Finkurier.ru

Журнал про Деньги
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Задачи инвестиционной политики государства

Понятие, цели и задачи инвестиционной политики государства

Инвестиционная политика — это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования. Она является важным рычагом, воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны. С ее помощью государство может воздействовать на темпы и объем производства, уровень инфляции, ускорение научно-технического прогресса, изменение структуры общественного производства и решения социальных проблем. В зависимости от масштабности различают инвестиционную политику на макро-уровне, на региональном уровне и на уровне предприятий.

Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:

определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;

повышение эффективности инвестиций.

Данное определение обрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать и более широкое трактование. Инвестиционная политика государства — комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика — это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.

Цель инвестиционной политики государства заключается в:

обеспечении структурной перестройки экономики;

стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;

создании дополнительных рабочих мест;

привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;

развитии лизинга в инвестиционной деятельности;

поддержке малого и среднего предпринимательства;

совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.

Конечной целью инвестиционной политики государства является подъем экономики, повышение эффективности производства и реализации социальных проблем в стране. Применительно к нашей работе целью инвестиционной политики выступает реализация стратегического плана экономического и социального развития страны; оживление национального дохода, направленное на подъем российской экономики. Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой политики; налоговой политики; научно-технической; путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций.

Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика — не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

Цели и задачи инвестиционной политики

Инвестиционная политика. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Предпринимательская и инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство способно существенно затормозить или ускорить инвестиционные процессы.

Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика — одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может влиять на темпы и объем производства, ускорение научно-технического прогресса (НТП), изменение структуры общественного производства, решение социальных проблем.

Под инвестиционной политикой понимается целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективного использования инвестиционного потенциала страны в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития.

Государство может влиять на инвестиционную активность с помощью различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим средства в реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др.

Тесно связана с инвестиционной политикой амортизационная политика государства. Устанавливая порядок использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и, в первую очередь, скорость обновления основных фондов. При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

1) нормы амортизации должны быть дифференцированными в зависимости от функционального назначения основных фондов и объективно учитывать их моральный и физический износ;

2) амортизационные отчисления на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования должны использоваться только исходя из их функционального назначения;

3) всем предприятиям должна быть предоставлена возможность осуществления ускоренной амортизации;

4) амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП.

Инвестиционная политика взаимосвязана с научно-технической политикой. В современных условиях, когда Россия теряет свои позиции в научно-технической области, еще раз следует напомнить, что ускорение научно-технического прогресса является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что страна в послевоенный период правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику по ускорению НТП.

Инвестиционная политика предполагает наличие цели, задач и механизма их реализации. Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, направленного на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним можно отнести: выбор и поддержку развития отдельных отраслей хозяйства; обеспечение сбалансированности в развитии отраслей экономики России; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; поддержку развития экспортных производств; реализацию программы жилищного строительства в стране и др.

Для реализации разработанной инвестиционной политики необходим четкий механизм, который предусматривает:

· создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;

· выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

· определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

· создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной инвестиционной политики, различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является составной частью государственной инвестиционной политики и разрабатывается на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективы.

Под инвестиционной политикой предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в целях обеспечения финансовой устойчивости предприятия. При разработке инвестиционной политики на предприятии ведущими являются следующие принципы: экономическое обоснование инвестиций; нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических целей предприятия; учет инфляции и факторов риска; формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций; ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации на основе имеющихся ресурсов; выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций. Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии.

Грамотная инвестиционная политика предопределяет рост экономики. Увеличение реального капитала общества (приобретение машин и оборудования, модернизация и строительство зданий, сооружений) повышает производственный потенциал экономики. Инвестиции в производство, в новые технологии способствуют выпуску конкурентоспособной, пользующейся спросом продукции.

Инвестиции необходимы для расширения и развития производства, недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов, повышения технического уровня производства, качества продукции конкретного предприятия и обеспечения ее конкурентоспособности, в конечном итоге — для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, его стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.

Инвестиции способствуют реализации научно-технической и инновационной политики. Развитие экономического потенциала на современном этапе происходит в условиях нового витка научно-технического прогресса. Его достижения выступают важным фактором укрепления экономической мощи страны. Стремительный научно-технический прогресс является главной причиной быстрого морального старения оборудования и техники, требует систематического их обновления в короткие сроки. Именно инвестиции в научно-техническое перевооружение, модернизацию, ввод современных технологий обеспечивают укрепление экономики страны.

Реализация инноваций осуществляется с помощью инвестиций. В период выхода из кризиса в значительных масштабах осваиваются базисные инновации, что требует крупных инвестиций в освоение новых поколений техники и технологии, строительство или техническую реконструкцию действующих предприятий. Решающая роль в этом принадлежит государству, которое прямо (путем бюджетных вложений) или косвенно (с помощью экономических льгот) поддерживает эти инновации, имеющие решающее значение для оживления экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Приоритетной задачей в период экономических реформ является активно проводимая научно-техническая и инновационная политика, которая обеспечивает непрерывный процесс замены устаревших технологий в производстве на передовые, отвечающие реалиям современности. Ядром структурных изменений экономики выступает инновационная сфера, и степень ее развития определяет скорость и качество протекающих в национальной экономике преобразований.

Обновление технологий в производственной сфере — процесс по своей сути интегрирующий, привлекающий человеческие, интеллектуальные и материальные ресурсы из различных источников.

В современных условиях актуальное значение приобретают вопросы влияния инвестиций на социальную политику государства. Взаимосвязь инвестиций и социального фактора развития государства проявляется в следующем:

· во-первых, в реализации социальных программ, прямо или косвенно связанных с укреплением экономических основ государства, количественными и качественными показателями производства мобилизационных и трудовых ресурсов;

· во-вторых, в осуществлении программ социальной защиты граждан России.

Главной целью социально-экономической политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных традиций, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В связи с этим безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Такого рода инвестиции направляются на создание условий для реализации гражданами своих прав на образование; улучшение состояния здоровья; создание эффективного цивилизованного рынка труда; развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны; усиление адресности социальной поддержки населения. Однако они возможны только в результате коренной модернизации экономики, экономической политики, нацеленной на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Ключевым направлением должно стать создание финансовой инфраструктуры, способной трансформировать сбережения населения в инвестиции.

Читать еще:  Где открыть вклад в рублях

Инвестирование социальной сферы поможет заложить фундамент для повышения мобильности рабочей силы, регулирования труда и занятости, установит необходимый уровень социальной поддержки населения, создаст условия для обеспечения высокого уровня социального потребления.

Основными направлениями повышения эффективности использования различных механизмов государственной инвестиционной политики являются:

· создание эффективной системы мониторинга всех форм осуществления государственной инвестиционной политики, обеспечивающей возможности оценки на заданном временном интервале бюджетной эффективности поддержки конкретного предприятия;

· обеспечение комплексности и согласованности государственных мер поддержки на уровне конкретных предприятий, сокращение сроков принятия решений и четкая фиксация временных рамок и последовательности их принятия;

· разработка согласованных на местном и федеральном уровне мер стимулирования инвестиционной деятельности (к примеру, путем определения концепции промышленной политики). Это включает: обеспечение единства базовых критериев предоставления поддержки и основных требований по предоставляемой информации, консолидацию ресурсов на конкретных перспективных направлениях.

Таким образом, роль государственной инвестиционной политики должна заключаться, прежде всего, в создании необходимых предпосылок для улучшения инвестиционного климата, условий инвестирования для частного капитала и способствовать, таким образом, увеличению притока частных инвестиций. При этом использование государственных инвестиций должно быть направлено на реализацию следующих целей:

1) создание страховых и гарантийных фондов, предназначенных для снижения инвестиционных рисков, повышения надежности и гарантированности частных инвестиций, в том числе иностранных (т.е. инвестиций в фонды, служащие обеспечением в процессе привлечения более масштабных частных инвестиций);

2) обеспечение создания и развития инфраструктурных элементов и «локомотивных» производств, которые в наибольшей степени стимулируют ускоренное развитие народнохозяйственных комплексов (т.е. инвестирование непосредственно в объекты народного хозяйства).

Инвестиционная политика. Цели, задачи и основные принципы государственной инвестиционной политики;

ЛЕКЦИЯ 14

Инвестиционный процесс является одним из основных аспектов функционирования экономической системы, определяя уровень технологической основы и эффективности материального производства.

Инвестиционная политика – одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс проводимых государством мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

С инвестиционной политикой тесно связано понятие правового режима инвестиционной деятельности, которое объединяет целый ряд характеристик, определяющих отношение государства к отечественным и зарубежным инвесторам, легализованным в качестве участников экономических отношений на российском рынке.

В соответствии со сложившейся мировой практикой правовой режим инвестиционной деятельности формируется на основе нескольких составляющих.

Во-первых, он определяется законодательно установленными принципами государственной инвестиционной политики, предусматривающими такие подходы:

– либо преференциальный подход к деятельности иностранных инвесторов на национальной территории в ущерб отечественным инвесторам;

– либо подход, основанный на равенстве прав отечественных и зарубежных инвесторов;

– либо подход, носящий дискриминационный характер по отношению к иностранным инвесторам и предполагающий льготный режим для отечественных инвесторов.

Во-вторых, составной частью правового режима инвестиционной деятельности является существующая система законодательства, регламентирующая деятельность отечественных и иностранных инвесторов на национальной территории, включая порядок регистрации инвесторов и легализации капиталовложений, систему налогообложения, таможенный режим и т.д.

Правовой режим инвестиционной деятельности обусловлен также особенностями разрешенных национальным законодательством правовых и организационных форм осуществления такой деятельности отечественными и иностранными инвесторами.

В результате сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики США, Канады, Японии и западноевропейских стран, с одной стороны, и сегодняшней Российской Федерации – с другой, можно сказать, что критикуемое многими зарубежными и в не меньшей степени отечественными экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях и нормах в значительной степени схоже с положениями законодательных актов других стран и, во всяком случае, не может и не должно рассматриваться как дискриминационное по отношению к тем же иностранным инвесторам.

Избраны следующие обобщающие критерии оценки правового режима инвестиционной деятельности, принятые при этом за основу для сравнения:

– наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики;

– наличие или отсутствие целостного инвестиционного законодательства;

– режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный);

– наличие или отсутствие налоговых льгот и преференций;

– наличие или отсутствие льгот в национальном таможенном режиме;

– наличие или отсутствие стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики;

– наличие или отсутствие стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке;

– наличие или отсутствие ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними;

– наличие или отсутствие ограничений на занятие иностранным инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий,

– а также другие, более частные критерии.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики, предоставления тех или иных налоговых льгот предприятиям, направляющим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства, при помощи амортизационной политики, путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, научно-технической политики и других.

В рыночном хозяйстве объем намечаемых в экономику инвестиций зависит от уровня доходности капитальных и финансо­вых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов оп­ределяются спросом и предложением на инвестиционные товары.

Государство посредством финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансо­вых активов.

Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособно­го спроса населения на товары и услуги и иных факторов) приме­няются те или иные концепции регулирования рынка инвестици­онных товаров. При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней: конечных целях (рост национального дохода, увеличе­ние занятости населения, снижение темпов инфляции до 3 – 5 % в год) и промежуточных целях (соотношение между спросом и предло­жением на капитал, процентные ставки на кредитные ресурсы, дина­мика денежной массы и др.).

Конечные (стратегические) цели определяют степень воздей­ствия данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство. Промежуточные цели служат ориентиром регулиро­вания пропорций между спросом и предложением на ресурсы в фи­нансовой и денежно-кредитной сферах.

Необходимо отметить, что стабильность регулирования инвестиционной деятельности во многом обусловлена ясностью и стабильностью реализуемой властями данной страны государственной инвестиционной политики, разработкой, осуществлением, координацией и контролем над реализацией которой необходимо предметно заниматься на профессиональной основе.

Источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное увеличение инвестиций в основной капитал при неуклонно расширяющемся внутреннем потребительском спросе. Одновременно с этим необходимо резко расширить инновационное наполнение инвестиций.

Цель инвестиционной политики – реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и сложившейся в стране экономической ситуации. К ним могут относится такие:

–выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;

–реализация программы конверсии военно-промышленного комплекса;

–обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

–поддержка развития малого и среднего бизнеса и экспортных производств;

–обеспечение сбалансированности развития всех отраслей экономики России;

– реструктуризация угольной промышленности;

– выполнение программы жилищного строительства в стране, в частности для военнослужащих, и другие.

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизмаее реализации. Он, как правило, должен включать в себя:

–выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

–определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

–формирование необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;

–создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Сегодня российская инвестиционная политика, одна из составных частей экономической политики государства, разрабатывается и реализуется в условиях относительной макроэкономической стабильности, устойчивого валютного курса и прогнозируемой инфляции.

Основной задачей инвестиционной политики Российской Федерации является создание благоприятных условий всем субъектам экономической деятельности для усиления инвестиционной активности с целью экономического роста, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Эффективность инвестиционной политики является индикатором стабильности функционирования экономической системы и отражает уровень эффективности материального производства. В настоящее время инвестиционная политика России не приносит ощутимых положительных результатов в части оживления инвестиционного процесса, привлечения инвесторов и усиления инвестиционной активности.

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику предприятия. Все они находятся в тесной взаимосвязи, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она создает условия и способствует активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт промышленной продукции, ускорение научно-технического прогресса и установление неискаженных хозяйственных пропорций на ближнюю и дальнюю перспективу.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона и способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов инвестиционной политики. Система принципов инвестиционной политики является стержнем развития экономики, обеспечивающим эффективное взаимодействие всех уровней, начиная от предприятий и охватывая органы власти всех уровней.

Читать еще:  Объем бюджетных инвестиций

Согласно теории инвестиций основными принципами инвестиционной политики являются: целенаправленность, эффективность, многовариантность, системность, гибкость, готовность к освоению ресурсов, регулируемость действий, комплексность и социальная, экологическая и экономическая безопасность.

В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:

— совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;

— осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;

— организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (здесь речь идет о реализации взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);

— осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития.

Источники финансирования инвестиционной деятельности включают собственные средства предприятий (амортизация, прибыль, уставный капитал), привлеченные средства негосударственного сектора экономики (получение банковских кредитов, размещение эмиссий ценных бумаг, получение оборудования по лизингу, заключение соглашений о разделе продукции и т. д.), а также средства бюджетов различных уровней. Структура финансирования инвестиций в основной капитал России характеризуется чрезмерно высокой (по сравнению и с развитыми, и с развивающимися странами) долей собственных средств предприятий. На долю, к примеру, банковского кредитования реального сектора экономики и размещения эмиссий ценных бумаг на фондовом рынке в 2002 г. приходилось не более 8 процентов общего объема инвестиций. Совершенствование структуры финансирования инвестиционной деятельности предполагает применение научно обоснованной системы мер государственного регулирования, формирующей атмосферу взаимного доверия между предприятиями-получателями инвестиций и потенциальными инвесторами, а также согласование долгосрочных интересов реального и финансового секторов экономики на основе объективно необходимых встречных усилий. Следует отметить первые признаки формирования позитивной тенденции снижения удельного веса собственных средств предприятий в структуре финансирования инвестиций в основной капитал (с 60,8 процента в 1997 г. до 51 процента в 2001 г.). Соответственно увеличилась доля привлеченных инвестиционных ресурсов (прежде всего негосударственного сектора экономики). В ближайшей и среднесрочной перспективе реформирования отечественной экономики большую роль будут играть и бюджетные инвестиции, направляемые на строительство объектов инфраструктуры и социальной сферы, а также на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, оказывающих влияние на обеспечение экономической безопасности страны.

Инвестиционная политика государства: цель, задачи, основные направления.

Многие экономисты определяют инвестиции как долгосрочные вложения капитала в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения в будущем дохода или достижения социального эффекта. Однако инвестирование может быть и краткосрочным, например, приобретение машин и оборудования, не требующих монтажа, вложение в государственные краткосрочные облигации депозитные сертификаты со сроком обращения до одного года. В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь дано широкое определение рассматриваемой категории: «Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата».
Существует очень много видов инвестиций, определим лишь некоторые из них:
По объектам вложения капитала инвестиции делят на реальные и финансовые

Реальные (капиталообразующие) инвестиции характеризуют вложения капитала в создание и воспроизводство основных средств, нематериальные активы (инновации), прирост запасов товарно-материальных ценностей и другие объекты, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности предприятий.

Финансовые (портфельные) инвестиции — это вложения средств в различные финансовые инструменты, плавным образом в ценные бумаги. Они могут быть как дополнительным источником привлечения денежных средств на инвестиции(например, при продаже аеций) В современных рыночных экономиках большую часть инвестиций составляют финансовые. Беларусь же остро нуждается в наращивании объемов реальных инвестиций. Без этого невозможно обновить устаревший производственный потенциал, который на большинстве предприятий уже не пригоден для производства конкурентоспособной продукция.

С точки зрения страны в целом инвестициями являются лишь вложения в создание нового или возмещение изношенного капитала. Такие инвестиции являются необходимым условием экономического роста. Общая сумма расходов составляет так называемые валовые инвестиции, направленные на замену изношенных зданий, сооружений, оборудования и т.п., а также на расширение (увеличение) существующего производственного капитала. Если же из валовых инвестиций вычесть суммы амортизации основного капитала, то оставшаяся часть будет представлять собой чистые инвестиции. Инвестиции осуществляются частными фирмами и государством. Удельный вес последнего в инвестициях выше в тех странах, где сложилась значительная собственность государства на средства производства. Частные инвестиции направляются в те отрасли, где можно получить максимум прибыли, а государственные – в социальную сферу, на оборону, в малодоходные отрасли с замедленным оборотом капитала, инфраструктуру и т.п.[22,с58]
Основными источниками инвестиций являются: ВВП, валовые накопления; зарубежные займы и инвестиции, которые под воздействием механизмов финансовой системы перераспределяются и выступают в виде собственных ресурсов инвестора (прибыли. амортизации, денежных накоплений, сбережений, возмещение страховых сумм); заёмных финансовых ресурсов(облигаций, банковских и бюджетных кредитов); привлечённых финансовых средств(продажи акций и других поступлений); централизованных ресурсов министерств и концернов; денежных средств населения. Источникамигосударственных инвестиций являются прежде всего средства государственного бюджета, где главное место занимают налоги, а также привлекаемые заемные средства(внутренние и внешние).

Если размер инвестиций общества не позволяет полностью возобновлять изношенный в процессе капитал, то оно лишает себя в будущем положительных перемен (чистые инвестиции в этом случае будут величиной отрицательной). Нельзя назвать удовлетворительным и такое состояние общества, если его валовые инвестиции только замещают изношенный физический капитал. Лишь при превышении валовых инвестиций над амортизационными расходами можно говорить о положительном экономическом росте. Поэтому по величине инвестиций можно судить о состоянии национальной экономики.
На величину и динамику инвестиций оказывают влияние такие основные факторы:

• Размеры сбережений населения.
• Размеры дохода и ожидаемая норма прибыли.
• Ставка процента и кредит.

Длительные сроки службы основного капитала, неопределенность ожиданий, непостоянство прибыли, общая экономическая и политическая ситуация в стране, состояние внешней торговли и др. делают инвестиции изменчивыми. В свою очередь, колебания размеров инвестиций существенно влияют на объём национального продукта и занятость населения, вызывая нестабильность равновесного уровня производства. Инвестиции естественно увеличивают национальный продукт. Однако увеличение последнего не является пропорциональным росту инвестиций, происходит высокими темпами. Такое воздействие на доход получило название «эффект мультипликатора»

Суть эффекта в том, что каждый данный прирост инвестиций порождает многократный прирост занятости, дохода и потребления. Отсюда возникает потребность в расширении частных и государственных инвестиций, которые должны вызывать общий прирост производства, занятости и возрастание личного потребления.

Совокупность отраслей, производящих продукцию в виде инвестиций, формирует инвестиционную сферу, которая включает: капитальное строительство – деятельность заказчиков, подрядчиков, поставщиков оборудования, граждан; инновационную сферу, где создаётся и реализуется научно-техническая продукция и интеллектуальные ценности (инвестиции и инновации); сферу обращения финансового капитала(рынки ценных бумаг);сферу реализации имущественных прав собственников – инвесторов, подрядчиков, поставщиков товароматериальных ценностей, банков, инвестиционных компаний, граждан Республики Беларусь и зарубежных государств.
В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности различают государственные средства (бюджета, внебюджетных фондов, заёмные), средства государственных предприятий, инвестиции граждан, негосударственных предприятий и общественных организаций, иностранные и совместные инвестиции.
Инвестиции реализуются посредством сложнейшей системы взаимосвязи субъектов, именуемой инвестиционными рынками.

Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы и объемы производства, уровень инфляции, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих задач.

Инвестиционная политика (от англ.investment policy) — это составная часть экономической политики, проводимой государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня.

Она представляет собой совокупность подходов и решений, характеризующих основные направления использования капитальных вложений в сферах и отраслях экономики, и выполняет решающую роль в формировании структурной политики государства.
Некоторые специалисты инвестиционную политику разделяют в зависимости от масштабности:

v инвестиционную политику на макроуровне;
v инвестиционную политику на региональном уровне;
v инвестиционную политику на уровне предприятия.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством для создания благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности и подъема национальной экономики, повышения эффективности инвестиций и решения социальных задач.
Конечной целью инвестиционной политики государства является подъем экономики, повышение эффективности производства и решение социальных проблем. В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики, предоставлением самых различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др.
Амортизационная политика тесно связана с научно-технической и инвестиционной политикой государства. Устанавливая порядок начисления и использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.
Инвестиционная политика государства должна быть тесно связана и с научно-технической политикой. Если нет этой взаимосвязи, то нет и эффективной инвестиционной политики.
В конечном итоге инвестиционная политика, единая научно-техническая политика, амортизационная политика и другие являются составными частями программы социально-экономического развития страны, они должны вытекать из нее и способствовать ее реализации.
Инвестиционная политикана макроуровне, по мнению российских специалистов, должна состоять из следующих блоков:
Блок1.Создание необходимых условий для инвестиционной деятельности в стране. Он включает в себя:
разработку и утверждение необходимых нормативных документов и законов в области инвестиционной деятельности;
совершенствование системы налогообложения;
создание необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций;
создание необходимой инфраструктуры для инвестиционной деятельности (банков, страховых компаний, информационное обеспечение и др.);
создание инвестиционного рынка, в том числе рынка ценных бумаг.
Блок 2. Выбор приоритетных направлений в использовании капитальных вложений по отраслям народного хозяйства. Этот выбор основывается исходя из необходимости реализации Программы социально-экономического развития страны, а также значимости развития отдельных отраслей народного хозяйства для экономики.
Блок 3. Выбор и обоснование инвестиционных проектов на конкурсной основе. Обоснование инвестиционных проектов осуществляется на основе общепринятой методологии, т. е. на основе сопоставления их бизнес-планов.
Блок 4. Расчет необходимого объема инвестиций, источников их покрытия и порядок финансирования. Он включает в себя:
источники финансирования инвестиций из федерального бюджета;
источники финансирования инвестиций из региональных бюджетов;
кредиты Центрального банка РФ;
эмиссия государственных ценных бумаг;
средства юридических и физических лиц, участвующих в реализации государственной инвестиционной политики;
иностранные инвестиции.
Блок 5. Эмиссия государственных ценных бумаг. Этот блок тесно связан с предыдущим и включает в себя эмиссию государственных ценных бумаг с целью получения дополнительных финансовых источников для реализации инвестиционной политики на макроуровне.
Блок 6. Распределение государственных инвестиций по основным отраслям народного хозяйства и субъектам Российской Федерации. Это распределение осуществляется на основе выбранных для реализации инвестиционных проектов и имеющихся у государства средств на их реализацию.
Блок 7. Взаимосвязь инвестиционной политики с научно-технической и амортизационной. Эта взаимосвязь должна осуществляться так, чтобы амортизационная политика способствовала реализации инвестиционной и научно-технической политики, а инвестиционная политика способствовала реализации научно-технической и прежде всего тех инвестиционных проектов, которые направлены на ускорение НТП.
Блок 8. Влияние инвестиционной политики на важнейшие макроэкономические показатели развития страны. В этом блоке должно быть отражено влияние реализации инвестиционной политики на прирост ВВП, национального дохода, инфляцию, прирост выпуска важнейших видов промышленной продукции, уровень жизни и безработицы и
Целью инвестиционной политики является реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Читать еще:  Инвестиции счет бухгалтерского учета

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации:

· выбор и поддержка в развитии отдельных отраслей экономики;

· обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

· поддержка в развитии малого и среднего бизнеса;

· поддержка в развитии экспортных производств;

· реализация программы жилищного строительства в стране, и в частности для военных, и др.

Сущность и задачи инвестиционной политики государства

Государственная инвестиционная политика должна быть направлена на обеспечение гарантий стабильности инвестирования. Величина инвестиций должна соответствовать необходимости обеспечить полную занятость, но должна быть не на столько большая чтобы вызвать инфляцию. Чрезмерное инвестирование вызывает дефляцию (потеря, избыточные производственные мощности, безработица).

Задачи инвестиционной политики:

1. Наращивание научного и производственного потенциала страны

2. Обеспечение решения задач социального развития общества

3. Обеспечение равномерного регионального и отраслевого развития

4. Регулирование накопления капитала в государственном и частном секторах.

Процесс обоснования инвестиционной политики включает следующие расчеты:

1. Определение потребности в приросте производственных мощностей, основных фондов и капитальных вложений.

2. Расчет ресурсов капитальных вложений

3. Взаимная увязка 1-го и 2-го блока расчетов

4. Установление баланса капитальных вложений с трудовыми и финансовыми ресурсами.

Система государственных регуляторов повышения инвестиционной активности.

Регулирование инвестиций в рыночной экономике отличается от плановой, но автоматической регулировки нет нигде. В рыночной экономике предпринимателей не интересует безработица. Первостепенные мотивы: прибыль и эффективность. Государство может регулировать только инвестиционный процесс с целью обеспечения занятости и экономической безопасности. Для государства стоит задача поддержания инвестиционной активности. Важнейшим регулятором является финансовая поднастройка: налоговая, кредитная, инвестиционная политики. Финансовая поднастройка базируется на теории цен и дохода.

В комплексе мер государственного воздействия выделяют:

1. Гибкая амортизационная политика с целью ускоренного обновления основных фондов. Может проводиться инвентаризация (переоценка основных фондов с целью ликвидации разрыва между восстановленной и первоначальной стоимостью). Может устанавливаться дифференциация норм амортизации и использоваться метод ускоренной амортизации, особенно для тех средств труда, которые подвержены изменениям НТП.

2. Налоговые льготы и санкции для предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность: освобождение от уплаты налогов на прибыль в первые годы функционирования; снижение налогов при крупных инвестициях на определенный период времени; применение особого налога на новое строительство и введение налога на сверх прибыль при ограничении традиционной инвестиционной активности.

3. Меры кредитно-финансовых регулирования инвестирования:

· Регулирование объемов кредитных ресурсов для инвестирования через учетную ставку процента.

· Проведение операций на открытом рынке при развитого рынка ценных бумаг. При низкой деловой активности государственный банк сам выкупает государственные облигации и повышает массу кредитных ресурсов. Когда экономика на пределе государство выбрасывает новые облигации и связывает средства, которые могли бы пойти на инвестирование.

4. Бюджетная политика регулирует капитальные вложения. Сводится к определению приоритетов в выделении централизованных ресурсов и принятию решений о вложениях, исходя из целесообразности вложения средств в ту или иную отрасль. Основные регуляторы: государственные заказы, государственные инвестиции, научно-технические, социальные, экономические, программы ассигнования из бюджете, направление на финансирование государственных централизованных капитальных вложений.

Структурный кризис вместе с экологическим формирует основу экономического кризиса. Среди тенденций, угрожающих будущему страны выделяют:

— углубление деформации воспроизводственной структуры;

Например: Усиление диспропорций стоимостной структуры воспроизводства произошло в результате ускорения процессов перераспределения, усиления инфляции, неравномерного роста цен, снизились доли оплаты труда и амортизации и не естественно в условиях спада производства и падения его эффективности увеличилась доля прибыли и налогов. В результате снижения удельного веса государственной собственности и роста частной собственности прогрессивные в своей основе экономические сдвиги не сопровождались созданием слоя эффективных собственников. Структура внешнеэкономических связей ухудшилась в результате распада СССР и ухода с освоенных рынков.

— разбухание топливно-сырьевого сектора, т. е. создание первичного и промежуточного продукта, это шло в ущерб потребительскому и инновационно-инвестиционному секторам. Усилились диспропорции в отраслевой структуре (АПК, машиностроение — не имеют ресурсов для простого воспроизводства)

— происходит технологическая деградация экономики, что может привести к потере конкурентоспособности не только на внешнем рынке, но и на внутреннем.

— подорваны позиции инвестиционного сектора, удельный вес сектора услуг повысился, но доля личных услуг сократилась, а доля услуг сферы обращения непомерно увеличилась. Сфера обращения носит непроизводительный характер и связана с влиянием теневой экономики.

Народное хозяйство побило все рекорды структурной перестройки, т. е. в мирное время экономика нигде не была подвержена столь значительным изменениям. Из-за деградации технологической структуры страна перешла в разряд развивающихся государств. Экономический кризис наиболее сильно проявился в инвестиционной сфере. Наибольший спад испытывали производственные инвестиции, темпы падения капитальных вложений опережают темпы снижения ВВП, поэтому сокращается норма накопления. Инвестиционный комплекс страны длительное время находился в кризисном состоянии, а в отсутствии конкуренции это чревато техническим отставанием. Следует выделить региональный аспект государственной инвестиционной политики. Для регионов общей проблемой являлась нехватка средств капитальных вложений. За период реформ объем капитальных вложений сократился втрое. Снижается доля бюджетов всех уровней в финансировании инвестиций. Российские регионы не располагают налоговой базой для самостоятельного финансирования капитальных вложений. Централизованные источники по финансированию капитальных вложений на развитие регионов постоянно урезаются. Это ставит регионы в критическое положение. Увеличение темпов инфляции в капитальном строительстве приводит к сокращению реальных объемов капитальных вложений, которые должны направляться на возмещение выбывших основных фондов, на прирост капитала, на решение социальных проблем.

Направления выхода из кризиса:

1. Децентрализация инвестиционного процесса через развитие многообразных форм собственности.

2. Государственная поддержка предприятий за счет централизации инвестиций и государственного кредитования.

3. Государственное финансирование инвестиционных проектов производится назначения в соответствии с федеральными программами на конкурсной основе.

4. Привлечение сбережений населения для строительства жилья через механизм фондового рынка, выделение государственных субсидий, развитие ипотечного кредитования под залог недвижимости в сфере жилищного строительства.

5. Совместное государственно-частное финансирование инвестиционных проектов, т. е. использование принципа долевого финансирования эффективных проектов. Централизованные средства могут выделяться в виде государственных гарантий путем покупки государством части ценных бумаг по проектам, прошедшим государственную экспертизу (национализация будет ограничиваться третьим годом получения прибыли от внедрения проекта).

6. Введение практики лизинга дорогостоящих видов техники, это снижает бремя инвестиционных расходов для инвесторов-заказчиков.

7. Формирование законодательной базы для повышения инвестиционной активности частных инвесторов и совершенствование нормативной базы для привлечения иностранных инвестиций (создание системы страхования инвестиций в соответствии с международной практикой).

8. Активизация инвестиционного процесса через становление вторичного рынка ценных бумаг. Вторичный рынок бумаг — важный источник инвестиций, а посредниками могут выступать инвестиционные фонды, трастовые фонды, инвестиционные компании, страховые компании.

9. Создание инвестиционной вертикали в виде выделения разделов в бюджете всех уровней с прикреплением определенных статей доходов и контролем за их использованием.

10. Разработка наряду с федеральными инвестиционными программами регион программ.

11. Привлечение иностранных инвестиций как главного канала притоков внешнего финансирования, что в свою очередь может заменить иностранные кредиты.

Тестовые задания для самоконтроля:

1. К основным направлениям инвестиционной политики может быть отнесено:

А) увеличение амортизационных фондов;

Б) создание инфраструктуры инвестиционной деятельности;

В) контроль за использованием нераспределенной прибыли предприятий.

2. Какая качественная определенность инвестиции в большей степени соответствует рыночной экономике:

А) получение дохода;

В) вложение средств;

Г) увеличение уставных фондов.

3. Инвестиционная политика — это:

А) инвестиционная деятельность;

Б) процесс вложения капитала;

В) часть экономической политики;

Г) инвестиционный процесс.

4. Инвестиционный климат:

А) инвестиционное сотрудничество;

Б) условие для притока инвестиций;

В) инвестиционная среда;

Г) источники финансирования.

5. Основной причиной инвестиционного кризиса в РФ является:

А) диспропорция в развитии экономик регионов;

Б) высокий удельный вес собственных средств;

В) недоступность кредита для большинства предприятий;

Г) нецелевое использование амортизационных отчислений.

6. Существенная мера создания благоприятного инвестиционного климата в России:

А) снижение платы за кредит;

Б) создание акционерных обществ;

В) создание акционерных инвестиционных фондов;

Г) конкурсное размещение инвестиционных средств.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×