Государственное регулирование международных кредитных отношений - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование международных кредитных отношений

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Международные кредитные отношения служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Государство является активным уча­стником международных кредитных отношений, вы­ступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулиро­ванного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам. Прямое государственное кре­дитование на двухсторонней или многосторонней ос­нове до 60-х годов было характерно для США. Ныне государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам.

В Западной Европе традиционно государство вы­ступало как гарант международных кредитов. В на­стоящее время это характерно для США и Японии, так как формы участия государства в кредитовании и фи­нансировании экспорта теперь унифицированы. Госу­дарство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налого­вых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования про­центных ставок, т. е. возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кре­дитам. Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептных опе­раций превращают тратты экспортеров в первоклас­сное платежное средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конку­рентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут осво­бождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ запреща­ет субсидирование экспорта, государство активно воз­действует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. Государ­ство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегча­ет и упрощает процедуру получения кредитов. Префере­нциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и валютных ограничениях. Созданы государственные или полугосударст­венные экспортно-импортные банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеторговых операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии:

1) ограничения круга их операций за рубежом;

2) нейтра­лизация последствий взаимного влияния внутренних и заграничных операций;

3) регулирования участия наци­ональных банков в международных банковских кон­сорциумах.

Основ­ные цели межгосударственного регулирования международного кредита:

1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный ба­ланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;

2) совместные межгосударственные меры по преодоле­нию кризисных явлений;

3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам.

Межгосударственное регулирование международ­ного кредита осуществляется в различных формах:

координация условий экспортных кредитов и га­рантий;

согласование размера помощи развивающимся странам;

регламентация деятельности международных и регио­нальных валютно-кредитных и финансовых организаций;

рециклирование нефтедолларов и др.

Попытки координации условий экспортных кредитов впервые были предприняты в 1934 г., когда был органи­зован Союз страховщиков международных кредитов в Берне. Бернский союз, объединяющий страховые компании более 20 стран, предназначен для обмена информацией и составления рекомендаций отно­сительно условий государственного страхования экспорт­ных кредитов.

C формированием ЕС регулирование международ­ного кредита поднялось на межгосударственный уро­вень и осуществляется через региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных про­центных ставках и максимальных сроках кредитов.

Регламентация междуна­родного кредита осуществляется в рамках организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР.

Вначале 60-х годов достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосу­дарственные меры по ограничению субсидирования эк­спорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено неформальное соглашение о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством.

До­говоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кре­дитов, пользующихся государственной поддержкой, на­зывается консенсусом. Главные элементы консенсуса:

единый размер авансового платежа — обычно 15% от суммы контракта;

дифференцированные условия креди­тов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные);

максимальный срок погашения;

минимальные про­центные ставки.

С середины 70-х годов до 1982 г. активно прак­тиковалось межгосударственное регулирование движе­ния ссудного капитала путем рециклирования нефте­долларов из нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвести­ций в промышленно развитых странах. Промышленно развитые страны производили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для:

1) покрытия дефицита платежных балансов;

2) перераспределения нефтедолла­ров через банки в пользу развивающихся стран — им­портеров нефти в целях расширения национального эк­спорта в эти страны;

3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Вопрос 4. Регулирование международных кредитных отношений

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объек­том не только рыночного, но и государственного регулирования по линии протекционизма или либерализации их условий. Степень вме­шательства государства в международные кредитные отношения раз­лична, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником международных кредитно-финансовых отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулированного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или сме­шанные кредиты, субсидии, помощь другим странам. Прямое государ­ственное кредитование на двухсторонней или многосторонней основе до 60-х гг. было характерно для США. Ныне государственные креди­ты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам, которая включает также субсидии.

Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внеш­неэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кре­дитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования про­центных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет гос­бюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам). Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты некоторых нало­гов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. Хотя ВТО запрещает субсидирование экспорта, государство воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долго­срочных. Для стимулирования экспорта за счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. Государство удлиняет срок кредитования экспор­теров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. Преференциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кре­дитных и валютных ограничениях в стране.

Для поощрения национального экспорта созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешне­экономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специализированных банков — обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который является средством конкурен­ции наряду с ценой, качеством и услугами. Экспортно-импортные бан­ки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт.

Экспортно-импортный банк (ЭИБ) США создан в феврале 1934 г. для кредитования торговли с СССР. Однако стремление США исполь­зовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты долгов царского и Временного правительств привели к приостановке его де­ятельности. На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй ЭИБ для обслуживания торговли с Кубой, а в мае 1936 г. оба банка были объе­динены. До второй мировой войны ЭИБ не играл существенной роли. После войны его полномочия были расширены. В 1945 г. ему было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные, гарантийные (кроме эмиссии ценных бумаг и инвестиций в капитал акционерных компаний) с целью стимулирования экспорта американ­ских товаров и услуг. ЭИБ США является государственным банком. Совет директоров банка включает президента, первого вице-прези­дента и трех директоров, назначаемых президентом США с согласия Сената. ЭИБ предоставляет покупателям американских товаров кре­диты на длительный срок. ЭИБ выступает от имени американского правительства. Поэтому кредитные соглашения подписываются и га­рантируются правительством страны-заемщика. Предоставление кре­дита обусловлено, как правило, обязательной закупкой товаров в США («связанные» кредиты). Установлен лимит акционерного капи­тала ЭИБ (1 млрд долл.) и заимствований у Министерства финансов под обязательства банка (не более 6 млрд долл. единовременно). В результате важных изменений, внесенных в 1987 г., ЭИБ США пред­лагает только одну программу предоставления кредитов (в основном иностранным импортерам) и одну программу гарантий по средне- и долгосрочным экспортным сделкам. Обе программы обеспечивают 85% кредитования экспортных сделок. ЭИБ предоставляет кредиты по минимальным ставкам, допускаемым ОЭСР. Другие программы включают: 1) гарантии по ссудам для приобретения оборотного капи­тала; 2) инжиниринг для финансовой поддержки НИОКР и подготов­ки технико-экономического обоснования дальнейшего развития наци­онального экспорта. ЭИБ США осуществляет страховые операции совместно с Ассоциацией страхования иностранных кредитов (АСИК), созданной этим банком и страховыми компаниями в 1961 г. для стра­хования частных кредитов американских экспортеров. Аналогично ЭИБ США гарантирует погашение кредитов коммерческим банкам по среднесрочным сделкам экспортеров.

Читать еще:  Что такое ипотечное кредитование жилья

С 70-х гг. произошли изменения в структуре операций ЭИБ по ли­нии переориентации их с кредитных на гарантийные и страховые, ко­торые достигли 3/4 числа годовых сделок банка. Это обусловлено уве­личением частных экспортных кредитов и возросшим риском в международных кредитных отношениях. Гарантии ЭИБ покрывают до 90% кредитного риска, обеспечивая погашение кредитов коммер­ческих банков импортерами или их «домашними» банками (сроком от 181 дня до 5 лет). Комиссия за гарантии дифференцируется с учетом оценки риска.

Аналогичные экспортно-импортные банки и агентства экспортного страхования функционируют и в ряде других стран. Так, Французский банк для внешней торговли (создан в 1919 г.) предоставляет льготные долгосрочные кредиты, краткосрочные кредиты на рыночных услови­ях, гарантии по экспортным кредитам, получаемым экспортерами в банках, по векселям. В Великобритании кредитование и финансирова­ние внешней торговли осуществляются коммерческими банками при под­держке Департамента гарантий экспортных кредитов (ДГЭК).

Экспор­тно-импортный банк Японии (создан в 1950 г.) кредитует главным об­разом экспорт оборудования, а также технических услуг. Деятельность экспортно-импортных банков тесно связана с операциями институтов по страхованию экспортных кредитов и зарубежных инвестиций.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии: 1) их операций за рубежом; 2) нейтрализации последствий взаимного влияния внутренних и зарубежных операций; 3) регулирования участия национальных банков в международных бан­ковских консорциумах, синдикатах. Своеобразной формой регулиро­вания являются «джентльменские соглашения» между государством и банками.

Противоречие между уровнем интернационализации экономики и ограниченностью национальных форм регулирования привело к раз­витию межгосударственного регулирования международного кредита.

Оно преследует следующие основные цели:

1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платеж­ный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов;

2) совместные меры по преодолению кризисных потрясений;

3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и другим странам СНГ.

Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:

• координация условий экспортных кредитов и гарантий;

• согласование размера помощи развивающимся странам;

• регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;

• международные совещания «в верхах».

• рециклирование нефтедолларов и др.

Межгосударственное регулирование международного кредита имеет краткую историю, но роль его возрастет. Государство стремит­ся встроить государственное регулирование в рыночный регулятор условий международного кредита.

Попытки координации условий экспортных кредитов впервые были пред­приняты в 1934 г., когда был организован Международный союз страховщи­ков кредитов и инвестиций 1 со штаб-квартирой в Берне. Бернский союз, объединяющий страховые компании около 30 стран, предназначен для обмена информацией и составления рекомендаций относительно условий государ­ственного страхования экспортных кредитов. Этот совещательный консуль­тационный орган не выносит решений, обязательных для его членов. Бернс­кий союз не является межправительственной организацией, так как входящие в него государственные учреждения официально не представляют свои пра­вительства. Но, несмотря на «джентльменские соглашения» (1953 г.) членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кредитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантий по кредитам на более длительные сроки. С формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный, отчасти наднациональный уровень и осуществляется через региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, мини­мальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов. До 80-х гг. он назывался Международный союз страховщиков кредитов (International Union of Credit Insurers).

С целью ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках рег­ламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР.

В начале 60-х гг. достигнута договоренность членов ОЭСР об унифика­ции сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х гг. достигнуто соглашение о предвари­тельных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами.

С 70-х гг. применяются межгосударственные меры по ограни­чению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглаше­ние» о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых госу­дарством, между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено по­чти на все страны — члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об ус­ловиях экспортных кредитов, пользующихся государственной под­держкой, включает следующие главные элементы: единый размер авансового платежа — обычно 15% суммы контракта; дифференциро­ванные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные), определяемые исходя из ВВП на душу населения; максимальный срок погашения; минимальные процентные ставки. Договоренность косвенно подтверждает право страны выходить за его рамки при условии предварительной информации участников согла­шения (например, при снижении стоимости кредита).

С середины 70-х гг. до 1982 г. активно практиковалось межго­сударственное регулирование движения ссудного капитала путем ре­циклирования нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональ­ное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем ис­пользования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвестиций в развитых странах. Развитые страны про­водили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1) по­крытия дефицита платежных балансов; 2) перераспределения нефте­долларов через банки в пользу развивающихся стран — импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны; 3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кре-дитных и финансовых организациях (для последующего их использо­вания в собственных интересах). С этой целью были созданы специ­альные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.

Важной формой межгосударственного регулирования международ­ного кредита являются международные совещания «в верхах», на ко­торых вырабатываются совместные мероприятия по этим проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи технологии, торговли периодически приобретали политическое значение в свете отношений Восток-Запад.

Межгосударственное регулирование кредита испытывает влияние противоречивых тенденций — партнерство и разногласия — во взаимо­отношениях трех основных мировых финансовых центров — США, Западной Европы, Японии. Каждый центр стремится получить преиму­щества за счет своих партнеров.

ТНК и ТНБ активно используют государственное регулирование международного кредита, когда им это выгодно. Иначе они конфлик­туют с ним и бесконтрольно осуществляют международные кредитно-финансовые операции.

Государственное регулирование международных кредитных отношений.

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика.

Читать еще:  Взять кредит на первоначальный взнос

Международный кредит — движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процента.

Формы межгосударственного регулирования международного кре­дита. Противоречие между уровнем интернационализации хозяй­ственной жизни и ограниченностью национальных форм регулиро­вания привело к развитию межгосударственного регулирования международного кредита. Оно преследует следующие основные цели: 1) регулирование международного движения ссудного капи­тала для воздействия на платежный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов; 2) совместные межгосударственные меры по преодолению кризисных явлений; 3) согласование кредитной поли­тики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и других стран бывшего СССР.

Межгосударственное регулирование международного кредита осуществляется в различных формах:

• координация условий экспортных кредитов и гарантий;

• согласование размера помощи развивающимся странам;

• регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;

• рециклирование нефтедолларов и др.

Межгосударственное регулирование международного кредита имеет краткую историю, но роль его возрастает. Государство стремится встроить рыночные силы, конкуренцию в сфере между­народного кредита в механизм государственного регулирования, придать ему гибкость.

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирова­ния в стране. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным участником международных кредитных отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика.

Государство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам).

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывози­мых товаров, повышая их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ, преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государ­ство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. В 70-х годах в ведущих странах разрыв между ставками по экспортным и иным кредитам достигал 1,5-2 пункта., Государство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов.

Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специализированных банков – обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который является важным средством конкуренции наряду с ценой, качеством и услугами, и тем самым стимулировать националь­ный экспорт. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт.

5. Государственное регулирование международных кредитных отношений

Международные кредитные отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Степень вмешательства государства в международные кредитные отношения бывает различной, но формы его во многих странах одинаковы. Государство является активным участником международных кредитных отношений и выступает в роли кредитора, донора и заемщика. Используя часть национального дохода, собранного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии и помощь другим странам. В настоящее время государственные кредиты в основном выдаются для помощи развивающимся странам.

Государственное регулирование международных кредитных отношений осуществляется в целях воздействия на движение ссудных капиталов между странами, предотвращения негативных сторон монополизма и жесткой конкуренции в этой сфере. Материальной базой регулирования служит непосредственное участие в них государства как кредитора, донора, гаранта и заемщика. Государственные регулирующие органы выполняют регистрационные, лицензионные, надзорные функции и процедуры. Законодательство выступает юридической базой регулирования международных кредитных отношений.

В мировой практике выработана специальная модель такого регулирования, учитывающая конкретную ситуацию и цели. Для стимулирования экспорта товаров и услуг используются таможенные и налоговые льготы (освобождение экспортеров от уплаты некоторых пошлин и налогов); бонификация Бонификация (франц. bonification, от позднелат. bonifico — улучшаю), в гражданском праве в договорах купли-продажи надбавка к установленной договором цене за поставку товара более высокого качества; возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам ссудного процента путем его снижения по экспортным кредитам за счет субсидии государства, которое из бюджетных средств возмещает банкам-кредиторам разницу между рыночной и льготной ставками. международный кредит государственный регулирование

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут освобождаться от косвенных налогов. Хотя по условиям ВТО запрещено субсидирование экспорта, государство активно воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. Государство продлевает срок кредитования экспортеров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. Преференциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и валютных ограничениях в стране.

Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Целью создания этих специализированных банков является обеспечение доступа экспортеров к кредиту, который является важным средством конкуренции наряду с ценой, качеством и услугами, и тем самым стимулировать национальный экспорт. Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним совместно стимулировать экспорт. Благодаря государственным гарантиям по краткосрочному экспортному кредиту тратта экспортера превращается в первоклассное международное платежное средство.

Государство также регламентирует международные кредитные операции банков.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии Worldeconomy2007.narod.ru/Tema4MFOKredits.doc :

1) ограничения круга их операций за рубежом;

2) нейтрализации последствий взаимного влияния внутренних и заграничных операций;

3) регулирования участия национальных банков в международных банковских консорциумах.

Своеобразной формой регулирования международного кредита является «джентльменские соглашения» между государством и банками, целью которого является сдерживание нежелательного оттока капитала за рубеж.

«Джентльменские соглашения» были заключены в 1953 г. членами Бернского союза о предоставлении гарантий по экспортным кредитам на срок более 5 лет.

Соглашение об условиях кредитования экспорта действует в рамках ЕС. Оно регулирует уровень минимальных процентных ставок по экспортным кредитам и максимальные сроки кредитования. В рамках ОЭСР с 1976 г. действует «джентльменское соглашение» о единых условиях экспортных контрактов, субсидируемых государством. Соглашение определяет:

— единый авансовый платёж в 15% суммы контракта;

— максимальный срок погашения кредита;

— минимальные процентные ставки.

В настоящее время на практике договорённости по «джентльменским соглашениям» не выполняются.

7.4. Рыночное и государственное регулирование международных кредитных отношений

Как свидетельствует мировой опыт, государство поощряет внеш­неэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кре­дитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования про­центных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет гос­бюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кредитам). Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептно-авальных опе­раций превращают тратты экспортеров в первоклассное платежное средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты некоторых нало­гов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конкурентоспособность. Хотя ГАТТ, преобразованное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государство воздействует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долго­срочных. Для стимулирования экспорта за счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. Государство удлиняет срок кредитования экспор­теров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов. Префе­ренциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кре­дитных и валютных ограничениях в стране.

Читать еще:  Ипотечный кредит на жилье

Для поощрения национального экспорта созданы государственные или полугосударственные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешне­экономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков. Цель создания этих специализированных банков — обеспечить доступ экспортерам к кредиту, который является средством конкурен­ции наряду с ценой, качеством и услугами. Экспортно-импортные бан­ки призваны дополнять и поощрять деятельность частного капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт.

Экспортно-импортный банк (ЭИБ) США создан в феврале 1934 г. для кредитования торговли с СССР. Однако стремление США исполь­зовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты долгов царского и Временного правительств привели к приостановке его де­ятельности. На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй ЭИБ для обслуживания торговли с Кубой, а в мае 1936 г. оба банка были объе­динены. До второй мировой войны ЭИБ не играл существенной роли. После войны его полномочия были расширены. В 1945 г. ему было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные, гарантийные (кроме эмиссии ценных бумаг и инвестиций в капитал акционерных компаний) с целью стимулирования экспорта американ­ских товаров и услуг.

С 70-х гг. произошли изменения в структуре операций ЭИБ по ли­нии переориентации их с кредитных на гарантийные и страховые, ко­торые достигли 3/4 числа годовых сделок банка. Это обусловлено уве­личением частных экспортных кредитов и возросшим риском в международных кредитных отношениях. Гарантии ЭИБ покрывают до 90% кредитного риска, обеспечивая погашение кредитов коммер­ческих банков импортерами или их «домашними» банками (сроком от 181 дня до 5 лет). Комиссия за гарантии дифференцируется с учетом оценки риска.

Аналогичные экспортно-импортные банки и агентства экспортного страхования функционируют и в ряде других стран. Так, Французский банк для внешней торговли (создан в 1919 г.) предоставляет льготные долгосрочные кредиты, краткосрочные кредиты на рыночных услови­ях, гарантии по экспортным кредитам, получаемым экспортерами в банках, по векселям. В Великобритании кредитование и финансирова­ние внешней торговли осуществляются коммерческими банками при под­держке Департамента гарантий экспортных кредитов (ДГЭК). Экспор­тно-импортный банк Японии (создан в 1950 г.) кредитует главным об­разом экспорт оборудования, а также технических услуг. Деятельность экспортно-импортных банков тесно связана с операциями институтов по страхованию экспортных кредитов и зарубежных инвестиций.

В России аналогичные функции выполняют Внешторгбанк, отчас­ти Внешэкономбанк, специализирующийся ныне на обслуживании го­сударственного внешнего долга, управлении активами бывшего СССР, Экспортно-импортный банк.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей международной деятельности банков по линии: 1) их операций за рубежом; 2) нейтрализации по­следствий взаимного влияния внутренних и зарубежных операций; 3) регулирования участия национальных банков в международных бан­ковских консорциумах, синдикатах. Своеобразной формой регулиро­вания являются «джентльменские соглашения» между государством и банками.

Формы межгосударственного регулирования международного кре­дита. Противоречие между уровнем интернационализации экономики и ограниченностью национальных форм регулирования привело к раз­витию межгосударственного регулирования международного креди­та. Оно преследует следующие основные цели: 1) регулирование меж­дународного движения ссудного капитала для воздействия на платеж­ный баланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов; 2) совместные меры по преодолению кризисных потрясений; 3) согласование кредит­ной политики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Восточной Европы, России и дру­гим странам СНГ.

Межгосударственное регулирование международного кредита осу­ществляется в различных формах:

• координация условий экспортных кредитов и гарантий;

• согласование размера помощи развивающимся странам;

• регламентация деятельности международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;

• международные совещания «в верхах».

• рециклирование нефтедолларов и др.

Межгосударственное регулирование международного кредита имеет краткую историю, но роль его возрастет. Государство стремит­ся встроить государственное регулирование в рыночный регулятор условий международного кредита.

Попытки координации условий экспортных кредитов впервые были пред­приняты в 1934 г., когда был организован Международный союз страховщи­ков кредитов и инвестиций [23] со штаб-квартирой в Берне. Бернский союз, объе­диняющий страховые компании около 30 стран, предназначен для обмена информацией и составления рекомендаций относительно условий государ­ственного страхования экспортных кредитов. Этот совещательный консуль­тационный орган не выносит решений, обязательных для его членов. Бернс­кий союз не является межправительственной организацией, так как входящие в него государственные учреждения официально не представляют свои пра­вительства. Но, несмотря на «джентльменские соглашения» (1953 г.) членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кредитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантий по кредитам на более длительные сроки.

С формированием ЕС регулирование международного кредита поднялось на межгосударственный, отчасти наднациональный уровень и осуществляется через региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, мини­мальных процентных ставках и максимальных сроках кредитов.

С целью ограничения государственного стимулирования экспорта товаров в условиях обострения конкуренции на мировых рынках рег­ламентация международного кредита осуществляется в рамках ОЭСР.

В начале 60-х гг. достигнута договоренность членов ОЭСР об унифика­ции сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х гг. достигнуто соглашение о предвари­тельных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами.

С 70-х гг. применяются межгосударственные меры по ограни­чению субсидирования экспорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглаше­ние» о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых госу­дарством, между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено по­чти на все страны — члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об ус­ловиях экспортных кредитов, пользующихся государственной под­держкой, включает следующие главные элементы: единый размер авансового платежа — обычно 15% суммы контракта; дифференциро­ванные условия кредитов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные), определяемые исходя из ВВП на душу населения; максимальный срок погашения; минимальные процентные ставки. Договоренность косвенно подтверждает право страны выходить за его рамки при условии предварительной информации участников согла­шения (например, при снижении стоимости кредита).

С середины 70-х гг. до 1982 г. активно практиковалось межго­сударственное регулирование движения ссудного капитала путем ре­циклирования нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональ­ное рециклирование осуществляли страны — члены ОПЕК путем ис­пользования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся странам, прибыльных инвестиций в развитых странах. Развитые страны про­водили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1) по­крытия дефицита платежных балансов; 2) перераспределения нефте­долларов через банки в пользу развивающихся стран — импортеров нефти в целях расширения национального экспорта в эти страны; 3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кре- дитных и финансовых организациях (для последующего их использо­вания в собственных интересах). С этой целью были созданы специ­альные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.

Важной формой межгосударственного регулирования международ­ного кредита являются международные совещания «в верхах», на ко­торых вырабатываются совместные мероприятия по этим проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, пере­дачи технологии, торговли периодически приобретали политическое значение в свете отношений Восток-Запад.

Своеобразной формой сотрудничества банков на многосторонней основе стали международные банковские клубы. Например, Форекс клаб объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые финансо­вые центры, и ежегодно проводит совещания по актуальным пробле­мам международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Межгосударственное регулирование кредита испытывает влияние противоречивых тенденций — партнерство и разногласия — во взаимо­отношениях трех основных мировых финансовых центров — США, Западной Европы, Японии. Каждый центр стремится получить преиму­щества за счет своих партнеров.

ТНК и ТНБ активно используют государственное регулирование международного кредита, когда им это выгодно. Иначе они конфлик­туют с ним и бесконтрольно осуществляют международные кредитно- финансовые операции.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector