Бухучет муниципального имущества - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бухучет муниципального имущества

Учет имущества казны

Разберемся с понятиями

Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:

1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;

2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения.

В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.

Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».

Аналогичные нормативные документы принимаются на региональном и местном уровнях, где решаются порядок, способ и цели использования имущества в составе казны (например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне г. Москвы»).

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием.

Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты.

Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н.

В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н). >|Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.|

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования, устанавливается финорганом этого учреждения бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

Однако финансовый орган надлежащего бюджета имеет право установить иной порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования.

При этом, устанавливая порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны, следует учесть, что данные активы в состав основных средств на счет 101 00 000 «Основные средства» не переводятся, а отражаются в составе нефинансовых активов имущества казны на счете 108 00 000.

В соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н передача объектов государственного (муниципального) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

Пример 1.
Учреждение (федеральная больница) безвозмездно передало медицинское оборудование в состав имущества муниципальной казны.

Балансовая стоимость оборудования – 38 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 8000 руб.

В бухгалтерском учете были составлены следующие проводки:

Ведение бухгалтерского учета в МУП

МУП по организационной форме относятся к коммерческим организациями. Регистрация предприятий осуществляется на основании решений местных органов власти. Особенность ведения деятельности МУП состоит в ограничении прав предприятия по владению и управлению имуществом. В статье расскажем про бухучет в МУП, дадим примеры проводок.

Специфика учета деятельности МУП

Организационная форма МУП создается в виде юридического лица, осуществляющего деятельность без ограничения времени действия. Предприятия имеют отдельный Устав, печать, расчетный счет для ведения деятельности.

Предприятия не имеют право проводить сделки с вверенным ему имуществом – сдавать в аренду, реализовывать, использовать в качестве взноса в фонды других организаций. Активами ТМЦ и МПЗ, имеющимися у предприятия, не полученные или приобретенные на средства собственника, МУП распоряжается самостоятельно.

Формирование уставного фонда МУП

Уставный капитал МУП формируется путем поступления от муниципального собственника имущества – денежных средств, ценных бумаг, нематериальных и материальных активов, имеющих стоимостную оценку. Учет имущества ведется с использованием счета 75 путем открытия субсчета 1 «Расчеты по выделенному имуществу».

Пример формирования уставного фонда МУП

МУП зафиксировало в Уставе сумму фонда в размере 150 000 рублей. Формирование осуществлено имуществом муниципального образования. Предприятие в учете осуществляет записи:

  1. Отражена стоимость имущества фонда: Дт 75/1 Кт 80 на сумму 150 000 рублей;
  2. Осуществлено поступление имущества: Дт 08/4 Кт 75/1 на сумму 150 000 рублей;
  3. Оприходованы основные средства: Дт 01 Кт 08/4 на сумму 150 000 рублей;

Величина фонда может снижена или увеличена. Изменение установленного размера фонда осуществляется после его полного формирования.

Учет передачи основных средств: проводки

Оформление передачи имущества в виде основных средств осуществляется на основании распоряжения муниципалитета, извещения, договора о передаче имущества в хозяйственное ведение и акта приема-передачи. Учет ведется с использованием счета 75 с открытием отдельного субсчета или иного другого. Читайте также статью: → “Учет уставного капитала организации. Учет расчетов с учредителями. Счет 80, 75». Стандартные проводки по поступлению и учету ОС:

Имущество, стоимость которого не соответствует требованиям отнесения к ОС, учитывается в составе МПЗ. Например, если в договоре указан период передачи в управление менее 12 месяцев, имущество не учитывается в составе ОС.

Учет поступления ОС в сумме сверх фонда

Способы учета ОС, полученных сверх вложений в уставный фонд, не определены законодательно. Для учета поступлений допускается использовать счет 83, консолидирующий информацию о добавочном капитале. Имущество учитывается обособленно от других ОС в разрезе объектов.

МУП получило от собственника имущество сверх стоимости, заявленной учредительными документами. Стоимость полученного имущества составила 51 000 рублей. После дооборудования запчастями стоимостью 2 000 рублей основное средство принято в эксплуатацию. В учете предприятия отражается операция:

  1. Учтено поступление имущества: Дт 08 Кт 83 на сумму 51 000 рублей;
  2. Учтено дооборудование: Дт 08 Кт 10 на сумму 2 000 рублей;
  3. Отражено принятие на учет основного средства: Дт 01 Кт 08 на сумму 53 000 рублей.

О возможности изменения величины добавочного капитала соответствующие положения вносятся в учредительные документы. При возврате имущества стоимость добавочного капитала будет уменьшена.

Учет основных средств в МУП

Имущество относится к амортизируемым ОС (п.1 ст. 256 НК РФ). Для учета ОС предприятие оформляет карточку учета № ОС-6. В регистре указывается первоначальная стоимость, группа и норма амортизации, срок использования, дата принятия на учет. Амортизация в МУП начисляется по стандартным правилам учета – ежемесячно, с отражением на отдельном счете. Сумма участвует в налогообложении предприятия для снижения базы.

Собственник имущества может не установить в передаточном акте стоимость имущества. Предприятия имеют право принять на учет по сумме, соответствующей величине рыночной стоимости (п.10 ПБУ 6/01). Получение данных возможно после проведения оценки. Читайте также статью: → “Учет основных средств» (ПБУ 6/01)».

Предприятия имеют право возвести хозспособом, за счет собственных средств объект основного средства. После приемки основного средства объект передается в муниципалитет (собственнику МУП). Расходы, произведенные в процессе строительства, не учитываются при налогообложении (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Изъятие имущества МУП: примеры проводок

Собственники имущества, муниципальные органы, имеют право изъять имущество, ранее переданное в управление. Одновременно с возвратом имущества производится уменьшение уставного фонда, если активы формировали его стоимость.

МУП имеет полностью сформированный уставный фонд в размере 160 000 рублей. Муниципалитетом принято решение об изъятии из фонда основного средства на сумму 32 000 рублей, амортизация которого составила 3 000 рублей. Предприятие производит записи:

  1. Отражено снижение стоимости фонда: Дт 80 Кт 75/1 на сумму 32 000 рублей;
  2. Списана стоимость ОС: Дт 01/2 («Выбытие») Кт 01 на сумму 32 000 рублей;
  3. Списана амортизация: Дт 02 Кт 01/2 на сумму 3 000 рублей;
  4. Отражено выбытие: Дт 75/1 Кт 01/2 на сумму 29 000 рублей;
  5. Учтена разница: Дт 75/1 Кт 91 на сумму 3 000 рублей.

При изъятии имущества обязанности по уплате НДС и прибыли не возникает в связи с отсутствием объекта обложения при передаче имущества. Изъятие имущества собственником необходимо отделять от продажи. Реализация имущества МУП осуществляется после одобрения собственника путем открытых торгов. Необходимость в продаже имущества возникает в связи с отсутствием необходимости использования его в деятельности МУП. Суммы, полученные после реализации, являются средствами собственника.

Системы налогообложения в МУП, критерии выбора режимов

Предприятия имеют право выбрать систему налогообложения и применить общеустановленную либо упрощенную форму. Для применения УСН необходимо соблюсти критерии ограничений по величине дохода (требование не применяется для вновь созданных предприятий), предельной численности, сумме остаточной стоимости.

В отношении МУП не используется ограничение по величине участия в уставном фонде других организаций, независимо от того, что фонд полностью сформирован имуществом муниципалитета. Условие не применяется в связи с тем, что собственник не является юридическим лицом. Сравнительные характеристики использования ОСНО и УСН:

Арендуем имущество у государства

Удачное расположение – это почти 100%-ный рецепт успеха для ресторана, кафе и вообще любой точки, связанной с питанием. Довольно часто наиболее удачный вариант помещения находится в собственности муниципалитета или государства. Как в таком случае оформляются отношения? Как отражать соответствующие операции в учете и налогообложении?

Аренда государственного имущества: бухучет

Арендованный организацией объект ОС учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды имущества. По арендованному ОС арендатор амортизацию не начисляет (п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н, зарег. Минюстом России 21.11.03 № 5252).

По окончании срока аренды арендованное ОС списывается с забалансового счета 001 «Арендованные основные средства».

Плата за аренду помещения под офис признается расходами по обычным видам деятельности, как расходы, связанные с управлением, и принимается к бухгалтерскому учету ежемесячно в сумме, установленной в договоре аренды (без учета НДС) (п. п. 5, 6, 7, 16, 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н).

Расходы по арендной плате за офисное помещение относятся на общехозяйственные расходы (в дебет одноименного счета 26) или на расходы на продажу (в дебет одноименного счета 44) в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет «Расчеты с арендодателем по арендной плате».

НДС. Арендатор — налоговый агент

Напомним, что налоговый агент – это лицо, удерживающее какой-либо налог из доходов другого лица и перечисляющее его в бюджет (ст. 24 НК РФ).

Если организация арендует имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный организации арендодателем НДС учитывается в обычном порядке (письмо Минфина России от 23.07.12 № 03-07-15/87).

При аренде на территории РФ федерального имущества (имущества субъектов РФ, муниципального имущества) у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления организация-арендатор признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплачивать в бюджет соответствующую сумму НДС.

Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора. Если сумма НДС не выделена и сказано, что:

  • арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18%. Органу власти арендная плата перечисляется в сумме, определенной в договоре;
  • налог включен в сумму арендной платы, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18/118. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

Если сумма НДС выделена, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

Приведем пример исчисления и удержания НДС арендатором — налоговым агентом. Предположим, что организация арендует два помещения: один у муниципалитета, а другой — у субъекта РФ. В таком случае…

договора об НДС

НДС включен в сумму арендной платы

Счет-фактура и книга продаж

При исчислении сумм налога налоговый агент должен составить счет-фактуру.

Срок для составления НК РФ не установлен, однако налоговики рекомендуют применять норму, устанавливающую срок выставления счетов-фактур налогоплательщиками НДС, т. е. пять календарных дней.

Счет-фактура в одном экземпляре составляется в соответствии с Правилами (утв. постановлением Правительства от 26.12.11 № 1137), при этом продавцом является арендодатель, указанный в договоре аренды, а подписывает счет-фактуру налоговый агент.

Составленный счет-фактура указывается в книге продаж в том периоде, в котором возникла обязанность удержать НДС (письмо ФНС России от 12.08.09 № ШС-22-3/634@).

Уплата НДС в бюджет

НДС с арендной платы следует перечислять в бюджет (п. 1 ст. 174 НК РФ):

  • или по 1/3 от удержанной суммы налога не позднее 25 числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (письмо ФНС России от 13.09.11 № ЕД-4-3/14814@);
  • или в полной сумме в том же квартале, в котором оплачена аренда.

При этом, что в платежном поручении (или ином платежном документе) должен быть указан статус плательщика 02 (налоговый агент).

Это касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей.

Уплаченную в бюджет в качестве налогового агента сумму НДС арендатор имеет право принять к вычету на основании документов, подтверждающих уплату суммы НДС, удержанной им в качестве налогового агента (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно НК РФ (абз. 3 п. 3 ст. 171) положения пункта 3 статьи 171 НК РФ применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления облагаемых НДС операций и при их приобретении он удержал и уплатил НДС из доходов налогоплательщика.

Таким образом, в квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, арендатор принимает НДС к вычету (письма Минфина России от 26.01.15 № 03-07-11/2136, ФНС России от 12.08.09 № ШС-22-3/634@), регистрируя в книге покупок счет-фактуру, составленный при перечислении арендной платы.

Налог на прибыль

Сумма ежемесячно начисляемой арендной платы учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Пример 1 Организация арендует офисное помещение, находящееся в государственной собственности.

Стоимость арендуемого имущества составляет 1 500 000 руб.

Ежемесячная сумма арендной платы — 590 000 руб. (в т. ч. НДС 90 000 руб.).

В учете организации, операцию по аренде офисного помещения, находящегося в государственной собственности следует отразить следующим образом:

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма,

руб.

Первичный

документ

На дату получения имущества в аренду

Стоимость арендованного имущества отражена на забалансовом счете

Договор аренды, Акт о приеме-передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств

Ежемесячно в течение срока действия договора аренды

Отражена плата за

(590 000 — 90 000)

Отражен НДС с суммы

Начислен к уплате в

бюджет НДС, удержанный

с дохода арендодателя

Выписка банка по

Перечислен в бюджет НДС,

исчисленный и удержанный

с арендной платы

Выписка банка по

Принят к вычету НДС,

уплаченный в бюджет

Выписка банка по

Списана стоимость возвращенного арендодателю имущества

Договор аренды, Акт о приеме-передаче объекта основных средств, Инвентарная карточка учета объекта основных средств

Упрощенная система налогообложения

Организация на УСН, даже не будучи плательщиком НДС, должна сама исчислить налог, удержать его из арендной платы за имущество и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 24.09.15 № 03-07-11/54577).

На сумму арендной платы и удержанного с нее НДС необходимо составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж (письмо ФНС России от 12.08.09 № ШС-22-3/634@).

В квартале, когда налог был перечислен в бюджет (но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда), уплаченный в бюджет НДС учитывается организацией-арендатором в расходах при УСН с объектом «доходы минус расходы». Он указывается в книге доходов и расходов в периоде перечисления НДС в бюджет (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Книга продаж и Декларация по НДС

Организация-«упрощенец», не являющаяся плательщиком НДС, но являющаяся налоговым агентом по НДС в связи с арендой государственного имущества, обязана вести книгу продаж и заполнять раздел 9 налоговой декларации по НДС наравне с налогоплательщиками НДС.

Налоговый агент — организация на УСН обязана представить в ИФНС России по месту своего нахождения декларацию по НДС не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была оплачена аренда госимущества (п. 3 ст. 161, п. 5 ст. 174 НК РФ).

Декларация по НДС может быть представлена налоговым агентом-«упрощенцем» на бумажном носителе (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ, подп. 2 п. 5 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, письма ФНС России от 30.01.15 № ОА-4-17/1350@, от 08.04.15 № ГД-4-3/5880@).

Аренда земельных участков. Бухучет

По общему правилу расходы по аренде земельного участка учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99). Аналогичная позиция высказана в письме Минфина России от 02.12.11 № 14-06-19/310-19.

Указанные расходы признаются ежемесячно исходя из суммы арендной платы, причитающейся арендодателю по договору за текущий месяц, независимо от даты фактического перечисления арендной платы (п. 6-6.1, 16, 18 ПБУ 10/99).

Если арендованный участок используется для строительства здания — объекта ОС

Плата за аренду земельного участка, предоставляемого на период проектирования и строительства здания, включается в состав прочих работ и затрат по строительству, формирующих сметную стоимость строительства данного здания (п. 1.7 Приложения N 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утв. постановлением Госстроя России от 05.03.04 № 15/1, далее — Методика, п. п. 4.78, 4.85 Методики).

Затраты, формирующие сметную стоимость строительства здания, не являются расходами организации, а рассматриваются как долгосрочные инвестиции, которые формируют первоначальную стоимость здания как объекта ОС (п. 3 ПБУ 10/99, п. п. 1.2, 3.1.5 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утв. письмом Минфина России от 30.12.93 № 160, п. 7-8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.01 № 26н).

Следовательно, арендная плата формирует первоначальную стоимость здания.

После окончания строительства и принятия построенного объекта в состав ОС расходы по аренде земельного участка учитываются как расходы по обычным видам деятельности.

Налог на добавленную стоимость

По общему правилу арендаторы муниципального имущества признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю-муниципалитету, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ).

Однако из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка — это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета (подп. 1 п. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 41, ст. 42, 62 Бюджетного кодекса РФ).

Платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами (к которым, как было рассмотрено, относится и плата за аренду муниципального земельного участка) не облагаются НДС (на основании подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Таким образом, арендная плата за пользование земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, НДС не облагается.

Соответственно, у организации в отношении указанной арендной платы не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных пункта 3 статьи 161 НК РФ.

Налог на прибыль организаций

В общем случае арендные платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если арендованный земельный участок используется для строительства здания — объекта ОС, который будет учтен в качестве амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ), то расходы по арендной плате за земельный участок, осуществляемые в период подготовки и ведения строительства, должны рассматриваться как расходы, непосредственно связанные со строительством объекта ОС.

Такие расходы прямо в целях налогообложения не учитываются (п. 5 ст. 270 НК РФ), а формируют первоначальную стоимость строящегося объекта (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ), которая в дальнейшем подлежит списанию в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном ст. 259 НК РФ (см., например, письмо Минфина России от 20.05.10 № 03-00-08/65).

Имеются судебные акты, поддерживающие данную позицию (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.13 по делу № А27-21660/2012).

Пример 2 Организация арендует земельный участок. Земельный участок используется в основной производственной деятельности организации.

Согласно договору аренды ежемесячная арендная плата составляет 100 000 руб., расчетные документы на сумму арендной платы выставляются арендодателем ежемесячно.

Организация применяет метод начисления учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

В учете организации операции по аренде земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (у муниципалитета), следует отразить следующим образом:

Как учесть аренду имущества у государства?

Некоторые компании арендуют государственное или муниципальное имущество. Тенгиз Бурсулая, ведущий аудитор ЗАО «АКФ “МИАН”», рассказал об учете и налогообложении офисов и земельных участков, взятых во временное пользование.

Арендованный объект ОС учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» в оценке, указанной в договоре аренды имущества (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). По взятому во временное пользование ОС компания амортизацию не начисляет (п. 50 Методических указаний). А по окончании срока действия договора имущество списывается с забалансового счета «Арендованные основные средства».

Плата за аренду помещения под офис признается расходами по обычным видам деятельности, как траты, связанные с управлением, и принимается к бухгалтерскому учету ежемесячно в сумме, установленной в подписанном контракте (без учета НДС) (п. п. 5, 6, 7, 16, 18 ПБУ 10/99). Расходы по арендной плате относятся на общехозяйственные траты (в дебет одноименного счета 26) или на расходы на продажу (в дебет одноименного счета 44) в корреспонденции с кредитом счета 76, субсчет «Расчеты с арендодателем по арендной плате».

НДС при аренде офиса

Если организация арендует государственное или муниципальное имущество у ГУПа, МУПа или учреждения, то предъявленный организации арендодателем НДС учитывается в обычном порядке (письмо Минфина от 23 июля 2012 г. № 03-07-15/87). При аренде на территории РФ федерального имущества (собственности субъектов РФ, муниципального имущества) у органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления организация-арендатор признается налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать из доходов и уплачивать в бюджет НДС.

Порядок исчисления и удержания НДС зависит от условий договора:

  • если сумма НДС не выделена, и в контракте сказано, что арендатор уплачивает налог самостоятельно, то НДС рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18 процентов. Органу власти арендная плата перечисляется в размере, определенном в договоре;
  • если НДС выделен, а в соглашении сказано, что налог включен в сумму арендной платы, то он рассчитывается как сумма арендной платы, умноженная на 18/118. Органу власти арендная плата перечисляется за вычетом НДС;
  • если НДС выделен, то налог перечисляется в бюджет в этой сумме. Ведомству, сдавшему метры во временное пользование, арендная плата перечисляется за вычетом НДС.

Примеры расчета налога приведены в Таблице 1.

Расчет НДС. Организация арендует два помещения: одно у муниципалитета, а другое – у субъекта РФ

При исчислении сумм налога налоговый агент должен составить счет-фактуру. Срок ее формирования Налоговым кодексом не установлен, однако ФНС рекомендует применять норму, устанавливающую срок выставления счетов-фактур налогоплательщиками НДС, – 5 календарных дней.

Счет-фактура в одном экземпляре составляется в соответствии с Правилами заполнения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137, при этом продавцом является арендодатель, указанный в договоре аренды, а подписывает счет-фактуру налоговый агент. Составленный документ указывается в книге продаж в том периоде, в котором возникла обязанность удержать НДС (письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@).

НДС с арендной платы следует перечислять в бюджет (п. 1 ст. 174 НК РФ): или по 1/3 от удержанной суммы налога не позднее 25-го числа каждого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором оплачена аренда (письмо ФНС от 13 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/14814@), или в полной сумме в том же квартале, в котором оплачена аренда.

При этом в платежном поручении должен быть указан статус плательщика 02 (налоговый агент). Это правило касается и организаций, и индивидуальных предпринимателей.

Уплаченную в бюджет в качестве налогового агента сумму НДС aрендатор имеет право принять к вычету на основании документов, подтверждающих уплату налога (п. 3 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно абзацу 3 пункту 3 статьи 171 Налогового кодекса применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены фирмой для осуществления облагаемых налогом на добавленную стоимость операций, и при их приобретении она удержал и уплатила НДС. Таким образом, в квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, компания принимает НДС к вычету (письма Минфина от 26 января 2015 г. № 03-07-11/2136, ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@), регистрируя в книге покупок счет-фактуру, составленный при перечислении арендной платы.

Налог на прибыль при аренде офиса

Сумма ежемесячно начисляемой арендной платы учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Фирма на УСН, даже не будучи плательщиком НДС, тем не менее должна исчислить налог, удержать его из арендной платы и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина от 24 сентября 2015 г. № 03-07-11/54577). На сумму арендной платы и удержанного с нее НДС необходимо составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж (письмо ФНС от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634@).

В квартале, когда налог был перечислен в бюджет, но не ранее последнего дня месяца, за который оплачена аренда, уплаченный в бюджет НДС учитывается организацией в расходах при УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» и указывается в книге доходов и расходов (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Книга продаж и декларация по НДС

Организация на УСН, не являющаяся налогоплательщиком НДС, но являющаяся налоговым агентом по НДС в связи с арендой госимущества, обязана вести книгу продаж и раздел 9 налоговой декларации по НДС. Налоговый агент – организация на УСН обязана представить в ИФНС России по месту своего нахождения декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была оплачена аренда госимущества (п. 3 ст. 161, п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация может быть представлена на бумажном носителе (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ, пп. 2 п. 5 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, письма ФНС России от 30 января 2015 г. № ОА-4-17/1350@, от 8 апреля 2015 г. № ГД-4-3/5880@).

Аренда земельных участков

Теперь поговорим об учете земельных участков. По общему правилу траты по аренде такой собственности учитываются как расходы по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н). Аналогичная позиция представлена в письме Минфина России от 2 декабря 2011 года № 14-06-19/310-19.

Указанные расходы признаются ежемесячно исходя из суммы арендной платы, причитающейся арендодателю по договору за текущий месяц, независимо от даты фактического перечисления арендной платы (п. п. 6, 6.1, 16, 18 ПБУ 10/99).

Из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета. А платежи в бюджеты за право пользования такими ресурсами не облагаются НДС.

Плата за аренду участка, предоставляемого на период проектирования и строительства здания, включается в состав прочих работ и затрат по строительству, формирующих сметную стоимость здания (п. 1.7 Приложения № 8 к Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1, п. п. 4.78, 4.85 Методики).

Затраты, формирующие сметную стоимость, не являются расходами организации, а рассматриваются как долгосрочные инвестиции, которые формируют первоначальную цену здания как объекта ОС. Следовательно, арендная плата формирует первоначальную стоимость будущего сооружения. После окончания строительства и принятия построенного объекта в состав ОС расходы по аренде земельного участка учитываются как траты по обычным видам деятельности.

НДС при аренде участка

По общему правилу, исходя из нормы пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса, арендаторы муниципального имущества признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю-муниципалитету, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Однако из анализа законодательства следует, что плата за аренду муниципального земельного участка – это платеж за пользование природным ресурсом, который является неналоговым доходом местного бюджета (пп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ, п. 3 ст. 41, ст. 42, 62 Бюджетного кодекса РФ). Платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДС на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ. У организации не возникает обязанностей налогового агента, предусмотренных пунктом 3 статьи 161 НК РФ.

Налог на прибыль организаций при аренде участка

В общем случае платежи за арендуемое имущество (в том числе земельные участки) признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом, если арендованный земельный участок используется для строительства объекта основных средств, который будет учтен в качестве амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ), то расходы по арендной плате за участок, осуществляемые в период подготовки и ведения строительства, должны рассматриваться как траты, непосредственно связанные со строительством ОС.

Такие расходы прямо в целях налогообложения не учитываются (п. 5 ст. 270 НК РФ), а формируют первоначальную стоимость строящегося объекта (абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ), которая в дальнейшем подлежит списанию в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном статьей 259 НК РФ (см., например, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-00-08/65). Имеются судебные акты, поддерживающие данную позицию (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 ноября 2013 г. по делу № А27-21660/2012).

Учет имущества казны в «1С:Бухгалтерии бюджетного учреждения 8»

Определения прав собственности и других вещных прав приведены в разделе II части I Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно статьям 214 и 215 ГК РФ от имени России, субъектов РФ и муниципального образования права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

В соответствии со статьей 125 ГК РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени России и субъектов РФ. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно статьям 48 и 120 ГК РФ бюджетные учреждения наделяются имуществом на праве оперативного управления. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, определяются в соответствии со статьями 296 и 298 ГК РФ.

Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие обобщения.

Имущество казны РФ, казны субъекта РФ — это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (ст. 214 ГК РФ). Муниципальная казна — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).

Предписания нормативных актов

Определения прав собственности и других вещных прав приведены в разделе II части I Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Согласно статье 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 ГК РФ.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Согласно статьям 214 и 215 ГК РФ от имени России, субъектов РФ и муниципального образования права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

В соответствии со статьей 125 ГК РФ органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени России и субъектов РФ. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Согласно статьям 48 и 120 ГК РФ бюджетные учреждения наделяются имуществом на праве оперативного управления. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, определяются в соответствии со статьями 296 и 298 ГК РФ.

Учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие обобщения.

Имущество казны РФ, казны субъекта РФ — это средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (ст. 214 ГК РФ). Муниципальная казна — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (ст. 215 ГК РФ).

Имущество, полученное в оперативное управление

В соответствии с пунктами 5.2, 5.3 и 5.22 Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом» Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника в отношении:

  • имущества федеральных государственных учреждений РФ;
  • федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности;
  • иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ.

Кроме того, названный орган осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Исключением из общего правила являются случаи, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.

Таким образом, собственность, переданная Госкомимуществом учреждению в оперативное управление, имуществом казны не является.

Счет 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны»

Согласно Инструкции по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) для учета объектов нефинансовых активов, находящихся в собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также для учета амортизации указанных объектов предназначен счет 010000000 «Нефинансовые активы». Для учета операций с нефинансовыми активами применяются следующие счета:
010100000 «Основные средства»;
010200000 «Нематериальные активы»;
010300000 «Непроизведенные активы»;
010400000 «Амортизация»;
010500000 «Материальные запасы»;
010600000 «Вложения в нефинансовые активы»;
010700000 «Нефинансовые активы в пути»;
010800000 «Нефинансовые активы имущества казны».

В соответствии с пунктом 89 Инструкции по бюджетному учету № 148н счет 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» предназначен для учета объектов имущества казны РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Нефинансовые и финансовые активы, не закрепленные за учреждениями и составляющие имущество государственной (муниципальной) казны, подлежат бюджетному учету в исполнительных органах государственной власти субъектов РФ (органах местного самоуправления) или уполномоченных ими органах, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.

Таким образом, счет 010800000 должен применяться только органами, на которые возложены функции по управлению и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, для учета имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями.

Бюджетные учреждения учитывают имущество, полученное в оперативное управление, а также поступившее в самостоятельное распоряжение учреждения (приобретенное за счет приносящей доход деятельности), — ОС, НМА, НПА, МЗ — на остальных счетах счета 010000000 «Нефинансовые активы».

Основные средства, являющиеся имуществом казны, также могут быть переданы учреждению с правом их использования без закрепления полученного имущества в оперативное управление: по договору аренды (найма) и (или) в безвозмездное пользование. В этом случае они учитываются на забалансовом счете 01 «Основные средства в пользовании».

Часто бывает, что при оприходовании имущества дополнительной информацией, является ли объект имуществом казны, бухгалтер не обладает. В таком случае нужно учесть, что порядок использования получаемого имущества должен быть закреплен в сопроводительных документах органа, на который возложены функции по управлению и распоряжению этим имуществом.

Читать еще:  Номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector