Finkurier.ru

Журнал про Деньги
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Специальный инвестиционный контракт налоговые льготы

Специальный инвестиционный контракт налоговые льготы

13 августа 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ, который внес изменения в Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон о промышленной политике). С этой даты в РФ могут быть два вида специальных инвестконтрактов (далее – СПИК):

  • заключенные до 13.08.2019 по старым правилам в соответствии со ст. 16 Закона о промышленной политике;
  • заключенные с 13.08.2019 по новым правилам в соответствии с гл. 2.1 Закона о промышленной политике.

Основные отличия новых контрактов заключаются в следующем. С 13.08.2019 предметом СПИК является инвестпроект не просто по освоению производства той или иной промышленной продукции на территории РФ (континентальном шельфе РФ или в ее исключительной экономической зоне), а по запуску на основе современной технологии серийного производства промышленной продукции, конкурентоспособной на мировом уровне. При этом все публично-правовые образования (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) будут выступать стороной СПИК только совместно. Ранее это не было обязательным.

Льготы по налогу на прибыль для участников СПИК

Сегодня для целей налогообложения участники СПИК (инвесторы) приравниваются к участникам региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 25.9 НК РФ). Для участников СПИК могут действовать (п. 1.5 ст. 284, п. 1, пп. 3 п. 2, пп. 3 п. 3 ст. 284.3 НК РФ):

  • пониженная (в т.ч. нулевая) ставка по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в региональный бюджет, установленная законом субъекта РФ;
  • нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, которая применяется, только если субъект РФ установил для участников СПИК пониженную (в т.ч. нулевую) налоговую ставку. Сразу отметим, что такой порядок сохранится и в 2020 г.

При этом вышеуказанными нормами установлены существенные ограничения для применения пониженных ставок:

  • доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации инвестпроекта в рамках СПИК, должны составлять не менее 90% всех налогооблагаемых доходов (без учета доходов в виде положительной курсовой разницы);
  • льготные ставки действуют максимум до 2025 года включительно.

Однако с 01.01.2020 участники СПИК станут отдельной группой налогоплательщиков. Применение этими налогоплательщиками пониженных (в т.ч. нулевых) ставок (как по региональной, так и по федеральной части налога на прибыль) будет регулироваться новой статьей 284.9 НК РФ (п. 2, 3 ст. 1, п. 2-4 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ).

Так, для целей налогообложения налогоплательщиком – участником СПИК будет признаваться организация (сторона СПИК, заключенного в соответствии с Законом о промышленной политике), которая не применяет специальные налоговые режимы и не является:

  • участником консолидированной группы налогоплательщиков;
  • резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;
  • участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта;
  • участником свободной экономической зоны и (или) резидентом свободного порта Владивосток.

Новое в порядке определения налоговой базы

Участники СПИК, у которых доходы от реализации в рамках инвестпроекта не превышают 90% общей суммы облагаемых доходов, также смогут применять с 01.01.2020 льготные (в т.ч. нулевые) ставки по региональной и федеральной частям налога, но только в отношении прибыли от реализации инвестпроекта (при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по проекту и по остальной деятельности). Это, несомненно, увеличит число участников СПИК, использующих льготные ставки.

Налогоплательщики, у которых 90-процентный порог доходов превышен, смогут платить налог по пониженным ставкам:

  • либо в отношении всей налогооблагаемой прибыли (без ведения раздельного учета) – как сегодня;
  • либо только в отношении прибыли от реализации инвестпроекта (при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по проекту и по остальной деятельности).

При этом выбор между этими двумя способами определения налоговой базы инвестору необходимо сразу закрепить в учетной политике и нельзя менять в течение срока, на который заключен СПИК. Полагаем, такое ограничение не вполне удобно, поскольку столь точно спрогнозировать будущие доходы на годы вперед (а СПИК может действовать 10-20 лет) можно не всегда. Также не вполне ясно, какие последствия ожидают налогоплательщика, который выберет вариант без ведения раздельного учета, если доходы от реализации инвестпроекта впоследствии окажутся меньше 90% общей суммы облагаемых доходов. Следовательно, безопасным является способ определения налоговой базы только в отношении прибыли от реализации инвестпроекта с ведением раздельного учета.

Порядок определения налоговой базы только в отношении прибыли от реализации инвестпроекта с 01.01.2020 смогут применять те участники СПИК, которые заключили контракт (п. 4, 5 ст. 3 Федерального закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ):

  • со 02.09.2019 (со дня вступления в силу Федерального закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ);
  • с 01.01.2017 до 02.09.2019, если заключенный СПИК в качестве меры стимулирования предусматривает льготу по налогу на прибыль. Этот способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике до 01.01.2020.

Изменилось действие пониженных ставок налога во времени

С 1 января 2020 г. последним периодом применения льготных ставок предлагается считать не 2025 год, а отчетный (налоговый) период, в котором совокупный объем расходов и недополученных доходов бюджетов всех уровней (т.е. господдержка на реализацию конкретного инвестпроекта) превысит 50% объема капитальных вложений, предусмотренных СПИК. Методика расчета указанной господдержки в результате применения мер стимулирования в рамках проекта должна быть установлена Правительством РФ.

Однако пониженные региональные ставки по налогу на прибыль, установленные законами субъектов РФ для организаций, заключивших СПИК без участия РФ до 1 января 2019 г., действуют до налогового периода, в котором (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 02.08.2019 № 269-ФЗ):

  • действие СПИК прекращено;
  • СПИК расторгнут.

Введены случаи восстановления налога

С 01.01.2020 установлены случаи, когда сумма налога на прибыль, которая не была уплачена в связи с применением пониженных налоговых ставок при реализации инвестпроекта, подлежит исчислению и уплате в бюджет. Это:

  • расторжение СПИК по решению суда в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) организацией обязательств по контракту;
  • отказ РФ, субъекта РФ, муниципального образования от исполнения СПИК во внесудебном порядке на основании ч. 9 ст. 18.6 Закона о промышленной политике.

Исчисление налога производится без учета применения льготных ставок за весь период реализации проекта. Исчисленная сумма налога уплачивается в общеустановленные сроки по истечении отчетного или налогового периода, в котором специальный инвестиционный контракт был расторгнут. При этом пени не уплачиваются.

Полагаем, данный порядок применяется только при расторжении СПИК, заключенных с 13.08.2019 по новым правилам в соответствии с гл. 2.1 Закона о промышленной политике.

При расторжении СПИК, заключенного до 13.08.2019 по ранее действующим правилам, инвестор также должен компенсировать суммы налога на прибыль, но уже с уплатой пеней (ч. 8 ст. 16 Закона о промышленной политике, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.08.2019 № 290-ФЗ).

Налоговые льготы для участников специального инвестиционного контракта

23 мая 2016 года были законодательно закреплены налоговые льготы, предусмотренные в связи с новыми предписаниями по импортозамещению и локализации (Федеральный закон от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Наряду с понижением налоговых ставок для инвесторов в рамках специального инвестиционного контракта были также установлены и определенные налоговые гарантии.

Читать еще:  Организации с иностранными инвестициями это

В 2014 году был принят Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», который нацелен на создание конкурентоспособной отечественной промышленности и на стимулирование сотрудничества с инвесторами. В качестве мер стимулирования предусматриваются преимущества, предоставляемые произведенной в России промышленной продукции, при закупочных процедурах, которые реализуются с помощью установления определенных условий, запретов и ограничений для иностранных товаров и услуг (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Федеральным законом № 488-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» предусмотрена новая форма – специальный инвестиционный контракт (СПИК) – которая, прежде всего, нацелена на ускорение локализации производства в России. По условиям СПИК компания обязуется осуществлять определенную инвестиционную деятельность на территории РФ, а государство — поддерживать такую компанию и гарантировать сохранение стабильных условий деятельности. Некоторые запланированные меры (например, пониженные ставки налога) требовали внесения изменений в соответствующие законы, на имплементацию которых было указано и в Послании Президента Федеральному Собранию в 2015 году.

СПИК – краткая информация

Предусмотрены три вида договоров, т.е. три возможных предмета СПИК:

СПИК 1 о создании или модернизации производства промышленной продукции;

СПИК 2 о внедрении наилучших доступных технологий;

СПИК 3 об осваивании производства промышленной продукции, отнесенной к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов.

Срок и размер инвестиций:

Указанный инвестором срок выхода на проектную операционную прибыль (в соответствии с бизнес-планом), увеличенный на 5 лет;

Максимальный срок составляет 10 лет;

Минимальный размер инвестиций составляет 750 млн. рублей для СПИК, заключаемых на федеральном уровне. Субъекты, а также муниципальные образования могут устанавливать иной минимальный размер, а также отказ от такового или замену этого критерия любым другим (например, минимальное количество рабочих мест).

Наряду с упрощенным доступом к закупочным процедурам и гарантиями в отношении последующих законодательных изменений также предусмотрено предоставление налоговых льгот и гарантий в отношении неповышения совокупной налоговой нагрузки. Теперь необходимые изменения закреплены в Федеральном законе № 144-ФЗ.

Изменения в Налоговом кодексе

Для имплементации описанных выше налоговых мер были изменены части 1 и 2 Налогового кодекса, которые теперь предусматривают новую категорию налогоплательщика — участник специальных инвестиционных контрактов (УСПИК).

Налогоплательщиками — УСПИК признаются инвесторы, являющиеся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного с Российской Федерацией (от имени РФ действует определенный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти).

Статус налогоплательщика — УСПИК возникает со дня включения инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов, предусмотренный п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 488-ФЗ. С этого дня организация считается включенной в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0% и применяется при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90% всех доходов.

Указанная выше налоговая ставка (0% в федеральный бюджет) применяется в течение периода применения пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ.

Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ для налогоплательщиков — УСПИК может быть понижен до 0% начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и до окончания срока действия специального инвестиционного контракта, но не позднее 2025 года включительно. Предоставление иных налоговых льгот находится в ведении субъектов и муниципальных образований.

Так, в Пермском крае еще перед принятием Федерального закона № 144-ФЗ было изменено региональное законодательство и, таким образом, создана законодательная основа для мер стимулирования. Например, требование о минимальном размере инвестиций отсутствует, а вместо него закреплена обязанность создания не менее чем 250 рабочих мест. Обложение налогом на имущество организаций для основных средств, созданных в процессе реализации проекта, было понижено до 0%. Ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджеты субъектов РФ, установлена в размере 13,5%.

Налогоплательщики — УСПИК исчисляют налог на прибыль организаций в соответствии с Главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ с учетом особенностей, установленных ст. 288.2 НК РФ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных при реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

Налогоплательщики — УСПИК вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств со сроком полезного использования от 1 до 20 лет, произведенных в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта.

В соответствии с п. 4.1 ст. 5 НК РФ (в редакции Федерального закона № 144-ФЗ) положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие для налогоплательщиков — УСПИК налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов и ухудшающие положение указанных налогоплательщиков в части правоотношений, связанных с выполнением специального инвестиционного контракта, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:

— даты окончания срока действия специального инвестиционного контракта;

— даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта.

Более подробную информацию по этим вопросам Вы можете найти в наших Бюллетенях по импортозамещению и локализации, а также специальному инвестиционному контракту.

«Сколково», СПИК и налоговые льготы: три шикарных федеральных закона

Добрый день, коллеги.

В этой статье вы узнаете о том, как воспользоваться льготами, используя наш инновационный центр «Сколково» и закон «О промышленной политике в РФ». У меня в руках 2 федеральных закона, а именно:

Итак, коллеги, в части, касающейся №298-ФЗ и центра «Сколково»… В данном случае, для центра «Сколково» даются дополнительные преференции, и его полномочия очень сильно расширяются. Теперь «Сколково» сможет организовать свое территориальное подразделение в любой точке страны. И все территориальные ограничения, обязывающие участников проекта размещать исполнительный орган своей организации исключительно на территории центра «Сколково», теперь отменяются.

Теперь у нас вводится понятие «региональный оператор», под которым понимается российское юридическое лицо, с которым управляющая компания заключила соглашение о совместной деятельности. Теперь у нас снимаются все ограничения по направлениям деятельности, которым могут заниматься участники проекта центра «Сколково». Но, вместе с тем, теперь на участников проекта накладывается обязательство осуществлять не только исследовательскую деятельность в «Сколково» или под крышей «Сколково», но и коммерциализацию результатов, что, по моему мнению, правильно.

Ну и, коллеги, исключат вас из центра Сколково или из регионального центра… То есть вы можете, работая где угодно, принадлежать центру «Сколково», ровно до тех пор, пока ваша компания начнет выплачивать соответствующие дивиденды из прибыли. А не выплачиваешь, и продолжай спокойно работать.

Читать еще:  В состоянии инвестиционной ловушки

Ну, а дальше центру «Сколково» дали возможность использовать землю, как угодно. А именно:

  1. утверждать правила благоустройства территории центра,
  2. присваивать наименования улицам,
  3. создавать условия для обеспечения населения услугами связи, общепит, торговли и прочее…

Что об этом думаю я? За неимением лучшего, конечно же, закон хорош. Но с другой стороны, ребят, в данном случае происходит дробление экономики. У нас на территории РФ столько создано различных зон, что скоро вообще экономикой невозможно будет управлять. И это создает слишком большие диспропорции и неравные условия для ведения бизнеса обычным бизнесменам.

Ведь что делает сейчас государство? Государство эти деньги сначала у вас забирает путем налогообложения, а потом распределяет в виде преференций, льгот, финансирования, субсидирования… Мое мнение: лучше бы снизили налоги и сделали единые правила игры для всех. И превратили бы Российскую Федерацию в процветающую страну, где бы инновационные технологии могли развиваться. Но с другой стороны, коллеги, за неимением лучшего попробуйте применить это на практике и получите какие-то преференции. Ибо пусть лучше уж будет этот федеральный закон, чем не будет ничего.

И второй федеральный закон №290-ФЗ. Тут, опять же, упоминается «Сколково». И тут вносятся изменения в порядок использования и заключения так называемых специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Я консультировал бизнесменов, которые воспользовались этой функцией, подписали соответствующие специальные инвестиционные контракты. Тема очень даже хорошая с точки зрения экономии на налогах.

«По специальному инвестиционному контракту одна сторона — инвестор в предусмотренный этим контрактом срок обязуется реализовать инвестиционный проект по внедрению или разработке и внедрению технологии, указанной в частях 2, 3 настоящей статьи, в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии на территории Российской Федерации». Ну, и дальше идет порядок отбора, порядок заключения этого специального инвестиционного контракта, порядок оценки ваших предложений инновационным центром «Сколково» и прочее. Очень хороший закон, коллеги.

А если еще взять в руки третий закон, я вам назвал два пока, а именно, №269-ФЗ тоже от 2 августа 2019 года. Тем, кто подписывает соответствующий СПИК, еще даются льготы по налогам. Для налогоплательщиков – участников СПИК, ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%, может устанавливаться пониженная ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ.

Участники СПИК еще вправе применять льготные ставки «ко всей налоговой базе, определяемой в соответствии с настоящей главой, в случае, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу…». Отлично.

Также участники СПИК могут применять льготные ставки к налоговой базе от деятельности, связанной с реализацией СПИК при условии ведения раздельного учета. В этом случае соблюдение указанного выше условия о доле дохода не требуется. В общем, довольно много льгот им дают.

Общий вывод следующий: это работающая тема, используйте ее. Я имею в виду все эти 3 федеральных закона. Я консультировал клиентов, которые используют данные договоры. И они очень довольны. Они говорят, шикарная тема, шикарно работает. В частности, один из бизнесменов создал новое юридическое лицо, подписал этот договор, взял на себя обязательство вложить довольно крупную сумму, плюс часть денег он привлек в этот новый проект, подписал соответствующий договор с уполномоченными органами власти и спокойно пользуется всеми льготами, которые предоставляют эти федеральные законы.

Я тут себе пометил, я эти два федеральных закона. Буду еще над ними работать, а именно, я хочу разработать алгоритм вхождения в эту льготу. Алгоритм вхождения в эту систему СПИК.

Спасибо депутатам за эти законы. Спасибо Путину, который эти законы подписал. Еще раз, по мне, мир не черно-белый, мир цветной. И там, где наши чиновники в муках рожают что-то хорошее, давайте их за это будем хвалить.

Но в то же самое время, по моему мнению, лучше бы эти хорошие условия были созданы для всей страны в целом, чтобы налоговое бремя было снижено, чтобы были созданы равные правила игры. Например, чтобы ставка НДС была 10% для всех, и не было никакой нулевой ставки, никаких льгот, и ставки 20%. По мне, вот я за равные правила игры для всех. Вместе с тем, законы хорошие, используйте, применяйте. А так, ребята, все подробности по оптимизации налогов я рассказываю на своих семинарах. Ближайший посмотрите под этим роликом. Приходите, там вы получите огромное количество данных.

Как изменятся налоговые льготы в СПИК 2.0

В рамках новых специнвестконтрактов (СПИК 2.0) инвесторы смогут претендовать на ряд налоговых льгот. Среди региональных налогов это обнуление ставки налога на прибыль, снижение налогов на землю, имущество и транспорт, среди федеральных — только ставки налога на прибыль.

Подход к обнулению ставки налога на прибыль, как и ранее, предполагает, что претендовать на это инвестор может только в случае, если более 90% доходов — от предмета СПИК. При этом добавляется и новый вариант, предполагающий раздельный учет доходов от продукции в рамках СПИК (к ней будет применяться обнуление ставки) и остальной деятельности компании. Выбрать вариант инвесторам разрешается только один раз. Срок получения льгот по налогу на прибыль теперь не ограничен 2025 годом. При этом одновременно изменения, за исключением проектов в отдельных субъектах РФ, закрывают доступ обнулению ставки для региональных инвестпроектов, оставляя лишь возможность снизить ее до 10%. То есть фактически любые региональные проекты теперь необходимо будет оформлять как СПИК 2.0, чтобы претендовать на такую льготу.

Как рассказывают источники “Ъ” в автопроме, претендовать на льготу по налогу на прибыль сейчас фактически невозможно из-за ограничения, что доходы от реализации СПИК должны составлять не менее 90% от общих: дело в том, что большинство проектов направлены не на создание новых, а на модернизацию или расширение старых производств.

Вопрос раздельного учета налоговой базы должен позволить допустить к праву на льготу инвесторов, которые не создают новые производства в рамках СПИК, поясняет партнер Taxology Алексей Артюх, хотя формально и ранее не было запретов считать, что продукция, производимая в рамках проекта по модернизации, считается результатом инвестиций, этой возможностью никто не пользовался. В целом льгота по налогу на прибыль существенна для компаний, тем более с учетом отмены ограничения по сроку ее получения, продолжает он, потому как проекты по созданию производств по СПИК могли даже не выйти на прибыль к установленному сейчас на 2024 год сроку конца предоставления льготы.

В части раздельного учета собеседники “Ъ” все равно видят ряд сложностей, в том числе риски разногласий с налоговыми органами, а также высокой трудоемкости такого учета для организаций с большим количеством технологических переделов.

В целом предполагается, что СПИК 2.0 будет «общим» преференциальным режимом для инвесторов, которые не готовы вести раздельный учет производства, на которое распространяются льготы, и остальных. Согласие же на такое разделение дает им возможность претендовать на заключение более мощного инструмента господдержки — соглашений о защите и поощрении капвложений. Этот режим, в отличие от СПИК, предполагает более широкое использование стабилизационных оговорок и инфраструктурной поддержки производств, но потребует раскрытия перед Минфином детализированных данных об использовании льгот и бюджетных средств в таких проектах.

Читать еще:  Справка для фмс о вкладе

Госдума одобрила новые льготы для привлечения крупных инвестиций

Участникам специальных инвестиционных контрактов (СПИК) предложат новые возможности и преференции. Усовершенствованную модель привлечения инвестиций, известную как СПИК 2.0, утвердила во вторник в первом чтении Госдума.

Механизм СПИК действует с 2015 года. В обмен на льготы компания обязуется модернизировать или построить производство с нуля. В рамках СПИК с 2015 года заключено 33 договора на общую сумму 434 млрд руб., отмечается в материалах комитета по бюджету и налогам Госдумы. Из них восемь — в энергетическом машиностроении, семь — в автопроме, шесть — в фармацевтике, пять — в химической промышленности, четыре — в нефтегазовом машиностроении, три — в металлургии и по два в сельскохозяйственном машиностроении, станкостроении, авиационной и медицинской промышленности, производстве насосного оборудования.

В июле 2018 года правительство приостановило подписание новых специнвестконтрактов до усовершенствования инструмента. В ноябре вице-премьер Дмитрий Козак снял мораторий на рассмотрение двух из четырех замороженных заявок на СПИК в автопроме.

В чем заключаются изменения

Задача нового механизма — сделать СПИК более востребованным и увеличить инвестиции. Новшества прописаны в трех внесенных правительством законопроектах: поправках в закон «О промышленной политике в России», Бюджетный и Налоговый кодексы. Они предполагают серьезную трансформацию механизма СПИК:

  • Расширятся сферы для заключения специнвестконтрактов. Кроме сугубо промышленных проектов льготы получат проекты в сельском хозяйстве, энергетике и т.д.
  • Сторонами СПИК станут не только федеральные, но и региональные, и муниципальные власти — с ними будет согласовано место размещения производства. «Вовлечение муниципалитета призвано устранить элементы саботажа: муниципалитет фиксирует свои обязательства на момент подписания СПИК, и конфликтные ситуации мы проходим до реализации СПИК, — пояснил в докладе перед депутатами Госдумы заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков. — Упреждающее решение конфликтных ситуаций будет на пользу инвестиционной активности региона».
  • Срок действия контрактов продлят до 15 лет для проектов с инвестициями до 50 млрд руб. и до 20 лет — выше 50 млрд руб. Ранее СПИК действовал до десяти лет.
  • Будет отменено требование о минимальном объеме инвестиций. Сейчас участники СПИК обязаны вложить в проект не менее 750 млн руб.
  • Льгота по налогу на прибыль будет действовать весь срок реализации проекта, а не до 2025 года, как сейчас.
  • Нулевая ставка по налогу на прибыль будет применяться на все доходы от проекта в рамках СПИК. Сейчас инвестор может претендовать на нулевую ставку, если получает более 90% доходов от предмета СПИК.
  • Появится возможность раздельного налогового учета доходов и расходов деятельности в рамках СПИК.
  • Объем государственной поддержки будет ограничен: теперь налоговые и неналоговые вложения из бюджета не превысят 50% от вложений инвестора в СПИК. Ранее этого ограничения не было. «Это ограничение необходимо для обеспечения бюджетной эффективности механизма, своего рода предохранительный клапан, — отметил директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко. — Государство не должно тратить из бюджета больше, чем сам инвестор. Такое ограничение не должно оттолкнуть потенциальных инвесторов, поскольку экономия 50% за счет субсидий или налоговых льгот — это и так крайне привлекательные условия, которые позволяют сократить срок окупаемости проекта до нескольких раз».

Налоговый режим усовершенствуют

Главное новшество СПИК 2.0 — отмена ограничения действия льготы по налогу на прибыль. Налог обнулят на весь срок проекта, а не до 2025 года. «Самое время отменить это ограничение, — уверен партнер Taxology Алексей Артюх. — При лимите до 2025 года большинство участников СПИК смогут воспользоваться льготой лишь два-три года, потому что новые предприятия выйдут на окупаемость лишь через несколько лет».

Другое важное изменение — возможность раздельного налогового учета деятельности в рамках СПИК. «Это снимает вопросы процентных доходов и непрофильных доходов не от СПИК», — отметил Артюх.

Возможность раздельного налогового учета наиболее существенна для региональных проектов, большинство из которых направлено на модернизацию существующего производства, в то время как федеральные — на строительство нового, объясняет эксперт. «Например, у завода при реконструкции одной из линий в рамках СПИК появится возможность раздельного учета производства на этой линии», — пояснил Артюх.

К льготам не допустят без конкурса

А вот требования к инвесторам станут более жесткими. Желающим заключить СПИК предстоит конкурсный отбор. Если проект связан с технологиями военного, специального или двойного назначения, конкурс будет закрытым.

Это наиболее спорное новшество, считает управляющий партнер Vegas Lex Александр Ситников. «Условия отбора станут полем для дискуссий. Хотя с точки зрения государства совершенно разумно определять приоритеты инвестиционной политики и создавать преимущества для одних проектов перед другими», — отметил Ситников.

Требование внедрять высокие технологии

Заключить специальный инвестиционный контракт смогут только компании, разрабатывающие или внедряющие инновации. Технология должна быть включена в перечень правительства во время подачи инвестором заявки на заключение СПИК.

«Изменится сам фокус специальных инвестиционных контрактов. Если раньше в приоритете были инвестиции и создание нового промышленного производства, то теперь к этим приоритетам добавился трансферт технологий. Участник СПИК должен разработать технологию или приобрести права на иностранную технологию в том объеме, чтобы на ее основе иметь право создать новую и в дальнейшем производить уникальный продукт или товар с высоким экспортным потенциалом», — объяснила РБК директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан. У производителей будет возможность инициировать включение технологий в правительственный список, замечает эксперт.

Привлекут ли новые возможности больше инвесторов

Пока сложно оценить, насколько новшества повысят интерес инвесторов к СПИК, считает партнер налоговой практики KPMG Нина Гулис. «Бизнесу предстоит адаптироваться к новым требованиям: конкурсному отбору и обязанности локализовать технологию в России — эти дополнительные процедуры удлинят срок согласования инвестпроектов», — отмечает эксперт.

Управляющий партнер Vegas Lex Александр Ситников ожидает роста популярности СПИК. «В первой редакции СПИК не гарантировал ничего, кроме заморозки регуляторных изменений. В обмен на неизменность законодательства участник СПИК брал на себя обязательства не только проинвестировать, но и обеспечить определенный объем выпуска продукции на своем предприятии. И даже когда СПИК практически ничего не предоставлял, мера была востребована, и инвесторы достаточно активно ее использовали», — подчеркивает Ситников.

Однако поправки не учитывают пожелания бизнеса упростить таможенное регулирование, отмечает Анна Дупан. Предприниматели высказывали пожелания снизить таможенные пошлины, снять ряд ограничений в рамках ВТО и Таможенного союза. «Однако эта тема осталась за бортом, баланс интересов бизнеса и государства найти не удалось», — констатирует она.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×