Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Парижский клуб кредиторов представляет собой

EREPORT.RU

мировая экономика

Парижский клуб кредиторов. Миссия и цели. Страны участники

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран — Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

Главная идея деятельности Парижского клуба — проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед странами Парижского клуба, и наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Основные принципы работы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены. Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора). Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

2. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований. Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение. Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ. Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности. А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ. По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей. К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином. Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке. Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны- заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

  • ограничение роста денежной массы,
  • сокращение дефицита государственного бюджета,
  • контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации),
  • устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса,
  • ограничение вмешательства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны- должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны- должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств. В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов. Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов. Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.

Парижский клуб кредиторов

Существует огромное количество официальных международных организацией, занимающихся финансированием и кредитованием целых государств, однако помимо них есть еще две структуры, если их так можно назвать, которые также дают деньги в долги разным странам. Они являются не официальными организациями, а, скорее, просто группой кредиторов. Проводя аналогии с привычной действительностью, можно сказать что официальные структуры – это банки, а вот Парижский и Лондонский клубы – это некий аналог международных частных ростовщиков.

Что это такое

Парижский клуб кредиторов представляет собой, как уже было сказано, неофициальную/неформальную организацию, в состав которой входят экономически развитые государства, имеющие свободные средства и готовые давать их в долг на своих условиях всем желающим. В большинстве случаев этот клуб выходит на сцену тогда, когда заемщик, уже имеющий долги, не может по ним расплатиться. То есть он скорее не кредитует, а перекредитовывает, выполняя в первую очередь роль посредников.

История

Впервые информация об этом клубе появилась в 1956 году. Именно тогда Аргентиной проводились попытки консолидировать займы на общую сумму в 350 миллионов долларов США. Чтобы решить проблему, собрались 12 представителей стран Западной Европы, которые и были кредиторами Аргентины. Как раз тогда клуб начал свое действие. Интересен тот факт, что название этому объединению государств дали журналисты. Они высчитали, что чаще всего собрания производятся в Париже, в отеле Ritz. С тех пор прошло уже более 50 лет, совершено множество сделок и выдано огромное количество кредитов. Достоверных данных о деятельности клуба не слишком много, но сам факт того, что он до сих пор продолжает свою деятельность, уже может говорить о высокой эффективности его работы. Не последнюю роль в этом играет и желание не столько получить свою прибыль любой ценой, сколько получить ее же хотя бы когда-нибудь, что особенно актуально в случае с бедными и слаборазвитыми странами, набравшими кредитов, но не имеющими ни малейшего понимания, как их теперь возвращать.

Кредиторы

Так как это неформальная организация, какой-то жесткой структуры, устава, места работы и юридического статуса у нее нет. Члены парижского клуба приходят и уходят тогда, когда это им удобно и выгодно. Если при этом они не затрагивают интересы окружающих, то и вопросов к ним никаких не возникает. В то же время данное объединение работает по своим собственным правилам, принятым всеми странами Парижского клуба (это обязательное условие участия). Других ограничений нет и кредитором может стать кто угодно, при условии, что он вообще может выдавать деньги в долг и уже является держателем каких-то обязательств другого государства. Вступление в Клуб может дать стране неплохие преимущества, но потребует участия в работе этой неформальной организации, особенно в плане реструктуризации уже имеющихся задолженностей.

Читать еще:  Где оформить автокредит на подержанный автомобиль

Сборы и место встречи

Все участники парижского клуба собираются примерно раз в месяц (10 или 11 раз в году). Во время своих «съездов» они обсуждают сложившуюся ситуацию с должниками, заключают договоры и обговаривают любые другие вопросы, интересные именно им. По традиции, сложившейся за полвека работы клуба, встречи происходят всегда именно в Париже, и каждый раз в роли председателя выступает кто-то из высшего руководства министерства финансов Франции. Обслуживающего персонала минимум и в основном он состоит из сотрудников секретариата все того же Министерства финансов. С одной стороны, это приводит к некоторым неудобствам, но они сполна компенсируются возможностью игнорировать бюрократию, что позволяет принимать решение и делать свое дело намного эффективнее. Этому у данного объединения стоит поучиться большинству официальных структур.

Парижский клуб: цели и функции

Главной задачей является избавление государства от кредитного давления самыми разными способами. Это не значит, что Клуб выступает в роли благодетеля, скорее, он просто позволяет выплатить долги по более приемлемым условиям, но при этом требует кое-что и себе. Начинается все непосредственно с переговоров, по итогам которых составляется специальный Согласованный протокол. В нем представлена все информация о потенциальной работе с задолженностью, сроки реструктуризации, даты выплат и другие особенности. Несмотря на то что в переговорах может участвовать большое количество сторон, одной из функций клуба считается полное соблюдение конфиденциальности всеми его участниками. Только и исключительно должник имеет право предоставлять информацию о собственных кредитах и условиях их погашения. Для выполнения поставленной цели могут применяться такие решения:

  • Превращение займа в субсидию, которую не нужно отдавать (разумеется, в ответ на другие услуги).
  • Увеличение срока кредита, что позволит растянуть выплаты по времени и несколько облегчить ситуацию с выплатами.
  • Замена одного кредита другим. При таком подходе появляется возможность получить задолженность на более выгодных условиях, что с большей долей вероятности позволит вернуть средства с меньшей нагрузкой на экономику.

Кроме всего прочего, для некоторых заемщиков могут изменяться другие условия уже полученных кредитов, благодаря чему выполнение их условий может стать более реальным. В рамках своей деятельности Парижский клуб кредиторов строго следует трем основополагающим принципам.

Первый принцип

Угроза прекращения выплат. Это первое, на что ориентируется Парижский клуб стран-кредиторов. Чтобы долг был пересмотрен, государство просто обязано обосновать, почему именно оно больше не имеет возможности платить, и доказать это. Самый простой вариант – показать большое количество долгов и их размер. Обычно этого бывает вполне достаточно, чтобы получить помощь клуба. В других ситуациях может приниматься за основу анализ Международного валютного фонда (МВФ).

Второй принцип

Смягчение требований по кредиту возможно только при условии выполнения определенных условий Парижского клуба. Это второй принцип его работы. То есть страны-участники должны понимать, что заемщик действительно будет стараться оптимизировать собственную экономику и в результате получит возможность выплаты долга. Без встречных шагов ни о какой реструктуризации не может быть и речи. Как правило, за основу берутся рекомендации МВФ. Хотя они обычно подразумевают серьезное падение уровня жизни населения, но помогают высвободить достаточное количество свободных средств, которые можно будет направить на выплату кредита. Среди всех рекомендаций можно выделить несколько самых распространенных и встречающихся практически в каждой ситуации:

  • Государство обязуется не вмешиваться в работу экономической системы страны.
  • Запрещается пытаться регулировать цены на любые товары или услуги.
  • Требуется усовершенствовать политику работы с обменным курсом государственной валюты, чтобы исключить возможность его завышения из-за возможной девальвации.
  • Бюджет страны не должен быть отрицательным. Обычно это подразумевает отказ от различных государственных программ, направленных на улучшение условий жизни населения, кроме самых основных. Одновременно возможен рост налогов, коммунальных платежей и так далее.
  • Помимо всего прочего, от страны-должника требуется ограничить рост массы денег в стране, то есть отключить печатный станок.

Несмотря на тот факт, что все эти программы должны улучшить ситуацию в экономике, как правило, она только ухудшается из-за нежелания населения мириться с ухудшением условий жизни (а в странах, которые берут кредиты, эти условия и так не самые лучшие). В результате возникают бунты, забастовки и другие подобные проблемы.

Третий принцип

Все проблемы, возникающие с долгом, обязаны быть разделены между всеми кредиторами той или иной страны. В первую очередь это касается льгот и сроков выплаты. Неважно, сколько именно денег должна страна и кому именно, абсолютно все кредиты обязаны быть приведены к единому знаменателю, чтобы не было искушения совершать выплаты только по каким-то одним договорам, игнорируя все остальные.

Торонтские условия по реструктуризации

Они применяются только в самых крайних случаях и ориентированы на очень бедные страны. Есть три варианта этих условий:

  1. Третья часть долга списывается безвозвратно, но на остальную сумму начисляются стандартные проценты, соответствующие текущей ситуации в мире. Максимальный срок кредита устанавливается в 14 лет, но в них входит целых 8 лет льготного периода. Подразумевается, что благодаря полученным средствам за эти восемь лет страна сможет улучшить свое экономическое состояние и за следующие 6 лет полностью расплатиться с долгами.
  2. Кредит сохраняется в том же размере, в каком и был, как и размер процентов, однако максимальный срок в данном случае срок может быть увеличен до 25 лет и из них 14 лет будут льготными.
  3. Последний вариант реструктуризации по Торонтским условиям – уменьшение процентов. Используется 2 разновидности этого действия. Проценты могут быть установлены в размере 3,5 % или в половину базовой ставки на рынке таких услуг, в зависимости от того, что будет больше. Условия по срокам идентичны варианту № 1.

Торонтские условия были использованы Парижским клубом кредиторов для реструктуризации задолженности Мали, Мадагаскара, Танзании, Нигера и многих других подобных стран.

Хьюстонские условия

Они применяются для не слишком богатых стран, население которых имеет достаточно высокий уровень дохода.

  • Максимальный срок не более 20 лет с льготным периодом на 10 лет.
  • Кредиторы получают право менять или продавать обязательства.

При этом получить такую реструктуризацию не так-то и просто. У Парижского клуба есть три базовых критерия, и государство, которое хочет получить кредит подобного типа, обязано соответствовать хотя бы двум из них:

  • Масштаб задолженности – общая сумма кредитов составляет 50 % от ВВП или больше.
  • Соотношение между задолженностью коммерческим организациям и долгов Клуба обязано быть 1,5.
  • Доход населения не должен быть выше установленного ВБ (Всемирный банк).

Такой вариант реструктуризации получили Египет, Польша, Марокко, Сальвадор, Конго и другие.

Другие условия

Для самых бедных и абсолютно не способных справиться с кредитами стран предлагаются и другие условия. Например, по Тринидадским условиям возможно списание большей части долга (около 2/3) со значительным увеличением сроков погашения (до 25 лет) и льготным периодом на 5 лет. А по Лондонским условиям можно списать около 20 % кредита, снизить проценты и дать такой же долгий срок до полного погашения. Долги Парижскому клубу все равно приходится отдавать, и сами его представители делают все, чтобы страна действительно получила такую возможность. Намного выгоднее немного «подвинуться» в требованиях и в конечном итоге вернуть свои деньги, чем настоять на строгом соблюдении обязательств и в результате не получить вообще ничего (должнику будет проще объявить себя банкротом). Вот на этой грани обычно и балансирует вся система.

Парижский клуб и Россия

Российская Федерация вступила в Парижский клуб в 1997 году. Это помогло выплатить внешние долги с большей эффективностью, получить серьезное международное влияние и в конечном итоге начать диктовать собственные условия уже для своих же должников. В результате вступления в Клуб Россия смогла зафиксировать долги СССР (которые она выплачивала как за себя, так и за отделившиеся страны) на уровне 60 копеек за 1 доллар США. Это значительно облегчило дальнейшие выплаты. Более того, получилось согласовать возможность досрочного погашения (что обычно запрещено). Как результат, за 2005-2006 год страна расплатилась сразу со всеми своими долгами и очень хорошо сэкономила на процентах, которые в противном случае пришлось бы выплачивать намного дольше.

Вывод

Парижский клуб, как и его Лондонский аналог – достаточно эффективная неформальная организация, действительно помогающая государствам, погрязшим в долгах, расплатиться. Да, зачастую это напрямую связано с серьезным ухудшением условий жизни граждан, однако, учитывая банкротство как единственную альтернативу, такой подход даже лучше, так как помогает избежать связанных с банкротством волнений или даже революций.

Парижский клуб кредиторов и его члены. Взаимодействие России с Парижским и Лондонским клубами. Особенности деятельности Парижского и Лондонского клубов кредиторов

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются неформальными неофициальными международными объединениями. В их составе разное количество участников, различна и степень их влияния. Парижский и Лондонский клубы были сформированы для реструктуризации задолженностей развивающихся стран. Рассмотрим далее подробнее, как протекали взаимоотношения РФ с этими объединениями.

Особенности деятельности Парижского и Лондонского клуба кредиторов

В этих объединениях предусмотрены специальные процедуры рассмотрения и реструктуризации задолженностей. Различия присутствуют и во внутреннем устройстве организаций. Лондонский клуб, по сути, представляет собой форум для пересмотра срока погашения займов, предоставленных коммерческими банковскими учреждениями, не гарантированных правительством кредитора. В объединении нет постоянного председателя и секретариата. Процедуры, как и сама организация форума, отличаются свободным характером. Парижский клуб кредиторов был сформирован в 1956 году. В нем насчитывается 19 участников. В отличие от Лондонского, Парижский клуб пересматривает задолженности официальным кредиторам. При возникновении непосредственной угроза невыплаты займа правительство должника обращается к государственной власти Франции. Направляется официальная просьба о переговорах с займодателем.

Переговоры

Парижский клуб занимается организацией прямой коммуникации страны-должника и государства, предоставившего заем. Первую представляет министр финансов либо председатель ЦБ. От имени кредитора на переговорах присутствуют официальные лица из Минфина, МИДа или Министерства экономики. Также присутствуют и наблюдатели. Ими являются представители МБРР, МВФ, ЮНКТАД и региональных банковских структур. В процессе переговоров разрабатывается комплекс рекомендаций. Согласованные условия фиксируются в протоколе. Этот документ в юридическом плане имеет только рекомендательный характер. В него вносятся предложение представителям стран, между которыми возник финансовый спор, о проведении переговоров и подписании двусторонних соглашений по вопросам пересмотра условий погашения обязательств. Несмотря на то что содержание носит характер рекомендации, положения протокола являются обязательными для исполнения сторонами, которые его приняли. В соответствии с ним заключаются соглашения, которые, в свою очередь, имеют юридическую силу. Принятие решений, установление условий осуществляется по принципу достижения консенсуса. То есть результат переговоров должен устраивать обе стороны.

Читать еще:  Как узнать кредитную историю по фамилии

Реструктуризация задолженности Советского Союза

Следует отметить, что отношения с Лондонским клубом после прекращения существования СССР сопровождались рядом проблем. Советский Союз считается самым крупным должником из всех стран. В 1991 году возникли первые проблемы. Тогда Москва отказалась выплачивать проценты по займу СССР. В рамках Лондонского клуба был созван специальный совет. В него вошли 13 коммерческих банковских структур, перед которыми у РФ была задолженность. Основной задачей было урегулирование обязательств бывшего СССР. В целом, вопрос достаточно прост. Однако решить его оказалось достаточно сложно. До осени 1997 года проводились регулярные заседания совета. Раз в три месяца принимались решения об отсрочке платежей и процентов еще на 3 месяца. Позиция БКК (Совета) была достаточно жесткой с самого начала. Предполагалось, что Москва даже при отсрочке должна выплатить все. Эта позиция была четко сформулирована еще в 1993 году. Надо сказать, что до этого момента в Москве не было четкого представления о действительном размере обязательств СССР. Предполагалось, что общий долг составляет 80-120 млрд долл. Учитывая то, что объем золотовалютного фонда был около 5 млрд долл., понятно, что выплата была практически невозможна.

Начало урегулирования

Первые шаги были сделаны А. Шохиным в 1994-м. На тот момент он являлся вице-премьером в правительстве. Шохин смог договориться с Фонтцем (главой БКК) об отсрочке на 5 лет по процентам и уплате долга через 10 лет. Но эта мера рассматривалась как временная. За ней предполагалось кардинальное переоформление основной доли обязательств и накопившихся процентов в государственные облигации РФ. Следующий шаг был осуществлен в 1995 году новым вице-премьером В. Пансковым. Он договорился о реструктуризации на 25 лет. После этого перед Москвой был выбор. Она могла настаивать на списании основной части задолженности или пойти на дальнейшую реструктуризацию. Наиболее предпочтительным, разумеется, выглядел первый вариант. Но его принятие было практически невозможным ввиду жесткой позиции немецких банков. На их долю приходилось около 53% задолженности. После недолгих колебаний было решено идти на дальнейшую реструктуризацию.

Нюансы списания

В первую очередь, такая возможность предоставляется только единожды. При этом остаток должнику необходимо погасить по достаточно жесткому графику. Кроме того, статус новых бумаг, в которые осуществляется переоформление долгов, соответствует еврооблигациям. При любой просрочке по ним объявляется кросс-дефолт. Это, соответственно, влечет резкое снижение рейтинга государства и его изоляцию на международных финансовых рынках.

Дальнейшее развитие событий

В августе 2009-го правительством была одобрена инициатива Минфина по урегулированию внешнего долга СССР. Предполагалось, что будет выплачено порядка 34 млн. долл. При этом кредиторы 9 млн. не заявили своих требований по урегулированию долга. В дальнейшем переговоров с ними не планировалось. В результате предпринятых шагов Минфину удалось завершить выплату коммерческого долга, обменяв 405.8 млн долл. на еврооблигации, срок погашения которых — 2010-й и 2030-й. При этом общее количество требований, по сообщению в пресс-релизе Министерства, превысило 1900.

Парижский клуб кредиторов и Россия

После развала СССР предполагалось, что вновь образованные государства понесут свою часть ответственности по существовавшему внешнему долгу. На тот момент он составил 90 млрд. долл. Вместе с задолженностью каждому государству полагалась и соответствующая доля в активах. Однако на практике оказалось, что только Россия могла выполнять свои обязательства. В этой связи по взаимной договоренности было решено, что РФ принимает на себя всю задолженность республик взамен на их отказ от причитающихся долей в активах. Это было достаточно непростое решение, однако оно позволило сохранить позиции страны на мировых рынках и способствовало укреплению доверия потенциальных зарубежных инвесторов.

Этапы переговоров

Парижский клуб и Россия проводили переговоры в несколько этапов. Они начались непосредственно после официального объявления о прекращении существования СССР. Первый этап берет отсчет с 1992 года. В его рамках Парижский клуб кредиторов предоставлял краткосрочные трехмесячные отсрочки по погашению внешней задолженности. К этому же этапу относится получение кредита от МВФ на 1 млрд. долл. Вторая стадия проходила с 1993-го по 1995-й. Парижский клуб согласовал подписание первых соглашений с РФ по реструктуризации. По этим договорам страна принимала на себя все обязательства СССР, срок погашения которых приходился на период с декабря 1991-го по январь 1995-го. Третий этап начался в апреле 1996-го. РФ и Парижский клуб кредиторов дополнили свои договоренности всесторонним соглашением. В соответствии с ним, общий долг составлял около 38 млрд долл. При этом 15% из них предполагалось погасить в течение следующих 25 лет, до 2020-го, а 55%, в которые входили краткосрочные задолженности, — на протяжении 21 года. Реструктурированный долг должен был выплачиваться нарастающими суммами с 2002-го.

Меморандум

Он был подписан 17 сентября 1997 года. Парижский клуб и РФ заключили Меморандум о взаимопонимании. Он оформил присоединение страны к объединению в качестве полноправного участника. С момента подписания документа долговые требования от России имеют тот же статус, что и у остальных стран.

Протокол

30 июня 2006 г. было объявлено о досрочном погашении задолженности. На момент подписания соответствующего протокола сумма обязательств составила 21.6 млрд. долл. Эта задолженность прошла реструктуризацию в 1996-м и 1999-м. До 2006-го РФ обслуживала и погашала обязательства. В протоколе предусматривалась выплата части долга по номинальной, а части — по рыночной стоимости. По последней выкупались обязательства, которые имели фиксированную ставку. Займы этого вида были предоставлены такими членами Парижского клуба, как Нидерланды, Великобритания, Франция и Германия. Премия за досрочное погашение для этих стран составила почти 1 млрд долл. Выплата долга США осуществлялась по номиналу, хотя Америка предоставила заем также по фиксированной ставке.

Последние выплаты

После соглашений А. Кудрин сообщил о том, что Внешэкономбанк закроет долг до 21 августа. Именно в эту дату Парижский клуб получал от РФ выплату по процентам. Свое обещание глава Минфина выполнил. В середине дня 21 августа на официальной странице банка появились сведения о том, что были сделаны последние переводы на счета займодателей. Таким образом, плановые платежи составили 1.27 млрд долларов, в счет досрочной выплаты было направлено 22.47 млрд. Одной из первых стран, счета которой пополнились, стала Австралия. Марк Вэйл (вице-премьер государства) заявил тогда, что досрочное погашение указывает на укрепление экономики РФ и выступает как ключевой элемент двусторонних отношений. До подписания июньских соглашений РФ считалась самым крупным должником.

Итоги

Несмотря на проблемы, которыми сопровождалось взаимодействие России с Парижским и Лондонским клубами, РФ удалось все же избавиться от прежних долгов. Эти объединения с самого начала своего существования выступают как важнейшее звено между странами, предоставляющими и принимающими денежные обязательства. Они стремятся облегчить бремя государств по непосредственному обслуживанию своих долгов. Вместе с этим их целью является сохранение платежеспособности заемщика в долгосрочной перспективе. РФ стремится комплексно подходить к решению проблем международной задолженности с учетом соблюдения интересов всех сторон. Долговой кризис, возникший в 90-х годах, стал результатом неблагоприятного стечения субъективных и объективных обстоятельств. Тем не менее РФ удалось показать свою состоятельность и способность не только принимать, но и исполнять международные обязательства. Досрочные выплаты не только позволили избежать задолженностей и затягивания выплаты, но и обеспечили России полноправное участие в Парижском клубе.

Заключение

В настоящее время кредитный рейтинг крайне важен для любой страны. Учитывая непростую экономическую ситуацию в мире, необходимо четко осознавать свои потребности и возможности. Следует сказать, что образование государственного долга обуславливается бюджетным дефицитом. А он, в свою очередь, является суммой незакрытых дыр в бюджете за весь период существования страны. Внешний долг — обязательства перед физлицами и организациями других государств. Он обуславливает необходимость существования таких неформальных объединений, как Лондонский и Парижский клубы.

Парижский клуб кредиторов представляет собой

&nbspПолитэкономия / Клуб богатых кредиторов

И нам в Париж по делу надо

На открывшемся в понедельник заседании Парижского клуба стран-кредиторов Россия впервые предпринимает попытку стать полноправным членом неформального объединения самых богатых и щедрых стран мира. Россия далеко не самая щедрая и не самая богатая страна. Но именно поэтому ей так необходимо быть в Париже.

——————————————————-
Вступление России в Парижский клуб кредиторов обусловлено весенними договоренностями в Хельсинки между Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном. В обмен на согласие России на расширение НАТО США обещали помочь ей присоединиться к семерке ведущих индустриальных стран мира и вступить в Парижский клуб — важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики.
——————————————————-

Благородное семейство
После вступления в Парижский клуб государств-кредиторов Россия окажется в роли человека, впервые в жизни принятого в общество людей, не считающих деньги. В этой роли можно иногда чувствовать себя неудобно: привычки богатых приятелей могут показаться странными. Но близость к деньгам и порождаемой ими власти в конечном счете должна принести свои плоды.
Пусть Парижский клуб считается неформальной организацией. В конце концов, G7 — тоже неформальный клуб. Неважно, где встречаются люди, важно, что это за люди. А Парижский клуб объединяет людей, которые отвечают за финансовую и денежную политику богатейших стран мира. Они могут напечатать сколько угодно денег.
В этом отношении Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский, объединяющий представителей коммерческих банков-кредиторов. Банкиры могут быть сколько угодно богаты, но деньги они все равно не печатают. Лондонский клуб возник потому, что банкиры, давая взаймы, гнались за прибылью. А члены Парижского клуба стали кредиторами просто потому, что легко расставались с деньгами.
Поэтому Парижский клуб всегда вел себя спокойнее и солиднее, чем Лондонский. Например, мировой долговой кризис разразился в 1982 году не потому, что развивающиеся и социалистические страны не могли отдать долги западным правительствам, а потому, что они стали безнадежными должниками западных банков. Спровоцировала кризис Мексика, объявив тогда о своей неплатежеспособности, — возникла опасность, что ее примеру последуют остальные латиноамериканские страны. Коммерческие банки (в основном американские), которые отдали взаймы развивающимся странам почти все свои деньги, всерьез запаниковали — перед ними встала реальная угроза банкротства.
А вот члены Парижского клуба не паниковали никогда. Потому что государство в отличие от банка обанкротиться не может, даже если все данные им взаймы деньги пропадут.

Неравный брак
Хорошо или плохо для России быть членом такого клуба? C одной стороны, не очень хорошо. Нужно будет подчиняться клубной дисциплине, а это непросто. Дело в том, что богатые парижские кредиторы относятся к должникам своеобразно. Откровенно говоря, они давно простили бы им все долги, если бы не одно обстоятельство. Правительственные чиновники США, Великобритании или Франции не вправе никому ничего просто так прощать — они должны демонстрировать избирателям заботу о сохранности государственных средств, сформированных за счет налогов, уплаченных этими избирателями. Как следствие, члены Парижского клуба вынуждены что-то придумывать, чтобы прощение долгов не снижало, а повышало их авторитет.
Главная идея — проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Идея может показаться странной: зачем поощрять тех, кто бессмысленно растратил уже полученные кредиты и ничего не сделал для борьбы с бедностью? Однако западным избирателям она странной совершенно не кажется. Они не возражали, когда, например, африканским странам предоставлялись чрезвычайно льготные кредиты — бедной Африке нужно помогать. Теперь же общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов.
В декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67% долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80% (в будущем, скорее всего, произойдет увеличение и до 90%).
Разумеется, максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы. Но в любом случае списание части долгов вошло в Парижском клубе в моду. И России волей-неволей придется этой моде следовать.

Читать еще:  Нет денег платить кредит что делать

Брачный контракт
Россия вроде бы не против. В июне этого года первый вице-премьер, Анатолий Чубайс заявил об этом недвусмысленно.
— Мы вступили в Парижский клуб в качестве кредиторов — как страна, которая должна получать то, что ей причитается. Мы не списываем долги, мы устанавливаем скидки. Общий объем того, что Россия будет получать, больше того, что мы получаем сейчас. Конечно, наивно было бы рассчитывать, что Нигерия или Ангола выплатят нам весь долг. Мы проверили котировки долгов. По оценке экспертов — это часто 10%, 15%, даже 4%. Мы согласились на дисконты от 25% до 75%.
В ходе предварительных переговоров о вступлении в Парижский клуб Россия уже согласилась применять к значительному числу своих наиболее бедных должников одну из самых льготных из всех имеющихся в арсенале стран-кредиторов схем урегулирования задолженности (неапольскую). Она предполагает простое списание двух третей долга и предоставление отсрочки платежей по оставшейся трети на 23 года.
В отношении остальных Россией будет использоваться обычная схема реструктуризации — списание на 50%.
Нужно, однако, помнить, что на самом деле члены Парижского клуба не нуждаются в том, чтобы их должники вообще что-то платили (вряд ли США хотят непременно получить с Уганды хотя бы доллар). Россия будет исключением — она действительно страстно хочет получить часть долгов. Хочется надеяться, что остальные члены клуба ее поймут.
Но прощением долгов традиции Парижского клуба не ограничиваются. Сейчас в моде финансовые схемы, в соответствии с которыми частичное списание старого долга сопровождается предоставлением новых кредитов. Для западных правительственных чиновников не страшно, если другие страны не будут возвращать кредиты. Страшно, если они не будут их брать. Тогда ведомствам, ответственным за выдачу кредитов, просто урежут бюджеты.
Российским бюрократам эта логика чрезвычайно близка. Разница только в том, что у всех членов Парижского клуба есть деньги на новые кредиты, а у России их просто нет. В связи с чем российскому бюджету со вступлением в Парижский клуб придется нелегко. Может дойти до того, что придется брать деньги взаймы (например, путем размещения еврооблигаций) и ссужать их Анголе.
Ничего не поделаешь: когда бедный попадает в клуб богатых, ему часто приходится делать новые долги, чтобы поддержать свое реноме.

Семейные счеты
Вместе с тем членство в Парижском клубе имеет для России и свои неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Они вообще уважают тех, кто не дорожит своими деньгами. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.
Достаточно привести в пример Африку. От латиноамериканских стран Запад не особенно требовал рыночных реформ, так как эти страны являются в первую очередь должниками Лондонского клуба и поэтому все боялись, что чрезмерный нажим на них приведет к отказу от долгов и банкротству международных коммерческих банков. А африканские страны в основном должны именно Парижскому клубу (только 10% их долгов приходится на коммерческие банки). И Запад требовал экономических реформ прежде всего от них — Парижскому клубу нечего бояться, а вознаградить он может очень щедро. Африканские страны старались вовсю. Без особого, впрочем, успеха. Но это не вина Парижского клуба.
Кстати, и сам Международный валютный фонд зависит от Парижского клуба. Еще в 1962 году была официально введена практика, при которой при недостатке собственных средств фонд может попросить кредит у десяти богатейших стран мира. Не у банков, а у правительств — МВФ прекрасно понимает, откуда в этом мире берутся деньги.
Так что, вступив в Парижский клуб, Россия прежде всего получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Разумеется, Россия не будет требовать от них радикальных экономических реформ. Но, например, открыть рынки для российской продукции вполне может потребовать.
Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Не ссориться, но дать понять, что Россия отныне в курсе всех секретов финансирования фонда и с ней нужно вести себя осторожнее. Излишне напоминать о том, что о долге самой России Парижскому клубу (уже и без того реструктурированном) можно будет вообще забыть — неужели члены одного клуба будут требовать деньги друг с друга? И о том, что вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации. Все это, разумеется, гораздо важнее, нежели иллюзорная возможность получить с Анголы или Мозамбика 25% отданных им взаймы денег.
Хотя, впрочем, Россия после вступления в Парижский клуб может и несколько повысить свои поступления от должников, составляющие в настоящее время примерно $200 млн в год. Причем эта сумма складывается из платежей только двух стран — Вьетнама и Алжира. Если Россия станет членом клуба, то после довольно трудоемкой процедуры подписания двусторонних межправительственных соглашений с каждой из стран—должников СССР, которые обратились в Парижский клуб с просьбой о реструктуризации долга (таковых уже набралось 27), ей удастся повысить платежи должников до $500-600 млн.
Конечно, современной мировой экономике нельзя не удивляться. Но факт остается фактом. Летом кризисная Россия была приглашена в G7 — клуб сверхблагополучных стран. Теперь Россия, валюта которой остается неконвертируемой, вступила в клуб государственных кредиторов, которые печатают деньги для всего мира. Было бы странно, если бы Россия не воспользовалась с выгодой для себя выпавшим ей счастливым билетом, точнее сказать, клубной карточкой.

Взаимоотношения России с Парижским клубом

Взаимоотношения России с Парижским клубом

Парижский клуб (прежнее название — «мировое правительство») — неформальное объединение государств, которое сложилось вокруг так называемого комитета десяти стран, значащихся крупнейшими кредиторами Международного валютного фонда: США, Канада, Япония, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Германия, Франция, Италия и Швеция. Парижским клубом стали называть проводящиеся с 1956 года нерегулярные совещания представителей западных правительств-кредиторов. Его постоянными членами являются 19 государств.

В 1962 году были выработаны генеральные соглашения по займам. Согласно этим соглашениям, правительства восьми стран (Бельгия, Канада, Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Великобритания и США) и центральные банки Германии и Швеции предоставили свои ресурсы для займов странам-членам МВФ. Швейцария с 1984 года также входит в состав Парижского клуба.

Деятельность Парижского клуба строится на основе меморандумов, обменных писем и международных соглашений — как многосторонних, так и двусторонних. Клуб действует под эгидой казначейства Французской республики. Его президент является, как правило, и президентом клуба.

В 1996 году Россия договорилась с Парижским клубом о реструктуризации долга бывшего СССР, после чего ее обязательства перед клубом составили 42 млрд долларов на период до 2020 года. После августовского кризиса Россия остановила выплаты по долгам СССР и заявила о намерении начать переговоры об их реструктуризации. 17 сентября 1997 года Россия была принята в качестве полноправного члена в Парижский клуб стран-кредиторов. Соответствующий Меморандум о взаимопонимании по вступлению России в Парижский клуб в качестве полноправного участника, то есть страны-кредитора, подписали в Париже первый вице-премьер РФ Анатолий Чубайс и президент ПК Кристиан Нуайе. Полное название документа — «Меморандум о взаимопонимании о вступлении России в Парижский клуб в качестве полноправного участника (страны–кредитора).

Включение России в клуб стран-кредиторов позволило ей урегулировать долги, которыми до тех пор Парижский клуб не занимался. С подписанием этого соглашения Россия в сжатые сроки перешла от статуса страны-должника к статусу страны-кредитора в международном масштабе. С участием в деятельности клуба Россия получила реальную возможность использовать фактор Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития в своей политике в отношении стран-должников (развивающиеся страны).

В Меморандуме зафиксировано, что и сам Парижский клуб стал агентом России с целью обеспечения в полном объеме выплат ей долгов другими странами. Членство в клубе наложило на Россию вполне понятные ограничения: все кредиторы должны находиться в равных условиях, для страны-должника создан график платежей клубу, не подрывающий ее финансовую систему. Россия участвует в мероприятиях клуба по списанию долгов самых бедных развивающихся стран.

Основная масса долговых обязательств России перед странами-членами клуба сформировалась в период 1985-1991 гг. (30 млрд долларов). Первый договор о реструктуризации задолженности в рамках ПК правительство России заключило в январе 1993 года, затем последовал ряд подобных соглашений (1994, 1995, 1996, 1999). Россия регулярно производила выплаты по обслуживанию своих долгов. По данным Минфина, на 1 апреля 2005 года общий объем долга России перед Парижским клубом составил 46,2 млрд долларов или 35,7 млрд евро. В соответствии с графиком, окончательный срок его погашения — 2020 год (ставка – 7% годовых).

Около пяти лет российское правительство вело с Парижским клубом кредиторов переговоры о досрочном погашении советских долгов. Соглашение о досрочном погашении задолженности РФ в размере 15 млрд долларов было подписано 13 мая 2005 года, выплаты по нему Россия начала осуществлять 11 июня. До начала августа из средств Стабилизационного фонда на счета 11 стран — членов клуба было перечислено около 13 млрд долларов, из них главному кредитору России — Германии — 5 млрд евро, Италии — 1 млрд евро, Франции — 800 млн евро и США — 600 млн долларов. На выплатах процентов Россия экономит около 6 млрд долларов.

20 августа 2005 года государства — члены Парижского клуба кредиторов — получили от России последний денежный перевод в счет досрочного погашения долга бывшего СССР. Внешний долг, доставшийся России с советских времен, уменьшился с 43 млрд долларов на начало года до 26 млрд. Таким образом Россия неплохо сэкономила на процентах — только в нынешнем году 400 млн долларов, а в целом до 6 млрд.

В июне Минфин изъял из Стабфонда почти полтриллиона рублей и обменял их на доллары из золотовалютных резервов Центробанка. Затем в адрес государств-кредиторов было отправлено два перевода — 14 и 29 июля. Последний перевод на сумму 2,3 млрд долларов отправлен 20 августа 2005 года. Свои деньги получат Австрия, Бельгия, Испания, Норвегия и Япония. В будущем году Минфин хотел бы повторить массированную досрочную выплату.

По материалам информагентства ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», газеты «Известия».

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×