Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджетно налоговая система государства

Бюджетно-налоговая система

Нестеров А.К. Бюджетно-налоговая система // Энциклопедия Нестеровых

Бюджетно-налоговая система – это один из важнейших кластеров государственного регулирования экономики. Эффективное государственное управление бюжетно-налоговой системой в РФ позволяет контролировать её функционирование на региональном уровне, в том числе и с использованием механизмов фискальной политики.

Бюджетно-налоговая система в структуре государственного управления

В федеративном государстве бюджетно-налоговая система включает федеральный уровень и региональные уровни, которые выступают элементами системы государственных финансов.

Бюджетно-налоговая система – это совокупность бюджетов разных уровней, основным источником доходов которых являются налоговые сборы, комплекс государственных методов управления и установления форм налогового администрирования и контроля.

Бюджетно-налоговая система является особой категорией в государственном и муниципальном управлении.

Основная цель управления бюжетно-налоговой системой – обеспечение стабильного экономического роста и выполнение фискальных функций.

В соответствии с данной целью происходит распределение расходной нагрузки между бюджетами разных уровней, по результатам которого решаются вопросы о закреплении и перераспределении доходов между федеральным и региональными уровнями.

Элементы бюжетно-налоговой системы:

  • Федеральные и региональные бюджеты;
  • Федеральные и региональные налоги и сборы;
  • Дотации и субвенции;
  • Финансовые потоки между федеральным и региональными уровнями.

Фискальная политика государства – совокупность мероприятий по государственному управлению бюджетно-налоговой системой.

Государственное управление бюджетно-налоговой системой представляет собой определенный курс использования финансовых ресурсов государства, регулирования доходов и расходов, обеспечения сбалансированности бюджета, налогового регулирования и организации денежного обращения внутри страны.

Задачи государственного управления бюджетно-налоговой системой:

  1. Реализация фискальных целей;
  2. Обеспечение стабильного экономического роста;
  3. Стимулирование роста производства;
  4. Стимулирование инновационной деятельности;
  5. Регулирование инвестиционной активности;
  6. Социализация реального сектора экономики;
  7. Создание условий для активизации предпринимательской деятельности.

В Российской Федерации концепция государственного управления бюджетно-налоговой системой основана на интеграции бюджетной системы в целях эффективного функционирования и надежного контроля. Исторически, процесс образования единого фонда государственных финансов практически не прерывался. Вместе с тем, объективное распределение расходной нагрузки между бюджетами разных уровней требует соответствующего развития федеративных бюджетных отношений. Перераспределение финансовых ресурсов между органами власти различных уровней – это обычный элемент «бюджетного федерализма».

В системе государственного управления Российской Федерации бюджетно-налоговая система – это централизованная модель бюджетного устройства страны, которая состоит из федеральной и региональной системы.

Бюджетная-налоговая система РФ регулируется рядом нормативных актов:

  • Конституция РФ – закреплены основы бюджетного устройства страны;
  • Бюджетный кодекс РФ – закреплены уровни бюджетной системы, порядок управления, формирования и исполнения бюджетов;
  • Налоговый кодекс РФ – регулирует функционирование налоговой системы;
  • Нормативные акты, конкретизирующие положения и статьи БК РФ и НК РФ.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Регулирование и реализация бюджетной политики осуществляется в соответствии с положениями действующих нормативных актов.

Региональная бюджетно-налоговая система

Бюджетно-налоговые системы регионов Российской Федерации аккумулируют около половины всех бюджетно-налоговых потоков государства, с весьма заметными колебаниями в части расходов и доходов. Бюджетно-налоговая система региона включает в себя налоговую систему в каждом конкретном регионе и бюджет региона.

Региональные бюджеты – это центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.

Региональная бюджетно-налоговая система в системе государственного и муниципального управления:

  • реализация экономической политики на уровне региона;
  • выравнивание экономического и социального уровня развития территорий;
  • нивелирование факторов, влияющих на отставание уровня развития территории, в том числе исторических, географических, военных;
  • разработка и реализация региональных программ развития, финансируемых из региональных бюджетов.

Функции бюджетной системы региона

Основной критерий развития региональной бюжетно-налоговой системы – самостоятельность. Это ключевой принцип, реализация которого предполагает наличие собственных источников доходов, которые могут использованы по направлениям в интересах развития региона. Соответственно, бюджетная самостоятельность региона отражает уровень его развития, а также определяет эффективность принимаемых экономических решений.

Управление региональной бюжетно-налоговой системой

Помимо региональной бюджетной системы в бюджтно-налоговую систему также входит налоговая система региона. Территориальные налоги подразделяются на два вида:

  1. Региональные – средства, собранные в обязательном и безвозмездном порядке и полностью поступающие в региональные бюджеты.
  2. Местные – средства в полном объеме подлежат к зачислению в муниципальные бюджеты.

Основная часть доходов регионального бюджета формируется за счет налогов и сборов, имеющих обязательный и постоянный характер.

В настоящее время, региональная бюджетно-налоговая система России предусматривает не просто объединение таких элементов, как региональные бюджеты, региональные налоги, сборы, льготы, но и механизм специфических отношений центрального и региональных бюджетов.

Бюджетно-налоговая система многоуровневая. Она включает в себя два ключевых компонента: налоговую систему, регулируемую посредством налогового законодательства и бюджетную систему, которая регулируется бюджетным правом. Бюджетно-налоговая система РФ базируется на нормах Конституции.

Региональная бюджетно-налоговая система построена на основе взаимодействия региональных бюджетов и налогов. Структура бюджето-налоговой системы регионов позволяет регулировать её на каждом этапе функционирования.

Фискальная политика государства по управлению бюджетно-налоговой системой

Государственное регулирование экономики в России осуществляется с помощью инструментов прямого, косвенного и технического регулирования, а фискальная политика выступает средством комплексного регулирования. К сфере фискальной политики относится определение источников и направлений использования финансовых ресурсов государства, а также методы финансирования.

Инструменты фискальной политики соответствуют элементам бюджетно-налоговой системы:

  1. Налоги
  2. Государственные расходы

Отдельно следует остановиться на целях фискальной политики. Ключевые цели представлены на схеме, они определяют сложную систему функций фискальной политики Российской Федерации.

Цели фискальной политики в РФ

Типы фискальной политики:

  1. Дискреционная – манипулирование налогами и расходами для контроля инфляции и экономического роста.
  2. Автоматическая / Недискреционная – корректирование налоговых поступлений с помощью стабилизаторов и регуляторов государственных расходов и налоговых ставок.

Типы фискальной политики

Фискальная политика опирается на диагностику процессов социально-экономического развития, макроэкономические показатели и изменения динамики экономического роста, занятости, инфляции. Различные теории государственного регулирования экономики оперируют инструментами фискальной политики с целью сгладить экономические колебания.

Дискреционная фискальная политика не всегда оказывается эффективной по ряду причин:

  • невозможно полностью предсказать экономические колебания;
  • нельзя абсолютно достоверно предугадать направления развития отдельных социально-экономических процессов;
  • запаздывание действия рычагов государственного управления бюджетно-налоговой системы и их воздействия на экономику;
  • наличие временного лага между принятием мер в рамках бюджетно-налоговой системы государства и появлением эффекта от этих мер в экономике.

Появление и функционирование недискреционной фискальной политики обусловлено ограниченными возможностями дискреционной фискальной политики в сфере адаптации к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями. Именно это делает необходимым дополнить дискреционную фискальную политику инструментами, способными непрерывно корректировать налоговые поступления. Вместе с тем, использование одной только недискреционной фискальной политики невозможно по следующей причине:

Роль фискальной политики состоит в том, чтобы сглаживать цикличность развития экономики, регулировать экономический рост, безработицу и инфляцию.

Без использования дискреционной политики это недостижимо.

Направления реализации фискальной политики

  • стабилизация экономического роста и развития,
  • антициклическое регулирование экономики,
  • стимулирование экономического роста,
  • достижение внешнеторговой сбалансированности.

В периоды экономического спада правительство используют стимулирующие меры фискальной политики, с целью интенсификации предпринимательской активности. В первую очередь, это увеличение государственных расходов и снижение налогов.

В период перегрева экономики, с целью снижения инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, которая также используется и для того, чтобы сбалансировать плюсы и минусы безработицы для экономики.

Фискальная политика Российской Федерации реализуется посредством использования ряда инструментов, при помощи которых государство оказывает влияние на социально-экономическое развитие.

К числу инструментов фискальной политики относят:

  • государственные расходы – закупки товаров и услуг;
  • налоги – основной элемент фискальной политики, источник доходов государства;
  • государственные трансферты – выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Неправильное использование инструментов фискальной политики может привести к серьезным экономическим проблемам: снижению роста ВВП, росту инфляции и, как следствие, к снижению уровня жизни населения.

Основные направления развития бюджетно-налоговой системы в рамках фискальной политики:

  • Интенсификация модернизации и создания новых производств;
  • Интенсификация предпринимательской активности;
  • Стимулирование инновационной деятельности;
  • Повышение производительности труда;
  • Повышение темпов экономического роста за счет регионального потенциала;
  • Ликвидация проблем бюджетной сбалансированности на уровне регионов.
Читать еще:  Аренда или концессия муниципального имущества

Данные направления соответствуют, во-первых, критериям повышения доходной базы бюджетно-налоговой системы за счет развития экономики на уровне регионов и, соответственно, наращивания налогового потенциала, во-вторых, обеспечению сбалансированности бюджета.

Бюджетно-налоговая система;

Государственный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления (формулировка Бюджетного Кодекса РФ). Государственный бюджет представляет собой баланс расходов и доходов государства, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть содержит перечень поступлений, расходная – перечень государственных расходов.

Государственный бюджет является системой, состоящей из центрального и территориальных бюджетов. Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней.

Структура бюджетной системы РФ состоит из трех уровней:

1. Первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ.

2. Второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

3. Третий уровень – местные бюджеты.

Основные принципы бюджетной системы РФ (определены в Бюджетном Кодексе РФ):

1. Единство бюджетной системы, что означает:

a) единство правовой базы;

b) единство денежной системы;

c) единство форм бюджетной документации;

d) единство принципов бюджетного процесса;

e) единство санкций за нарушение бюджетного законодательства и т.д.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов (принцип бюджетного федерализма):

a) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

b) право органов управления (государственных и местных) самостоятельно определять направления расходов средств соответствующих бюджетов;

c) недопустимость изъятия доходов, сумм превышения доходов над расходами соответствующих бюджетов и т.д.

4. Сбалансированность бюджетов. Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать объему доходов этого бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Из выше сказанного видно, что принцип бюджетного федерализма означает автономное функционирование бюджетов всех уровней. Нижестоящие не входят своими доходами и расходами в вышестоящие. За каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются направления расходов. Возможно перераспределение средств между бюджетами в форме финансовой помощи вышестоящих бюджетов нижестоящим. Финансовая помощь оказывается в виде бюджетных субвенций (от лат. приходить на помощь).

Источники доходов государственного бюджета:

1. Налоговые поступления (80-90% всех доходов).

2. Неналоговые доходы:

a) доходы от использования и продажи государственного имущества;

b) дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

c) целевые перечисления;

d) доходы от платных услуг государственных органов и т.д.

3. Государственные займы путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг.

4. Эмиссия денег.

Расходы государственного бюджета:

I. Группировка по направлениям:

1. Расходы на социально-экономические цели.

2. Военные расходы.

3. Расходы, связанные с хозяйственной деятельностью государства (например, с внешнеэкономической деятельностью).

4. Расходы на государственное управление и т.д.

II. Группировка по экономическому содержанию:

1. Государственные закупки.

2. Трансфертные платежи.

3. Расходы по обслуживанию государственного долга (например, затраты на выпуск и размещение государственных облигаций, выплата процентов и т.п.).

Согласно Бюджетному Кодекса РФ расходы государственного бюджета по экономическому содержанию делятся на:

1. Капитальные расходы (часть расходов бюджетов, обеспечивающая инвестиционную и инновационную деятельность).

2. Текущие расходы (часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т.п.).

Бюджетный дефицит.Государственный бюджет представляет собой баланс расходов и доходов. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (бюджетный излишек). Превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (бюджетный недостаток). И то, и другое считается в процентах в ВНП (ВВП). Доходы бюджета зависят от налоговых поступлений, а те, в свою очередь, от масштабов национального производства и уровня доходов хозяйствующих субъектов. Расходы бюджета могут не зависеть от уровня доходов (автономные расходы). Следовательно, при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит бюджета, а при высоком – профицит бюджета.

Бюджетное сальдо = доходы бюджета – расходы бюджета. При профиците сальдо положительное, при дефиците – отрицательное. Потенциальное бюджетное сальдо — сальдо, которое обеспечивается в условиях полной занятости. Оно показывает, какая могла быть разница между доходами и расходами государственного бюджета при потенциальном ВВП.

В настоящее время наличие бюджетного дефицита не рассматривается как показатель, характеризующий состояние экономики. Бездефицитный бюджет не свидетельствует об экономическом благополучии, а макроэкономическое равновесие может достигаться при разном состоянии бюджета. Считается, что до определенных пределов бюджетный дефицит не опасен. Например, в период экономического спада бюджетный дефицит может быть значительным, а небольшой дефицит допускается в течение длительного времени. МВФ признает допустимым существование дефицита в пределах 2-3% ВНП. Серьезной проблемой считается только значительный или длительный дефицит.

Основные причины бюджетного дефицита:

1. Невозможность мобилизовать необходимые доходы вследствие падения темпо производства, низкой производительности труда и иных причин, вызывающих снижение эффективности производства.

2. Рост расходов без учета финансовых возможностей, их недостаточная целесообразность и эффективность (в том числе, военных расходов и расходов на содержание административного аппарата).

4. Нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

5. Целенаправленная бюджетная политика на создание дефицита.

При данной величине бюджетного дефицита его воздействие на экономику зависит от методов финансирования дефицита (то есть от того, из каких источников покрываются расходы, превышающие доходы).

Таблица 8.1 Основные методы финансирования бюджетного дефицита

Государственный бюджет и налоговая система РФ; элементы взаимодействия государственного бюджета и налоговой системы

В каждой стране основу государственных финансов составляет бюджет, а точнее — бюджетная система, которая включает государственный бюджет и бюджеты соответственных административных единиц. Бюджет — это сбалансированная смета, роспись денежных доходов и расходов на определенный период.

Государственный бюджет — наибольший централизованный денежный фонд государства, который находится в распоряжении правительства. В государственном бюджете концентрируется большая часть валового национального продукта. Он играет невероятно важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей социально — экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. Бюджетные средства направляются на государственное управление, народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборону, поддержку и развитие науки. Государственный бюджет и местные бюджеты всех уровней составляют финансовую основу для объединения общегосударственных и региональных интересов.

Центральное место бюджета в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. В странах с развитой рыночной экономикой через бюджет перераспределяется почти половина национального дохода.

Бюджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его регионами. Необходимость такой системы возникает в результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие ряда объективных причин, связанных с их экономическим и географическим положением.

По своей экономической сущности государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключаются в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.

Государственный бюджет следует рассматривать как средство реализации финансовых функций государства. Благодаря бюджетным отношениям происходит сосредоточение денежных средств в руках государства и их использование для выполнения государством своих функций.

Распределительная функция проявляется в результате использования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей, причем сфера действия этой функции достаточно многообразна. Это межотраслевое, межтерриториальное, федеральное, городское перераспределение средств, обусловленное тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении средств, как они используются. Бюджет отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, благодаря чему становится видно, как поступают средства, в каких размерах. Проявление функций государственного бюджета находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме, являющемся реальным воплощением бюджетной политики, и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Государство использует бюджет для регулирования экономики посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными ресурсами. В процессе осуществления бюджетной политики государство имеет возможность применять самые разнообразные формы воздействия на экономику: субсидирование и финансирование предприятий, осуществление государственных инвестиций, финансирование конверсии оборонных отраслей промышленности. Результатом такого воздействия служит рост национального дохода, решение насущных социальных проблем, расширение или уменьшение совокупного спроса и предложения, создание необходимой инфраструктуры.

Читать еще:  Особенности государственной и муниципальной форм собственности

Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и перераспределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

Действующая в настоящее время в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы нало-гообложения, были приняты парламентом России в декабре 1991 г. На протяжении прошедших лет российская налоговая систе-ма подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне.

Налоговая система России включает следующие элементы:

ѕ взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов;

ѕ система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.

В зависимости от характера государственного устройства налоговая система может включать федеральные (центральные) налоги, налоги административно-территориальных образований (или налоги субъектов Федерации) и местные налоги и сборы. Как правило, в рамках второй и третьей категорий налогов выделяются налоги, носящие обязательный характер, и налоги, которые могут быть введены по решению региональных и местных органов власти.

Налоги административно-территориальных образований и местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие бюджеты, а из числа федеральных налогов могут выделяться те, которые распределяются между бюджетами различных уровней для балансирования бюджетной системы и дотирования местных бюджетов (группа регулирующих налогов).

Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

К федеральным налогамРоссийской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.

К республиканским налогамотносятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

К местным налогам и сборамотносятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.).

НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

1. Государственный бюджет и государственный долг.

Частью финансовой системы страны являются государственные финансы – совокупность финансовых звеньев, обеспечивающих выполнение политических и экономических функций государства. Она состоит из 3-х звеньев: бюджетной системы, финансов государственных предприятий и специальных внебюджетных фондов.

Бюджетная система обычно зависит от государственного устройства – в унитарном государстве она двухуровневая, в федеральном – трёхуровневая. В России бюджетная система включает федеральный (государственный) бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты административно-территориальных образований. Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет государства.

Главным звеном бюджетной системы является государственный бюджет – крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Через госбюджет в развитых странах перераспределяется в среднем около 40-50% национального дохода. Бюджет формируется по бухгалтерскому принципу и состоит из двух частей: доходной и расходной.

Доходы госбюджета формируются за счёт:

– доходов от государственной собственности и государственных предприятий

– взносов во внебюджетные фонды

Расходные статьи бюджета включают:

– расходы на социальную сферу (здравоохранение, образование, культуру и т.п.)

– расходы на производственные программы государства (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на НИОКР)

– оборонные расходы (на ВПК, на проведение конверсии, на содержание дипломатических служб, МИД)

– административно-управленческие расходы (на содержание государственного аппарата, органы внутренних дел, юстиции и т.п.)

– расходы на обслуживание государственного долга.

Через бюджет осуществляется распределение и перераспределение национального дохода. Большая доля бюджета приходится на вторичное распределение (перераспределение). Оно обеспечивает:

– доступ большинства населения, в том числе и его низкодоходных слоёв к потреблению социальных благ (здравоохранения и образования),

– осуществление долгосрочных программ (развитие фундаментальной науки, космоса, исследования мирового океана и т.п.),

– проведение определённой макроэкономической политики.

В составе госбюджета могут выделять отдельной строкой так называемый бюджет развития – финансирование государственных инвестиций в передовые отрасли и направления экономики.

Помимо бюджета перераспределение дохода осуществляется через систему внебюджетных фондов: целевых (дорожного) и так называемых доверительных (пенсионного, медицинского, фонда занятости). Внебюджетные фонды являются дополнением к бюджету и утверждаются одновременно с ним. Отличие заключается в целевом характере ресурсов, аккумулируемых в этих фондах. Их средства не могут использоваться в других направлениях

Совокупность госбюджета, системы налогообложения, государственных расходов получила название фискальной системы (от латинского фиск – государственная казна), а набор определённых мероприятий по налогово-бюджетному регулированию и изменению государственных расходов – фискальной политики государства.

Одна из важнейших макроэкономических проблем – это сбалансированность госбюджета. Обычно на практике имеет место расхождение между расходными и доходными статьями бюджета. Превышение доходов над расходами называется профицитом, превышение расходов над доходами – дефицитом госбюджета. Профицит возникает в период бурного экономического роста и обычно носит краткосрочный характер. Для подавляющего большинства стран, в том числе и развитых, характерно наличие бюджетного дефицита.

Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита:

1. Денежная эмиссия. Самый простой и нежелательный способ.

2. Государственные займы у центрального банка, финансовых учреждений, зарубежных государств, международных организаций.

3. Выпуск и размещение на фондовых рынках государственных ценных бумаг.

Ценные бумаги могут выпускаться для населения, предприятий, кредитно-финансовых учреждений, зарубежных инвесторов (нерезидентов). Поскольку непосредственно или через продажу ценных бумаг государство занимает деньги как внутри страны, так и за рубежом, то государственный долг делится на внутренний и внешний.

Сумма накопленных за определённое время бюджетных дефицитов образует государственный долг предприятия. Государственный долг подразделяется на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (более 5 лет). Наиболее тяжёлым является краткосрочный долг, на него обычно приходится большая часть задолженности и выплат по процентам.

При большой величине государственного долга значительная часть бюджетных поступлений отвлекается на его обслуживание.

До 30-х годов 20 века считалось, что в нормально функционирующей экономике необходимо ежегодно иметь бездефицитный бюджет. Во второй половине 20 века возобладала точка зрения, согласно которой дефицит госбюджета — допустимое явление. Бюджет должен быть сбалансированным в рамках одного экономического цикла. На этапе спада государство может сводить бюджет с дефицитом, который компенсируется за счёт профицита в период подъёма. Однако в дальнейшем бюджетный дефицит стал хроническим явлением, имеющим место даже на стадии экономического роста.

2. Современная налоговая система.

Под налогами (сборами, пошлинами) понимаются обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня, осуществляемые плательщиками на условиях, определяемых законодательством.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Налоговая система должна строится на основе следующих принципов:

1. Посильность (необременительность) – уровень налоговой ставки должен учитывать возможности налогоплательщика.

2. Прозрачность – система уплаты налогов должна быть простой и понятной для налогоплательщика

3. Однократность – необходимо избегать двойного налогообложения (в налоге с оборота или с банковских депозитов)

Читать еще:  Закон иркутской области о муниципальных образованиях

4. Обязательность – система штрафов и санкций должна делать сокрытие налогов экономически не выгодным

5. Гибкость – налоговая система должна перестраиваться при изменениях в макроэкономической ситуации без потерь для общества.

Налоговая система выполняет три основные функции:

1. Фискальную (Фиск – казна) Позволяет собрать средства, необходимые для финансирования бюджетных расходов.

2. Регулирующую. Позволяет оказывать необходимое воздействие на экономику, способствовать ее стабилизации или, наоборот, стимулировать экономический рост.

3. Перераспределительную. Финансовые средства изымаются с одних направлений экономики и направляются в другие, более перспективные. Или они за счет прогрессивного налогообложения частично перераспределяются от богатых к малообеспеченным слоям населения.

1. На прямые и косвенные. Прямые – это налоги, которые взимаются с конкретного физического или юридического лица. К ним относятся: налоги на доходы (подоходный налог с граждан, налог на прибыль предприятий, платежи на социальное страхование), поимущественные налоги (на имущество граждан или предприятий, на собственность, на наследство и т.п.) Тяжесть налогового бремени приходится непосредственно на плательщика налога.

Косвенные – это налоги, взимаемые при движении товара или услуги. К ним относятся налог с оборота, налог на добавленную стоимость, акцизы, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и т.п. Обычно эти налоги частично или полностью закладываются в цену товара, а часть налогового бремени перекладывается на покупателя. Чем меньше эластичность спроса, тем большая часть налога оплачивается за счет потребителя. Т.е. чем меньше эластичность, тем больше налоговое бремя покупателя.

2. На прогрессивные, пропорциональные и регрессивные. Прогрессивные – ставка налога растёт с увеличением налогооблагаемой базы. Пропорциональные – ставке одинакова для любых облагаемых сумм (подоходный налог в России). Регрессивные – с ростом облагаемых сумм ставка налога уменьшается (обычно для косвенных налогов или для специальных целей — например, налогообложение прибыли, идущей на развитие производства).

3. На федеральные, республиканские и местные.

К федеральным налогам в России относятся: 1) налог на добавленную стоимость, 2) акцизы, 3) налог на доходы физических лиц, 4) налог на прибыль предприятий, 5) налог на добычу полезных ископаемых, 6) водный налог, 7) сбор за пользование объектами животного мира 8) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, 9) государственная пошлина 10) таможенная пошлина.

Поступления большинства федеральных налогов распределяются между бюджетами всех уровней в процентном отношении.

Региональные: налог на имущество предприятий, налог на игорный бизнес, транспортный налог, лесной сбор.

Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Налоговая структура большинства западных государств составляет: примерно 40% — налоги на доход и прибыль, 30% — косвенные налоги, 20 % — взносы на социальное страхование, 10% — прочие налоги. В России основные доходы формируются от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), НДС, налогов на прибыль предприятий и таможенных сборов.

Существует зависимость между налоговыми ставками и уровнем доходов государственного бюджета. Она получила название кривой Лаффера.

3. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

3. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика

В целом государственное регулирование экономики может проводиться как посредством прямого воздействия на экономику, например при участии государства в процессе производства, так и косвенно, с помощью финансового механизма.

Основным инструментом государственного воздействия на экономику является государственный бюджет. Это та часть национального дохода, которая подлежит распределению. По виду же государственный бюджет представляет собой баланс доходов и расходов за рассматриваемый (отчетный) период.

Основным бюджетом страны является федеральный бюджет, однако параллельно с ним, как правило, в большинстве стран организовываются и местные бюджеты. Любой государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. Доходная часть обычно включает в себя различные виды налогов, акцизы и прочие государственные сборы и займы. В расходной части учитываются субсидии, предоставленные различным отраслям и регионам, расходы по управлению государственным долгом, на социальную поддержку и обеспечение национальной безопасности. Строится бюджет на основании утвержденных в начале прошлого века принципов полноты, единства, реальности и гласности.

Кроме того, иногда в государственный бюджет включают внебюджетные фонды, представляющие собой денежные средства, которые имеют строго целевое назначение. Количественно эти фонды не всегда относят к государственному бюджету, однако, как видно из их определения, внебюджетные фонды по принципу распределения и использования сходны с расходами государственного бюджета. В качестве наиболее крупных внебюджетных фондов можно назвать фонды социального страхования. Важно также помнить о том, что такие внебюджетные фонды значительно увеличивают возможности государственного регулирования экономики, помимо бюджета.

Итак, к основным функциям бюджета относятся:

1) регулирование социально-экономических процессов в стране или регионе;

2) распределение и централизация финансовых ресурсов государства;

3) социальная защита и контроль предпринимательской деятельности;

4) регулирование финансовых доходов и расходов государства.

В общем, фискальная (бюджетно-налоговая) политика государства включает в себя определенные меры по регулированию государственных расходов, изменению налогообложения и государственного бюджета с целью обеспечения в стране полной занятости и производства валового внутреннего продукта, не подверженного инфляции.

Существует два основных вида бюджетно-налоговой политики.

1. Фискальная экспансия, представляет собой политику стимулирования и направлена на ограничение циклического спада экономики. Такой вид фискальной политики государства осуществляется посредством увеличения государственных расходов или снижения налогов. Иногда используются оба метода.

2. Фискальная рестрикция, или ограничительная фискальная политика, направлена на ограничение циклических подъемов экономики посредством снижения государственных расходов и/или увеличения налогов.

Здесь важно отметить, что равновесного уровня национального производства можно достичь и при неполной занятости, учитывая неэффективный спрос. Разница между равновесным и потенциальным уровнями национального производства как раз и регулируется при помощи бюджетно-налоговой политики государства. Причем мультипликативный эффект от снижения налогов, как правило, оказывается меньше эффекта увеличения государственных расходов, так как величины дохода и потребления более «чутки» к изменению государственных расходов.

Так, при увеличении государственных расходов мультипликатор государственных расходов (мультипликатор Кейнса) имеет вид: AY/AG = I(I-MPC), а учитывая налогообложение, этот мультипликатор принимает вид мультипликатора расходов в закрытой экономике:

где t – предельная ставка налога, равная отношению прироста суммы выплачиваемого налога к приросту дохода;

МРС – предельная склонность к потреблению;

?Y – величина, на которую возрастет объем производства при увеличении государственных расходов;

?G – величина, на которую в данном случае увеличиваются государственные расходы.

Из рассмотренных формул видно, что при снижении ставки налога эффект мультипликатора увеличивается.

К тому же снижение налогообложения также оказывает мультипликативное действие на равновесный уровень дохода. Причем мультипликатор налогов имеет вид:

?Y/?T = – MPC/1(1 – MPC),

где ?T – величина, на которую в рассматриваемом случае снижаются налоговые отчисления.

Инструменты бюджетно-налоговой политики выбираются государством в зависимости от поставленных целей. Например, когда основной задачей является расширение государственного сектора экономики, для мощного стимулирующего эффекта и регулирования циклического спада увеличиваются государственные расходы. Для ограничения же инфляции в данном случае применяется ограничительная мера в виде увеличения налогов. Когда же нужно ограничить государственный сектор в экономике – производится снижение налогов как стимулирующая мера в период циклического спада и снижение государственных расходов при циклическом подъеме.

Кроме того, фискальная политика государства подразделяется на дискреционную фискальную политику и недискреционную. Дискреционной фискальной политикой называют направленное изменение государственных расходов, налогов и остатков государственного бюджета посредством конкретных решений правительства. С помощью такой политики государство воздействует на уровень занятости, национальный объем производства и инфляцию. Недискреционная же фискальная политика подразумевает автоматическое изменение государственных расходов, налогов и бюджета под влиянием циклических колебаний величины совокупного дохода.

Интересно, что при дискреционной фискальной политике для стимулирования совокупного спроса в фазе спада специально создается дефицит государственного бюджета, тогда как в фазе циклического подъема – так называемый бюджетный излишек. Причем в условиях недискреционной фискальной политики это происходит автоматически.

Говоря о фискальной политике, важно учитывать действие такого экономического механизма, как автоматического, или встроенного стабилизатора. Этот механизм помогает снизить амплитуду циклических колебаний уровня занятости и выпуска, не изменяя направление экономической политики государства. Например, автоматическим стабилизатором могут быть прогрессивная система налогообложения или система государственных трансфертов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×