Finkurier.ru

Журнал про Деньги
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Роль государства в инвестиционном процессе

Роль государства в инвестиционном процессе

Несмотря на незначительную долю консолидированного бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал (примерно 20%), роль государства в инвестиционном процессе все же нельзя недооценивать. Например, трудно рассчитывать на инвестиционное обеспечение развития социальной сферы из внебюджетных источников финансирования.

К тому же реализация соответствующих инвестиционных программ за счет бюджетных средств является важным элементом стратегии формирования благоприятного инвестиционного климата. Ведь государственные ресурсы, будучи, в конечном счете, освоены в инвестиционном комплексе, поспособствуют запуску механизма «инвестиционного мультипликатора», обеспечивающего расширение спроса на инвестиции и инновации по цепочкам межотраслевых взаимодействий.

Из экономической теории известно, что чем дефицитнее конкретный ресурс, тем выше требования к эффективности его использования. С этой точки зрения особую актуальность приобретает разграничение государственного финансирования инвестиций.

Одна их часть идет на реализацию социально значимых (практически бесприбыльных) проектов, реализуемых в рамках целевых инвестиционных программ.

Вторая часть представляет собою коммерчески окупаемые проекты, осуществляемые за счет средств Бюджета развития, восстановление которого может рассматриваться в качестве одного из направлений инвестиционной политики государства.

Основными условиями выделения государственных инвестиций через этот бюджет являются высокая экономическая эффективность реализуемых проектов, исключительно долевой характер их финансирования, диверсификация риска государства с частным капиталом, конкурсность, срочность, платность и возвратность выделяемых средств.

Целевые инвестиционные программы являются важным инструментом регулирования процесса становления и развития цивилизованной смешанной экономики. Они направлены на устранение структурных диспропорций, повышение эффективности функционирования отраслей материального производства и социальной сферы, на обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования.

Для повышения эффективности ресурсного обеспечения и реализации целевых инвестиционных программ государства предстоит выполнить ряд условий.

Прежде всего, необходимо всесторонне учесть мировой опыт организации бюджетного процесса.

В частности, большой интерес представляет законодательство Германии, исключающее привлечение так называемых бюджетозамещающих иностранных займов и предопределяющее их расходование исключительно на инвестиционные цели.

Важно далее изменить сложившуюся практику контроля за целевым и эффективным использованием государственных средств, направляемых на реализацию целевых программ. Ныне она опирается на крайне неэффективную правовую базу, допускает участие самого проверяемого (государственного заказчика программы) в выборе форм и периодичности контроля.

В российских условиях целесообразно отработать на конкретных программах принятую в Великобритании многоступенчатую систему, сочетающую внутренний и внешний аудит государственных расходов. Неплохо также было бы сформировать специализированную государственную структуру, независимую как от исполнительной, так и от законодательной власти (как это принято в Германии).

Полезно также расширить практику конкурсного размещения государственных инвестиционных заказов в рамках целевых инвестиционных программ с целью минимизации бюджетных расходов.

Что же касается создания условий для привлечения стратегических инвесторов в реальный сектор экономики, то оно связано с развитием федерального и регионального инвестиционного законодательства.

Это должно обеспечить существенное снижение инвестиционных рисков, оживление рынка корпоративных ценных бумаг, стимулировать интеграцию промышленного, банковского, торгового капитала и формирование конкурентоспособных финансово-промышленных групп.

Кроме того, необходимо развитие соответствующей инфраструктуры для применения таких инвестиционных технологий как лизинг, соглашения о разделе продукции, ипотека и т.д.

Необходимо далее обратить самое серьезное внимание на такие постоянно действующие негативные факторы, как крайняя неравномерность распределения инвестиционного потенциала по регионам страны и огромные различия в региональных инвестиционных рисках.

Таким образом, роль государства в инвестиционном процессе крайне важна. Одним из наиболее действенных инструментов реализации инвестиционной политики являются целевые инвестиционные программы.

Государственная инвестиционная деятельность

Роль государства в сфере инвестиций на сегодняшний день очень высока и её сложно переоценить. С возрастанием важности самих инвестиций возрастает и роль прямого участия государства в инвестиционных процессах в стране.

Инвестиционная деятельность государства это вложение средств государственного бюджета и бюджетов низших уровней в конкурентоспособные отрасли и компании, имеющие национальное значение, в инвестиционные проекты, занимающиеся созданием продуктов и услуг потребителем которых выступает само государство.

У каждой страны существуют отрасли экономики, которые играют определяющую роль и вносят максимальный вклад в формирование внутреннего валового продукта.

Именно в таких отраслях прямое участие государства в инвестиционной деятельности проявляется наиболее ярко и заметно. Поддержание конкурентоспособности отрасли, её развития и увеличения тем самым доходов бюджета одна из приоритетных задач правительства любой страны. Государственная инвестиционная деятельность способна проявляется в производстве товаров и услуг, где оно является одновременно заказчиком и потребителем.

Государство благодаря осуществлению инвестиций способно влиять как напрямую на целые отрасли экономики, так и косвенно. Оно не должно быть единственным инициатором инвестиционных процессов и единственным поставщиком инвестиционных ресурсов. Ему необходимо выступать соучастником и оказывать софинансирование инвестиционных проектов, которые отвечают стратегии развития страны.

Читать еще:  Показатели оценки инвестиционных проектов

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности раскрывается в:

  • финансировании приоритетных инвестиционных проектов по стране и федеральным округам/регионам
  • софинансирование совместных инвестпроектов, разработанных вместе с иностранными партнёрами
  • улучшение амортизационной и налоговой политики
  • защита отечественных компаний от закупа морально устаревших видов техники, инструментария, оборудования
  • предоставление государственного финансирования/государственных гарантий на конкурсной основе.

Косвенное участие государства в инвестиционной деятельности страны осуществляется путём опосредованного присутствия на финансовых, страховых, сырьевых и других рынках через посредников в лице центрального банка России, внебюджетных и инвестиционных фондов с государственным участием, органов местного самоуправления всех уровней, пенсионных фондов, страховых компаний и т.д. Такое влияние проявляется в форме постановлений, законов, новых способов взаимодействия с населением, новых услуг.

Источники государственных инвестиций

  • средства государственного бюджета (налоговые и иные поступления, приватизация государственного имущества, иная продажа государственного имущества)
  • региональные, муниципальные и другие бюджеты
  • средства пенсионных и иных фондов, существующих в стране.

Задачи, которые решает государственная инвестиционная деятельность:

  • внедрение новых технологий, развитие инновационных отраслей экономики
  • поддержание конкурентоспособности ключевых отраслей экономики
  • создание рабочих мест
  • повышение благосостояния и уровня жизни людей
  • обеспечение ведения надлежащей социальной политики
  • поддержание приемлемой экологической обстановки
  • обеспечение инвестиционной привлекательности и положительного инвестиционного климата страны.

Инструменты воздействия

Благодаря чему государство способно добиться поставленных перед собою задач? Основные инструменты инвестиционной деятельности государства:

  • законотворческая деятельность
  • банковская система страны
  • инвестиционные/внебюджетные фонды
  • страховые компании
  • центральный банк
  • органы исполнительной власти.

Формы участия

И в заключении выделим те формы участия государства в инвестиционной деятельности, в которых оно влияет на инвестиционные процессы в стране:

  • правовая защита инвесторов, ведущих деятельности на территории страны
  • законотворческая деятельность в области инвестиций
  • финансирование инвестиционных проектов, отвечающих стратегии развития страны
  • предоставление гарантий проектам, участником которых является
  • представление государственных средств только на возвратной основе
  • мониторинг и составление соответствующего списка объектов инфраструктуры, незавершенного строительства требующих доработки и модернизации
  • мониторинг, контроль и регулирование вновь запускаемых крупных инвестиционных проектов на соблюдение законодательства страны.

Основные функции государственной инвестиционной деятельности:

  • стимулирующая
  • регулирующая
  • мобилизационная
  • контролирующая.

Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности

Экономика, предпринимательская и инвестиционная деятельность в значительной степени зависят от государственной политики. В широком смысле инвестиционная политика – это доля государственной экономической политики, необходимая для обеспечения эффективной инвестиционной деятельности.

Инвестиционная политика государства – совокупность взаимосвязанных целей и процедур по снабжению необходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику страны, отдельных ее сфер и отраслей, также меры по повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предприятий, предпринимателей, государства [1].

Инвестиционная политика государства – трудоемкий процесс, который связан с множеством факторов. Так, государство не разрабатывает систему стратегического планирования каких–либо определенных схем размещения производственных сил, смысл которых заключается в обосновании целесообразности развития конкретных отраслей в регионах с точки зрения эффективности и привлекательности интересов государства. Таким образом, с целью повышения результативности взаимодействия с регионами в инвестиционной деятельности усилие федеральных органов власти направлено на более важные стратегические направления структурных преобразований.

На формирование государственной политики России в инвестиционной сфере оказывают следующие факторы: во-первых, это традиционно сложившаяся жесткая роль государства в управлении и контроле над экономикой, так как от государства исходит инициатива радикальных экономических реформ. Как правило, в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в периоды стабильности и оживления снижается, но никогда не исчерпывается.

Во-вторых, функционирование рыночной экономики, которая необходима для обеспечения наибольшей результативности от деятельности субъектов инвестиционной деятельности и от долгосрочных перспектив государственной инвестиционной политики.

В-третьих, это особенности циклических изменений, таких как экономическая нестабильность, финансовый кризис, отсутствие планов четкого развития отраслей экономики в целом [2].

Основные принципы государственного регулирования в инвестиционной политике представлены следующим образом:

  • благоприятный инвестиционный климат для инвесторов;
  • государственная поддержка реального сектора экономики;
  • инновационное обеспечение различных сфер экономики.

Как правило, создание инвестиционного благоприятного климата осуществляется путем усиления роли государства как гаранта прав субъектов инвестиционной деятельности. Это дает уверенность и надежность, что в случае кризисной обстановки вложенные средства не будут безвозвратно потеряны. Так же равные конкурентные условия, способствующие эффективному размещению капитала и устойчивому развитию. Устранение противоречий и послаблений в законодательстве, для предотвращения судебных тяжб между субъектами инвесторами. Упрощение процедур согласования документации, при разработке инвестиционных программ, для быстрого внедрения инвестиционных проектов.

Читать еще:  Методы оценки риска инвестиционного проекта

Для поддержки реального сектора экономики необходимы такие меры как: создание благоприятных условий для развития инвестиционно-финансового потенциала российских предприятий за счет снижения налогов, совершенствование и улучшение амортизационной политики. При всех прочих условиях, налоговая политика должна способствовать ориентированию бизнеса на эффективность инвестиционной деятельности. Оптимизация налоговых режимов для ввоза современного автоматизированного оборудования, способствующего реализации инвестиционного проекта. Так же необходимо реформирование по международным стандартам бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. Создание компаний по страхованию инвестиционных рисков и крупных обществ взаимного кредитования, что будет способствовать активности инвестиционной детальности и разграничит взаимодействие между участниками инвестирования и обеспечит минимум потерь, связанных с финансовым обеспечением инвестиционного проекта.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности Российской федерации предполагает:

  • инвестиционное планирование государства;
  • возобновление кредитования российских банкови нефинансовых предприятий западными инвесторами;
  • повышение конкурентоспособности продукции российского производства, то есть привлечение инвестиций в развитие производства внутристраны;
  • разработку программы развития рынка ценныхбумаг [3].

Регулирование инвестиционной деятельности связано с выбором наиболее приоритетных капитальных вложений. Согласно действующему законодательству, инвесторы не ограничены в выборе объекта инвестирования, исключениями являются случае, когда нарушаются права граждан, юридических лиц. В настоящее время наиболее предпочтительными сферами для инвесторов в России являются:

  • агропромышленный комплекс (13255,5 млрд. руб. – 100%);
  • машиностроение (3374,3 млрд. руб. – 25,5 %);
  • добыча полезных ископаемых (1997,8 млрд. руб. – 15,1%);
  • топливно–энергетический комплекс (1798,0 млрд. руб. – 13,6 %) [4].

Государственная инвестиционная политика, как правило, должна быть нацелена на повышение инвестиционной активности предпринимательства, частных инвесторов, внутренних и зарубежных инвесторов; обновление и увеличение производственных фондов; стабилизация банковской деятельности; развитие НТП и внедрение инвестиций.

Следует отметить, что регулирование инвестирования в России необходимо осуществлять на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Для того чтобы модернизация экономики в действительности осуществлялась и достигла положительного эффекта, необходимы четкие сбалансированные действия всех участников инвестиционного рынка. В таком случае перед государством возникает двоякая роль. С одной стороны, оно должно координировать инвестиционную активность на макроуровне, а с другой быть крупным субъектом инвестирования, основным и стабильным источником инвестиций в социальные проекты.

Список использованной литературы:

1. Подшиваленко, Г.П. Инвестиции: Учебник [Текст]/ Г.П. Подшиваленко – М.: Кнорус, 2010. – 496 с.

2. Игношин, Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник [Текст]/ Н.В. Игношин –М.: Юнити, 2011. – 415 с.

3. Сергеев, И.В., Веретенникова, И.И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие [Текст]/ И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова – М.: Инфра–М, 2012. – 321 с.

Роль государства в регулировании инвестиционной деятельности

Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.

Рыночная экономика, несмотря на многие ее положительные черты, не способна автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина, а также не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои общества.

Владельцы частного бизнеса не заинтересованы вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, однако для общества и государства они жизненно необходимы: угольная промышленность, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство и др. Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И об этом должно позаботиться государство.

Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране, ее национальной безопасности, что в свою очередь является основой для развития инвестиционной деятельности.

Таким образом, экономика не может нормально развиваться, а инвестиции не будут осуществляться, если государство не обеспечило для этого необходимые условия.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов, а также путем проведения определенной экономической, в том числе инвестиционной, политики.

Читать еще:  Экономическая целесообразность инвестиций

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления снижается, но никогда не исчерпывается.

Во всех случаях государство должно придерживаться основного правила ¾ так воздействовать на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушать рыночные основы и не допускать кризисных явлений. Экономические методы влияния государства на предпринимательскую и инвестиционную деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить.

Административные методы, т. е. методы прямого воздействия, должны применяться государством в том случае, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. С целью создания нормальных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую политику: фискальную, инвестиционную, научно-техническую, ценовую, амортизационную, кредитно-финансовую и др., при реализации которой оно применяет в комплексе как экономические, так и административные методы.

Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от полноты и степени совершенства законодательной и нормативной базы.

В процессе перехода Российской Федерации на рыночные отношения параллельно создавалась законодательная и нормативная база в области инвестиций.

Большое значение имеет принятие Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Согласно этому Закону инвестиционная деятельность ¾ вложениеинвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Кроме того, в Законе подробно перечислены формы и методы государственного регулированияинвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Их смысл заключается в следующем.

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

¨ совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

¨ установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

¨ предоставления на конкурентной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации ¾ органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

¨ размещения на конкурентной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих субъектов. Порядок размещения на конкурентной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов Российской Федерации ¾ органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

¨ проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

¨ защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования и материалов, в том числе при реализации бюджета развития Российской Федерации;

¨ защиты интересов инвесторов;

¨ разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

¨ выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

¨ предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Регулирование инвестиционной деятельности на макро- и микроуровне предполагает знание факторов и механизма их влияния на эту деятельность.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×