Finkurier.ru

Журнал про Деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Участников региональных инвестиционных проектов

Статья 25.9. Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ статья 25.9 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 25.9 . Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов

ГАРАНТ:

1. Налогоплательщиком — участником регионального инвестиционного проекта признается:

1) российская организация, которая получила в порядке, установленном настоящей главой, статус участника регионального инвестиционного проекта и которая непрерывно в течение указанных в пунктах 2 — 5 статьи 284.3 настоящего Кодекса налоговых периодов применения налоговых ставок, установленных пунктом 1.5 статьи 284 настоящего Кодекса, отвечает одновременно следующим требованиям:

государственная регистрация юридического лица осуществлена на территории субъекта Российской Федерации, в котором реализуется региональный инвестиционный проект;

организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории субъекта (территорий субъектов) Российской Федерации, в котором (которых) реализуется региональный инвестиционный проект;

организация не применяет специальных налоговых режимов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса;

организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;

организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;

организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

организация ранее не была участником регионального инвестиционного проекта и не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого регионального инвестиционного проекта;

2) российская организация, которая обратилась в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы по налогу на прибыль организаций и (или) с заявлением о применении налоговой льготы по налогу на добычу полезных ископаемых в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса, и которая непрерывно в течение указанных в пункте 2 статьи 284.3-1 настоящего Кодекса налоговых периодов применения налоговой ставки, установленной пунктом 1.5-1 статьи 284 настоящего Кодекса, и (или) в течение налоговых периодов, указанных в пункте 2 статьи 342.3-1 настоящего Кодекса, отвечает одновременно следующим требованиям:

местом нахождения организации либо местом нахождения ее обособленного подразделения является территория одного из субъектов Российской Федерации, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса;

организация не применяет специальных налоговых режимов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса;

организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;

организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

организация не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого регионального инвестиционного проекта.

2. Утратил силу с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 269-ФЗ

Информация об изменениях:

3. Организация получает статус участника регионального инвестиционного проекта:

1) в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов в порядке, установленном настоящей главой;

2) в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи начиная с налогового периода, в котором впервые одновременно соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 284.3-1 настоящего Кодекса. При этом включение организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов не требуется;

3) утратил силу с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 269-ФЗ

Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов

Для участников региональных инвестиционных проектов предусмотрена льгота по налогу на прибыль организаций.

Понятие налогоплательщика – участника региональных инвестиционных проектов

Признание статуса региональных инвестиционных проектов позволяет применить ряд льгот. Последние призваны стимулировать приток капиталов и ускорить развитие регионов. Однако не каждая организация может полечить такой статус.

Участник регионального инвестиционного проекта должен соответствовать критериям, изложенным в ст. 25.9 НК.

Определение такого налогоплательщика базируется на его обязательных признаках. К последним относятся следующие особенности:

  • участниками региональных инвестиционных проектов могут быть только российские организации. Исходя из норм ГК, таковыми признаются юридические лица, созданные на основании законодательства РФ;
  • участниками признаются организации, получившие соответствующий статус. Законодательство предусматривает 3 способа его обретения;
  • организация должна отвечать определенным правилам, регулирующим уплату налога на прибыль на протяжении ряда налоговых периодов.

Исходя из этих характеристик, можно определить налогоплательщика-участника региональных инвестиционных проектов как российскую организацию, получившую статус участника регионального инвестиционного проекта, соответствующего установленным нормами НК критериям.

Организации, признающиеся налогоплательщиками – участниками региональных инвестиционных проектов

Существуют 3 группы российских юридических лиц, которым присваивается такой статус. Он может быть получен при внесении данных об организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, при получении налоговых льгот, компаниями, соответствующими определенным условиям, а также при реализации специальных инвестиционных проектов.

Присвоение статуса при внесении в реестр региональных инвестиционных проектов

Статус участника такого проекта приобретается в момент его внесения в соответствующий реестр. Для таких организаций предусмотрены наиболее жесткие требования. Они содержатся в п. 1 ч. 1 ст. 25.9 НК и включают в себя следующее:

  • организация-претендент должна быть зарегистрирована на территории того субъекта РФ, где происходит реализация проекта;
  • в ее состав не должны быть включены обособленные подразделения, расположенные в иных регионах. Это условие, в совокупности с предыдущим, гарантирует то, что все ресурсы организации будут направлены на реализацию региональных инвестиционных проектов.
  • юридическое лицо не использует специальные налоговые режимы, предусмотренные законодательством о налогах;
  • юридическое лицо не участвует в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • Организация-претендент не является оператором на финансовых рынках. К ним относятся, банки, страховщики, НПФ, клиринговые компании, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • юридическое лицо не получает преференций, связанных с участием в особых экономических зонах;
  • организация-претендент никогда не участвовала в реализации региональных инвестиционных проектах. Это касается как текущих, так и готовых проектов. Кроме того, речь идет и о случаях правопреемства.

Для включения в реестр необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением.

К последнему понадобится приложить учредительный документ, свидетельство о регистрации, а также о постановке на налоговый учет. Кроме того, понадобится инвестиционная декларация, приложением к которой служит сам проект.

Присвоение статуса особого налогоплательщика

Для того, чтобы получить льготы, организация должна соответствовать ряду критериев. Если она внесена в реестр участников региональных инвестиционных проектов, то важна одна из следующих характеристик:

  • компания должна проинвестировать проект на сумму не менее 50 млн. рублей за 3 года, прошедших с момента внесения в реестр;
  • организации необходимо осуществить вложения на сумму не менее 500 млн. рублей в течение 5 лет после внесения в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Все указанные суммы рассчитываются без учета уплаченного НДС. Кроме того, в состав осуществленных инвестиций не включаются:

  • имущество, использованное и отраженное при учете вложений участниками ранее реализуемых инвестиционных проектов;
  • недвижимые объекты созданные или приобретенные на участках, где планируется открыть производство, до даты внесения в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Присвоение статуса при обращении в налоговый орган

Помимо организаций, отраженных в реестре, рассчитывать на признание такого же статуса могут любые организации.

Для этого необходимо обратиться в налоговый орган по месту реализации проекта с заявлением установленной формы.

В нем необходимо указать объем осуществленных инвестиций, срок, в течение которого они были произведены, а также информацию о производимых товарах либо о планах изготавливать определенную продукцию.

Перечень требований определен в п. 2 ч. 1 ст. 25.9 НК. Он включает следующие критерии:

  • место нахождения организации или ее обособленного подразделения должно находиться на территории региона, где происходит реализация проекта. В отличие от предыдущей группы, речь идет и о юридических лицах, зарегистрированных в других регионах, но поменявших место расположения, либо открывших подразделение;
  • организация не вправе участвовать в КГН;
  • юридическое лицо не осуществляет деятельность на территориях особых экономических зон;
  • организация не может параллельно реализовывать иные региональные инвестиционные проекты, либо быть правопреемникам по ним. Отличие от включенных в реестр компаний заключается в допустимости участия в завершившихся проектах.

Дополнительные критерии для применения налоговых льгот

Как и в случае с участниками, внесенными в реестр, речь идет об объемах произведенных инвестиций и сроках, в течение которых осуществлялись вложения. Льготы могут быть применены при следующих ситуациях:

  • если объем инвестиций составил не менее 50 млн. рублей в срок не более 3-х лет с их начала и 3-х лет, предшествующих подаче заявления. Дополнительное ограничение перестало быть актуальным для новых заявителей. Ранее в расчет не принимались инвестиции произведенные до 1 января 2013 года;
  • в случаях, когда инвестировано не менее 500 млн. рублей на протяжении не более 5-ти лет с момента начала вложений и не ранее, чем за 5 лет до обращения в налоговый орган. В этой ситуации, ограничение расчетного периода 1-м января 2013 года актуально.

Участники специальных инвестиционных контрактов

Отдельную категория таких налогоплательщиков связана с заключением специального инвестиционного контракта. Они предусмотрены ч. 2 ст. 25.9 НК. Такие соглашения заключаются с участием высших органов исполнительной власти России или уполномоченными структурами.

Организация обретает соответствующий статус с даты включения в перечень, определяемый Правительством. Это приравнивает ее к участникам региональных инвестиционных проектов, поскольку с этого момента она считается включенной в соответствующий реестр. Это распространяет на организацию все правила, предусмотренные для юридических лиц, отраженных в нем.

Читать еще:  Альфред маршалл вклад в экономику

Статья 25.9 НК РФ. Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов (действующая редакция)

1. Налогоплательщиком — участником регионального инвестиционного проекта признается:

1) российская организация, которая получила в порядке, установленном настоящей главой, статус участника регионального инвестиционного проекта и которая непрерывно в течение указанных в пунктах 2 — 5 статьи 284.3 настоящего Кодекса налоговых периодов применения налоговых ставок, установленных пунктом 1.5 статьи 284 настоящего Кодекса, отвечает одновременно следующим требованиям:

государственная регистрация юридического лица осуществлена на территории субъекта Российской Федерации, в котором реализуется региональный инвестиционный проект;

организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории субъекта (территорий субъектов) Российской Федерации, в котором (которых) реализуется региональный инвестиционный проект;

организация не применяет специальных налоговых режимов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса;

организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;

организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;

организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

организация ранее не была участником регионального инвестиционного проекта и не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого регионального инвестиционного проекта;

2) российская организация, которая обратилась в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы по налогу на прибыль организаций и (или) с заявлением о применении налоговой льготы по налогу на добычу полезных ископаемых в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса, и которая непрерывно в течение указанных в пункте 2 статьи 284.3-1 настоящего Кодекса налоговых периодов применения налоговой ставки, установленной пунктом 1.5-1 статьи 284 настоящего Кодекса, и (или) в течение налоговых периодов, указанных в пункте 2 статьи 342.3-1 настоящего Кодекса, отвечает одновременно следующим требованиям:

местом нахождения организации либо местом нахождения ее обособленного подразделения является территория одного из субъектов Российской Федерации, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса;

организация не применяет специальных налоговых режимов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса;

организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;

организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

организация не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого регионального инвестиционного проекта.

2. Утратил силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 02.08.2019 N 269-ФЗ.

3. Организация получает статус участника регионального инвестиционного проекта:

1) в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов в порядке, установленном настоящей главой;

2) в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи начиная с налогового периода, в котором впервые одновременно соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 284.3-1 настоящего Кодекса. При этом включение организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов не требуется;

3) утратил силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 02.08.2019 N 269-ФЗ.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 25.9 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает понятие налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта и совокупность требований, предъявляемых к нему.

При формировании содержания комментируемой статьи законодатель исходил из цели предоставления преференций по налогам на прибыль (гл. 25 НК РФ) и добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ) участникам региональных инвестиционных проектов, а именно стимулирование товарного производства в Дальневосточном федеральном округе и отдельных субъектах Российской Федерации Сибирского федерального округа.

В соответствии с указанной целью рассматриваемая законодательная дефиниция включает в себя три признака. Налогоплательщиком — участником регионального инвестиционного проекта признается (1) российская организация, которая (2) получила в порядке, установленном настоящей главой, статус участника регионального инвестиционного проекта и которая (3) непрерывно в течение указанных в пунктах 2 — 5 ст. 284.3 НК РФ налоговых периодов применения налоговых ставок, установленных п. 1.5 ст. 284 НК РФ, отвечает одновременно (в совокупности) ряду требований, которым и посвящена главным образом комментируемая статья.

Первым признаком, образующим дефиницию, которой посвящена комментируемая статья, является признание налогоплательщиком — участником регионального инвестиционного проекта только российских организаций. Если ст. 19 НК РФ (см. комментарий к ней) предусматривает, что налогоплательщиками могут быть физические лица и организации, то налогообложение в порядке, установленном комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ, может осуществляться только в отношении российских организаций. Более того, принимая во внимание первое требование, предъявляемое к таким налогоплательщикам, их круг следует ограничить только российскими юридическими лицами, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации, в котором реализуется региональный инвестиционный проект.

Российским юридическим лицом признается организация, образованная в качестве юридического лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и зарегистрированная на ее территории. Порядок и условия государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

То обстоятельство, что комментируемая глава и связанные с ней положения гл. 25 и гл. 26 НК РФ предполагают развитие товарного производства исключительно на территории Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа, прямо указанных в ст. 25.8 НК РФ, обусловливают также требования к налогоплательщикам — участникам региональных инвестиционных проектов, в соответствии с которыми такие организации не должны (1) иметь в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории субъекта (территорий субъектов) Российской Федерации, в котором (которых) реализуется региональный инвестиционный проект, а также (2) являться участниками консолидированных групп налогоплательщиков. Последнее требование обусловлено также тем, что согласно подп. 5 п. 1 ст. 25.8 комментируемого Кодекса каждый региональный инвестиционный проект реализуется единственным участником.

Налоговая преференция, установленная Федеральным законом от 30 сентября 2013 года N 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации», предполагается как исключительная, т.е. не применяемая совместно с другими налоговыми преференциями и формами поддержки налогоплательщиков, в силу чего к налогоплательщикам — участникам региональных инвестиционных проектов предъявляются следующие требования: 1) они не должны применять специальных налоговых режимов, предусмотренных частью второй комментируемого Кодекса; 2) они не должны быть ранее участниками регионального инвестиционного проекта и являться участниками (правопреемниками участника) иного реализуемого регионального инвестиционного проекта; 3) они не должны являться резидентами особых экономических зон любого типа.

Направленность реализуемой в соответствии с комментируемой главой и связанными с ней положениями гл. 25 и гл. 26 НК РФ налоговой преференции на развитие товарного производства потребовала исключения из числа налогоплательщиков — участников региональных инвестиционных проектов организаций, являющихся некоммерческими организациями, банками, страховыми организациями (страховщиками), негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, клиринговыми организациями.

Товарное производство предполагает наличие соответствующей промышленной инфраструктуры. Кроме того, перед приобретением статуса участника регионального инвестиционного проекта и получения рассматриваемой налоговой преференции налогоплательщик должен совершить действия, направленные на создание такой инфраструктуры. Данные обстоятельства послужили причиной включения в комментируемую статью следующих требований к таким налогоплательщикам: они должны иметь (1) в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) земельный участок (земельные участки), на котором (которых) планируется реализация регионального инвестиционного проекта, а также (2) разрешение на строительство в случае, если наличие такого разрешения является обязательным для реализации регионального инвестиционного проекта. Порядок и условия владения и пользования земельными участками определяются гражданским законодательством Российской Федерации, а также законодательством о земле. Выдача разрешения на строительство осуществляется в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство необходимо для строительства и реконструкции объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных в п. 17 указанной статьи, а именно: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 5) капитального ремонта объектов капитального строительства; 6) иных случаев, если в соответствии с градостроительным законодательством получение разрешения на строительство не требуется.

Налогоплательщик приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта со дня включения его в реестр участников региональных инвестиционных проектов. Содержанию таких реестров посвящена ст. 25.10 НК РФ (см. комментарий к ней), а порядку включения налогоплательщиков в реестр — ст. 25.11 НК РФ (см. комментарий к ней).

Читать еще:  Доходность инвестиционного проекта это

Статус участника регионального инвестиционного проекта (РИП)

Условия региональных инвестиционных проектов (РИП). Требования к проекту

Региональный инвестиционный проект (РИП) — инвестиционный проект, целью которого является производство товаров, при этом РИП не может быть направлен на добычу и/или переработку нефти, природного газа, производство подакцизных товаров и осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0%. Присвоение статуса участника РИП дает право на применение налоговых льгот.

Понятия и основные требования к РИП закреплены в Налоговом кодексе. Региональное законодательство может устанавливать дополнительные требования как к участникам, так и к проектам.

В соответствии с НК РФ (глава 3.3. НК РФ, глава 25 ст. 284.3 НК РФ) РИП должен удовлетворять ряду требований, в том числе:

1. Производство товаров в результате реализации РИП осуществляется:

  1. в одном или нескольких субъектах РФ, утвержденных в НК РФ (в т. ч. Республика Тыва, Забайкальский край, Магаданская область и пр., далее – поименованные регионы)
  2. в одном или нескольких субъектах РФ, имеющих соответствующую нормативно-правовую базу

Объем инвестиций

Срок осуществления инвестиций

≥ 50 млн руб. без НДС

в течение 3 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.

≥ 500 млн руб. без НДС

в течение 5 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

При этом законодатель предусматривает возможность сопоставления цены сделки с рыночной для определения объема вложений.

3. Каждый региональный проект реализуется единственным участником

Получение статуса участника РИП

Требования к участнику РИП

В соответствии с НК РФ, участником РИП может быть признана организация, соответствующая одному из двух перечней требований:

Таким образом, получение статуса участника РИП возможно как при включении в Реестр участников РИП, так и без него, но только для «депрессивных» регионов.

Получение статуса без включения в Реестр

Для получения статуса необходимо соблюдение следующих требований:

  • признана налоговая прибыль от реализации товаров в рамках РИП
  • выполнено требование к минимальному объему капитальных вложений
  • в налоговый орган направлено заявление о применении налоговой льготы с указанием объемов и сроков капитальных вложений, наименования производимых товаров

Заявление должно быть направлено не позднее даты предоставления налоговой декларации, в которой заявлены налоговые льготы по РИП. Организация считается получившей статус участника начиная с налогового периода, в котором одновременно соблюдены все перечисленные условия.

Включение в Реестр участников РИП

Документы для заявления

Для включения в реестр участников РИП организация направляет в уполномоченный орган заявление о включении в реестр с приложением следующих документов:

  • учредительные документы, удостоверенные в установленном порядке;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации организации в ЕГРЮЛ;
  • копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе;
  • инвестиционная декларация (с приложением инвестиционного проекта);
  • иные документы, подтверждающие соответствие требованиям к региональным инвестиционным проектам и/или их участникам, установленным настоящим Кодексом и/или законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Сроки рассмотрения

Налоговым кодексом предусмотрен следующий порядок рассмотрения заявлений организаций:

Включение организации в реестр производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение.

Внесение изменений в Реестр

В соответствии со ст. 25.12 НК РФ в сведения, содержащиеся в Реестре участников РИП, и в инвестиционную декларацию можно вносить изменения.

При этом должны соблюдаться следующие требования:

  • обосновывается необходимость изменений;
  • не изменяется цель РИП;
  • снижение общего объема финансирования не более чем на 10% от изначально заявленного;
  • не допускается изменение графика ежегодного объема инвестиций, если это приведет к невозможности реализации РИП с соблюдением установленных требований;
  • РИП должен продолжать соответствовать всем предъявляемым к нему требованиям (НК РФ и региональное законодательство).

Для внесения изменений необходимо направить заявления в произвольной форме и документы согласно перечню для включения организации в реестр.

Прекращение статуса участника РИП и последствия

Статус участника «реестрового» РИП прекращается на основании следующих причин:

  • Заявления участника РИП о прекращении статуса участника РИП — со дня, указанного в заявлении;
  • Вступившее в силу решение по результатам налоговой проверки, выявившей несоответствие РИП и/или его участника требованиям — со дня включения организации в реестр (для «внереестровых» РИП – с начала налогового периода, в котором выявлено несоответствие);
  • Внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что организация — участник РИП находится в процессе ликвидации, — со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
  • Прекращение деятельности участника РИП в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения к другому юридическому лицу или преобразования — со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
  • Вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании должника банкротом — со дня, следующего за днем вступления в законную силу такого решения.

Обратим внимание, что в случае прекращения статуса по решению налоговой проверки, для «реестровых» РИП пересчет налоговых обязательств производится с начала периода, когда участник РИП стал применять льготы, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет за весь период пользования льготными ставками. Дополнительно производится начисление и уплата пеней. В остальных случаях пересчет производится только если не было выполнено требование к объему капитальных вложений.

Налоговые льготы региональных инвестиционных проектов (РИП)

Налоговый кодекс предусматривает льготу по налогу на прибыль для участников РИП, а именно:

Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в федеральный бюджет:

  • для поименованных регионов – 0% на 10 лет;
  • для прочих регионов – 0% на срок применения пониженной ставки к уплате в региональный бюджет.

Ставка по налогу на прибыль, уплачиваемому в региональный бюджет:

  • для поименованных регионов — 0-10% в течение первых 5 лет, не менее 10% — в течение следующих 5 лет (устанавливается региональным законодательством);
  • для прочих регионов – до 10%, срок устанавливается региональным законодательством.

Законодатель учел, что инвестиционные проекты начинают приносить прибыль не сразу. Поэтому для поименованных регионов в Налоговом Кодексе предусмотрена отсрочка начала «отсчета» льготных лет – до первой налоговой прибыли, но не больше 3 лет для проектов от 50 млн и не больше 5 лет для проектов от 500 млн. Для прочих регионов все связанное со сроками устанавливается региональным законодательством.

Наиболее часто устанавливаемый регионами срок предполагает окончание действия налоговой льготы в период, когда сумма экономии по налогу на прибыль достигнет объема капитальных вложений. Однако некоторые регионы предполагают другой порядок определения: достижение суммы экономии по налогу на прибыль в размере 50% от объема капитальных вложений (Орловская область), включение в расчет экономии льготы по налогу на имущество (Московская область) или установление дополнительных ограничений – не более 5 лет (Мурманская область).

Отметим, что для контроля требования о процентном отношении суммы экономии к капитальным вложениям в налоговой декларации по налогу на прибыль предусмотрены поля специально для участников РИП – 350 и 351 строка.

Пример: Организация в рамках РИП осуществила капитальных вложений на 700 млн руб. Максимальная сумма экономии по налогу на прибыль, установленная региональным законодательством – 50% от суммы капвложений. Сумма экономии рассчитывается так:

налогооблагаемая база × базовая ставка (20%) — налогооблагаемая база × льготная ставка = сумма экономии

Таким образом, организация сможет применять льготную ставку до тех пор, пока сумма экономии не составит накопленным итогом 700*50% = 350 млн руб.

После достижения этой суммы право на применение льготы прекратится.

Налог на имущество для участников РИП

Налоговый кодекс не предусматривает льготы по налогу на имущество, однако субъекты РФ могут самостоятельно устанавливать их по общему правилу. Так, например, Удмуртская Республика освобождает от налога участников РИП на срок до 10 лет.

Введение региональным законодательством налоговой льготы по налогу на имущество для участников РИП видится логичным, так как инвестору не придется обращаться с одним и тем же инвестиционным проектом по различным направлениям мер господдержки (налоговые льготы по налогу на имущество для инвесторов широко распространены во многих регионах). Однако зачастую инвестиционное законодательство сформулировано таким образом, что организации приходится готовить два разных пакета документов – для льготы по налогу на прибыль в рамках РИП и для льготы по налогу на имущество.

Сроки применения налоговых льгот для участников РИП

Важным отличием РИП от других местных мер поддержки инвесторов заключается в том, что инструмент описан в НК РФ и на него не распространяется действие 302-ФЗ, ограничивающего возможные сроки применения льготы по налогу на прибыль 2022 годом, однако налогоплательщики, вложившие менее 500 млн руб., утратят льготу по налогу на прибыль 1 января 2027 года, а вложившее 500 млн руб. и более — 1 января 2029 года.

Текст подготовлен Инвестиционной группой «ПКР»

Налогообложение инвестиционных проектов в 2020 году

В 2014 году в Налоговом кодексе появилась новая категория налогоплательщиков – участники инвестиционных проектов. В статье расскажем про налогообложение инвестиционных проектов, рассмотрим основные положения.

Читать еще:  Вкладчики коммандитисты это

Понятие регионального инвестиционного проекта (РИП)

Региональный инвестиционный проект (РИП) это проект, основная цель которого заключается в производстве товаров при удовлетворении следующих условий:

  • товары по проекту производятся исключительно в одном, в нескольких из указанных субъектов РФ: Республики Бурятия, Саха, Тыва, Хакасия, Забайкальский край и др., перечисленные в НК РФ. При добыче полезных ископаемых, часть участка может быть расположена за пределами перечня субъектов;
  • производство РИП не направлено на добычу, переработку и транспортировку нефти, нефтепродуктов, газа, газового конденсата, а также подакцизного товара или другой деятельности, по которой ставка по налогу на прибыль применяется равной 0%;
  • все земельные участки, используемые в рамках РИП, не располагают зданиями и сооружениями, являющимися собственностью физлица или юрлица, не являющегося участником РИП (исключение составляют подъездные пути, трубопроводы и др. инфраструктура);
  • инвестиционная декларация должна подтверждать, что объем капвложений не менее: 50 млн.руб., при включении компании в состав участников РИП не более трех лет назад, либо 500 млн.руб., – не более пяти лет назад. Объем капвложений определяется в соответствии с ценами на товары, без учета НДС;
  • реализация проекта должна осуществляться только одним участником.

Региональное законодательство может устанавливать дополнительные требования к участникам РИП, а также изменять размер капвложений в сторону увеличения.

Кого можно признать участником РИП

Участником РИП может быть признана только российская организация, соответствующая требованиям:

  • организация прошла госрегистрацию в РФ;
  • у организации отсутствуют обособленные подразделения, находящиеся за пределами субъекта РФ, на котором осуществляется деятельность РИП;
  • организация находится на общей системе налогообложения;
  • не включена в консолидированную группу налогоплательщиков;
  • ранее не являлась участником РИП, не является участником другого РИП;
  • у организации имеется в собственности участок земли (либо заключен договор аренды земли до 01.01.2024 и дольше) под РИП;
  • получено разрешение на строительство, если это обязательное условие для данного РИП;
  • отсутствует статус резидента любой экономической зоны.

Выполнение перечисленных требований должно происходить постоянно, в течение всего срока, при котором организация планирует применение пониженной ставки налога на прибыль. Читайте также статью: → «Налоговый вычета за инвестиционный счет: расчет, как оформить».

Порядок получения статуса участника

Для того, чтобы организация была признана участником РИП, она должна представить в государственный орган соответствующего субъекта РФ заявление и определенный перечень требуемых документов, в числе которых также включена инвестиционная декларация.

Перечень государственных органов в субъектах РФ, осуществляющих регистрацию организацию в качестве участника РИП, приведен в Приложении 1 Письма ФНС №ГД-4-3/23489. Статус участника присваивается компании на основании решения одного из органов со дня включения компании в реестр участников.

На рассмотрение представленной заявки на статус участника уполномоченным органам отводится 30 (в некоторых субъектах РФ до 40) дней. По окончании данного срока принимается решение о включении организации в реестр участников, либо об отказе. При этом дата включения в реестр является 1 число месяца, следующего за месяцем принятия органами положительного решения.

Инвестиционная декларация организации

Основным документом, представляемым организацией для получения статуса участника РИП, является инвестиционная декларация. Она должна содержать сведения об организации (то есть наименование, ОРГН, ОКВЭД и др.), а также сведения о проекте, который она осуществляет, такие как:

  • цель проекта;
  • целевые индикаторы, то есть данные о планируемых объемах производства, количества планируемых рабочих мест, а также планируемый объем налоговых выплат;
  • объем финансирования;
  • затраты на приобретаемое имущество;
  • срок, планируемый для реализации проекта;
  • объем капвложений отдельно по каждому году;
  • источник финансирования проекта (кредитные средства, бюджетные и др.). Читайте также статью: → «Бухгалтерский учет в инвестиционных фондах в 2020 году».

Кого нельзя признать участником РИП?

Стать участником инвестиционного проекта не могут следующие организации:

  • некоммерческие;
  • банки;
  • страховые;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • клиринговые.

Потеря статуса участника

При наступлении одного из случаев, компания лишается статуса участника инвестиционного проекта:

  1. Собственное желание участника проекта. В этом случае компания подает заявление о прекращении проекта и с даты, указанной в заявлении, компания перестает быть участником РИП;
  2. По результату налоговой проверки. Если в ходе проверки налоговыми органами выявлены несоответствия в деятельности РИП, либо нарушены требования для участников РИП, компанию лишают статуса РИП с момента включения ее в реестр;
  3. При ликвидации организации. Статус участника организация лишается на следующий день с момента появлении записи в ЕГРЮЛ;
  4. Прекращение деятельности. При принятии решения о реорганизации фирмы в виде слияния, преобразования, разделения или присоединения, компания теряет статус РИП со следующего дня после внесения записи в ЕГРЮЛ;
  5. По решению суда. Признание организации участника РИП банкротом ведет к лишению статуса участника на следующий день, после вступления в силу решения суда.

Порядок применения льготной ставки

В течение 10 лет осуществления деятельности по РИП, компании участнику предусмотрены следующие налоговые льготы:

  • налог на прибыль в размере 0%;
  • снижение ставки налога на прибыль, вплоть до 0% в течение первых 5 лет и до 10% – последующие 5 лет. Читайте также статью: → «Льготы по налогу на прибыль организаций в 2020 году».

На нулевую ставку рассчитывать вправе компания-участник, если ее доход от осуществления деятельности РИП (реализации товаров) равен 90% и более всего дохода, учитываемого при определении базы налога на прибыль. При выполнении данного условия компания вправе применять ставку налога, равную нулю (нулевая) в течение 10 лет с того налогового периода, в котором данное условие было выполнено впервые.

В течение первых пяти лет, начиная с момента признания дохода соответствующим условиям, ставка налога не может быть выше 10%, а последующие пять лет менее 10%.

Если в инвестиционной декларации объем капвложений участника РИП, в течение трех лет с момента включения в состав участников, составил 50 млн. рублей или более, но при это м за этот же период им не было получено дохода от деятельности РИП, то сроки для применения пониженной налоговой ставки – пять лет и десять лет переносятся на четвертый налоговый период.

При указанных в инвестиционной декларации капвложений организации РИП в 500 млн. рублей в срок 5 лет с момента признания компании участником РИП, если организация за этот период не получала дохода от деятельности РИП, предусмотренные НК сроки пять лет и десять переносятся на шестой налоговый период. Те участники, у которых капложения составили 50 млн. рублей или более в течение 3-х лет с момента признании компании участником РИП, утрачивают право на налоговые льготы с 2027 года.

Для всех других участником РИП все льготы, предусмотренные по статье 284.3 НК применимы до 2028 года. Дата включения в реестр участников РИП значения при этом не имеет. Компании-участники РИП имеют право на осуществлении и иной деятельности, не имеющие отношение к РИП. Но на льготную ставку по налогу на прибыль рассчитывать они могут только тогда, когда доход от деятельности проекта составляет не менее 90% всех доходов, включаемых в базу по налогу на прибыль.

Таким образом, если компания занимается другими видами деятельности, не имеющими отношение к РИП, то налоговая база определяется в общей сумме по доходам от всех видов деятельности. Пропорционально устанавливается доход, получаемый от деятельности РИП, в соответствии с НК РФ.

Изменения в инвестиционной декларации

Компания предоставляется возможность вносить изменения в декларацию при необходимости, если они не повлекут за собой потерю статуса участника РИП. Все изменения, вносимые в инвестиционную декларацию, должны осуществляться на основании заявления участника специальными органами. В заявлении должна быть указана информация, обосновывающая необходимость данных изменения. Также существует перечень изменений, вносить которые в декларацию запрещено, это:

  • изменение цели проекта;
  • снижение финансирования более, чем на 10% от заявленного первоначально;
  • изменение графика ежегодных инвестиций, которые исключают возможность по реализации РИП по установленным требованиям.
  • при любых изменениях, при внесении которых проект не будет соответствовать требованиям.

Налоговая проверка участников РИП

Для такой категории налогоплательщиков как участники РИП, предусмотрены особые условия камеральных и выездных налоговых проверок. Камеральная проверка налоговых деклараций, в которых участниками были применены пониженные ставки, предполагает запрос документов и сведений, которые могут подтвердить соответствие представленных сведений требования, установленным для таких компаний

При выездной проверке, налоговики в первую очередь выявляют правильность расчета налога, его своевременную уплату, а также соответствие представленных показателей по реализации проекта заявленным законодательством требованиям. При осуществлении проверяющих мероприятий участников, которые осуществляли капвложения не более 5 лет с даты включения компании в реестр участников, налоговый орган не вправе запросить данные для проверки по периоду, предшествующему 5 лет с даты решения о проверке.

Данные бухгалтерского и налогового учета, которые применяются при исчислении налога на прибыль по льготной ставке, соответствующие предъявленным к участникам РИП требованиям должны храниться в течение 6 лет.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×