Finkurier.ru

Журнал про Деньги
32 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вклад макса вебера в менеджмент

Макс Вебер;

Бюрократическая школа.

Дальнейшее развитие классической школы происходило в двух направлениях: рационализация производства и исследование общих проблем управления. Здесь можно выделить работы Гаррингтона Эмерсона, Линделла Урвика, Макса Вебера.

Макс Вебер (Max Weber) — (1864-1920).Вебер являлся одним из наиболее крупных социологов конца XIX — начала XX в.

Его вклад в менеджмент:

Разработал концепцию идеальной бюрократической системы, концепцию «понимающей социологии», ввёл понятие «три чистые типа законной власти», создал классические основы управления кадрами государственных служащих.

Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Он предлагал строить организации по линейному признаку и точно регламентировать количество и функции сотрудников.

Бюрократия(bureaucracy) (от франц. bureau – канцелярия и греч. кратос – власть) – система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.

Термин «бюрократия» в современном мире имеет негативный оттенок и ассоциируется с бесконечными правилами, нормами и бумагами. Тем не менее, в XX веке многим организациям именно благодаря введению бюрократических принципов управления удалось достичь высоких результатов.

В Веберовской интерпретации — бюрократия в организации характеризуется быстротой принятия решений, оперативностью в решении производственных вопросов. Жесткость связей в бюрократических структурах способствует их устойчивости и четкой направленности на достижение целей организации.

Бюрократия исключает личную зависимость, субъективный произвол и бесправие человека. Привилегии здесь заменяются компетентностью, поклонение и преданность личности руководителя – служебной дисциплиной и корпоративным духом. Главными в рациональном устройстве становятся не вера в харизму (божественный дар) или личная зависимость, а задачи организации, которые распределяются среди исполнителей как официальные обязанности. Четкое разделение труда делает возможными специализацию и повышение квалификации служащих. В зависимости от выполнения обязанностей исполнителей аттестуют, продвигают, награждают, депремируют или увольняют. Все поддается расчету и проверяемо.

Логическим завершением и претворением в жизнь концепций классической школы стала империя Генри Форда. Он, как Г. Эмерсон, сосредоточил внимание на всем производственном процессе, но и использовал принципы Ф. Тэйлора для научной организации труда рабочих. Эти принципы он применил в массовом производстве. Г. Форд называл свою систему управления «террор машины». Жесткая регламентация труда рабочих, конвейерная система, стандартизация технологии привели к тому, что предприятие действовало как автомат.

Т.о. Классическая школа управления это:

1. Развитие принципов управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.

Теория менеджмента : концепция управления М. Вебера

Огромный вклад в поиск способов эффективного управления организациями внес Макс Вебер (Максимилиан Карл Эмииль Вебер — 1864-1920) — немецкий социальный историк привлек внимание общества к возрастающему значению крупных организаций. По мере того как структура общества становится все более сложной, ответственность за основные виды деятельности концентрируется в специализированных организационных единицах, которые функционируют исключительно с помощью систем, институционализирующих процесс управления в форме организаций, полагающихся на правила и предписания, иерархию, разделение труда и детальные процедуры. М. Вебер одним из первых исследовал проблемы организаций и отмечал, что бюрократические процессы вносят рутину в офисные операции, точно так же как машины и механизмы в процесс производства.

Формальные структуры управления усиливают централизацию власти, а иерархическая организация способствует функциональной специализации. Фрагментация задач, дисциплина и минимизация свободы действий работников гарантируют контролируемое и предсказуемое выполнение заданий (Thompson and McHugh, 1995). Формулировка должностных обязанностей, которые предписывают способ исполнения работы и критерии ее завершения для каждого работника, оказывает такой же эффект.

По Веберу бюрократии присущи следующие характеристики. Правила и предписания. Формальные установки, которые определяют и контролируют поведение всех работников во время работы, что помогает обеспечить дисциплину, необходимую организации для осуществления контроля и достижения поставленных целей. Следование правилам и предписаниям гарантирует единообразие процедур и операций независимо от желаний менеджера или сотрудника. Правила и предписания также помогают руководителям высшего звена направлять и координировать усилия менеджеров среднего уровня, а с их помощью и усилия управленцев первого уровня и рабочих. Менеджеры приходят и уходят, но правила и предписания поддерживают стабильность организации.

Беспристрастность. Правила и предписания обеспечивают беспристрастность, которая защищает работников от прихотей менеджеров. Хотя данный термин часто несет в себе негативный оттенок, М. Вебер полагал, что беспристрастность гарантирует работникам справедливость. Беспристрастный начальник объективно оценивает подчиненных скорее по выполнению работы и опыту, чем по субъективным личным или эмоциональным заключениям. Другими словами, беспристрастность усиливает объективность руководителя и ограничивает свободу его действий (или фаворитизм).

Разделение труда. Менеджеры и рабочие выполняют официально предписанные обязанности исходя из своей специализации и имеющегося опыта, что способствует повышению производительности. Кроме того, следование принципам разделения труда позволяет управляющим поручать сотрудникам работу, которую они могут относительно быстро освоить, облегчаются и процедуры контроля.

Иерархическая структура. М. Вебер являлся сторонником использования четкой иерархической структуры, в которой объем полномочий по принятию решений распределялся по вертикали. Обычно объем власти и объем полномочий менеджеров по мере движения вверх по уровням иерархии возрастают. Каждая должность на более низком уровне подконтрольна и подотчетна должности на более высоком уровне.

Читать еще:  Цели и задачи инвестиционной политики

Структура полномочий. Систему, основанную на правилах, предписаниях, беспристрастности, разделении труда и иерархической пирамиде, объединяет структура полномочий — право принятия решений разной степени важности на различных уровнях организации.

Рациональность. Последняя характеристика бюрократического менеджмента, рациональность, связана с использованием наиболее эффективных средств выполнения задач организации. Таким образом, менеджеры должны управлять организациями, следуя логике и науке. Все принимаемые решения должны вести прямо к выполнению задач организации.

Анализ М. Вебером работы организации во многом основывался на положениях научного менеджмента, но его идеи об отношениях занятости отличались научной новизной. Он подчеркивал важность структуры карьеры, четко привязанной к должности, которую занимает индивид в иерархии организации, так как это способствует тому, что личное продвижение вверх по «карьерной лестнице» осуществляется предсказуемым, определенным и открытым способом, помогает формированию чувства лояльности сотрудника организации. М. Вебер рекомендовал увязывать сохранение за сотрудником рабочего места и справедливое и предсказуемое вознаграждение за труд, уделял внимание факторам, которые способствовали как мотивации работников, так и «привязывали» их к организации. Ф. Тейлор же вообще не рассматривал данную проблему.

М. Вебер также отмечал необходимость того, чтобы официальные лица работали в рамках правил. Право давать инструкции должно быть основано на полномочиях человека, проистекающих из беспристрастных правил, которые установлены должностными лицами, занимающими более высокое положение в организации. Данное положение соответствовало рациональному анализу работы персонала. М. Вебер замечал, что такой подход являлся наиболее адекватным способом контроля за деятельностью крупных общественных или частных организаций. Однако жесткая бюрократическая организация распространилась не только на общественные учреждения, такие как гражданские службы, но и крупные частные предприятия.

По отношению к рабочему бюрократическая система обладает как положительными, так и отрицательными сторонами. Индивид может быть недоволен излишней, с его точки зрения, регламентацией процесса труда, но, вероятно, он будет приветствовать правила отбора и продвижения, которые призваны привнести в эти процессы некоторую объективность во время, когда кумовство и фаворитизм остаются весьма распространенными явлениями.

Источник : Д. Боди

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вклад М. Вебера в развитие теории управления

450 р уб. 50 р уб.

Курсовая работа — пример

Содержание

Введение
ГЛАВА I Биография и достижения М. Вебера
1.1 Биография М. Вебера
1.2 Вклад и достижения М. Вебера
ГЛАВА II Теория управления М. Вебера
2.1 Теория капитализма и её методологическое значение
2.2 Управление персоналом в контексте бюрократического управления Макса Вебера
2.3 Бюрократическая теория организации
2.4 Теория М. Вебера и её применение в области бизнеса и менеджмента
Заключение
Список литературы

Введение

Огромный вклад в развитие управленческой мысли внес М. Вебер, разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления, в частности. Его относят к административной школе менеджмента, однако в отличие от большинства представителей этой школы, он опирался на культурологическую интерпретацию организационных процессов, что позволяет отдельным исследователям отнести его к особому направлению в теории управления, связанному с культурологическим пониманием «машинной модели организации». Вебер изучал влияние религиозных идей на хозяйственную и социальную жизнь. В частности, он установил определяющее значение протестантской этики на формирование капитализма. Харизматическому правлению с его новаторством и эмоциональной напряженностью, Вебер противопоставлял традиционный, бюрократический тип власти, опирающийся на устоявшиеся законы и обычаи. Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос, как сделать так, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации, а также правил и обязанностей каждого работника. Личность отсутствовала в веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников и конкретные решения, и деятельность руководства.
Целью данной курсовой работы является исследование теории управления М. Вебера.
Достижению цели способствуют следующие задачи:
– изучить особенности внедрения и использования теории управления М. Вебера;
– определить пути совершенствования теории управления и ход развития в истории.
Объектом исследования является теория управления М. Вебера
Предметом исследования является теория капитализма М. Вебера и управление персоналом в контексте бюрократического управления Макса Вебера.

Список использованных источников

1. Вебер М. Основные социологические понятия / Пер. с нем. М. И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 2009.
2. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 2007. С. 40.
3. Вебер М. Наука как призвание и профессия / Пер. с нем. А. Ф. Филиппова, П. П. Гайденко // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 2007.
4. Вебер М. «Объективность» социально–научного и социально–политического познания / Пер. с нем. М. И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 2009.
5. Моrrіѕ М. Ехсurѕіоn іntо Сrеаtіvе Ѕосіоlоgу. New York: Columbia University Press, 2006.
6. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы // Анохин П. К. Избранные труды (Философские аспекты теории функциональной системы). М.: Наука, 2008.
7. Швырков В. Б. Цель как системообразующий фактор поведения и обучения // Нейрофизиологические механизмы поведения. М.: Наука, 2006.
8. Кlорf А. Н. Тhе Неdоnіѕtіс Nеurоn. А Тhеоrу оf Меmоrу, Lеаrnіng, аnd Іntеllіgеnсе. Wаѕhington: Hemisphere Publ. Corporation, 2007.
9. Неіt G., Ѕmіth М., Наlgrеn Е. Nеurаl Еnсоdіng оf Іndіvіduаl Wоrdѕ аnd Fасеѕ bу thе Нumаn Нірросаmрuѕ аnd Аmуgdаlа // Nаturе. 2009.
10. Зиммель Г. Как возможно общество? / Пер. с нем. А. Ф. Филиппова // Зиммель Г. Избранное. Т. 2. М.: Юристъ, 2007.
11. Израэль И. Психология мотивации или социология ограничений // ТНЕЅІЅ: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Осень, 2007.
12. Масkау R. Wоrdѕ, Uttеrаnсеѕ аnd Асtіvіtіеѕ // Еthnоmеthоdоlоgу: Ѕеlесtеd Rеаdіngѕ / Ed. by R. Тurnеr. Наrmоndѕwоrth, Eng.: Penguin 2009.
13. Ѕсhutz А., Luсkmаnn Тh. Тhе Ѕtruсturе оf thе Lіfе Wоrld. Еvаnѕtоn, Ill.: Northenwestern University Press, 2008.
14. Ѕсhutz А. Рhеnоmеnоlоgу аnd thе Ѕосіаl Ѕсіеnсеѕ // Соllесtеd Рареrѕ І: Thе Рrоblеm оf Ѕосіаl Rеаlіtу. Тhе Наguе: Martinus Nijhoff, 2008.
15. Шюц А. Структура повседневного мышления / Пер. с англ. Е. Д. Руткевич // Социологические исследования. 2009. N 2. С. 134.
16. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках. // Американская социологическая мысль: Тексты/ Под ред. В. И. Добренькова М.: Изд–во Московского университета, 2006.

Читать еще:  Инвестиционная оценка недвижимости

Бюрократическая модель организации. Методы управления

Вклад Макса Вебера в развитие управленческой мысли. Рациональная бюрократия по Максу Веберу. Основные характеристики идеальной организационной структуры. Экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления.

Подобные документы

Бюрократия и бюрократизм в государственном управлении. Анализ основных принципов функционирования модели управления Вебера. Концепция бюрократического управления как наиболее рациональной и универсальной формы организации управленческой деятельности.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 16.08.2013

Вклад немецкого историка и социолога в становление общей теории и практики управления организацией. Культурологическая интерпретация организационных процессов менеджмента, «машинная модель организации». Формирование и развитие Вебером теории организации.

контрольная работа [15,4 K], добавлен 09.11.2010

Методы управления организацией: организационно-распорядительные, административно-распорядительные, экономико-математические и социально-психологические. Тенденции в развитии методов управления организациями. Схема предпринимательской организации.

курсовая работа [68,7 K], добавлен 22.10.2010

Биография немецкого социолога Макса Вебера (1884-1920), сформулировавшего теорию бюрократии. Создание классических основ управления кадрами государственных служащих. Формулирование универсальных принципов формирования системы «идеальной бюрократии».

контрольная работа [23,4 K], добавлен 16.04.2015

Вклад различных школ в развитие управленческой мысли. Анализ внешней и внутренней среды организации. Оценка взаимодействия подсистем и функции управления. Социально-психологические методы менеджмента. Направления совершенствования систем управления.

отчет по практике [52,9 K], добавлен 15.11.2013

Сущность методов управления организацией. Экономические и социально-психологические методы. Анализ организационной структуры управления. Основные показатели деятельности ООО «Меридиан». Направления совершенствования системы методов управления организации.

курсовая работа [177,8 K], добавлен 21.01.2015

Функции и принципы управления. Экономические, социально-психологические и организационно-распорядительные методы управления. Назначение распорядительной документации. Приказы и распоряжения по персоналу. Штатное расписание и должностная инструкция.

курсовая работа [9,3 M], добавлен 23.01.2011

Административные (организационно-распорядительные) и социально-психологические методы управления. Анализ организационно-экономического механизма управления ООО «Бизнес Фудз». Характеристика предприятия, организационная структура, финансовые показатели.

дипломная работа [1,1 M], добавлен 24.10.2009

Определение и виды стиля руководства. Экономические, организационно-административные и социально-психологические методы управления. Анализ теорий «Х» и «Y» МакГрегора, модели Лайкерта, управленческой решетки Блейка и Мутона, трехосевой таблицы Реддина.

курсовая работа [93,3 K], добавлен 10.12.2010

Система методов управления. Организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические методы управления на предприятии на примере ОАО «Техно». Подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ.

курсовая работа [58,8 K], добавлен 23.12.2013

Вклад в развитие социологии управления М. Вебера

Немецкий социолог М. Вебер внес большой вклад в развитие ряда наук. Нас интересуют социология управления и отчасти социология власти, потому что управление и власть связана между собой. В социологии управления это концепция социального действия, на основе которой сформировалось понимание сути управления людьми как вида социальной деятельности и «теория бюрократии», в социологии власти – учение о содержании и типах господства. Под господством Вебер понимал взаимное ожидание тех, кто приказывает и управляет, того, что их приказы будут выполняться, а им будут повиноваться, а тех, кто повинуется, того, что управление будет иметь характер, соответствующий их ожиданиям. Отсюда все рассуждения Вебера о господстве и управлении – это рассуждения о легитимном господстве, т.е. таком, которое признается управляемыми индивидами.

В основе типологии легитимного господства лежит мотивация повиновения. Типология включает 3 типа господства:

1) легальный, основанный на подчинении законам, власти, причем подчинении в равной мере всех – и управляемых, и управляющих,

Читать еще:  Виды доходов от инвестиционной деятельности предприятия

2) патриархальный, основанный на вере не только в законность, но и священность издавна существующих порядков и властей,

3) харизматический, основанный на святости, личном мужестве или хороших манерах. В основе – аффективная мотивация (харизма с греческого «божий дар», означает особую способность, дарованную судьбой, Богом и выделяющую индивида среди остальных, что позволяет ее носителям – полководцам, политикам и государственным деятелям – осуществлять управление). При харизматическом типе господства нет установленных (рационально или по традиции) правил, поэтому открывается простор для авторитарной власти.

Другая заслуга Вебера в том, что он создал учение о формальной организации капиталистического общества и бюрократическом управлении как типе господства посредством знания. Это учение представляет собой квинтэссенцию теории социального управления на рубеже 19-20 вв. Его особенность в том, что Вебер основное внимание уделял формальным аспектам социального управления, не затрагивая неформальные отношения. Поэтому бюрократическое управление у Вебера означает власть чиновников во всех сферах: хозяйственной жизни, политике, но главное – в управлении обществом. Суть учения в том, что иерархия, власть и бюрократия составляют основу любых социальных организаций. К такому выводу пришел Вебер, проанализировав различные организации (правительственные, военные, церковные, деловые и др.). Он использовал аналогию военной организации для разработки наиболее рационального подхода в поисках эффективной системы организации. Такой подход Вебер назвал бюрократическим. Он основывается на постулате, согласно которому «бизнес ведется в соответствии с надежными правилами независимо от личности». Именно господством бюрократии, по Веберу, определялся рациональный характер управления при капитализме. Социолог считал бюрократию машиной, не подверженной коррупции, дешевой и не имеющей иных интересов, кроме как осуществлять рационально организованное социальное управление.

Вебер выделил 7 черт бюрократии, необходимых для ее рационального и эффективного функционирования в любых формальных организациях – в структурах государственного управления, на промышленных предприятиях, в лечебных учреждениях, церкви и т.д.:

1) строгое разделение труда и высокая степень специализации управленцев;

2) иерархическая (пирамидальная) структура власти;

3) единообразие действий чиновников, определяемое наличием четких инструкций;

4) беспристрастность во взаимоотношениях руководителей с подчиненными и клиентами организаций;

5) наличие административного аппарата управления;

6) определенность требований к профессиональным и другим качествам сотрудников при их приеме на работу, а также обеспечение их защиты от произвола начальства

7) лояльность персонала (корпоративный дух).

Таким образом, Вебер обосновал, что бюрократия в идеальном виде представляет собой наиболее рациональную систему управления, действующую максимально четко, строго исполняющую управленческие функции в рамках правовых предписаний и использующую профессионалов-управленцев. Но в реальности функционирование бюрократии в той или иной мере отклоняется от идеала. Задачи социологии управления – выявить эту меру отклонения и разработать рекомендации по оптимизации бюрократических начал в управлении.

Заметной вехой в развитии теоретических основ социологии управления стала систематизация типов социального действия. К социальным Вебер относит такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Субъект такого действия осуществляет его осознанно и рассчитывает на определенную реакцию тех лиц, которых это действие касается. Именно в таком понимании социальное действие является единицей анализа социолога, задача которого состоит в адекватной интерпретации и определении типов субъективных побуждений (мотивов, ценностного смысла и т.д.) социальных действий.

Руководствуясь этим методологическим принципом, он выделил четыре основных типа социального действия: аффективный, традиционный, ценностно-рациональный и целерациональный. Основанием для их отличия служит содержание мотивации социальных действий, вызванных 1) эмоциями; 2) основанными на привычке; 3) связанными с ценностными убеждениями; 4) мотивированными стремлением к достижению рационально поставленной цели.

Элементы того или иного типа мотивации в разных ситуациях проявляются неодинаково. Например, аффективная мотивация чаще имеет место в условиях социальных конфликтов и кипящих человеческих страстей, традиционная – в стандартных условиях коллективной деятельности, ценностно-рациональная – когда приходится действовать в соответствии с идеалами служения долгу или принципами справедливости, целерациональная – в экономической деятельности, наиболее часто требующей продуманных действий.

Социологической концепцией Вебера завершается классический этап социологии. Тогда впервые был сформирован социологический подход к управлению, в рамках которого управление (в широком смысле слова) рассматривалось как неотъемлемый компонент общества, тесно связанный со всеми остальными структурами социальной жизни общества. Особенность социологического подхода в том, что до Вебера управление рассматривалось как элемент политической системы. Вебер первым обратил особое внимание на управление как элемент экономической системы и на его необходимость для деловых организаций. Тем самым он подготовил почву для перехода к новому этапу развития социологических идей в области управления, который можно рассматривать как этап институционализации сразу двух отраслей социологической науки – социологии управления и социологии менеджмента. Положения, где шла речь о проблемах власти и управления социальными и политическими процессами в обществе, стали базовыми для социологии управления, те же, где рассматривались проблемы управления производством, предприятиями и организациями, послужили основой для создания социологии менеджмента.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector