Finkurier.ru

Журнал про Деньги
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лизинг лицензируемый вид деятельности

Депутаты поспорили с Минфином и ЦБ о реформе отрасли

Вопрос развития лизинговой отрасли уперся в то, кто будет заниматься ее регулированием. Минфин и ЦБ настаивают на поднадзорности всего рынка Банку России с жесткими ограничениями по отношению к его участникам. Крайне либеральный проект депутата Евгения Шулепова, в котором отсутствуют многие базовые требования к лизинговым компаниям, предполагает передачу регулирования незначительной части рынка федеральному органу исполнительной власти, которым может стать Минэкономразвития.

Минфин и Банк России направили критические отзывы на проект поправок к закону «О лизинге», разработанный депутатом от «Единой России» Евгением Шулеповым (с ними ознакомился “Ъ”, их отправку подтвердили в ЦБ и Минфине, а получение — господин Шулепов). Критику вызвало, в частности, отсутствие, по выражению Минфина, «целого ряда концептуальных положений регулирования лизинговой деятельности» — например, требований к минимальному размеру капитала компаний, полномочий ее регулятора по контролю и надзору за ними, положений по введению саморегулирования в отрасли. «Проект не предусматривает меры по повышению транспарентности лизинговой деятельности»,— отмечает ЦБ. К тому же предложение господина Шулепова «увязывает получение статуса специального субъекта лизинговой деятельности (тех, кто попадает под регулирование.— “Ъ”) с получением адресных мер государственной поддержки», а это касается узкой группы компаний, «находящихся в прямой собственности правительства», опасаются в Банке России. «Депутатские поправки ограничивают круг субъектов регулирования несколькими компаниями, в то время как правительственная версия охватывает около 80% легального рынка лизинга»,— утверждает представитель ЦБ.

Предложенный Евгением Шулеповым документ является альтернативной версией соответствующих поправок, разработанных Минфином и ЦБ. Они были внесены в Госдуму правительством в конце 2018 года и приняты в первом чтении ровно год назад.

Читать еще:  Процент по лизингу на авто

Согласно проекту Минфина и Банка России, регулировать лизинговые компании должен ЦБ. Эти компании будут обязаны иметь собственный капитал 20–70 млн руб. (в зависимости от активов), составлять аудированную отчетность, а также вступить в саморегулируемую организацию. В законопроекте господина Шулепова этих норм нет, а регулировать тех, кто все-таки попадет под надзор, должен федеральный орган исполнительной власти, назначаемый правительством. «Принципиальное различие между моим законопроектом и законопроектом, который представил Минфин,— это вопрос о том, кто будет регулировать лизинговую отрасль,— отмечает депутат.— И Минпромторг, и Минэкономразвития считают, что это должен быть не ЦБ, а именно Минэкономразвития, поскольку лизинг — это не чисто финансовый инструмент, а в нем участвует также имущественный комплекс, а это уже сфера развития экономики, за что Банк России не отвечает». При этом, по словам Евгения Шулепова, Минфин и ЦБ настаивают «на полностью финансовой природе лизинга». В Минпромторге и Минэкономразвития не ответили на запрос “Ъ”. «Усиление рисков в лизинговом секторе, чей портфель на начало 2020 года приблизился к 5 трлн руб., чревато потерей стабильности в финансовом секторе, поскольку основными кредиторами лизингодателей являются банки и НПФ»,— опасаются в ЦБ. По словам представителя Банка России, профиль регулирования и надзора определяется характером и структурой рынка.

Алексей Моисеев, заместитель министра финансов, о лизинговой индустрии, декабрь 2018 года

Мы далеко не все знаем про отрасль и не понимаем, какие риски там накопились

По словам директора по сопровождению бизнеса группы компаний «Альфа-Лизинг» Вероники Новиковой, основные аспекты регулирования, предложенные ЦБ, будут способствовать только консолидации бизнеса у крупных игроков и росту расходов лизинговых компаний. «Сам смысл регулирования в данном формате до сих пор непонятен, так как давно существуют и работают схемы регулирования внутри банковских групп, к которым относится большая часть крупных игроков, регулирование же субсидирования всегда велось соответствующими ведомствами, являющимися владельцами процессов той или иной субсидии»,— утверждает она. Гендиректор «Европлана» Александр Михайлов также поддерживает большую самостоятельность лизинговой отрасли, однако, по его мнению, «сообщество только выиграет, если появятся четкие правила и элементы регулирования, стимулирующего развитие».

Читать еще:  Автомобиль на балансе лизингодателя

Лизинг лицензируемый вид деятельности

Вопрос: Организация сдает оборудование в аренду и планирует начать предоставлять лизинговые услуги. Подлежит ли данный вид деятельности лицензированию? Нужно ли вносить изменения в учредительные документы организации? Может ли коммерческая организация оказывать лизинговые услуги или этим имеют право заниматься только кредитные организации?

Ответ: Сдача оборудования в финансовую аренду (лизинг) лицензированию не подлежит, достаточно того, что у организации данный вид деятельности будет отражен в учредительных документах (ст. 5 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон N 164-ФЗ)).
Законодательством не установлены ограничения по тому, что лизингодателем может быть только кредитная организация.

Обоснование: Лицензия — разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
По договору лизинга (финансовой аренды) лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное пользование и владение (ст. 2 Закона N 164-ФЗ).
Поскольку в ст. 5 Закона N 164-ФЗ указано, что в качестве лизингодателей могут выступать коммерческие организации, у которых функции лизингодателей отражены в учредительных документах, организации придется вносить изменения в учредительные документы.
В соответствии с Федеральным законом от 29.01.2002 N 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» ст. 5 из Закона N 164-ФЗ исключено требование, согласно которому при осуществлении лизинговой деятельности требовалось получение лицензии.
К такому же выводу приходит Девятый арбитражный апелляционный суд (Постановление от 13.03.2013 дело N А40-52188/12-126-493), отказывая в удовлетворении заявления, суд отклонил заявленные требования истца о признании недействительным договора финансовой аренды (лизинга), заключенного между истцом и ответчиком. Суд отклонил ссылку истца на то, что он является гарантирующим поставщиком электрической энергии, в сферу деятельности которого не входит приобретение объектов недвижимости на условиях лизинга, что не соответствует нормам действующего законодательства. Положениями ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ в перечень видов деятельности, на которые обязательно требуются лицензии, финансовая аренда (лизинг) не включена. Поскольку финансовая аренда (лизинг) не относится законом к лицензируемым видам деятельности, заключение спорного договора являлось правомерным без получения такой лицензии и не выходило за пределы правоспособности как истца, так и ответчика. На основании изложенного суд пришел к выводу об отсутствии доказательств того, что оспариваемый договор не соответствует требованиям закона.

Читать еще:  Как провести автомобиль купленный в лизинг

И.В.Чучкина
ООО «ИК Ю-Софт»
Региональный информационный центр

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector