Экономические нормативы кредитного риска
Кредитные риски банков: оценка и управление
Деятельность всех коммерческих организаций в первую очередь направлена на получение финансовой прибыли. Изначально предприниматель вкладывает в дело определенный капитал, который идет на развитие компании. Далее она начинает приносить доход.
Но, чтобы получить максимальную прибыль, важно правильно распоряжаться денежными средствами. Для этого необходимо уметь оценивать финансовые риски, с которыми непременно сталкивается каждое предприятие. Наиболее существенный финансовый риск – кредитный риск банка, который возникает при любом предоставление денег в заем, что при стабильной работе компании происходит практически всегда.
Что собой представляют кредитные риски банков
Кредитный риск банка — это риск неполучения или просрочки уплаты денежных средств по банковской ссуде.
Он возникает в случаях:
- частичного снижения или потери заемщиком платежеспособности;
- утраты клиентом деловой репутации.
Кредитные риски банков могут касаться каких-то определенных ссуд, а могут охватывать весь кредитный портфель банка. Чтобы предотвратить финансовые потери, банку необходимо создать собственную политику по кредитам. Это официально утвержденная система контроля всей внутренней деятельности по кредитованию.
В формировании кредитного портфеля важно соблюсти определенный баланс. То есть это возможность компенсации денежных потерь стабильной прибылью по другим ссудам.
Кредитный портфель образуется с учетом этих пунктов:
- прибыльность и возможные риски всех ссуд;
- высчитывание спроса клиентов на каждый вид кредита;
- нормативы кредитного риска банка, утвержденные в ЦБ;
- система кредитных ресурсов в разрезе сроков погашения кредитов.
Вся деятельность по кредитованию сама собой представляет риск. Поэтому политика банка должна быть направлена на снижение вероятности финансовых потерь.
Как именно это можно исполнить:
- проанализировать платежеспособность клиента, найти и оценить его рейтинг в качестве заемщика;
- выполнить диверсификацию существующих ссуд (по размерам, видам, типам заемщиков);
- чтобы снизить кредитный риск банка, целесообразно застраховать кредиты и депозиты;
- сгруппировать надежные резервы для компенсации финансовых потерь;
- создать или модернизировать существующую структуру управления в отношении политики кредитования.
Чтобы максимально улучшить деятельность в области кредитования, полезно использовать все современные возможности внешнего информирования о платежеспособности заемщиков. Также желательно ознакомиться с зарубежными методиками управления кредитами и работы с заемщиками.
На данный момент в ЦБ России утверждена классификация кредитных рисков банков по уровням. Итак, ссуды делятся на 5 групп:
- стандартные;
- нестандартные;
- сомнительные;
- проблемные;
- безнадежные.
Данная система позволяет более точно определять вероятность задолженностей по кредитам, лучше оценивать и минимизировать финансовую нестабильность.
Факторы кредитного риска банков
Методы оценки кредитного риска банка учитывают следующие факторы:
- экономическое и политическое положение в стране и конкретном регионе. Имеют место макроэкономические и микроэкономические факторы (ситуация кризиса в экономике, неотрегулированная банковская система и т. д.);
- доля кредитования конкретных отраслей, зависимых от экономической ситуации внутри страны (большое влияние имеют крупные суммы займов, выданных предприятиям определенных отраслей);
- кредитоспособность, история займов, вид организации клиента, его отношения с поставщиками и предыдущими финансовыми организациями;
- на показатели кредитных рисков банка влияет наличие банкротств у клиента;
- количество кредитов и других финансовых договоров с банками у клиентов, имеющих неблагоприятное финансовое положение;
- степень вовлеченности банка в малоизученные, нестандартные методы кредитования (лизинг, факторинг и т. д.);
- количество новых, вновь появляющихся заемщиков, информация о которых не получена в должной мере;
- факты мошенничества, сознательного несоблюдения договора со стороны клиентов;
- число таких взаимоотношений с заемщиками, при которых залогом выступают быстро обесценивающиеся предметы. Также учитываются случаи, когда клиент с большой долей вероятностью неспособен оплатить кредит, возможные ситуации утраты залога;
- диверсификация кредитного портфеля;
- точность полученного анализа сделки с заемщиком;
- частота изменений политики по кредитованию;
- вид, форма и величина кредита, его обеспеченность.
Все перечисленные пункты влияют на риски кредитной политики банка или в положительном, или в отрицательном ключе. Их действия могут быть противоположны, то есть компенсировать друг друга. Но может произойти ситуация, когда несколько факторов одинаково положительны или одинаково отрицательны. В этом случае совокупное влияние удваивается, утраивается и т. д.
Основные виды кредитных рисков банка
Риски кредитной деятельности банка делятся на несколько видов.
- Внутренние. Они в большей степени зависят от типа кредитного продукта, а также финансовой нестабильности заемщика.Основное влияние на уровень внутреннего риска может оказывать как сам банк, так и заемщик. В первом случае имеют место следующие факторы стратегического характера: качество организационной системы банка, тип рыночной стратегии, готовность участвовать в разработке и продвижении новых кредитных продуктов, целесообразность политики в области кредитования, правильность формирования кредитного портфеля, временные риски (если заем производится на большой срок, есть вероятность изменения процентов, курсов валют, стоимости ценных бумаг, процентной маржи).Кроме того, внутренние риски зависят также и от более частных факторов: вероятность отзыва кредита до завершения заемного срока из-за несоблюдения обязательств по договору, профессиональный уровень работников, наличие современного технологичного оборудования и др.
Внутренние риски также имеют свою классификацию:
- Риск ликвидности. Выражается в нарушении равновесия активов и пассивов банка по срокам и объемам.
- Операционный риск. Здесь имеют место эти факторы: уровень обслуживания договора по кредиту, методы анализа кредитного портфеля.
- Риск обеспечения по кредиту.
- Вероятность неуплаты суммы займа.
- Политические. В этом случае клиент теряет финансовую надежность из-за ухудшающейся политической ситуации.
- Инфляционные. На неспособность заемщика оплачивать кредит влияют показатели инфляции.
- Экономические (микроэкономические). Финансовая стабильность клиента определяется экономической ситуацией.
Помимо этого, выделяют следующие внешние кредитные риски банков: макроэкономический, социальный, отраслевой, региональный, риск, связанный с возможными изменениями на законодательном уровне (например, увеличение возможностей для займов в определенных отраслях), возможность скачков процентной ставки по кредиту. Как правило, у финансовой организации нет возможности заранее предусмотреть изменения процентной ставки. Но она может подготовить и проанализировать существующие резервы по компенсации вероятных потерь.
Подобная классификация помогает четко определить вид и особенности каждого риска, а также соотнести его с остальными группами.
Зная категории и группы кредитных рисков банка, организация может легко контролировать и снижать возможные финансовые потери.
Управление кредитными рисками в банке
В управление входят конкретные действия организации по снижению вероятности возникновения рисков. Система управления рисками – это комплекс мер конкретного банка, направленных на получение должной прибыли даже в условиях возможных финансовых потерь. Также это действия для прогноза и предотвращения (или компенсации) неуплат по кредитам.
Успешное определение и предотвращение вероятных денежных потерь возможны лишь при наличии четко отлаженной организационной структуры управления.
Объекты описанной структуры управления – активы и финансовые инструменты банка (кредиты и займы). Субъекты в этом случае – различные отделы банка, которые ведут контроль и учет рисков.
Управление кредитными рисками в деятельности коммерческого банка имеет свои особенности.
Вся система управления строится на нескольких основных принципах.
- Комплексность. При анализе возможных потерь необходимо учитывать всю деятельность по отношению к политике кредитования и сопутствующие факторы влияния. Это позволит более точно прогнозировать и контролировать денежные потери.
- Системность. При комплексном анализе финансовой стабильности кредитного портфеля нужно принимать во внимание информацию, данную самим заемщиком, а также реальную картину его платежеспособности.
- Динамичность. Способность банка к быстрому анализу внутренних и внешних изменений способствует такому же быстрому определению возможных потерь, а также нахождению способов их компенсации.
- Объективность. Анализ кредитного портфеля организации – это точные, выверенные расчеты и аналитические заключения. Все они должны основываться на реальных фактах.
Данные положения отлично описывают основную цель всей организационной деятельности коммерческой структуры – это улучшение качества кредитного портфеля, которое возможно благодаря сокращению потерь по кредитам.
Определив цель, можно назначить конкретные задачи. В отношении минимизации рисков они будут звучать так: все сведения о возможных финансовых потерях должны быть достоверными и своевременными; качественный и количественный анализ предполагает максимальную точность; чтобы правильно определить направления действий по минимизации возможных потерь, нужно выявить и оценить связь разных групп рисков; управление рисками должно начаться сразу после обнаружения проблемы.
Возможно ли снижение кредитного риска банка
Полностью оградить себя от финансовых рисков не может ни одна организация. Лишь эффективный менеджмент поможет минимизировать и при необходимости скомпенсировать возможные потери.
Как правило, управление основывается на следующих действиях:
- Лимитирование. Наиболее известный способ уменьшения потерь коммерческого банка. Методика предполагает введение определенных ограничений на предоставление займов отдельным категориям лиц и организаций.
- Резервирование. ЦБ России установил обязательство коммерческих банков, по которому каждая организация должна иметь в запасе определенную сумму, которая при необходимости пойдет на компенсацию невыплаченных кредитов.
- Страхование. Данная операция также входит в политику минимизации кредитных рисков коммерческих банков. Обычно страхуется то имущество, которое заемщик выставляет под залог, чтобы избежать его потери (поломки, разрушения и т. д.). Для страховки выбираются только проверенные страховые компании.
- Распределение. В этом случае в процентную ставку добавляется сумма рисковой надбавки. Это означает, что сумма повышается для каждого заемщика, даже если он не входит в потенциальную группу некредитоспособных граждан. Сумма надбавки зависит от обеспечения по кредиту, величины долга, продолжительности срока и др.
Тщательный анализ каждой сделки и одобрение договора с последующими проверками состояния ссуд важны для поддержания оптимального кредитного портфеля. От этого, в свою очередь, зависит эффективность всей деятельности коммерческой организации.
Эффективная политика кредитования – это направленная деятельность в сфере развития и улучшения всей работы организации. Она выражается в правильном инвестировании кредитных ресурсов, модификации системы управления и постоянном совершенствовании методов оценки и уменьшения кредитных рисков банка.
Financial-Helper.RU
Ваш помощник в мире финансов
Нормативы кредитного риска
Нормативы кредитного риска как элемент экономических нормативов деятельности банков имеют целью не допустить чрезмерной концентрации кредитного риска в банке, поскольку неплатежеспособность одного или нескольких контрагентов может существенно дестабилизировать банк и даже привести к его банкротству. В частности нужно ограничить кредитные и другие операции со связанными лицами (инсайдерами) банка, так как эти операции могут осуществляться на льготных для инсайдеров условиях.
Виды инсайдеров
Инсайдерами могут быть физические и юридические лица. К инсайдером физическим лицам относятся владельцы существенного участия, управленческий персонал банка, (внешние) контроллеры, руководители и контролеры аффилированных и родственных лиц, а также ассоциированные лица. Инсайдерами юридическими лицами являются владельцы существенного участия, аффилированные, родственные и ассоциированные лица (изображено подробнее в таблице ниже).
- Управленческий персонал банка:
- первые руководители: председатель и члены наблюдательного совета банка, председатель правления / совета директоров и члены правления / совета директоров, заместители председателя правления / совета директоров (президент, вице-президенты) главный бухгалтер и его заместители;
- другой управленческий персонал: руководители филиалов; главные бухгалтеры филиалов; руководители структурных подразделений банка и члены кредитного комитета (кредитной комиссии), которые принимают участие в определении кредитной, инвестиционной и учетной политики, политики управления активами и пассивами, ключевых направлений деятельности банка;
- работники внутреннего аудита;
- члены ревизионной комиссии;
- Контроллеры:
- лица, осуществляющие внешний аудит банка;
- лицо, являющееся руководителем государственных органов (фондов, комитетов и т.д.) и соответственно к своим должностным обязанностям осуществляет контроль за деятельностью банков;
- Куководители и контролеры аффилированных и родственных лиц;
- Ассоциированные лица: родные братья и сестры, родители, муж, жена или совершеннолетние дети тех руководителей банка, контролеров банка и руководителей учреждений — акционеров (участников) банка, которые являются владельцами существенного участия банка.
- Владельцы существенного участия;
- Аффилированные лица:
- учреждение, имеющее существенное участие в банке;
- учреждение, в котором банк является владельцем существенного участия;
- Родственные лица:
- учреждение, в котором владельцем существенного участия является лицо, одновременно является владельцем существенного участия в банке;
- учреждение, руководители которой является одновременно руководителями банка;
- Ассоциированная лицо: юридическое лицо, в котором руководителем являются родители, братья и сестры, жена, муж или дети тех руководителей и контролеров банка, а также учреждений — акционеров (участников) банка, которые являются владельцами существенного участия в банке.
Общий экономический риск двух или более контрагентов / понятия существенного участия
Необходимо отметить, что в расчетах нормативов кредитного риска два или более контрагентов считаются несущими общий экономический риск, при наличии одного из следующих условий:
- Один контрагент является владельцем существенного участия другого (других)
- Два или более контрагентов имеют хотя бы одного общего владельца их существенных долей (независимо от того, является ли он также клиентом банка)
- Контрагенты используют кредитные средства для проведения совместной деятельности таким образом, что источник возврата кредита является для них общим
- Кредитные средства, предоставленные банком одному или группе контрагентов используются этим (и) контрагентом (ами) как кредитные ресурсы для третьего лица, являющегося клиентом этого банка.
В связи с этим следует выяснить понятие существенного участия. Говоря о существенное участие, означает, что физическое или юридическое лицо имеет прямо или косвенно (например, приобретение лицом права голоса на общем собрании акционеров по поручению акционера, который является владельцем существенного участия в банке и т.д.), самостоятельно или совместно с другими лицами долю в уставном капитале банка или другого юридического лица (или имеет полномочия голосовать) в размере ≥ 10%. Кроме того, два и более лица считаются вместе владеют акциями (паями / долями) банка или другого юридического лица, если сумма их акций ≥ 10% и они одновременно
- члены совета или правления, владельцами существенного участия или законными представителями одного юридического лица; или
- одно из этих лиц предоставила другой кредит для приобретения акций (паев / долей) банка или другого юридического лица; или
- они являются близкими родственниками (родные братья и сестры, родители, муж, жена или совершеннолетние дети).
Существенное участие может также возникнуть независимо от формального владения акциями в случае возможности решающего влияния на руководство или деятельность юридического лица. В частности, инсайдер имеет возможность влиять на определение кредитной, инвестиционной и учетной политики, на принятие решений по основным направлениям деятельности банка или другого юридического лица через заключенные соглашения или иным путем, то есть осуществляет контроль над банком или другим юридическим лицом.
Норматив максимального размера кредитного риска на одного контрагента (Н7)
Норматив максимального размера кредитного риска на одного контрагента Н7 определяется как соотношение суммы всех требований и внебалансовых обязательств по этому контрагента в регулятивный капитал банка, которое не должно превышать 25%. Перечень операций, охватываемых при расчете Н7 (а также Н8):
Требования в отношении банков-контрагентов, в частности:
- срочные депозиты и кредиты, которые размещены и предоставлены другим банкам, а также сомнительна и просроченная задолженность по таким операциям и к погашению начисленными доходами с них;
- дебиторская задолженность и сомнительная дебиторская задолженность по операциям с банками;
- долговые ценные бумаги, выпущенные банками, в торговом портфеле банка, в портфеле банка на продажу и в портфеле банка к погашению;
Требования относительно других клиентов (небанковских учреждений) и физических лиц, в частности:
- стандартная, сомнительна и просроченная задолженность по кредитам и доходами с них;
- дебиторская задолженность и сомнительная дебиторская задолженность, просроченные и сомнительные к погашению начисленные доходы;
- задолженность (в том числе просроченная и сомнительная) по факторинговым операциям, финансовым лизингом, учтенными векселями, долговыми ценными бумагами органов государственной власти и местного самоуправления, небанковских финансовых учреждений, нефинансовых предприятий в торговом портфеле банка, в портфеле банка на продажу и в портфеле банка к погашения, просроченные и сомнительные к погашению начисленные доходы за ними;
- акции и другие ценные бумаги с нефиксированной прибылью (кроме вложений в уставные фонды других банков и учреждений, на сумму которых уменьшен регулятивный капитал).
Внебалансовые обязательства, выданные банком, в частности,
- гарантии, поручительства, аккредитивы и акцепты, которые предоставлены банком;
- сомнительные гарантии и поручительства;
- обязательства по кредитованию, предоставленные банком.
Если значение Н7 для отдельного контрагента превышает нормативное, банка все же разрешается предоставлять кредиты и осуществлять вложения в долговые ценные бумаги в объемах, превышающих Н7, компенсируя это исключением из общего объема обеспечений кредитов или сумму безусловного обеспечения и денежного покрытия их вложений в долговые ЦБ. Однако если даже после использования таких льгот значение Н7 превышает нормативное, банк обязан корректировать регулятивный капитал на размер превышения этого норматива начиная со следующего дня после проведения операций, которые привели к превышению. В случае консорциумного кредитования в расчет норматива ведущего банка банковского консорциума включается только та часть кредита, предоставленная непосредственно этим банком. .
Норматив больших кредитных рисков (Н8)
В то время как норматив Н7 ограничивает концентрацию риска по отдельным контрагентом, норматив больших кредитных рисков Н8 лимитирует общую сумму сконцентрированных кредитных рисков. При этом, крупные кредитные риски определяются как все требования и внебалансовые обязательства предоставленных в одном или группы связанных контрагентов, равны или превышают 10% регулятивного капитала, то есть аналогично Н7 за исключением другого нормативного значения (10% вместо 25%) . Нормативом Н8 требуется, чтобы суммы крупных кредитных рисков не превышали регулятивный капитал банка более чем в 8 раз. В случае превышения этого лимита, но до 12-кратной пределы, норматив адекватности платежеспособности Н2 устанавливается на двойном уровне, то есть в размерах 20, 24 или 30% в зависимости от пройденного срока со дня получения лицензии. В случае превышения значения Н8 12-кратной пределы, Н2 должен быть равен 30, 36 или 45%. По состоянию на 1.1.2009 г.. Значение Н8 отечественной банковской системы достигало примерно 2-кратного размера (187,36%) регулятивного капитала.
Норматив максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру (Н9)
Норматив максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру Н9 устанавливается с целью ограничения риска, который возникает при осуществлении операций с инсайдерами. Такие операции могут проводиться на льготных для инсайдеров условиях и угрожать стабильной деятельности банка. Нормативом Н9 требуется, чтобы соотношение суммы требований и внебалансовых обязательств в одном инсайдера в уставный капитал банка было не более 5%. Перечень видов требований и обязательств, которые охватываются нормативами Н9, рассмотрены подробно в пункте о норматив Н10. В случае превышения банком норматива Н9 он обязан скорректировать регулятивный капитал на размер превышения этого норматива, начиная со следующего дня после проведения операций, которые привели к превышению. По состоянию на 1.1.2009 норматив Н9 имел значение 1,66%.
Норматив максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н10)
Норматив максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н10) ограничивает совокупную сумму всех требований к инсайдерам и обязательств, выданных банком в отношении всех инсайдеров. При этом используются следующие типы требований и внебалансовых обязательств (перечень также касается расчета норматива Н9):
- Требования банка к одному инсайдера
- срочные депозиты, размещенные в других банках;
- задолженность по кредитам;
- сомнительна и просроченная задолженность по кредитам / депозитам, задолженность по просроченным и сомнительными к погашению начисленными доходами;
- дебиторская задолженность и сомнительная дебиторская задолженность, просроченные и сомнительные к погашению начисленные доходы;
- задолженность (в том числе просроченная и сомнительная) по факторинговым операциям, финансовым лизингом, учтенными векселями, долговыми ценными бумагами, просроченные и сомнительные к погашению начисленные доходы за ними;
- акции и другие ценные бумаги с нефиксированной прибылью (кроме вложений в уставные фонды других банков и учреждений, на сумму которых уменьшен регулятивный капитал).
- Внебалансовые обязательства, выданных банком в одном инсайдера
- гарантии, поручительства, аккредитивы и акцепты, которые предоставлены банком;
- сомнительные гарантии и поручительства;
- обязательства по кредитованию, предоставленные банком.
Нормативом Н10 устанавливается максимальное значение соотношения совокупных требований и внебалансовых обязательств по всем инсайдеров в уставный капитал банка в размере 30%.
Discovered
О финансах и не только…
Нормативы кредитного риска
Нормативы кредитного риска (Credit Exposure Limits, Norms) — экономические нормативы, установленные Национальным банком Украины с целью уменьшения банковских рисков, и несоблюдение которых может привести к финансовым трудностям в деятельности банка. К ним относятся нормативы Н7, Н8, Н9, Н10.
Норматив максимального размера кредитного риска на одного контрагента (Н7) — экономический норматив, который устанавливается с целью ограничения кредитного риска, который возникает в результате невыполнения отдельными контрагентами своих обязательств.
Размер кредитного риска на одного контрагента определяется как соотношение суммы всех требований банка к этому контрагенту и всех внебалансовых обязательств, выданных банком этому контрагенту (группе связанных контрагентов), к регулятивному капиталу банка. Значение норматива Н7 составляет не более 25%.
Если по результатам инспекционной проверки или на основании статистической отчетности банка установлено, что банк безосновательно превысил норматив Н7, то он должен уменьшить регулятивный капитал на сумму превышения, начиная со следующего дня после проведения операций, которые привели к превышению.
Норматив больших кредитных рисков (Н8) — экономический норматив, который устанавливается с целью ограничения концентрации кредитного риска по отдельным контрагентам или группе связанных контрагентов.
Кредитный риск, который принял банк на одного контрагента или группу связанных контрагентов, считают большим, если сумма всех требований банка к этому контрагенту (группе связанных контрагентов) и всех внебалансовых обязательств, предоставленных банком этому контрагенту или группе связанных контрагентов, составляет 10% и более регулятивного капитала банка.
Норматив больших кредитных рисков определяется как соотношение суммы всех крупных кредитных рисков, предоставленных банком по всем контрагентам, с учетом всех внебалансовых обязательств, выданных банком этим контрагентам, к регулятивному капиталу банка.
Если один контрагент банка входит одновременно в состав нескольких групп связанных контрагентов, то при расчете норматива больших кредитных рисков сумма предоставленного кредита контрагента, входящего в состав нескольких групп, учитывается один раз.
Решение о предоставлении большого кредита принимается в соответствии с заключением кредитного комитета (комиссии), утвержденного правлением (советом) банка.
Нормативное значение норматива Н8 не должно превышать 8-кратный размер регулятивного капитала банка. Если норматив больших кредитных рисков превышает 8-кратный размер регулятивного капитала, то требования к нормативу адекватности регулятивного капитала (Н2) автоматически повышаются.
Норматив максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру (Н9) — экономический норматив, который устанавливается с целью ограничения риска, который возникает при осуществлении операций с инсайдерами, что может привести к прямому или косвенному воздействию на деятельность банка. Это влияние обусловлено проведением банком операций с инсайдерами на условиях, невыгодных для банка, что приводит к значительным проблемам, поскольку в таких случаях невозможно объективно определить платежеспособность контрагента.
Норматив максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру, рассчитывается как соотношение суммы всех обязательств этого инсайдера (группы связанных инсайдеров) перед банком и всех внебалансовых обязательств, выданных банком этому инсайдеру, и уставного капитала банка. Нормативное значение коэффициента Н9 не должно превышать 5%.
Норматив максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н10) — экономический норматив, который устанавливается с целью ограничения совокупной суммы всех рисков по инсайдерам. Чрезмерный объем совокупной суммы всех рисков по инсайдерам приводит к концентрации рисков и может угрожать сохранности регулятивного капитала банка.
Норматив максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам, рассчитывается как соотношение совокупной задолженности обязательств всех инсайдеров перед банком и 100% суммы внебалансовых обязательств, выданных банком в отношении всех инсайдеров, и уставного капитала банка.
Предоставление кредитов инсайдерам (связанным лицам), которые способны осуществлять прямое или косвенное воздействие на деятельность банка, может привести к значительным проблемам, поскольку в таких случаях объективно определить платежеспособность контрагента очень сложно. Нормативное значение коэффициента Н10 не должно превышать 30%.
Инструкция Банка России от 28 июня 2017 г. N 180-И «Об обязательных нормативах банков» (с изменениями и дополнениями) (утратила силу)
Инструкция Банка России от 28 июня 2017 г. N 180-И
«Об обязательных нормативах банков»
С изменениями и дополнениями от:
8 сентября, 6 декабря 2017 г., 2 апреля, 4, 26 июля, 3 сентября, 27 ноября 2018 г., 6 мая 2019 г.
ГАРАНТ:
Инструкцией Банка России от 29 ноября 2019 г. N 199-И настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2020 г.
Настоящая Инструкция на основании статей 62, 64-67, 70-72 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7591, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 14, ст. 1649; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3438, ст. 3476, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6695, ст. 6699; N 52, ст. 6975; 2014, N 19, ст. 2311, ст. 2317; N 27, ст. 3634; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5318; N 45, ст. 6154; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 4, ст. 37; N 27, ст. 3958, ст. 4001; N 29, ст. 4348, ст. 4357; N 41, ст. 5639; N 48, ст. 6699; 2016, N 1, ст. 23, ст. 46, ст. 50; N 26, ст. 3891; N 27, ст. 4225, ст. 4273, ст. 4295; 2017, N 1, ст. 46; N 14, ст. 1997; N 18, ст. 2661, ст. 2669) (далее — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), статьи 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605, ст. 7607; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2317, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3438, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 40, ст. 5036; N 49, ст. 6336; N 51, ст. 6683, ст. 6699; 2014, N 6, ст. 563; N 19, ст. 2311; N 26, ст. 3379, ст. 3395; N 30, ст. 4219; N 40, ст. 5317, ст. 5320; N 45, ст. 6144, ст. 6154; N 49, ст. 6912; N 52, ст. 7543; 2015, N 1, ст. 37; N 17, ст. 2473; N 27, ст. 3947, ст. 3950; N 29, ст. 4355, ст. 4357, ст. 4385; N 51, ст. 7243; 2016, N 1, ст. 23; N 15, ст. 2050; N 26, ст. 3860; N 27, ст. 4294, ст. 4295; 2017, N 14, ст. 2000; N 18, ст. 2661, ст. 2669; N 25, ст. 3596) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности») и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 29 мая 2017 года N 12) устанавливает числовые значения и методики определения обязательных нормативов банков, а также особенности осуществления Банком России надзора за их соблюдением.
Председатель Центрального банка
Российской Федерации
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 июля 2017 г.
Регистрационный N 47383
Приведена Инструкция об обязательных нормативах банков. Она заменит одноименную Инструкцию 2012 г.
Новая Инструкция предусматривает механизм, позволяющий банкам учитывать величину кредитного риска с использованием подхода на основе внутренних рейтингов для целей включения в нормативы достаточности капитала.
Уточнены критерии, которым должны удовлетворять кредитные требования к малым предприятиям в целях применения к ним пониженного коэффициента риска 75% при расчете обязательных нормативов.
Унифицированы подходы по применению повышенных коэффициентов риска. Уточнены правила расчета коэффициента рублевого фондирования и норматива Н12.
Прописан порядок учета кредитными организациями при расчете обязательных нормативов клиринговых сертификатов участия, полученных при внесении активов в имущественный пул, формируемый клиринговой организацией — центральным контрагентом.
На период с даты вступления новой Инструкции в силу и по 31.12.2018 предусмотрен пониженный коэффициент риска 75% в отношении кредитных требований и требований по получению начисленных (накопленных) процентов к корпоративным заемщикам, зарегистрированным на территории КФО.
Прописан порядок применения для целей расчета обязательных нормативов рейтинговых оценок, присвоенных рейтинговыми агентствами.
Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.
Инструкция Банка России от 28 июня 2017 г. N 180-И «Об обязательных нормативах банков»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 июля 2017 г.
Регистрационный N 47383
Настоящая Инструкция вступает в силу с 28 июля 2017 г.
Текст Инструкции опубликован на сайте Банка России (http://www.cbr.ru) 17 июля 2017 г., в «Вестнике Банка России» от 4 августа 2017 г. N 65-66
Инструкцией Банка России от 29 ноября 2019 г. N 199-И настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указание Банка России от 6 мая 2019 г. N 5137-У
Изменения вступают в силу с 7 июня 2019 г.
Указание Банка России от 27 ноября 2018 г. N 4989-У
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Указание Банка России от 3 сентября 2018 г. N 4899-У
Изменения вступают в силу с 8 октября 2018 г.
Указание Банка России от 26 июля 2018 г. N 4875-У
Изменения вступают в силу с 9 сентября 2018 г.
Указание Банка России от 4 июля 2018 г. N 4851-У
Изменения вступают в силу с 24 июля 2018 г. и с 26 октября 2018 г.
Указание Банка России от 2 апреля 2018 г. N 4763-У
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.
Указание Банка России от 6 декабря 2017 г. N 4635-У
Изменения вступают в силу с 27 января 2018 г.
Указание Банка России от 8 сентября 2017 г. N 4521-У
Изменения вступают в силу с 16 декабря 2017 г.
ЦБ определился с параметрами реформы по оценке кредитных рисков
Банк России опубликовал подробности анонсированной зимой реформы оценки кредитных рисков, которая должна побудить банки к увеличению кредитования бизнеса. ЦБ собирается понизить коэффициенты риска по кредитам для заемщиков первой и второй категорий, что сделает их более выгодными для банков и высвободит капитал.
Теперь оценка кредитного риска по требованиям к корпоративным заемщикам сможет устанавливаться ниже 100% при хорошем уровне кредитоспособности заемщика. Новые подходы к оценке рисков, предположительно, начнут действовать с 1 января 2020 года.
- Регулятор введет для заемщиков категорию «инвестиционный класс» с пониженным коэффициентом риска 65% против 100% сейчас. Кредиты с пониженным риском будут забирать у банков меньше капитала и высвобождать средства на новые займы. Правда, такие заемщики должны относиться к первой или второй категории качества, а их ценные бумаги — торговаться на бирже.
- Ранжирование будет и для межбанковских кредитов. Банки поделят на три класса в зависимости от уровня кредитоспособности и соблюдения нормативов достаточности капитала. К краткосрочным требованиям к банкам классов А и В будут применяться коэффициенты риска 20 и 50% соответственно. По прочим требованиям к банкам класса А (А*) коэффициент будет 40% (30%), к банкам класса В — 75%. Банкам, не соблюдающим обязательные нормативы, будет сложнее привлекать межбанковские кредиты. Требования к ним будут взвешиваться с коэффициентом риска 150%.
- Пониженный коэффициент риска 85% планируется установить и для качественных кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ), оцениваемых на индивидуальной основе. Заемщики из сектора МСБ должны будут также относиться к первой/второй категории качества и не допускать просрочек по платежам. По требованиям к компаниям МСБ, оцениваемым на портфельной основе и соответствующим указанным критериям, сохранится действующий сейчас пониженный коэффициент 75%.
Одновременно ЦБ хочет ужесточить регулирование для вложений банков в некотируемые спекулятивные акции. Такие вложения будут взвешиваться с риском 400%. Необеспеченные просроченные кредиты также будут сильнее давить на капитал: для них будут применять коэффициент риска 150%, если резерв был сформирован в размере менее 20%.
Это не первые регуляторные действия такого характера со стороны ЦБ. В июне этого года вступили изменения в части оценки кредитного риска в отношении суверенных заемщиков на основании внешних рейтингов долгосрочной кредитоспособности. В итоге к требованиям суверенных заемщиков и по кредитам с экспортными гарантиями коэффициенты снизились со 100 до 50%.
С 2021 года ЦБ планирует распространить новый подход к оценке кредитного риска для качественных заемщиков на розничные кредиты, в том числе на ипотеку.