Finkurier.ru

Журнал про Деньги
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль налогов в экономической безопасности государства

Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности государства

Налогиобязательные сборы, взимаемые государством с экономических агентов.

Налоги являются неотъемлемым признаком, монопольным правом и необходимым условием существования государства, элементом независимости и суверенитета.

Функции налогов:

а) фискальная,означающая, что из налоговых поступлений происходит финансирование государственных расходов для создания общественных благ, поставляемых государством;

б) регулирующая,суть которой заключается в фактическом перераспределении государством национального дохода, посредством которого увеличивается или сокращается платежеспособный спрос отдельных групп экономических агентов, усиливаются илиослабляются стимулы к накоплению капитала, оказывается влияние на уровень экономической активности в стране и темпы экономического роста.

Налоги являются важной составляющей экономической безопасности, поскольку обеспечивают все уровни экономиче­ской системы финансовыми ресурсами позволяющими обеспечить состояние защищенности экономики

Так в нашей стране в настоящее время более половины доходов государственного бюджета обеспечивается за счет налоговых поступлений.

Значение налоговой политики в экономической безопасности определяется сущностью налогов, возникновение которых неразрывно связано с появлением государства и необходимостью формирования финансовых фондов для выполнения государством функций, важнейшей из которых исторически является обеспечение безопасности страны.

На ранних этапах становления и развития государства его безопасность рассматривалась, прежде всего, как способность отражать внешние угрозы (военное нападение со стороны других государств). Соответственно роль налогов наиболее отчетливо проявлялась в формировании финансовых фондов, за счет которых эта безопасность обеспечивалась.

Налоговая (фискальная) политикасовокупность меропри­ятий, выполняемых государством в процессе формирования доходной части государственного бюджета.

Налоговая политика в современных условиях российской действительности выступает важным объектом осуществления необходимых экономических преобразований.

Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории Российской Федерации является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление — Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством методов:

Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на по­знании и использовании объективных закономерностей ее развития.

Информирование (пропаганда) — деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.п.

Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просвети­тельской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.

Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и нало­говыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обя­занностей положений законодательства о налогах и сборах, примене­ние которых на практике вызывает у них затруднения.

Льготирование — деятельность финансовых органов по предостав­лению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.

Контролирование представляет собой деятельность налоговых ор­ганов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.

Принуждение есть деятельность налоговых органов по принуди­тельному исполнению налоговых обязанностей посредством примене­ния в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыска­ния и других санкций.

До недавнего времени при проведении налоговой политики налого­выми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения, теперь же достаточно активно осу­ществляется информирование, консультирование и воспитание насе­ления. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков.

Роль налоговой политики в обеспечении экономической безопасности определяется тем, что она является фактором обеспечения экономической безопасности, способствующим такому состоянию экономической системы, при которой создаются условия для социально-экономической стабильности общества, государства, регионов, предприятий и граждан.

Налоговая политика в обеспечении экономической безопасности выступает как:

ресурс в руках государственной власти;

инструмент влияния на социально-экономические процессы;

фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий.

Следовательно, налоговая политика представляет собой с одной стороны, ресурсы и инструмент обеспечения экономической безопасности, и фактор риска и зависимости государства от налогоплательщиков — с другой.

Как ресурсный фактор налоги могут оборачиваться для государства и средством обеспечения безопасности (рост налогового потенциала), и фактором усиления угроз и рисков (утрата налогового потенциала в силу объективных и субъективных причин).

Значение налоговой политики как фактора экономической безопасности определяются конкретными условиями, спецификой этапа экономического развития государства, характера экономической политики, осуществляемой государством и стабильно­стью государственной власти.

В современных условиях резко возросло значение стимулирующей функции налоговой политики, реализуемой как посредством либерального налогообложения (понижения общего уровня налогов на предприятия реального сектора), так и посредством системы налоговых льгот и финансовых преференций, стимулирующих развитие приоритетных отраслей и видов экономической деятельности или создающих приемлемые финансовые условия для отдельных секторов экономики, которые по объективным причинам находятся в неблагоприятных обстоятельствах.

Таким образом, от продуманности и адекватности налоговой политики существующим экономическим условиям зависит эффективность деятельности основных элементов экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. Поэтому в российских условиях налоговая политика стала важнейшим инструментом обеспечения экономической безопасности.

Роль налоговой системы в экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической безопасности. Исходя из содержания экономической безопасности, налоговая политика — фактор «такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз» (см. Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608).

Читать еще:  Инвестиционный налоговый кредит пример

Налоговая политика, выступая фактором экономической безопасности, должна способствовать обеспечению такого развития экономики, при котором создавались бы необходимые финансовые условия для социально-экономической стабильности и развития государства и каждого региона, сохранения целостности и единства финансовой системы, успешного противостояния внутренним и внешним угрозам России.

Поэтому обеспечение экономической безопасности государства применительно к налоговой политике означает, что объем налоговых поступлений в бюджете государства должен быть достаточным для полноценного выполнения государством функций.

Налоги в качестве ресурсного фактора могут оборачиваться для государства, как средством обеспечения безопасности, так и причиной усиления угроз и рисков (сокращение налогового потенциала или нарастание борьбы за налоговую базу между центром и регионами).

Роль налоговой безопасности в системе национальной и экономической безопасности

В условиях рыночной экономики роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство.

Налоги — главный источник финансовых ресурсов, централизуемых государством для общественно необходимых и законодательно установленных потребностей. Предоставление государством общественных благ и услуг членам общества, связанных с созданием новых рабочих мест и поддержанием общей занятости, социальным обеспечением и социальной защитой, образованием и здравоохранением, охраной природной среды и безопасностью, их количество и качество практически всецело зависят от масштабов налогового потенциала страны, эффективности, устойчивости и справедливости налоговой системы.

С налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только всего общества и государства, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций.

Обеспечение экономической безопасности государства применительно к налоговым отношениям означает, что объем налоговых поступлений, аккумулируемых в бюджетной системе государства, с одной стороны, должен быть достаточным для полноценного выполнения государством его функций.

С другой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности реального сектора, т.е. способствовать осуществлению простого и расширенного воспроизводства на технико-технологической основе, соответствующей мировым стандартам и тенденциям.

В современных условиях резко возросло значение стимулирующей функции налогов , реализуемой как посредством либерального налогообложения (понижения общего уровня налогов на предприятия реального сектора), так и посредством системы налоговых льгот и финансовых преференций, стимулирующих развитие приоритетных отраслей и видов экономической деятельности или создающих приемлемые финансовые условия для отдельных секторов экономики, которые по объективным причинам находятся в неблагоприятных обстоятельствах.

Роль налоговой системы в экономической безопасности определяется общими принципами, критериями и показателями экономической, в том числе финансовой, безопасности. Исходя из содержания экономической безопасности, налоги и налоговая политика — факторы такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Налоговая система, выступая одновременно и фактором финансовой безопасности, должна способствовать обеспечению такого развития экономики, при котором создавались бы необходимые финансовые условия для социально-экономической стабильности и развития государства и каждого региона, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютную системы), успешного противостояния внутренним и внешним угрозам России и ее регионам (субъектам Федерации).

Таким образом, налоговая система включена в систему экономической и финансовой безопасности как

    1. ресурсный фактор , находящийся в руках государства;
    2. инструмент воздействия на экономические и социальные процессы;
    3. фактор обратной связи и зависимости государства от налогоплательщиков и территорий.

Роль налогов как фактора экономической безопасности зависит от конкретной ситуации, особенностей социально-экономического развития страны, которое она переживает, характера проводимой экономической политики, стабильности государственной власти.

Кризисное состояние государства и экономики, ошибки в экономической политике и общая слабость системы государственного управления с неизбежностью ведут к кризису налоговой системы, превращая ее в реальную или потенциальную угрозу государству, политическому строю и органам власти, лишая их дееспособности и финансовых ресурсов.

НАЛОГИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

студент, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, факультет экономики и управления

Россия, г. Саратов

студент, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, факультет экономики и управления

Россия, г. Саратов

канд. экон. наук, профессор, Факультет экономики и управления, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина,

Россия, г. Саратов

Возникновение налогов неразрывно связано с возникновением и развитием государства, для его развития, ему необходимы ресурсы, для этого были созданы налоги. Налог является одним из источников формирования государственных доходов. Сущность налогов менялась в зависимости от того как развивалось государство, это зависело от роста и потребностей государства. Таким образом, налог эволюционировал от простого платежа, имевший функцию случайного дохода государства, до основного финансового дохода государства. По данным Минфина на 2018 год, в первом полугодии в федеральный бюджет поступило 6,6 трлн руб. доходов. Из них налогов — 3,6 трлн руб., таможенных сборов — 2,3 трлн руб. Что составляет примерно около 40 % налоговых доходов в Федеральный бюджет страны.

На сегодняшний день определение налога трактуется по-разному. Налоги являются правовой, экономической и финансовой категорией. Поэтому встречаются различные определения налогов. В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается «обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взымаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». [1]

Сама по себе, экономическая фикция налога отличается от других видов финансовых платежей. Налогам присущи следующие отличительные (специфические) черты:

— использование налогов на выполнение публичных функций государства;

— индивидуально безвозмездный характер.

Для рыночного хозяйства, важной экономической категорией, является налог. В процессе своей деятельности, субъекты рыночной экономики создают продукт, доход, который и формирует валовый внутренний продукт (ВВП). Уплачивая налог, хозяйствующий субъект передает часть своего дохода государству, из чего, впоследствии, и формируются доходы в бюджет страны. При помощи налогов формируется, устанавливается взаимосвязь между государством, физическими и юридическими лицами.

Читать еще:  Вклад макса вебера в менеджмент

От правильности осуществления на практике, налоговой системы, в существующих экономических условиях страны, зависит эффективность работы хозяйствующих субъектов экономики, а также развитие предпринимательства и удовлетворение потребностей государства. Исходя из этого, логично было бы сказать, что на данном этапе развития страны, налоги и налоговая политика стала важнейшим объектом для реформирования. Налоговая политика, прежде всего, влияет на экономику государства, а правильное осуществление налоговой политики формирует экономическую безопасность страны. Значимость налогов для государства и формирования финансово-экономической безопасности состоит в самой структуре налогов. Налоги непрерывно связаны с формированием финансовых фондов, от которых, в свою очередь, и зависит осуществление государственных функций. Если рассматривать древнее государство, то главной функцией является обеспечение защиты, способность отражать внешние угрозы. Соответственно, формирование государством финансовых фондов, значит обеспечить содержание вооруженной силы страны.

На данный момент характер и вид угроз изменились, но роль налогов, участвующие в формировании финансовых фондов, осталась прежней, и более того, она усилилась. Нельзя сказать, что структура налоговой системы остается прежней, она просто перетекает из одного состояния в другое, как например, фискальная функция налоговой системы, аккумулирующая денежные средства в бюджете, для финансирования государственных расходов, направляемых на обеспечение безопасности государства. Но понятие безопасности можно трактовать по-разному. Его можно отнести к таким понятиям, как экономическая, финансовая, социальная, продовольственная, региональная безопасность. Из этого следует вывод, что фискальная политика должна рассматриваться намного шире, нежели, просто как одна из функций налоговой системы.

В современных экономических условиях, роль налогов и налоговой системы возрастает в разы, ведь это один из рычагов регулирования экономики. Обеспечение государством необходимые блага и услуги, по созданию и развитию, финансированию новых видов деятельности, для поднятия занятости и предоставления рабочих мест населению, а также обеспечение безопасности, предоставление правовой, медицинской и социальной защитой, все это зависит от масштабов налогового потенциала страны, а также адекватность налоговой политики. Налоговая система и налоговая политика, все это непрерывно связано, не только между интересами государства, но и между интересами граждан, предприятий, а также мелких предпринимателей. А также самым важным, для стабильного равновесия экономических отношений внутри государства, является экономическая безопасность. Это значит, что в налоговая система при помощи, которой аккумулируются денежные средства, поступающие в бюджет, должны, во-первых, полным образом выполнять функции страны, а во-вторых, при формировании налоговой политики, реально учитывать налоговый потенциал регионов.

Налоговая политика, одновременно выступающая фактором финансовой безопасности, должна, прежде всего, обеспечивать уровень экономического развития, создавать все необходимые условия для социально-экономической стабильности государства, а также ее регионов, и, конечно же, обеспечения безопасности от всех возможных экономических рисков.

Таким образом, налоговая система является одним из факторов в обеспечении финансовой безопасности страны. С одной стороны, налоговая система является рычагом воздействия государства на экономические процессы, протекающие внутри страны, а с другой, это метод взаимодействия и контроля государства над населением, а также хозяйствующими субъектами. Сама структура налога устроена так, что прослеживается зависимость между государством и населением. Роль налога состоит в том, чтобы получить доход в федеральный бюджет, для создания финансовых фондов, при помощи которых, государство осуществляет свои функций, обеспечивая достойную социальную и экономическую защиту своим гражданам. Обеспечение безопасности в налоговой сфере зависит от ее ситуации, на каком экономическом уровне развития она находиться на данный момент, обеспечения равновесия государственной власти. Состояние экономического кризиса или политических ошибок в управлении своей политической деятельности может привести к краху налоговой системы.

Список литературы:

  1. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата.
  2. Даудов В.В.; Лучков Н.А. Социально-экономический потенциал России в условиях глобализации и санкций запада. Журнал «Вестник Поволжского института управления», 2015.
  3. Лучков Н.А., Великий П.П. Парадоксы репродукции ресурсов жизни села. Журнал «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология», 2017.

§ 3. Налоги как фактор экономической и финансовой безопасности

В условиях экономики роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство. Налоги — главный источник финансовых ресурсов, централизуемых государством для общественно необходимых и законодательно установленных потребностей.

Исключительно важное значение в этих условиях имеет обеспечение экономической безопасности государства. Применительно к налоговым отношениям это означает, что объем налоговых преступлений, с одной стороны, должен быть достаточным для полноценного выполнения государством функций; с другой стороны, при формировании налоговой политики государство должно учитывать финансовые потребности реального сектора, т.е. способствовать осуществлению простого и расширенного воспроизводства на технико-технологической основе, соответствующей мировым стандартам и тенденциям.

Надо сказать, что налоговая система выступает одновременно и фактором финансовой безопасности. Она должна способствовать обеспечению такого развития экономики, при котором создавались бы необходимые финансовые условия для социально-экономической стабильности и развития государства, регионов, сохранения целостности и единства финансовой системы (денежной, бюджетной, кредитной, налоговой, валютной).

Прежде всего, в налогах и налоговой политике необходимо видеть две стороны: ресурсы и инструмент обеспечения экономической и финансовой безопасности, с одной стороны, и фактор риска и зависимости — с другой. То есть, роль налогов как позитивна, так и негативна, появляются риски. Как ресурсный фактор налоги могут оборачиваться для государства и средством обеспечения безопасности (рост налогового потенциала) и, в то же время, фактором усиления угроз и рисков (утрата налогового потенциала в силу объективных и субъективных причин).

Читать еще:  Инвестиционный климат санкт петербурга

Следует подчеркнуть, что кризисное состояние государства и экономики, ошибки в экономической политике и общая слабость системы государственного управления с неизбежностью ведут к кризису налоговой системы, превращая ее в реальную или потенциальную угрозу государству, политическому строю и органам власти, лишая их дееспособности и финансовых ресурсов.

При рассмотрении основных процессов в налоговой сфере необходимо всегда различать объективную сторону тенденций налоговой политики, реальные налоговые отношения и реальные количественные показатели налоговой системы, субъективную их сторону, выражающую усилия, цели, намерения и результаты деятельности государства, различных ветвей, органов, уровней государственной власти и местного самоуправления.

К объективным тенденциям, имеющим значение для обеспечения экономической безопасности, следует отнести: 1.

Сокращение налоговых доходов государства вследствие сокращения налоговой базы из-за резкого спада производства. Данный фактор особенно отчетливо проявился в 1992 г. В дальнейшем же снижающаяся доля налогов в ВВП стала следствием ошибок финансовой политики. Доходы консолидированного бюджета России, если смотреть динамику последнего десятилетия составляли: в 1996 г. — 26% ВВП, в 1998 г. — 25,1, в 2000 г. — 28,7, в 2002 г. — 32,4, в 2006 г. — 36,5%. При этом на ранних стадиях подавляющая доля доходов российской бюджетной системы обеспечивалась за счет налогов, уплачиваемых юридическими лицами, что отрицательно отражалось и отражается до сих пор на формировании финансовых источников реального сектора. 2.

Снижение объемов налоговых поступлений в бюджетную систему, как правило, приводит к сокращению расходов государства, в том числе расходов, функционально связанных с обеспечением общей безопасности. Например, расходы на национальную оборону, составившие в 1992 г. 15% расходов консолидированного бюджета, в 2000 г. составили только 9,8%, в 2002г. — 8,7%. Тем не менее, если говорить о расходах на национальную оборону, то они за последние годы значительно выросли и составили в 2006 г. — 667,2 трлн. рублей, в 2007 г. — 821,1 трлн. рублей (2000 г. — 191,7 трлн. рублей). 3.

Неравномерное распределение налогового бремени: перекладывание его на более узкий сектор и круг налогоплательщиков, в результате чего на них создавалось чрезмерное налоговое давление. 4.

Проявление роли налоговой системы как отрицательного фактора экономического прогресса, подавляющего экономический рост, инвестиционную активность, провоцирующего укрывательства от налогов и отток капиталов за границу и в оффшорные зоны, легально или нелегально создаваемые внутри российского рыночного пространства. 5.

Резкое сужение доходного потенциала федерального бюджета вследствие усиления требований и посягательств на доходы федерального бюджета со стороны субъектов Федерации из-за отсутствия достаточно защищенного в правовом отношении деления базы налогов на федеральную, региональную и местную, что приводило к стихийному и конфликтному пределу налоговой базы в пользу тех или иных субъектов Федерации.. 6. Расширение зоны теневой и криминальной экономики, включая в значительной степени сектор коммерческих банков, освобождающей себя от налогообложения посредством изощренных и постоянно совершенствуемых финансовых, правовых, учетных, информационных и организационных «технологий”. 7.

Ослабление стимулирующего и регулирующего воздействия налогового механизма на поведенческую мотивацию предпринимательства, особенно в отношении склонности к сохранению и накоплению капитала, его легализации, предотвращения укрывательства и вывоза за рубеж.

Перечисленные тенденции имеют безусловно негативный характер и постоянно подвергаются соответствующей критике.

Говоря о субъективной стороне деятельности в налоговой сфере, необходимо указать на следующие негативные и опасные тенденции в ней: 1)

глубокая противоречивость системы мер и действий государства в выработке и проведении налоговой политики и реформировании налоговой системы: субъективное стремление увеличить собираемость налогов постоянно наталкивается на подорванную налоговую базу суженного воспроизводства; 2)

несоответствие друг другу и несогласованность различных направлений финансово-экономической политики, когда, например, жесткие меры по ограничению денежной массы и кредитования экономики приводили к кризису платежей, общему сужению денежного оборота и сокращению финансовых оборотов и налоговых потоков. Так, в настоящее время, МЭРТ предлагает обнулить ввозные пошлины на 98 видов технологического оборудования. (Ранее уже обнулили 630 видов); 3)

отсутствие экспертизы и оценки законодательства с точки зрения критериев экономической и финансовой безопасности, устойчивости налоговой системы и эффективности налоговой политики; 4)

слабая предсказуемость налоговой политики и предпринимаемых со стороны Правительства и Президента РФ мер по изменению налоговой системы, порядка и механизма налогообложения. Если говорить откровенно, то мы очень часто меняем налоговую систему, ее принципы; 5)

наличие усиливающейся зависимости налоговой политики от международных финансовых организаций, иностранных политических кругов и ТНК; 6)

отсутствие механизмов защиты налоговой политики и реформирования налоговой системы от агрессивного давления различных лоббистских групп, заинтересованных общественных объединений и организаций; 7)

неразработанность научных основ налогового права, правового функционирования налоговой системы, противоречивость юридической нормативно-законодательной базы; 8)

низкая эффективность системы налогового администрирования и низкая экономическая, административная и уголовная ответственность должностных лиц финансовых и кредитных организаций за неисполнение инструктивных требований по начислению, взиманию и своевременному перечислению в бюджетную систему налоговых и других обязательных платежей, за сокрытие доходов и неуплату налогов.

Как правило, результатом перечисленных тенденций становятся подрыв доходной базы как федерального, так и консолидированного бюджета и резкое ослабление его способности к финансовому обеспечению, функций государства, включая обеспечение его экономической, финансовой безопасности и обороны, защиты прав граждан, борьбы с преступностью, не говоря уже о прямых ассигнованиях в экономику как о важнейшем факторе экономического роста.

В целом, нужно признать, что Российская налоговая система пока не является эффективным инструментом обеспечения экономической безопасности. Более того, в ее развитии сохраняются и усиливаются тенденции, создающие угрозу финансово-экономической безопасности (усиление централизации финансовых ресурсов в федеральном бюджете, сохранение высокого совокупного налогового бремени на реальный сектор экономики, отсутствие эффективных механизмов выравнивания доходов между различными социальными группами, ряд других факторов).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector