экспансия на новых внешних рынках, рост доходов населения за счёт частичной инициативы самих граждан. В рамках этой модели жестко ограничивается доля налоговых изъятий (при соответствующем ограничении социальных льгот и гарантий), предоставляются широкие налоговые льготы для инвестиций в производственном секторе, власти не стремятся вмешиваться в регулирование частнопредпринимательской деятельности и воздерживаются от предоставления особых гарантий участникам рыночных отношений (в виде минимума заработной платы, гарантий от увольнения, выплаты пособий по безработице, страхования вкладов в банках и т.д). Основными целями государственной политики выдвигаются стабильность национальной валюты, всемерное поощрение экспорта труда (товаров с высокой долей добавленной стоимости), а также ограничение роста внешнего долга.

Такой модели налоговой политики придерживались Германия и Япония в период их послевоенного восстановления, а раньше – Россия и США (на рубеже XIX-XX вв.) В последние годы такой модели следуют страны Юго-Восточной Азии, Бразилия, Мексика, Индия, Китай [всё это из «налоговая политика и налоговое администрирование – аронов и кашин, с. 323].

Вторая модель сформировалась в практике высокоразвитых стран, которые стремятся (или вынуждены) поддерживать высокие стандарты социальных гарантий и борются за сохранение своих конкурентных позиций на мировом рынке. Для таких стран пределы традиционного экономического роста уже достигнуты (существующие в этих странах производства страдают от недогрузки мощностей по причине ограниченного спроса) и их больше занимают проблемы структурной перестройки экономики (ликвидация низкоконкурентных производств и захват приоритетных позиций на рынках высокотехнологичной продукции).

Соответственно в своей экономической политике они выстраивают следующую иерархию приоритетов: приоритеты «первой категории» — поддержание высокого платежеспособного потребительского спроса, обеспечение занятости и сокращение неравенства в распределении доходов и приоритеты «второй категории» — поддержание высокого экспорта товаров и услуг, экспансия на мировом рынке капиталов, разработка и проведение целенаправленной структурной политики. В борьбе за обеспечние этих приоритетов используются такие инструменты, как манипулирование курсом национальной валюты, поощрение экспансии финансового капитала, ускоренное развитие фондовых рынков, концентрация передовых знаний и технологий (и их носителей) в границах своего государства. Наращивание внешнего долга рассматривается как средство дешевого (или вовсе бесплатного) использования финансовых ресурсов всего остального мира.

Следуя эти приоритетом, власти этих стран определяют цели и средства своей налоговой политики. Среди них:

— высокие ставки налогов, с помощью которых обеспечивается ограничение производства и перемещение доходов от более богатых слоев населения (которые склонны излишки своих доходов вывозить за границу) к более бедным (увеличивая таким образом их платежеспособный спрос, направляемый в первую очередь на продукты местного производства);

— введение НДС, который менее обременителен для торговых, спекулятивных операций (с быстрым денежным оборотом) и особенно чувствителен для «тяжелых», материало- и капиталоемких производств;

— устранение налоговых ограничений на международную миграцию капиталов в целях контроля над инвестиционной политикой других стран;

Читать еще:  Муниципальное и административное деление

— применение для регулирование своих налоговых отношений с другими странами модели налогового соглашения ОЭСР, которая крайне благоприятствует именно странам-экспортерам капитала;

— высокие нормы и ставки социальных налогов с целью поддержания громоздкой и низкоэластичной системы социального страхования и обеспечения.

В целом эффективность и «полезность» проводимой в каждой стране налоговой политики зависит от решения определенного набора основных вопросов налогообложения, а именно: выбора налоговой базы (доходы или расходы, или их какое-то сочетание); метода и режима налогообложения (начисление налога налоговыми органами, самодекларирование доходов, уплата налога получателями доходов, удержание при выплате дохода и др.); размер налога и иерархии налоговых ставок (высокая или низкая доля объекта обложения, пропорциональные, прогрессивные или регрессивные налоговые ставки); метода обложения межгосударственных потоков товаров, доходов и капиталов; объектов налогового подавления (вывоз доходов и капиталов, сделки с наличными, потребление алкоголя, табака, энергоресурсов и т.д.).

В зависимости от целей, избранных приоритетными, и соответствующей формы используют тот или иной метод налоговой политики или их совокупность. Из арсенала современной мировой практики можно выделить следующие методы:

· регулирование соотношения прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· регулирование отраслевой налоговой нагрузки, перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессии;

· регулирование масштаба и направленности предоставления налоговых льгот и преференций, вычетов, скидок и изъятий из налоговой базы;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, способов исчисления налоговой базы, порядка и срока уплаты налогов.

Поставленная цель может достигаться альтернативным или параллельным применением определенных методов с приданием им соответствующей направленности в сторону повышения или уменьшения соотношения, состава и т.д. Например, одна из социальных целей – сглаживание неравенства в уровнях доходов различных групп населения – может решаться либо отказом от «плоской шкалы» и увеличением прогрессии ставко подоходного налога, либо увеличением числа налоговых льгот, вычетов, различных изъятий, ориентированных для населения с низкими доходами, и т.д. Для того чтобы сделать правильный выбор в пользу того или иного метода, необходимо сначала оценить эффективность применения каждого метода и далее на основе сравнительного анализа аргументировано сделать этот выбор.

Для оценки эффективности налоговой политики в целом или отдельного её метода более пригоден подход через оценку результатов и их соответствие поставленным целям. Критерием оценки эффективности в данном случае является приближение достигаемого результата к заявленной цели. Сравнительная оценка эффективности альтернативных методов на этапе их выбора усложняется необходимостью квалифицированного прогнозирования и моделирования этих результатов. Вместе с тем объективная оценка полученных результатов по факту реализации какого-либо метода налоговой политики не менее сложна. [майбуров, налогои и налогообложение, стр.79]

Проанализировав основные моменты понятия «налоговая политика», стало ясно, что она является неотъемлемой частью любого цивилизованного государства. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объема ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной и легитимной деятельности участников материального производства.

Сущность и формы налоговой политики

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовые и правовых мер государства по формированию

налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовые ресурсов.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики.

Она проводится посредством следующих методов: управления, информирования, воспитания, консультирования, льготирования, контроля, принуждения.

В теории можно выделить три основных формы налоговой политики, которые на практике встречаются не в чистом виде, а в определенных соотношениях друг с другом.

Первая форма — это выраженная фискальная политика или политика максимальных налогов. Здесь мы имеем тот случай, когда государство стремится методом высоких налогов наполнить доходную часть бюджета и обеспечить превышение доходов над расходами. Подобная политика, как убедительно показал А. Лэф- фер, чаще всего не достигает поставленных целей. Однако она имеет более серьезные последствия. Происходит замедление расширенного воспроизводства или вообще возврат к простому воспроизводству.

Чем выше предельные налоговые ставки, как говорил А. Лэф- фер, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них. Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый за вычетом налогов доход определяет, работает ли данный человек или сидит на пляже.

Население оказывает пассивное сопротивление данному курсу, начинается массовое уклонение от уплаты налогов. Уклонение от налогообложения приводит, в свою очередь, к росту теневой экономики.

В подобной ситуации мы имеем дело с преувеличением роли фискальной функции налогов по сравнению с остальными функциями.

Вторая форма — это налоговая политика экономического развития. При этом государство стремится всемерно снижать нало-

Отредактировал и опубликовал на сайте РРЕББ! ( НЕРБОЫ ) ги, оставляя большую часть финансовых ресурсов в распоряжении хозяйствующих субъектов. Может показаться, что именно к такой политике следует стремиться. Однако она может иметь тяжкие последствия, а именно: сокращение социальных программ из-за нехватки средств у правительства, снижение уровня жизни работников бюджетных организаций, включая врачей, учителей и т.д.

Третья форма — это оптимальная налоговая политика. Для ее проведения необходимы детальный научный анализ и осмысление экономической ситуации, прогнозирование последствий любых налоговых изменений, комплексность принятия решений. Успех налоговой политики основывается на исследовании прошлого, знании опыта зарубежных развитых стран, на осмысленном применении этого опыта с учетом специфических особенностей национальной экономики.

При проведении налоговой политики могут разойтись фискальные интересы государственных органов и налогоплательщиков. Как достичь гармонизации интересов? Налоговая политика должна учитывать как интересы бюджета, так и интересы широких масс населения. Примирить их вполне возможно. Все заинтере-сованы в устойчивом развитии экономики высокими темпами, в развитии расширенного воспроизводства на основе передовых технологий, а также в решении социальных проблем. Вопрос в оптимальных соотношениях финансирования народнохозяйственных отраслей, в «прозрачности» доходов и расходов бюджета.

Инструментами налоговой политики служат:

налоговые льготы и вычеты;

санкции за неуплату налогов;

порядок формирования налоговой базы;

Читать еще:  Списание муниципального имущества из казны

и главное, сама налоговая система, определяющая приоритет прямых или косвенных налогов, налогов на производство или на потребление; налогов на юридических или на физических лиц; налогов на доход или на имущество; налогов на крупный и малый бизнес; роль таможенных налогов и пошлин; соотношение федеральных, региональных и местных налогов и т.д.

Еще раз подчеркнем что налоговая политика — часть экономической политики. Она исходит из основных экономических и социальных задач на конкретном историческом этапе.

В XXI в. Россия осуществляет начатый в начале 1990-х гг. переход к рынку. Этой задаче всемерно способствует развитие налоговой системы Российской Федерации.

Следует определить, какой именно рынок мы хотим построить. Сформулируем, что представляет собой рыночная система хозяйства. Рыночная экономика — это система организации хо-зяйства страны, основанная на товарно-денежных отношениях, многообразии форм собственности на средства производства, экономической свободе граждан как собственников своей рабочей силы, их конкуренции в сфере производства и обращения товаров и услуг.

В рыночной экономике функционируют и активно взаимодействуют друг с другом три основных специфических рынка: рынок товаров и услуг, или товарный рынок; рынок труда; рынок финансовых ресурсов, включающий в себя рынок ценных бумаг. Цену на рынке формирует соотношение спроса и предложения. На рынке труда ценой является заработная плата наемного работника.

Юридические лица (хозяйствующие субъекты) выступают в одно и то же время в качестве потребителя и производителя на товарном рынке, эмитента и инвестора — на финансовом рынке, работодателя — на рынке труда. Граждане выступают в качестве продавцов своей рабочей силы на рынке труда (трудоспособная часть населения), потребителей — на товарном рынке, инвесторов — на финансовом рынке.

Рыночные модели разных стран весьма отличаются друг от друга. Можно выделить две основные модели рыночной экономики: либеральную модель и модель социально-ориентированного рынка.

Либеральная модель основана на незначительном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь и социальные процессы. Действует минимум предприятий государственного сектора, обес-печивается максимальная свобода хозяйствующим субъектам, государство принимает минимальное участие в решении социальных проблем, заботясь лишь о беднейших слоях населения, регулирование носит монетарный характер и ограничивается преимущественно макроэкономикой. Либеральная модель действует в США, Канаде, близки к ней системы Англии и Франции.

Следует отметить, что многое из сказанного о либеральной мо-дели относится, скорее, к прошлому перечисленных стран. В настоящее время они двигаются в сторону социально-ориентированной модели.

Социально-ориентированная модель отличается более высокой степенью государственного регулирования экономики. Здесь значителен государственный сектор, предпринимательская деятельность подвержена регламентации, государство гарантирует определенный уровень удовлетворения потребностей населения (а не только его низших слоев) в жилье, услугах здравоохранения, образовании и культуре, заботится о занятости трудоспособной части населения. Подобная модель функционирует в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции, Норвегии. Близка к ней и система Японии.

Вполне понятно, что либеральная и социально-ориентированная модели рынка требуют наличия у государства различных финансовых ресурсов. И налоги в странах с социально-ориенти-рованной моделью, конечно, должны быть выше. Величина налогов должна соответствовать задачам, поставленным государством.

Поэтому, когда А. Лэффер и его последователи говорили о 30-процентном налоговом изъятии, следует выяснить, о какой модели рынка идет речь. Напомним, что А. Лэффер сторонник либеральной модели.

Налоговая политика

Комментариев пока нет. Будь первым! 22,676 просмотров

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налоговой (налогово-бюджетной) политике.

Основными рычагами налоговой политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Понятие и задачи

Налоговая политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Среди многочисленных задач налоговой политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий налоговой политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Государство, во-первых, собирает деньги с помощью налогов, во-вторых, тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов:

  1. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.
  2. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита:

  • государственные займы,
  • ужесточение налогообложения,
  • производство денег – сеньораж.

В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Виды налоговой политики

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Дискреционная налоговая политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогообложения. В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная налоговая политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×