Томас роберт мальтус вклад в экономику - Журнал про Деньги
Finkurier.ru

Журнал про Деньги
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Томас роберт мальтус вклад в экономику

Экономическое учение Т. Мальтуса

Томас Роберт Мальтус (1766—1834) — видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории. Родился Т.Мальтус в сельской местности вблизи Лондона в семье помещика. Его отец был человеком образованным, водил знакомство с философами и экономистами своего времени, в том числе с Д.Юмом и другими. Как младшему сыну Т.Мальтусу по обычаю предназначалась духовная карьера. Поэтому не случайно, что, закончив колледж Кембриджского университета, он принял духовный сан и получил в сельском приходе место второго священника. Однако молодой Мальтус, всегда тяготевший к науке, с 1793 г. (в 27 лет) стал одновременно преподавать в колледже. При этом все свое свободное время он целиком посвящал исследованию захватившей его еще в юношеских беседах и дискуссиях с отцом проблемы взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями. Из основных этапов в биографии Т.Мальтуса немаловажно указать также на тот факт, что женился он довольно поздно, в 39 лет, и имел трех сыновей и одну дочь. В 1798 г. появилась анонимно опубликованная книга под названием «Опыт о законе народонаселения». Ее автором оказался неженатый молодой пастор — будущий ученый-экономист Т.Мальтус, вызвавший на себя неисчислимые нападки. Во многом по данной причине, а точнее, для улучшения своего произведения он в течение 1799—1802 гг. совершает путешествие по ряду государств Европы. И спустя 5 лет, на этот раз под своим именем, в 1803 г. выпускает второе издание этой книги (всего при его жизни вышло шесть изданий нарастающим раз за разом тиражом). Талант Т.Мальтуса как ученого-исследователя и преподавателя с более чем десятилетним стажем не остался незамеченным. В 1805 г. он принял предложенную ему кафедру профессора современной истории и политической экономии во вновь созданном колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника. Продолжая научные изыскания, в 1815 г. Т.Мальтус издал еще одно произведение. Им стала книга «Исследование о природе и возрастании земельной ренты». В данном сочинении Т.Мальтус, исходя из естественной природы ренты, пытался раскрыть механизм ее формирования и роста, обосновать значение этого вида доходов в реализации произведенного в обществе совокупного продукта. Однако окончательное суждение о ренте и некоторых других проблемах экономики он высказал позднее, в 1820 г. В тот год Т.Мальтус выпустил свой главный в творческом отношении труд «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчете на их практическое применение», который в теоретико-методологическом плане не имел существенных отличий от изданных тремя годами ранее знаменитых «Начал политической экономии» его друга Д.Рикардо.

Предмет изучения. Т.Мальтус, как и другие классики, основную задачу политической экономии видел в приумножении, благодаря прежде всего развитию сферы производства, материального богатства общества. Вместе с тем определенной особенностью его воззрений в этой связи явилась впервые предпринятая попытка увязать проблемы экономического роста и роста народонаселения, ибо до него в экономической науке считалось как бы «бесспорным», что в условиях либеральной экономики чем больше численность населения и темпы его роста, тем якобы благотворнее это скажется на развитии национального хозяйства, и наоборот.

Метод изучения.Своеобразие методологических принципов Т.Мальтуса очевидно из того, что он, безоговорочно принимая концепцию экономического либерализма, смог в то же время с научных позиций обосновать свое предвидение взаимосвязи темпов роста экономики и народонаселения. Ведь его теория народонаселения стала, как об этом признавали они сами, неотъемлемой частью методологической базы и Чарльза Дарвина, и Давида Рикардо, и многих других ученых с мировым именем. Причем с точки зрения новизны методологии ценность мальтусовской теории народонаселения состоит в том, что она позволяет получить важные аналитические выводы для выработки соответствующей национальной экономической политики по преодолению причин бедности, обусловленных простым соотношением темпа прироста населения и темпа прироста жизненных благ, определяемых так называемым прожиточным минимумом. Вот почему, по Мальтусу, пишет М.Блауг, всякая сознательная попытка усовершенствования человеческого общества с помощью социального законодательства (социальных реформ) будет сметена неодолимой людской массой, и поэтому каждому человеку необходимо заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Теория народонаселения.Эта теория, изложенная Т.Мальтусом в книге «Опыт о законе народонаселения», из краткого памфлета в первом издании во всех остальных представляла емкое исследование. В ее первых изданиях ход рассуждений Т.Мальтуса был направлен на доказательство того, что «все народы, об истории которых имеются достоверные данные, были столь плодовиты, что увеличение их численности оказалось бы стремительным и непрерывным, если бы оно не задерживалось либо нехваткой средств существования, либо. болезнями, войнами, убийствами новорожденных или, наконец, добровольным воздержанием». Но уже во втором и последующих изданиях, уточняет он, «Мальтус строит свое исследование на таком большом количестве и на столь тщательном подборе фактов, что он может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки; он смягчил и устранил многие «острые углы» своей прежней доктрины, хотя и не отказался (как мы предполагали в первых изданиях данного труда) от употребления выражения «в арифметической пропорции». Примечательно, что он стал на менее мрачную точку зрения относительно будущего рода человеческого и выразил надежду на возможность ограничения роста населения на основе соблюдения нравственных принципов и на то, что действия «болезней и бедности» — старых сдерживающих факторов — можно будет не до­пускать». В самом деле, центральная идея мальтусовской теории о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества в принципе верна и актуальна. Однако расчеты его, которые должны были с достоверностью подтвердить вытекающие из нее прогнозы, оказались, к счастью, нереальными. Ведь он пытался возвести в ранг закона положение о том, что при благоприятных условиях (если будут изжиты ставшие почти естественными и неотвратимыми в силу безудержного роста численности населения войны, болезни и нищета бедных слоев общества) население, увеличиваясь по принципу геометрической прогрессии, будет удваиваться каждые 20—25 лет, а производство пищи и других необходимых предметов существования, возрастая всего лишь по арифметической прогрессии, не сможет приумножаться аналогичными темпами. И тогда из-за перенаселения бедность может стать жалким уделом всего человечества. Как видим, биологическую способность человека к продолжению рода Т.Мальтус характеризует его природными инстинктами так же, как и у животных. Причем эта способность, полагает он, несмотря на постоянно действующие принудительные и предупредительные ограничения, превосходит физическую способность человека наращивать продовольственные ресурсы. Столь простые и не требующие дополнительных аргументов и фактов идеи стали истинной причиной многочисленных и неоднозначных откликов на теорию Т.Мальтуса. Наконец, следует обратить внимание на то обстоятельство, что не смотря на совершенно невероятный успех, который принесла Т.Мальтусу его теория народонаселения, не освобождает его от ошибок не только в упомянутых выше расчетах. Дело в том, что, по Мальтусу, невозможность увеличивать производство продовольствия объясняется не столько медленными техническими усовершенствованиями в сельском хозяйстве и ограниченностью ресурсов земли, а прежде всего надуманным и популярным в то время «законом убывающего плодородия почвы». Кроме того, использованная им американская статистика в пользу «геометрической прогрессии» роста численности населения более чем сомнительна, ибо не отражает разницу между числом иммигрантов в США и числом родившихся в этой стране. Но одновременно нельзя, по-видимому, забывать оговорку самого Т.Мальтуса о том, что, познакомившись с его трудом, «всякий читатель должен признать, что, несмотря на возможные ошибки, практическая цель, которую преследовал автор этого сочинения, состояла в улучшении участи и увеличении счастья низших классов общества».

Читать еще:  Бюджетное финансирование инвестиций

Теория стоимости и доходов.Выше уже отмечалось, что теория трех факторов Ж.Б.Сэя заняла важное место в теоретических воззрениях экономистов классиков XIX столетия. Это особенно очевидно из теории стоимости и доходов Т.Мальтуса. В частности, в основе стоимости, по Мальтусу, лежат издержки в процессе производства на труд, капитал и землю. Поэтому можно сказать, что отличие этой затратной теории стоимости от аналогичной теории последователей Смита— Рикардо заключается в признании в качестве источника стоимости наряду с трудом еще земли и капитала. Что касается теории доходов Т.Мальтуса, то и здесь его суждения созвучны с положениями Ж.Б.Сэя и даже Д. Рикардо. Так, в экономической литературе, как правило, отмечается, что экономисты классики постмануфактурного периода разделяли именно «железный закон заработной платы» Т.Мальтуса, вытекающий из его теории народонаселения и в соответствии с которым (законом) зарплата якобы не может расти, неизменно оставаясь на низком уровне. К сказанному добавим также, что Т.Мальтус фактически повторил Д.Рикардо в освещении теории прибыли. Последнюю оба автора представляли себе в качестве составной части цены. Причем по формулировке Т.Мальтуса для ее выявления из стоимости (цены) товара следует вычесть издержки в процессе производства на труд и капитал.

Теория воспроизводства. Личный вклад Т.Мальтуса в разработки классической политической экономии и концепции рыночных экономических отношений отнюдь не ограничивается выявлением взаимосвязи экономических процессов с природой или полемикой с Д.Рикардо, помогавшей обоим ученым вносить коррективы в свои теоретические и методологические позиции. Есть также важный аспект, в котором Т.Мальтус пошел дальше Д.Рикардо и других экономистов той поры и который делает ему большую честь в истории экономической мысли, это — его исследование проблем реализации совокупного общественного продукта, т.е. теория воспроизводства. Дело в том, что в соответствии с достигнутым к началу XIX в. «классической школой» уровнем экономической теории (особенно «благодаря» А.Смиту и Д.Рикардо) ключевой проблемой в экономике считалось накопление, обеспечивающее инвестирование дальнейшего роста производства. Возможные трудности в потреблении, т.е. реализации производимой товарной массы, вo внимание не принимались и оценивались как частное преходящее явление. И это несмотря на завершившийся к этому времени в развитых европейских странах промышленный переворот, который сопровождался и такими новыми социальными невзгодами, как разорение в конкурентной борьбе мелких собственников-предпринимателей и безработица. Т.Мальтус в «Принципах» выдвинул неожиданное в ту пору положение о недостижимости достаточного спроса и полной реализации производимого общественного продукта без посильного и столь же необходимого участия в этом наряду с производительными классами и «непроизводительных классов». Тем самым Т.Мальтус бросил вызов тем, кто допускал абсурдную мысль о паразитизме огромных масс людей, относимых к непроизводительным классам из-за их деятельности, скажем, в вооруженных силах (армии) или религиозных и административных учреждениях и т.п. По мнению Т.Мальтуса, чиновничество и другие непроизводительные слои общества представляют собой совокупность «третьих лиц», содействующих и созданию, и реализации общественного продукта. В частности, «по Мальтусу интересы земледельцев отнюдь не противоречат все­гда интересам остального общества — напротив, экономическое процветание зависит от процветания класса лендлордов». Т.Мальтус, как и Д.Рикардо, считает, что пределов для расши­рения производства не существует. А на вопрос о масштабах пере­производства отвечает так: «Вопрос о перепроизводстве состоит исключительно в том, может ли оно быть всеобщим, так же как и затрагивать отдельные сферы экономики, а не в том, может ли оно быть перманентным так же, как и временным». Следовательно, по Мальтусу в отличие от Рикардо возможны не только частные, но и общие кризисы. Но при этом оба они единодушны в том, что любые кризисы — явления временные, и в этом смысле доводы об их отступ­ничестве от постулатов «закона Сэя» исключаются.

4. Учение Томаса Мальтуса

4. Учение Томаса Мальтуса

Томас Мальтус (1766 – 1834) – английский экономист, один из ярых критиков закона Сэя, автор многих научных трудов – таких, как «Очерк о законе народонаселения» (1798), «Исследование о природе и возрастании ренты» (1815), «Принципы политической экономии, рассмотренные с точки зрения их применения» (1820).

По мнению Томаса Мальтуса, капитализм не сможет создать того спроса, который необходим для реализации того, что производится в стране. Проблема состоит в том, что производится больше товаров при все той же зарплате работников. Соответственно они не могут позволить себе приобрести больше, чем обычно. Он считал, что дело можно поправить, если кто-то будет покупать больше, например государственные служащие или аристократия.

В своей работе о законах народонаселения он объясняет, с чем связано изменение численности нации, хотя многие отрицали его теорию. Также он попытался объяснить, почему так много бедных людей. По его мнению, численность населения возрастает гораздо быстрее, чем люди осваивают новые земли для сельскохозяйственных работ, которые способны прокормить человечество.

К тому же Томас Мальтус считал, что земля, которая плодородна сейчас, не может быть таковой постоянно, а земли, которые осваивают вновь, не могут оставаться бесконечными и всегда пригодными для сельского хозяйства. Да и научные достижения современности не способны увеличить плодородие земель настолько, насколько это необходимо. По его мнению, это вызывает рост смертности (из-за голода и тяжелой работы за гроши) и уменьшение рождаемости (боязнь не прокормить несколько детей). Некоторые полагают, что его труд стал толчком к появлению в далеком будущем науки «о правильном планировании семьи». Хотя при этом другие считают его совершенным тираном, который ненавидел человечество вообще.

Читать еще:  Развитые и развивающиеся инвестиционные рынки

Как бы то ни было, Томас Мальтус оставил нам в наследие множество теорий, которые стали достоянием всего человечества и широко использовались очень многими экономистами и другими учеными.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

4. Социальная утопия Томаса Мора

4. Социальная утопия Томаса Мора Томас Мор (1478 – 1535) – английский мыслитель, политический и экономический деятель. Известен как автор эпиграмм, политических стихотворений, автобиографического произведения «Апология», «Диалога об угнетении против невзгод», произведения

2. Учение Франсуа Кенэ

2. Учение Франсуа Кенэ Франсуа Кенэ – придворный врач короля Франции Людовика XV, родился в бедной крестьянской семье в пригороде Версаля (это недалеко от Парижа). Для того чтобы стать врачом, он уехал из дома в 17 лет. Становясь старше и увеличивая свой достаток, он начал все

3. Учение Адама Смита

3. Учение Адама Смита Адам Смит (1723 – 1790) – шотландский экономист, которого прозвали отцом экономики благодаря его труду под названием «Исследование о природе богатства народов» (1776).Он является представителем английской классической школы политэкономии. Главная идея

4. Учение Давида Риккардо

4. Учение Давида Риккардо Давид Риккардо (1772 – 1823) – представитель английской классической школы, человек, не имеющий приличного по тем временам образования, который был профессиональным игроком на бирже, а также членом парламента. Это автор труда «Принципы политической

1. Учение Жана-Батиста Сэя

1. Учение Жана-Батиста Сэя Жан-Батист Сэй (Се) (1762 – 1832) – французский представитель классической школы, один из последователей Адама Смита. Родился в семье купца, очень много времени уделял своему самообразованию. Автор книги «Трактат политической экономии, или Простое

3. Учение Карла Менгера

3. Учение Карла Менгера Карл Менгер (1840 – 1921) – дворянин по происхождению, экономической теорией занялся в 1867 г., до этого занимался юриспруденцией. И все же это не помешало ему стать первым заведующим кафедрой экономической теории в университете Вены. Карл Менгер – один

Реферат ТЕОРИЯ МАЛЬТУСА И ПРОБЛЕМЫ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ

Реферат ТЕОРИЯ МАЛЬТУСА И ПРОБЛЕМЫ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ План1. Общие сведения. «Демографический взрыв».2. Теория Мальтуса:а) Несколько слов о Томасе Мальтусе.б) «Опыт о законе народонаселения».в) Мальтузианство сегодня.3. Теория демографического

3. Дурные предчувствия пастора Мальтуса и Давида Рикардо

3. Дурные предчувствия пастора Мальтуса и Давида Рикардо Помимо повсеместной нищеты, еще один вопрос беспрестанно беспокоил Англию на протяжении XVIII века: страна хотела знать численность своего населения. И понять такое желание было несложно. В то время как в

Реформы Томаса Грешэма

Реформы Томаса Грешэма Имя сэра Томаса Грешэма далеко не столь известно, как имя Елизаветы Тюдор. В стандартных экономических учебниках оно встречается обычно лишь раз. Так называемый «закон Грешэма» гласит, что плохая монета вытесняет из обращения хорошую. С действием

Жизнь и труды Мальтуса.

Жизнь и труды Мальтуса. Семья Мальтусовъ постоянно жила въ Суррейскомъ графств?, въ собственномъ небольшомъ им?ніи Рукери, расположенномъ въ красивой м?стности, по дорог? между Доркингомъ и Гильдфордомъ. Зд?сь, 14 февраля 1766 года, родился Томасъ-Робертъ Мальтусъ,

2. Экономические взгляды Т.Мальтуса

2. Экономические взгляды Т.Мальтуса Рассматривая экономические воззрения Рикардо, мы упомянули о влиянии, которое оказали на него взгляды Мальтуса. Справедливости ради надо отметить, что взгляды последнего до некоторой степени определили господствующую в течение

Томас Мальтус

Томас Роберт Мальтус (англ. Thomas Robert Malthus, своё среднее имя он обычно опускал; 1766—1834) — английский священник и учёный, демограф и экономист, автор теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле.

Томас Мальтус родился 13 февраля 1766 года в имении Рукери («Грачевник»), Доркинг (английское графство Суррей), близ города Гилдфорд, в состоятельной дворянской семье. Отец учёного, Дэниел Мальтус, был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо (с обоими он был лично знаком). В 1784 году Томас поступил в Джизус-колледж Оксфордского университета, где успешно изучал математику, риторику, латынь и греческий язык. После окончания колледжа некоторое время был в нем членом совета и адъюнкт-профессором. В 1788 году он был посвящён в духовный сан англиканской церкви, что в те времена не требовало даже формальной веры в бога. В 1796 он стал священником в городке Олбери (Суррей), в Англии тех лет это означало всего лишь государственную должность со скромной зарплатой и не особо обременительными обязанностями. В 1804 году Мальтус женился — в этом браке родилось трое детей. Мальтус скончался 23 декабря 1834 года и был похоронен в аббатстве города Бат. На протяжении всей своей жизни Мальтус жил очень скромно, чтобы не сказать бедно, но последовательно и принципиально отказывался как от высоких государственных должностей, которые ему предлагало правительство, так и от церковной карьеры, считая главным делом своей жизни научную работу. Он был избран одновременно членом Королевского общества и членом Французской Академии (честь, которой удостаивались немногие учёные), стал основателем Клуба Политической Экономии и одним из основателей Лондонского статистического общества.

Научные достижения

В 1798 году он опубликовал свою книгу «Опыт о законе народонаселения» («Essay on the Principle of Population»). Три основных тезиса «Опыта»:

  • Из-за биологической способности человека к продолжению рода его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов.
  • Народонаселение строго ограничено средствами существования.
  • Рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию или несчастьям (войны, эпидемии, голод).

Также Мальтус приходит к выводу, что народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования — в арифметической.

Минусы теории с современной точки зрения:

  • Мальтус использовал некорректную миграционную статистику (не учитывает эмигрантов).
  • Мальтус не принимает во внимание механизмы саморегуляции численности человечества, приводящие к демографическому переходу. Однако во времена Мальтуса это явление наблюдалось только в крупных городах, в которых проживало меньшинство населения, тогда как в настоящее время оно охватило целые континенты (в том числе все без исключения развитые страны).
  • Закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.
Читать еще:  Рублевые вклады выбираем лучший вариант

Вместе с тем, теория Мальтуса достаточно корректно описывает закономерности экономико-демографической динамики доиндустриальных обществ.

Идеи Мальтуса оказали мощное позитивное воздействие на развитие биологии, во-первых, через их влияние на Дарвина, а, во-вторых, через развитие на их основе математических моделей популяционной биологии, начиная с логистической модели Ферхюльста.

Применительно к человеческому обществу мнение Мальтуса о том, что сокращение численности населения ведет к увеличению среднего дохода на душу населения, повлекло за собой формирование в 1920-x теории оптимальной численности населения, при котором доход на душу населения максимален. Однако в настоящее время теория малоприменима в решении реальных социально-экономических задач, но хороша в аналитике, так как позволяет судить о недо- или перенаселении.

Современные последователи Мальтуса, неомальтузианцы, так говорят о современных малоразвитых странах: «Рождаемость в них высокая, как в аграрных странах, а смертность низкая, как в индустриальных из-за медицинской помощи более развитых стран». Считают, что прежде, чем помогать им, надо решить проблему контроля рождаемости.

В целом, теория Мальтуса продемонстрировала свою высокую объясняющую способность применительно к доиндустриальным обществам, хотя никто не ставит под сомнения того факта, что для эффективного использования её для объяснения динамики современных общества (даже в странах Третьего мира), она нуждается в самых серьёзных модификациях; впрочем, с другой стороны, теория Мальтуса продемонстрировала самую высокую способность адаптироваться к подобным модификациям и встраиваться в них.

Идеи Мальтуса были частично использованы Карлом Хаусхофером в его работах по геополитике и теории «жизненного пространства».

Теория народонаселения Мальтуса

Английский экономист Томас Мальтус, который по совместительству был священником, в 1798 г. опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения…». В своем научном труде ученый сделал попытку объяснить закономерности рождаемости, брачности, смертности, социально-демографической структуры населения мира с точки зрения биологических факторов. Идеи Мальтуса используются в других науках, в том числе в экономической теории и политической экономии. Теория, которая возникла на основе научных трудов и концепции исследователя, получила название мальтузианство.

Основные тезисы теории

Концепция народонаселения, разработанная Мальтусом, основывается не на социальных законах, а на биологических факторах. Главные положения теории ученого из Англии заключаются в следующем:

  • Количество населения нашей планеты растет в геометрической прогрессии.
  • Производство продуктов питания, денег, ресурсов, без которых невозможна жизнь людей, происходит в соответствии с принципами арифметической прогрессии.
  • Рост численности населения планеты напрямую связан с законами размножения, существующими в природе. Именно рост определяет уровень благосостояния общества.
  • Жизнедеятельность человеческого общества, его развитие, функционирование подчиняются законам природы.
  • Физические ресурсы человека необходимо использовать для того, чтобы увеличивать количество продовольствия.
  • В своем развитии и существовании жители Земли ограничены средствами существования.
  • Остановить рост численности населения на планете могут только война, голод, эпидемии, болезни.

Последний тезис Мальтус пытался развиваться дальше, утверждая, что перенаселения все равно не избежать. Голод и эпидемии, по утверждению ученого, не способны полноценно справиться с проблемами роста населения. Поэтому необходимо создавать дополнительные инструменты регуляции увеличения численности жителей на планете. В частности, предлагалось максимально регулировать рождаемость и регламентировать количество браков, игнорировать потребность пар в детях, создании собственных семей. На конец 18 – начало 19 вв. подобные заявления были довольно радикальными и не увязывались с декларируемыми семейными принципами в большинстве стран мира. Первоочередная проблема заключалась в том, чтобы ограничить количество детей, которые рождаются в семьях. Консервативные общества Англии, Франции, США, России не особо ограничивали число детей в создаваемых семьях. Но такой принцип был взят на вооружение правительством Китая в 1970-х гг., когда была провозглашена политика «один ребенок – одна семья». Такое контролированное планирование рождаемости только через 20 лет стало приносить результаты, но проявились диспропорции в половой структуре. Мальчиков рождалось больше, а девочек все меньше. Из-за этого мужчины не могли найти себе пару для создания семьи. С 2016 г. было разрешено иметь двое детей в одной семье, но не больше. Исключением являются случаи многоплодной беременности.

Что не учитывал Мальтус?

При разработке своей теории, ученый не учел много факторов, которые влияют на количественный и качественный показатели процесса народонаселения. К таким факторам относятся:

  • Неверные статистические данные, касающиеся миграционных процессов. В частности, во внимание совсем не принимались эмигранты, которые оказывали значительное влияние на миграцию.
  • Отбрасывались существующие механизмы саморегуляции количества жителей на планете Земля, которые позволяют осуществить демографический переход.
  • Закон, который характеризует убывание плодородия почвы
  • Уменьшение территории, которая возделывается, чтобы производить ресурсы и продовольствие. Например, в традиционных обществах собирателей и охотников площадь для поиска еды больше, чем у крестьянина, который обрабатывает огород.
  • Участие государства в процессе регулировании демографических процессов отбрасывалось. Ученый считал, что подобное вмешательство будет иметь негативные последствия, поскольку произойдет разрушение существующих механизмов саморегуляции.

Дальнейшее развитие взглядов Мальтуса

  • Был сделан акцент на демографических проблемах.
  • Была отброшена возможность того, что принятие социального законодательства способно контролировать рост численности населения.
  • Стали разрабатываться экономически-социальные доктрины, которые касались вопросов народонаселения.
  • В дальнейших работах Мальтус пытался дальше обосновать влияние демографических изменений на стабильность социального и общественного развития.
  • Ученый связывал и искал взаимозависимость природных и экономических факторов. Британский ученый считал, что народонаселение влияет на экономическую стабильность и равновесие общества, вызывая проблемы с ресурсами и их производством.
  • Мальтус соглашался с тем, что большое количество жителей – одно из условий общественного и экономического богатства. Но делал при этом акцент на то, что население должно быть качественным, здоровы и сильным по многим показателям. Получению трудоспособных жителей мешают желание воспроизводить род, рожать. Это природное желание идет вразрез с количеством еды, воды, ресурсов, которые есть в распоряжении человечества.
  • Главным механизмом саморегуляции является ограниченность средств и ресурсов. Если их количество будет расти, тогда и должна увеличиваться численность населения на планете.
  • Также Мальтус утверждал, что рост численности жителей на Земле вызывает развитие аморальности, снижается уровень моральности, появляются пороки, возникают ЧП и другие несчастья.

Эволюция теории

Выделяют классическую концепцию, делающей акцент на том, что все попытки преумножить средства для существования людей, закончатся провалом, поскольку потребители все равно будут появляться снова и снова; и неомальтузианства. Течение возникло в конце 1890-х гг., и было представлено союзами, обществами и различными лигами. Главными положения обновленной концепции Мальтуса были:

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector