Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вклад школы научного менеджмента

Школа научного управления

  • Менеджмент
  • Психология менеджмента
  • Модели менеджмента
  • Менеджер
  • Организация
  • Принятие решений в менеджменте

Школа научного управления (1885-1920)

Школа научного управления окончательно сформировалась и получила широкую известность в начале XX в. Она связана, прежде всего, с именами Ф. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда.

Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.

Основные принципы школы научного управления:

  1. Рациональная организация труда — предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.
  2. Разработка формальной структуры организации.
  3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Основателями школы научного управления являются:

  • Ф. У. Тейлор;
  • Френк и Лилия Гилберт;
  • Генри Гантт.

Ф. У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, который на базе анализа содержания работы и определения её основных элементов разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих.

Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер:

  • хронометраж;
  • инструктивные карточки;
  • методы переобучения рабочих;
  • плановое бюро;
  • сбор социальной информации.

Немалое значение он придавал стилю руководства, правильной системе дисциплинарных санкций и стимулированию труда. Труд в его системе является главным источником эффективности. Ключевым элементом этого подхода было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше.

Взгляд на сдельную и премиальную системы заработной платы:

  • Ф.Тейлор: рабочие должны получать зарплату пропорционально своему вкладу, т.е. сдельную. Рабочие, которые производят больше установленной дневной нормы, должны получать большую оплату, т.е. дифференцированную сдельную оплату труда;
  • Г.Гантт: рабочему гарантирована недельная зарплата, но при перевыполнении нормы он зарабатывает премию плюс более высокую оплату единицы продукции.

Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.

Гилберты изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуктивных движений, стремились повысить эффективность работы.

Исследования вопросов рационализации труда рабочих, проводимые Ф. Гилбертом, обеспечивали трехкратное повышение производительности труда.

Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется «управление кадрами». Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

Наиболее близким учеником Тейлора был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.

Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.

Критика школы научного управления: механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга; сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.

Концепция научного управления стала переломным этапом. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах.

Г.Форд, механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике.

Принципы организации производства Г.Форда: замена ручной работы машинной; максимум разделения труда; специализация; расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ; регламентированный ритм производства.

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом прежде всего представителями административной школы управления.

Принципы, достоинства и недостатки школы научного управления

Основатель школы научного управления Тейлор, используя наблюдения, замеры и анализ, усовершенствовал многие операции ручного труда рабочих и на этой основе добился повышения производительности и эффективности их труда. Результаты его исследований служили основанием для пересмотра норм выработки и оплаты труда рабочих.

Последователи Тейлора Френк и Лилиан Гилбрет занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет повышения производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Эмерсон, который исследовал штабной принцип в управлении и рационализацию производства. Форд сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания.

Из проведенных исследований и экспериментов авторы данной школы вывели ряд общих принципов, методов и форм организации производства и стимулирования труда работников. Основные принципы школы научного управления:

  • разработка оптимальных методов осуществления работы на базе изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
  • абсолютное следование разработанным стандартам;
  • подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу;
  • оплата по результатам труда;
  • выделение управленческих функций в отдельную сферу профессиональной деятельности;
  • поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами.

Вклад школы научного управления в теорию менеджмента:

  • использование научного анализа для изучения трудового процесса и определения лучших способов выполнения задачи;
  • отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения;
  • обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач;
  • важность справедливого материального стимулирования работников для повышения производительности;
  • отделение планирования и организационной деятельности от самой работы.

К недостаткам данной теории можно отнести следующее:

  • учение базировалось на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности;
  • в работнике Тейлор и его последователи видели только исполнителя простых операций и средство достижения цели;
  • не признавали разногласий, противоречий, конфликтов между людьми;
  • в учении рассматривались и учитывались только материальные потребности рабочих;

Тейлор склонен был относиться к рабочим как к необразованным людям, игнорировал их идеи и предложения.

Основатель этой школы Тейлор многие годы посвятил увеличению производительности труда рабочих. По сути, он пытался найти ответ на вопрос: как сделать так, чтобы рабочий работал как машина? Совокупность принципов и положений данной школы впоследствии получили название «тейлоризм».

Вместе с тем данная теория стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, рекомендуемые школой, могут быть эффективно использованы для достижения целей организации.

Представителями этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 1920-е гг. из этого научного направления выделились самостоятельные науки: научная организация труда (НОТ), теория организации производства и др.

Вклад школы научного управления в теорию менеджмента

Начало ХХ века относится к переломному времени для развития и становления четырех основных школ, которые способствовали развитию теории управления персоналом и процветанию организации в целом. Основные школы менеджменты являются: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления. Каждая из четырех школ имела свои определенные представления о процессе управления, имела разные методические приемы и т.д.

Все это послужило значительным вкладом в развитие вопросов управления. Классическая организационная теория была одной из четырех направлений, которые систематизировали теорию управления персоналом и организацией. В процессе данной теории способствовало обеспечению эффективное функционирование организации в процессе ее жизнедеятельности.

Теория научного управления стала основным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые ученые и руководители-практики увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть также эффективно использованы в практике достижения целей организации.

Старания основоположников школы научного управления были направлены на достижение главной цели – как можно эффективнее повысить производительности труда на предприятиях. Для достижения этого были разработаны жесткие системы принципов, способствующие эффективному налаживанию процесса организации труда, производства и управления [5].

Основополагающий вклад в формирование и разработку классической школы научного управления принадлежит Ф. Тейлору. Но прежде чем Ф. Тейлор сформулировал общую концепцию классической школы управления, отдельные идеи высказываюсь Ч. Бэббидж, Г. Меткаф, Г. Таун и т.д.. По мнению Меткафа Г., который считал, что управление ресурсами и цехами есть искусство, которое зависит от применения конкретных принципов, Г. Таун предлагал разработать научные принципы управления и в дальнейшим обмениваться управленческим опытом.

Не смотря на все попытки в становлении школы, именно Ф.У. Тейлор смог сформулировать и объединить научные труды и основать классическую школу научного управления организации. Основателями школы научного управления в первые стали использоваться такие параметры при управлении организации, как:

— анализ для усовершенствования многих операций ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Применение результатов такого рода исследований позволило значительно повысить производительность операции.

Из истории становления научной школы и проводя анализ творческого наследия представителей данной школы, приходим к мнению, что, решая задачи повышения эффективности производства, были рассмотрены целый спектр теоретических организационно-методических вопросов с точки зрения менеджмента [13]:

1) был определен важнейший принцип в менеджменте – принцип соответствия по Ф. Тейлору, смысл этого состоит в том, что каждому работнику следует поручать такой вид деятельности, который соответствует его интеллектуальным и физическим возможностям;

Читать еще:  Формирование и оценка инвестиционного портфеля предприятия

2) реальные подходы к необходимости научного подхода и подготовки кадров, предложили Л. Гилберт, Г. Форд, Г. Гантт и т.д. Не смотря на распространенные мнение о том, что обучение кадров является непроизводительной тратой. По мнению Г. Гантта, который считал, что данные затраты представляют полезные расходы. Под задачей руководителей компании является обучить необходимых сотрудников и корректировать процесс их развития. Также важным представляется мнение Г. Форда о том, что «индустрия должна иметь своих генералов, и притом генералов высококвалифицированных». Г. Форд являлся сторонником процесса учебы сотрудников, использования разносторонних знаний в процессе производства и управления организацией;

3) по предложению Ф. Тейлора, Г. Гантта, Г. Эмерсона и Г. Форда изменена система заработной платы сотрудников предприятий. В соответствии с научно-обоснованными методами стали оплачивать труд каждого рабочего в соответствии с его индивидуальной выработкой, а не в зависимости от уровня групповой выработки. Г. Форд впервые на своем предприятии ввел обязательный минимум заработный платы – 6 долларов в день. Была разработана первая научно обоснованная методика премиальной системы оплаты труда;

4) осознана необходимость гармонии интересов предпринимателя и рабочего, правда, пока только в деле научной организации труда (Г. Форд);

5) обоснована и внедрена система научной организации труда на предприятиях и в организациях (все представители направления);

6) была обоснована и внедрена научная организация рабочего места сотрудников предприятия (Г. Форд, Г. Эмерсон);

7) на ряде предприятий в США были открыты школы по работе с персоналом, где проводилась систематическая подготовка инструкторов НОТ, пропагандировалась мотивация труда, основанная на вознаграждении и уважении личности рабочего.

Система Ф. Тейлора и его последователей нашла широкое практическое применение в начале XX в. в работе промышленных предприятий США, Германии, Англии, Франции, Швеции и дала ожидаемые результаты. Отмечая заслуги данной школы, П. Друкер подчеркивает, что «применение знания Тейлора к процессам труда обеспечило создание экономики развитых стран, вызвав к жизни бурный рост производительности за последние 100 лет».

Предприниматели не могли не заинтересоваться научным управлением. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. И уже в 1912 г. 55 отраслей деловой деятельности начали применять научное управление в промышленности, на транспорте, в строительстве и не только в США, но и в Англии, Франции и других странах. В этот период в США и европейских странах значительно возросло число различных школ и семинаров по управлению. В высших учебных заведениях регулярным стало чтение курсов по управлению [4, с.18]. И хотя вначале наибольшее внимание привлекали вопросы производства, бизнеса, со временем начали формироваться концепции научных принципов управления, применимых в равной степени во всех областях человеческой деятельности.

Вместе с тем следует признать, что в рассматриваемый период человеческому фактору в организации не уделялось должного внимания. Системной теории менеджмента в период первой школы не сложилось. Были обоснованы лишь некоторые принципы менеджмента; принцип соответствия, принцип социальной ответственности бизнеса перед обществом. Из методов управления доминировали командно-административные методы и методы экономического стимулирования. Оформлялись функции кадрового менеджмента: планирование персонала, отбор, мотивация и стимулирование, обучение, но реализация их была низкотехнологичной.

Во многом такое положение вещей оправдано тем, что в конце XIX начале XX в. академическая социология и психология была далека от изучения практических проблем промышленности, наука в то время лишь интенсивно накапливала фактический материал. Лишенные профессиональной помощи со стороны ученых, менеджеры предприятий искали собственные пути решения социальных проблем труда, в том числе и кадровой проблемы.

Ф.У. Тейлор, Г. Форд, Ф. и Л. Гилберты, Г. Гантт, Г. Эмерсон были не только талантливыми инженерами, но и выдающимися личностями, обладающими широкой гуманистической ориентацией. Это была новая генерация менеджеров, резко отличавшихся по образу мысли и стилю жизни от своих предшественников. Конечно, каждый из них был глубоко индивидуален и непохож на других, но вместе они определили целую эпоху в развитии менеджмента в США и в целом мире.

Исходя из всего вышеуказанного, можно перечислить основные моменты вклада школы научного управления в теорию менеджмента:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач.

2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения и обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

4. Систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности труда.

5. Отделение планирования от самой работы

Изучая человеческий фактор, школа научного управления предложила систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объёмов производства. Обосновывалась также целесообразность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в работе. Это давало руководству возможность устанавливать реальные нормы производства и обоснованно доплачивать за их перевыполнение.

Ключевым моментом здесь было то, что люди, которые производили больше и вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе. Они также подчеркивали большое значение обучения. Научное управление также считало необходимым отделение управленческих функций от фактического выполнения работ, что противоречило старой системе, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Вопрос 4. Вклад школы научного управления;

Сторонники школы научного управления стремились доказать что управлять можно научно, опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент.

Основоположником школы научного управления считают Фредерика Тейлора. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда (НОТ).

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Школа научного управления, разработанная им, основывалась на трех положениях, послуживших исходными принципами в последующем развитии различных теорий управления:

1. Создание научного фундамента заменяющего старые, сугубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.

2. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их подбор и профессиональное обучение.

3.Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Считая главной целью максимальный рост производительности труда, Тейлор пришел к убеждению о возможности расчленения каждой технологической операции на элементарные составные части и определения с помощью хронометража наиболее рациональных способов работы, включающих лучшие элементы трудового процесса лучших рабочих. Устраняя все нерациональные движения, Тейлор разработал оптимальные методы выполнения трудовых операций.

Точный учет трудового времени потребовал стандартизации орудий труда, рабочих операций и движений, введения инструкционных карт и системы слежения за ходом работ. Это позволило ввести планирование, калькуляцию затрат, обоснованно рассчитывать себестоимость продукции и ее отпускную цену. Изменение организации производства привело к необходимости изменения организации управления. В этих условиях система заработной платы приняла строго индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от выполнения установленных норм.

Именно эта сторона учения Тейлора нашла широкое применение на промышленных предприятиях. Сотрудничество же между администрацией и рабочими и равномерное распределение ответственности между ними как отметил сам Тейлор, достигнуты не были.

Обычно полагают, что труд — естественная потребность человека. Но Ф.Тейлор смотрел иначе: человек умеет работать, но не желает по тем или иным причинам работать лучше. К тому же подговаривает к этому других. Явление «рестрикционизм» или сейчас это называют «работа с прохладцей» (РСП). Тейлор различал естественную и систематическую РСП. Он стал наблюдать, как ведет себя рабочий с груженой тачкой и без. С груженой тачкой рабочий двигался быстро и старался затратить как можно меньше времени и, наоборот, без груза он двигался медленно, не быстрее ленивого соседа. Поэтому Тейлор считал, что природная лень — большое зло, но еще более серьезная болезнь — систематическая РСП, умышленная медлительность.

Основные положения концепции Тейлора:

1. признание менеджмента самостоятельным видом деятельности, основной функцией которого становится рационализация производства.

2. расчленение процесса производства и трудовых операций на отдельные элементы и выявление диапазона затрат времени на их выполнение, что позволяет осуществлять их нормирование.

3. планирование на основе норм рабочих заданий; выполнение функций планирования специальными подразделенями, определяющими последовательность, время, сроки выполнения работ;

4. увеличение производительности труда с помощью более высоких заработков.

5. подбор работников в соответствии с физиологическими и психологическими требованями и их обучение.

Тейлором были сформулированы две основные задачи менеджмента:

— обеспечение наибольшего процветания предпринимателя

— повышение благосостояния каждого работника.

Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Эмерсон Г. Он сформулировал 12 принципов производительности труда:

  1. Точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления.
  2. Здравый смысл, т. е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей.
  3. Компетентная консультация, т. е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным.
  4. Дисциплина — подчинение всех членов коллектива установленным правилам и распорядку.
  5. Справедливое отношение к персоналу.
  6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями.
  7. Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива.
  8. Нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери.
  9. Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты.
  10. Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции.
  11. Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ.
  12. Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.
Читать еще:  Нужно ли платить налог с вклада

Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства.Он обеспечил создание массового сборочного конвейерного производства и развитие автомобильной отрасли. Заменив ручной труд на машинный, Форд сформулировал основные принципы организации производства:

1. максимальное разделение труда, специализация.

2. широкое применение высокопроизводительного специального оборудования, инструментов и приспособлений.

3. размещение оборудования по ходу технологического процесса.

4. регламентированный ритм производства продукции.

5. механизация транспортных операций.

Таким образом, сочетание непрерывности и скорости обеспечило эффективность производства. Методы производства, разработанные Фордом, имели большое значение не только для автомобилестроения, но и для множества других отраслей.

Вклад школы научного управления в теорию менеджмента

Содержание

1. Сущность научных школ в теории менеджмента

1.1. Вклад школы научного управления в теорию менеджмента

1.2. Принципы организации производства и принципы управления, сформулированные Ф. Тейлором. Основное значение НОТ

1.3. Суть административного управлении по А. Файолю. Какие предложения по созданию системы администрирования были им предложены и принципы управления.

1.4. Бюрократическая вертикально-интегрированная система управления, основные требования «рациональной бюрократии».

2. Сравнительный анализ управления организацией «Санкт-ПетерСтрой» по Ф. Тейлору и А. Файолю

2.1. Анализ управления организацией «Санкт-ПетерСтрой» по Ф. Тейлору и А. Файолю

2.2. Рекомендации по улучшению ситуации

Рассвет менеджмента пришелся на 20-е годы прошлого века. Выдающие ученый в области экономики, управления, управленческого учета, разрабатывали и формулировали свои представления об управлении организации, управлении персоналом и т.д. это все дал огромный стимул к развитию нового направления – менеджмента. Множество идей, мыслей, умозаключений, методов способствовало образованию четырех основных школ менеджмента, которые впоследствии вошли в историю и стали классикой изучения на протяжении вот уже более 100 лет. Труды известных деятелей в области менеджмента: Ф. Тейлор, Ч. Бэббидж, Г. Меткаф, Г. Таун, Л. Гилберт, Г. Форд, Г. Гант, А. Файоль и т.д. до сих пор перечитываются, применяются на практике.

Целью данной курсовой работы раскрыть зарождение теории менеджмента и рассмотреть управление с позиции классических школ.

На основании поставленной цели, следует решить ряд следующих задач:

— раскрыть сущность научных школ в теории менеджмента и вклад школы научного управления в теорию менеджмента;

— определить принципы организации производства и принципы управления, сформулированные Ф. Тейлором;

— рассмотреть суть административного управлении по А. Файолю. Какие предложения по созданию системы администрирования были им предложены и принципы управления;

— дать оценку бюрократической вертикально-интегрированной системе управления, раскрыть основные требования «рациональной бюрократии».

2. Сравнительный анализ управления организацией «Санкт-ПетерСтрой» по Ф. Тейлору и А. Файолю

2.1. Анализ управления организацией «Санкт-ПетерСтрой» по Ф. Тейлору и А. Файолю

2.2. Рекомендации по улучшению ситуации

Сущность научных школ в теории менеджмента

Вклад школы научного управления в теорию менеджмента

Начало ХХ века относится к переломному времени для развития и становления четырех основных школ, которые способствовали развитию теории управления персоналом и процветанию организации в целом. Основные школы менеджменты являются: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления. Каждая из четырех школ имела свои определенные представления о процессе управления, имела разные методические приемы и т.д.

Все это послужило значительным вкладом в развитие вопросов управления. Классическая организационная теория была одной из четырех направлений, которые систематизировали теорию управления персоналом и организацией. В процессе данной теории способствовало обеспечению эффективное функционирование организации в процессе ее жизнедеятельности.

Теория научного управления стала основным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые ученые и руководители-практики увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть также эффективно использованы в практике достижения целей организации.

Старания основоположников школы научного управления были направлены на достижение главной цели – как можно эффективнее повысить производительности труда на предприятиях. Для достижения этого были разработаны жесткие системы принципов, способствующие эффективному налаживанию процесса организации труда, производства и управления.

Основополагающий вклад в формирование и разработку классической школы научного управления принадлежит Ф. Тейлору. Но прежде чем Ф. Тейлор сформулировал общую концепцию классической школы управления, отдельные идеи высказываюсь Ч. Бэббидж, Г. Меткаф, Г. Таун и т.д.. По мнению Меткафа Г., который считал, что управление ресурсами и цехами есть искусство, которое зависит от применения конкретных принципов, Г. Таун предлагал разработать научные принципы управления и в дальнейшим обмениваться управленческим опытом.

Не смотря на все попытки в становлении школы, именно Ф.У. Тейлор смог сформулировать и объединить научные труды и основать классическую школу научного управления организации. Основателями школы научного управления в первые стали использоваться такие параметры при управлении организации, как:

— анализ для усовершенствования многих операций ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Применение результатов такого рода исследований позволило значительно повысить производительность операции.

Из истории становления научной школы и проводя анализ творческого наследия представителей данной школы, приходим к мнению, что, решая задачи повышения эффективности производства, были рассмотрены целый спектр теоретических организационно-методических вопросов с точки зрения менеджмента:

1) был определен важнейший принцип в менеджменте – принцип соответствия по Ф. Тейлору, смысл этого состоит в том, что каждому работнику следует поручать такой вид деятельности, который соответствует его интеллектуальным и физическим возможностям;

2) реальные подходы к необходимости научного подхода и подготовки кадров, предложили Л. Гилберт, Г. Форд, Г. Гантт и т.д. Не смотря на распространенные мнение о том, что обучение кадров является непроизводительной тратой. По мнению Г. Гантта, который считал, что данные затраты представляют полезные расходы. Под задачей руководителей компании является обучить необходимых сотрудников и корректировать процесс их развития. Также важным представляется мнение Г. Форда о том, что «индустрия должна иметь своих генералов, и притом генералов высококвалифицированных». Г. Форд являлся сторонником процесса учебы сотрудников, использования разносторонних знаний в процессе производства и управления организацией;

3) по предложению Ф. Тейлора, Г. Гантта, Г. Эмерсона и Г. Форда изменена система заработной платы сотрудников предприятий. В соответствии с научно-обоснованными методами стали оплачивать труд каждого рабочего в соответствии с его индивидуальной выработкой, а не в зависимости от уровня групповой выработки. Г. Форд впервые на своем предприятии ввел обязательный минимум заработный платы – 6 долларов в день. Была разработана первая научно обоснованная методика премиальной системы оплаты труда;

4) осознана необходимость гармонии интересов предпринимателя и рабочего, правда, пока только в деле научной организации труда (Г. Форд);

5) обоснована и внедрена система научной организации труда на предприятиях и в организациях (все представители направления);

6) была обоснована и внедрена научная организация рабочего места сотрудников предприятия (Г. Форд, Г. Эмерсон);

7) на ряде предприятий в США были открыты школы по работе с персоналом, где проводилась систематическая подготовка инструкторов НОТ, пропагандировалась мотивация труда, основанная на вознаграждении и уважении личности рабочего.

Система Ф. Тейлора и его последователей нашла широкое практическое применение в начале XX в. в работе промышленных предприятий США, Германии, Англии, Франции, Швеции и дала ожидаемые результаты. Отмечая заслуги данной школы, П. Друкер подчеркивает, что «применение знания Тейлора к процессам труда обеспечило создание экономики развитых стран, вызвав к жизни бурный рост производительности за последние 100 лет».

Предприниматели не могли не заинтересоваться научным управлением. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. И уже в 1912 г. 55 отраслей деловой деятельности начали применять научное управление в промышленности, на транспорте, в строительстве и не только в США, но и в Англии, Франции и других странах. В этот период в США и европейских странах значительно возросло число различных школ и семинаров по управлению. В высших учебных заведениях регулярным стало чтение курсов по управлению. И хотя вначале наибольшее внимание привлекали вопросы производства, бизнеса, со временем начали формироваться концепции научных принципов управления, применимых в равной степени во всех областях человеческой деятельности.

Вместе с тем следует признать, что в рассматриваемый период человеческому фактору в организации не уделялось должного внимания. Системной теории менеджмента в период первой школы не сложилось. Были обоснованы лишь некоторые принципы менеджмента; принцип соответствия, принцип социальной ответственности бизнеса перед обществом. Из методов управления доминировали командно-административные методы и методы экономического стимулирования. Оформлялись функции кадрового менеджмента: планирование персонала, отбор, мотивация и стимулирование, обучение, но реализация их была низкотехнологичной.

Во многом такое положение вещей оправдано тем, что в конце XIX начале XX в. академическая социология и психология была далека от изучения практических проблем промышленности, наука в то время лишь интенсивно накапливала фактический материал. Лишенные профессиональной помощи со стороны ученых, менеджеры предприятий искали собственные пути решения социальных проблем труда, в том числе и кадровой проблемы.

Ф.У. Тейлор, Г. Форд, Ф. и Л. Гилберты, Г. Гантт, Г. Эмерсон были не только талантливыми инженерами, но и выдающимися личностями, обладающими широкой гуманистической ориентацией. Это была новая генерация менеджеров, резко отличавшихся по образу мысли и стилю жизни от своих предшественников. Конечно, каждый из них был глубоко индивидуален и непохож на других, но вместе они определили целую эпоху в развитии менеджмента в США и в целом мире.

Читать еще:  Бюджетная эффективность реализации инвестиционного проекта

Исходя из всего вышеуказанного, можно перечислить основные моменты вклада школы научного управления в теорию менеджмента:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач.

2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения и обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

4. Систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности труда.

5. Отделение планирования от самой работы

Изучая человеческий фактор, школа научного управления предложила систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объёмов производства. Обосновывалась также целесообразность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в работе. Это давало руководству возможность устанавливать реальные нормы производства и обоснованно доплачивать за их перевыполнение.

Ключевым моментом здесь было то, что люди, которые производили больше и вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе. Они также подчеркивали большое значение обучения. Научное управление также считало необходимым отделение управленческих функций от фактического выполнения работ, что противоречило старой системе, при которой рабочие сами планировали свою работу.

Возникновение менеджмента и его развитие. Осн. научные школы, их вклад в теорию управления.

Менеджмент – от лат. «manus»-«рука» первонач-но относилось к управлению лошадьми, а затем стало означать управление домашним хозяйством, хозяйственными делами вообще, организациями и обществом в целом.

Ипостаси менеджмента:

1. соц. функция (вид деятельности) человека, направленная на достижение определенных целей (координация и кооперация, целеполагание, обеспечение практич. продуктивности знания);

2. интеграционный процесс, с помощью которого профессионалы управления формируют организации и управляют ими (набор общих функций, процесс принятия реш., процесс коммуникации);

3. аппарат (орган) управления;

4. особый соц. (проф.) слой управляющих (менеджеры);

5. соц-эконом. отношение;

6. область человеческого знания (наука, учебн. дисциплина);

7. искусство управления (лидерство, творчество и предпринимательство, умелость применения теории).

Менеджмент —это целостное и в то же время развивающееся отношение, которое, охватывая все уровни и подсистемы социально-экономического организма общества, выполняет в нем функцию целевой организации, функцию обеспечения целенаправленного, планомерного (в меру достигнутой зрелости отношений) процесса разделения и кооперации общественного труда посредством разрешения противоречий множества разнонаправленных экономических интересов

5 управленческих революций:

1)зарождение письменности в Древнем Шумере (4-3 тыс. лет до н.э.), которое привело к образованию особого слоя жрецов, связанных с торговыми операциями.

2)1760 г. до н.э., деятельность вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), издавшего регулировавший социальные отношения свод законов об управлении государством.

3)нововведения Навуходоносора II, царя Нововавилонского (Халдейского) государства (605/604 – 562/561 гг. до н.э.), который попытался соединить государственное управление с контролем над производством и торговлей.

4) Промышленным переворотом и началом индустриального этапа в развитии человеческого общества (XVII-XVIII вв.). Ее результатами стали появление особого слоя профессиональных управляющих (менеджеров), возникновение в массовом порядке открытых хозяйственных организаций

5) Бюрократическаяреволюция (конец XIX – начало XX вв.), определила основные формы и направления развития менеджмента в XX в. Именно тогда менеджмент был осознан как важная самостоятельная профессия и стал осмысливаться теоретически, превращаясь в систематизированную научную дисциплину.

Родина теории менеджмента — США, т.к. к концу 20 в. явл. промышленным лидером мира. Появилась потребность в формализованных способах управления, рациональной организации труда, согласованности действий всех подразделений, повышении производительности труда работников на основе рациональных норм и стандартов.

Первый научный курс управления был разработан в 1881 г. американцем Джозефом Вартоном, но был востребован лишь спустя 35 лет. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в своем докладе «Инженер как экономист» на собрании Американского общества инженеров-механиков впервые поставил проблему необходимости менеджмента как особого вида деятельности наряду с инженерной. В 1910 г. представитель американских фрахтовых компаний Луис Бранде впервые (до Тейлора) ввел в обиход понятие «научное управление».

Родоначальник современного менеджмента — Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), создавший собственную систему, которая приобрела более или менее четкие очертания в 1903 г. в его работе «Управление циклом» и была развита в вышедшей в 1911 г. книге «Принципы научного управления».

ШКОЛЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ:

1) шк. научного управления (1885-1920-е гг.):

Представители: Ф.У.Тейлор, Г.Гантт, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Форд, Г.Эмерсон)

Ф.У. Тейлор (4 принципауправления):

— научный подход к выполнению каждого элемента работы;

— научные критерии при подборе и обучении работников;

— сотрудничество с рабочими в применении рациональных методов организации труда;

— распределение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Генри Лоуренс Гантт — первооткрыватель в области оперативного управления и календарного планирования, (планово-календарный «график Гантта»).

Фрэнк и Лилиан Гилбрет (достижения в области хронометрирования работ и рационализации движений рабочих (например, знаменитые «терблиги»). Лилиан Гилбрет первой стала заниматься вопросами подбора и обучения кадров, стала первой женщиной, получившей в США степень доктора психологии.

Гаррингтон Эмерсон автор трудов «Производительность как основание для управления и оплаты труда» и «12 принципов производительности». Эмерсон впервые ввел понятие производительности в широком смысле, как эффективности, что означает максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.

Генри Форд —основатель американского автомобилестроения, инициатор введения конвейерной системы, и новой социальной «философии практики» – «фордизма». Одним из первых он указал, что важная цель промышленности – не только снабжать потребителей, но и создавать их, что смысл предпринимательской деятельности — в служении обществу

Вклад шк. научного управления:

— Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задач (работ).

— Отбор работников под определенные задачи и их обучение.

— Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для выполнения задач.

— Систематическое использование материального стимулирования для повышения производительности.

— Отделение функций планирования и обдумывания от самой работы.

— Утверждение рациональных способов управления, доказательство факта, что научное управление возможно.

2) классическая административная шк. (1920-1950-е гг.):

Представители: Анри Файоль, М.Вебер, Линдолл Урвик, Джеймс Д. Муни.

А. Файоль 14 принципов:

1. Разделение труда.

2. Полномочия и ответственность.

5. Единство руководства, действий.

6. Подчинение частных интересов общим.

7. Вознаграждение персонала.

9. Скалярная цепь (цепь команд, иерархия).

10. Порядок (всему свое место).

12. Стабильность персонала.

14. Корпоративный дух.

Вклад административной шк.:

— Выделение и описание функций управления как универсального процесса.

— Обобщение принципов управления, позволяющих достичь идеального функционирования оргструктур и орг порядка.

— Систематизированный взгляд на управление организацией в целом на основе структурно-функционального подхода.

3) Шк.человеческих отношений (1930-1950-е гг.) и как ее продолжение – шк. поведенческих наук (1950-е гг. –н. в.):

Гуго Мюнстенберг — основатель психотехники и школы промышленных психологов.

Мэри Паркер Фоллетт:менеджмент как «обеспечение выполнения работы посредством других лиц».

Элтон Мэйо: «хоуторнские эксперименты» на предприятиях фирмы «Уэстерн Электрик».

Бихевиористская шк. или шк. поведенческих наук:

Абрахам Маслоу: «иерархия потребностей» личности.

Ренсис Лайкерта:стили руководства,

Дуглас Макгрегор:теория «ХY».

Фредерик Герцберг:двухфакторная теория мотивации.

Дэвид Макклелланд: теория приобретенных потребностей.

Вклад шк. человеческих отношений и поведенческих наук:

— Межличностные отношения стали рассматриваться как серьезный фактор роста производит. труда и эффект. производства.

— Достиж-ия науки о чел. повед-ии были применены в упр-ии с целью активизир-ть чел. потенциал в макс. возм. степени.

— Впервые широко использовались в теории и предлагались практике приемы и методы упр-ия, учитывающие такие факторы как неформальные связи, соцо-псих мотивация, организация коммуникаций, лидерство, стили руководства.

4) Шк. науки управления или количественных методов (1950-е гг. – н.в.):

Важный элемент – моделирование. (Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестера и др.)

Вклад школы науки управления:

— Применение моделей, что позволило глубже проникнуть в суть управленческих проблем.

— Точное решение сложнейших задач управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и т.п.

— Создание и использование информ-ых систем управления, широкое применение вычислительной техники.

5) Отечественные деятели: Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин(ок. 1605-1680 гг.), Петр I(1672-1725 гг.), Иван Тихонович Посошков (1652-1726) — автор «Книги о скудости и богатстве», Василий Никитич Татищев(1686-1750), сторонник активной гос. торговой и пром. политики, Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), князь Дмитрий Алексеевич Голицын(1734-1803), Александр Николаевич Радищев(1749-1802), Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839), Николай Семенович Мордвинов (1754-1845), Д.А. Милютин, П.А. Валуев, Н.А. Милютин, Н. Муравьев, «Русская правда» П. Пестеля, революционные демократы А. Герцен, Н. Чернышевский, и народники П. Лаврова, М. Бакунина, Сергей Юльевич Витте(1849-1915), Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911), Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919) и Петр Бернгардович Струве(1870-1944).

Владимир Ильич Ленин (1870-1924), Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873-1920), О.А. Ерманский(1866-1941), А.К. Гастев(1882-1941), Е.Ф. Розмирович (1886-1953), П.М. Керженцев (Лебедев) (1881-1940), Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский(1887-1960), Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938), И.В. Сталин (Джугашвили) (1879-1953), Аксель Иванович Берг, академик Д.В. Гвишиани, Н.С. Хрущев, Леонид Витальевич Канторович (1912-1986), В.В. Новожилов(1892-1970), В.С. Немчинов(1894-1964 гг.), СОФЭ — система оптимального функционирования экономики, А.И. Анчишкин(1933-1987), Дмитрий Васильевич Валовой, М.С. Горбачев.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector