Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственный кредит как правовая категория это

Государственный кредит как правовая категория это

ТЕМА 12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

12.1. Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С расширением экономических и социальных функций государства в условиях рыночной экономики соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Государственный кредит может быть охарактеризован как экономическая и правовая категория. Как экономическая категория государственный кредит представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на основе добровольности временно свободных денежных средств граждан и юридических лиц. Как правовая категория государственный кредит – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государством и иным субъектам международного права.

Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, как правило, не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы, а направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов.

Государственный кредит совмещает в себе функции финансов и функции кредита. Как элемент финансовой системы, государственный кредит выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Распределительная функция государственного кредита проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принципах: срочности, возвратности и платности.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется во влиянии государства посредством вступления им в кредитные отношения на определенные общеэкономические пропорции: состояние денежной массы, уровень процентных ставок и др.

Контрольной функцией государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов: добровольности, возмездности, целевой направленности, срочности и возвратности.

Принцип добровольности предполагает свободу усмотрения и волеизъявления субъектов по поводу приобретения различного рода государственных ценных бумаг, что предполагает добровольность вступления в отношения в сфере государственного кредита.

Ю.А. Крохина рассматривает данный признак государственного кредита в двух аспектах. Во-первых, частный субъект добровольно принимает о вступлении в кредитные отношения с государством. Другими словами, потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям. Во-вторых, добровольность в рассматриваемых отношениях проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства[1]]договора займа по временному использованию свободных денежных средств титуционном запрете на принуждение субъектов к заключени.

Соблюдение государственными органами данного основополагающего признака государственного кредита свидетельствует об уважении государством интересов иных публичных и частных субъектов, является обязательным условием функционирования государственного кредита.

Необходимо отметить, что в отдельных случаях государство может отступать от данного принципа, оказывая как косвенное давление на физических и юридических лиц (например, путем интенсивной рекламы), так и напрямую устанавливая обязательность займов, что обычно происходит в критические для государства моменты экономического развития.

Принцип возмездностиозначает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов). Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Возмездность государственных заимствований предполагает также возможность получения кредитором иных выгод. Законодательство многих стран мира, в том числе и Беларуси, определяя правовой режим заимствований (как правило, внутренних), предоставляет государственным кредиторам налоговые льготы по доходам государственных ценных бумаг и иные преимущества, которые можно рассматривать как дополнительные выгоды (например, освобождаются от обложения подоходным налогом доходы физических лиц, полученные по государственным ценным бумагам Республики Беларусь). Характер данных выгод определяется государством в зависимости от текущей экономической ситуации.

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года).

Принцип возвратности, который корреспондируется с принципом срочности, означает что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды. В данном принципе заключена сущность кредитных отношений.

[1] Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. – 3–е изд. – М., 2008. – С. 611

Государственный кредит: понятие и формы. Особенности правоотношений в сфере государственного кредита

Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:

· краткосрочный характер (до 1 года);

· среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);

· долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).

Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

по праву эмиссии они делятся на:

· выпускаемые центральным правительством;

· выпускаемые правительствами национально-госу-дарственных- и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

· по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

· только среди населения;

· только среди юридических лиц;

· как среди юридических лиц, так и среди населения;

· по форме выплаты доходов займы могут делиться на:

Читать еще:  Государственная программа автокредитования 2020 официальный сайт

· процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

· выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;

· беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

по методам размещения делятся на:

· размещаемые по подписке;

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Сущность и роль государственного кредита. Функции государственного кредита

ТЕМА 9. Правовые основы государственного кредита. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Понятие правового института государственного кредитования, его особенности

Сущность и роль государственного кредита. Функции государственного кредита

Виды и формы государственного кредита

Государственный долг

Управление государственным долгом и его обслуживание

Понятие правового института государственного кредитования, его особенности

В целях обеспечения постоянного процесса финансирования различных потребностей, государство стремится к максимальному привлечению денежных средств населения и юридических лиц, исполь­зуя для этого разнообразные методы, в том числе государственный кредит. Возникающие при этом общественные отношения образуют институт финансовой системы государства, в свою очередь совокуп­ность финансово-правовых норм, регулирующих названные отноше­ния, объединяет их в самостоятельный институт финансового права.

Государственный кредит — это система урегулирован­ных нормами права общественных отношений, в которых государство выступает в роли заемщика или кредитора в целях формирования, распределения или использования соответствующих централизованных или децентрализо­ванных фондов средств.

Государственный кредит может рассматриваться в различных аспектах — как экономическая и правовая категории.

Как экономическая категория государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, и физическими и юридическими лицами, в которых государство выступает кредитором, заемщиком или гарантом.

Государственный кредит как правовая категория — это сово­купность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения или предоставления государством временно свободных денежных средств юридическим и физическим лицам на условиях добровольности, возвратности, срочности и платности.

Обязательным участником таких отношений выступает государство в лице уполномоченных органов. Чаще всего государство в этих отношениях выступает в роли заемщи­ка средств, что, однако, не исключает возможности предос­тавления на условиях возвратности, срочности и платности государственных денежных средств иным субъектам фи­нансовых правоотношений. В этом случае государство выступает кредитором. В тех случаях, когда государ­ство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими или юридическими лицами, оно является гарантом.

Особенности государственного кредита:

1) Заемщиком в этих отношениях выступают органы государства или местного самоуправления. И, несмотря на то, что они заемщики, все условия кредитных отношений устанавливают именно они, а не кредиторы, которым принадлежат средства. Кроме того, они как органы власти, представляющие публичный финансовый интерес, оставляют за собой право изменить условия, если это крайне необходимо государству или местным органам.

2) Если при банковском кредитовании одним из принципов является обеспечение полученной суммы, то при государственном — специального обеспечения нет.

Отношения, возникающие при заимствования средств государством или местными органами власти, регулируются нормами конституционного, финансового и гражданского права.

Институт государственных и местных заимствований — это урегулированные правовыми нормами отношения, возникающие при заимствовании средств резидентов — юридических и физических лиц, а также других государств и финансовых организаций на условиях добровольности, возвратности, срочности, платности.

Отношения в сфере государственного кредитования строятся на основе определенных принципов:

Принцип добровольности. Отношения в области государственного кредита возникают только на добровольных началах, то есть кредиторы — юридические или физические лица покупают ценные бумаги по собственному желанию за свои свободные средства. Кредитор, вступая в отношения добровольно, полностью подчиняется оговоренным условиям, временно отдавая средства в распоряжение государства или муниципального органа. В этих правоотношениях предписания государства или органа местного самоуправления не меняются второй стороной. Потенциальные кредиторы могут и не покупать ценные бумаги, но, если покупают, то только на условиях, установленным заемщиком.

Несмотря на добровольный характер отношений, они имеют не только и не столько гражданско-правовой, сколько финансово-правовой характер и регулируются исключительно методом властных предписаний.

Принцип платности означает уплату вознаграждения за пользование кредитными ресурсами, которое, как правило, выражается в виде определенной денежной суммы (процентов). Многообразие видов государственных займов предполагает иные формы получения дохода (например, натуральная форма при получении выигрыша в виде товара определенного потребительского назначения). Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Платность государственных заимствований предполагает также возможность получения кредитором иных выгод. Законодательство многих стран мира, определяя правовой режим заимствований (как правило, внутренних), предоставляет государственным кредиторам налоговые льготы по доходам государственных ценных бумаг и иные преимущества, которые можно рассматривать как дополнительные выгоды. Характер данных выгод определяется государством в зависимости от текущей экономической ситуации.

Целевая направленность проявляется в том, что привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер – они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита.

Принцип срочности предполагает, что по истечении срока, на который был предоставлен государственный кредит, он должен быть возвращен. В связи с вышеуказанным принципом государственный кредит может быть краткосрочным (до года) и долгосрочным (свыше года).

Принцип возвратности, который означает, что кредитно-денежные средства должны быть возвращены, а экономической основой возврата служат непрерывность кругооборота средств и их наличие к сроку возврата ссуды. В данном принципе заключена сущность кредитных отношений.

Сущность и роль государственного кредита. Функции государственного кредита

Государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет ни отдельного финансового фонда (средства, мобилизуемые с его помощью, проходят, как правило, через бюджет), ни обособленного органа управления. Вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и поэтому выделяется в отдельное звено.

Читать еще:  Потребительский кредит самому низкому проценту

Как экономическая категория государственный кредит сочетает в себе финансовые и кредитные отношения. Как звено финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит является обратным, срочным и платным. Вместе с тем между государственным и банковским кредитом, как классической формой кредитных отношений, существуют существенные различия.

Если банковский заемный фонд используется для кредитования предприятий с целью обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а его погашение происходит за счет увеличения стоимости прибавочного продукта, то средства, полученные в виде государственного кредита, используются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.

Государственный кредит — это отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. В сферу государственно-кредитных отношений поступает часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные средства населения и предприятий, однако при определенных условиях населения и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита становятся средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий. В условиях тоталитарной системы управления подобное ограничения текущих потребностей может происходить и по принуждению государства.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных фондов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств требует и международная деятельность государства. Однако доходы государственного бюджета всегда ограничены. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к государственному кредиту.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с валютными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Назначение государственного кредита проявляется прежде всего в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизованы финансовые ресурсы используются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. В случае положительного бюджетного сальдо мобилизованных с помощью государственного кредита средства используются непосредственно для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может стать важным фактором ускорения социально-экономического развития государства.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции:

Через распределительную функцию государственного кредита обеспечивается формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возврата. Будучи заемщиком, государство мобилизует дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Сущность регулирующей функции государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Контрольная функция государственного кредита органически переплетается с контрольной функцией финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории:

1) эта функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предполагает возврат и возмещение полученных средств;

3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными учреждениями.

Контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Что такое государственный кредит простыми словами?

Государственным кредитом называется совокупность финансово-материальных отношений, в которых одной из сторон выступает государство, а второй — физическое или юридическое лицо, международные компании или другая страна. Кредитование является неотъемлемой частью финансовой структуры.

  1. Особенности кредитования
  2. Какие функции выполняет государственный кредит?
  3. Основные виды
  4. Условия получения
  5. Принципы функционирования государственного кредита
  6. Плюсы и минусы

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Принципы функционирования государственного кредита

В основу финансовых отношений заложена необходимость соблюдения интересов всех участвующих сторон. Ключевыми принципами, характерными для госкредита являются:

  • добровольность;
  • возмездность (необходимость возврата с процентами);
  • целевая направленность (кредит берется для решения определенных задач);
  • обеспеченность всем имуществом, принадлежащим государству;
  • срочность (период погашения);
  • возвратность (обязательство вернуть заемные средства).

Соблюдение данных принципов является основным преимуществом, которым обладает данная форма кредитования. Они делают государственный заем выгодным вложением для кредитора и целесообразным для заемщика.

Плюсы и минусы

Преимущества государственного кредита:

  • возможность регулирования финансовых потоков внутри страны;
  • пополнение федерального, регионального или муниципального бюджета без дополнительной эмиссии средств;
  • укрепление взаимоотношений между странами при получении или предоставлении внешнего займа;
  • возможность развивать экономику государства без изъятия средств из бюджета.

Несмотря на большое количество плюсов, есть и недостатки:

  • рост производственных расходов, из-за необходимости компенсировать проценты по займу;
  • если экономика страны не справляется с погашением долгового обязательства, возможно повышение налоговой нагрузки.

Увеличение налоговых сборов негативно сказывается на развитии предпринимательства в стране, что в свою очередь отрицательно влияет на общую экономическую ситуацию. Чтобы государственный кредит не привел к ухудшению благосостояния населения, необходимо тщательно анализировать нюансы перед оформлением займа, правильно рассчитать возможности экономики для погашения долга.

Читать еще:  Взять кредит на ипотеку без первоначального

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА;

Понятие государственного долга Российской Федерации

Наличие бюджетного дефицита ставит перед государством задачу изыскания дополнительных финансовых ресурсов для его покрытия. Одним из способов привлечения дополнительных денежных средств в целях финансирования запланированных законом о бюджете расходов выступает государственный и муниципальный кредит.

Государственный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Государство использует государственный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирования различных потребностей государства. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и исполнительной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.

Важностью возникающих в процессе функционирования государственного кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование. Правовой основой государственного кредита, в первую очередь, является Конституция РФ, где в п. 3 ст. 104 говорится: «Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие зако-

169нопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации». Часть 4 ст. 75 Конституции РФ закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо конституционных норм правовую основу государственного кредита с 1 января 2000 г. образуют соответствующие нормы БК РФ, Федеральный закон от 12 июля 1999 г. «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации», а также иные законы и подзаконные нормативные акты.

Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в названных отношениях государство выступает в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это именно оно в одностороннем порядке определяет условия проведения государственных займов, предоставления гарантий и т. д., что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в данные правоотношения, обязаны выполнять все названные условия.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга,под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими ) лицами, иностранными государствами, международными организация- | ми и иными/субъектами международного права, включая обязательства ij по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федера- ‘. цией.Государственный долг полностью и без условий обеспечивает- ] ся всем находящимся в федеральной собственности имуществом, j составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Виды государственного долга Российской Федерации

Государственный долг подразделяется на капитальныйи текущий.Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

В зависимости от субъектов-кредиторов и валюты платежа государственный долг делится на внутреннийи внешний.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства. Внутренние займы выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке.

Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы. БК РФ в ст. 89 определяет государственные внутренние заимствования как займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения. Внешние заимствования Российской Федерации законодатель определяет как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами:

— размещением долговых ценных бумаг;

— получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Федерациии муниципальный долг.

Так, под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимается совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом. Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме:

— кредитных соглашений и договоров;

— государственных займов субъекта Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Федерации;

— договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

— договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Федерации;

— соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъекта Федерации прошлых

Долговые обязательства субъекта Федерации не могут превышать 30 лет.

Под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:

— кредитных соглашений и договоров;

171— займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных | ценных бумаг;

— договоров и соглашений о получении муниципальным об-[ разованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней | бюджетной системы Российской Федерации;

— договоров о предоставлении муниципальных гарантий. Названные долговые обязательства не могут превышать 10 лет. Российская Федерация не несет ответственности по долговым!

обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Федерации и муниципальные образования также не отвечают по долговым обязательствам друг! друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, [ а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и госу-1 дарственного внешнего долга, пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и по- J гашению государственного внешнего долга страны.

По срокам государственный долг делится на краткосрочный — I до 1 года, среднесрочный — от 1 до 5 лет и долгосрочный — от 5 до I 30 лет, для муниципальных образований — до 10 лет.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×